0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От чего зависит день пасхи

Как считается Пасха у православных — дата, от какого дня

Поскольку Пасха все время выпадает на разные даты, у многих возникает вопрос: как считают, когда будет Пасха, от какого дня, и почему она празднуется в разное время? Например, в 2020 году православные отметят главное торжество 19 апреля, а в 2021 — 2 мая.

Объясняется все очень просто: Пасху всегда отмечают в первое воскресенье, которое приходится после первого весеннего полнолуния. Наглядные примеры того, как высчитывают дату Пасхи, как посчитать, когда наступит Светлое Воскресенье, от какого дня исчисляется дата главного праздника христиан — представлены в статье.

Как считается православная Пасха: правила и примеры

Чтобы определить, как отсчитывается день Пасхи, нужно исходить из 2 основных правил:

  1. Хотя календарная весна наступает 1 марта, христиане начинают вести отсчет с 20 марта. Это день весеннего равноденствия, когда продолжительность дня и ночи равны с точностью до минуты (по 12 часов). Причем в этот же день наступает и так называемая астрономическая весна – уже на следующие сутки продолжительность дня становится больше долготы ночи. Так будет продолжаться до осеннего равноденствия (22-23 сентября).
  2. Начиная с этого дня нужно ожидать первого полнолуния. Его называют первым весенним, а также пасхальным. Как только Луна станет полной, в ближайшее же воскресенье будут отмечать Светлую Пасху.

Однако здесь возникает еще один вопрос. В 2020 году первое полнолуние состоится как раз 21 марта, а Пасху отметят только 28 апреля. В чем же дело?

Здесь нужно иметь в виду, что светская страна Россия живет по Григорианскому календарю (новый стиль), как и большинство других стран мира. Однако православная церковь до сих пор рассчитывает все дни по Юлианскому календарю (старый стиль), т.е. на 13 позже.

Классический пример – это тот самый старый новый год, который, как мы знаем, отмечается в ночь с 13 на 14 января.

Таким образом, с этой точки зрения очень просто понять, как высчитывается Пасха у православных:

  1. Исходим из того, что весна наступает 2 апреля (по старому стилю, т.е. по Юлианскому календарю, который до сих пор используется в православии).
  2. Определяем ближайшее к этой дате полнолуние по Лунному календарю.
  3. Ближайшее воскресенье – это православная Пасха.

Как высчитывается Пасха на каждый год: формула Гаусса

А теперь несколько слов о том, как же высчитать Пасху самостоятельно. Вообще можно даже не знать, когда именно наступает полнолуние. При этом дату можно определить на любой год – хоть на 10 лет вперед.

Для этого применяют так называемую формулу Гаусса. На первый взгляд она кажется довольно сложной, хотя на самом деле чтобы разобраться в ней, достаточно знать только простейшую арифметику.

Итак, для расчета нам понадобится определить 5 величин – назовем их условно A, B, C, D и E. Также нам нужен год, в который определяем день торжества. Для примера возьмем 2019.

Алгоритм, как считается день Пасхи в православии (т.е. по старому календарю) следующий:

  1. Делим 2020 сначала на 19. Получаем остаток 5 – это величина А.
  2. Делим 2020 на 4. Получаем остаток 3 – это величина В.
  3. Делим 2020 на 7. Получаем остаток 3 – это величина С.
  4. Теперь производим такие действия: (19*А+15)/30. От этого деления нам тоже нужно взять только остаток – это 20 (величина D).
  5. Теперь производим такие действия: (2B+4C+6D+6)/7. Снова берем остаток от деления – в данном случае он равен 4 (величина E).

Теперь нужно выбрать одну из этих формул:

  1. 22+D+E (так определяется дата в марте).
  2. D+E-9 (так определяется дата в апреле).

Чтобы понять, какую именно формулу выбрать, сделаем расчеты по каждой из них: в первом случае получается 22+20+4 = 46. Это число не подойдет, потому что в 1 месяце не более 31 дня. Значит, берем вторую формулу: 20+4-9 = 15. Теперь прибавляем 13, поскольку нужно учесть разницу между старым и новым стилем. Получаем 28 апреля – именно в этот день и будет отмечаться Пасха в 2020 году.

Почему отличаются даты православной и католической Пасхи

До 1054 года христианская церковь оставалась единой, однако именно в то время она распалась на Западную (католическую) и Восточную (православную). Тем не менее, христиане отмечали одни и те же праздники в одни и те же дни. Изначально они пользовались Юлианским календарем, введенным еще в 1 веке нашей эры при Гае Юлии Цезаре.

Однако тот календарь не совсем точно определил общую продолжительность года – ошибка составила всего 12 минут, однако даже этого хватило, чтобы породить большие неточности. В итоге в конце 16 века Папа Римский Григорий XIII подготовил и провел реформу для уточнения летоисчисления.

Поскольку со времен Гая Юлия Цезаря прошло почти 1500 лет, пришлось «сдвигать» время сразу на 10 дней. Образно говоря жители Италии, Испании и других стран того времени заснули 1 января, а проснулись уже 11 января. Вот такая занимательная математика.

Впоследствии православная церковь так и не перешла на Григорианский календарь (хотя Россия как светское государство, как и многие другие страны, живет именно по этой системе). Интересно, что мы присоединились к ней только после революции – в 1918 году. Но церковь продолжает отмечать все праздники по Юлианскому календарю, а в настоящий момент разница с новым стилем составляет уже 13 дней.

Многие верующие и просто интересующиеся люди задаются вопросом, насколько это правильно. То есть не следует ли вообще перейти на новую систему летоисчисления? В принципе это логичная постановка вопроса, однако реформа столь значительна, что пока православные не решаются на такие изменения.

Интересно, что католическая Пасха почти в половине случаев отмечается раньше православной. А еще в трети случаев эти даты совпадают – христиане по всему миру отмечают торжество вместе.

В остальное время разница составляет целых 5 недель, что превышает 1 лунный цикл. Вот такая своеобразная система отсчета появилась после изменения календаря.

С другой стороны, если узнать предысторию, все становится понятным. Поэтому и вопрос, как рассчитывается день Пасхи у православных, больше не возникает.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

От чего зависит дата Пасхи в православии

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Пасха в христианской религии считается торжеством торжеств и праздником праздников, от которой зависит все остальные праздники, так называемого Пасхального круга. Но, как известно этот праздник не имеет определенной даты празднования, а узнать как правильно определять день Пасхи каждый год, поможет нижеописанная статья.

Почему Пасха празднуется в разные даты

В православной религии существуют как преходящие праздники, то бишь дата празднования, которых не имеет четко установленного дня, так и непреходящие, а именно те празднования, которые совершаются в один и тот же день ежегодно.

Одним из главных переходящих праздников, от дня проведения которого зависит чуть ли не большая часть богослужебного годичного круга является Пасха. Как правило, от нее зависит дни празднования Пятидесятницы, праздника Входа Господнего в Иерусалим, Вознесение, начало поста Великого и не только. К этому дню христиане пекут куличи пасхи и красят яйца, убираются в доме.

Как определяется дата Пасхи

Для первых верующих людей было достаточно проводить празднование в первое воскресенье спустя 7 дней после иудейского Воскресения Христового. Но после того, как Иерусалим пал в руины и произошло рассеивание народа еврейского, был утерян их главный ориентир в виде созревших колосьев и перед ними возник вопрос, как выполнить расчет даты Пасхи. Ответ нашелся довольно быстро, евреи, а за ними и христиане стали использовать для определения дня празднования лунные и солнечные календари.

Стоить отметить, что определение деня Пасхи у православных — сложный процесс. Основное правило при этом формулируют так: «Воскресение Христово справляют весной в первое воскресенье после полнолуния, которое наступает вслед за весенним равноденствием».

То есть, при расчете необходимо учитывать такие факторы:

  • лунный календарь (обращение ночного светила вокруг земной оси);
  • солнечный календарь (то есть обращение нашей планеты вокруг Солнца);
  • общепринятый день празднества – воскресенье.

В случае если наступление полнолуния приходится раньше 21 марта (дня весеннего равноденствия), то по пасхальным учитывается последующая фаза луны. А если же пасхальное полнолуние приходится на воскресенье, то тогда Светлое Воскресение Христово отмечается в следующее воскресенье.

Математический метод

Следует отметить, что при вычислении дня Воскресения Христова также можно использовать и математический метод, который выглядит следующим образом:

  1. Необходимо поделить число текущего года на цифру 19, а получившийся остаток обозначить буквой «А».
  2. Остаток, который получен от деления числа текущего года на 4, обозначается буквой «B», а через букву «C» обозначить остаток от деления числа текущего года на 7.
  3. Величину 19xА+15 и затем разделяем на 30. Полученный остаток назовем буквой «D».
  4. Остаточное число при делении на 7 величины 2xB+4xC+6xD+6 именуем «E».
  5. Выражение 22+D+E – определяет, когда будет совершаться празднования для первого весеннего месяца, а для апреля – D+E-9.

Например: берем 1996 г. от деления которого на число 19 получаем остаток 1 (A). При выполнении деления на 4 остаток будет равен нулю (B). Деля число года на 7 в конечном и тоге в остатке получим 1 (C). При продолжении вычислений, получаем следующие значения: D=4, а E=6. Исходя из этого следует, что 4+6-9=1, то есть день празднование Воскресения Христово приходится на первое число второго месяца весны.

Читать еще:  Красная пасха аудиокнига

Как вычисляется день празднования Пасхи?

История установления даты празднования Пасхи

Установление календарей

В основе построения двух календарей лежит вопрос о пасхалии, то есть правилах празднования Пасхи.

Решение о праздновании Пасхи было принято на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, но это решение не было каноном, это была некая договоренность.

С предложением рассмотреть вопрос о дате празднования Пасхи выступил святой равноапостольный император Константин. Он считал, что необходимо выработать собственные правила вычисления для установления дат празднования Пасхи.

Причина: Нежелание праздновать христианскую Пасху одновременно с иудеями, которые устанавливали сроки празднования своей Пасхи – христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после еврейской Пасхи, дату которой высчитывали сами иудеи. Таким образом, существовала прямая зависимость от иудеев. Эту зависимость было необходимо разорвать.

Правила вычисления еврейской Пасхи с ветхозаветных времен:

– основа вычислений – лунный календарь

– основная единица – месяц

– длительность месяца – 29 или 30 дней

– полнолуние – 14-ый день любого месяца

– продолжительность года в 12 месяцев – короче на 10 дней солнечного года

– если год из 13 месяцев, то год на 20 дней длиннее солнечного

– для фиксирования праздников за определенными датами – корректировка лунного и солнечного календарей – это делалось методом периодического добавления 13-го месяца. Решение о добавлении месяца принимал первосвященник. Год должен был начинаться весенним месяцем, когда появляется первый урожай ячменя – месяц нисан.

Для разных мест в среднем начало месяца нисана запаздывало по отношению к равноденствию на срок от 8 до 20 дней. Разница в этих оценках связана с тем, что урожай ячменя в горных местах созревает позже, чем в долинах. Нужно подчеркнуть, что в любом случае речь идет о запаздывании в среднем. Были годы, когда евреи праздновали свою Пасху раньше равноденствия, в другие годы – значительно позже.

Для римлян и греков весна всегда наступала после весеннего равноденствия. О точной дате этого астрономического события были разногласия, но практически все были согласны принять некую постоянную дату юлианского календаря, пренебрегая колебаниями реального астрономического равноденствия в пределах четырехлетнего високосного цикла. Евреи стали интересоваться календарем, связанным с астрономическими явлениями и датой весеннего равноденствия, только после разрушения Иерусалима Титом.

Правила вычисления дня христианской Пасхи:

Метонов цикл (в греко-римском мире)

По имени афинского астронома Метона. Предварительные расчеты показывали, что через каждые 19 лет (при несоизмеримости лунного месяца с годом) сумма лунных периодов совпадала с солнечным годом. Если полнолуние совпадало с днем весеннего равноденствия, то через 19 лет снова происходило такое совпадение. Этот цикл был очень точным – ошибка в один день нарастала за 302 года. Таким образом, используя данный цикл, можно было определять даты полнолуния на протяжении многих сот лет.

Метонов цикл был разделен на месяцы продолжительностью 29 и 30 дней.

Однако полнолуния здесь не были астрономическими, то есть 14-ая луна каждого месяца могла отличаться от момента, когда наступало астрономическое полнолуние на 1-2 суток. Это было важно, так как, на первый взгляд, то правило, которое было принято на I Вселенском Соборе, казалось бы, исключало возможность совпадения христианской и еврейской Пасх. Должно было соблюдаться правило, чтобы христианская Пасха праздновалась бы после иудейской Пасхи, так как Христос воскрес после еврейской Пасхи. Поэтому в правиле говорилось, что если полнолуние (то есть еврейская Пасха) совпадали с воскресеньем, то праздновать надо в следующее воскресение. Полнолуние не астрономическое, а расчетное.

В первое тысячелетие таких совпадений было несколько. Дело в том, что можно было использовать Метонов цикл, но выбирать первый его год каждый мог сам. Выборы этих дат у разных народов не совпадали. В связи с этим, в некоторых Церквах могло происходить празднование Пасхи в один день с иудеями. Последнее такое совпадение произошло в конце VIII века. Тогда этого никто не боялся. Строгого запрещения праздновать Пасху в один день с иудеями – нет.

Метонов цикл более точен, чем юлианский календарь. В юлианском календаре за период в 400 лет накапливается ошибка в 3 дня.

Все возникающие вопросы по календарю мог разрешить только Вселенский Собор, однако, начиная с IX века, по политическим причинам собрать его уже было невозможно.

Правило I Вселенского Собораднем празднования Пасхи является первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Чтобы не возникало споров по поводу того, какое полнолуние считать первым весенним (пасхальным), было решено считать границей, отделяющей весну от зимы, день весеннего равноденствия. Днем весеннего равноденствия считается 21 марта по юлианскому календарю.

Для отцов I Вселенского Собора, прежде всего, было важным единство и согласие в Церкви, а не строгие астрономические выкладки. Желание праздновать Пасху всем православным Церквам в один день. Введение этого правила должно было быть постепенным. Это правило помогало каждому епископу самостоятельно рассчитать дату празднования Пасхи.

Римская (Западная) Церковь имела свои правила празднования Пасхи:

– ссылка на указание апостола Петра – не праздновать Пасху после 21 апреля. Как считают историки – это было нежелание того, чтобы день празднования Пасхи выпадал на день основания Рима.

Святой Афанасий Великий предлагал праздновать Пасху в 346, 349 гг. вместе с Римом – ради единства Церкви во времена смуты.

Папа Лев Великий предложил праздновать Пасху в 444. 455 гг. вместе с Востоком, также ради единства.

Никейские правила, касающиеся дней празднования Пасхи, были приняты Римской Церковью к концу V – началу VI веков.

Как вычисляется день празднования Пасхи?

История установления даты празднования Пасхи

Установление календарей

В основе построения двух календарей лежит вопрос о пасхалии, то есть правилах празднования Пасхи.

Решение о праздновании Пасхи было принято на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, но это решение не было каноном, это была некая договоренность.

С предложением рассмотреть вопрос о дате празднования Пасхи выступил святой равноапостольный император Константин. Он считал, что необходимо выработать собственные правила вычисления для установления дат празднования Пасхи.

Причина: Нежелание праздновать христианскую Пасху одновременно с иудеями, которые устанавливали сроки празднования своей Пасхи – христианская Пасха праздновалась в первое воскресенье после еврейской Пасхи, дату которой высчитывали сами иудеи. Таким образом, существовала прямая зависимость от иудеев. Эту зависимость было необходимо разорвать.

Правила вычисления еврейской Пасхи с ветхозаветных времен:

– основа вычислений – лунный календарь

– основная единица – месяц

– длительность месяца – 29 или 30 дней

– полнолуние – 14-ый день любого месяца

– продолжительность года в 12 месяцев – короче на 10 дней солнечного года

– если год из 13 месяцев, то год на 20 дней длиннее солнечного

– для фиксирования праздников за определенными датами – корректировка лунного и солнечного календарей – это делалось методом периодического добавления 13-го месяца. Решение о добавлении месяца принимал первосвященник. Год должен был начинаться весенним месяцем, когда появляется первый урожай ячменя – месяц нисан.

Для разных мест в среднем начало месяца нисана запаздывало по отношению к равноденствию на срок от 8 до 20 дней. Разница в этих оценках связана с тем, что урожай ячменя в горных местах созревает позже, чем в долинах. Нужно подчеркнуть, что в любом случае речь идет о запаздывании в среднем. Были годы, когда евреи праздновали свою Пасху раньше равноденствия, в другие годы – значительно позже.

Для римлян и греков весна всегда наступала после весеннего равноденствия. О точной дате этого астрономического события были разногласия, но практически все были согласны принять некую постоянную дату юлианского календаря, пренебрегая колебаниями реального астрономического равноденствия в пределах четырехлетнего високосного цикла. Евреи стали интересоваться календарем, связанным с астрономическими явлениями и датой весеннего равноденствия, только после разрушения Иерусалима Титом.

Правила вычисления дня христианской Пасхи:

Метонов цикл (в греко-римском мире)

По имени афинского астронома Метона. Предварительные расчеты показывали, что через каждые 19 лет (при несоизмеримости лунного месяца с годом) сумма лунных периодов совпадала с солнечным годом. Если полнолуние совпадало с днем весеннего равноденствия, то через 19 лет снова происходило такое совпадение. Этот цикл был очень точным – ошибка в один день нарастала за 302 года. Таким образом, используя данный цикл, можно было определять даты полнолуния на протяжении многих сот лет.

Метонов цикл был разделен на месяцы продолжительностью 29 и 30 дней.

Однако полнолуния здесь не были астрономическими, то есть 14-ая луна каждого месяца могла отличаться от момента, когда наступало астрономическое полнолуние на 1-2 суток. Это было важно, так как, на первый взгляд, то правило, которое было принято на I Вселенском Соборе, казалось бы, исключало возможность совпадения христианской и еврейской Пасх. Должно было соблюдаться правило, чтобы христианская Пасха праздновалась бы после иудейской Пасхи, так как Христос воскрес после еврейской Пасхи. Поэтому в правиле говорилось, что если полнолуние (то есть еврейская Пасха) совпадали с воскресеньем, то праздновать надо в следующее воскресение. Полнолуние не астрономическое, а расчетное.

В первое тысячелетие таких совпадений было несколько. Дело в том, что можно было использовать Метонов цикл, но выбирать первый его год каждый мог сам. Выборы этих дат у разных народов не совпадали. В связи с этим, в некоторых Церквах могло происходить празднование Пасхи в один день с иудеями. Последнее такое совпадение произошло в конце VIII века. Тогда этого никто не боялся. Строгого запрещения праздновать Пасху в один день с иудеями – нет.

Метонов цикл более точен, чем юлианский календарь. В юлианском календаре за период в 400 лет накапливается ошибка в 3 дня.

Все возникающие вопросы по календарю мог разрешить только Вселенский Собор, однако, начиная с IX века, по политическим причинам собрать его уже было невозможно.

Правило I Вселенского Собораднем празднования Пасхи является первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Чтобы не возникало споров по поводу того, какое полнолуние считать первым весенним (пасхальным), было решено считать границей, отделяющей весну от зимы, день весеннего равноденствия. Днем весеннего равноденствия считается 21 марта по юлианскому календарю.

Читать еще:  Когда отмечается пасха

Для отцов I Вселенского Собора, прежде всего, было важным единство и согласие в Церкви, а не строгие астрономические выкладки. Желание праздновать Пасху всем православным Церквам в один день. Введение этого правила должно было быть постепенным. Это правило помогало каждому епископу самостоятельно рассчитать дату празднования Пасхи.

Римская (Западная) Церковь имела свои правила празднования Пасхи:

– ссылка на указание апостола Петра – не праздновать Пасху после 21 апреля. Как считают историки – это было нежелание того, чтобы день празднования Пасхи выпадал на день основания Рима.

Святой Афанасий Великий предлагал праздновать Пасху в 346, 349 гг. вместе с Римом – ради единства Церкви во времена смуты.

Папа Лев Великий предложил праздновать Пасху в 444. 455 гг. вместе с Востоком, также ради единства.

Никейские правила, касающиеся дней празднования Пасхи, были приняты Римской Церковью к концу V – началу VI веков.

От чего зависит день пасхи

Войти

Пасхальное Полнолуние, или как вычислить день Пасхи?

Сегодня — Полнолуние. Первое полнолуние после дня весеннего равноденствия. Оно имеет особое название — «Пасхальное полнолуние». В первое воскресение после него должна отмечаться Пасха. Таково требование I Вселенского собора, прошедшего в 325 г. в Никее. В этом году Пасха православная и Пасха католическая совпадают. Мало того, они совпадают и с астрономической Пасхой. В связи с таким замечательным вселенским событием, которое быват только раз в году, давайте посмотри, как вычисляется дата Пасхи для любого года. Вычисления немного запутанные, но простые по своей сути. Для их проведения нужно уметь складывать вычитать, умножать, делить и, самое страшное, находить остаток от деления. Т.е. материал 2-3 классов средней школы.

Древние римляне первым месяцем года считали март. По преданию в марте Ромул основал Рим. Вспомните названия месяцев. «Сентябрь» — «седьмой», «Октябрь» — «восьмой», «Ноябрь» — «девятый», «Декабрь» — «десятый». В пасхальных вычислениях март также считается первым месяцем.

Для того чтобы вычислить дату празднования Пасхи в конкретном году, надо знать счет этого года от Сотворения Мира, положение его в Круге Солнца, Круге Луны, основание, вруцелето, эпакту.

Для того чтобы узнать какой сейчас год от Сотворения мира, надо к текущему значению года от Рождества Христова добавить 5508. Например, сейчас идет 2014 год от Р.Х. или 5522 год от С.М.

Круг Луны — это положение года в 19-летнем полном цикле Луны. Началом лунных кругов в Пасхалии считается март года от Сотворения Мира. В год Рождества Христова до полных 290 циклов нехватало 2 года. Поэтому, чтобы определить порядок года в лунном цикле надо от текущего значения отнять число 2 и поделить на 19. Остаток от деления и даст положение года в лунном цикле. Например, (2014-2) % 19 = 17. Т.о., наш год имеет в цикле Луны 16 номер. Если же остаток от деления равен 0 (число нацело делится на 19), то круг Луны принимается равным 19.

Теперь надо определить золотое число, т.е. положение года в римском лунном цикле. Согласно римскому летоисчислению до Рождества Христова прошло полных 248 лунных циклов плюс 1 год. Поэтому для определения золотого числа прибавляем к текущему году 1 и делим на 19. Частное покажет сколько циклов Луны прошло от Сотворения Мира по римскому исчислению, а остаток от деления даст золотое число. Так, (2014+1) % 19 = 1.

Основание — это число, показывающее возраст луны в начале года. Для его нахождения нужно золотое число. Умножаем золотое число на 11 и делим на 30. Остаток от деления и будет основанием. так, для 2014 года будет число 11.

Теперь нужно вычислить полнолуние и новолуние. Согласно решению Никейского собора, Пасхальным полнолунием считается то, которое случается после или в день весеннего равноденствия. Между тропическим и юлианским годами имеется разница ( 11 минут и 8 секунд). Поэтому весеннее равноденствие постоянно смещается на более ранние мартовские дни. При вычислении Пасхи принят постоянный круг оснований. По этому постоянному кругу Церковь признает пасхальными те полнолуния, которые будут тремя днями раньше полнолуний времени Никейского Собора.

Для определения истинного пасхального полнолуния нужно от основания отнять 3. А если основание меньше трех, тогда это основание нужно вычесть из 30, а затем к полученному результату прибавить 3.

Теперь из числа 30 нужно вычесть истинное пасхальное основание. В результате получится истинное пасхальное новолуние. Прибавляем 14 и получаем истинное пасхальное полнолуние. Если оно выпало раньше 21 марта, тогда Пасху надо праздновать уже после апрельского полнолуния. Его можно найти, прибавив к истинному мартовскому полнолунию число 30.

Для 2014 года получаем. Истинное пасхальное основание 11-3=8. Истинное пасхальное новолуние 30 — 8 = 22. Истинное пасхальное полнолуние будет 22+14= 36. Но 36 марта не бывает. Это — 5 апреля. Это по Юлианскому исчислению. По Григорианскому (новому) стилю — это 18 апреля. Как мы видим, православная Пасхалия ошиблась в этом году на 3 дня.

После определения дня истинного пасхального полнолуния, надо вычислить на какой день недели пришлось оно. А, затем, определить ближайшее воскресение. Этот день и будет днем Пасхи. Для этого нам понадобится Круг Солнца и вруцелето.

Круг Солнца — положение года в 28-летнем цикле Солнца. Год Рождества Христова был 20 в Круге Солнца. До конца Круга оставалось 8 лет. Для определения солнечного круга нужно из данного года вычесть 8, а разность поделить на 28. Остаток от деления даст порядок года в солнечном круге. Если остаток 0, то порядок года принимается равным 28. Для текущего года получаем (2014 -8) % 28 = 18.

Теперь ищем вруцелето. (Вруцелето — славянское слово, образованное из «в руце лето», или как бы мы сейчас сказали «в руке год»). Для этого нужно к порядку года в Круге солнца прибавить число высокосных годов, прошедших от начала текущего круга, а из полученной суммы вычесть полное число седмиц. Так как наш год (2014) является 18 в Круге солнца, то начало Круга было в 1996 году. С того момента мы прожили 4 высокоса (2000, 2004, 2008, 2012). Кстати, это число есть частное от деления порядка в Круге Солнца на 4 (18 / 4 = 4).
Итак, для нашего года получаем 18 + 4 = 22, а теперь 22-7*3 = 1. Таким образом, для 2014 года вруцелето — А (Азъ). (Вруцелето обозначается не цифрами, а буквами церковно-славянского алфавита).

По вруцелету находят седмичный день для каждого месяца. Для этого нужно, чтобы в каждом месяце вруцелето соответствовало 7 или кратным ему числам. Тогда остаток от деления и покажет день недели. Для первого марта вруцелетная буква «Г» (Глалголъ). Она соответствует числу 4 (4-я буква в алфавите). До 7 не хватает 3. Таким образом для марта дополнительным вруцелетным числом будет 3. Для апреля вруцелетная буква «З» (Земля) — 8 буква алфавита. До кратного 7 числа (т.е. 14) не хватает 6 (8+6=14). Поэтому, дополнительное вруцелетное число для апреля — 6.

Определить, в какой день седмице выпадает 5 апреля — истинное пасхальное полнолуние 2014 года — поможет вруцелето. Для этого к числу месяца (5 апреля) нужно прибавить вруцелето года А и дополнительное число апреля — 6. Полученное число разделить на 7. Остаток от деления покажет день недели. Если получится 0, то принимаем 7. (5+1+6) % 7 = 5. Итак, истинное пасхальное полнолуние 2014 года — 5 апреля по юлианскому стилю, 18 апреля по григорианскому стилю — выпадает на пятницу. Добавляем оставшиеся два дня седмицы и получаем дату Пасхи 2014 года:

7 апреля по Ю.С. (20 апреля по Г.С.) .

А теперь можно приступать к вычислениям подвижных дат церковного года, связанных с Пасхой, такие как начало Великого поста, Вербное воскресение, Вознесение, Троица, начало Петрова Поста и др.

Надеюсь, что это материал был вам полезен. До новых встреч в эфире!

Пасха-2018:
10 популярных вопросов о празднике

Самым большим праздником христиан, несомненно, является Пасха (Светлое Христово Воскресение), который, наряду c Рождеством Христовым, входит в число самых важных – «двунадесятых» – праздников православия. «Праздник праздников» и «торжество торжеств» – так называют ее в народе. В этом году Пасха – достаточно ранняя и выпадает на 8 апреля.

Даже у людей, далеких от религии, Пасха ассоциируется с торжественной службой, крестным ходом и куличами, а также крашеными яйцами и колокольным звоном. Волжский.ру решил разобраться в истинном смысле праздника и подготовил специальный материал об истории и традициях Пасхи, о том, почему каждый год она выпадает на разные дни, что стоит и чего не стоит делать в этот день, а также о других связанных православных праздниках – Вербном Воскресенье и Благовещении.

Пасха: откуда взялся праздник?

Корни самого слова «пасха» уходят в историю освобождения еврейского народа от египетского рабства. Праздник зародился задолго до рождения Христа, но его значение уже тогда было большим для еврейского народа. В Ветхом Завете он служит напоминанием о том, как Всевышний обошел стороной еврейские дома во время последней из «казней египетских», когда погибли первенцы всех египтян: на иврите «песах», или «паса́х» дословно означает «миновал», «прошёл мимо».

Позже у христиан праздник приобрел несколько иное толкование: переход от смерти к жизни, от земли – к небу. В этом смысле Пасха прочно связана с библейским воскрешением Христа, чье распятие случилось после еврейской Пасхи, в пятницу, впоследствии названную «страстной». Это событие дополняет значение праздника новым смыслом, традициями и атрибутами. Иными словами, слово «пасха» до сих пор означает и ветхозаветный, и новозаветный праздники.

Почему Пасха всегда выпадает на разные дни?

Пасха – главный переходящий праздник церковного календаря. Это значит, что он не имеет конкретной даты, и каждый год исчисляется по лунному календарю. Так, еще с давних времен для праздника было избрано первое воскресенье после полнолуния в день весеннего равноденствия или сразу же после него. Таким образом, Пасха может выпасть на любой день в период с 4 апреля по 8 мая. Кстати, именно от даты Пасхи исчисляются все другие переходящие праздники – Вербное воскресенье, Вознесение Господне, Праздник святой Троицы (Пятидесятница).

Читать еще:  Католическая пасха 2019

В этом году Пасха отмечается 8 апреля, поскольку день весеннего равноденствия – 21 марта, а первое весеннее полнолуние выпало на 31 марта 2018 года.

В соответствии с датой Пасхи, начало 40-дневного Великого Поста в этом году выпало на 19 февраля, а окончание – на 7 апреля и совпало с праздником Благовещения. Этот праздник знаменует собой день, когда Дева Мария получила благую весть: Архангел Гавриил известил ее о непорочном зачатии и рождении Богомладенца Христа.

Великий Пост: что можно, чего нельзя?

За 40 дней до Пасхи православные верующие начинают поститься: первый день поста начинается после Масленицы и Прощеного воскресения. При этом самые строгие две недели поста – первая, когда верующие только начинают путь к покаянию – и последняя, когда завершается очищение души. В эти дни верующие не едят продукты животного происхождения, и, в целом, воздерживаются от обильной пищи. В отдельные дни поста нельзя питаться горячей пищей и добавлять к ней растительное масло, зато в другие – разрешена, к примеру, рыба и даже красное вино. Исключения и послабления, согласно церковным канонам, делаются для стариков, детей, беременных женщин, больных и путников.

На просторах интернета предостаточно информации о постном меню и способах соблюдения церковных канонов за столом в эти дни. Заметим, однако, что из года в год «отцы церкви» неустанно повторяют: намного важнее в этот период соблюдать пост духовный. То есть, воздерживаться от скверных поступков, слов, мыслей, ссор, уныния и других грехов. Пост – время очищения и внутреннего совершенствования православных, а также приближения к пониманию веры и Богу.

Вербное воскресенье: как оно связано с Пасхой?

Вербное воскресенье знаменует собой вход Господа в Иерусалим и отмечается ровно за неделю до празднования Пасхи. В этот день ученики Иисуса и верующие его принимали как Спасителя и Мессию, приветствуя и признавая его как прообраз Бога. Перед ним стелили одежды, ожидая благословения и спасения от мирских страданий. Также верующие шли торжественным крестным ходом с пальмовыми ветвями в руках. Однако, на Руси климат был холодный, и пальмы не росли, поэтому со временем в народе их заменили вербой, на которой в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника – Вербное воскресенье.

На Руси в этот день прихожане молились во время утрени с освященной вербой а, придя домой, глотали вербные почки, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать хворь. Женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота, а затем втыкали ее под крышу дома. Считалось, что это сохранит скотину в целости и поможет ей после выгула исправно возвращаться домой.

Страстная неделя: «неделя страданий»

Вся последняя неделя поста именуется Страстной седмицей, и в переводе с церковнославянского языка означает «неделя страданий». Каждый ее день имеет свое особое значение и историю. В это время, согласно библейским писаниям, Христос начал свой путь к гибели за все грехи человечества и последующему воскрешению. Поэтому Страстную неделю христиане усиленно молятся, соблюдают строжайший пост, вспоминают последние дни земной жизни Христа. Страстная седьмица в этом году начнется 2 апреля и завершится 7 апреля.

Священники рекомендуют в это время ходить в церковь, оставив все мирские дела. Именно посещение богослужений и духовный пост во время Страстной недели намного важнее поста «застольного». Также в это время желательно причаститься хотя бы дважды: в Великий четверг и на Святую Пасху.

Страстная неделя: строго по дням

Многие православные не имеют возможности соблюдать пост все 40 дней, но стараются ограничить себя в пище хотя бы в последнюю, Страстную неделю.

Так, например, в понедельник пищу принимают всего 2 раза в день, ограничивая ее объём и придерживаясь сухоядения. В этот день можно употреблять сырые, отварные, квашеные овощи, хлеб, орехи, ягоды, сухофрукты. Пища должна быть приготовлена без растительного масла. Во вторник следует также придерживаться сухоядения, но разрешена отварная каша и компот из сухофруктов. Великая среда: только отварные и свежие овощи, хлеб, легкие супы, приготовленные без растительного масла и мяса. Великий четверг предполагает небольшое послабление: например, растительное масло, горячие супы и салаты. Но четверг сменяется полным отказом от еды в Великую Пятницу, именуемую «страстной». Тем, кто не может полностью отказаться от употребления пищи, рекомендуется придерживаться сухоядения. В Великую Субботу мирянам также следует придерживаться сухоядения или вообще отказаться от еды до наступления полуночи.

Светлая Седмица: сколько празднуется Пасха?

Многие ошибочно полагают, что Пасха празднуется всего один день. Но, на самом деле, празднование Пасхи длится 40 дней (считается, именно столько Господь пребывал на земле после воскрешения). В это время верующие приветствуют друг друга словами «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» и славословят Христа.

Особенно светлой и радостной для православных является первая неделя после Пасхи – Пасхальная (Светлая) седмица. В 2018 году Светлая седмица пройдет с 9 по 15 апреля. В церковных канонах сказано, что она празднуется «как един день»: всю неделю полностью повторяется ночное пасхальное богослужение. О том, насколько широко празднуют Пасху в это время, свидетельствует тот факт, что в течение всей Светлой седмицы нельзя самовольно налагать на себя пост – даже тем, кто готовится к причащению. Кстати, любую работу во всю Пасхальную седмицу «ортодоксальные» приверженцы православных догматов считают большим грехом.

Пасхальный стол

В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году: пасхальный кулич, настоящую творожную пасху, крашеные яйца. В начале Пасхальной трапезы принято вкушать освященную в храме пищу, и только затем уже все остальные блюда.

Окрашенное в красный цвет луковой шелухой яйцо раньше называли «крашенка», расписное – «писанка», а деревянные пасхальные яйца – «яйчата». При этом испокон веков православные яйца красили именно в красный цвет, знаменующий собой искупление человеческих грехов Христовой кровью. Другие цвета и узоры, которыми расписывают яйца, строгие церковные каноны не приветствуют. К примеру, термонаклейки с изображением лика Христа, Богородицы, изображениями храмов и надписями, хотя и широко представлены на прилавках магазинов, в конечном счете, отправляются в мусорное ведро, что недопустимо.

Одна из легенд, которая объясняет традицию окрашивания яиц на Пасху, связана с Марией Магдалиной. Согласно преданию, она посетила Рим и императора Тиверия с проповедью, подарив ему обыкновенное куриное яйцо. Но Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскрешении Иисуса и воскликнул: «Это столь же невероятно, как если бы яйцо стало красным!». И тогда, прямо на глазах императора, яйцо покраснело. С тех пор православные христиане окрашивают пасхальные яйца, которые символизируют сотворение чуда.

К слову, многие верующие, которые соблюдают Великий Пост, считают, что на Пасху стоит «компенсировать» его обильным застольем. Священники же говорят, что этого дня ждут не ради того, чтобы предаться греховному излишеству, а чтобы понять, для чего вели строгий образ жизни все 40 дней. Да и резкий переход от воздержания к обильной пище опасен с медицинской точки зрения.

На кладбище в Пасху: ходить или не ходить?

Православные «отцы церкви» из года в год настоятельно не рекомендуют ходить на Пасху на кладбище.

«Праздник Пасхи – это праздник живых. Лучше в этот день сходить в гости, встретиться с родными, близкими и друзьями, с теми, кого давно не видели. То есть, поделиться пасхальной радостью с живыми. Для того, чтобы поделиться этой радостью с усопшими и вспомнить их, есть специальный день – Радоница. На Красную Горку, по православным канонам, тоже не стоит ходить на кладбище, но это все-таки лучше, чем идти туда на Пасху. К тому же, вторник всегда – рабочий день, а воскресенье – выходной, поэтому такое посещение допускается», – говорит настоятель храма Святых Новомученников Иоанн Стукалин.

В то же время, православные священники отмечают, что с каждым годом на кладбище в канун Пасхи ходит все меньше людей. По словам священнослужителей, традиция оставлять угощения на кладбище – это, своего рода, пережиток язычества. Древние славяне в процессе похорон насыпали большой курган и устраивали на нем поминальную трапезу. Традиция сохранилась и спустя несколько веков, при этом, угощения, оставленные на могилах, чаще собирали малоимущие. Сегодня церковь считает это абсолютно нормальным явлением: ведь сладости на кладбище оставляют не умершим, а живым – для помина. В то же время, употреблять в пищу любой помин – так же, как и устраивать любые застолья – лучше дома, а не на кладбище.

Богослужения в Волжском

В ночь на Светлое Воскресенье в церквях проходят торжественные службы, воспевающие подвиг Христа, его мученическую смерть и последующее воскрешение. Верующие идут в храмы, чтобы освятить главные символы праздника – кулич, символизирующий жизнь и крашеные яйца, символизирующие возрождение, начало новой жизни.

Праздничные Пасхальные богослужения пройдут во всех храмах Волжского. Службы начнутся в 11.00-11.30 часов 7 апреля. При этом освятить куличи и яйца волжане смогут как после пасхальной службы, так и заранее. Освящение начинается в храмах в субботу с 11.00 часов и продолжается почти в течение всего дня.

Пасхальные ярмарки в Волжском

В преддверии празднования Пасхи, с 5 по 7 апреля, в городе будут организованы выставки-продажи куличей. Пиобрести куличи от местных производителей волжане смогут по следующим официальным адресам:

  • пр. Ленина, 94 (территория перед рынком);
  • ул. Оломоуцкая, 31а (территория перед торговым центром);
  • ул. Мира, 41 (территория перед входом в поликлинику);
  • ул. Мира, 75а (территория перед торговым центром «Престиж»);
  • ул. Горького, 25.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector