Квасной хлеб на пасху - Строим Дом
7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Квасной хлеб на пасху

А*то*: поиск слов по маске и определению

Всего найдено: 11, по маске 5 букв

автол

к этому маслу полностью подходит поговорка «не помажешь, не поедешь»

смазочный материал, масло для карбюраторных двигателей

масло для двигателей внутреннего сгорания

масло для двигателя

смазка для автодвигателя

советское моторное масло

масло для карбюраторного двигателя

«коллега» нигрола для советских авто

масло для карбюраторног двигателя

устаревшее моторное масло

«собрат» и «коллега» нигрола для авто

старое название моторного масла

масло в картере

масло для мотора

моторное масло для советских машин

масло не для каши

советское машинное масло

смазка для карбюратора

смазка для двигателя машины

советское смазочное масло

масло для карбюратора двигателя

«коллега» нигрола для советских машин

смазка для двигателя

моторное масло для советских автомобилей

моторное масло для сов. автомоб.

смазочн. масло для двигателей

анаграмма к слову «отвал»

«коллега» нигрола для сов. машин

моторное масло (устар.)

мешанина из букв слова «отвал»

масло для карбюратор. двигат.

поменяйте буквы в слове «отвал»

автор

академик, имеющий самое непосредственное отношение к «Графу Соколову»

изготовитель собственного произведения

композитор по отношению к своей опере, оперетте, песне

создатель какого-либо произведения, изобретения

создатель художественного произведения, проекта

человек, который героя подвергает всяким опасностям, испытаниям и лишениям, для того, чтобы в конце концов женить или укокошить

создатель художественного, научного произведения

кто продает права на произведение?

чье имя на обложке книги?

если вы знаете как по-латински «увеличивающий», то назовете «литературный» титул, которым награждались римские военачальники, кто своими завоеваниями увеличил границы государства

как известно, Бог — он еще и Создатель, он создал все, что есть, а как назвали бы такого Бога — Создателя Римляне?

создатель, которому полагается гонорар

создатель литературного произведения

ему полагается гонорар

шекспир для Гамлета

пушкин для Онегина

куприн для «Олеси»

тот, кто придумал

создатель, но не Всевышний

человек, живущий на гонорар

пушкин по отношению к Онегину

создатель, пострадавший от плагиата

потенциальная жертва плагиата

Достоевский по отношению к «Идиоту»

неизвестный у анонимки

за свой товар он получает гонорар

живущий от гонорара к гонорару

тот, кто что-н. создал

живущий на гонорар

гонорарных дел мастер

больше всех страдающий от плагиата

его имя на каждой книжке

какое слово можно получить, если перемешать буквы в слове «отвар»?

мешанина из букв слова «товар»

мешанина из букв слова «тавро»

изготовитель собствен. произведения

творец, пострадавш. от плагиата

достоевский по отнош. к «Идиоту»

поменяйте буквы в слове «товар»

анаграмма к слову «товар»

актон

джон (1834—1902), английский историк (БКА)

актор

(латинское actor — исполнитель, декламатор) в Риме — актер, оратор, зазывала

элеец, супруг Молионы, отец Акторидов (Еврита и Ктеата)

супруг Эгины, отец аргонавта Менетия, дед Патрокла

раб или вольноотпущенник, которому рабовладелец доверял управление хозяйством

сын Мирмидона и Пейсидики, отец Евритиона и Филомелы, очистивший Пелея от скверны убийства

антон

в каком мужском имени скрыт противник

мужское имя, дающее повод думать, что его носитель должен голосовать всегда против

мужское имя, доставшееся нам от греков

мужское имя: (греческое) вступающий в бой или русская форма от Антоний

персонаж А. Н. Островского, «Доходное место»

так звали композитора Рубинштейна и писателя Чехова

имя российского актера Шагина

имя белого генерала Деникина

имя обворованного Шпака

персонаж пьесы А. Н. Островского «Доходное место»

имя певца Зацепина

имя педагога Макаренко

имя актера и певца Макарского

имя русского композитора Аренского

имя телеведущего Хрекова

сын Олега Табакова

имя композитора Рубинштейна

имя телеведущего Камолова

имя фигуриста Сихарулидзе

певец и актер . Макарский

в детстве не хотел копать картошку

писатель … Павлович Чехов

«тимур и его команда» (имя актера)

имя писателя Чехова

табаков, Чехов и Макаренко (имя)

«. Иванович сердится» (к/ф)

макаренко и Чехов (имя)

«войну и мир» — Лев, а кто «Чайку»?

имя генерала Деникина

имя Шпака (кинош.)

хорошее имя для русского юноши

в детстве его звали Антошкой

мужское имя, рифмующееся с батоном

русское мужское имя

«. Иванович сердится» (фильм)

известное мужское имя

подходящее русскому парню имя

какое слово можно сделать из слова «тонна» путем перестановки букв?

мешанина из букв слова «тонна»

энтони, эмигрировавший в Россию

чисто русский Энтони

поменяйте буквы в слове «тонна»

мужское имя в рифму с Платоном

полная версия имени Антошка

у «них» — Энтони, а у нас?

чем не имя для русского?

аптон

населенный пункт (город) в США, штат Вайоминг

артос

(греческое arthos — хлеб) просфора, квасной хлеб

хлеб квасной в противоположность иудейским опреснокам; освящался на Пасху особой молитвой

квасной дрожжевой хлеб, освящаемый в день пасхи

квасной дрожжевой хлеб

астон

Фрэнсис Уильям (1877—1945) английский физик; создал масс-спектрограф; Нобелевская премия 1922

марка английского автомобиля

английский физик, построивший кривую упаковочных коэффициентов, характеризующих энергии связи атомных ядер

английский физик, открывший уран-238

английский физик, предложил метод газовой диффузии и электромагнитный метод для разделения изотопов

английский физик, показавший, что большинство стабильных элементов являются смесью изотопов

английский физик, создавший масс-спектрограф, с помощью которого доказал наличие изотопов у хлора и ртути

английский физик, лауреат Нобелевской премии (1922 г.)

футб. клуб «. Вилла»

авто Бонда «. Мартин»

«челси», «МЮ», «. Вилла»

английское спортивное авто «. Мартин»

«. Мартин» (английский автомобиль)

английский легковой автомобиль «. Мартин»

«. Мартин», изготовленный в Англии

родной для англичанина «. Мартин»

рожденный в Англии «. Мартин»

рос. агро-индустриальная корпорация

российская агро-индустриальная корпорация

«. Мартин» (марка английского автомобиля)

английский спортивный автомобиль «. Мартин»

нероскошь, по словам Остапа Бендера, английского происхождения

«. Мартин» (английский автомоб.)

изготовл. в Англии автомоб. «. Мартин»

рожден. в Англии автомоб «. Мартин»

английск. спортивное авто «. Мартин»

англ. легковой автомобиль «. Мартин»

астор

виконтесса, ставшая первой женщиной, избранной в британский парламент

первый американский мультимиллионер

нэнси (1879—1964), виконтесса первая женщина — член английского парламента (БКА)

Артос: пасхальный хлеб

В фото- и видеоистории Владимира Ештокина

Традиция употребления артоса восходит к апостольским временам. Когда в сороковой день после Воскресения Иисус Христос вознесся на небо, его ученики и последователи находили утешение в воспоминаниях о своем Учителе – они вспоминали каждое Его слово, каждое действие. Собираясь на общую молитву, они, вспоминая Тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Во время общей трапезы ученики по традиции оставляли за столом первое место незримо присутствующему среди них Учителю и полагали на это место хлеб.

Продолжая Апостольскую традицию, первые пастыри Церкви установили традицию в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. В православных монастырях эта традиция сохранилась практически в неизменном виде: всю Светлую седмицу артос приносят в трапезную и поставляют на свободное место за столом или же на отдельный столик. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа в нашей жизни.

Как пекут артос

Как правило, артосы начинаю выпекать в дни Великого поста или незадолго до его начала. Это зависит, в первую очередь, от их необходимого количества. В приходских храмах, где выпекают небольшое количество хлебов, вполне управляются за неделю до Пасхи; в больших монастырях, где счет идет на тысячи, делать это начинают задолго до Великого поста.

При этом сам процесс выпекания артосов, по сути своей мало чем отличается от выпечки обычных просфор, и, может, не столько сложен, сколько трудоемок. Достаточно сказать, что только сама выпечка продолжается более четырех часов. А ведь еще надо подготовить тесто, остудить выпеченные артосы…

Полный технологический цикл выпекания артосов длится без малого двадцать четыре часа. А выпекают артосы в… обычных алюминиевых кастрюлях, обмазанных изнутри воском. Готовность выпеченного хлеба определяют по цвету. Тело артоса должно иметь цвет человеческого тела, то есть практически белый с легким желтоватым оттенком.

Готовые артосы убирают в специально отведенное место , где они и лежат до Пасхи. Правильно испеченный артос при правильном хранении может храниться несколько месяцев, ничуть не теряя своих качеств.

И вот, наконец, светлый праздник Воскресения Христова. На Пасхальном богослужении после Литургии артос выносят в храм и устанавливают перед Царскими вратами. Совершается чин освященяя артоса. Священник читает подобающие торжественному моменту молитвы и окропляет артос святой водой.

Освященный артос, положенный на специальном столике перед Царскими вратами мы и видим всю светлую седмицу. Каждый день, после Литургии, с артосом совершается крестный ход вокруг храма, и после этого он снова водворяется на свое место.

Когда раздают артос

Ну а в светлую субботу, опять же после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки.

Откроем читателю небольшую тайну. На больших приходах, где на праздничную службу приходит очень много народу, артосы, а их бывает очень много, начинают дробить уже в пятницу, иначе в субботу можно просто не успеть одарить всех желающих святым хлебом.

Читать еще:  Пасха в 1989

Получив благословение от батюшки, где-нибудь в самом спокойном уголке храма собираются бабушки и с Божией помощью, под пение молитв совершают они это почти что таинство, чтобы утром следующего дня никто не остался обделенным.

Артос считается наряду со святой водой одной из святынь православной церкви, и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил.

При этом артос, как любая святыня, требует к себе трепетного отношения – при небрежном к нему отношении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и, высушив их, хранят в стеклянной таре. Употребляют его натощак, как правило, запивая святой водой.

Берегите артос. Берегите себя.

Благодарим приход храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе за возможность фото- и видеосъемки.

Рыбинское благочиние

Сайт создан по благословению Преосвященного Филарета, Епископа Канского и Богучанского

Главное меню

Навигация по записям

Пасхальный хлеб — АРТОС : что такое, история, употребление

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. Называется этот хлеб АРТОС.

Слово артос ( в переводе с греческого языка — квасной хлеб) — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса идет с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после за амвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! И ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, раби Твои, в честь я славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси, вкушающии от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Употреблять Артос нужно натощак, со святой водой, и с молитвой и благоговением.

Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь.

Артос: пасхальный хлеб

В фото- и видеоистории Владимира Ештокина

Традиция употребления артоса восходит к апостольским временам. Когда в сороковой день после Воскресения Иисус Христос вознесся на небо, его ученики и последователи находили утешение в воспоминаниях о своем Учителе – они вспоминали каждое Его слово, каждое действие. Собираясь на общую молитву, они, вспоминая Тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Во время общей трапезы ученики по традиции оставляли за столом первое место незримо присутствующему среди них Учителю и полагали на это место хлеб.

Продолжая Апостольскую традицию, первые пастыри Церкви установили традицию в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. В православных монастырях эта традиция сохранилась практически в неизменном виде: всю Светлую седмицу артос приносят в трапезную и поставляют на свободное место за столом или же на отдельный столик. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа в нашей жизни.

Как пекут артос

Как правило, артосы начинаю выпекать в дни Великого поста или незадолго до его начала. Это зависит, в первую очередь, от их необходимого количества. В приходских храмах, где выпекают небольшое количество хлебов, вполне управляются за неделю до Пасхи; в больших монастырях, где счет идет на тысячи, делать это начинают задолго до Великого поста.

При этом сам процесс выпекания артосов, по сути своей мало чем отличается от выпечки обычных просфор, и, может, не столько сложен, сколько трудоемок. Достаточно сказать, что только сама выпечка продолжается более четырех часов. А ведь еще надо подготовить тесто, остудить выпеченные артосы…

Полный технологический цикл выпекания артосов длится без малого двадцать четыре часа. А выпекают артосы в… обычных алюминиевых кастрюлях, обмазанных изнутри воском. Готовность выпеченного хлеба определяют по цвету. Тело артоса должно иметь цвет человеческого тела, то есть практически белый с легким желтоватым оттенком.

Готовые артосы убирают в специально отведенное место , где они и лежат до Пасхи. Правильно испеченный артос при правильном хранении может храниться несколько месяцев, ничуть не теряя своих качеств.

И вот, наконец, светлый праздник Воскресения Христова. На Пасхальном богослужении после Литургии артос выносят в храм и устанавливают перед Царскими вратами. Совершается чин освященяя артоса. Священник читает подобающие торжественному моменту молитвы и окропляет артос святой водой.

Освященный артос, положенный на специальном столике перед Царскими вратами мы и видим всю светлую седмицу. Каждый день, после Литургии, с артосом совершается крестный ход вокруг храма, и после этого он снова водворяется на свое место.

Когда раздают артос

Ну а в светлую субботу, опять же после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки.

Откроем читателю небольшую тайну. На больших приходах, где на праздничную службу приходит очень много народу, артосы, а их бывает очень много, начинают дробить уже в пятницу, иначе в субботу можно просто не успеть одарить всех желающих святым хлебом.

Получив благословение от батюшки, где-нибудь в самом спокойном уголке храма собираются бабушки и с Божией помощью, под пение молитв совершают они это почти что таинство, чтобы утром следующего дня никто не остался обделенным.

Читать еще:  Как празднуется пасха в россии

Артос считается наряду со святой водой одной из святынь православной церкви, и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил.

При этом артос, как любая святыня, требует к себе трепетного отношения – при небрежном к нему отношении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и, высушив их, хранят в стеклянной таре. Употребляют его натощак, как правило, запивая святой водой.

Берегите артос. Берегите себя.

Благодарим приход храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе за возможность фото- и видеосъемки.

На каком хлебе совершил Евхаристию Спаситель?

Установление таинства Причащения на Тайной вечере и раскол Церквей в 1054 году

Установление таинства Причащения на Тайной вечере и раскол Церквей в 1054 году

Четверг Страстной седмицы посвящен воспоминанию Тайной вечери, предшествовавшей взятию Господа Иисуса Христа под стражу и Его Распятию. Во время нее Спаситель установил таинство Причащения и омыл ноги учеников. Воспоминания установления таинства Евхаристии, а также Гефсиманского моления и предательства Иуды составляют основное содержание богослужения Великого Четверга.

Таинство Евхаристии, безусловно, занимает центральное место в жизни Церкви. Именно благодаря ему созиждется Церковь как единое Тело Христово, и верный христианин, участвуя в евхаристической Жертве, принимает оставление грехов, залог вечной жизни и сущностное соединение с Богом — соединение, недоступное более ни в каком церковном таинстве, без которого невозможно спасение в будущем веке.

На всем протяжении церковной истории богословие Евхаристии всегда было своеобразной лакмусовой бумагой в отношении истинности тех или иных воззрений и доктрин, прежде всего — в христологии (учение об Иисусе Христе) и триадологии (учение о Святой Троице). Неправославные, ошибочные учения почти всегда имели своим следствием еретические воззрения и на таинство Евхаристии.

Поэтому неудивительно, что именно вопрос, связанный с богословием и практикой совершения этого таинства, имел принципиальное значение в истории конфликта между Константинопольской и Римской Церквами, приведшего к расколу (схизме) 1054 года. В начале XII века Патриарх Антиохийский Иоанн IV Оксит писал: «Вопрос об опресноках — самая главная причина разделения между нами и ними. [Вопрос] об опресноках содержит в себе сумму благочестия».

Напомним, что Православная Церковь совершает таинство Евхаристии на квасном хлебе, выпеченном из теста с закваской, а Римско-Католическая — на опресноках, то есть на пресном хлебе, приготовленном без добавления разрыхлителей теста. На пресном хлебе таинство совершается также и в Армянской апостольской Церкви.

Вопрос о практике совершения католиками Евхаристии на пресном хлебе оставался в греческой богословской литературе одним из главных пунктов антилатинской полемики вплоть до XVIII века. Вопрос же об исхождении Святого Духа, Filioque, хотя и был поднят в споре XI века латинской стороной, однако не являлся основным вплоть до XII века.

Аргументация византийской стороны в полемике против римской богослужебной практики [1] тематически может быть разделена на четыре пункта:

  1. Восприятие иудейских обрядов. Большая часть сочинений против опресноков отождествляет хлеб латинской Евхаристии с иудейскими опресноками.
  2. Этимологический аргумент опирается на этимологию греческого слова ἄρτος (хлеб), употребленного в Евангелии при рассказе об установлении таинства Евхаристии. По мнению греческих полемистов, это слово происходит от глагола αἴρω (поднимать) или прилагательного ἄρτιος (совершенный). Оба слова характеризуют тесто, из которого изготавливается квасной хлеб, поэтому только квасной хлеб может обозначаться как ἄρτος. Никита Стифат, ученик прп. Симеона Нового Богослова и главный оппонент римского кардинала Гумберта в споре 1054 года, писал: «Господь взял не опреснок и, благодарив, преломил и дал ученикам, но хлеб (ἄρτον), как свидетельствуют четыре евангелиста и божественный апостол Павел».
  3. Символический аргумент. Одушевленной и обоженной Плоти Спасителя, которой причащаются верные, может символически соответствовать только квасной хлеб. В наиболее полном виде символическая аргументация представлена у монаха Никиты Стифата, который разработал ее первоначально против армянской евхаристической практики: закваска живит и согревает тесто посредством «живой силы», так что хлеб, приготовленный с ее помощью, — одушевлен. «Опреснок, очевидно, бездушен, как этому ясно научает и сама природа вещей (. ) в опресноках нет никакой живой силы, поэтому они мертвы», — отмечает монах. Таким образом, только «одушевленный» квасной хлеб может символически соответствовать одушевленному Телу Христа (быть его «вместообразом»).
  4. Историко-экзегетический аргумент, связанный с установлением таинства Евхаристии Господом.

В настоящей заметке мы остановимся подробнее на историко-экзегетической аргументации, ставшей основной в антилатинской полемике против опресноков на протяжении последующих восьми столетий. Православная сторона стремилась доказать, что Господь Иисус Христос установил таинство Евхаристии во время Тайной вечери именно на квасном хлебе, так что на нем оно и должно совершаться в Церкви.

Основной проблемой здесь было то, что Тайная вечеря, согласно евангелистам Матфею, Марку и Луке, была ветхозаветной пасхальной трапезой, а Ветхий Завет предписывал совершать ее только на опресноках, заранее удалив из дома всякий квасной хлеб. На этот факт указывали латинские авторы, для которых исторический аргумент был также одним из главных в полемике. В свою очередь греческие богословы доказывали, что Тайная вечеря была либо полностью совершена на квасном хлебе, либо установленная во время нее Евхаристия, принципиально новое таинство, требовала для себя использования нового продукта, не связанного с ветхой Пасхой. И даже если Господь совершил ветхозаветную Пасху на опресноках, таинство Евхаристии Он установил именно на квасном хлебе.

Православные авторы предлагали несколько вариантов толкования евангельского повествования, чтобы обосновать эту точку зрения. Архиепископ Лев Охридский, автор первого известного документа греческой полемики против опресноков (XI), Никита Никеец (I половина XII века), Патриарх Константинопольский Геннадий II Схоларий (XV), Патриарх Александрийский Митрофан (Критопул) (XVII) полагали, что в установленный день — 14-го числа еврейского месяца нисана — Христос совершил ветхозаветную Пасху, по предписанию Закона, с пресным хлебом, а затем установил новую Пасху (Евхаристию) на квасном хлебе.

Согласно другому мнению, Христос совершил ветхозаветную Пасху не 14 нисана, а днем ранее. При этом полемисты интерпретировали слова Евангелий от Матфея и от Марка «в первый день опресноков» (Мф 26.17; Мк 14.12) как «в день перед опресноками», то есть в 13-й день месяца нисана, под вечер. Таким образом, вне зависимости от того, была ли совершена Пасха на опресноках или на квасном хлебе, наличие последнего в доме в тот день не запрещалось Законом, так что он и был использован для установления таинства. Такому мнению, призванному согласовать сообщения евангелистов и снять противоречие с ветхозаветными предписаниями, следовали следующие авторы: Евфимий Зигабен (конец XI — начало XII века), Патриарх Антиохийский Иоанн IV/V Оксита, Михаил Глика (XII), митрополит Анкирский Макарий (XIV — начало XV века), свт. Симеон Солунский, Иоанн Евгеник, брат свт. Марка Эфесского (XV).

После XVII века это мнение получило распространение в русском и греческом догматическом богословии, что нашло отражение в соответствующих разделах основных догматических учебников нашей Церкви — «Православно-догматического богословия» митрополита Макария (Булгакова) и «Православного догматического богословия» архиепископа Филарета (Гумилевского).

Некоторые авторы, соглашаясь с предыдущим мнением о том, что Тайная вечеря состоялась 13 нисана, тем не менее полагали, что Спаситель вообще не совершал ветхозаветную Пасху, но лишь установил Евхаристию на квасном хлебе. Защитниками этого мнения были: Никита Стифат, Никита Сеид (XII), Патриарх Иерусалимский Симеон II (конец XI века), Патриарх Иерусалимский Иоанн VIII (I половина XII века), Матфей Ангел Панарет (XIV) и Евстратий Аргентис (XVIII).

Особняком среди православных полемистов стоит блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский (II половина XI — начало XII века). Согласно блаженному Феофилакту, Господь в установленный день совершил ветхозаветную Пасху и установил таинство Евхаристии, воспользовавшись в обоих случаях опресноками. Апостолы же начали совершать Евхаристию на квасном хлебе, использовав для таинства тот же хлеб, что и для обычной трапезы, в то время как опреснок, бесквасный хлеб, употреблялся лишь в определенные дни.

Блаженный Феофилакт подчеркивал, что, несмотря на то, что Господь совершил первую Евхаристию на пресном хлебе, употребление квасного хлеба предпочтительнее, поскольку именно такая практика стала общей для всех Поместных Церквей, а также поскольку мы совершаем Евхаристию не буквально воспроизводя действия Спасителя во время Тайной вечери, но так, как того требуют благоговение и вера.

Таким образом, мнение блаженного Феофилакта является в своем роде компромиссом, позволяющим не прибегать к сложным интерпретациям новозаветного текста и делающим акцент на дополнительном экклезиологическом аргументе — а именно, что в традиции всех православных восточных Церквей Евхаристия совершалась на квасном хлебе. Так, в приписываемом Никите Никейцу трактате «Слово в опровержение римского догмата [о том], что приношение должно совершаться на опресноках» сказано: «Итак, все говорящие на чужих языках племена и царства на востоке, западе, севере и юге и четыре Патриарха служат, используя закваску, за исключением Папы Римского и тех, кто у него в подчинении. Посему свидетельство многих есть более истинное и надежное, чем свидетельство одного».

Кроме того, общая распространенность практики использования квасного хлеба, по мнению полемистов, доказывает, что и сами апостолы предписали совершать Евхаристию на нем. В заключение отметим, что для исторической науки до сих пор остается открытым вопрос о том, когда именно в I тысячелетии [2] Римская Церковь отказалась от использования за богослужением квасного хлеба и перешла на использование пресного, что стало в итоге одним из поводов к разделению Церквей.

Читать еще:  Католическая пасха в 2020 году какого

[1] Полемика об опресноках, приведшая в 1054 году к взаимным анафемам между римскими легатами и Константинопольским Патриархом, возникла на фоне сложных политических событий, которых мы здесь не касаемся. Подробнее об истории спора см.: Бармин А.В. Полемика и схизма. М., 2006; Бернацкий М.М. Спор об опресноках/Евхаристия (коллективная статья) // Православная энциклопедия. 2008. Т. 17. С. 619–625.

[2] Во всяком случае, к XI веку употребление опресноков в самой латинской традиции воспринималось как древний обычай.

Что это — артос? Как употреблять артос по церковным правилам?

Поговорим о хлебе под названием артос. Что это за изделие? В переводе с греческого «артос» — это «квасной хлеб», его еще называют просфорой всецелой. Приготовлен он по особым церковным рецептам.

Всю Светлую седмицу освященный хлеб в храме занимает такое место, где все его видят — рядом с иконой воскрешения Господа. Когда заканчивается служба, раздается всем верующим артос. Как употреблять его правильно? Об этом мы и поговорим.

Артос: что это такое?

Использование этого чудо-хлеба началось в самом начале христианства, в тот день, когда Иисус Христос вознесся на небо.

Верующие его ученики и те, кто следовал за ним, очень переживали его гибель и утешали себя с помощью разных молитв, в которых вспоминали каждое его действие (слово, шаг). Когда они молились, вместе вспоминая тайное вечернее собрание, то обязательно при этом причащались. Собираясь на принятие пищи, они специально оставляли пустое место за их столом, и для невидимого, но присутствующего Господа обязательно клали хлеб.

Пасха

Первые пастыри церкви, подражая апостолам, на Пасху делали то же самое. Это было выражением того, что пострадавший за человечество стал для всех настоящим хлебом, символизирующим саму жизнь. Церковный хлеб артос испечен особым образом. На нем есть изображение креста, и видно лишь терновый венец, но нет Иисуса распятого. Это сделано для того, чтобы верующие люди видели победу над самой смертью. Еще в Пасху на священном хлебе изображают буквы ХВ.

Поверье

С этим изделием связано и древнее предание церкви. Оно заключается в том, что апостолы за столом оставляли небольшую часть хлеба — это была доля Божьей Матери. Таким образом они напоминали себе постоянное общение с ней и после принятия пищи со всем трепетом между собой делили эту часть. Во всех монастырях эта традиция носит наименование «Чин о Панагии», это означает воспоминания о Богородице. В приходских церквях это делается один раз в год, связан обычай с раздроблением артоса.

Его освящают особенной молитвой, окропляют святой водой и на первый день Пасхи ходят на все литургии, как только закончится заамвонная молитва, которую читает сам священник. Она так называется потому, что для ее произнесения читающий спускается с возвышения перед алтарем, крайний выступ которого называют амвоном. Но обычно священник, для того чтобы прочитать заамвонную молитву, не спускается, а становится на нем, потому что и с этого возвышения все замечательно слышно тем, кто присутствует в храме.

Пасхальный хлеб артос кладется на солее (это такое возвышение перед иконостасом в православной церкви, как бы продолжение алтаря), напротив царских врат, на специально приготовленном столе. И читается специальная молитва на таинство раздробления его. При этом обряде присутствует диакон (это служитель церкви, который помогает священнику проводить обряды, но самостоятельно их совершать не имеет права), прихожане и, конечно же, священник. В молитве, которую он читает, говорится о сотворенном Христом чуде, когда он накормил пятью хлебами нуждающийся народ, несмотря на все их болезни и грехи. Люди просят Святую Троицу о том, чтобы священный артос дал здоровье телу и внутреннему состоянию. Они восхваляют Бога и благодарят его за его бесконечную доброту и любовь к людям.

После того, как хлеб освятят, его вместе с подставкой, на которой он лежит, ставят на возвышении перед образом самого Спасителя. Там хлеб находится на протяжении всей Святой седмицы.

Во все дни этого праздника принимают артос. Как употреблять его правильно, узнаем чуть позже. Когда заканчивается литургия со священным куличом, в торжественной обстановке производится вокруг храма крестный ход. В субботу по заамвонной молитве читается еще одна молитва — на измельчение артоса. Он раздробляется в самом конце литургии, когда происходит целование креста, после чего раздается всем присутствующим как святыня, затем читается молитва на принятие артоса. В ней говорится о том, что хлеб и вода, приготовленные специальным образом в церкви с определенными молитвами и настроением, могут укрепить здоровье и силу духа человека. Он верит, что может стать лучше с помощью Бога, который относится к людям милосердно, так как святые и Матерь Божья молятся за все человечество.

Те маленькие частички (антидор) святого хлеба, которые раздали в храме, очень трепетно хранятся дома в уголке рядом с иконами.

Как правильно хранить?

Обязательно нужно помнить о том, что все, что соприкасается со святыней, требует особенного, аккуратного и внимательного обращения. Например, бумагу, в которую был завернут артос или просфора, обязательно нужно сжигать. Дома нужно хранить освященное изделие со всей бережностью. Лучше всего пусть лежит в специально отведенном месте артос.

Если святыню невозможно дальше употреблять.

Если хлеб испортился, и на нем проявилась плесень, то его обязательно необходимо принести в Храм и отдать священнику, чтобы тот по всем правилам и с особыми молитвами произвел сожжение.

Обряд

Очень давно существует традиция шить маленькие сумочки на шнурках для того, чтобы носить и хранить просфоры. Если у вас есть такая, то пропадает потребность в каких-то пакетиках, и вы больше не будете опасаться, что освященный хлеб может быть уронен или где-то забыт. И в момент какой-то беды вы можете со спокойной душой вынуть артос. Эти сумочки называются просфорницами или просфорничками, их часто очень красиво украшают стразами или бисером, разными вышивками и лентами. Их можно сшить самим либо купить в церковных лавках.

Многие прихожане, которые совсем недавно пришли к мыслям о Боге и решили посвятить свою жизнь молитвам о своих родных и близких, не знают правил, и задаются вопросом о том, что это за хлеб — артос, как принимать его правильно. Сейчас попробуем немного разобраться в этом деле.

Хлеб артос: как употреблять его?

Верующие люди очень серьезно относятся ко всем молитвам и частичкам священного хлебушка, поэтому, принеся его в свой дом, подсушивают и хранят строго в какой-нибудь баночке или коробочке. Артос – хлеб, употреблять который можно только в особые нужды, например, во время сильной болезни или от безысходности положения, когда беда приходит одна за другой, для душевного успокоения. Священное изделие едят только на голодный желудок, запивая святой водой!

Вот мы и узнали про артос, что это великая святыня и играет большую роль в жизни христиан. Но чтобы его по всем правилам раздробить на мелкие частички, его сначала нужно испечь. Вот по какому рецепту печется великий хлеб.

Рецепт

Берется 1 кг 200 г муки, желательно высшего сорта. На дно посуды, где будет меситься тесто, чуть-чуть налить святой воды. Высыпать 400 г муки и облить очень горячей водой. Это делается для того, чтобы придать сладость и стойкость против плесени. Все перемешать и охладить. Потом добавить соль, предварительно разведя ее в святой воде, и положить 25 г дрожжей. Все хорошо перемешать и подождать 30 минут. Далее добавить муку (800 г) и снова перемешать. Как только тесто подойдет, его выложить на стол и раскатать скалкой в листы необходимой толщины.

Нарезать на кружки, для самой нижней части артоса сделать круг побольше. Потом накрыть влажным полотенцем, а после — сухим, и подождать еще 30 минут. На верхнюю часть ставят печать. Потом обе части нужно смазать теплой водой и соединить. Обе части проколоть, чтобы не образовывались пустоты. Затем поставить на противень и печь в духовке до готовности. Маленькие пекутся 15 минут, служебные — около 20 минут.

Заключение

Мы уже знаем, что такое артос, как употреблять этот хлеб и его маленькие раздробленные части. Обязательно нужно читать специальную молитву и запивать святой водой. Принимать артос нужно очень аккуратно, не проронив ни единой крошечки, поэтому нужно это делать над чистым листом белой бумаги или блюдцем. Если вы истинный христианин, то все правила этого таинства вам понятны, а артос — хлеб, который вы не раз в жизни уже пробовали.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector