7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Квасной хлеб на пасху 5 букв

А*то*: поиск слов по маске и определению

Всего найдено: 11, по маске 5 букв

автол

к этому маслу полностью подходит поговорка «не помажешь, не поедешь»

смазочный материал, масло для карбюраторных двигателей

масло для двигателей внутреннего сгорания

масло для двигателя

смазка для автодвигателя

советское моторное масло

масло для карбюраторного двигателя

«коллега» нигрола для советских авто

масло для карбюраторног двигателя

устаревшее моторное масло

«собрат» и «коллега» нигрола для авто

старое название моторного масла

масло в картере

масло для мотора

моторное масло для советских машин

масло не для каши

советское машинное масло

смазка для карбюратора

смазка для двигателя машины

советское смазочное масло

масло для карбюратора двигателя

«коллега» нигрола для советских машин

смазка для двигателя

моторное масло для советских автомобилей

моторное масло для сов. автомоб.

смазочн. масло для двигателей

анаграмма к слову «отвал»

«коллега» нигрола для сов. машин

моторное масло (устар.)

мешанина из букв слова «отвал»

масло для карбюратор. двигат.

поменяйте буквы в слове «отвал»

автор

академик, имеющий самое непосредственное отношение к «Графу Соколову»

изготовитель собственного произведения

композитор по отношению к своей опере, оперетте, песне

создатель какого-либо произведения, изобретения

создатель художественного произведения, проекта

человек, который героя подвергает всяким опасностям, испытаниям и лишениям, для того, чтобы в конце концов женить или укокошить

создатель художественного, научного произведения

кто продает права на произведение?

чье имя на обложке книги?

если вы знаете как по-латински «увеличивающий», то назовете «литературный» титул, которым награждались римские военачальники, кто своими завоеваниями увеличил границы государства

как известно, Бог — он еще и Создатель, он создал все, что есть, а как назвали бы такого Бога — Создателя Римляне?

создатель, которому полагается гонорар

создатель литературного произведения

ему полагается гонорар

шекспир для Гамлета

пушкин для Онегина

куприн для «Олеси»

тот, кто придумал

создатель, но не Всевышний

человек, живущий на гонорар

пушкин по отношению к Онегину

создатель, пострадавший от плагиата

потенциальная жертва плагиата

Достоевский по отношению к «Идиоту»

неизвестный у анонимки

за свой товар он получает гонорар

живущий от гонорара к гонорару

тот, кто что-н. создал

живущий на гонорар

гонорарных дел мастер

больше всех страдающий от плагиата

его имя на каждой книжке

какое слово можно получить, если перемешать буквы в слове «отвар»?

мешанина из букв слова «товар»

мешанина из букв слова «тавро»

изготовитель собствен. произведения

творец, пострадавш. от плагиата

достоевский по отнош. к «Идиоту»

поменяйте буквы в слове «товар»

анаграмма к слову «товар»

актон

джон (1834—1902), английский историк (БКА)

актор

(латинское actor — исполнитель, декламатор) в Риме — актер, оратор, зазывала

элеец, супруг Молионы, отец Акторидов (Еврита и Ктеата)

супруг Эгины, отец аргонавта Менетия, дед Патрокла

раб или вольноотпущенник, которому рабовладелец доверял управление хозяйством

сын Мирмидона и Пейсидики, отец Евритиона и Филомелы, очистивший Пелея от скверны убийства

антон

в каком мужском имени скрыт противник

мужское имя, дающее повод думать, что его носитель должен голосовать всегда против

мужское имя, доставшееся нам от греков

мужское имя: (греческое) вступающий в бой или русская форма от Антоний

персонаж А. Н. Островского, «Доходное место»

так звали композитора Рубинштейна и писателя Чехова

имя российского актера Шагина

имя белого генерала Деникина

имя обворованного Шпака

персонаж пьесы А. Н. Островского «Доходное место»

имя певца Зацепина

имя педагога Макаренко

имя актера и певца Макарского

имя русского композитора Аренского

имя телеведущего Хрекова

сын Олега Табакова

имя композитора Рубинштейна

имя телеведущего Камолова

имя фигуриста Сихарулидзе

певец и актер . Макарский

в детстве не хотел копать картошку

писатель … Павлович Чехов

«тимур и его команда» (имя актера)

имя писателя Чехова

табаков, Чехов и Макаренко (имя)

«. Иванович сердится» (к/ф)

макаренко и Чехов (имя)

«войну и мир» — Лев, а кто «Чайку»?

имя генерала Деникина

имя Шпака (кинош.)

хорошее имя для русского юноши

в детстве его звали Антошкой

мужское имя, рифмующееся с батоном

русское мужское имя

«. Иванович сердится» (фильм)

известное мужское имя

подходящее русскому парню имя

какое слово можно сделать из слова «тонна» путем перестановки букв?

мешанина из букв слова «тонна»

энтони, эмигрировавший в Россию

чисто русский Энтони

поменяйте буквы в слове «тонна»

мужское имя в рифму с Платоном

полная версия имени Антошка

у «них» — Энтони, а у нас?

чем не имя для русского?

аптон

населенный пункт (город) в США, штат Вайоминг

артос

(греческое arthos — хлеб) просфора, квасной хлеб

хлеб квасной в противоположность иудейским опреснокам; освящался на Пасху особой молитвой

квасной дрожжевой хлеб, освящаемый в день пасхи

квасной дрожжевой хлеб

астон

Фрэнсис Уильям (1877—1945) английский физик; создал масс-спектрограф; Нобелевская премия 1922

марка английского автомобиля

английский физик, построивший кривую упаковочных коэффициентов, характеризующих энергии связи атомных ядер

английский физик, открывший уран-238

английский физик, предложил метод газовой диффузии и электромагнитный метод для разделения изотопов

английский физик, показавший, что большинство стабильных элементов являются смесью изотопов

английский физик, создавший масс-спектрограф, с помощью которого доказал наличие изотопов у хлора и ртути

английский физик, лауреат Нобелевской премии (1922 г.)

футб. клуб «. Вилла»

авто Бонда «. Мартин»

«челси», «МЮ», «. Вилла»

английское спортивное авто «. Мартин»

«. Мартин» (английский автомобиль)

английский легковой автомобиль «. Мартин»

«. Мартин», изготовленный в Англии

родной для англичанина «. Мартин»

рожденный в Англии «. Мартин»

рос. агро-индустриальная корпорация

российская агро-индустриальная корпорация

«. Мартин» (марка английского автомобиля)

английский спортивный автомобиль «. Мартин»

нероскошь, по словам Остапа Бендера, английского происхождения

«. Мартин» (английский автомоб.)

изготовл. в Англии автомоб. «. Мартин»

рожден. в Англии автомоб «. Мартин»

английск. спортивное авто «. Мартин»

англ. легковой автомобиль «. Мартин»

астор

виконтесса, ставшая первой женщиной, избранной в британский парламент

первый американский мультимиллионер

нэнси (1879—1964), виконтесса первая женщина — член английского парламента (БКА)

На каком хлебе совершил Евхаристию Спаситель?

Установление таинства Причащения на Тайной вечере и раскол Церквей в 1054 году

Установление таинства Причащения на Тайной вечере и раскол Церквей в 1054 году

Четверг Страстной седмицы посвящен воспоминанию Тайной вечери, предшествовавшей взятию Господа Иисуса Христа под стражу и Его Распятию. Во время нее Спаситель установил таинство Причащения и омыл ноги учеников. Воспоминания установления таинства Евхаристии, а также Гефсиманского моления и предательства Иуды составляют основное содержание богослужения Великого Четверга.

Таинство Евхаристии, безусловно, занимает центральное место в жизни Церкви. Именно благодаря ему созиждется Церковь как единое Тело Христово, и верный христианин, участвуя в евхаристической Жертве, принимает оставление грехов, залог вечной жизни и сущностное соединение с Богом — соединение, недоступное более ни в каком церковном таинстве, без которого невозможно спасение в будущем веке.

На всем протяжении церковной истории богословие Евхаристии всегда было своеобразной лакмусовой бумагой в отношении истинности тех или иных воззрений и доктрин, прежде всего — в христологии (учение об Иисусе Христе) и триадологии (учение о Святой Троице). Неправославные, ошибочные учения почти всегда имели своим следствием еретические воззрения и на таинство Евхаристии.

Поэтому неудивительно, что именно вопрос, связанный с богословием и практикой совершения этого таинства, имел принципиальное значение в истории конфликта между Константинопольской и Римской Церквами, приведшего к расколу (схизме) 1054 года. В начале XII века Патриарх Антиохийский Иоанн IV Оксит писал: «Вопрос об опресноках — самая главная причина разделения между нами и ними. [Вопрос] об опресноках содержит в себе сумму благочестия».

Напомним, что Православная Церковь совершает таинство Евхаристии на квасном хлебе, выпеченном из теста с закваской, а Римско-Католическая — на опресноках, то есть на пресном хлебе, приготовленном без добавления разрыхлителей теста. На пресном хлебе таинство совершается также и в Армянской апостольской Церкви.

Вопрос о практике совершения католиками Евхаристии на пресном хлебе оставался в греческой богословской литературе одним из главных пунктов антилатинской полемики вплоть до XVIII века. Вопрос же об исхождении Святого Духа, Filioque, хотя и был поднят в споре XI века латинской стороной, однако не являлся основным вплоть до XII века.

Аргументация византийской стороны в полемике против римской богослужебной практики [1] тематически может быть разделена на четыре пункта:

  1. Восприятие иудейских обрядов. Большая часть сочинений против опресноков отождествляет хлеб латинской Евхаристии с иудейскими опресноками.
  2. Этимологический аргумент опирается на этимологию греческого слова ἄρτος (хлеб), употребленного в Евангелии при рассказе об установлении таинства Евхаристии. По мнению греческих полемистов, это слово происходит от глагола αἴρω (поднимать) или прилагательного ἄρτιος (совершенный). Оба слова характеризуют тесто, из которого изготавливается квасной хлеб, поэтому только квасной хлеб может обозначаться как ἄρτος. Никита Стифат, ученик прп. Симеона Нового Богослова и главный оппонент римского кардинала Гумберта в споре 1054 года, писал: «Господь взял не опреснок и, благодарив, преломил и дал ученикам, но хлеб (ἄρτον), как свидетельствуют четыре евангелиста и божественный апостол Павел».
  3. Символический аргумент. Одушевленной и обоженной Плоти Спасителя, которой причащаются верные, может символически соответствовать только квасной хлеб. В наиболее полном виде символическая аргументация представлена у монаха Никиты Стифата, который разработал ее первоначально против армянской евхаристической практики: закваска живит и согревает тесто посредством «живой силы», так что хлеб, приготовленный с ее помощью, — одушевлен. «Опреснок, очевидно, бездушен, как этому ясно научает и сама природа вещей (. ) в опресноках нет никакой живой силы, поэтому они мертвы», — отмечает монах. Таким образом, только «одушевленный» квасной хлеб может символически соответствовать одушевленному Телу Христа (быть его «вместообразом»).
  4. Историко-экзегетический аргумент, связанный с установлением таинства Евхаристии Господом.
Читать еще:  Венское тесто для пасхи

В настоящей заметке мы остановимся подробнее на историко-экзегетической аргументации, ставшей основной в антилатинской полемике против опресноков на протяжении последующих восьми столетий. Православная сторона стремилась доказать, что Господь Иисус Христос установил таинство Евхаристии во время Тайной вечери именно на квасном хлебе, так что на нем оно и должно совершаться в Церкви.

Основной проблемой здесь было то, что Тайная вечеря, согласно евангелистам Матфею, Марку и Луке, была ветхозаветной пасхальной трапезой, а Ветхий Завет предписывал совершать ее только на опресноках, заранее удалив из дома всякий квасной хлеб. На этот факт указывали латинские авторы, для которых исторический аргумент был также одним из главных в полемике. В свою очередь греческие богословы доказывали, что Тайная вечеря была либо полностью совершена на квасном хлебе, либо установленная во время нее Евхаристия, принципиально новое таинство, требовала для себя использования нового продукта, не связанного с ветхой Пасхой. И даже если Господь совершил ветхозаветную Пасху на опресноках, таинство Евхаристии Он установил именно на квасном хлебе.

Православные авторы предлагали несколько вариантов толкования евангельского повествования, чтобы обосновать эту точку зрения. Архиепископ Лев Охридский, автор первого известного документа греческой полемики против опресноков (XI), Никита Никеец (I половина XII века), Патриарх Константинопольский Геннадий II Схоларий (XV), Патриарх Александрийский Митрофан (Критопул) (XVII) полагали, что в установленный день — 14-го числа еврейского месяца нисана — Христос совершил ветхозаветную Пасху, по предписанию Закона, с пресным хлебом, а затем установил новую Пасху (Евхаристию) на квасном хлебе.

Согласно другому мнению, Христос совершил ветхозаветную Пасху не 14 нисана, а днем ранее. При этом полемисты интерпретировали слова Евангелий от Матфея и от Марка «в первый день опресноков» (Мф 26.17; Мк 14.12) как «в день перед опресноками», то есть в 13-й день месяца нисана, под вечер. Таким образом, вне зависимости от того, была ли совершена Пасха на опресноках или на квасном хлебе, наличие последнего в доме в тот день не запрещалось Законом, так что он и был использован для установления таинства. Такому мнению, призванному согласовать сообщения евангелистов и снять противоречие с ветхозаветными предписаниями, следовали следующие авторы: Евфимий Зигабен (конец XI — начало XII века), Патриарх Антиохийский Иоанн IV/V Оксита, Михаил Глика (XII), митрополит Анкирский Макарий (XIV — начало XV века), свт. Симеон Солунский, Иоанн Евгеник, брат свт. Марка Эфесского (XV).

После XVII века это мнение получило распространение в русском и греческом догматическом богословии, что нашло отражение в соответствующих разделах основных догматических учебников нашей Церкви — «Православно-догматического богословия» митрополита Макария (Булгакова) и «Православного догматического богословия» архиепископа Филарета (Гумилевского).

Некоторые авторы, соглашаясь с предыдущим мнением о том, что Тайная вечеря состоялась 13 нисана, тем не менее полагали, что Спаситель вообще не совершал ветхозаветную Пасху, но лишь установил Евхаристию на квасном хлебе. Защитниками этого мнения были: Никита Стифат, Никита Сеид (XII), Патриарх Иерусалимский Симеон II (конец XI века), Патриарх Иерусалимский Иоанн VIII (I половина XII века), Матфей Ангел Панарет (XIV) и Евстратий Аргентис (XVIII).

Особняком среди православных полемистов стоит блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский (II половина XI — начало XII века). Согласно блаженному Феофилакту, Господь в установленный день совершил ветхозаветную Пасху и установил таинство Евхаристии, воспользовавшись в обоих случаях опресноками. Апостолы же начали совершать Евхаристию на квасном хлебе, использовав для таинства тот же хлеб, что и для обычной трапезы, в то время как опреснок, бесквасный хлеб, употреблялся лишь в определенные дни.

Блаженный Феофилакт подчеркивал, что, несмотря на то, что Господь совершил первую Евхаристию на пресном хлебе, употребление квасного хлеба предпочтительнее, поскольку именно такая практика стала общей для всех Поместных Церквей, а также поскольку мы совершаем Евхаристию не буквально воспроизводя действия Спасителя во время Тайной вечери, но так, как того требуют благоговение и вера.

Таким образом, мнение блаженного Феофилакта является в своем роде компромиссом, позволяющим не прибегать к сложным интерпретациям новозаветного текста и делающим акцент на дополнительном экклезиологическом аргументе — а именно, что в традиции всех православных восточных Церквей Евхаристия совершалась на квасном хлебе. Так, в приписываемом Никите Никейцу трактате «Слово в опровержение римского догмата [о том], что приношение должно совершаться на опресноках» сказано: «Итак, все говорящие на чужих языках племена и царства на востоке, западе, севере и юге и четыре Патриарха служат, используя закваску, за исключением Папы Римского и тех, кто у него в подчинении. Посему свидетельство многих есть более истинное и надежное, чем свидетельство одного».

Кроме того, общая распространенность практики использования квасного хлеба, по мнению полемистов, доказывает, что и сами апостолы предписали совершать Евхаристию на нем. В заключение отметим, что для исторической науки до сих пор остается открытым вопрос о том, когда именно в I тысячелетии [2] Римская Церковь отказалась от использования за богослужением квасного хлеба и перешла на использование пресного, что стало в итоге одним из поводов к разделению Церквей.

[1] Полемика об опресноках, приведшая в 1054 году к взаимным анафемам между римскими легатами и Константинопольским Патриархом, возникла на фоне сложных политических событий, которых мы здесь не касаемся. Подробнее об истории спора см.: Бармин А.В. Полемика и схизма. М., 2006; Бернацкий М.М. Спор об опресноках/Евхаристия (коллективная статья) // Православная энциклопедия. 2008. Т. 17. С. 619–625.

[2] Во всяком случае, к XI веку употребление опресноков в самой латинской традиции воспринималось как древний обычай.

Рыбинское благочиние

Сайт создан по благословению Преосвященного Филарета, Епископа Канского и Богучанского

Главное меню

Навигация по записям

Пасхальный хлеб — АРТОС : что такое, история, употребление

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. Называется этот хлеб АРТОС.

Слово артос ( в переводе с греческого языка — квасной хлеб) — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса идет с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после за амвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! И ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, раби Твои, в честь я славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

Читать еще:  Выходной день после пасхи

После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси, вкушающии от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Употреблять Артос нужно натощак, со святой водой, и с молитвой и благоговением.

Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь.

Артос: пасхальный хлеб

В фото- и видеоистории Владимира Ештокина

Традиция употребления артоса восходит к апостольским временам. Когда в сороковой день после Воскресения Иисус Христос вознесся на небо, его ученики и последователи находили утешение в воспоминаниях о своем Учителе – они вспоминали каждое Его слово, каждое действие. Собираясь на общую молитву, они, вспоминая Тайную вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Во время общей трапезы ученики по традиции оставляли за столом первое место незримо присутствующему среди них Учителю и полагали на это место хлеб.

Продолжая Апостольскую традицию, первые пастыри Церкви установили традицию в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. В православных монастырях эта традиция сохранилась практически в неизменном виде: всю Светлую седмицу артос приносят в трапезную и поставляют на свободное место за столом или же на отдельный столик. Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа в нашей жизни.

Как пекут артос

Как правило, артосы начинаю выпекать в дни Великого поста или незадолго до его начала. Это зависит, в первую очередь, от их необходимого количества. В приходских храмах, где выпекают небольшое количество хлебов, вполне управляются за неделю до Пасхи; в больших монастырях, где счет идет на тысячи, делать это начинают задолго до Великого поста.

При этом сам процесс выпекания артосов, по сути своей мало чем отличается от выпечки обычных просфор, и, может, не столько сложен, сколько трудоемок. Достаточно сказать, что только сама выпечка продолжается более четырех часов. А ведь еще надо подготовить тесто, остудить выпеченные артосы…

Полный технологический цикл выпекания артосов длится без малого двадцать четыре часа. А выпекают артосы в… обычных алюминиевых кастрюлях, обмазанных изнутри воском. Готовность выпеченного хлеба определяют по цвету. Тело артоса должно иметь цвет человеческого тела, то есть практически белый с легким желтоватым оттенком.

Готовые артосы убирают в специально отведенное место , где они и лежат до Пасхи. Правильно испеченный артос при правильном хранении может храниться несколько месяцев, ничуть не теряя своих качеств.

И вот, наконец, светлый праздник Воскресения Христова. На Пасхальном богослужении после Литургии артос выносят в храм и устанавливают перед Царскими вратами. Совершается чин освященяя артоса. Священник читает подобающие торжественному моменту молитвы и окропляет артос святой водой.

Освященный артос, положенный на специальном столике перед Царскими вратами мы и видим всю светлую седмицу. Каждый день, после Литургии, с артосом совершается крестный ход вокруг храма, и после этого он снова водворяется на свое место.

Когда раздают артос

Ну а в светлую субботу, опять же после Литургии совершается последний крестный ход и священник совершает чин раздробления артоса. Батюшка читает специальную заамвонную молитву и копием разрезает тело артоса на небольшие кусочки.

Откроем читателю небольшую тайну. На больших приходах, где на праздничную службу приходит очень много народу, артосы, а их бывает очень много, начинают дробить уже в пятницу, иначе в субботу можно просто не успеть одарить всех желающих святым хлебом.

Получив благословение от батюшки, где-нибудь в самом спокойном уголке храма собираются бабушки и с Божией помощью, под пение молитв совершают они это почти что таинство, чтобы утром следующего дня никто не остался обделенным.

Артос считается наряду со святой водой одной из святынь православной церкви, и, так же как и святая вода, обладает особыми свойствами. В Православной церкви артос используют для подкрепления телесных и душевных сил.

При этом артос, как любая святыня, требует к себе трепетного отношения – при небрежном к нему отношении он, как и обычный хлеб, может заплесневеть. Для длительного хранения его обычно разделяют на мелкие кусочки и, высушив их, хранят в стеклянной таре. Употребляют его натощак, как правило, запивая святой водой.

Берегите артос. Берегите себя.

Благодарим приход храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе за возможность фото- и видеосъемки.

ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ

Популярные публикации

Последние комментарии

Хлебные правила на Руси

Русский хлеб — не просто продукт питания. Пожалуй, нигде в мире нет такого сакрального отношения к этому продукту, как в России. Тяжелые времена были практически у всех народов, но только у славянских народов веками сохранялось ритуальное отношение к хлебу, как к святому, главному и самому почитаемому продукту.


Хлеб в древнеславянской лексике «жито» – это всякий немолотый, зерновой хлебный злак – рожь, пшеница, овес, полба, ячмень и т.д., либо не сжатый хлебный злак. Жито образовано от слова «жать».

С древних времён зерновые культуры составляли основу рациона народа, а мясо было лишь редким гостем и праздничным украшением стола. Фрукты из сада, грибы и ягоды из леса, овощи и корнеплоды с огорода, конечно, разнообразили рацион питания, но их не сравнить по калорийности с кашами и печёными хлебами, пирогами, которыми всегда славилась русская изба.

Хлеб в представлении наших предков был материальным воплощением благодати Божией, царским подарком на столе, стоящем под иконами, и почитаемом, как долонь (лодонь) Бога, подателя хлеба насущного. Стол без хлеба считался «сиротским престолом», а дом, где не выпекают хлеб, был лишён внимания Божьего.

На Руси отношение к хлебу было почтительным и строгим. Требоварельные правила поведения были продиктованы ни столько этикетом, сколько вековыми народными традициями, тысячелетиями предающимися в семье от отца сыну. Следование своду «хлебных правил» обещало людям достаток и размеренное, гармоничное течение жизни, прибавление в семействе. Ведь в хлебе, согласно народным преданиям, воплощалась жизнь и сила русского человека, с хлебом связана и личная доля каждого.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Топить печь и готовиться к выпеканию хлеба хозяйки с молитвы начинали благословясь с раннего утра. И хлебную муку, и поднявшуюся хлебную квашню стряпухи крестили, прежде, чем посадить в печь. В традициях двоеверия на Руси не забывали и специальные языческие заговоры, доставшиеся от прабабушек: «Печка-матушка, прикрой мой хлебца, испеки по-хорошему». А прежде, чем приступить к нарезанию испечённого хлеба его трижды закрещивали ножом.

ХЛЕБ НА СКАТЕРТЬ

Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть, ритуальное хлебное полотенце — рушник вышитый по краям магическими знаками-оберегами. В противном случае люди рисковали обречь себя на «голую», как стол без скатерти, голодную жизнь. Хлеб никогда не клали на стол верхней коркой вниз — это считалось святотатством.

НИКАКОГО СМЕХА за столом

Хлеб почитался на Руси как святыня, за столом нельзя было смеяться и даже малышам не позволялось баловаться. Застолье — это строгий ритуал, по народным преданиямаже даже самый невинный смех за столом мог обернуться слезами и самыми суровыми неприятностями.

ХЛЕБ ОТРЕЗАТЬ НОЖОМ, НО НЕ ЛОМАТЬ

На Руси не разрешалось ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба подавали только нищим, но не себе, иначе вся жизнь будет ломанная, как у нищего попрошайки. Ломая хлеб, мы разрушаем правильное и ровное течение жизни.

ХЛЕБНАЯ ДОЛЯ
Языческие знания и запреты глубоко засели в нашем сознании, русский человек с детства откуда-то знает, что нельзя оставлять надкусанный кусок хлеба. Бабушка говорила: «Так ты свою силу оставляешь!», или «Надкусанный кусок за тобой гоняться будет», как сирота брошенная родителями. Оставленный недоеденным кусок хлеба грозил сиротством, вдовством, потерей сил человеческих и счастливой доли. В религиозно сознании народа Руси кусок хлеба становился носителем благополучной судьбы человека и определял его будущий социальный статус. Нельзя было отрезать новый кусок хлеба, не доев первого куска.

Нельзя было доедать кусок хлеба даже за родными людьми, так вы можете их обездолить, чего-то важного лишить в жизни. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберёшь чужую силу или долю.

ХЛЕБ НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ

С древнейших времён в народном сознании сохраняется бережливое отношение к хлебу. Выбрасывать хлеб считалось на Руси тяжёлым, непростительным грехом. Даже заплесневевший хлеб выбрасывать нельзя, его следует скормить птицам.

Читать еще:  Все про праздник пасха

С принятием в 988 г. христианства на Руси дрожжевому хлебу стали придавать большее, чем раньше, значение, что было обусловлено богослужебной практикой, принятой на православном Востоке. Из Византии в русское православие перешел обычай использовать квасной, или кислый, хлеб для совершения таинства Евхаристии.

Это вовсе не простой или некий незначительный факт из церковной жизни. «Хлебная» проблема была одной из самых горячих, порождала ожесточенные споры в религиозной среде в ту эпоху. Дело в том, что греческая христианская церковь традиционно рассматривала хлеб, предназначенный для причастия как кислый, квасной. К этому были свои причины, поскольку даже в библейских источниках назывался он artos, что означало пшеничный хлеб, поднявшийся на закваске.

В отличие от греческой православной церкви, латиняне римско-католической церкви отстаивали необходимость использования для этого пресного хлеба, или по-русски «опресноков». Сторонники Римского папы цитировали апостола Матфея: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».

Православное христианство на Руси с самого начала в хлебной традиции придерживалось именно кислого хлеб, ставшего основой питания наших предков, и так нелюбимого в католической западной Европе.
Многие рецепты выпечки квасного хлеба были заимствованы мирской общерусской кухней из монастырей, где монахи в качестве дрожжей использовали квас. Об этом говорится в житии преподобного Феодосия (1031—1091), игумена Печерского монастыря, который не раз сам молол жито для хлеба, вместе с пекарями месил тесто и выпекал ржаной хлеб. В начале XII века другой послушник той же обители, преподобный Прохор, первым стал печь хлеб из лебеды, а когда случился на Руси голод, кормил им нуждающихся.

Пшеничный хлеб упоминается в произведении XII века — «Слове», или «Молении Даниила Заточника», где сказано: «…пшеница бо, много мучима, чист хлеб являет». Известно также, что преподобный Сергий Радонежский, будучи игуменом Свято-Троицкой лавры в XIV веке, размалывал зёрна на ручных жерновах и выпекал хлеб.

Из свода житейских правил XVI века «Домостроя» узнаём, что хлеба тогда на Руси пекли много, причём в специальном помещении — «хлебне», отделенной от «поварни», где готовили еду; относились к хлебу бережно: «А в житницах, и в закромах, у ключника бы всякое жито и всякий запас брежно».

В «Домострое» рассказано о различных свойствах хлеба, например: «Хлеб ржаной свойством теплее ячменного, и есть его нужно здоровым людям, он им придаст силы; больным же людям следует есть хлеб пшеничный, он лучше и питательней».Далее следует совет остерегаться недопеченного, горячего и слишком мягкого хлеба, дабы не навредить желудку.

Хлеб XV-XVI веков был натуральной закваске, не похожей на нынешние «быстрые сухие дрожжи». Древнерусский хлеб наверное пришёлся бы по вкусу современному русскому человеку. Ржаной хлеб и сегодня, как и тысячу лет назад, очень тяжело воспринимался современниками-иностранцами. Известно мнение Павла Алеппского, который в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария» писал: «Мы видели, как возчики и другие простолюдины завтракали им (хлебом), словно это была превосходнейшая халва. Мы же совершенно не в состоянии есть его, ибо он кисел, как уксус, да и запах имеет тот же». Сегодня иностранцы именно так и говорят о ржаном руском хлебе «кисел, как уксус», и не понять им русской души, если они не понимают вкуса русского хлеба.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Просфора — это квасной хлеб

12 марта 2014 | ПРОЧТЕНИЙ 1,931 | ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

В Псалтири Давида есть такие слова: «Хлеб ангельский ел человек» (Пс. 77, 25). Тогда речь шла о манне небесной, сейчас таким «хлебом ангельским» является просфора.
Просфора – это квасной, то есть дрожжевой, хлеб.

Просфорой (по-гречески – приношение) в древности называли приношения Христиан. Пожертвования принимали диаконы; имена принесших, а также имена их живых и усопших близких вносили в списки, которые с молитвой провоз-глашали во время освящения Даров.

В наши дни просфоры выпекаются в особых просфорнях при храмах. Делают это благочестивые люди. В Церковном Уставе о хлебе, приносимом для Таинства, предписано следующее: он должен быть «от чистыя пшеничныя муки, водою пресною, естественною смешанный и добре испеченный, квасный, непресоленый, свежий и чистый».

Для Богослужения нужна, собственно, одна просфора – та, из которой вынимается часть для Агнца, но по обычаю древности, когда употребляли пять просфор, это количество и является наименьшим для совершения проскомидии. Просфор может быть и больше: десятки, сотни – столько, сколько подано записок «О здравии» и «О упокоении». Просфора – это небольшой круглый хлебец, верх которого украшен изображением креста или какого-либо святого образа, буквами «ИС ХРС НИКА», что означает: Христос – Победитель.

В разных храмах сложились разные традиции, в том числе и выдачи просфор. В одних храмах их выдают сразу из окошечка регистратуры, где записывают требы, в других люди получают их по окончании Литургии.

К просфоре следует относиться с благоговением и вкушать ее по утрам натощак с молитвой, стараясь не ронять ни крошки. Вкушают просфору вместе со святой водой. Принесенные домой просфоры хранят у икон, в чистом сухом (желательно холщовом) мешочке, следят за тем, чтобы они не заплесневели и не испортились. Испортившиеся просфору и артос следует жечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке с чистой водой.

Обычно, если нет возможности съедать каждый день целиком просфору, просфорки разрезают на несколько частей для ежедневного употребления. Утром перед святым Причащением просфору не употребляют. Верующими замечено: у людей, которые давно едят каждый день просфору с молитвой, изменяется в лучшую сторону характер. А еще от этого укрепляется здоровье. Так что не забывайте: каждое утро начинайте со вкушения просфоры…

Святая вода

Святой водой называют воду, которую на молебне путем троекратного погружения в нее креста и чтения соответствующих молитв освятил законно поставленный священник. Только священник может освятить воду!

Эта вода, не теряя своих естественных свойств, приобретает иные свойства – сверхъестественные. От святой воды происходят исцеления, она ограждает людей и скот от нечистых духов… Святой водой освящаются различные предметы. Если иконы может освящать только священник, окропляя их святой водой, то обычные мирские вещи может кропить святой водой и мирянин. Это призывает благодать Божию на эти вещи.

Принято также освящать жилища. Освящение совершает священник, но миряне могут также крестообразно кропить святой водой свои дома. Это не заменяет освящения жилья священником, но все же служит духовному очищению атмосферы в доме. Сейчас широкое распространение получил добрый обычай освящать автомобили – это делает священник, с чтением соответствующих молитв по Требнику.

Вода – таинственная стихия. Было время, когда «земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). И не случайно именно путем Крещения в воде людям прощается первородный грех. Святой водой обычно совершают и крещение младенцев.

Святую воду пьют во исцеление от недугов. Особой силой обладает Крещенская вода. К ней нужно относиться с особым благоговением. Обычно ее хранят весь год, до следующего праздника Богоявления, и вода эта не портится. Пьют Крещенскую воду понемногу и только натощак. По преданию, капля святой воды святит море. То есть можно добавлять в обычную воду святую воду – и она становится святой (но нельзя делать наоборот, нельзя святую воду разбавлять обычной).

Многие Христиане в различное время года за исцелением едут на святые источники, где троекратно (во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа) совершают омовение. Эти источники обычно связаны с каким-то чудесным событием: явлением в их водах святой иконы или каким-то чудом исцеления – видимым знаком благоволения Божия к этому месту. Вода в этих источниках является также животворящей и очень полезной для души и тела. Ее можно брать домой и пить, окроплять дома и вещи.

Очень много чудес известно от воды из Ташлинского источника Божией Матери в Самарской области. Много исцелений происходит на этом и других источниках.

Святую воду принято хранить в отдельном сосуде, предназначенном только для святой воды. Святую воду не ставят в холодильник, не готовят пищу на святой воде. Святую воду ни в коем случае не кипятят. Но для приготовления пищи можно использовать воду из святых источников (над которой священник не совершал водосвятного молебна). Но хорошо после молитвы перед едой трое-кратно окропить пищу святой водой. Для кропления святой водой можно использовать кропило, а если его нет, то четки.

В доме у каждого Христианина обязательно должна быть святая вода. Ее набирают в храмах после молебна. Святую воду также используют и как лекарство. Вот как много полезных свойств у святой воды!

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый просфора и святая Твоя вода в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector