Когда христиане празднуют пасху
Пасха: православная, католическая, христианская, иудейская — традиции, история возникновения, дата празднования
Христианская Пасха. Что христиане отмечают на Пасху? Что символизирует праздник Пасхи?
Пасха. Воскресение Иисуса.
В день праздника Пасхи христиане отмечают Воскресение Христа из мертвых. Этот день христиане называют Светлое Христово Воскресение.
В широком смысле слова христианская Пасха символизирует «переход от смерти к жизни, от земли к небу».
По преданию, события, связанные с распятием, воскресением и вознесением Иисуса Христа, происходили в 3760 году по еврейскому календарю.
Воскресение Христово, или Пасха, — это самый главный праздник христиан всех конфессий, установленный в память Воскресения Иисуса Христа из мертвых.
От даты празднования Пасхи зависит весь Устав церковной службы и расписание всех переходящих праздников (с этого дня начинается отсчет «столпов» осмогласия), окончание Великого поста (разговенье) и другие православные праздники.
Что означает слово «Пасха»? Как переводится слово «Пасха»?
Пасха. Воскресение Иисуса.
Пасха — это древний еврейский, а точнее иудейский праздник. Само слово «пасха» на древнееврейском звучит как пе́сах (паса́х) и в буквальном переводе означает «миновал», «прошёл мимо».
Праздник Пе́сах напоминает о событии, описанном в Библии, в книге «Исход». По велению Бога-отца в одну из ночей Ангел Господен убил всех первенцев Египта, при этом обойдя стороной дома евреев.
Сколько дней празднуется христианская Пасха Христова?
Православная Пасха празднуется 40 дней
Православная Пасха празднуется 40 дней — 38 дней праздника Пасхи плюс Светлое Воскресение и день Вознесения Господня.
Все эти 40 дней православным предписано приветствовать друг друга радостным возгласом «Христо́с воскре́се!» и отвечать: «Вои́стину воскре́се!», — соединённым с троекратным поцелуем.
Почему христиане празднуют Пасху 40 дней
Вознесение Иисуса Христа
Христиане празднуют Пасху 40 дней в память о том, что именно столько времени прошло между воскрешением Христа и его Вознесением.
Празднование Пасхи делится на несколько основных этапов:
— период с начала недели жен-мироносиц и до Вознесения Господнего.
Пасха католическая. Что католики отмечают на Пасху?
На Пасху католики отмечают Воскресение Христа из мертвых. Отличие празднования католической и православной Пасхи заключается в дате и традициях проведения праздника.
Традиции празднования католической Пасхи
Схождение Благодатного Огня в Иерусалиме
Главный атрибут праздничного дня у католиков — огонь, который олицетворяет собой победу над тьмой, перерождение и очищение.
Католики перед вратами храмов разжигают большие костры, от которых сначала священнослужители, а потом и прихожане зажигают пасхал (большую толстую свечу). После этого у католиков начинается пасхальный крестный поход вокруг храма с пением священного гимна.
В чем основные отличия п разднования православной от католической Пасхи?
Главное отличие в праздновании католической и православной Пасхи заключается в дне, на который приходится Пасха.
Католическая церковь живет и отмечает церковные праздники по григорианскому календарю, а православная церковь — по юлианскому.
Другое отличие между католиками и православными состоит в традиции отмечать Пасху в разные дни недели: православные начинают отмечать Пасху исключительно в воскресенье, в то время как у католиков празднование Пасхи начинается в субботу.
Иудейская Пасха. В честь какого события отмечается иудейская Пасха?
Ангел Господень прошел по Египту и умертвил всех египетских первенцев
Иудеи, как и христиане, тоже празднуют Пасху. Иудейская Пасха имеет гораздо более древние корни, чем христианская, — она старше более чем на три тысячелетия.
Иудейская Пасха звучит как Пе́сах и завет праздновать Песах прямо прописан Богом в «Ветхом завете» в книге «Исход».
Иудейская Пасха в целом празднуется в память об исходе евреев из Египта, обретении свободы и освобождении евреев из египетского рабства. Но пусковым моментом праздника, главным днем иудейской Пасхи, является первый день. Именно в этот день произошла 10-я казнь Господа над египтянами. В этот день, а точнее ночь, Ангел Господень прошел по Египту и умертвил всех египетских первенцев, при этом, согласно договора евреев с Богом, оставил в живых первенцев евреев. Таким образом Ангел Господень обошел стороной — «прошел мимо». Первенцами в то время называли только старших сыновей в семье.
Таким образом иудейская Пасха имеет несколько названий:
— первое название Песах («прошедший мимо»);
— второе название – Хаг а-Мацот (праздник мацы). Это название возникло из-за того, что в момент исхода из Египта евреи не успели заквасить хлеб и были вынуждены есть пресный хлеб — мацу;
— третье название – Хаг а-Авив (праздник весны). Это название посвящено возрождению природы;
— четвертое название — Хаг а-Херут (праздник свободы). Этому названию праздник обязан исходу иудеев из Египта и освобождению из египетского рабства;
— Тора также именует праздник Пасхи «праздником опресноков» в честь того, что главная особенность Пасхи — это заповедь евреям на Пасху есть только пресный хлеб (мацу) и даже не иметь в эти дни в своем доме квасное (хамец).
Когда иудеи отмечают Пасху?
Иудейская Пасха (Песах) отмечается на 14-й день весеннего месяца нисан — первого месяца библейского года в еврейском календаре, что соответствует примерно марту-апрелю современного григорианского исчисления. Евреи до сих пор живут по древнееврейскому календарю.
Сколько дней празднуется иудейская Пасха (Песах)?
Иудейская Пасха отмечается в Израиле на протяжении семи дней. За пределами Израля ее празднуютна один день дольше.
Пасха иудейская. В чем отличия иудейской и христианской Пасхи?
Фундаментальное отличие между христианской и иудейской Пасхой — это сама суть праздника, в честь которого Пасха отмечается: иудейская Пасха отмечается в память об исходе евреев из Египта, а христианская Пасха — в честь Воскресения Христа из мертвых.
Когда христиане отмечают Пасху? Как вычисляется дата православной Пасхи?
«Рука Дамаскина» — мнемоническая таблица для вычисления даты Пасхи
Христианская Пасха — переходящий праздник, не имеющий постоянной даты. Точная дата христианской Пасхи рассчитывается достаточно сложным образом при помощи церковных таблиц, солнечного и лунного календарей.
Православную Пасху празднуют первое воскресенье после весеннего полнолуния, в период между 4 апреля (22 марта по старому стилю) и 8 мая (25 апреля по старому стилю).
Как вычисляется дата православной Пасхи?
Дата христианской Пасхи рассчитывается согласно правилам, установленным I Вселенским Собором в 325 году н. э.
Согласно этим правилам, днем празднования Пасхи считается первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Чтобы не возникало споров по поводу того, какое полнолуние считать первым весенним (пасхальным), было решено считать границей, отделяющей весну от зимы, день весеннего равноденствия, 21 марта по юлианскому календарю.
Православные Поместные Церкви определяют дату празднования Пасхи по так называемой александрийской пасхалии.
Почему христианская Пасха каждый год отмечается в разные дни?
Христианская Пасха каждый год отмечается в разные дни потому, что день празднования Пасхи привязан к солнечному и лунному календарю, и первое воскресенье после первого весеннего полнолуния каждый год приходится на разные дни.
Почему православная, католическая и иудейская Пасхи отмечаются в разное время?
Православная, католическая и иудейская Пасхи отмечаются в разное время из-за разных календарей, которые они используют для вычисления дня праздника.
Фильмы про Иисуса Христа и Пасху
Фильм «Пасхальный парад» (1948)
Фильм «Плащаница» (1953)
Фильм «Бен Гур» (1959)
Фильм «Царь царей» (1961)
Фильм «Иисус Христос – суперзвезда» (1973)
Фильм «Иисус из Назарета» (1977)
Фильм «День, когда умер Христос» (1980)
Фильм «Последнее искушение Христа» (1988)
Фильм «Мария, мать Иисуса» (1999)
Фильм «Страсти Христовы» (2004)
Фильм «Винни Пух: Весенние денечки с крошкой Ру» (2004)
Святая Пасха: Православный праздник. И не только
Накануне святого праздника Пасхи ВЦИОМ провёл опрос «Праздник Пасхи: не только куличи и яйца!». Опрос дал интересные и даже неожиданные результаты
Накануне святого праздника Пасхи ВЦИОМ провёл опрос «Праздник Пасхи: не только куличи и яйца!». Опрос дал интересные и даже неожиданные результаты
Сразу надо сказать, что «пасхальный» опрос ВЦИОМ проводился в общенациональном масштабе. Опрашивались люди, имеющие разное отношение к религии в целом и к православию в частности.
На вопрос «Знаете ли Вы, когда в этом году православные христиане отмечают Пасху?» правильно дату праздника назвали вдохновляюще многие — 77% опрашиваемых.
На более сложный вопрос: «Как Вы считаете, что празднуют в Пасху?» половина твёрдо ответила, что «Воскресение Христово». Остальные либо затруднились (32%), что понятно при отсутствии в нашей стране какого бы то ни было религиозно-культурного образования, либо спутали с Рождеством Христовым (6%).
Фото: Aliaksandr Barouski / Shutterstock.com
На вопрос «Как Вы собираетесь отмечать Пасху?» можно было дать несколько ответов. Самыми распространёнными были: «Буду готовить пасхальные блюда (яйца, пасху, куличи)» — 48%, «Буду принимать гостей, сам пойду в гости» — 44%, «Буду освящать куличи, яйца, пасху в церкви» — 21%, «Поеду на кладбище» — 16%, «Пойду ко всенощной» — 11%, «Буду делать подарки близким» — 11%.
Здесь можно отметить странное отсутствие ответа: «Пойду с утра на литургию», что делают очень многие празднующие Святую Пасху. Думаю, что будь он предложен, процентов 10 он тоже бы набрал.
Можно сказать, что все, кто понимает, что в Святую Пасху празднуют Воскресение Христово, собственно, так или иначе и собираются религиозно участвовать в этом празднике.
Полновесно, по-церковному хотят отметить этот день 11% опрошенных, в том числе 14% православных, 4% иноверных (удивило) и 1% номинальных атеистов. Освятят в церкви кулинарные символы праздника 21%, из них 27% православных, 10% иноверных и 5% атеистов. Остальные будут отмечать Пасху в кругу семьи и знакомых (48% православных, 32% иноверных и 33% атеистов). Не будут праздновать 18% опрошенных. В это число входят в основном атеисты (42%), представители других религий (43%) и только 8% номинально православных (также удивило).
Из этих приведённых цифр можно сделать два серьёзных вывода:
Первый — что церковных людей в России становится больше. На саму службу в 2005 году ходили 3%, в 2017 — 9%, в 2018 — 7%, в 2020 — уже 11%. А в целом 90% православных по своему происхождению так или иначе предполагают отмечать Пасху. Национальный консенсус по этому празднику у русских есть.
Второй вывод из опроса ВЦИОМ более сенсационный. Православный праздник Святой Пасхи широко празднуется в той или иной степени и третью иноверных, и третью атеистически настроенных граждан России. Это, по крайней мере, меня и удивило, и порадовало.
Фото: Станислав Красильников/ТАСС
Светлое Христово Воскресение стало по-настоящему не только православным церковным праздником, но и государственным, гражданским праздником для очень многих граждан России.
К последнему нашему выводу хорошей доказательной базой пойдёт и другой опрос ВЦИОМ: «Пасха — третий по значению среди российских праздников». В нём выяснилось, что в нашей стране Пасху считают одним из наиболее важных праздников до 35% опрашиваемых. Святая Пасха наряду с 9 мая и Новым годом — самые общенародные праздники в нашей стране.
Уникальный праздник для всех людей
Скоро, совсем скоро церковный народ воскликнет: «Христос воскресе! Воистину воскресе!». Главный православный праздник Воскресения Христова, Святая Пасха, придёт в сердце каждого, кто захочет принять радость, возвещаемую им.
Господь был распят на Кресте, на древе, чтобы разрешить всех людей от греха, происшедшего через древо познания добра и зла, произраставшего ещё в Раю.
До Воскресения Христова, — писал великий святитель Филарет (Дроздов), — многие из людей знали только землю, на которой они являются на краткое время и вскоре скрываются неизвестно куда. Иные нечто слышали ещё об аде как о пропасти, которая всех угрожает поглотить и никого не отдаёт обратно. Немногие помышляли о Небе… Теперь, когда Христос воскрес и когда Ему как Богочеловеку дана «всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18), не только небо сделалось достижимым, но даже соединилось с землёй так, что трудно найти между ними предел и различие, ибо и на земле является Божество, и на небе человечество.
До Воскресения Христова спасение души было невозможно. После Воскресения Христова у людей появилась надежда на восхождение в Царствие Небесное, на загробное продолжение вечной жизни в раю с праведниками.
Совсем скоро весь православный мир запоёт:
«Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»
Всех с наступающим праздником Светлого Христова Воскресения!
Христианский праздник Пасха: история и значение
Совсем скоро почти весь христианский мир будет праздновать Пасху. Что такое Пасха? Откуда берет истоки этот праздник, и что говорит Библия о нем? Изначально праздник Пасхи библейский. Как известно из книги Исход, когда Моисей хотел вывести израильтян из Египта, фараон не хотел отпустить народ. И Бог послал на эту страну десять казней. Последняя, десятая казнь, была самая страшная — погибли все первенцы Египта. Но Всевышний защитил израильтян, дав особые повеления:
И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; 8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это — Пасха Господня. (Русский Синодальный перевод Библии Исх.12:1-11)
Это событие положило начало празднования Пасхи. Евреи и Иисус праздновали этот праздник. На что еще указывал этот иудейский праздник? Главным атрибутом Пасхи был ангец. Это жертвенное животное служило символом смерти Иисуса. Ангец должен был умереть, чтобы еврейская семья осталась жить. А Иисус умер, чтобы все люди получили право на вечную жизнь. Именно поэтому апостол Павел писал: «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас.»(Русский Синодальный перевод Библии 1Кор.5:7). Иисус Христос перед своим распятием праздновал с учениками Пасху, согласно написанному в Священном Писании, вечером 14 Нисана. Иисус дал наставление вспоминать Его крестную смерть за людей. Далее Павел подтверждает это повеление Иисуса: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.»(Русский Синодальный первод Библии 1Кор.11:26). Почему сейчас на Пасху мы привыкли слышать фразу «Христос воскрес» и отвечать на нее «Воистину воскрес»? Споры вокруг этого праздника велись веками, причем совершенно в разных аспектах. Одни спорили о дате празднования, другие — о ритуале. Со временем в христианской традиции изменилось значение праздника. Желание отделится от всего иудейского привело к изменению смысла Пасхи. Вместо воспоминания смерти Иисуса – Пасхального Агнца, церковь создала новый праздник посвященный воскресению Иисуса и назвав его Пасхой. Если библейскими символами Пасхи Нового Завета были пресный хлеб и вино, то символами современной Пасхи являются крашеные яйца, кулич и творожная пасха. Откуда берут начало данные символы? Процитирую публикацию с православного сайта об этих символах:
«Крашеные яйца: Рассказывают, что однажды Мария Магдалина посетила римского императора Тиберия и рассказала ему, гонителю христиан, о том, что Христос воскрес из мертвых. Император взял лежавшее перед ним яйцо и воскликнул: «Так же невозможно Христу воскреснуть, как невозможно этому яйцу стать красным!». И тотчас яйцо стало красным. Так это или нет, мы не знаем. Известно, что с глубокой древности яйцо символизировало жизнь. Внешне яйцо холодное и мертвое, как камень. Но внутри, под скорлупой, таится жизнь – маленький птенец. Вот так же и пасхальное яйцо указывает на победу жизни над смертью, света над тьмой. Верующие люди с глубокой древности раскрашивали яйца, писали на них «Х. В.», что значит «Христос Воскресе!», дарили эти яйца друг другу. Кулич: Еще язычники приготовляли к весне сладкий ароматный хлеб, символизирующий радость пробуждения от зимы и тьмы к лету, теплу. Но христиане переосмыслили этот обычай. Они стали выпекать вкусный ароматный хлеб на Пасху как знак пасхальной радости и торжества! Кроме того, хлеб считался в древности самой необходимой пищей. Хлеб пасхальный как бы противопоставлен хлебу обычному. Мы знаем, что Пасха – начало будущего века, знак наступления новой эры. Вот так и пасхальный хлеб – кулич, является прообразом хлеба будущего вечного блаженства. Творожная пасха – в виде пирамидок, символ Церкви Христовой. Что такое творог? Изменившееся, створожившееся молоко. Кто такой христианин? Человек, преображенный, измененный Духом Святым. Творожная пасха означает Церковь, составленную из всех нас – христиан».
Источник
Как видно происхождение символов современной Пасхи берет свое начало из язычества. Христианство пришло в языческий мир славянских народов и просто отобрать у людей их любимые праздники было невозможно. Поэтому духовенство вкладывало в языческие праздники Евангельский и христианский смысл. Церковь заменила библейскую атрибутику Пасхи на более привычную простому народу. Мало кто из христиан вкладывает языческий подтекст, когда празднует Пасху. Да и в большинстве случаев люди совершенно не придают этому празднику значение, как известно русскому человеку нужен только повод… Иисус Христос оставил нам праздник Вечери Господней, это и есть христианская Пасха. Поэтому я призываю Вас в этот праздник, вспомнить Того, кто является главной Причиной этого события.
Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
Воскресение Христово, Пасха, является главным церковным праздником, как поется в церковных песнопениях, «праздником праздников и торжеством из торжеств». Пасха всегда празднуется в воскресенье и поэтому приходится не на определенное число, а на разные даты. Русская Православная Церковь живет по особому, юлианскому календарю и по нему же вычисляет день празднования Пасхи. Мы отмечаем Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Наше вычисление Пасхи находится в полном соответствии с постановлениями I Вселенского Собора.
От дня празднования Пасхи зависят все связанные с ней подвижные праздники: Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи) и Троица, или Пятидесятница (на пятидесятый день по Пасхе). Также от Пасхи зависит Великий пост, он готовит нас к дню Воскресения Христова и начинается за семь недель до Пасхи.
Великий пост
Великопостное богослужение довольно сильно отличается от обычного, годового. Хотя совершается суточный круг служб, но богослужение отмечено особой строгостью и продолжительностью, на службе меньше поют, больше читают, священники облачены в черные строгие ризы.
Во время служб часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Великим постом только по субботам и воскресеньям совершается полная литургия. В среду и пятницу совершается особая литургия, именуемая литургией Преждеосвященных Даров. Святые Дары на ней освящаются и заготавливаются на литургии в воскресенье. В первую неделю Великого поста, в первые четыре дня, в храмах читают по вечерам Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Также этот канон прочитывается полностью в четверг пятой недели Великого поста. Эта служба называется Марииным стоянием, потому что во время нее читают житие преподобной Марии Египетской и на великом каноне есть тропари, посвященные ей [1] .
Вход Господень в Иерусалим
В воскресный день за неделю до Пасхи празднуется двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим, называемый также Неделей Ваий или Вербным воскресеньем. В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос за несколько дней до Своих крестных страданий торжественно въехал в Иерусалим сидя на молодом осле, а весь народ с ликованием встречал Его как Помазанника Божия [2] . В память о том, как люди в Иерусалиме встречали Христа с ветвями деревьев и пальм (по-славянски — ваий), мы в этот день приходим в храм с ветвями вербы (в средней полосе к этому времени она обычно уже распускается).
Накануне этого дня, в субботу, Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Тропарь Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим один:
Страстная седмица
Следующая неделя перед Пасхой имеет название Страстной седмицы. То есть неделя, посвященная страстям, страданиям Спасителя. Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе), и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь.
Пасха Христова и Светлая седмица
Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость предызображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.
Служба Святой Пасхи происходит таким образом. С вечера в субботу перед плащаницей начинают читать книгу Деяний святых апостолов. В одинадцать часов или в половине двенадцатого совершается полунощница, и плащаница уносится в алтарь. В полночь начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Ночное шествие вокруг храма с иконами, хоругвями и свечами напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц. Обойдя храм крестным ходом с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе. », верующие останавливаются перед закрытыми дверьми храма: они олицетворяют камень, которым был завален гроб Распятого. Предстоятель с кадилом возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:
Начинается пасхальная заутреня, главной частью которой является пасхальный канон — творение святого Иоанна Дамаскина. После каждой песни совершается каждение. Священнослужители приветствуют друг друга и прихожан: «Христос Воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину Воскресе!» В конце утрени хор поет победно-радостные стихиры Пасхи. После утрени поются часы, а затем совершается пасхальная Божественная литургия.
В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием: «Христос Воскресе!» При этом с апостольских времен принято целование. По традиции верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!» Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше Кровью Иисуса Христа.
Праздник Пасхи празднуется в продолжение тридцати девяти дней. Особенно торжественно совершается служба в первые семь дней — на Светлой седмице. Все эти дни царские врата открыты, символически указывая, что Спаситель Своим воскресением открыл нам Царство Небесное. Служба на Светлой седмице почти такая же, как в день самой Пасхи. Каждый день после литургии совершается пасхальный крестный ход вокруг храма. Земные поклоны во время богослужения и молитвы отменяются до дня Святой Троицы.
Вознесение Господне
После завершения дней празднования святой Пасхи, на сороковой день после нее, Церковь празднует Вознесение Господне. Таким образом, праздник Вознесения всегда приходится на четверг шестой недели после Пасхи. В этот день воспоминается, как Господь Иисус Христос, пообещав Своим ученикам и апостолам неотступно невидимо пребывать с ними, телесно вознесся от них на небо [3] . Возносясь, Господь пообещал Своим ученикам, что Он пошлет им от Небесного Отца Своего Утешителя, Святого Духа.
Пятидесятница. День Святой Троицы
Спустя десять дней после Вознесения Господня, в седьмое воскресенье после Пасхи, Церковь празднует день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день принято украшать храм травой и зелеными ветвями деревьев. Живая зелень символизирует животворящее действие Духа Святого.
После Божественной литургии в этот день служится великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы.
Традиции празднования Пасхи
Пасха — главный православный праздник, день Воскресения Христова. В этом году Пасха приходится на 16 апреля по новому стилю.
Пасхальная служба
На Руси Воскресение Христово всегда встречали в храме. Пасхальная служба – самая торжественная в году. Богослужение начинается раньше полуночи. До 24 часов служится Полунощница, во время которой священник и диакон выходят к Плащанице, кадят ее, поднимают и уносят в алтарь. Примерно в полночь начинается Пасхальная заутреня (или утреня). Неотъемлемой частью Пасхальной службы является Крестный ход вокруг храма. Когда верующие входят в храм, то начинается пение канона святого Иоанна Дамаскина. Утреня заканчивается чтением огласительного слова на Пасху святителя Иоанна Златоуста. После утрени совершаются Часы и Литургия, при открытых царских вратах. Они остаются открытыми на протяжении всей Светлой седмицы в знак того, что Христос навсегда открыл всем христианам врата Царствия Небесного.
Христосование
Особое пасхальное приветствие называется христосованием. В конце утрени, после пения: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие приветствуют друг друга, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая «Воистину воскресе!», трижды целуются и обмениваются пасхальными яйцами. Так принято приветствовать друг друга и все последующие после Пасхи 40 дней, до Вознесения.
Пасхальная трапеза
После службы верующие отправляются в трапезную или домой – разговляться. В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца. На Пасху также освящают Артос – это особый квасной хлеб, предназначенный только для молитвенного вкушения. Его на службе субботы Светлой седмицы раздают верующим для хранения дома.
Фото Владимира Ештокина
Традиция красить яйца на Пасху
Одной из главных пасхальных традиций являются крашеные яйца. Они символизируют Гроб Господень, в котором скрыта вечная жизнь. Скорлупа – это камень, который привалили к входу в скалу, где был погребен Христос. Но под скорлупой заключена новая жизнь. Красный же цвет, в который традиционно красили пасхальные яйца, указывает на страдания и пролитую кровь Христа. И в то же время он передает царское достоинство Спасителя (на востоке красный цвет считался царским).
Какие бывают пасхальные яйца?
Существует несколько традиционных видов пасхальных яиц.
Крашенками (или галунками) называются яйца, окрашенные в один цвет (преимущественно красный), без нанесения на скорлупу рисунку. С давних времен для приготовления крашенок использовали природные красители, в первую очередь луковую шелуху. С ее помощью получали насыщенный терракотовый цвет и разной интенсивности жёлтый.
Писанки – это яйца, расписанные традиционными народными орнаментами или узорами (в основном геометрическими или растительными). В толковом словаре у В. Даля можно найти такое определение: «Писанка – расписанное разными красками въузоръ пасхальное яйцо: его пишутъ проволочнымъ крючкомъ, который макаютъ въ воскъ; положенное въ краску оно окрашивается только на пробелахъ». Писанки расписывали только сырыми, в пищу они не шли. После Троицы такие яйца было принято выдувать. Расписное яйцо превращали в птицу, приклеивая к скорлупе крылья.
Расписывать яйцо необходимо было по особой технологии, следуя правилам сочетания цветов орнамента и фона.
Если эти правила нарушались, то яйцо становилось уже не писанкой, а малеванкой. Это значит, что на него наносили не традиционный узор, а свой собственный.
Крапанки – это яйца с однотонным фоном, на который наносятся узоры из полосок или пятен.
Еще один вид – дряпанки, или шкрябанки. После окрашивания таких яиц на их скорлупе нацарапывался определенный узор.
Яйчатаминазывают декоративные яйца, изготовленные из дерева, бисера и других материалов. Их разновидностью можно считать и знаменитые яйца Фаберже.
Откуда пошла эта традиция?
Традиция дарить друг другу крашеные яйца в день Воскресения Христова распространилась благодаря Марии Магдалине.
Мария была первой, кому явился Христос после своего Воскресения и сказал: «не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему» (Ин.20:17).Мария Магдалина принесла Апостолам радостную весть, о том, что видела Господа. Это была первая проповедь о Воскресении.
Когда Апостолы разошлись из Иерусалима проповедовать во все концы мира, то вместе с ними ушла и Мария Магдалина. Еще до апостола Павла женщина отправилась в Рим, центр тогдашней цивилизации. Отважная ученица Христа явилась даже к императору Тиберию и рассказала о жизни, чудесах и учении Христа, о том, как Он был оклеветан иудеями и распят по приговору Понтия Пилата.
Император усомнился в рассказе о Чуде. Тогда Мария Магдалина взяла белое яйцо, которое принесла во дворец в качестве подарка, и со словами “Христос Воскрес!” передала его Тиберию. На глазах у римского правителя яйцо из белого превратилось в ярко-красное.
В библиотеке монастыря святой Анастасии Узорешительницы, расположенного в северной части Греции, недалеко от города Салоник, сохранился рукописный греческий устав X века. В нем помещена молитва, читаемая в день Пасхи на освящение яиц и сыра. Игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.
Народные традиции празднования Пасхи
Первое воскресенье после Пасхи называется Антипасхой, а в народе – Красной горкой. На Руси она всегда была днем молодёжных гуляний, хороводов и сватовства. В этих празднествах должны были принимать участие девушки и юноши, достигшие брачного возраста. По церковным традициям, начиная с Красной горки, верующие могут вступать в брак.
Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». Игры начинались в первый день Пасхи и продолжались иногда всю Светлую неделю. Одна игра могла длиться несколько часов. Часто использовали деревянные искусно раскрашенные яйца, порой готовили целые наборы таких яиц специально для игры.
Правила катания были следующими. Крашеное яйцо скатывали по наклонной деревянной дощечке или по земле — с некрутой горки. Внизу все участники забавы расставляли другие яйца полукругом, каждый по одному. Цель была — сбить яйцо с места. Если это получалось, участник брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий участник, а неудачно скатившееся яйцо оставалось на кону.
Традиции Пасхи у разных народов
В православной Греции Пасха является важнейшим праздником. Ее отмечают торжественно и всенародно. Как и в России, подготовка начинается со Страстной седмицы. В течении нее в Греции не звонят в колокола. На Пасху готовят специальный хлеб, который называется «цуреки». Накануне праздника, вечером Великой субботы, делают магирицу. Это сытный суп с потрохами, яично-лимонной заправкой и зеленью, который готовится из ливера пасхального ягненка. Магирицу обычно подают на стол ночью сразу после Пасхальной службы. Этот суп становится первым мясным блюдом разговения после Великого Поста.
В Польше на Пасху едят «мазурки» – песочное печенье с фруктовыми и ореховыми начинками. Традиционно лакомство готовили со сливами и яблоками, но сейчас появились рецепты печенья с цитрусовыми. В начинку добавляют измельченный миндаль или грецкие орехи. Сверху мазурки посыпают сахарной пудрой или покрывают глазурью.
Польские писанки. Фото Jarosław Pocztarski
За Пасхальным воскресеньем в Польше следует «мокрый понедельник». В этот день поляки щедро поливают друг друга из ведер, сбрасывают водяные «бомбы».
В Болгарии и Румынии пасхальный хлеб называется «козунак». Начинка его может быть самой разнообразной и зависит только от фантазии пекаря.
В некоторых странах Европы и Северной Америки распространен обычай утром Пасхи прятать пасхальные яйца. Дети просыпаются и тут же бросаются обыскивать весь дом и двор, пока не обнаружат «гнездо» пасхального кролика с множеством разноцветных яиц.
Вплоть до XVI столетия пасхальными яйцами занимались самые разные животные: лисы и петухи, аисты и кукушки, журавли и глухари. Однако сегодня не только в Германии, но и во всем мире любимцем детей является пасхальный кролик.
На Пасху немцы готовят пасхальные пироги в форме ягненка.
В Великобритании так же, как и в Германии, утро для детей начинается с поиска корзинки, спрятанной пасхальным кроликом.
В Страстную пятницу британцы едят hotcrossbuns — булочки со специями, украшенные узором в виде креста. Считается, что булочки, испеченные в Страстную пятницу не портятся в течение всего года. На Пасху в Соединенном Королевстве готовят жаркое из молочного ягненка.
Во Франции от детей прячут шоколадные яйца. Главным блюдом, как и в Великобритании, является ягненок.
В Италии в Пасхальное воскресенье тысячи людей выходят на главную площадь Рима, чтобы послушать поздравление Папы.Празднование Пасхи начинается в Страстную пятницу, когда совершается знаменитый Крестный ход от Колизея до Палатинского холма. Шествующие делают 14 остановок, которые символизируют путь Христа от места суда до Голгофы. Также устраиваются театрализованные представления, посвященные жизни, страданиям, смерти и воскрешению Христа.
Главное пасхальное блюдо в Италии – баранина с жареными артишоками, салатом из сладкого перца, оливок и помидоров, соленый пирог с яйцами и сыром. Обязательно на столе присутствует и аналог нашей пасхи –коломба, в переводе с итальянского «пасхальная голубка». Это высокий суховатый пирог в форме голубя, который готовят из дрожжевого теста с добавлением тертой апельсиновой цедры, цукатов или изюма. Сверху коломбу посыпают кусочками миндаля и сахаром.
В Америке на Пасху дети получают корзинки от пасхального кролика, наполненные пасхальными яйцами и различными сладостями. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофелем, фруктовым салатом и овощами.
WhiteHouseEasterEggRoll.Фото Amanda Hirsch
В США очень популярно катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются в том, кто сможет дальше всех без остановки прокатить свое яйцо. Подобные состязания устраиваются даже на газоне у Белого Дома в Вашингтоне и называются WhiteHouseEasterEggRoll.
Пасха, Светлое Христово Воскресение – суть праздника, история, традиции, приметы
Пасха – один из самых главных церковных праздников. В 2020 году православные встретили Светлое Христово Воскресение 28 апреля.
Пасха ежегодно приходится на весну – дату празднования рассчитывают по специальному церковному календарю. Обычно православные и католики празднуют Светлое Христово Воскресение в разное время – в этом году католическую Пасху отпраздновали 21 апреля. Даты празднования иногда совпадают – католики и православные в последний раз вместе праздновали Пасху в 2017 году.
Суть и значение Пасхи
По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.
Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.
На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?» – потому что, как объясняет евангелист, камень был велик. Но камень был уже отвален, и гробница пуста. Это увидела и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Пётр и Иоанн, и жёны-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших ко гробу одни за другими.
Для христиан праздник означает переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».
Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.
Своим Воскресением Иисус Хритос благословил и утвердил воскресение для всех людей.
В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней.
История праздника
История возникновения праздника Пасхи уходит своими корнями в глубину веков. И, чтобы лучше понять и изучить её, нам придётся обратиться к Библии, а именно к её части под названием «Исход». В ней повествуется, что еврейский народ, бывший в рабстве у египтян, терпел от своих хозяев великие мучения и притеснения. Но, не смотря на это, они уповали на милость Божью и помнили о данном им завете и о земле обетованной. Среди евреев был один человек по имени Моисей, которого Бог и избрал себе пророком. Дав в помощь Моисею его брата Аарона, Господь творил через них чудеса и насылал на египтян различные казни числом 10.
Египетский фараон долго не желал отпустить своих рабов на свободу. Тогда Бог повелел израильтянам вечером заколоть на каждое семейство по одному годовалому ягнёнку мужского пола и без порока. А кровью его помазать перекладины дверей своего жилища. Ягнёнка нужно было съесть за ночь, не ломая его костей. Ночью ангел Божий прошёл по Египту и умертвил всех египетских первенцев от скота до человека, а еврейские жилища не тронул. В страхе фараон изгнал израильтян из страны. Но когда те подходили к берегам Красного моря, он опомнился и погнался за своими рабами. Однако Бог разверз воды морские и провёл евреев по морю, как по суше, а фараон был потоплен. В честь этого события с тех пор и до сего дня евреи празднуют Пасху (Песах), как освобождение от египетского плена.
Фото: italia-facile.ru
Но на этом история происхождения и возникновения праздника Пасхи не заканчивается. Спустя много веков после Исхода на израильской земле родился Иисус Христос. Когда ему исполнилось 30 лет, он вышел на проповедь, уча людей заповедям Божьим. Спустя три года он был распят на кресте, на горе Голгофе. Произошло это после праздника еврейской Пасхи в пятницу. А в четверг была тайная вечеря, где Христос установил таинство евхаристии, представив хлеб и вино, как свои тело и кровь. Как и ягнёнок в Ветхом завете, Христос был принесен в жертву за грехи мира, а его кости также не были сломлены.
В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения – Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.
В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, её отмечали в 14-й день месяца нисана (март – апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.
На Первом Вселенском Соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.
Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресение после иудейской пасхи, после полнолуния и после весеннего равноденствия.
Традиции
Главными атрибутами Пасхи считаются сдобные куличи, которые символизируют церковь; крашеные яйца (символ вечной жизни и чуда Воскресения); Благодатный огонь и крестный ход.
Куличи и яйца принято освещать в церкви в Великую субботу. Пасхальный крестный ход начинается в полночь при наступлении воскресенья. Перед этим звонят колокола, затем в храмах открываются царские врата и начинается крестный ход, по окончании которого поют тропарь: «Христос воскрес из мертвых!»
На Пасху и сорок дней после нее у православных принято приветствие: «Христос воскрес» – «Воистину воскрес» с троекратным целованием. Согласно преданию, этот обычай идет еще от апостолов.
Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу.
Обычай красить яйца был распространен у восточных славян еще до зарождения христианства и связан с весенними языческими культами. Христианская традиция вложила в это новый смысл: пасхальное яйцо – символ жизни, а красный цвет скорлупы – крови Христовой, пролитой ради спасения людей. Окрашенные в один цвет яйца (“крашенки”) и расписанные узорами (“писанки”) принято дарить родным и гостям.
Традицию освящать на Пасху яйца часто связывают с притчей о святой Марии Магдалине. Придя в Рим, она преподнесла императору Тиберию простое куриное яйцо. На вопрос, что означает этот дар, Мария ответила, что он символизирует воскрешение Христа и возрождение человечества для вечной жизни. Император ответил, что поверит в воскрешение, только если белое яйцо станет красным. И тут же на глазах присутствующих оно изменило цвет.
Согласно православным канонам, на Пасху не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды, поскольку этот день считается праздником возрождения. Посещать могилы близких церковь советует в первый вторник после пасхальной недели, который носит название Радоница.
Всю неделю после Пасхи на Руси было принято отдыхать, веселиться, посещать родственников и друзей, принимать гостей и, конечно, вволю есть и пить все, что душе угодно. В пасхальную неделю отменяются постные дни по средам и пятницам.
Никаких особых запретов на Пасху нет, за исключением скуки и сидения дома. Это считалось плохой приметой, а люди, избегавшие пасхальных визитов и развлечений, вызывали подозрение.
Однако церковь и врачи напоминают: при выходе из поста нужна умеренность, чревоугодие и увлечение алкоголем не только опасно для здоровья, но и противоречат духовному смыслу праздника.
Фото из свободных источников
Много традиций и обычаев на Пасху связано с крашеными яйцами. Ими принято «биться»: победитель тот, чье яйцо разобьется последним. Яйцо с древних времен символизирует обновление жизни, а красный цвет – символизирует кровь, пролитую Иисусом на кресте. Некоторые люди считают, что, разбивая крашенное яйцо, мы помогаем разбить оковы красной скорлупы, то есть – жизни победить смерть.
По другой версии, традиция бить яйца на Пасху связана с тем, что гробница в которой Иисус был упокоен после смерти, был закрыт камнями, форма которых напоминала яйцо. Поэтому бить яйца на Пасху – это символическое открытие гробницы и Воскресения Спасителя.
На Руси дети и взрослые на Пасху катали яйца с пригорка – побеждал тот, у кого яйцо укатывалось дальше.
Считалось, что пасхальное яйцо в кармане – оберег от болезней, сглаза, а также от пожара. Вообще крашеные яйца в праздник очень ценились: у кого больше, тому везение и удача.
Из народных традиций также был обычай, попарившись на Пасху в бане, оставить веник «для покойников».
Приметы
После освящения в церкви, каждый хозяин старался как можно скорее донести пасхальный кулич домой. Этот обычай основан на народном поверье: кто первый прибежит с Пасхой домой, у того будет лучший урожай и тот хозяин первым закончит полевые работы.
В связи с этим обычаем существовали и некоторые другие пасхальные поверия:
- Хлеб будет расти так быстро, как бежит с Пасхой хозяин.
- Кто всех обгонит, у того лошадь будет самой сильной и целый год будет в работе обгонять других.
Приметы погоды на Пасху имели большое значение для наших предков, ведь именно по ним можно было узнать, насколько урожайным и удачным будет весь следующий год.
- Если в этот день разыграется гроза, значит, осень придет поздно и будет сухой. Дождь без грозы предвещает дождливую весну.
- Если пасмурно, значит, и лето будет холодным и пасмурным.
- Мороз на Пасху предсказывает хороший урожай.
- Холодная, но не минусовая погода — к сухому лету. Сходит весь снег полностью к урожайному году.
- Если во вторник после Пасхи будет ясная погода, то всё лето будут лить дожди.
- А если тепло и ясно в воскресенье, значит, лето будет солнечным и урожайным.
- Звездная, ясная ночь на Пасху обещает заморозки и похолодания.
Подготовлено на основе информации из свободных источников