0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Князь даниил иванович

Даниил Александрович Московский

Святой благоверный князь Даниил Александрович Московский, младший сын Александра Невского, родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей.

Князь Даниил Московский родился в 1261 году. Его отец – великий князь Александр Ярославич Невский, мать – княгиня Александра Брячиславна, дочь Брячислава Васильковича, князя Полоцкого. Даниил был четвертым и самым младшим сыном великого князя. Александр Невский умер в 1263 году, и вскоре умерла мать Даниила. Он остается сиротой и долгое время зависит от старших братьев, которые, завладев великокняжеской властью, не спешили поделиться с ним отцовским наследством.

Князь Даниил рос кротким и незлобивым мальчиком, помогал нищим и страждущим. Как и отец, Александр Невский, любил Божий храм, молитву и церковное пение. В детстве, как и положено будущему правителю, обучался светским наукам, воинскому искусству и управлению государством.

Только в 1272 году братья выделили ему для княжения самое бедное и незначительное (по тем временам) Московское княжество. Выделенным княжеством князь остался доволен и претензий не высказал.

Город очень понравился юному князю. В нем было все и для охоты, и для торговли, и для сельскохозяйственной деятельности. Не было только хозяина. Все последние годы князья в Москве не жили, а управлялся город наместниками. Всюду вскрывались недоимки, приписки, казнокрадство и воровство.

Начал князь со строительства в городе монастыря. Князь сам объезжал окрестные села, принимал отчеты старост. В городе началось расширение кремля. Возведением стен и укреплений Даниил руководил лично.

Благодаря князю мы имеем Красную площадь, которая при нем стала главными торговыми рядами.

Новый московский князь Даниил своей политикой много сделал для того, чтобы из маленького и незавидного удела появилась первопрестольная столица Москва, и сам он стал первым великим князем Московским.

Времена Даниила Московского были особенно тяжелыми для Руси. Мало того что Русь не могла оправиться от монголо-татарского нашествия, так и свои князья раздирали страну в междоусобной вражде. И здесь большое влияние оказала политика князя Даниила Московского, который неустанно стремился к единению и миру на русской земле. Именно ему удавалось предотвращать надвигающиеся кровопролития.

Особенно кровавым уроком стало предательство старшего брата, Андрея: тот привел на Русь татарскую орду во главе с Туданом (Дюденем), который опустошил и разграбил множество русских городов, в том числе Муром, Суздаль, Тверь, Можайск, Коломну. Стараясь предотвратить кровопролитие, Даниил пустил татар в Москву, так как сил для отпора не было. После ухода захватчиков, оставивших после себя пепелище, князь раздал все свое имущество пострадавшим горожанам.

Важным моментом в биографии Даниила Московского и в целом переломным для судьбы страны стал съезд всех русских князей в городе Дмитрове в 1301 году. Именно здесь Даниил Московский убедил всех помириться и прекратить внутреннюю вражду.

В 1302 году умер племянник Даниила Московского Иван Дмитриевич, князь Переяславля-Залесского. Иван Дмитриевич был бездетным и очень любил и уважал своего дядю, которому и завещал все свое княжество в собственность.

Это присоединение, по сути, выдвинуло Московское княжество в число самых крупных. Еще одним результатом этого присоединения стало начало объединения русских земель в единую мощную державу.

Тем не менее в 1301 году рязанский князь Константин Романович при содействии татар напал на Московское княжество. Даниил Александрович разбил неприятеля, взял рязанского князя в плен и уничтожил большое количество татар. Это была первая победа над татарами, пусть небольшая, но очень значимая.

Великий князь не воспользовался победой, чтобы захватить чужие земли, и побежденному рязанскому князю в Москве оказал соответствующие почести. Победа над рязанским князем продемонстрировала русским людям милосердие и бескорыстие Даниила Московского.

В 1303 году великий князь тяжело заболел. Накануне смерти он принял монашество. Даниила Александровича похоронили в Даниловом монастыре. Его мощи были обретены в 1652 году и перенесены повелением царя Алексея Михайловича в храм Семи Вселенских Соборов в основанной им обители.

После смерти Даниила Александровича титул великокняжеской власти наследует его сын Иоанн Данилович, и после него данное достоинство переходит от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до смерти Федора Иоанновича в 1598 году.

Почему Московские князья перестали называть сыновей Даниилами?

Святой князь

Даниил Александрович Московский был был князем «правильным». С супругой жил в согласии и любви, сыновей воспитывал, подданным был справедливым повелителем, рачительным хозяином.

С соседями, за исключением Рязанского князя, старался жить мирно, а в раздоры и усобицы старших братьев, не встревать. Даниил частенько выполнял роль посредника, призывая к миру двух непримиримых Александровичей: Дмитрия Переяславского и Андрея Городецкого.

Жизнь его окончилась тихо, на княжении Владимирском он так и не побывал, потому что брат Андрей пережил его. Детям завещал не ссориться.

После кончины князя заговорили и о чудесах, которые случались на его могиле. Да и долгие десятилетия помнил люд московский своего любимого князя. И младенцев щедро именем Даниила нарекал.

Даниил Иванович

Первым в честь батюшки своего второго сына назвал Данилой Иван Калита, впрочем тогда еще он Калитой не был, на Москве княжил его братец Юрий Данилович Рыжий.

Княжил, снедаемый жаждой власти. На рубеже 1319-1320 годов и родился у князя Ивана и княгини Елены, его первой жены малыш, нареченный именем благоверного батюшки. И прожил лишь несколько недель.

Примерно в то же время у Московского тысяцкого Протасия (Вельямина) погибает взрослый сын именем Данила, любимец отца и молодец в расцвете сил, ему отец надеялся передать звание и свою должность тысяцкого. А называл-то его Протасий в честь любимого своего князя, которому служил всю жизнь.

Уже тогда заговорили, мол, святой князь Данила соименников своих, по нем названных, к себе призывает.

Даниил Семенович

Сын Ивана Калиты, Симеон Иванович Гордый вообще в отношении детей был невезучим. Три жены было у князя, а княжеский престол в конце концов перешел к его брату — Ивану Ивановичу Красному.

У Симеона от третьей жены, тверитянки Марии Александровны родилось 4 сына. Старший не прожил и года, носил он имя Даниила, впрочем, сыновья, названные иначе, тоже не прожили долго.

Даниил Дмитриевич

Следующим князем, который в 1370-м году назвал сына-первенца в честь легендарного и почитаемого предка, был Дмитрий Иванович Донской.

Поначалу сын рос и радовал родителей, брак Дмитрия Донского и княгини Евдокии был и согласным, и плодовитым.

Но в 1379 году 9-летний Данила умирает. И основным наследником становится Василий Дмитриевич, родившийся годом позже брата.

Даниил Васильевич

Василий Дмитриевич в браке с Софьей Витовтовной тоже настрадался из-за детей. Его старший сын Юрий умер пятилетним. Второго сына, Ивана, Бог призвал во время чумы в 1417 году.

Третий сын был назван Даниилом. Он прожил 5 месяцев и в 1402 году от какого-то морового поветрия, вероятно детского, скончался.

Софья забеременела вновь, родила сына Семена, но на свете не зажился и он. Наследник, будущий Василий Темный, появился на свет лишь в 1415 году. За 10 лет до кончины батюшки.

Легенда

Больше в семьях князей Московского дома Рюриковичей ни один правитель не назвал Даниилом. Верили даже не в проклятие, слишком почитаем на Москве был когда-то Даниил Александрович.

Верили в расплату за грех. Какой грех? Чей? Сам Даниил Александрович когда-то пленил Рязанского князя Константина Романовича. Тогда Москва воевала с Рязанью из-за Коломны.

Князя посадили в затвор, Даниил Александрович надеялся взять с Константина «крестное целование», а затем отпустить с миром на Рязань.

Но дело затянулось и Даниил выпустить пленника не успел, зато дело решил его преемник Юрий Данилович: тайно в затворе Рязанского князя умертвили. Нарушив, тем самым божью волю и волю Даниила Александровича.

За этот грех и взыскивал князь, забирая всех мальчиков Московского княжеского дома, названных его именем.

Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет

Святой Даниил Московский: Миролюбивый князь

17 марта — память благоверного князя Даниила Московского. Предлагаем вашему вниманию программу студии «Неофит» «Тесные врата», рассказывающую об этом святом.

В 1261 году во Владимире в семье великого князя Александра Ярославовича Невского и его благочестивой супруги Вассы родился четвертый сын. Счастливые родители благословили младенца иконой Божьей Матери Федоровской и в честь святого Даниила Столпника назвали Данилой.

Своего знаменитого отца маленький князь не запомнил. Спустя совсем немного времени после его рождения Александр вновь был вынужден отправиться в Орду. На обратном пути князь смертельно заболел и, не успев вернуться домой, умер 23 ноября 1263 года в Городецком Федоровском монастыре. В 3 года князь Даниил остался сиротой. Старшие братья разделили отцовское именье, и ему как самому младшему достался скромный и незавидный удел – Москва.

Юный Даниил Александрович вступил во владение Московским княжеством в 10-летнем возрасте и увидеть вотчину не спешил. Он еще долго жил с матерью то в Переяславле, то в стольном Владимире. Дочь полоцкого князя Братислава, великая княгиня Васса, сама во всем старалась угодить Богу и сына научила вести такую жизнь.

От матери, окончившей свои дни в монастыре, Даниил унаследовал смирение, любовь к Церкви, к людям и к милосердию. У нее же в отсутствие отца он научился княжить так, как глава большой семьи управляет своим хозяйством и домочадцами – мудро, милостиво и справедливо. С мечтой о таком русском доме князь Даниил и поехал в Москву.

Городок показался князю славным, но неухоженным. В нем было все, что нужно: и лес для охоты, и река для торговли, и поле для урожая. Не было только хозяина. Ведь в Москве до него ни один князь — ни великий, ни удельный — не сидел. Управляли городом всегда только наместники, на которых в ту пору Москве не везло. Всюду вскрывались недоимки, приписки, казнокрадства и пропажи. Все это нужно было исправлять. Но князь начал не с этого. Прежде всего, он поставил городу монастырь.

Место было выбрано живописное и удобное – на небольшом холме, у слияния тихой речки Худинец с широкой и полноводной рекой Москвой. В 1282 году князь поставил здесь деревянную церковь и велел освятить ее в честь своего небесного покровителя святого Даниила.

С одной стороны, храм находился на оживленной ордынской дороге, а с другой – на определенном удалении от города. Так что скоро вокруг него собралась первая на Москве монашеская община, которой князь помогал встать на ноги своими личными сбережениями. Теперь, испросив благословения, можно было приступать к укреплению хозяйства.

Князь принялся сам объезжать окрестные села, осматривать угодья, принимать отчеты старост. Во всем разбирался сам, отстранял списки, приказывал открывать житницы и амбары. В городе он сразу же взялся за расширение Кремля, придумав для удобства строителей рабочие столовые и полевые кухни. Работа закипела втрое быстрее. Возведением стен и оборонительных укреплений Даниил руководил сам.

Читать еще:  Благовония из иерусалима пасха отзывы

По московским торговым рядам, которые на переяславский манер князь назвал Красной площадью, он всегда ходил тоже сам, оставляя коня с провожатыми далеко позади. Внимательно осматривал прилавки, трогал ткани, приценивался, беседовал с купцами. Обилие товаров не могло не радовать: если есть, что продать, значит, будет, на что жить.

Как-то раз по обыкновению князь прохаживался по торгу. Отовсюду неслось радостное «К нам, к нам, княже! Даниил Александрович, батюшка родимый, к нам!» Увидев солонку хитрой работы, князь остановился:

— Почем отдашь, хозяйка?

— Да хоть так прими, в подарок.

Да ведь и князь не беден. Развернул платок и подал заморскую диковину. От счастья женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться.

Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал:

— Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег.

Об удивительной ответственности московского князя за своих людей и абсолютно несовременном 13-му веку миролюбии еще при жизни Даниила ходили легенды.

В 1282 году в ответ на несправедливые притязания старшего брата, великого князя Дмитрия, он собирает рать и выступает против него. Встретившись с обидчиками, москвичи уже готовы были броситься в атаку, как вдруг князь неожиданно приказывает трубить отбой. Этот конфликт он решил путем переговоров.

3 года спустя снова угроза, теперь уже от среднего брата Андрея Александровича. И опять мирная политика Даниила останавливает междоусобицу и не дает начаться кровопролитию.

В 1293 году на Москву обрушилось особо тяжкое испытание. Князь Андрей привел на Русь татар во главе с печально известным Дюденем. Дюденева рать уже сожгла Муром, Суздаль, Коломну, опустошила Дмитров и Можайск. Теперь эта банда безжалостных грабителей стояла у стен Москвы. Силы были слишком неравны, и сопротивляться было бесполезно.

По нравственному закону того времени князь имел полное право пережить нападение в одной из своих деревень. Но какой отец оставит своих детей? Для того чтобы избежать кровопролития, Даниил выносит врагу ключи от города и вместе со своим народом переживает ужасы варварского нападения.

Не успели насытившиеся грабители покинуть обворованный и изуродованный город, оставив москвичей на пепелище, а князь уже собирает к себе людей, ободряет и раздает свое имение пострадавшим. В это трудно поверить, но Москва встала на ноги и отстроилась после удара всего через один год.

А еще через год, в 1295, князь выступил в поход во главе большого объединенного войска против своего вероломного брата. На стороне москвичей была и сила, и правда. Победа могла наказать князя Андрея и принести Даниилу власть. Но заплатить за нее пришлось бы братской кровью и кровью своей дружины. И снова переговоры, и снова мир, скрепленный подписями всех князей земли Русской на их общем съезде в Дмитрове.

Впрочем, когда было нужно, сын Александра Невского умел держать меч. В 1300 году татары снова пришли на Русь. На этот раз их привел Рязанский князь Константин, собиравшийся захватить Москву. Даниил Александрович предупредил вторжение рязанцев и первым выступил в поход. Быстрым маневром захватив Коломну, москвичи атаковали саму Рязань. Татарские отряды были разбиты, Константин взят в плен.

Но и здесь московский хозяин остается верен себе. Он принимает плененного князя как гостя — со всеми положенными почестями. Такой прием трогает сердце пленника, и два русских княжества заключает между собой долгожданный мир.

Подвиги христианского миролюбия не могли не принести свои плоды. Именно о таких, как князь Даниил, сказано в Евангелии: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

В 1296 году великий князь Андрей Александрович совершает поступок, вряд ли имеющий аналоги в мировой истории. Побежденный смирением и кротостью Даниила, он отдает своему младшему брату власть и титул великого князя.

Отсутствие властолюбия, мудрость и нестяжательство князя Даниила привлекают к нему любовь и уважение и на великокняжеском престоле. Именно во время его правления происходит событие, очень важное для истории Москвы. Его племянник, Иван Дмитриевич, не имеющий наследников, завещает своему любимому дяде свое княжество, одно из самых богатых и сильных на Руси – Переславль-Залесский. Именно с этого момента начинает существование Московское государство.

В личной жизни основатель Москвы был крайне скромен, так что мы мало знаем о ней. Известно лишь, что жену князя звали Евдокией, что родила она ему четверых сыновей и что в свободное от воспитания детей время она помогала бедным и расшивала золотом богослужебные ткани для Данилова монастыря.

Подобно тому, как в свое время святая Васса привила сыну любовь к благочестию, жена Даниила научила младшего Ванечку творить милостыню. Она сшила ему особенный кошелек для бедных, который, даже повзрослев, Иван Данилович никогда и нигде не забывал носить с собой, за что и получил свое прозвище Калита.

У первого сына Даниила Александровича, Юрия, характер был не такой мягкий, как у Ивана. Князь это знал и поэтому, оставляя сыновьям Москву в нераздельное владение, завещал им слушаться старшего и не допускать ненавистной розни, несмотря ни на что.

Господь даровал святому князю скорую и безболезненную кончину. Буквально за день до смерти он почувствовал ее приближение, поспешил в любимый монастырь, где принял от рук настоятеля архимандрита Иоанна великую схиму. 17 марта 1303 года князь мирно отошел ко Господу.

Вся Москва оплакивала своего кормильца и защитника, ибо по свидетельству летописи не было в городе ни одного человека, который бы не переживал эту потерю как потерю родного отца. По смиренному завещанию его похоронили как простого монаха, без почестей, на братском кладбище основанной им обители.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя, как Данилов монастырь был переведен в Кремль, церковь превращена в приходскую, кладбище стало мирским, а могилу самого Даниила забыли.

Примерно через 200 лет некий благочестивый юноша из окружения Ивана Третьего, проезжая мимо этого опустевшего уголка, увидел необычного старца, невесть откуда взявшегося у него на пути. «Не бойся меня, — сказал странник. — Я христианин и хозяин сего места. Имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божьей я положен здесь». С тех пор все московские князья стали почитать своего замечательного предка и обращаться за его молитвенной помощью во всех делах городского правления.

Во времена Ивана Грозного при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил и украсил древний Данилов монастырь. Ежегодно митрополит со Священным Собором стали совершать крестный ход к месту погребения благоверного князя, служить там панихиды и почитать великого князя Даниила Александровича, покровителя Москвы.

Программа подготовлена: Студия «Неофит» Московского Данилова монастыря по заказу телеканала «Культура», 2002 год.
Расшифровка: Православие и мир

Благоверный князь Дании ́ л Московский

Дни памяти

6 сентября (переходящая) – Собор Московских святых

Житие

Краткое житие благоверного князя Даниила Московского

Ро­дил­ся в 1261 го­ду и был чет­вер­тым сы­ном свя­то­го ве­ли­ко­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го. В жиз­ни св. бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем, кро­то­стью и ми­ро­лю­би­ем.

Во все дни его жиз­ни ни­кто не на­нес ущер­ба дер­жа­ве его, и сам он не по­ку­шал­ся на­си­ли­ем при­об­ре­тать чу­жие об­ла­сти, бла­го­да­ря Бо­га за дан­ное ему в жре­бий бла­го­сло­вен­ное на­сле­дие – дер­жа­ву пре­слав­но­го гра­да Моск­вы. Со вре­мен бла­жен­но­го кня­зя Да­ни­и­ла честь и сла­ва пер­во­кня­же­ния и пер­во­свя­ти­тель­ства на­ча­ли при­бли­жать­ся к бо­го­лю­би­во­му гра­ду Москве. В 1302 г. Мос­ков­ское кня­же­ство уве­ли­чи­лось за счет мир­но­го при­со­еди­не­ния Пе­ре­я­с­лав­ско­го кня­же­ства. Од­на­ко св. князь не услаж­дал­ся вла­сто­лю­би­ем, но, ограж­да­ясь стра­хом Бо­жи­им, пре­успе­вал в бра­то­лю­бии.

Бо­го­угод­но гос­под­ствуя в Мос­ков­ских пре­де­лах, св. князь Да­ни­ил по­стро­ил за Моск­вой-ре­кой мо­на­стырь, ко­то­рый стал на­зы­вать­ся по его име­ни Да­ни­лов­ский. В этом мо­на­сты­ре сам князь при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние. При­няв схи­му, св. бла­го­вер­ный князь на 42 го­ду жиз­ни мир­но ото­шел ко Гос­по­ду 4 мар­та 1303 го­да. 30 ав­гу­ста 1652 го­да мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми.

Бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил Мос­ков­ский, сын бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го, скон­чал­ся 4 мар­та 1303 го­да. 30 ав­гу­ста 1652 го­да мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми. Све­де­ния о нем по­ме­ще­ны 4 мар­та.

Полное житие благоверного князя Даниила Московского

Свя­той бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил Мос­ков­ский ро­дил­ся во Вла­ди­ми­ре в 1261 го­ду. Он был чет­вер­тым сы­ном свя­то­го Алек­сандра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го (па­мять 30 ав­гу­ста и 23 но­яб­ря) и пра­вед­ной Вас­сы. Двух лет от ро­ду он ли­шил­ся от­ца. Вре­мя пре­став­ле­ния его ма­те­ри в ле­то­пи­сях не ука­за­но, из­вест­но толь­ко, что по­гре­бе­на она в церк­ви в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва во Вла­ди­мир­ском Успен­ском мо­на­сты­ре (Кня­ги­нин мо­на­стырь) и у окрест­ных жи­те­лей по­чи­та­лась пра­вед­ной.

В 1272 го­ду бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил по­лу­чил до­став­ший­ся ему по раз­де­лу го­род Моск­ву с при­ле­га­ю­щи­ми зем­ля­ми. Бла­го­вер­ный князь по­стро­ил на бе­ре­гу Моск­вы-ре­ки храм (и при нем мо­на­стырь) в честь сво­е­го те­зо­име­ни­то­го по­кро­ви­те­ля, пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла Столп­ни­ка (па­мять 11 де­каб­ря). Мос­ков­ское кня­же­ство бы­ло в те вре­ме­на ма­лень­ким и неза­вид­ным. Воз­му­жав­ший бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил укре­пил и уве­ли­чил его, но не пу­тем неправ­ды и на­си­лия, а ми­ло­сер­ди­ем и ми­ро­лю­би­ем. Неспо­кой­но бы­ло на Ру­си. Меж­до­усо­би­цы меж­ду удель­ны­ми кня­зья­ми бы­ли по­сто­ян­ны­ми. И ча­сто, бла­го­да­ря бла­го­вер­но­му кня­зю Да­ни­и­лу, его неустан­но­му стрем­ле­нию к еди­не­нию и ми­ру на Рус­ской зем­ле, уда­ва­лось предот­вра­тить кро­во­про­ли­тие. Ко­гда в 1293 го­ду его брат, ве­ли­кий князь Ан­дрей Алек­сан­дро­вич, вме­сте с при­зван­ны­ми из Ор­ды та­та­ра­ми во гла­ве с Дю­де­нем («Дю­де­не­ва рать») опу­сто­шил рус­ские го­ро­да: Му­ром, Суз­даль, Ко­лом­ну, Дмит­ров, Мо­жайск, Тверь, бла­го­вер­ный князь ре­шил­ся впу­стить их в Моск­ву, чтобы спа­сти на­род от ги­бе­ли. Сил для от­по­ра не бы­ло. Вме­сте со сво­им на­ро­дом князь пе­ре­жи­вал тя­го­ты ра­зо­ре­ния и раз­боя. От­ста­и­вая свои пра­ва, свя­той Да­ни­ил был вы­нуж­ден в 1295 го­ду вы­сту­пить про­тив сво­е­го бра­та близ ме­ста, на­зы­ва­е­мо­го Юрье­во Тол­чи­ще, но и здесь стрем­ле­ние к ми­ру по­бе­ди­ло в нем, и кро­во­про­ли­тия уда­лось из­бе­жать.

В 1300 го­ду, ко­гда Ря­зан­ский князь Кон­стан­тин Ро­ма­но­вич, при­звав на по­мощь та­тар, за­ни­мал­ся тай­ны­ми при­го­тов­ле­ни­я­ми к вне­зап­но­му на­па­де­нию на зем­ли Мос­ков­ско­го кня­же­ства, пре­по­доб­ный Да­ни­ил по­шел с вой­ском к Ря­за­ни, раз­бил непри­я­те­ля, взял в плен Кон­стан­ти­на и ис­тре­бил мно­же­ство та­тар. Это бы­ла пер­вая по­бе­да над та­та­ра­ми, по­бе­да негром­кая, но за­ме­ча­тель­ная – как пер­вый по­рыв к сво­бо­де. Раз­бив Ря­зан­ско­го кня­зя и рас­се­яв его со­юз­ни­ков – та­тар, бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил не вос­поль­зо­вал­ся по­бе­дою, чтобы отобрать чу­жие зем­ли или взять бо­га­тую до­бы­чу, как это бы­ло при­ня­то в те вре­ме­на, а по­ка­зал при­мер ис­тин­но­го нес­тя­жа­ния, люб­ви и бра­то­лю­бия. Ни­ко­гда не брал­ся свя­той князь за ору­жие, чтобы за­хва­тить чу­жие зем­ли, ни­ко­гда не от­ни­мал соб­ствен­но­сти у дру­гих кня­зей ни на­си­ли­ем, ни ко­вар­ством. За это Гос­подь рас­ши­рил гра­ни­цы его вла­де­ний. Иоанн Ди­мит­ри­е­вич, князь Пе­ре­я­с­лав­ля-За­лес­ско­го, пле­мян­ник Да­ни­и­ла, крот­кий, бла­го­че­сти­вый и бла­го­тво­ри­тель ни­щих, ува­жал и лю­бил сво­е­го дя­дю. В 1302 го­ду, уми­рая без­дет­ным, он пе­ре­дал свое кня­же­ство свя­то­му Да­ни­и­лу. Пе­ре­я­с­лав­ская зем­ля вме­сте с Дмит­ро­вым бы­ла по­сле Ро­сто­ва пер­вой как по чис­лу жи­те­лей, так и по кре­по­сти глав­но­го го­ро­да. Пе­ре­я­с­лавль-За­лес­ский был хо­ро­шо за­щи­щен со всех сто­рон. Свя­той князь остал­ся ве­рен Москве и не стал пе­ре­но­сить сто­ли­цу кня­же­ства в бо­лее силь­ный и зна­чи­тель­ный по то­му вре­ме­ни Пе­ре­я­с­лавль. Это при­со­еди­не­ние вы­дви­ну­ло Мос­ков­ское кня­же­ство в чис­ло наи­бо­лее зна­чи­тель­ных. Здесь бы­ло по­ло­же­но на­ча­ло объ­еди­не­нию Рус­ской зем­ли в еди­ную мощ­ную дер­жа­ву.

Читать еще:  Когда еврейская пасха

Как див­но на про­тя­же­нии ве­ков яс­но про­яв­лял­ся Про­мысл Бо­жий о на­шей Рус­ской Зем­ле, о ее судь­бе!

С бла­го­да­ре­ни­ем пом­ня о неот­ступ­ном Бла­гом Пу­те­во­ди­те­ле как в сво­ей лич­ной жиз­ни, так и в жиз­ни Рус­ско­го го­су­дар­ства, отец свя­то­го Да­ни­и­ла – свя­той бла­го­вер­ный князь Алек­сандр Нев­ский вы­ра­зил то в сло­вах – «Бог не в си­ле, а в прав­де».

В 1303 го­ду свя­той Да­ни­ил тя­же­ло за­бо­лел. Он при­нял ве­ли­кую схи­му и за­по­ве­дал по­хо­ро­нить се­бя в Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре. По глу­бо­ко­му сми­ре­нию он хо­тел быть по­гре­бен­ным не в церк­ви, а на об­щем мо­на­стыр­ском клад­би­ще. Скон­чал­ся бла­го­вер­ный князь 4 мар­та.

Не про­шло и 30 лет со вре­ме­ни пре­став­ле­ния бла­го­вер­но­го кня­зя Да­ни­и­ла, как ос­но­ван­ная им Да­ни­лов­ская оби­тель бы­ла в 1330 го­ду пе­ре­ве­де­на в Кремль, цер­ковь пре­вра­ще­на в при­ход­скую, а клад­би­ще ста­ло мир­ским. Во вре­ме­на ве­ли­ко­го кня­зя Иоан­на III (1462–1505) пре­по­доб­ный Да­ни­ил на­пом­нил о се­бе за­быв­чи­вым по­том­кам. Юно­ше из окру­же­ния ве­ли­ко­го кня­зя явил­ся некто неиз­вест­ный и ска­зал: «Не бой­ся ме­ня – я хри­сти­а­нин и гос­по­дин се­го ме­ста, имя мое Да­ни­ил, князь Мос­ков­ский, по во­ле Бо­жи­ей я по­ло­жен здесь. Ска­жи от ме­ня ве­ли­ко­му кня­зю Иоан­ну: сам ты уте­ша­ешь се­бя, а ме­ня за­был, но не за­был ме­ня Бог». С то­го вре­ме­ни ве­ли­кий князь уста­но­вил петь со­бор­ные па­ни­хи­ды по род­ствен­ни­кам – кня­зьям. Во вре­ме­на ца­ря Иоан­на Гроз­но­го при гро­бе пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла ис­це­лил­ся уми­ра­ю­щий сын ко­ло­мен­ско­го куп­ца. Царь, по­ра­жен­ный чу­дом, воз­об­но­вил древ­ний Да­ни­лов мо­на­стырь и уста­но­вил еже­год­но со­вер­шать мит­ро­по­ли­ту со свя­щен­ным со­бо­ром крест­ный ход к ме­сту по­гре­бе­ния бла­го­вер­но­го кня­зя и слу­жить там па­ни­хи­ды.

В 1652 го­ду бла­го­вер­ный князь Да­ни­ил был про­слав­лен об­ре­те­ни­ем свя­тых нетлен­ных мо­щей, ко­то­рые 30 ав­гу­ста бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ковь в честь Свя­тых Отец Сед­ми Все­лен­ских Со­бо­ров.

Свя­тые мо­щи бы­ли по­ло­же­ны в ра­ке «на про­слав­ле­ние Свя­тыя Тро­и­цы и на ис­це­ле­ние немо­щству­ю­щих». Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Пла­тон († 1812) в со­став­лен­ном им Жи­тии свя­то­го кня­зя пи­шет: «Сей-то пер­во­на­чаль­ный ос­но­ва­тель по­ло­жил на­ча­ло ны­неш­не­му ве­ли­чию Моск­вы, про­ло­жив для это­го ти­хи­ми сто­па­ми толь­ко ма­лую сте­зю. Ибо как и вся­кое зда­ние, со­ору­жа­е­мое не с чрез­вы­чай­ной по­спеш­но­стью, а толь­ко с боль­шим ис­кус­ством и ста­ра­ни­ем, по­лу­ча­ет осо­бую твер­дость и неру­ши­мо пре­бы­ва­ет дол­гое вре­мя; и как де­ре­во, мно­го ве­ков рас­ту­щее, на­чав преж­де с ма­ло­го пру­ти­ка, по­не­мно­гу утол­ща­ет­ся, и вет­ви его рас­про­стра­ня­ют­ся да­ле­ко окрест, так и гра­ду это­му над­ле­жа­ло воз­рас­ти от ма­лых, но твер­дых на­чал, чтобы пер­вый его блеск не омра­чил очи за­вист­ву­ю­щих и чтобы в пер­вое вре­мя не по­тря­стись и не пасть ему ско­рее, чем оно воз­рос­ло в свою вы­со­ту. Так преду­го­то­вил сей ве­ли­кий град ос­но­ва­тель, дав ему, хо­тя ма­лое, но не пре­ры­ва­ю­ще­е­ся ни­ка­ким ду­но­ве­ни­ем вет­ра си­я­ние, и предо­ста­вил боль­шую сла­ву его воз­вы­ше­ния сво­е­му сы­ну ве­ли­ко­му кня­зю Иоан­ну Да­ни­ло­ви­чу, про­зван­но­му Ка­ли­той».

Князь Даниил Александрович: годы жизни, правление, биография

Ко второй половине XIII столетия московские земли являлись малозаметной вотчиной, несравнимой по величине и значимости с более богатыми и обширными княжествами на Руси. В 1272 году они достались в наследство одиннадцатилетнему князю Даниилу Александровичу, управлявшему делами этого края вплоть до своей смерти, то есть до 1303 года. Во времена его правления данная вотчина весьма расширилась, завладев территорией вплоть до устья Москвы-реки.

А князь Даниил, сын Александра Невского, младший из своих братьев, прославился в веках тем, что стал родоначальником известной великокняжеской династии, московской линии Рюриковичей, предком русских царей.

Предыстория правления

О детских годах князя Даниила Александровича достоверно известно немного. Появился на свет он в 1261 году, как предполагается, в ноябре или в декабре, а потому его святым покровителем считался христианский аскет Даниил Столпник, чье имя по традиции чтится православной церковью 11 декабря. В честь него позднее князь возвел монастырь, носил его изображение на своих перчатках. Отец мальчика умер, когда ему было менее двух лет. И потому свои детские годы он провел у дяди Ярослава Ярославовича, тверского и владимирского князя, в Твери.

В состав великокняжеского удела входила Москва, управляемая в те времена всего лишь наместниками. А потому получение Даниилом после смерти своего опекуна московских земель, совсем не предрекало его будущего возвышения и не говорило о том следе, которое он оставит в истории.

Московское княжество

В те времена у Руси было много проблем: княжеские междоусобицы, засилье монголо-татар. Все это весьма разоряло и обескровливало русские земли. Однако, как полагают, московскую глушь обходили крупные беды. Об указанном обстоятельстве можно судить потому, что в летописях после 1238 года в связи с жестокими стычками князей, пожарами и нашествиями татар этот край, полный лесов и болот, не упоминался.

Наоборот, сюда сбегались переселенцы из неблагополучных и разоренных местностей: Киева, Чернигова, Рязани, в поисках мирной жизни и спасения от гонителей. Среди беженцев были отличные землепашцы, искусные ремесленники, отважные войны. Все это стало основой для скорого величия будущей столицы.

Князья-наместники управляли этой вотчиной, начиная с XII века. Но Даниил Александрович – первый московский князь, вошедший в историю, ведь именно он укрепил эти земли, расширив до реки Оки, присоединив также город Коломну во время войны с Рязанью в 1302 году.

Созидательная деятельность

С пятнадцатилетнего возраста князь Даниил уже вел на вверенных ему землях активную созидательную работу, продолжаемую вплоть до конца жизни. Он воздвигал монастыри и храмы, вводил изменения в порядок сбора торговых пошлин, повышал обороноспособность княжества, стремясь к его самостоятельности.

Деятельность князя Даниила Александровича и его политика была направлена на расширение собственных земель. Естественно, желая этого, он не мог избежать интриг, борьбы за власть и междоусобных разборок, всерьез потрясавших тогда Русь. Однако летописи и народная память, а позднее и православные предания приписывали ему изрядное миролюбие и мудрость, отмечая его дипломатические способности, стремление избегать крови и военных конфликтов.

Битвы с Золотой Ордой

Старшие сыновья Александра Невского в 80-е годы XIII столетия развернули борьбу за Владимирское и другие княжества. Один из них, Дмитрий Переяславский, одержимый борьбой за власть, искал союза с золотоордынским правителем западного улуса Ногаем. За помощью к его сопернику хану Туда‑Менгу обратился второй из братьев – Андрей Городецкий. К тому времени татары уже изрядно разорили Рязань, Муром и мордовские земли. А потому, ища новой наживы, обрадовались случаю, воспользовавшись размолвками русских князей, запугать и обобрать Владимир и другие богатые города Руси.

Стараясь обезопасить Москву от татарского беспредела и недальновидности братьев, князь Даниил Александрович вынужден был вести гибкую политику, поддерживая то ту, то другую из участвующих в конфликте сторон. Объединившись с князем Новгородским, своим вторым дядей, Даниил остановил татар и одержал над войсками Золотой орды впечатляющую победу. Кроме того, младшему сыну Александра Невского удалось примирить, хотя и на время, своих братьев, Андрея и Дмитрия, после того воевавших некоторое время на одной стороне. Немалую политическую выгоду принес Даниилу дружественный союз с князем Владимирским, которым впоследствии стал старший брат Дмитрий, а позднее и с его сыном Иваном.

Укрепление влияния Москвы

Но междоусобицы русских князей, равно как и их битвы за престолы, продолжались и никак не могли остановиться. Воюющие стороны то ссорились, то мирились, объединяясь и разрывая отношения друг с другом. Они не брезговали для усиления своих позиций и союзом с татарами, раздававшими в те времена ярлыки на правление. Русские князья лебезили перед ними, дабы только поставить на место своих соперников. А это делало иноземцев только сильнее, их засилье прочнее, что приносило Руси новые разорения.

Ужасным бедствием для Москвы и для еще четырнадцати пострадавших городов стало нашествие татар и их грабежи, случившиеся в 1293 году. Даже глухие места, дикие леса и болота не оказались для них препятствием. Русь остро нуждалась в крепкой власти, способной ее защитить.

Даниил, стремясь укрепить позиции Москвы, вел свою политику, действуя то убеждением, то силой. Вскоре он получил возможность утвердиться в Новгороде, где стал правителем малолетний сын князя Даниила Александровича. Это был Иван, позднее получивший прозвище Калита и под этим именем вошедший в историю.

Иван Калита являлся четвертым сыном Даниила. Другими были Борис, Александр и первенец Юрий. Всего же сыновей родилось семеро. Про дочерей в летописях ничего не упоминалось, а потому имел ли их русский князь Даниил Александрович неизвестно. Но зато есть некоторые сведения о жене, некоей Евдокие Александровне.

Присоединение Переяславля

Скончавшийся в 1302 году Иван Дмитриевич, переяславский князь, оставил свои владения дяде Даниилу, так как при жизни относился к нему с большой симпатией, считая мудрым политиком, а сам прямых наследников не имел. Присоединение нового сильного княжества (а именно таким считалось в те времена переяславское) для московских земель стало весьма важным приобретением, придавшим политического веса и усилившим позиции князя Даниила Александровича. И главное, все произошло без интриг и военных конфликтов, добровольным путем.

Однако без соперников все-таки не обошлось. А сыну Юрию, посланному Даниилом в Переяславль, пришлось силой выгонять иных претендентов. Конфликт был решен без кровопролития, но князь Андрей, который и являлся зачинщиком разборок, снова бросился с жалобами и просьбами к татарам, чтобы отстоять свои права на княжество, правда без особых последствий.

Пострижение в монахи

Московский князь Даниил Александрович был человеком набожным, а потому перед смертью постригся в монахи, устав от ссор, склок и жестокости этого мира. Так свидетельствуют летописи тех времен.

Он умер в 1303 году, в марте. Относительно места его захоронения сведения расходятся. Некоторое считают, что тело его нашло свой последний приют в воздвигнутом им в честь его святого небесного покровителя Столпника Даниловском монастыре. Согласно другим источникам, захоронили его в церкви Архангела Михаила в Москве. Оба места со временем прославились в православном мире и стали весьма посещаемыми. Последнее из них превратилось со временем в Архангельский собор Московского Кремля.

Так закончилось правление князя Даниила Александровича. Православная церковь не забыла и чтит его имя до сегодняшнего времени. 17 марта и 12 сентября считаются днями его памяти. Канонизирован он был в 1791 году.

Даниловский монастырь

Удивительной оказалась судьба Даниловского монастыря. После смерти своего основателя он существовал еще какое-то время, а потом обнищал, и на некоторый период даже память о нем и вовсе исчезла на Руси. Но, как гласят православные предания, на месте этом стали совершаться чудеса.

Читать еще:  Венское тесто для пасхи

Легенды свидетельствуют о том, что Святой Даниил Московский стал являться людям и говорить с ними. Также свершались другие удивительные происшествия, а больные люди исцелялись. Поскольку таких свидетельств оказалось много, при Иване Грозном на месте Даниловского монастыря отстроили новую церковь. А в храм Святых Отец семи Вселенских соборов решили перенести мощи святого князя Даниила. Случилось это в августе 1652 года.

Наследники князя Даниила Александровича

После смерти Даниила его место занял сын Юрий, а остальным детям, вопреки обычаям, старший брат не хотел отдавать ничего. Московское княжество меж тем весьма расширилось. Активное участие в защите его территорий принял Иван Калита, отстояв Переяславль-Залесский. Но продолжалась борьба с Тверью, где засел князь Михаил Ярославич, путем интриг с татарами получивший от Золотой Орды ярлык на правление. Для войны с ним Иван заключил союз с Новгородом. Его влияние все возрастало.

По официальной версии Иван Данилович начал править в Москве с 1325 года после предательского убийства Дмитрием Тверским своего брата Юрия. Вскоре он получил Кострому, стал контролировать Новгород и Поволжье. Во время правления Ивана Калиты в войнах на Руси наступило относительное затишье, продолжавшееся и после его смерти и длившееся около 40 лет.

Но мира удалось достигнуть лишь потому, что для Орды налажены были Иваном бесперебойные сборы дани с русских земель, сопровождаемые при этом нередко применением грубой силы. За это татары отметили Калиту и наградили титулом «Князь великия всея Руси», который он и передал своим потомкам. Однако именно укрепление позиций Московского княжества во времена Ивана Даниловича стало залогом будущих побед над иноземцами, избавления Руси от татаро-монгольского ига и бесконечных распрей князей в борьбе за власть.

Даниил Александрович, князь Московский

Великий князь Даниил Александрович. Рюриковичи, Годуновы, Романовы (история России в гравюрах от Рюрика до Екатерины II)

Даниил Александрович (ноябрь/декабрь 1261(1261) — 5 марта 1303, Москва) — младший сын Александра Невского и супруги его, княгини Вассы , первый удельный князь Московский (с 1263, фактически с 1277); родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей. Внук Ярослава II Всеволодовича.

С. Ефошкин. В школе

Присоединил Коломну в 1301 г. Получил по завещанию Переславль-Залесский, положив начало росту Московского княжества. Основал в 1282 г. Даниловский монастырь в Москве. Канонизирован Русской православной церковью. Тверская грамота 1408 года рассказывает о воспитании тверским князем Ярославом Ярославичем, братом Александра Невского, маленького Даниила и об управлении в течение семи лет предназначенной Даниилу Москвой тиунами великого князя Ярослава, пока он занимал великокняжеский стол во Владимире: с 1264 года до своей смерти в 1272 году. После смерти дяди Ярослава Ярославича в 1272 году юному Даниилу досталось в удел Московское княжество, малое и скудное по сравнению с другими вотчинами, где княжили его старшие братья — Дмитрий и Андрей.

Действительно, небольшая сельская усадьба на крутом берегу Москвы-реки в силу своей незначительности в первые сто лет существования ни разу не была стольным градом, столицей хотя бы небольшого княжеского удела. Только при правнуках Всеволода Большое Гнездо, по смерти Александра Невского, в Москве в 1263 году появился свой князь – малолетний сын Невского Даниил. Так было положено начало Московскому княжеству и династии московских князей.Легенды и предания о Данииле обычно отвергаются историками. Но в одном, несомненно, нельзя отказать первому московскому князю, отцу Ивана Калиты.

С. Ефошкин. Древняя Русь. Старец и послушник

Это был человек большого здравого смысла. Он правильно понял суть происходивших в Северо-Восточной Руси глубоких перемен. И когда ветер удачи наполнил паруса его ладьи, когда люди — главное богатство опустошенной страны! — стали переселяться в его владения, Даниил сделал все, чтобы не «спугнуть» переселенцев. Миролюбивый и непритязательный, сговорчивый и добродушный, он умел ладить и с татарами и с соседями-князьями. При этом Даниил был совсем не так прост, как могло казаться на первый взгляд. Он крепко знал свой личный интерес и при случае мог свалить противника внезапным, тщательно взвешенным ударом. Сородичи побаивались его и старались не задевать понапрасну. В итоге он обеспечил своей земле мир — и она наполнилась жизнью и движением.

Почти незаметный для летописца в толпе других князей, Даниил и не стремился к славе. Он работал на будущее. И Господь воздал ему за его мудрость и терпение. Первый московский князь получил такое множество подданных — крестьян, ремесленников, воинов, — которое позволило его сыновьям разом выступить в первый ряд тогдашних русских князей.(Н.Борисов) Отсутствие перспективы занять великокняжеский престол (Даниил был самым младшим в роду) заставило князя с самого начала вести самостоятельную политику, направленную на обустройство и расширение своей земли. Для этого пришлось с самого начала вынужденно участвовать во многих княжеских усобицах. В 1276 он договорился со средним братом – городецким князем Андреем Александровичем – о совместных действия против дяди (Дмитрия Ярославича); союзные действия велись до начала 1280-х.

С. Ефошкин. Иконописец

Одновременно 15-летний Даниил развернул активную деятельность внутри своего удела. Он упорядочил систему торговых пошлин и начал активное оборонительно строительство, в частности, в 1282 основал недалеко от Москвы Данилов монастырь с храмом во имя Даниила Столпника. Монастырь стал важным звеном в южном оборонительном поясе Москвы (ныне – место резиденции московского патриарха Алексия II). Даже набег на Москву татарского царевича Дюденя (Тудана), обманом захватившего город («Дюденева рать»), не изменил картины: царевич вынужден был вскоре вернуться в Орду; успешное правление Даниила продолжалось.

С. Ефошкин. Князь с княгинюшкой

В 1296 Даниил поссорился с братом Андреем и начал борьбу с ним в союзе с тверским князем Михаилом (двоюродным братом Даниила). Андрей Александрович обратился за помощью к ордынцам. Тогда Даниил срочно заключил мир с дядей, князем владимирским Дмитрием Ярославичем, и в 1285 Андрей потерпел поражение вместе с ордынскими силами от войск Дмитрия и Даниила. Эта битва стала первой победой русских над ордынскими войсками. Не ввязываясь в борьбу со старшими братьями за обладание правом на великое княжение, Даниил думал в это время о том, как – используя княжеские распри – укрепить свой удел, желал обустроить свою Москву. Летописец считает, что он сумел не запятнать себя неблаговидными поступками, предательством или малодушием.

В 1300 Московское княжество, управляемое Даниилом, вступило в столкновение с соседней Рязанью. В 1301 Даниилу Александровичу удалось подкупить рязанских бояр и пленить правителя рязанского — князя Константина Романовича, что дало Даниилу право присоединить к Москве город Коломну и Лопасню вместе с землями (волостями) по нижнему течению реки Москвы. Это были первые присоединения земель к Московскому уделу, начавшие более чем двухвековой процесс складывания Русского государства под эгидой Москвы. Поверженного противника – князя рязанского – по словам летописи, Даниил «держал в чести, хотел укрепиться с ним крестным целованием и отпустить в Рязань», лишь бы Константин не препятствовал дальнейшему «собиранию земель». Коломна стала важнейшим стратегическим пунктом в обороне Москвы с юга; Москва получила выход на Оку, бывшую тогда важной торговой магистралью и одним из водных путей на восток.

С. Ефошкин. В молитве

В 1302 умер бездетным племянник Даниила – Иван Дмитриевич, сын Дмитрия Александровича, князя переяславского. Он мог бы, по законам того времени завещать свой удел – Переяславль-Залесский – самому старшему из братьев, но «отписал» эту огромную область Даниилу. Завещание Ивана Дмитриевича и передача Даниилу Переяславля вызвали негодование и зависть многих князей («негодоваша на Данила велми»). Городецкий князь пытался оспорить завещание, отправив в Переяславль своих наместников, но сами жители Переяславля поддержали Даниила. Территория Московского княжества резко выросла и княжество выдвинулось в число наиболее значительных в то время на Руси. В самой Москве была тогда построена церковь Спаса на Бору, и заложен монастырь на Крутицах. Андрей Александрович отправился в Орду жаловаться хану на растущее могущество московского князя. Присылке ордынской рати помешала неожиданная смерть 42-летнего Даниила 4 марта 1303. Перед смертью он принял схиму.

Детям своим он передал Московское княжение увеличенное, по крайней мере, вдвое против того, что он сам получил от отца, и тем подготовил успехи своих преемников. У князя Даниила осталось пять сыновей: Юрий, Иван Калита, Александр, Афанасий и Борис. Похоронен был князь Даниил в деревянной церкви св. Михаила, стоявшей на месте нынешнего Архангельского собора. Иоанн Грозный возобновил пришедший в совершенный упадок Данилов монастырь, основание которого приписывается князю Даниилу. Имя жены Даниила в первичных источниках не упоминается. П. В. Долгоруков называет её Евдокия Александровна.

С. Ефошкин. Святой князь Даниил Московский. Явление юноше. XVI век

Дети:Юрий Даниилович (ум. 1325) — московский князь с 1303 года, великий князь владимирский в 1319—1322 годах (как Юрий III), князь новгородский с 1322 года. Иван I Даниилович Калита (1288—1340/1341) — князь Московский с 1325 года, Великий князь Владимирский с 1328 года, князь Новгородский в 1328—1337 годах. Александр Даниилович (ум. 1322). Афанасий Даниилович (ум. 1322)— князь новгородский в 1314—1315 и 1319—1322 годах. Борис Даниилович (ум. 1320) — князь Костромской с 1304 года.

С. Ефошкин. Св. благ. кн. Даниил Александрович Московский

С. Ефошкин. Святой князь Даниил Московский. Явление царю Иоанну Васильевичу Грозному и боярину В. Шуйскому. XVI век

Данил Александрович. Миниатюра из Царского титулярника

Смерть и погребение (миниатюра Лицевого летописного свода)

Святой благоверный князь Даниил Московский. Икона рубежа XVII-XVIII веков

Лит.: Летописи: Лаврентьевская Академич. спис., Никоновская, Воскресенская Софийская и др. В исторической литературе о кн. Данииле писано много: 1) в общих трудах по Русской истории, — Карамзин, Ист. Гос. Росс., т. IV, Соловьев, Ист. Росс. т. III, гл. IV, Бестужев-Рюмин, Русс. Ист. т. I, гл. VII, Иловайский, Ист. Росс., т. І и—2) в трудах, посвященных первоначальной истории Московского княжества: Погодина, «О Москве» (Ист. — крит. отр. I), Станкевича «О причинах пост. возвышения Москвы (Уч. зап. Моск. Унив. 1834 г.) Вишняков: О возвыш. Моск. княж. и др.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 148-149.
Экземплярский А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период, т. 2. СПб, 1891
История Москвы в шести томах. М., 1952
Соловьев С.М. История России с древнейших времен, кн. II, т. 3. – Собр. соч.: Соловьев С.М. Сочинения. М., 1988
Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Москва, 1997
Лев Пушкарев Энциклопедия Кругосвет
Кучкин В. А. Первый московский князь Даниил Александрович // Отечественная история. — 1995. — № 1. — С. 93—107.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector