Календарь пасхи по годам
Пасхалия
Пасха́лия – система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII . Он обычно именуется «новым стилем».
Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.
Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.
Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)
Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени
Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.
Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).
Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?
Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.
Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.
Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.
Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.
В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».
Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.
Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.
Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах 2 и в более позднее время 3 . Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей — пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?
В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку» 4 . Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, — говорит он, — совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это» 1 . Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.
Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.
Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.
Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.
Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.
1 Κὶοι μὲν ἀπὸ τῆς Ζυρίας ̓επεἰσθησαν (Афанасий Александрийский. О соборах, V ) .
2 Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37—38.
Календарь пасхи по годам
для семьи и школы
Таблица сопоставления дат Православной и Католической Пасхи
на 2014 — 2099 годы.
2014 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст.
2015 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт.
2016 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст.
2017 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст.
2018 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт.
2020 : ПАСХА 15 апреля по ст.ст., 28 апреля по н.ст.
2020 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.
2021 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст.
2022 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.
2023 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст.
2024 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст.
2025 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст.
2026 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт.
2027 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст.
2028 : ПАСХА 3 апреля по ст.ст., 16 апреля по н.ст.
2029 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт.
2030 : ПАСХА 15 апреля по ст.ст., 28 апреля по н.ст.
2031 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.
2032 : ПАСХА 19 апреля по ст.ст., 2 мая по н.ст.
2033 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.
2034 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт.
2035 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.
2036 : ПАСХА 7 апреля по ст.ст., 20 апреля по н.ст.
2037 : ПАСХА 23 МАРТА по ст.ст., 5 апреля по н.cт.
2038 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст.
2039 : ПАСХА 4 апреля по ст.ст., 17 апреля по н.ст.
2040 : ПАСХА 23 апреля по ст.ст., 6 мая по н.ст.
2041 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст.
2042 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.
2043 : ПАСХА 20 апреля по ст.ст., 3 мая по н.ст.
2044 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.
2045 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт.
2046 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.
2047 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст.
2048 : ПАСХА 23 МАРТА по ст.ст., 5 апреля по н.cт.
2049 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст.
2050 : ПАСХА 4 апреля по ст.ст., 17 апреля по н.ст.
2051 : ПАСХА 24 апреля по ст.ст., 7 мая по н.ст.
2052 : ПАСХА 8 апреля по ст.ст., 21 апреля по н.ст.
2053 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.
2054 : ПАСХА 20 апреля по ст.ст., 3 мая по н.ст.
2055 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.
2056 : ПАСХА 27 МАРТА по ст.ст., 9 апреля по н.cт.
2057 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.
2058 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст.
2059 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст.
2060 : ПАСХА 12 апреля по ст.ст., 25 апреля по н.ст.
2061 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт.
2062 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст.
2063 : ПАСХА 9 апреля по ст.ст., 22 апреля по н.ст.
2064 : ПАСХА 31 МАРТА по ст.ст., 13 апреля по н.cт.
2065 : ПАСХА 13 апреля по ст.ст., 26 апреля по н.ст.
2066 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.
2067 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт.
2068 : ПАСХА 16 апреля по ст.ст., 29 апреля по н.ст.
2069 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст.
2070 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст.
2071 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.
2072 : ПАСХА 28 МАРТА по ст.ст., 10 апреля по н.cт.
2073 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст.
2074 : ПАСХА 9 апреля по ст.ст., 22 апреля по н.ст.
2075 : ПАСХА 25 МАРТА по ст.ст., 7 апреля по н.cт.
2076 : ПАСХА 13 апреля по ст.ст., 26 апреля по н.ст.
2077 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.
2078 : ПАСХА 25 апреля по ст.ст., 8 мая по н.ст.
2079 : ПАСХА 10 апреля по ст.ст., 23 апреля по н.ст.
2080 : ПАСХА 1 апреля по ст.ст., 14 апреля по н.ст.
2081 : ПАСХА 21 апреля по ст.ст., 4 мая по н.ст.
2082 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.
2083 : ПАСХА 29 МАРТА по ст.ст., 11 апреля по н.cт.
2084 : ПАСХА 17 апреля по ст.ст., 30 апреля по н.ст.
2085 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст.
2086 : ПАСХА 25 МАРТА по ст.ст., 7 апреля по н.cт.
2087 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст.
2088 : ПАСХА 5 апреля по ст.ст., 18 апреля по н.ст.
2089 : ПАСХА 18 апреля по ст.ст., 1 мая по н.ст.
2090 : ПАСХА 10 апреля по ст.ст., 23 апреля по н.ст.
2091 : ПАСХА 26 МАРТА по ст.ст., 8 апреля по н.cт.
2092 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст.
2093 : ПАСХА 6 апреля по ст.ст., 19 апреля по н.ст.
2094 : ПАСХА 29 МАРТА по ст.ст., 11 апреля по н.cт.
2095 : ПАСХА 11 апреля по ст.ст., 24 апреля по н.ст.
2096 : ПАСХА 2 апреля по ст.ст., 15 апреля по н.ст.
2097 : ПАСХА 22 апреля по ст.ст., 5 мая по н.ст.
2098 : ПАСХА 14 апреля по ст.ст., 27 апреля по н.ст.
2099 : ПАСХА 30 МАРТА по ст.ст., 12 апреля по н.cт.
Пасхалия XXI век
Даты Прощеного и Вербного Воскресений, Пасхи, Вознесения, Троицы с 2001 по 2100 годы
Двадцать первый век начался 1 января 2001 года и закончится 31 декабря 2100 года
Пасхалия — это свод правил для расчета переходящих православных праздников, но в последнее время и результаты этих расчетов тоже называют пасхалией. Итак, на этой странице представлены результаты расчетов дат православных переходящих праздников 21 века.
В Пасхалии приведены даты православных переходящих праздников:
Неделя мытаря и фарисея — в это воскресенье (в старославянском «неделя» — это воскресенье) начинается чтение Триодей с притчи «О мытаре и фарисее» и первая подготовительная седмица к Великому посту (иногда говорят начало Постной Триоди, ведь первой читают Постную Триодь).
В 2020 году «Неделя о мытаре и фарисее» — 17.02.2020
Прощеное Воскресенье («Сыропустная Неделя») — Последнее (четвертое) воскресенье подготовки к Великому посту. В этот день православные христиане просят друг у друга прощения.
В 2020 году «Прощеное Воскресение» — 10.03.2020
Вербное Воскресенье — Вход Господень в Иерусалим (старославянское «Цветоносная Неделя») воскресенье предшествующее страстной седмице, на Руси в это воскресенье освящают ветви вербы.
В 2020 году «Вербное Воскресение» — 21.04.2020
Пасха — Светлое Христово Воскресенье, главный православный праздник.
В 2020 году Светлое Христово Воскресенье — 28.04.2020
Вознесение — Вознесение Господне, двунадесятый праздник, отмечаемый на сороковой день после Пасхи, приходится на четверг:
В 2020 году Вознесение Господа Бога и Спасителя — 06.06.2020
Троица — День Святой Троицы (Пятидесятница, Сошествие Святого Духа), двунадесятый праздник, отмечаемый на пятидесятый день после пасхи, знаменующий сошествие Святого Духа на апостолов Христа.
В 2020 году День Святой Троицы — 16.06.2020
Петров пост — наступает через неделю после Святой Троицы и заканчивается 12 июля в День Петра и Павла, в таблице пасхалии указана продолжительность Петрова поста.
Даты в таблице указаны по современному Григорианскому календарю (по новому стилю):
Православные переходящие праздники не вошедшие в таблицу:
Неделя о Закхее-мытаре (Дата = Дата Недели о мытаре и фарисее — 7 дней),
в 2020 году Неделя о Закхее-мытаре в воскресенье 10.02.2020 ;
Неделя о Блудном Сыне (Дата = Дата Недели о мытаре и фарисее + 7 дней),
в 2020 году Неделя о Блудном Сыне в воскресенье 24.02.2020 ;
Неделя о Страшном Суде (Дата = Дата Прощеного Воскресения — 7 дней),
в 2020 году Неделя о Страшном Суде в воскресенье 03.03.2020 ;
Фомина Неделя в народе «Красная Горка» (Дата = Дата Пасхи + 7 дней),
в 2020 году Фомина Неделя в воскресенье 05.05.2020 ;
День Жён-мироносиц (Дата = Дата Пасхи + 14 дней),
в 2020 году День Святых Жен Мироносиц в воскресенье 12.05.2020 .
Кириопасха
Кириопасха или «Господня паска» — формально сопадение дня пасхи с Благовещением, то есть пасха 7 апреля (25 марта по ст. стилю), но по духовной сути — это пасха, совпадающая с исторической датой воскресения Иисуса Христа: 25 марта 31 года нашей эры.
Кириопасха довольно редкое событие. В XXI веке будет две кириопасхи в 2075 и 2086 году.
Расчет даты Православной Пасхи, Светлого Христова Воскресения *
Служители Русской Православной Церкви пользуются специальными таблицами, которые помещены в книге, назваемой «Богослужебный Устав» или «Типикон». Последняя глава Типикона включает в себя таблицу пасхальных дат на 532 года — это 28 девятнадцетилетий.
Дело в том, что через каждые 19 лет даты полнолуний повторяются, конечно, если точно фиксировать время астрономического полнолуния сдвиг по времени есть, и, примерно, каждые 500 лет, необходимо проводить коррекцию таблиц.
Дату православной Пасхи совсем нетрудно рассчитать вручную:
Сначала определяется дата пасхального полнолуния, а затем по календарю находится ближайшее наступающее после этой даты воскресенье.
Для заданного Года юлианская дата пасхального полнолуния определяется по формуле:
Дата полнолуния (Год) = 21 марта + ОСТАТ(19*ОСТАТ(Год, 19) + 15, 30),
где
Год — это год нашей эры (желательно ограничится прошлым или текущим веком),
ОСТАТ(делимое, делитель) — это остаток от деления введенных как аргументы целых положительных чисел (формула написана в формате формул русифицированного Exel).
* Русская православная церковь придерживается александрийской пасхалии, которая ведет исчисление даты начиная с 21 марта по юлианскому календарю (то есть самой ранней датой Пасхи может быть 4 апреля по современному григорианскому календарю).
Кроме того, в александрийской пасхалии расчётное пасхальное полнолуние в 20 и 21 веках происходит на 4 — 5 дней позже реального астрономического полнолуния, вследствие накопившейся за два тысячелетия погрешности методики расчета, утвержденной в стародавние времена.
Сам день Пасхи определяется двумя простыми правилами:
1. Паха — это всегда воскреснье, седьмой день недели как раз и получил свое название в честь Светлого Христово Воскресения;
2. Пасха празднуется в первый воскресный день после первого полнолуния, которое наступает не ранее весеннего равноденствия (подразумевется дата полнолуния полученная по таблицам Метонова цикла: расчетная дата новолуния + 14, первое после 21 марта по юлианскому календарю).
3. Даты всех переходящих праздников отсчитыаются от даты Пасхи
Комментарии и предложения
Если у Вас есть вопросы или предложения Вы можете их высказать на форуме (кликните по окну):
Предложить версию, добавить комментарий.
НАВИГАЦИЯ И РЕКЛАМА
- ПОИСК НА САЙТЕ
A B C 2 home . ru
Лунные календари садовода 2020, прогноз погоды, новости, видео и фото
Л ента Новостей:
Наши предложения
ВИДЕО
ТАМАДА
Информация
- 01 февраля 2020 – День работника лифтового хозяйства (День лифтовика)
- 02 февраля 2020 – День разгрома немецко-фашистcких войск под Сталинградом (1943)
- 08 февраля 2020 – День российской науки
- 08 февраля 2020 – День военного топографа
- 09 февраля 2020 – День гражданской авиации России. День работника гражданской авиации
- 10 февраля 2020 – День дипломатического работника
- 14 февраля 2020 – День всех влюбленных
- 14 февраля 2020 – Неофициальный Праздник «День компьютерщика»
- 15 февраля 2020 – Сретенье (6-й двунадесятый праздник )
- 15 февраля 2020 – День памяти воинов Афганской войны
(День воина-интернационалиста) - 17 февраля 2020 – День Службы Горючего ВС РФ
- 18 февраля 2020 – День работника транспортной полиции РФ
- 23 февраля 2020 – День Защитника Отечества
- 24 февраля 2020 – Начало масленичной недели
- 27 февраля 2020 – День Сил специальных операций Российской Федерации
- 01 марта 2020 – Праздник солнца — Масленица «Прощеное воскресенье»
- 01 марта 2020 – День эксперта-криминалиста
- 01 марта 2020 – Международный День гражданской обороны
- 05 марта 2020 – День Службы Военных Сообщений
- 08 марта 2020 – Международный Женский День
- 08 марта 2020 – День работников геодезии и картографии**
- 10 марта 2020 – День архивов
- 11 марта 2020 – День работника органов наркоконтроля
- 12 марта 2020 – День кадрового работника юстиции
- 15 марта 2020 – День работников бытового обслуживания и ЖКХ, День Торговли***
- 16 марта 2020 – День службы ОБХСС (ОБЭП)
- 18 марта 2020 – День налоговой полиции
- 19 марта 2020 – День Моряка-подводника
- 23 марта 2020 – День метеоролога
- 25 марта 2020 – День работников культуры России
- 27 марта 2020 – День Войск национальной гвардии Российской Федерации (День внутренних войск МВД России)
- 29 марта 2020 – День специалиста юридической службы ВС России
Солнце и зодиак
с 20 января 2020
по 19 февраля 2020
ВОДОЛЕЙ Знаки зодиака, 2020
Знак зодиака Водолей с точки зрения античной философии. Описание созвездия Водолея.
От Рождества до Дня Святой Троицы. Православный календарь на 2020 год
Дарья Бунякова
Православный Церковный календарь обновляется каждый год и включает в себя два вида событий. Первые всегда остаются неизменными и называются непереходящими. Такие праздники приходятся на одно и тоже число. Остальные торжества переходящие и зависят от того, на какую дату выпадает Пасха.
Рождественский пост и Рождество Христово
Каждый новый год в православном календаре начинается с Рождественского поста, который не менее строг, чем Великий. В январе верующие традиционно постятся до 6 числа, но сами ограничения начинаются еще 28 ноября. Этот пост является последним и необходим, чтобы очистить тело и душу перед днем появления на свет Иисуса Христа.
В Сочельник, 6 января, все идут на вечернюю службу, а после можно сесть за стол. Обычно православный праздник проводят в кругу семьи, а в качестве главного блюда подают кутью. Она готовится из пшеницы с добавлением меда. По всем канонам на столе должно быть 12 постных блюд, но сейчас многие обходятся всего несколькими.
На следующий день наступает Рождество Христово, а в ночь на 7 января проводят праздничную Божественную литургию. После строгого поста православные с размахом отмечают этот праздник и накрывают богатый стол. Следующие 12 дней называются святками, принято ходить друг другу в гости, веселиться и не отказывать себе во вкусных блюдах. Этот период считается самым мистическим и подходящим для всевозможных гаданий.
Крещение: когда нырять и как не заболеть
После святок 19 января по православному календарю наступает Крещение, которое празднуется в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В Крещение принято окунаться в освященные проруби, что символизирует некое обновление и новую жизнь.
Как говорил Святой Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год».
Но стоит помнить, что к окунанию зимой стоит относится серьезно и готовится заранее, чтобы не возникло проблем со здоровьем. Врачи рекомендуют не употреблять перед этим алкоголь, погружаться в воду медленно, а после выхода из нее стразу растереть тело.
Масленица в 2020-м: даты и традиции праздника
В 2020 году масленичная неделя начнется 24 февраля, а сам праздник выпадет на 1 марта. Традиции этого торжества уходят корнями в язычество, когда на Масленицу провожали зиму и встречали приход весны.
В православном календаре этот праздник стал частью сыропустной седмицы. Эта неделя последняя перед Великим постом. Православным разрешается употреблять в пищу молочные продукты, в том числе и сыр. Вот откуда у недели взялось такое название. На Масленицу принято водить хороводы, печь блины, а в конце празднования сжигать чучело.
Великий пост: что можно и нельзя есть
Для любого православного христианина самым главным праздником является Пасха. Традиционно перед ней начинается подготовка в Великому посту, который в 2020-м начнется 2 марта и продлится до 18 апреля.
Это праздник в память о страданиях и смерти Иисуса Христа и том. что он 40 дней провел в пустыне без еды и воды. Сейчас поститься необходимо 48 дней, из которых самыми строгими являются первая и страстная седмицы (неделя в семь суток — прим.ред.).
В первый день Великого поста принято полностью отказываться от пищи. По понедельникам, средам и пятницам можно есть те продукты, которые не обрабатывались термически. Например, сухофрукты, овощи, мед или хлеб. Горячие блюда разрешаются по вторникам и четвергам, но они должны быть без масла. Его добавление возможно только в выходные дни. При этом постящиеся смогут включить в рацион рыбу 7 апреля (Благовещение Пресвятой Богородицы), 12 апреля (Вербное воскресенье).
Шестая неделя Великого поста является самой строгой, ее называют страстной. В эти дни нужно особо избегать дурных мыслей, ссор и не совершать плохих поступков. В 2020-м неделя начнется 13 апреля.
Пасха в 2020-м: печем куличи к 19 апреля
Светлый праздник Пасхи или Воскресение Христово согласно православному календарю выпадает на 19 апреля. Торжество является древнейшим и самым важным для православных людей, про него говорят — «праздников праздник и торжество из торжеств».
Перед праздником люди наводят порядок в доме, пекут хлеб или куличи, а также варят и раскрашивают яйца. В сам день Пасхи проводятся богослужения, а верующие приходят в церкви, чтобы освятить куличи и крашеные яйца.
День Святой Троицы
Троица является одним из 12 главных праздников для православных. По православному календарю Днем Святой Троицы будет 7 июня. Праздник связан с сошествием на землю Святого Духа, которое доказало триединство Бога (Отца, Сына и Святого духа). В День Святой Троицы принято приходить в церковь с веточками березы, которые необходимо освятить и поставить дома. Считается, что они могут защитить дом и семью от злых сил. Также на Троицу устраивают народные гуляния и пекут каравай.
Рождество Пресвятой Богородицы в 2020-м
Большой праздник — Рождество Пресвятой Богородицы по православному календарю отмечается 21 сентября. Впервые его отметили еще в IV веке и называли Малая Пречистая, Оспожинки или Осенины. На праздник пекут пироги, крендели и следят за погодными приметами. Например, если в день Рождества Пресвятой Богородицы на траве видна роса, то скоро нагрянут заморозки.
Даты Рождества, Пасхи и юлианский календарь
. Деление продолжительности года на продолжительность дня дает результат, составляющий бесконечное число цифр в десятичной дроби после запятой. Так, один год (время, требуемое для полного обращения Земли вокруг солнца) составляет 365, 2421875 … дней.
. Юлианский календарь использует год из 365 дней, следовательно, слишком короткий по отношению к длительности полного оборота Земли вокруг солнца. Для корректировки быстрого отклонения, которое вытекает отсюда, предусмотрен один год из 366 дней каждые четыре года
(високосный год, включающий один дополнительный день 29 февраля). Следовательно, средняя продолжительность юлианского года равна 365, 25 дням. Отсюда она немного более длинная по отношению к идеалу (365, 2421875… дней). Этот излишек вызывает отклонение, приблизительно равное 3 дням в 4 столетия. Это означает, что если в заданном годе весеннее равноденствие падает на 21 марта, то 4 века спустя это равноденствие будет наблюдаться 18 марта, а не 21-го.
Чтобы равноденствие оставалось фиксированным 21 марта, григорианский календарь постарался исправить прогрессирующее отклонение юлианского, а именно, упраздняя три дня каждые четыре столетия. Он достигает это тем решением, что годы, числа которых оканчиваются двумя нолями, будут являться високосными лишь в том случае, если число, составленное предыдущими цифрами, делится на четыре. Так, например, годы 1700, 1800, 1900 были високосными согласно юлианскому календарю, но не григорианскому, ибо 17, 18, 19 не делятся на четыре. Годы 1600 и 2000 были високосными в обоих календарях, поскольку 16 и 20 делимы на 4. В будущем, отклонение в один дополнительный день произойдет в 2100 году, который будет високосным в юлианском календаре и не будет таковым в григорианском. Надо сознавать, что 25 декабря (дата Рождества) юлианского календаря тогда больше не будет приходиться на 7 января, как теперь, но на 8-е (следующего года) по григорианскому календарю.
Вводя эту хитрую поправку, григорианский календарь достигает значительного сокращения отклонения календаря, ибо в среднем продолжительность года по этому календарю достигает 365,2425 дней, что значительно более близко к ее астрономическому значению (365, 2421875 … дней), но по-прежнему немного превышает ее. Эта разница, накапливаясь, производит отклонение в один день в течение приблизительно 3300 лет, и это для нас означает, что данный календарь может считаться прекрасно соответствующим астрономическим данным.
. Рождество Христово отмечается 25 декабря, так как изначально в юлианском календаре день зимнего солнцестояния был зафиксирован 25 декабря (не без ошибки по отношению к действительности). Как мы увидим дальше, на первом вселенском соборе было констатировано, что равноденствие падает на 21 марта, а не на 25-е (и следовательно солнцестояние приходится на 21 декабря, а не на 25-е). Именно 21 марта служит для исчисления даты Пасхи. Но никто в то время не считал полезным проверить подобным же образом дату Рождества. И последовала небольшая «аномалия» в соответствии между датой Пасхи и датой праздника Благовещения. Известно, что Благовещение празднуется 9 месяцами ранее Рождества, то есть 25 марта. И только потому, что Рождество остается фиксированным на 25 декабря, Благовещение иногда оказывается празднуемым в день Пасхи или даже тремя днями позже, ибо, как мы увидим, Пасха может случаться только после 21 марта. (В 2010 году, например, Благовещение праздновалось в среду пасхальной седмицы). Если Рождество было бы перенесено на реальное зимнее солнцестояние, 21 декабря, эти послепасхальные обстоятельства никогда бы не могли случаться. Но Церковь приняла эти легкие несоответствия, создав специальные службы для тех лет, когда Пасха празднуется между 22 и 25 марта.
. Праздник Пасхи связан с историческими событиями, страданиями и воскресением Христа, которые, согласно Евангелиям, произошли в момент еврейской Пасхи, Пасхи ветхозаветной. Первые христиане старались праздновать Пасху в этот точный момент года. Между тем еврейская Пасха (песах), отмечающая исход еврейского народа из Египта, совершается 15 Нисана (день, который начинается вечером 14-го, чем объясняется то, когда в некоторых случаях говорят, что Пасха празднуется 14 Нисана). Евреи употребляли лунный календарь, и 15-е число их месяцев было днем полнолуния, середины лунного месяца. Тем не менее, они регулярно привязывали свои подвижные месяцы к солнцу, то есть к временам года. Месяц Нисан был тот, полнолуние которого следовало сразу же после весеннего равноденствия. Так, согласно ясным, хотя отчасти непрямым, указаниям Библии, именно в день первого полнолуния, следующий за весенним равноденствием, должна праздноваться Пасха.
В первые времена христианства, если и праздновали повсюду Воскресение Христово, дата этого праздника не была еще хорошо закреплена и даже давала повод для диспутов, иногда весьма оживленных. Одни, заботясь об исторической точности, праздновали в один и тот же день, что и иудеи. Другие в воскресенье, следовавшее после еврейской Пасхи. Этот конфликт был урегулирован довольно быстро в пользу второго решения. Но оставалась проблема: надо ли было ждать, когда евреи определят дату своей Пасхи, и устанавливать христианскую Пасху в следующее воскресенье, или скорее надо было определять дату последней независимо от того, как это делали евреи. Важность этого вопроса происходила из-за того, что в то время евреи часто ошибались в исчислении их даты и праздновали свою Пасху во время полнолуния, которое в действительности предшествовало равноденствию, а не в то полнолуние, которое следовало после него.
Именно эта проблема была резко обозначена на первом Вселенском соборе (см. статью Д.П. Огицкого, «Проблема церковного календаря». — Богословские Труды. Вып. 4. М., 1968). Обозначена в смысле полной автономии христиан по отношению к их современникам-иудеям в установлении даты Пасхи. Точный текст этого решения не сохранился. Но мы имеем 7-е апостольское правило, говорящее: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина».
Этот канон не запрещает праздновать Пасху с иудеями после равноденствия. Впрочем, из истории известно, что, например, в годы 328, 343, 347, 370, 394 и позднее даты еврейской Пасхи и Пасхи христиан совпадали (см. статью Огицкого, уже цитированную). Там не говорится также, что надо праздновать Пасху после иудеев. Канон рассматривает скорее тех, кто хотели праздновать Пасху, не основываясь на предписаниях Моисеева закона для определения воскресения Пасхи, но опираясь на вычисления евреев, их современников, даже если подсчеты их были ошибочными и приводили к празднованию Пасхи в полнолуние, предшествующее равноденствию.
. Таким образом, решение собора состояло в полном освобождении христиан от всякого подчинения выбору их современников иудеев. Письмо, посланное епископам императором Константином, не имевшем возможность участвовать в соборе, свидетельствует об этом. В этом письме император радуется о достигнутом согласии, но также и о том, что евреи не смогут более думать, что без их решения христиане будут неспособны установить собственную дату Пасхи.
. Александрийская пасхалия основывается на предположении, что весеннее равноденствие падает всегда на 21 марта по юлианскому календарю, что уже давно не является таким случаем, так же, впрочем, как и на других приближениях. Из этого вытекает, что эти вычисления нас вводят в последовательность циклов, которые не следуют совершенной внутренней логике, но которые все больше и больше удаляют от той космической реальности, которую они предполагали отражать.
Таким образом, дата Пасхи, которая изначально рассматривалась связанной с весенним равноденствием, будет отклоняться все больше в течение будущих лет и столетий. Если будут и дальше держаться за современную практику, Пасха будет праздноваться все позже весной, затем летом, осенью и т.д.
Некоторые православные, в частности, традиционалисты, но скорее формалисты, нисколько не обеспокоены этим. Ныне, говорят они, Пасха прекрасно празднуется осенью теми, кто живет в Австралии. Этот аргумент подобен софизму, ибо они забывают, что Пасха относится к историческому событию, которое произошло не только в определенное время года, но в совершенно конкретном месте земного шара, которое есть Иерусалим. Следовательно, важно в данном случае именно иерусалимское пасхальное полнолуние, а не австралийское или какое угодно другое.
Часто эти самые православные считают, что стоит лучше следовать тому, что было решено когда-то, не вникая ни в причины и цели эти решений, принятых тогда, ни в последствия их применения сегодня, ведущие ко все большему удалению от постановлений первого собора. Верно то, что многие из этих людей по-настоящему не размышляли над этим вопросом, но искренне думают, что не следовать Александрийской пасхалии в дальнейшем значит предать православную веру. Как часто почитание формы превалирует над почитанием сути!
. В XVI веке папа Римский, Григорий XIII, ввел новый календарь именно для возвращения Пасхи на то место, которое ей было предназначено первым Вселенским собором. В то время, когда жил этот папа, было установлено, что юлианский календарь запаздывал уже на 10 дней по отношению к астрономической реальности, как уже было показано ранее.
К несчастью, отношения между Римской церковью и восточными патриархами были в то время очень напряженными, и многие из православных считали, что реформа была направлена против них, так что их реакции были крайне негативными. С того времени, солидная партия за юлианский календарь и против григорианского календаря существует в православной Церкви. Доводы этой партии, однако, не видятся убедительными для всех. Русский профессор В. Болотов, на которого в данном случае ссылаются как на авторитета, защищал старый стиль главным образом по причине его «крайней простоты». Но именно эта самая крайняя простота вызывает отклонения по отношению к явлениям солнечным и лунным, которые гораздо более сложны и следование которым всякий традиционный календарь нарушает. Другие отмечают, что юлианский календарь был в употреблении во времена самого Христа, что одно уже придает ему вечную ценность. Конечно, этот календарь был используем во времена Христа у римских оккупантов, но сам Христос жил строго по еврейскому календарю той эпохи, о чем свидетельствуют Евангелия, и юлианский календарь Ему был полностью чужд в прямом смысле этого слова. Много других употребляемых доводов вообще не выдерживают разумного анализа.
Пасха 2020: какого числа будет, как подготовиться, что делать на второй день
Когда в этом году будет Пасха? — в 2020 году верующие всего мира, как и в течение всех 20 последних столетий, отметят главный христианский праздник – Пасху.
Православные отмечают Пасху 19 апреля, католики – 12 апреля. Пасха еврейская — с 8 по 16 апреля включительно (на территории Израиля праздник Песах отмечают на день меньше).
Какого числа будет Пасха в 2020-2022 году
Итак, представим все сведения в таблице: какого числа будет отмечаться Пасха у представителей разных религий в 2018-2020 годах.
Получается, что практически во всех случаях торжественные богослужения, радостные приветствия «Христос воскрес! Воистину воскрес!» состоятся в таком прекрасном весеннем месяце, как апрель.
А на самом деле дата праздника постоянно меняется и, как мы видим, может выпасть еще и на март, и на май. О том, почему так бывает, подробно рассказывается далее.
Почему дата Пасхи постоянно меняется
Вопрос о том, какого числа будет Пасха в 2020 году, тесно связан и с другой загадкой. Какова причина того, почему дата торжества постоянно меняется? Ведь, например, Рождество или Крещение отмечаются всегда в один и тот же день.
Пасха относится к так называемым переходящим праздникам. Она отмечается в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Такое решение было принято в далеком 325 году на первом Вселенском соборе (в городе Никее). Причем тут важно понимать, что весна начинается не 1 марта, а теплый сезон начнется после 21 марта (дня весеннего равноденствия).
На этот счет можно даже получить официальный комментарий священнослужителей, например, такой.
Однако почему тогда почти всегда отличаются даты православной и католической Пасхи? Тут ответ очевиден: католики еще в далеком 1582 году перешли на Григорианский календарь, который еще называется Новым стилем.
А православные до сих пор признают Юлианский календарь – Старый стиль. Вот и получается, что почти всегда (в 70% случаев) дни празднования отличаются. Интересно, что в ближайшее время они совпадут только 20 апреля 2025 года. Значит, в этот день будет и православная, и католическая Пасха.
И чтобы до конца разобраться в вопросе о том, какого числа будет Пасха в 2020 году, вспомним о еврейском народе. Почему постоянно меняется дата праздника Песах (так иудеи называют Пасху)? Здесь ответ выглядит более интересно.
Дело в том, что если христиане используют солнечный календарь (то есть отсчет годов идет исключительно по Солнцу), то еврейский календарь берет во внимание и цикл Солнца, и фазы Луны, т.е. является лунно-солнечным. Песах положено отмечать только в первое полнолуние весной. Вот и получается, что дата праздника тоже постоянно меняется.
Во всех трех случаях прослеживается один общий момент: какой бы календарь не был взят за основу, представители каждой конфессии назначают дату Пасхи на первое весеннее полнолуние (или ближайшее воскресенье после этого события). Подобное совпадение неслучайно.
Пасха – это день Воскресения Христа, годовщина вывода еврейского народа из египетского рабства (в представлениях иудеев). Однако это нисколько не противоречит тому, что пасхальные дни знаменуют наступление весны. Так что праздник в любом случае выступает символом возрождения и добрых перемен.
Как подготовиться к Пасхе
Итак, теперь понятно, кто и когда будет праздновать Пасху в 2020, 2021 и 2022 годах. Тогда самое время ответить на более интересный вопрос – как подготавливаются к этому празднику разные народы.
Не секрет, что одно и то же событие всегда преломляется сквозь призму культурных особенностей и духовного богатства людей, живущих в том или ином уголке планеты. Классический пример – Новый год. Суть праздника одинаковая, а вот способов его празднования – тысячи.
Что же касается светлой Пасхи, то и здесь мы можем открыть очень много интересных подробностей. Начать следует с того, как разные народы подготавливаются к встрече главного христианского праздника:
- В России и других странах с большим количеством православных братьев и сестер, принято заранее красить яйца и печь куличи, которые называют милым словом «пасочка». Часто ее приобретают в магазинах, однако куда интереснее сделать пасхальный хлеб самостоятельно. Кстати говоря, уже давно отмечено, что если правильно замесить тесто и исполнить весь рецепт, кулич сохранит свежесть в течение нескольких дней, даже завернутый в полотенце.
- В Германии, странах Скандинавии и некоторых других европейских государствах давно существует и нынче любима одна интересная традиция. Родители заранее приобретают вкусные шоколадные яйца, а также фигурки цыплят и зайчиков. Они берут плетеную пасхальную корзину, кладут в нее зелень, а сверху – разноцветные сладости. Наутро корзинка оказывается на столике у малыша. А часто ее даже прячут в доме или в саду – пусть детки сами найдут конфеты.
- А еще во многих европейских странах принято посылать открытки с изображением пасхального зайца. По легенде именно он прикатывает своими лапками крашеные куриные яйца. Есть даже поверье, что этот зверек когда-то был курицей, которую злая богиня Эстра превратила в зайца. Тем не менее, он не утратил своей жизнерадостности и каждую Пасху продолжает нести яйца.
В католическую Пасху принято дарить шоколадные яйца и пасхальных зайцев
Конечно, существуют и общие традиции, объединяющие страны, народы и континенты. Например:
- Накануне Светлого Воскресения все стараются навести полный порядок в доме. Считается дурным тоном мыть полы, посуду и выполнять другую работу непосредственно в праздничный день. Лучше позаботиться об этом еще в четверг, ведь в пятницу Спаситель будет распят.
- Конечно, в порядок следует привести и себя. В такие дни чистота души и тела должна быть безукоризненной. Помимо привычных всем гигиенических процедур верующие люди стараются уделить внимание молитве и чтению Священного писания.
- Все пасхальные дни продолжаются богослужения. И побывать на них стремится каждый верующий. Во время всенощной, а также на следующий день люди обязательно приносят с собой куличи и яйца – их освящают и приносят на стол. Интересно, что у католиков, к примеру, существует традиция зажигать большую пасхальную свечу – Пасхал. Каждый может взять частичку этого огня – к нему подносят свечи и бережно несут их до дома. Основная служба намечается на великую субботу – ведь именно после ее окончания все радостно воскликнут: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» После этого совершается Крестный ход, и верующие расходятся по домам, стремясь поделиться своей радостью со всеми родными и близкими.
Что делают на второй день Пасхи
Вот и наступил понедельник. Но это не значит, что пасхальное торжество закончилось. Наступает так называемый период попразднества – т.е. после праздника. В православной традиции оно длится 38 дней (а вместе великой субботой и собственно Светлым Воскресением получается 40 дней). Такая продолжительность неслучайна – ведь Христос не только воскрес, но и ушел обратно на небеса. И случилось это ровно через 40 дней после его восстания из мертвых.
Конечно, наиболее важной является первая пасхальная неделя, которую называют по-разному:
- Светлая седмица;
- Фомина неделя;
- Святая неделя.
Считается, что в понедельник – т.е. сразу после Светлого Воскресения – стоит отправиться в гости ко всем родным, близким, друзьям. Возможно, кто-то уже давно ждет вашего внимания. И когда появляется такая прекрасная причина, то, как говорится, сам Бог велел сходить в гости.
Кстати говоря, по традиции в понедельник близких людей навещают мужчины. Жены же остаются дома и готовят скромную (постную еду). А во вторник в гости идут уже дамы.
На самом деле не будет ничего страшного, если вы пойдете к родным, друзьям, знакомым всей семьей. Принято дарить скромные пасхальные подарки и приветствовать друг друга радостными словами: «Христос воскрес! Воистину воскрес!» Их можно произносить в течение всех 40 дней.
У православных после этого принято трижды поцеловать ближнего в щеку. Эта форма приветствия называется христосование. Также по традиции разбивают яйца, сталкивая их друг с другом вместе с собеседником. Делают это как на праздник, так и в другие дни.
В Италии пасхальный понедельник является официальным выходным днем. Жизнерадостные итальянцы любят не только ходить по гостям, но еще и собираться большими, дружными компаниями, чтобы отправиться на пикник. Разумеется, и природа им благоволит – южная страна как нельзя лучше подходит для веселого времяпровождения на природе.