31 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какой день недели называют малой пасхой

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, микрорайона «Орбита» города Сыктывкар

сайт создан по благословению ПИТИРИМА, епископа Сыктывкарского и Воркутинского

Воскресение — малая Пасха

Воскресение Христово – центр жизни христианина не только в течение 40 дней пасхального периода, но и каждый день всего года. Лучшее доказательство тому приводит великий русский язык, ведь только в нем еженедельная Малая Пасха получила название «воскресенье».

Действительно, в основных европейских языках этот день называется совсем по-другому. Sunday, Sontag – «день солнца» в английском и немецком, Dimanche, Domenica – «Господень» («День Господень») – во французском, испанском и других языках романской группы, как и в греческом – Kiriaki. Именно так называли его первые христиане – День Господень – день, когда Господь воскрес, когда мы собираемся вместе и совершаем Евхаристию.

Место воскресной службы в недельном круге православного богослужения можно сравнить с местом Воскресения Христова в жизни каждого христианина. По слову апостола Павла, без Воскресения «тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15, 14). И воскресная служба, конечно же, занимает в богослужении исключительное положение. Как Пасха — это вершина всего года, центр года, ни с чем не сравнимый праздник, так воскресная служба является началом и вершиной недельного круга православного церковного богослужения. В этот день воскрес Господь наш Иисус Христос, в этот день Церковью установлено совершать литургию – драгоценную диадему, которой венчается весь круг суточного богослужения. Воскресный день вновь говорит нам о победе Господа в великий день Его Воскресения; в тот же день совершается Евхаристия, и таким образом он также напоминает о будущем возвращении Господа на землю со славой.

Сегодня в православных храмах вне времени Великого поста Божественная литургия может совершаться каждый день. За два тысячелетия христианской традиции Церковь прославила тысячи святых, имена которых мы можем найти на каждый день церковного календаря, и именно в их память теперь мы каждый день можем совершать литургию. Первые христиане совершали литургию только в День Господень – в воскресенье, и огромная важность этой традиции неоднократно подчёркивается в творениях святых отцов.

Святой Василий Великий называл воскресенье «истоком дней», «ровесником света». Святой Григорий Палама так говорит о воскресенье: «В этот день произошло воскресение Иисуса Христа, которое по своей сути является восьмым воскресением в истории человечества. Три воскрешения совершились в Ветхом Завете и четыре воскрешения в Новом Завете».

Воскресный день — это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать каждую неделю, которая нас не покидает целый год. Вспоминается нам и преподобный Серафим Саровский, который праздновал Пасху каждый день. Пасхальная радость никогда не оставляла его. Приходивших к нему людей он каждый день года приветствовал словами «Христос воскресе, радость моя!».

Почему я иду в храм в воскресенье?

Некоторые из нас нередко пренебрегают возможностью вновь прославить Воскресение Христа, придя на службу в воскресный день, забывая, что по церковным правилам нарушитель этой заповеди сам изгоняет себя из Церкви Христовой. Согласно восьмидесятому правилу VI Вселенского Собора, мирянин, который не будет на воскресной литургии три раза подряд, отлучается от церковного общения. Это правило показывает, насколько значима воскресная литургия в жизни христианина.

Во время литургии человек соединяется со Христом, Господь наполняет собой всё наше естество, дарит нам силы, необходимые для жизни. Поэтому не страх перед наказанием должен побуждать нас быть на воскресной службе, а опасение за свою жизнь и ее духовное качество.

Весь закон Божий сводится к двум заповедям: любви к Богу и любви к ближнему (Мф. 22, 37-40). Но разве можно эти заповеди исполнить без посещения храма? Если мы любим человека, то разве не стремимся чаще встречаться с ним? Разве можно представить себе, чтобы влюбленные избегали встреч друг с другом? Так и человек, любящий Бога, стремится к Нему.

Храм – это место, назначенное Самим Богом для нашей встречи с Ним, а Божественная литургия – время, когда Господь освящает нас. Но мало того, что в храме Господь защищает нас и дает нам силы, Он еще и учит нас. Ведь все богослужение – это истинное училище Божьей любви. За литургией мы слышим Его слово и слова Его учеников, мы вспоминаем Его чудесные дела, узнаем о будущем. Перед нашими глазами проходят подвиги мучеников, победы подвижников, мужество царей и священников. Мы узнаем о таинственной природе Бога, о том спасении, которое дал нам Христос. Тут мы радуемся светлому Христову воскресению. Часто нам кажется, что все вокруг ужасно, страшно и безнадежно, но воскресная служба говорит нам о нашей Надежде.

Воскресная служба – лучшее средство против тех бесчисленных депрессий и печалей, которые обитают в «сером быте». Это – сверкающая радуга Божьего завета среди туманов всеобщей суеты. И это та малая Пасха, которая так необходима всем нам.

Дмитрий Антошков,
студент 1-го курса
Минской Духовной Семинарии

День рождения воскресного дня

7 марта 321 года воскресенье стало днем отдыха

Воскресенье – день субботний?

У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу.

Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3). Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10).

Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42). Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду. И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9).

Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

В этот день свершилось все то, что ждали люди Ветхого завета – поэтому в почитании Воскресения нет забвения четвертой заповеди, а есть ее переосмысление: день, посвященный Богу теперь тот, в который свершилось Спасение.

День рождения воскресенья как выходного дня

Статус праздничного выходного дня воскресенье получило благодаря святому императору Константину Великому. Именно он издал Миланский эдикт о веротерпимости, согласно которому христианство обрело статус государственной религии.

В 323 году, когда Константин стал править всей Римской империей, он распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи.

7 марта 321 года император Константин издал указ, по которому воскресный день (в римской языческой традиции это был день Солнца) стал днем отдыха. Теперь в этот день нужно было отложить все мирские дела: рынки закрывались, государственные учреждения прекращали свою работу. Только земельные работы не облагались никакими ограничениями.

Важность воскресного дня подтверждалась и дальнейшими указами. В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии. Позже императором Феодосием был издан эдикт, запрещавший устраивать публичные зрелища по воскресеньям. Этот указ не сохранился, но эдикт 386 года запретил судопроизводство и торговлю по воскресеньям.

Кто как называет воскресенье?

День Солнца

В языках многих народов день, соответствующий воскресению, носит название дня Солнца. Это традиция наглядно видна в языках германской группы. В Древнем Риме название дня — dies Solis — «день Солнца» было заимствовано от греков и является дословным переводом греческого heméra helíou. Латинское название в свою очередь перешло к германским племенам. Так, по-английски воскресенье будет «Sunday», а по-немецки – “Sonntag”, на датском и норвежском — “søndag”, на шведском — “söndag”, что дословно и значит «день Солнца».

В большинстве языков Индии воскресенье именуется — Равивар (от «Рави») или Адитьявар (от «Адитья») — происходящих от эпитетов солнечного божества Сурьи и одного из Адитьи.

В китайском для обозначения всех дней недели используются иероглифы, обозначающие числа от одного до шести, а воскресенье пишется с иероглифом «солнце».

В Японии дни недели также именуют при помощи иероглифов, при этом значение их связано скорее с традициями, бытом, историческим прошлым японцев, чем с какой-то конкретной системой (пятницу пишут с иероглифом «деньги», а субботу – с иероглифом «земля»). Однако в написании воскресенья, как и у китайцев, присутствует иероглиф «солнце».

В ряде языков дни недели называются по порядку и сохраняется традиция почитания воскресенья как первого дня. На иврите воскресенье называют «йом ришон» – день первый.

День Господа

В греческом все названия дней понедельника, вторника, среды, и четверга переводятся как «второй», «третий», «четвертый» и «пятый». Воскресенье когда-то именовали «началом», но сегодня за ним закрепилось название «Кирьяки», то есть «день Господа». Так же и в армянском – понедельник – уже «второй день», а воскресенье – «кираки».

Выделяется и группа наименований, которые происходят от латинского слова Dominica (Господь). Так, на итальянском воскресенье звучит как «la domenica», на французском – «dimanche», а на испанском – «domingo».

В русском языке день недели «воскресенье» назван в честь Воскресения Иисуса Христа. Слово произошло из старославянского въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ и в русский язык пришло через церковнославянский.

День «неделя»

В других же славянских языках сохранились названия, происходящие от славянского ne dělati «не делать» и тем самым знаменуют «день отдыха»: на украинском этот день называется «неділя», на белорусском – «нядзеля», на польском – «niedziela», на чешском – «neděle». Подобные названия существуют во всех славянских языках. В русском языке такого значения за словом «неделя» не сохранилось, однако оно присутствует в церковном обиходе: когда мы говорим «Неделя о Блудном сыне», «Фомина неделя» и т.п. – подразумевается как раз день недели.

Место воскресенья в календаре

В настоящее время в большинстве стран Европы воскресенье считается завершающим днём недели. Существует международный стандарт ISO 8601, согласно которому первым днём недели является понедельник, а воскресенье — последним. Однако воскресенье официально продолжает оставаться первым днём недели в Польше, США, Израиле, Канаде и некоторых африканских странах.

Читать еще:  Икона отец сын и святой дух фото

Воскресенье – малая Пасха

Каждое воскресенье для христианина – это малая Пасха. Главное дело этого дня – присутствие на литургии в храме. Именно с этим связно правило не делания (см. выше происхождение слова неделя) обычных житейских дел в этот день – они не должны помешать молитве. Воскресенье – всегда праздничный день. При этом в православной традиции сохраняется память и о особом статусе субботы.

Праздничность этих дней отражается в церковных канонах. Некоторые из них неизвестны даже многим воцерковленным людям – так, например, в воскресенье и субботу не положено делать коленопреклоненные поклоны.

Наиболее ярко это видно на примере порядка богослужений в Великий пост, главной тональностью которых становится покаяние.

Воскресные и субботние дни выделяются из дней Великого Поста. В них совершается праздничное, не постовое богослужение. Служится полная Литургия, а не литургия Преждеосвящённых даров, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина, не делаются земные поклоны.

Какой день недели называют малой пасхой

Каждую неделю мы все вместе особо поминаем Воскресение Христово, этот день так и называется у нас в России – воскресенье. Хочу развеять некоторые заблуждения, связанные с этой традицией. Она вовсе не повсеместная, а совершенно уникальная, и так было в России не всегда.

Как вы думаете, что значит «понедельник»? Почти все ответят, что это как-то связано со словом «неделя», и это верно. Вот только это вовсе не та неделя, которую мы всё ещё иногда называем седмицей. Неделей именовали у нас прежде воскресенье.

В наше время его называют неделей все славянские народы, кроме русского. Поляки – niedziela, украинцы – неділя, белорусы – нядзеля, чехи – nedele. Есть предположение, что неделя – это значит день, когда ничего нельзя делать. Вопрос: появилось ли это слово до или после христианизации славян?

Сохранилось восприятие Недели как молодой красивой женщины, именуемой иногда Неделькой. Кое-где считается, что это сестра одной из славянских богинь – Макоши. По белорусским преданиям, выходной день – неделя – появился после того, как люди спасли богиню от преследовавших её собак. Хорваты представляют себе эту богиню без рук, потому что в её праздник нельзя работать. Но невозможно понять, что в этих представлениях осталось от язычества, а что появилось с приходом христианства, настолько они перемешались за много веков. Церковь это, естественно, беспокоило. Так, в Паисиевском сборнике, который распространился в Болгарии в четырнадцатом веке, обличено было обожание Недели, православных наставляли, что чествовать в выходной день следует соединяемую с ним память о воскресении Спасителя.

На Руси решили пойти ещё дальше. Одни историки утверждают, что воскресеньем неделя стала повсеместно называться у нас в шестнадцатом веке, другие – что в семнадцатом. Но здесь нет особого противоречия, просто новый обычай распространился не сразу, а постепенно. Русская Церковь хотела, чтобы выходной прочнее был связан в народном сознании с воскресением Христовым, чтобы, помимо годового круга, главным событием которого была Пасха великая, утвердился малый круг, увенчанный малой Пасхой.

В 1551 году, во времена Иоанна Грозного, у нас состоялся Стоглавый собор, он особо остановился на том, что «субота быти всея твари образ имать, неделя же – воскресения день». Трудно сказать, как долго Церковь разъясняла людям значение воскресенья, но в последующие десятилетия слово «неделя» как обозначение дня недели начало изглаживаться из русского языка, пока не исчезло вовсе.

Скажем кратко и о происхождении у славян слова «воскресение», которое Церковь вознесла столь высоко. «Кресити» у славян означало «высекать, добывать огонь», а «кресати» – «воскрешать, оживлять». Сербы и сейчас называют словом криjес огонь, разводимый накануне Иванова дня (солнцеворота), а в словенском kresiti sе значит «сверкать». «Крес» – это и «огонь», и «оживление», но трудно сказать, какое из этих значений первично. Возможно, всё-таки «возрождение». Скажем, кресало – это орудие, удар которого сотворяет, вызывает или возвращает к жизни огонь. Между прочим, в латинском языке creo значит «создаю, творю, вызываю к жизни», и хотя латинский и древнеславянский очень далеки друг от друга, корень у этих слов общий.

В русский язык слово «воскресение» пришло через церковнославянский.

Теперь вопрос: как называют этот день недели – воскресенье – другие христианские народы?

О славянах мы уже сказали, но есть ещё две традиции. Одна возникла на заре существования Церкви. Уже во втором веке христиане, отказавшись от признания субботы главным днём недели, ввели новый, получивший название день Господень.

7 марта 321 года первый христианский император Рима Константин Великий издал декрет о признании воскресенья днём отдыха в Римской империи. Правда, земледельцы по необходимости могли в этот день работать в поле и на виноградниках. Как мы видим на примере нынешних дачников, даже православных среди них непросто бывает убедить отдохнуть в воскресенье. Так же обстояли дела и прежде, тем более что сначала в Римской империи христианизировались города, а в сельской местности новая вера утверждалась много медленнее и труднее. В 337 году был принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии. Эдикт 386 года запретил в воскресенье судопроизводство и торговлю. Святость дня Господня подтвердили несколько церковных соборов, а император Лев III Исавр (717–749 гг.) вообще попытался сделать воскресенье для христиан тем же, чем была для иудеев суббота, шаббат.

Днём Господним воскресенье называют греки и все романские народы: итальянцы – donenica, испанцы – donenigo, французы – dimanche. Иначе обстоят дела у германских народов. Ещё в Древнем Египте еженедельно один день считался праздничным и был посвящён Солнцу. В Древнем Риме он также назывался dies Solis – «день Солнца». Это латинское название перешло к германским племенам. Английское наименование воскресенья – sunday – возникло примерно в тринадцатом веке, прежде оно звучало как sunnandg, но оба слова значили одно и то же. У голландцев раньше был sonnendach, сейчас – zondag. Шведы, норвежцы, датчане называют воскресенье sondag, а немцы – sonntag.

А вот понедельник немцы называют montag, а британцы monday, что значит «день Луны». У всех или почти всех народов Западной Европы названия дней недели привязаны к именам планет Солнечной системы и одновременно к языческим богам.

Скажем, суббота в английском – это saturday, день Сатурна. У скандинавов примерно то же самое, только дни недели названы по именам богов скандинавской мифологии: Тиу, Вотана, Тора и Фрейи, соответствующих по своей роли римским Марсу, Меркурию, Юпитеру и Венере. Выше говорилось, что у романских народов воскресенье из дня Солнца было переименовано в день Господень. Но остальные дни сохранили названия планет.

Кстати, так же обстоят дела и в Индии, где понедельник – день Луны, вторник – Марса, среда – Меркурия, четверг – Юпитера, пятница – Венеры, суббота – Сатурна, а воскресенье – Солнца. Наверное, англичане и индийцы были весьма удивлены при встрече, что названия дней недели у них полностью совпадают по смыслу.

У славян названия дней недели также совпадают: понятно, что вторник значит второй, а название суббота заимствовали у иудеев. О единственном отличии мы уже упомянули. В России неделя называется воскресеньем. Это говорит об очень сильном влиянии Церкви, церковнославянского языка на русскую культуру. Когда я был в Болгарии, то на службе, проходившей на церковнославянском, который называют иногда древнеболгарским, мне было понятно почти всё, а в болгарском языке – почти ничего. Он, похоже, ушёл от церковнославянского куда дальше нашего.

То, что в воскресенье нельзя работать, – общее для всех христианских народов. Хотя воскресенье и не удалось сделать аналогом иудейской субботы, некоторого сходства добиться всё-таки получилось. Суббота считалась промежуточным днём между буднями и выходным. Это был сокращённый рабочий день.

Так как не всех помещиков, а позже промышленников это устраивало, борьба с попытками заставить людей работать по воскресеньям велась много столетий.

В 1699 году князь Оболенский был посажен в тюрьму за принуждение своих крестьян работать по воскресеньям. Не прошло и четверти века, как царь Пётр ввёл официальный запрет на работу в воскресенье на суконных фабриках. В субботу разрешалось трудиться лишь до 12 часов дня. Английский мыслитель Михаил Барро Маколей пытался убеждать капиталистов словом. «Этот день, – писал он, – не потерян для народа. Когда все промышленные занятия оставлены, когда плуг лежит в своей борозде, когда дым не клубится над фабричными трубами, в это время совершается важнейшая из операций в деятельности, направленной на производство богатства: чинится машина из машин – человек».

Борьба за воскресный отдых была одним из тех случаев, когда мнения социалистов, рабочих движений и христианских церквей совпало. В 1890 году состоялась Берлинская рабочая международная конференция. Была создана комиссия, которая должна была отстаивать право на выходной в воскресенье. Возглавил её, как ни удивительно, некий архиепископ, согласившийся на такую честь.

Множество революционных лидеров прошлого требовали: «Руки прочь от этого дня». И можно было предположить, что советское правительство его трогать не станет. Ничего подобного. Его страсть к богоборчеству была столь сильна, что воскресенью объявили войну. Чьё воскресенье? Понятно чьё. Менять название не станем, чтобы не выглядеть полными дураками, но и в церковь вы в этот день пойти не сможете, и про безделье забудете.

В 1930 году вместе с решительным наступлением на Церковь в СССР была введена так называемая непрерывка – четырёхдневная рабочая неделя с пятым выходным днём. «Непрерывкой» она называлась потому, что выходного дня, общего для всех, не было. Все рабочие были разделены на пять групп, получивших названия: жёлтая, розовая, красная, фиолетовая и зелёная. Одна отдыхала в понедельник, другая – во вторник. И так далее. Лишь пять дней в году отдыхала вся страна, они считались праздничными. Это был День Ленина, следовавший за 30 января, Дни труда (2 дня), следовавшие за 30 апреля, Индустриальные дни (2 дня), следовавшие за 7 ноября.

Насколько эта мера была популярна, догадайтесь сами. У меня мама уж сколь далеко была от Церкви в советское время, но от двух вещей отучить её власть так и не смогла: от празднования Пасхи и соблюдения покоя в воскресенье – стирать, мыть полы и так далее значило согрешить.

В 31-м году из-за падения темпов роста экономики перешли на шестидневную неделю с пятью рабочими днями и выходными 6, 12, 18, 24, 30 числа каждого месяца. Эксперименты продолжались десять лет, что-то всё время меняли. Союз безбожников требовал даже переименовать месяцы: январь в честь Ленина, февраль – Маркса, апрель – Свердлова, декабрь – Сталина. И так далее.

Но надвигалась война, и в Кремле, очевидно, заинтересовались, наконец: а как ко всем этим идеям относится народ? Одно дело – заставить его работать в колхозе, когда деваться всё равно некуда, другое дело – воевать. Заставить хорошо воевать невозможно – а ну как в плен сдадутся? В общем, 26 июня 1940 года воскресенье как выходной народу вернули. Субботу – позже, в 1967-м, к 50-летию революции.

Читать еще:  Огонь на пасху

Итак, воскресенье по-прежнему значимо для большей части человечества по тем или иным причинам. Это можно заметить даже из космоса. В этот день магнитное поле Земли изменяется по отношению к будним дням, что связано с падением интенсивности передачи электроэнергии. Но лишь верные переживают его ещё и как малую Пасху. «Истоком дней» именовал его святой Василий Великий, и всякий из нас может встречать его радостным «Христос воскресе!»

Приложение к уроку ОРКСЭ модуль ОПК

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Ф.И. класс_____________________ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

С каким событием связан праздник Пасхи?

Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо

Христос воскрес из мертвых

С весенним праздником мая

Почему Христа называют Спасителем?

Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа

Он спас израильтян от власти римлян

Он спас людей от глобальных катастроф

Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ»

Умерев как человек, Христос принес Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти

Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью

Люди поняли, что о смерти не нужно думать

Какой день недели называют малой Пасхой? Субботу Понедельник Воскресенье

Что символизирует яйцо? Весь мир Спасение Распятие

Пасха – самый радостный праздник. Вокруг нас множество образов и явлений, напоминающих о ней. В учебнике приводится пример – гусеница становится красивой бабочкой.

Какие еще образы напоминают нам о Пасхе?

(восстание, прославление, воскресение) ___________________ Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах.

Христос своей смертью победил ________________ (смерть духовную и физическую, суеверия).

Ф.И. класс_____________________ РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

С каким событием связан праздник Пасхи?

Мария Магдалина подарила императору Тиверию красное яйцо

Христос воскрес из мертвых

С весенним праздником мая

Почему Христа называют Спасителем?

Воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа

Он спас израильтян от власти римлян

Он спас людей от глобальных катастроф

Что значат слова молитвы, которая поется на пасху: «Смертию смерть поправ»

Умерев как человек, Христос принес Свою любовь и тем, кто перешагнул порог смерти

Теперь все примирились со смертью как с неизбежностью

Люди поняли, что о смерти не нужно думать

Какой день недели называют малой Пасхой? Субботу Понедельник Воскресенье

Что символизирует яйцо? Весь мир Спасение Распятие

Пасха – самый радостный праздник. Вокруг нас множество образов и явлений, напоминающих о ней. В учебнике приводится пример – гусеница становится красивой бабочкой.

Какие еще образы напоминают нам о Пасхе?

(восстание, прославление, воскресение) ___________________ Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесах.

Христос своей смертью победил ________________ (смерть духовную и физическую, суеверия).

Распредели на 2 группы

приготовление куличей, крашение яиц, ношение скромных одежд, поздравления, украшения дома, радостные песнопения, тишина, скромность в поведении, воздержание в пище, игры и веселие, ликование

Праздничные пасхальные традиции

Пользуясь текстом учебника на с.28-29, дополни текст.

Имя Иисус значит ___________. Христос именуется Спасителем, потому что на крест Он пошёл ради _______. Однако после распятия он ____________. Воскресение — ___________________. В честь этого особенно торжественно отмечается _____________________.

Слова для справок: Спаситель, спасения людей, воскрес, возобновление жизни, Пасха Христова.

(стр. 28) Воскресение — это день

(стр. 29) слово Пасха означает…

Главный пасхальный гимн

Что означают слова гимна?

«Христос воскресе из мертвых,

смертию смерть поправ,

и сущим во гробех живот даровав!

Распредели на 2 группы

приготовление куличей, крашение яиц, ношение скромных одежд, поздравления, украшения дома, радостные песнопения, тишина, скромность в поведении, воздержание в пище, игры и веселие, ликование

Праздничные пасхальные традиции

Пользуясь текстом учебника на с.28-29, дополни текст.

Имя Иисус значит ___________. Христос именуется Спасителем, потому что на крест Он пошёл ради _______. Однако после распятия он ____________. Воскресение — ___________________. В честь этого особенно торжественно отмечается _____________________.

Слова для справок: Спаситель, спасения людей, воскрес, возобновление жизни, Пасха Христова.

(стр. 28) Воскресение — это день

(стр. 29) слово Пасха означает…

Главный пасхальный гимн

Что означают слова гимна?

«Христос воскресе из мертвых,

смертию смерть поправ,

и сущим во гробех живот даровав!

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Москвичева Наталья Станиславовна
  • Написать
  • 856
  • 17.11.2016

Номер материала: ДБ-362350

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

  • 17.11.2016
  • 426
  • 17.11.2016
  • 325
  • 17.11.2016
  • 548
  • 17.11.2016
  • 205
  • 17.11.2016
  • 469
  • 17.11.2016
  • 380
  • 17.11.2016
  • 586

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Пасха, Светлое Христово Воскресение – суть праздника, история, традиции, приметы

Пасха – один из самых главных церковных праздников. В 2020 году православные встретили Светлое Христово Воскресение 28 апреля.

Пасха ежегодно приходится на весну – дату празднования рассчитывают по специальному церковному календарю. Обычно православные и католики празднуют Светлое Христово Воскресение в разное время – в этом году католическую Пасху отпраздновали 21 апреля. Даты празднования иногда совпадают – католики и православные в последний раз вместе праздновали Пасху в 2017 году.

Суть и значение Пасхи

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?» – потому что, как объясняет евангелист, камень был велик. Но камень был уже отвален, и гробница пуста. Это увидела и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Пётр и Иоанн, и жёны-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших ко гробу одни за другими.

Для христиан праздник означает переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.

Своим Воскресением Иисус Хритос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней.

История праздника

История возникновения праздника Пасхи уходит своими корнями в глубину веков. И, чтобы лучше понять и изучить её, нам придётся обратиться к Библии, а именно к её части под названием «Исход». В ней повествуется, что еврейский народ, бывший в рабстве у египтян, терпел от своих хозяев великие мучения и притеснения. Но, не смотря на это, они уповали на милость Божью и помнили о данном им завете и о земле обетованной. Среди евреев был один человек по имени Моисей, которого Бог и избрал себе пророком. Дав в помощь Моисею его брата Аарона, Господь творил через них чудеса и насылал на египтян различные казни числом 10.

Египетский фараон долго не желал отпустить своих рабов на свободу. Тогда Бог повелел израильтянам вечером заколоть на каждое семейство по одному годовалому ягнёнку мужского пола и без порока. А кровью его помазать перекладины дверей своего жилища. Ягнёнка нужно было съесть за ночь, не ломая его костей. Ночью ангел Божий прошёл по Египту и умертвил всех египетских первенцев от скота до человека, а еврейские жилища не тронул. В страхе фараон изгнал израильтян из страны. Но когда те подходили к берегам Красного моря, он опомнился и погнался за своими рабами. Однако Бог разверз воды морские и провёл евреев по морю, как по суше, а фараон был потоплен. В честь этого события с тех пор и до сего дня евреи празднуют Пасху (Песах), как освобождение от египетского плена.

Фото: italia-facile.ru

Но на этом история происхождения и возникновения праздника Пасхи не заканчивается. Спустя много веков после Исхода на израильской земле родился Иисус Христос. Когда ему исполнилось 30 лет, он вышел на проповедь, уча людей заповедям Божьим. Спустя три года он был распят на кресте, на горе Голгофе. Произошло это после праздника еврейской Пасхи в пятницу. А в четверг была тайная вечеря, где Христос установил таинство евхаристии, представив хлеб и вино, как свои тело и кровь. Как и ягнёнок в Ветхом завете, Христос был принесен в жертву за грехи мира, а его кости также не были сломлены.

В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения – Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, её отмечали в 14-й день месяца нисана (март – апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом Вселенском Соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Читать еще:  Кирилл и мефодий братья

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресение после иудейской пасхи, после полнолуния и после весеннего равноденствия.

Традиции

Главными атрибутами Пасхи считаются сдобные куличи, которые символизируют церковь; крашеные яйца (символ вечной жизни и чуда Воскресения); Благодатный огонь и крестный ход.

Куличи и яйца принято освещать в церкви в Великую субботу. Пасхальный крестный ход начинается в полночь при наступлении воскресенья. Перед этим звонят колокола, затем в храмах открываются царские врата и начинается крестный ход, по окончании которого поют тропарь: «Христос воскрес из мертвых!»

На Пасху и сорок дней после нее у православных принято приветствие: «Христос воскрес» – «Воистину воскрес» с троекратным целованием. Согласно преданию, этот обычай идет еще от апостолов.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу.

Обычай красить яйца был распространен у восточных славян еще до зарождения христианства и связан с весенними языческими культами. Христианская традиция вложила в это новый смысл: пасхальное яйцо – символ жизни, а красный цвет скорлупы – крови Христовой, пролитой ради спасения людей. Окрашенные в один цвет яйца (“крашенки”) и расписанные узорами (“писанки”) принято дарить родным и гостям.

Традицию освящать на Пасху яйца часто связывают с притчей о святой Марии Магдалине. Придя в Рим, она преподнесла императору Тиберию простое куриное яйцо. На вопрос, что означает этот дар, Мария ответила, что он символизирует воскрешение Христа и возрождение человечества для вечной жизни. Император ответил, что поверит в воскрешение, только если белое яйцо станет красным. И тут же на глазах присутствующих оно изменило цвет.

Согласно православным канонам, на Пасху не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды, поскольку этот день считается праздником возрождения. Посещать могилы близких церковь советует в первый вторник после пасхальной недели, который носит название Радоница.

Всю неделю после Пасхи на Руси было принято отдыхать, веселиться, посещать родственников и друзей, принимать гостей и, конечно, вволю есть и пить все, что душе угодно. В пасхальную неделю отменяются постные дни по средам и пятницам.

Никаких особых запретов на Пасху нет, за исключением скуки и сидения дома. Это считалось плохой приметой, а люди, избегавшие пасхальных визитов и развлечений, вызывали подозрение.

Однако церковь и врачи напоминают: при выходе из поста нужна умеренность, чревоугодие и увлечение алкоголем не только опасно для здоровья, но и противоречат духовному смыслу праздника.

Фото из свободных источников

Много традиций и обычаев на Пасху связано с крашеными яйцами. Ими принято «биться»: победитель тот, чье яйцо разобьется последним. Яйцо с древних времен символизирует обновление жизни, а красный цвет – символизирует кровь, пролитую Иисусом на кресте. Некоторые люди считают, что, разбивая крашенное яйцо, мы помогаем разбить оковы красной скорлупы, то есть – жизни победить смерть.

По другой версии, традиция бить яйца на Пасху связана с тем, что гробница в которой Иисус был упокоен после смерти, был закрыт камнями, форма которых напоминала яйцо. Поэтому бить яйца на Пасху – это символическое открытие гробницы и Воскресения Спасителя.

На Руси дети и взрослые на Пасху катали яйца с пригорка – побеждал тот, у кого яйцо укатывалось дальше.

Считалось, что пасхальное яйцо в кармане – оберег от болезней, сглаза, а также от пожара. Вообще крашеные яйца в праздник очень ценились: у кого больше, тому везение и удача.

Из народных традиций также был обычай, попарившись на Пасху в бане, оставить веник «для покойников».

Приметы

После освящения в церкви, каждый хозяин старался как можно скорее донести пасхальный кулич домой. Этот обычай основан на народном поверье: кто первый прибежит с Пасхой домой, у того будет лучший урожай и тот хозяин первым закончит полевые работы.

В связи с этим обычаем существовали и некоторые другие пасхальные поверия:

  • Хлеб будет расти так быстро, как бежит с Пасхой хозяин.
  • Кто всех обгонит, у того лошадь будет самой сильной и целый год будет в работе обгонять других.

Приметы погоды на Пасху имели большое значение для наших предков, ведь именно по ним можно было узнать, насколько урожайным и удачным будет весь следующий год.

  • Если в этот день разыграется гроза, значит, осень придет поздно и будет сухой. Дождь без грозы предвещает дождливую весну.
  • Если пасмурно, значит, и лето будет холодным и пасмурным.
  • Мороз на Пасху предсказывает хороший урожай.
  • Холодная, но не минусовая погода — к сухому лету. Сходит весь снег полностью к урожайному году.
  • Если во вторник после Пасхи будет ясная погода, то всё лето будут лить дожди.
  • А если тепло и ясно в воскресенье, значит, лето будет солнечным и урожайным.
  • Звездная, ясная ночь на Пасху обещает заморозки и похолодания.

Подготовлено на основе информации из свободных источников

Об особых посвящениях семи дней недели: когда и кому нужно молиться

Архимандрит Назарий (Омельченко)

– Отче, просветите, пожалуйста, имеют ли дни недели особые посвящения?

– Богослужебная жизнь Православной Церкви циклична. Существует три богослужебных круга: годовой, седмичный и суточный. Годовой содержит в себе подвижные и неподвижные праздники, повторяющиеся из года в год; седмичный состоит из дней недели, которые посвящены самым важным событиям земной жизни Спасителя и наиболее чтимым святым; суточный круг составляют девять богослужений. Они повторяются каждый день.

Таким образом, каждый из семи дней недели в Православной Церкви имеет свое повящение. Некоторые из них, как то воскресение, среда и пятница, особо чтились еще во времена Древней Церкви, и их смысловая нагрузка не менялась на протяжении веков. Итак, понедельник посвящен Небесным Силам, вторник – Иоанну Предтече, среда – день предательства Иудой Спасителя, потому особо чтится Крест Христов, четверг посвящен святым апостолам и Святителю Николаю, пятница – день Крестной Жертвы Спасителя, в субботу особо почитаются все святые, первая среди которых Богородица, а также поминаются все усопшие. Воскресенье – малая Пасха – день Светлого Христова Воскресения, благодаря которому дарована вечная жизнь всему человечеству.

– Что значит: понедельник посвящен Ангелам?

– В понедельник Церковь особо почитает святых Ангелов. Это почитание выражается в молитвенном призывании Небесных Сил бесплотных. За богослужением понедельника звучат молитвословия, в которых верующие просят помощи у своих Ангелов Хранителей, а также и у прочих Ангелов, чтобы они сопутствовали человеческой жизни и помогали спасти душу христианскую. В Православной Церкви есть учение, согласно которому у каждого христианина есть Ангел Хранитель, который дается человеку во время Таинства Крещения. Да и вся жизнь человеческая тесно связана с невидимым ангельским миром. Некоторые благочестивые христиане, усугубляя свой подвиг, берут в этот день на себя бремя поста. Такая же практика существует и в некоторых монастырях. Монахи подражают Ангелам, посвящая жизнь служению Богу и восхвалению Его Небесной Славы, потому и отмечают особо день почитания Небесных Сил бесплотных.

– А как понять: вторник посвящен Иоанну Крестителю? Как посвятить этот день ему?

– Во вторник Церковь прославляет всех ветхозаветных праведников и пророков, которые своей верностью Богу сделали возможным пришествие Спасителя мира. Святой Иоанн Креститель является олицетворением верности Богу, праведности и подвижничества. По словам Спасителя, Предтеча «Больший среди рожденных женами». Посвятить день святому – значит, прежде всего, если вы не знакомы с его житием, то поинтересоваться главными вехами жизни и подвига святого. Основой подвига Иоанна Крестителя является аскеза и служение Богу. Исследуя жизнь Предтечи, каждый христианин увидит яркий пример для подражания. Потому, посвящая день святому, проанализируйте свою жизнь и определите те добродетели, которые объединяют нас. Если таких нет, перед вами большое поле для духовного делания.

– Среда посвящена Кресту. Чем отличается этот день от других?

– В среду заканчивается воспоминание Церковью Ветхого Завета и начинается прославление новозаветных событий. Среда и пятница являются днями воспоминания о страданиях и крестной смерти Спасителя. В среду Иуда предал Спасителя. С этого дня фактически начались страдания Спасителя. В святи с этим особенно почитается Крест как орудие нашего спасения. В этот день на протяжении всего года нужно держать пост.

– Четверг посвящен апостолам и Святителю Николаю Чудотворцу. Как вести себя в этот день?

– В четверг Церковь вспоминает святых апостолов, трудами которых христианство утвердилось на земле. В этот же день мы почитаем преемника апостолов, одного из самых почитаемых святых Православной Церкви – Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Сегодня фактически в каждом православном доме находится иконка этого великого Угодника Божьего. И потому почтение Святителя должно выражаться не просто в памятовании, а в живой и реальной молитве.

– В пятницу мы как-то особенно должны вспоминать Распятие Христа? Служат ли особые молитвы в храмах в этот день?

– Пятница – день вспоминания страстей и Крестной смерти Спасителя. День постный. Церковь молитвенно состраждет и прославляет искупительный подвиг Христа.

– Суббота посвящена всем святым. Как ее отметить?

– В субботу мы чтим всех святых. Первая среди них Богородица. В традиции русской Церкви каждому христианину нарекается имя в честь какого-то святого. Таким образом, в субботу, почитая всех святых, мы прибегаем к молитвенному предстательсвтву своего святого, а также и к другим святым, близким нашему сердцу, но для которых нет особо установленного дня на протяжении недели.

В этот день христиане особо молятся об упокоении усопших, вспоминая своих родных, близких и всех, от века почивших. Поминание может выражаться как в келейной молитве, так и через участие в панихиде, совершаемой традиционно в храмах в этот день.

– Воскресенье посвящено Господу. Как правильно провести этот день?

– Воскресный день – малая Пасха. Он посвящен Господу и почитается христианами с апостольского времени. В этот день каждый верующий должен посетить храм для участия в Божественной литургии. Поскольку воскресение Христово является надеждой для всех людей, то и почитание этого дня особо. Лучше всего после богослужения провести день в доброделании: посетить больных, помочь нуждающимся, проведать престарелых. Также в воскресенье следовало бы посвятить несколько часов чтению Священного Писания и совершению молитвы. Правильно было бы проанализировать события прошедшей недели (что доброго и плохого случилось за этот период) и постараться выстроить определенный план действий в духовной жизни на следующие семь дней. Таким образом, стержень духовной жизни, который формируется благодаря участию человека в богослужении и нравственному совершенствованию, поможет человеку даже в трудных жизненных обстоятельствах не сходить из пути, ведущего к Истине.

Архимандрит Назарий (Омельченко),
преподавателm Киевских духовных школ
Беседовала Наталья Горошкова

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector