Как в старину праздновали пасху
Мой Мир.
Как и сегодня, в храм ходили не только послушать и посмотреть на службу, но и освятить обрядовую еду, выложенную на чистый рушник. Освятив – пробовали и угощали ею друг друга.
Для праздничного угощения традиционно святили яйца и куличи. Относились к освященной еде уважительно, не пропадала ни одна крошка. Даже скорлупу яиц не выбрасывали, а скармливали курам.
Удивительно, но каждый год поутру на Великий день наблюдается интересное природное явление – игра солнца, описать которое трудно, надо видеть. По крайней мере, старожилы утверждают именно так. Посмотреть на игру собирались всей деревней.
«Угощанки», начавшиеся сразу после освящения куличей, продолжались после окончания игры солнца. Люди отправлялись в гости и принимали гостей в своих домах. Кое-где разводили костер. В очистительный огонь бросали старые вещи. По поверью, тому, кто первым бросал их в огонь, целый год сопутствовала удача.
Нынче всем известно пасхальное развлечение – бой яиц. Оно и раньше было популярным, но для игры можно было использовать только неосвященные яйца. Причем, в отличие от сложившейся на сегодняшний день традиции, яйца для соревнований красить или расписывать было совсем не обязательно.
Почему пасхальным угощением стали именно яйца? Одна из причин экономическая, не надо было тратиться. За долгий пост яйца накапливались, на праздник часть из них украшалась и освящалась, оставшиеся молодежь использовала для пасхальных забав.
По сути своей яичные бои – те же «угощанки», но только обставленные условием победить в бою. Проигравший безропотно отдавал разбитое яйцо более удачливому сопернику, угощал его, хоть порой и бывало обидно из-за поражения.
Обычный яичный бой удобен тем, что посоревноваться можно вдвоем в любом месте, даже при случайной встрече. Надо только предусмотрительно носить с собой несколько яиц – битков.
Иногда яичные бои превращались в масштабное по деревенским меркам мероприятие. Молодежь устраивала настоящий чемпионат, причем в некоторых местах обходились без боя, яйца катали.
Деревянная качалка – что-то вроде наклонного помоста – устанавливалась на ровном месте, на нее клали яйцо и отпускали. Побеждал тот, чье катилось дальше, причем победителю доставались все яйца проигравших участников тура. Играли до тех пор, пока не надоест, или пока не закончатся припасы. Впрочем, это случалось не часто, за несколько туров яйца переходили из рук в руки неоднократно.
Еще один вариант определения победителя от расстояния не зависел – яйцо должно было стукнуться с предыдушим, тогда победа обеспечена, в противном случае выигрывал тот, кто запускал свой биток первым.
Порой не обходилось и без обмана. Иногда ушлые «спортсмены» заранее заготавливали деревянные битки или заполняли скорлупу воском. Если обман раскрывался, махинатору приходилось туго. Никаких скидок на праздник и всепрощение, били нещадно.
Кстати, обычай дарить на Пасху крашеные яйца ведет свое начало со времен императора Тиберия. Мария Магдалина, придя в Рим для проповеди Евангелия, поднесла ему первое пасхальное яйцо со словами «Христос Воскресе», гласит легенда. Неверующий император воскликнул: «Это так же невероятно, как если бы яйцо стало красным». После его слов яйцо покраснело. Есть и другое предание: капли крови распятого Христа упали на землю, окаменели, приняли вид куриных яиц. А горячие слезы Богоматери оставили на них следы в форме узоров. Символически же пасхальные яйца олицетворяют собой воскресение, так как из яйца рождается новое существо.
В России пасхальные яйца, полученные при “христосовании”, наделялись чудесными свойствами. Их зарывали в зерна, подготовленные для посева, чтобы обеспечить богатый урожай, их использовали при поиске кладов. Яйцами даже гладили домашних животных, чтобы они были здоровыми, пытались тушить пожар, бросая их в горящий дом, лечили больных. Кроме этого, христиане считали, что пасхальные яства, освященные молитвою, обладают силой помогать в трудные и важные минуты жизни. Все съестное хозяйки прятали на ночь, чтобы ни одна мышь не могла добраться до него: если мышь съест освященный кусочек, то у нее вырастут крылья, она сделается летучей мышью… Не правда ли, есть в этом что-то языческое?
Множество пасхальных обрядов на Руси совершалось в Великий четверг, который православные называют “чистым”. В этот день готовили свой дом к празднику: все мыли, убирали, украшали. Купались до первых лучей солнца, в воду опускали серебро и золото: будешь богатым и крепким. Чтобы волосы стали густыми и длинными, женщины подстригали кончики своих кос.
В русском народе верили, что в пасхальную ночь можно свидеться со своими умершими родственниками. Для этого следует после крестного хода спрятаться в храме со страстною свечкою так, чтобы никто не заметил. Разговаривать с усопшими нельзя, для этого есть другое место — кладбище. А вот у девушек имелись свои пасхальные обычаи и приметы. Они умывались водою с красного яйца, чтобы быть румяной, становились на топор, чтобы стать крепкой.
Ни одна Пасха, как и Масленица на Руси, не обходилась без гуляний — игры, хороводы, пляски, а в западных губерниях — еще и обход дворов, напоминающий святочные колядования…
Возврат к истокам: как праздновали Пасху в России в старину
Пасха, наряду с Рождеством и Пятидесятницей, это один из трех главных праздников христианства. Ее стали отмечать на Руси сразу же после крещения всего народа. Позже праздник Воскресения Христова приобрел в православии доминирующее значение. Ведь если Сын Божий смерть попрал, то и весь народ Израилев может избежать могилы и перейти в свет вечной жизни.
Как же встретить этот светлый праздник, чтобы стать сопричастным к его главному смыслу – воскресению из мертвых? Сейчас, в век секулярности, все зачастую сводится к выпеканию куличей да крашению яиц. А как праздновали Пасху в старину? Давайте изучим этот вопрос более подробно.
Высчитывание дня Пасхи
Праздник Воскресения Христового – не календарный. Это значит, что он не привязан к определенной дате, как, например, Рождество, которое отмечается в православии всегда 7 января.
Как отмечают Пасху в России? Этот день высчитывают по луне. После 21 марта по церковному календарю ждут полнолуния, и следующее за ним воскресенье (если оно не совпадает с иудейским праздником Пейсах) является Пасхой. Таким образом, дата является меняющейся каждый год. Иногда она совпадает с католической Пасхой, как 2014 году, но чаще всего следует за ней, опаздывая на одну или три недели. Этот праздник является основополагающим и для других дат в церковном календаре. Так, Масленица, Вербное Воскресенье, Вознесение и Пятидесятница высчитывались по Пасхе.
Канун праздника
Что нам говорит традиция? Пасхе предшествовал долгий пост, называемый в народе Великим. Начинался он сразу же после Масленицы. Ограничения в еде касались не только священников и клира, но и мирян. Не позволялось в этот период вкушать продукты животного происхождения (кроме рыбы, которая считалась даром моря).
За неделю до Пасхи отмечалось Пальмовое (Вербное) воскресенье. Это дата торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим. После Вербного воскресенья начиналась Страстная Седьмица. На этой неделе каждый день назывался светлым. Особенно важен для верующего христианина Страстной Четверг – дата Тайной Вечери и заключения под стражу Христа.
Как праздновали Пасху в России (вернее, готовились к ней) в этот день? Нужно было встать до зари и искупаться. Это демонстрировало готовность очистить от грехов и душу. Потом верующие отправлялись в церковь, где исповедовались и причащались. А затем, вернувшись домой, принимались за уборку. Ко дню Светлого Воскресенья все должно было сиять чистотой.
Как праздновали Пасху в России
Этой традиции уже более тысячи лет, а потому она обросла своими культурными особенностями. Даже у таких близких народов, как русские и украинцы, празднование Пасхи несколько отличается. Но везде, и у католиков также, в канун Светлого Воскресенья, в Страстную Субботу, люди идут в храм. Верующие несут туда испеченные куличи и крашанки (расцвеченные вареные яйца). В церквях проходят крестные ходы и всенощные службы.
По летописям нам известно, как праздновали Пасху на Руси. Священник, а за ним паства, обходил станции страстей, останавливаясь перед каждой и рассказывая о тернистом пути восхождения на Голгофу, после чего он благословлял артос (просфору). Это бездрожжевой опреснок, небольшой хлебец, на котором при выпекании ставили крестик. Позже традиция проскурок преобразилась в обрызгивание свяченой водой пасхальных куличей.
Суть Пасхи
Следует помнить, что это все же религиозный праздник. Его смысл для верующего – ощутить сопричастность к христианскому Спасению. Весь пасхальный период, который длился вплоть до Вознесения (сорок дней после этого праздника), верующие здоровались словами «Христос воскрес!». Всем известен ответ. Это «Воистину воскрес!». Отстояв всю всенощную в церкви и обменявшись друг с другом поцелуем мира, верующие отправлялись с благословленными куличами и яйцами по домам. По дороге принято было «христосоваться» со всяким встречным – трижды целоваться в лицо.
Как праздновали Пасху в России еще? Оригинальной, ни у кого больше не встречающейся традицией является постоянный перезвон колоколов. Радостный шум не стихал до вечера. В этот день всякий мог забраться на колокольню и трезвонить, сколько душе угодно.
Праздничный стол
В это светлое утро принято было разговляться после длительного поста. У разных народов существуют свои традиционные мясные блюда для этого дня. А как праздновали Пасху в России? Начинали трапезу с просфорки. Потом ели яйца – это начало всему, как говорили римляне. Они красились в разные тона красного. Коронным ритуальным яством считался кулич. Его резали поперек, сохраняя макушку. И только у русских готовят к Празднику Воскресения творожную пасху – высокий конус, обсыпанный сахарной пудрой, с крестиком на вершине. Кстати, верующие должны были напечь куличей вдоволь. На Святой неделе ходили по гостям, одаривая знакомых, родственников и друзей небольшими пасочками. Также на Красную Горку (воскресенье, следующее после праздника) отправлялись на кладбище, где на могилу тоже ставили куличи для усопших предков. И, наконец, одаривали бедняков, ибо Христос ходит сорок дней по земле, принимая облик нищего.
Как праздновали на Руси Пасху
Празднование Пасхи было установлено еще в апостольские времена. Древние христиане особо почитали не только сам день Воскресения, но и всю Светлую седмицу, на которой они ежедневно собирались для общественного богослужения. Чтобы не нарушить святости великого торжества, во время Светлой седмицы запрещались неблагочестивые развлечения. Шестым Вселенским Собором (691 г.) постановлено для верных: «От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели Новые, во всю седмицу во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах и пениях и песнях духовных, радуяся и торжествуя во Христе и чтению Божественных писаний внимая и святыми тайнами наслаждаясь. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище». Со временем строгие запреты на развлечения были отменены.
На Руси празднование Пасхи было введено в конце Х века. У нас Пасха с самого начала отмечалась широко, ибо являлась любимейшим народным праздником, когда «душа русская как бы растворяется и смягчается в теплых лучах Христовой любви и когда люди всего больше чувствуют живую, сердечную связь с великим Искупителем мира».
Пасху встречали во всяком уголке – от Кремлевского дворца до самого бедного дома праздник разливался по Руси. Иностранный путешественник в своей книге о России, вышедшей в Лейпциге в 1620 г., писал так: «По всем городам и деревням страны, на всех больших и малых улицах русские ставят несколько тысяч бочек и котлов с вареными в густую яйцами, окрашенными в красный, синий, желтый, зеленый и разные другие цвета, а некоторые из них позолоченные и посеребренные. Прохожие покупают их, сколько нужно кому, а ни одного яйца не берегут для себя, потому что во всю Пасху все люди, богатые и бедные, дворяне и простолюдины, мужчины и женщины, парни и девушки, слуги и служанки, носят при себе крашеные яйца, где бы они ни были, куда бы ни шли, а при встрече с кем-нибудь, знакомым или незнакомым, здороваются, говорят: «Христос воскресе!», а тот отвечает: «Воистину воскресе!», и дают друг другу яйца, целуются и ласкаются между собою, а потом каждый идет своей дорогой, пока не повстречается опять с кем-нибудь и не исправит такого же обряда, так что иногда тратит до 200 яиц в день. Они так свято и крепко держатся этого обычая, что считают величайшею невежливостью и обидой, если кто, повстречав другого, скажет ему вышеупомянутые слова и даст ему яичко, а этот не возьмет и не захочет поцеловаться с ним, кто бы он ни был, княгиня ли, или другая знатная женщина, или девица. Они делают это 14 дней кряду».
Торжественно праздновали Пасху русские цари. «После заутрени в Успенском соборе государь «творил целование во уста» с патриархом и властями, то есть митрополитами, архиепископами и епископами, а архимандритов, игуменов и протопопа Успенского с собором жаловал к руке, причем всем жаловал красные яйца. – пишет в своей книге А.П. Аксенов. – Бояре, окольничие и все, кто молился в соборе, подходили к патриарху, целовали его в руки и получали либо золоченые, либо красные яйца – высшие по три, средние по два, а младшие по одному. После заутрени из Успенского собора государь вместе с многочисленным «чином» шествовал в собор Архангельский, где, соблюдая древний обычай, прикладывался к иконам и святым мощам и «христосовался с родителями», то есть поклонялся их гробам. На другой или третий день праздника, а чаще всего в среду Светлой недели, государь принимал в Золотой палате, в присутствии всего царского чина, патриарха и духовных властей, приходивших с приносом или дарами: образами, крашенными и расписанными яйцами. Приходили многочисленные делегации от монастырей, от подворий, гости из всех русских городов. «.
Особенно трепетно относилась к празднику Воскресения Христова деревня, где «живее чувствуется связь со старинными обычаями, и где крепче стоит православная вера». В деревнях приготовления к Пасхе велись очень тщательно и загодя. Всю Страстную седмицу крестьяне приводили в нарядный вид свои жилища: белили печи, мыли лавки, скоблили столы и т.п. В это время мужики заготавливали дрова, хлеб и корм для скотины. В субботу всем миром шли в церковь святить куличи, яйца и пасху. Все приготовленное клали на большое блюдо, перевязывали специальным расшитым полотенцем, украшали цветами. К вечеру Великой субботы народ спешил в церковь слушать чтение «страстей». Пасхальная ночь получалась особенно торжественной и красивой – зажженные фонари и костры освещали церковь и колокольню. С первым ударом колокола народ устремлялся в храм слушать утреню. Возле иконостаса и около церковных стен расставлялась принесенная для освящения пасхальная снедь. Ровно в 12 часов, после утрени, в ограде начинали палить из пушки или из ружей. Все присутствующие в церкви осеняли себя крестным знамением, и тогда под звон колоколов раздавалось «Христос Воскресе». После окончания литургии начиналось освящение куличей и пасх.
Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках оставляли кусок пасхи и кулича (обязательно освященного, ведь, не пройдя освящения, кулич так и остается всего лишь сдобным пирогом). Лишь после этого можно было идти домой – христосоваться и разговляться с домашними. К разговенью матери всегда будили детей (даже самых маленьких), приговаривая: «Вставай, детеночек, подымайся, нам Божинька пасочки дал».
На протяжении всей Светлой седмицы в деревнях служили пасхальные молебны. Батюшки ходили по крестьянским избам в сопровождении «оброшников» и «оброшниц», которых иначе называли «богоносцами», потому что они носили иконы. Богоносцы одевались во все чистое и давали зарок не пить вина. «Ходить под Богом» считалось за благочестивый подвиг, ношение икон в течение всей Светлой недели приравнивалось к седьмой части пути в Иерусалим.
Пасхальные гуляния начинались лишь после того, как молебны были отслужены. «Взрослые «гостюют» друг у друга, без меры пьют водку, поют песни и с особенным удовольствием посещают колокольню, где и трезвонят с раннего утра до 4-5 часов вечера», – свидетельствуют историки. Звонить в колокола было излюбленным пасхальным развлечением: «В течение всей Светлой седмицы на колокольне толпятся парни, девушки, мужики, бабы и ребятишки: все хватаются за веревки и подымают такой трезвон, что батюшка то и дело посылает дьячков унять развеселившихся православных и прогнать их с колокольни». Еще одной любимой забавой было катание яиц. Яйца катали с какого-нибудь бугорочка или делали специальные лоточки. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. В XVII в. были выпущены указы, запрещающие крестьянам биться пасхальными яйцами, поскольку этот обычай не имеет ничего общего с догматами веры. Но указы не принесли никаких результатов. Кстати, когда-то и хороводы на Пасху водить не разрешалось, так как это считалось языческим обрядом. Но позже именно с Пасхи начинались хороводы. Зато не бывало Пасхи без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей, а в традиционном месте загодя вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились общественные качели. Также на Пасху играли в орлянку и карты, хотя это и не поощрялось.
И, конечно, трудно себе представить это светлый праздник без гостей. На Пасху было принято обязательное приглашение в гости кумовьев и сватов. Историки указывают, что в этом отношении Пасха имеет много общего с Масленицей, когда точно так же домохозяева считают долгом обмениваться визитами со сватами, но на Пасху приглашают даже будущих сватов.
Вся пасхальная неделя проходила в радостных встречах и обильных трапезах, люди дарили друг другу гостинцы.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- вязание (907)
- пуловеры, свитера, кофточки (178)
- платья (125)
- игрушки (117)
- для Любочки (103)
- шапки, береты, шарфы (79)
- мелочи для дома (73)
- узоры (66)
- пальто, кардиганы (51)
- юбки (45)
- Для Маши (43)
- носки, тапочки, пинетки (41)
- топы и летние кофточки (36)
- жилеты, безрукавки (34)
- разное (26)
- мужские модели (21)
- туники (19)
- варежки, перчатки (5)
- для любителей готовить (336)
- выпечка (91)
- Домашние заготовки (84)
- Салаты (73)
- вторые блюда (55)
- блюда из овощей (45)
- блюда из рыбы (22)
- десерты (8)
- рецепты для мультиварки (6)
- первые блюда (4)
- десерты (1)
- Будь здоров! (130)
- Похудеть просто. (37)
- для себя любимой (104)
- вышивка крестиком (85)
- Полезные советы (50)
- шьем сами (49)
- полезные программы для компьютера (41)
- Психология, религия (34)
- интересное для работы (27)
- сумки своими руками (16)
- работа (11)
- Дачные советы (9)
- любимые питомцы (7)
- вышивка гладью (1)
- Поздравления, сценарии к праздникам (1)
- 23 февраля (1)
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Как праздновали Пасху на Руси и какие обычаи существуют в других странах
Пасха – праздник семейный. В воскресенье с утра верующие идут в храм на службу, потом – время разговляться куличами и сладкой пасхой. Ближе к вечеру соберутся за одним столом родные и близкие.
По русскому народному обычаю, в течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и все, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мертвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы.
Кулич
Еще одним традиционным пасхальным блюдом, несомненно, является кулич. Сложно представить праздник Воскресения Христова без этой сладкой сдобной выпечки, творожной пасхи и крашеных яичек. В Великую Субботу в церкви после службы производилось освещение всей той снеди, которую хозяйки приготовили к празднику.
Традиционно куличи готовились в русской печке в огромных формах цилиндрической формы, которые по размерам могли сравниться с ведром. В современных духовках, конечно, сложно приготовить кулич такого размера, но традиционная форма сохранилась благодаря многообразию различных формочек, которыми изобилуют прилавки магазинов. В качестве украшения куличей и пасх использовали разноцветное пшено, а теперь его заменяют специальными цветными сахарными обсыпками. В древней Руси принято было сохранять остатки пасхального кулича до праздника Светлого Вознесения, который отмечается через 40 дней после Пасхи.
Пасха
Разновидностей Пасхи великое множество. Делают ее и из сливок, и из топленого молока (тогда она приобретает красноватый оттенок), и на основе желтков, и с малиновым вареньем, и с мукой. Пасха бывает даже сырной и делается из творога, но не из обычного, привычного нам молочного продукта. На Руси творогом считалось прокисшее молоко, хозяйки собирали его в течение всего Великого поста и оставляли до Пасхи. Кислое молоко настаивалось, постепенно становясь более плотным. Именно поэтому пасха в старину получалась очень легкой, мягкой и обладала удивительным запахом.
Празднование Пасхи
Традиционно празднование Пасхи открывается с торжественного богослужения во всех православных храмах. Торжественная служба начинается ночью (перед воскресением) с пения и молитв. Во время службы священники с прихожанами совершают крестный ход вокруг церкви. Ровно в полночь, зажигают все свечи и огни, звучит звон колоколов, именуемый в народе, благовестом. На традиционное поздравление: «Христос воскресе!», отвечают: «Воистину, воскресе!». Пасхальное приветствие сопровождается троекратным целованием и обменом «крашенок». После богослужения, многие верующие стараются принести лампаду с благодатным огнем в дом. Начинаются гуляния. На праздничном столе непременно должны быть освященные куличи, пасхи из творога, крашеные яйца. Приготовленные блюда имеют христианскую символику. Вообще, для разговения, в старину накрывали столы, где присутствовало не менее 40 блюд (по числу дней поста). Пред началом застолья зажигают свечи и произносят молитву господу. Трапеза начинается с вкушения крашеных яиц. Сохранилась шуточная традиция: «яичные бои». Символ возрождения – пасхальное яйцо. Считается, что оно не портится в течение года. В старину, такое сохраняли для разных случаев. Считается, что пасхальное яичко помогает при лечении некоторых недугов, помогает найти затерявшуюся скотину. В православных традициях, Пасха – самый продолжительный праздник, длится 39 дней, до Вознесения.
Во время празднования Пасхи, принято угощать бедных и стариков, делать добрые дела, подавать милостыню, заниматься благотворительностью. Пасхальная неделя на Руси, традиционно, празднуется весело и с размахом.
Народные поверия и приметы
На Руси считалось, что если в первый день Пасхи пройти с первым снесенным яйцом, катая его по углам двора, то можно прогнать всю нечистую силу.
Также можно изгнать дурные мысли, злые наговоры, грехи, окропив комнаты в доме водой, набранной в пасхальную ночь из колодца (или хотя бы из крана).
Тот, кто родился в пасхальную неделю, будет иметь отличное здоровье, удачу и достигнет высоких чинов.
Чтобы девушке быстрее выйти замуж, во время церковного служения на Пасху нужно сказать: “Восресение Христово! Пошли мне жениха холостого!”
На Пасху сбываются все любовные приметы. Ушибешь локоть – вспомнит милый. Губа зачешется – к поцелую, а бровь – кланяться с милым.
Последнее (и, может быть, самое актуальное и по сей день) — в дни Пасхи нельзя шуметь и напиваться до потери сознания.
Праздник Пасхи любят не только в России, но во всем мире этот добрый праздник собирает за обильным пасхальным столом родственников и друзей. Правда, обычаи несколько разнятся.
США
В пасхальное воскресенье американские семейства обязательно посещают церковь, где проходит служба во славу Иисуса Христа, восставшего в этот день из мертвых. Служба сопровождается коллективным пением в честь этого события. Традиционный американский пасхальный обед состоит из ветчины с ананасами, картофелем, фруктовым салатом и овощами. Дети получают корзинки от «пасхального кролика«, который еще ранним утром наполнил их цветными пасхальными яйцами и массой шоколада и конфет. В Америке очень популярна пасхальная игра: катание яиц по наклонному газону. Дети соревнуются, кто дальше и без остановки сможет прокатить свое яйцо. Самое большое соревнование бывает в пасхальное воскресенье на газоне близ Белого Дома в Вашингтоне. Сотни детей приходят со своими пасхальными корзинками, наполненными ярко раскрашенными яйцами, и катают их вниз по лужайке около президентского дворца
Австралия
Здесь очень популярны пасхальные яйца из шоколада или сахара — очень крупные и поменьше. Еще здесь пасхальные яйца любят делать в форме кролика или редкостного исконного животного австралийского континента — билби. Оказывается, зверек вскоре может стать пасхальным символом Австралии. Ученые таким образом надеются предотвратить исчезновение этого вида, привлекая внимание населения к серьезной экологической проблеме. По традиции пасхальное меню австралийцев состоит из жареной баранины, говядины или цыпленка с жареными овощами, подобными картофелю, моркови, тыкве, фасоли, гороху или брокколи. На десерт подают традиционное сладкое австралийское пасхальное блюдо — «Pavlova», это торт из безе, украшенный фруктами, киви, земляникой, ананасами и мандаринами. Очень популярны сладкие горячие булочки, которые австралийцы едят на завтрак в пасхальное утро перед обязательным посещением церкви.
Польша
В Польше в пасхальное воскресенье на столе появляются холодные мясные закуски и колбасные изделия, среди них — знаменитая белая колбаса из свинины, приправленной солью, перцем, мускатным орехом, чесноком и майораном. К ней обычно подают хрен со свеклой. Это блюдо называется «цьвикла». Праздничное застолье, конечно, не обходится без домашней выпечки и сладостей. В Германии тесто для пирога замешивают на молоке и яйцах, добавляют изюм, заплетают косичкой и выпекают в продолговатых формах. В Страстную Субботу устраивались похороны постного супа – «жура», а селедку, которая тоже была основной составной частью постной еды, вешали на дереве. Священнослужители в костелах кропили святой водой пироги, яйца, хрен, колбасу, ветчину, соль, перец, огонь и воду, которые потом использовались для различных магических действий.
Болгария
По болгарской традиции на Пасху много крашеных яиц выкладывают вокруг большого пасхального хлеба. Как и в России, болгары «чокаются» пасхальными яйцами до тех пор, пока на одном из них не появляется трещина, и желают при этом друг другу удачи. Самым удачливым считается тот, у кого дольше других пасхальное яичко останется целым.
Швеция
В Швеции Пасха не такой большой праздник, как Рождество, но в школах его начинают отмечать еще за неделю до наступления. Дети и учителя вспоминают и говорят о том, что Иисус умирал, а потом воскресал из мертвых. Жители Швеции украшают к Пасхе свои дома пасхальными цветниками желтого, зеленого и белого цвета. В своих домах жители Швеции повсюду устанавливают желтых цыплят в обрамлении цветных нарядных перьев. Шведы едят на Пасху почти ту же пищу, которую они предпочитают на Рождество, но на этот раз гораздо больше уделяют внимания конфетам и другим сладостям. Пасхальные яйца они делают из картона, а внутрь каждого яйца кладут по большой красивой конфете.
Италия
Темпераментные итальянцы необычайно трепетно относятся к чистоте собственного жилища и Пасха для них — это повод для грандиозной уборки. В Пасхальное воскресенье главной площади Рима собираются тысячи человек, чтобы услышать поздравления Папы. Испокон веков в Италии на Пасху было принято есть баранину с жареными артишоками, салатом из сладкого перца оливок и помидоров и соленый пирог с яйцами и сыром. Обязательные атрибуты Пасхи — это коломба, что-то вроде русской пасхи, но с более ярким лимонным ароматом. Часто она покрывается миндалем и миндальной глазурью. На следующий день после Пасхи у итальянцев принято ходить на пикники с соседями и друзьями семьи.
Исландия
В Исландии Пасха празднуется очень весело. Основным пасхальным подарком, конечно же, является яйцо, их расписывают вручную специальными кисточками и красками или красят в луковой шелухе и устраивают на голове игрушечного цыпленка, что служит символом новой, светлой жизни. Всем знакомым дарятся карточки или открытки с пожеланиями и мудрыми изречениями, которые призваны помочь в дальнейшем данному человеку. Основным блюдом на Пасху считается ягненок, запеченный с овощами и рисом. На десерт подается двухцветное печенье.
Германия
Пасхе предшествует Страстная пятница. Многие немцы обязательно едят рыбу в этот день. Никто в Германии не должен работать ни в пятницу, ни в субботу, предшествующие пасхальному дню. А в субботний вечер в разных населенных пунктах Германии устраивают большой Пасхальный костер. Это очень популярное мероприятие, и очень многие люди приходят посмотреть на этот костер — символ конца зимы и сгорания всех плохих чувств. Утром в Пасхальное воскресенье каждое семейство в Германии проводит вместе время за завтраком. Родители накануне прячут корзины со сладостями, пасхальными яйцами и небольшими подарками. После завтрака они говорят детям: «Пасхальный зайчик спрятал от вас корзины, вы должны их найти». Дети ищут их по всему дому, и это очень веселый момент праздничного дня. Во второй половине пасхального воскресенья семьи наносят визиты своим друзьям и родственникам и пьют вместе чай.
Франция
Во французской Швейцарии к пасхальным обычаям относится «украшение родников». В более чем двухстах церковных общинах родники в деревнях украшают гирляндами из пестрых пасхальных яиц, бумаги, веток и лент. Рекорд принадлежит Бибербаху: на «самом большом в мире пасхальном роднике» висит гирлянда из более чем 8 000 яиц. Имеет смысл отправиться на прогулку по Оберлаузицу между Бауценом, Каменцем и Хойерсвердой, когда в пасхальное воскресенье через деревни проходят сорбские пасхальные рыцари. В шествии принимают участие до 400 великолепно разодетых мужчин. Они несут церковные знамена, крест, а иногда и статую Иисуса. Во Франции, согласно легенде, в Страстную пятницу все церковные колокола покидают страну, чтобы «пойти» в Рим. Снова они зазвучат только по возвращении в пасхальное воскресенье. На обратном пути они приносят детям шоколад в форме маленьких колоколов и раковин.
Как в старину праздновали пасху
Войти
Как отмечали Пасху на Руси
«…А на другой день была Пасха. В городе было сорок две церкви и шесть монастырей; гулкий, радостный звон с утра до вечера стоял над городом, не умолкая, волнуя весенний воздух; птицы пели, солнце ярко светило. На большой базарной площади было шумно, колыхались качели, играли шарманки, визжала гармоника, раздавались пьяные голоса. На главной улице после полудня началось катанье на рысаках, — одним словом, было весело, всё благополучно, точно так же, как было в прошлом году, как будет, по всей вероятности, и в будущем».
Отрывок из рассказа А. Чехова «Архиерей»
Подготовка к Пасхе
В старину ожиданием Пасхи жил каждый: в каждом доме соблюдали пост, в Чистый четверг все шли в баню, закупали угощения для разговин, подметали дворы, перед праздником хозяйки проводили все время возле печей, на своих кухнях, дети красили и расписывали яйца. В городах перед Пасхой украшали витрины магазинов маленькими каруселями, которые кружились, а «катались» на каруселях расписные яйца.
Кондитерские и булочные начинали принимать заказы на изготовление куличей и других пасхальных пирогов еще в начале поста. Само собой, куличи пекли и дома. Собирались на кухне все вместе: и хозяева, и кухарки. А потом испеченными дома куличами угощали не только домашних и друзей, но и просто бедняков с улицы.
На пасхальный стол в зажиточных семьях подавали запеченного поросенка или барашка, а расписанные яйца выкладывали на большое деревянное блюдо с зеленью, которую выращивали специально к празднику. Проращивали зерна овса или пшеницы, и маленькие нежные ростки были хорошим украшением весеннего стола.
Праздник из праздников, торжество из торжеств!
Так на Руси именовали Пасху Христову. Ее встречали в храме все — и стар и млад.
Ночь Великой субботы представляла собой чудное, величественное зрелище как в столицах, так и повсюду на Руси, где только были православные храмы. Сюда спешили через поля, через луга, через леса, по тропинкам, по дорогам православные люди. Все нарядно одетые, все в белом. Девушки украшали себя лентами, надевали белоснежные сорочки, повязывали на свои косы красивые банты. Все принаряжались – на народе надо себя показать.
В православном храме служба начиналась в полночь. Но люди приходили заранее, перед крестным ходом. Те, кто знал грамоту, читали на клиросе Деяния Апостолов. А еще вокруг храмов жгли костры из смоляных бочек, в память о том, как холодно
было в ту ночь, которую провел Христос при дворе Пилата.
Опоздавшие, которые не попали в переполненный уже народом храм, располагались вокруг церквей в ожидании крестного хода. Но вот раздавался первый благовест колокола, вся толпа приходила в движение, зажигались в руках свечи, показывалось духовенство в светлых ризах с крестами, хоругвями, иконами, и голос церковного хора возвещал радость великую: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесах».
При пении тропаря при общем ликовании народа начиналось троекратное лобызание и приветствие друг друга словами «Христос воскресе» с ответным «Воистину воскресе», Все одаривают друг друга крашеными яйцами — красными, расписными с узорами. Особенным уважением пользовалось в народе пасхальное яйцо, полученное первым. Согласно поверью, оно способно отгонять нечистую силу и не портилось до следующего года.
Утром после богослужения всем прихожанам раздавали яйца. Куриные, гусиные, лебединые – получали в подарок верующие. И не только! Возможно, пернатым просто не удавалось снести нужное количество яиц, и их заменяли деревянными – резными и расписными.
Возвращаясь после пасхальной Заутрени домой, народ любовался восходящим солнцем, дети пели:»Солнышко-ведрышко. » А старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, старухи умывались с злата-серебра, красного яичка в надежде разбогатеть.
Еще до Заутрени в каждом доме накрывали праздничный стол. И несмотря на достаток, любая семья стремилась сделать этот стол обильным и роскошным. Зажиточная семья непременно вкушала в пасхальное утро 48 блюд. 48 блюд по числу дней прошедшего поста. Всю неделю ели досыта, отдыхали и ходили в церковь на богослужения.
По утрам звонил колокол. Звон колокола – это праздник. Потому что весь пост не было слышно колоколов. А в Пасху каждый мог стать звонарем – никому в церкви не отказывали.
На Пасху непременно навещали больных и бедных. Ходить в богадельни и приюты было благородным занятием. А в Пасху – обязательным. В тюрьмы заключенным приносили угощения. А должникам собирали деньги, чтобы выкупить их из тюрьмы.
И нельзя не вспомнить про пасхальные забавы: катание яиц, битье яиц, поиск спрятанных яиц. Самыми активными участниками этих игр, конечно, были дети и молодежь.
Праздновали Пасху не один день, и не неделю. Пасха длилась 40 дней – столько, сколько Христос являлся своим ученикам после Воскресения.
Общество
Город
«Не менее 50 блюд»: как Москва отмечала Пасху
Как праздновали Пасху в дореволюционной Москве
Столичное празднование Пасхи дореволюционных времен затмевало все остальные торжества. Праздник с размахом отмечали от 3 до 7 дней, а кое-где и до праздника Троицы. Вся неделя была свободной от работы, горожане начинали готовиться к празднику заранее, а после встречи Христова воскресенья отправлялись на гуляния. «Газета.Ru» рассказывает о московских традициях торжества начала XIX века.
Пасхальный благовест москвичи встречали по всем церквям и соборам, украшенным цветами и огнями. Кое-где в воздух запускали ракеты – это были предшественники современных фейерверков. От Хамовников до Сокольников, по воспоминаниям современников, к вечеру субботы замолкал весь городской шум. Праздничные приготовления к этому моменту должны быть окончены.
С наступлением темноты люди тянулись к церквям. Остаться дома могли лишь совсем маленькие дети и старики. На улицах не слышно было даже криков извозчиков, гасли окна домов.
И только после полуночи людские толпы высыпали из храмов на улицы и тянулись в сторону Кремля – слушать колокольный звон.
Писатель и государственный деятель Петр Валуев так писал о московской Пасхе:
«Кто не видал пасхальной заутрени в Москве, тот не может составить себе понятия о торжественном зрелище, какое оно представляет, и об умиляющем впечатлении, которое оно производит. Можно говорить о зрелище, говорить, видеть, а не слышать, потому именно, что частью к чувству зрения прямо относятся те отличительные черты, которые принадлежат торжественной ночи на Пасху в Москве».
После торжественной встречи Христова воскресенья и богослужения в храме, москвичи отправлялись на народные гуляния. С окончанием Великого поста запрет на все увеселения был снят. Теперь можно было и потанцевать. Хороводы и уличные танцы сопровождались музыкой и пением. На московских бульварах стояли большие карусели и качели. В парках были разбиты уличные ярмарки, где продавались самодельные сувениры и цветы.
Москвичи с удовольствием посещали трактиры и кафе, чтобы побаловать себя заморскими деликатесами после столь долгого воздержания.
Веселее всего было детям. Одной из самых популярных игр были так называемые «каталочки»: для них требовалась небольшая дощечка и пасхальные яйца. Задачей было запустить крашеное яйцо сверху по доске и сбить остальные яйца, находившиеся внизу. Неудачно скатившееся яйцо, разумеется, игроку не возвращалось. В первые три дня Пасхи для московских мальчишек самым желанным развлечением было забраться на колокольню собора на Пресне и позвонить в колокол.
«Трудно и взрослому раскачать его массивный язык; мальчишкам это приходится делать артелью. Восемь, десять, двенадцать упорных усилий и, наконец, – баммм. Такой оглушительный, такой ужасный, такой тысячезвучный медный рев, что больно становится в ушах и дрожит каждая частичка тела. Это ли не удовольствие?».
С высоты собора открывался вид на всю Москву: можно было разглядеть Кремль, Симонов монастырь, Ваганьково и всю Москва-реку. Золотые и серебряные купола отливали невероятным светом с высоты птичьего полета.
Помимо уличных ярмарок, москвичи отправлялись на Петровку за пасхальными покупками. После 1905 года все необходимые элементы праздничного стола можно было купить в «Елисеевском» на Тверской. Туда шли за шафранным куличом, марципаном, душистым чаем, орехами, сладким портвейном и яйцами, которые красили луковой шелухой.
Знаменитая «Булочная у Филиппова» тоже предлагала большой выбор праздничной выпечки. Кстати, цены перед праздником поднимали серьезно: торжество помогало заработать огромному количеству предпринимателей.
Цены на яйца могли увеличиваться перед праздником чуть ли не в несколько раз.
Традиции праздника подразумевали, что стол должен быть праздничным и обильным. В каждой московской семье вне зависимости от достатка изготавливали корзиночки для яиц и форму для пасхи. Все стремились удивить гостей фирменными блюдами на традиционный русский лад. В ход шли любые деликатесы: печень, потроха, вареные раки, говяжьи почки, утка с медом и жареный гусь.
На столе присутствовали вина и домашние настойки, а также домашние компоты, кисели и сбитни. В богатых домах количество блюд могло достигать 50 – по числу дней Великого поста.
Главным украшением стола становились куличи. Хозяйки конца XIX века советуют: пока тесто не взошло, нельзя громко разговаривать, проветривать комнату и даже хлопать дверьми – так и тесто осядет. Готовую выпечку нужно разрезать поперек, а не вдоль. Верхушку не съедали сразу, а накрывали ей кулич, чтобы не зачерствел.
Праздничный стол оставался накрытым всю неделю, становясь местом для застольных игр. Одной из традиционных забав была игра в палиндромы – фразы, одинаково звучащие при прочтении слева направо и обратно. Кстати, это развлечение дошло и до советских времен. По легенде, самая блестящая пасхальная фраза принадлежала пианисту Владимиру Софроницкому: «Сенсация! Поп яйца снес!».
Дома украшали пасхальными цветами — розами. Они были повсюду: от входа в дом до образов икон. Помимо этого использовали ленточки для украшения окон и стелили парадные ковры.
Буквы Х и В, изготовленные из дерева, помещали на двери. По всему дому расставляли пасхальные свечи и лампадки.
Большую часть церковных свечей изготавливали в Кремле. В громадных котлах варились огарки свечей и топленое сало, которое потом заливали во всевозможные формы. Свечи приносили после освящения в церкви и дарили близким. Желанным подарком также были сахарные десерты, небольшие сувениры в виде яиц и деревянные фигурки на ниточках.
Чаще всего в подарок приносили пасхальные яйца, и не только съедобные. Состоятельные горожане могли заказывать у мастеров яйца из бисера, камней и полированного дерева, украшенного ручной росписью. В высшем свете было принято дарить яйца из драгоценных металлов с инкрустацией. Для этого дела некоторые московские фабрики организовали массовое производство фарфоровых и стеклянных яиц. В моде были яйца с бантами, которые подвешивали к иконам, а также экземпляры, украшенные памятными надписями.
Богатые москвичи дарили друг другу модные брелоки из золота и драгоценных камней, а также ювелирные украшения. Модными вещицами считалось все, что имеет форму яйца: драгоценные сувениры дамы собирали в ожерелья, а джентльмены подвешивали на карманные часы.
Самым известным ювелирным подарком стало драгоценное яйцо, которое Александр III подарил своей жене Марии Федоровне в 1885 году. Его изготовил Карл Фаберже.
После этого мода на роскошные подарки захлестнула высший свет, и впоследствии император призвал не дарить дорогие подарки ему и супруге.
Дойдя до здания почтамта на Мясницкой улице, можно было отправить пасхальные открытки – «поздравишки» родственникам и друзьям из других городов. Выпуск таких открыток с 1894 разрешили частным лицам, что породило огромное количество различных вариаций карточек. Среди оформителей даже были такие известные художники, как Лев Бакст и Александр Бенуа.
Даже члены императорского двора помещали на открытки массового производства свои рисунки. Великая княгиня Ольга Александровна, сестра Николая II, рисовала «поздравишки», которые потом разлетались по всей стране. У некоторых открыток было и благотворительное назначение: уже в то время это входило в моду у прогрессивных горожан. Купив одну из карточек, можно было помочь сиротам или пациентам госпиталей – это было написано на обороте, что нередко могло растрогать пожилых дам высшего света.