Илья муромец сидел на печи 33 года
Илья Муромец. До скольки лет на печи просидел, почему? Кто ему помог и как?
В. Васнецов. «Богатырский Скок».
Илья Муромец — самый известный, но в то же время самый загадочный герой русского эпоса.
Наши предки XVI — начала XIX вв. не сомневались в том, что Илья Муромец — реальная историческая личность, воин, служивший киевскому князю. Между тем русские летописи не упоминают его имени.
Зато он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIIIв., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. В документальном источнике имя этого известного героя впервые упомянуто в 1574 г.
Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 г., оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора. Для знаменитого героя и его товарища был сооружен специальный придел, т. е. им была оказана такая же честь, как и великим князьям. В то время богатырская гробница была уже пуста; останки же известного Ильи были перенесены в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря. В 1638 г. эти мощи были описаны иноком этой знаменитой лавры Афанасием Кальнофойским, который определил, что Илья Муромец жил 450 лет назад, т. е. в 1188 г.
Что мы знаем о нем?
Достоверных сведений сохранилось очень мало. Родился в Муроме, в селе Карачарове в крестьянской семье. В детстве и юности страдал параличом, но чудесным образом был исцелен. До пострига состоял в княжеской дружине и прославился воинскими подвигами и невиданной силой.
В 1643 г. был официально канонизирован.
В 1988 году Межвеждомственная комиссия провела исследование мощей Преподобного Ильи Муромца. По ее результатам установлено, что он был крепко сложенным мужчиной огромного для тех времен роста . Выяснилось, что умер он в возрасте 45-55 лет.
Исследуя кости Муромца, ученые обнаружили множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтверждало легенды о том, что Илья был воином, участником жестоких сражений.
В поясничном отделе тела имелось искривление позвоночника и выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости. Таким образом, он в юности перенес паралич конечностей. Это открытие полностью соотносится с легендой о том, что в юности Илья долгие годы не мог двигаться: «тридцать лет сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения». Но когда Илье исполнилось 33 года, наступил день, изменивший его жизнь. В дом вошли нищие странники — калики перехожие и попросили подать им воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости повторили просьбу — она звучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги. И калики благословили его на ратные подвиги.
Кроме небывалой силы, экспертиза подтверждает и тот факт, что Илья Муромец 30 лет сидел на печи. Изменения в позвоночнике указывают на паралич в первой половине жизни. Всех этих фактов достаточно, чтобы в Киево-Печерской Лавре утверждали: здесь лежат мощи того самого, былинного Ильи Муромца.
С какой болезнью пролежал на печи 30 лет и 3 года Илья Муромец?
Илья Муромец ( в книгах Лавры записано и другое его прозвище ( Илья Чобитко ) имел болезнь позвоночника, не позволявшую ему ходить, но сила его духа не позволяла ему сидеть «сиднем», как об этом сказано в былинах. Диспропорциональное развитие мускулатуры плечевого пояса и неправдоподобно большие кисти рук свидетельствуют о том, что Илья не сидел, он активно передвигался, используя руки. Так, что когда судьба столкнула его с каликами, это был взрослый, сложившийся человек необычайной силы духа и тела.
Болезнь и исцеление Ильи Муромца (былина) :
«Говорят ему калики перехожия:
— Ростени теперь росправь свои-ти ножки резвыя,
Ты сойди теперь со печки они понесут тебя,
Понесут тебя, удержат ножки резвыя. «
Судьба не баловала Илью легкими победами. Его останки носят следы многих ранений, прижизненных переломов ребер.
Судя по результатам, которые дала экспертиза, у человека, чью мумию исследовали, была болезнь костей, конкретно – защемление седалищного нерва. Кроме того, у Ильи были увеличены руки (ладони) , что говорит о могучей силе мужчины. (Смирнов, историк)
В 1988 г. Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Ильи Муромца. Для получения объективных данных применялась самая современная методика и сверхточная японская аппаратура. Результаты исследований поразительны. Определен возраст — сорок- пятьдесят пять лет, выявлены такие дефекты позвоночника, которые позволяют говорить о перенесении человеком в юности паралича конечностей; установлено, что причиной смерти стала обширная рана в области сердца.
Илья Муромец существовал на самом деле: до 30 лет богатырь не мог ходить, а ростом был — всего 177 см
— Некоторые исследователи до сих пор скептически относятся к реальности Ильи Муромца — уж слишком сказочной кажется учёным его биография, — рассказывает Сергей Хведченя, доктор географических наук, научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины (Киев).
Однако материалы, собранные исследователем, позволили не только полностью восстановить биографию святорусского богатыря, но и ответить на спорные вопросы о жизни Ильи Муромца, ставившие в тупик многих исследователей.
Исцеление Ильи
Согласно былинам Илью Бог послал родителям под старость лет. До 30-33 лет он, отличавшийся богатырским телосложением, «сиднем сидел на печи», потому что «не было в ногах хождения», пока не исцелили его «калики перехожие», после визита которых богатырь сразу поступил на ратную службу. Исследования останков святого Ильи из града Мурома, которые проводились в Киево-Печерской лавре учёными, полностью подтвердили былинную версию жизни Ильи Муромца.
Рост Ильи составлял 177 см — для того времени это был человек очень высокий (рост других святых из лавры — 160-165 см). На костях у мумии были обнаружены хорошо развитые бугристости — это значит, что у человека при жизни была хорошо развита мышечная система. При рентгенологическом исследовании обнаружены изменения, характерные для акромегалии — заболевания, нарушающего пропорциональный рост костей и внутренних органов), — такие люди имеют непропорционально большие конечности, большую голову, «косую сажень в плечах». Исследования показали, что у богатыря был и спондилоартроз — болезнь, похожая на радикулит и препятствующая передвижениям. Хороший мануальный терапевт может, вправив позвонки, быстро поставить человека на ноги. Калики перехожие были, скорее всего, костоправами, которые вернули Илье подвижность.
Бой с Соловьём-разбойником
Самый известный подвиг Ильи Муромца — бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу — «ни конному, ни пешему». Освобождение былинным богатырём пути в Киев (1168 г.) подтверждается историческими фактами. Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, который поставил задачу организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине.
Соловей, похоже, был разбойником, промышлявшим кражами на дороге, а Соловьём его прозвали за умение хорошо свистеть. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую, что имело огромное экономическое значение. Если прямая дорога — пятьсот вёрст, то окольный путь — «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу.
Уход Ильи в монастырь
Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах — переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! В конце XII в. участились нападения на Киев, и монахам приходилось становиться на защиту своей обители. Святорусский богатырь умер от раны в область проекции сердца, проникающей в грудную полость. Смерть, судя по всему, наступила мгновенно.
Где родился Илья Муромец, и где искать его останки?
Имя этого богатыря известно всем нам. Его популярность в последние века, наверное, сравнима с его известностью в древности. Украина соперничает с Россией в праве считать его своим народным героем. Давайте попробуем разобраться, что говорят о нём и его происхождении былины .
Согласно ним, родился Илья в крестьянской семье Ивана Тимофеевича и Епистиньи Александровны (Ефросиньи Яковлевны) в селе Карачарове возле Мурома (ныне Карачарово – район Мурома Владимирской области). С детства Илья был инвалидом – расслабленным (паралитиком), и до 33 лет сидел на печи, не владея ни руками, ни ногами. Исцелили его калики перехожие – странники, обладающие магической силой. Они попросили Илью дать им напиться, а когда он пожаловался, что не может этого сделать, калики предложили ему попытаться сделать это. Илья смог встать и принести воду, и старцы предлагают ему её испить. После первой чащи, Муромец ощущает себя выздоровевшим, после второй он чувствует, что сила стала слишком неуправляемой, и тогда калики предлагают ему выпить третью чашу, чтобы немного поубавить силы.
Так Илья был избран стать на защиту земли русской. Калики перехожие предупредили, чтобы он не дрался с Самсоном (библейским богатырём), с Микулой Селяниновичем , потому что его любит Мать Сыра Земля и с Вольгой , потому что он не силой возьмёт, так хитростью.
Первый делом купил Илья жеребёночка, откормил его, отпоил и вырастил из него богатырского коня. Затем нашёл он под камнем боевые доспехи и поехал служить князю Владимиру.
Самыми известными подвигами Ильи являются освобождение русских земель от Соловья-разбойника и других разбойников, от Идолища Поганого, голи кабацкой, Калина-царя. Главным предназначением этого богатыря является защита русских земель от кочевых племён – половцев, ордынцев и служба князю стольному на богатырской заставе с другими славными богатырями: Добрыней Никитичем, Алёшей Поповичем, Михайлом Потыком, Дунаем Ивановичем и другими.
Печальная страница в былинной биографии Ильи – бой его с Сокольником. Когда-то была у Ильи жена – поляница, богатырка, как и у всех других богатырей. От неё и родился Сокольник. Вырос он, не зная отца, и приехал на Русь, желая победить самого сильного богатыря. Он побеждает нескольких русских богатырей, включая и Добрыню Никитича, и едва не побеждает самого Муромца. Только лишь при помощи Матери Сырой Земли Илья одолевает Сокольника. Замахнулся Илья кинжалом на поверженного противника – а рука не поднимается его убить. Вот тогда он и узнал, что Сокольник – его родный сын.
К сожалению, история закончилась не хэппи-эндом. Освобождённый Сокольник, узнав, что его мать когда-то гуляла с Ильёй, приезжает домой и убивает её. Затем он снова возвращается к Илье и пытается его заколоть кинжалом, да попадает в крест, что висит на груди. Тут-то Илья вскочил, схватил Сокольника и разорвал его пополам.
Вот и выходит, что нет в былинах упоминаний о том, что Илья Муромец был когда-либо счастлив. За службу князю тот посадил его в погреб. Жена и сын погибли нелепой смертью, богат он тоже не был. Роком Ильи Муромца была защита земли русской, бескорыстная и самозабвенная.
Илью пытаются отождествить со святым Ильёй Чоботько Печерским из Киево-Печерской лавры, но кроме совпадения по довольно распространённому имени для этого нет никаких оснований. Да и жил он в XII-XIII вв, что гораздо позже былинного времени, и ростом его мощи невелики.
Также на основании того, что в ранних упоминаниях о нём его прозвище писалось как Илья Муровец (Мурович, Муравленин, Моровлин), украинские исследователи решили, что Илья Муромец родом из Моровска Черниговской области. На этом основании в начале 2017 года они исправили статью в русской википедии в соответствии со своими соображениями, но были отслежены хакерскими программами.
Место рождения Ильи Муромца, по сути, не так принципиально, потому как в любом случае родился он на русских землях и служил русскому князю. Но разрушая глупость украинских исследователей, хочется сказать о том, что Моровск известен в русских летописях только с 1139 года, т. е., появился он позже Москвы. К тому же в былинах всегда упоминается село Карачарово, которое расположено в пределах современного Мурома, а не Чернигова.
Как Илья Муромец богатырём стал
Для самых маленьких
Сказка первая
Рисунок первый: Единоборство князя Мстислава Храброго с касожским князем Редедею. Картина Н.К. Рериха.
Под рисунком текст
В давнее время наша страна Украина называлась Русью. Правили Украиной-Русью князья. Князей было так много, что они разделили страну на княжества. Князь Мстислав Храбрый правил Черниговским княжеством. Отважный воин, он не боялся выходить на поединок с врагами и всегда побеждал их. Потому и получил прозвище Храбрый. При Мстиславе Храбром Черниговское княжество было большим, его границы доходили до города Муром на реке Ока.
Рисунок второй: Интерьер простой крестьянской хаты. Баба с ухватом у печи. Над столом в правом углу икона. На столе хлеб, дымится в чугунке каша, в глиняных мисках квашеная капуста, солёные огурцы, рядом большая кринка молока. О ножку стола трётся рыжий кот, хвост у него торчком.
И вот в городе Муроме произошла удивительная история. Жили себе поживали в Муроме старик со старухой. Хорошо жили! Хлеб в доме никогда не переводился. На столе в пузатом чугунке всегда дымилась каша рассыпчатая да румянилась в глиняной миске рыба жареная. Молоко в круглобокой кринке само просилось — пей, сколько душе твоей угодно! Всё это было так вкусно, что просто пальчики оближешь! Недаром рыжий кот-проказник всегда крутился рядом. Чуть зазеваются дед и баба, он прыг на стол и хвать из миски самую большую жареную рыбёшку! Да и был таков!
И не печалиться бы старику со старухой. Да вот беда! Сынок их Илья хворал уж очень. Не слушались его ноженьки. Ходить не мог, потому всё время лежал на печи. А парень из себя видный: лицом красен и росточком не обижен. Богатырь настоящий! Руками подковы мял, словно глину. И поесть был охоч! Горшок борща съедал в один присест.
Рисунок третий: На печи Илья. Рядом рыжий кот. Дед подаёт сыну горшок с борщом.
Как-то старик посетовал старухе:
— И за что нам, родная, такая беда? Уже 33 года наш Илюша болеет и сиднем сидит на печи.
— Не знаю, милый, не знаю, — отвечала ему старуха, — мы всю жизнь мирно жили и честно трудились. Людей не обманывали и никому не завидовали. Последним хлебушком делились с нищими. И чем мы только Бога прогневали.
Старуха краем передника вытерла набежавшую на щеку слезу.
— Да что теперь говорить? Слезы горю не помощь. Полезай-ка, милый, на печь и покорми нашего Илюшу.
Рисунок четвёртый: Крестьянская изба. Кривое крылечко. Дымит труба. Покосившийся плетень. Калитка. Дед с бабой идут по дороге. Вдалеке виднеется макушка церкви.
В начале августа наступил праздник святого Ильи. Вот баба и говорит деду:
— Давай-ка, милый, сходим с тобой в церковь, помолимся и попросим святого Илью, чтобы вернул здоровье нашему сыночку. Может и смилостивится святой. Ведь мы своего сынка Илюшей назвали в его память.
— Правда твоя, родимая! Давай сходим в церковь! — ответил дед.
Собрались старик со старухой и пошли в церковь. Илья остался в доме один.
Рисунок пятый: Илья лежит на печи, рядом с ним горшок из-под борща. Он плачет.
Вот остался Илья в хате один, попытался встать, а не может. Он горько заплакал:
— Всю жизнь мне лежать на печи!
Вдруг слышит Илья громкий стук в дверь и незнакомый голос.
— Эй, хозяева, впустите уставшего путника!
— Матушки и батюшки дома нет, А я не могу впустить, не ходят у меня ноженьки, — отвечает Илья.
А незнакомец за дверью упрямится:
— А ты, милая душа, попробуй, встань! Ну же! Не робей! Спускайся с печи и открой дверь!
Рисунок шестой: Горница. На столе кринка молока. Кот выгнув спину, удивлённо смотрит на Илью и на высокого худощавого старика с седой бородой и большими добрыми глазам. На старике длинная холщовая рубаха. В руке палка-посох.
Илья послушался незнакомца и попытался встать. И вот чудо! Ноги у него ожили! Он быстро спустился с печи и побежал открывать дверь. И увидел высокого худощавого старика с седой бородой и добрыми глазами. Старец опирался на длинную суковатую палку и приветливо улыбался. Илья пригласил нежданного гостя войти в дом.
Рисунок седьмой: Илья подносит незнакомцу кружку молока. Кот трётся о ногу незнакомца. С иконы смотрит строгий лик Христа.
— Скажи, добрый человек, чем я смогу тебя отблагодарить за чудесное моё исцеление? —спрашивает Илья незнакомца. Ничего у меня нет. Разве что угощу тебя молоком, которое оставила на столе матушка. Пей на здоровье, добрая душа!
— Не суетись, Илья! И чуду, случившемуся с тобой, не удивляйся, — ответил ему старец. — 33 года ты лежал на печи, всё накапливал силушку сильную. Теперь суждено тебе своими подвигами богатырскими прославить землю родную Черниговскую. А за молоко — спасибо! Можно и попить перед дальней дорогой.
Рисунок восьмой: Илья пляшет в горнице. Рыжий кот пляшет вместе с ним.
— А как же мне без коня? — спросил старца Илья. — Без верного друга и товарища богатырских подвигов не совершить.
— Всему своё время. Будет у тебя чудо-конь, будут меч булатный, копьё острое и доспехи крепкие, — ответил старец.
— Чудно ты говоришь, дедушка!
Только сказал так Илья, как вдруг закружилась у него голова. Он прикрыл глаза и опустился на скамью. А когда слабость прошла, старика в горнице уже не было.
— Вот диво дивное! — промолвил Илья. — Не ведаю, кто был этот чудный старец, но он меня вылечил. Верю его словам, потому сделаю всё, как он повелел.
Илья пощупал свои ноги, так как всё ещё не верил, что стал здоровым, и пустился в пляс. И так весело притоптывал, что рыжий кот заплясал вместе с ним!
Рисунок девятый: Два старых тополя во дворе дома. Илья стоит у крыльца. Возле крыльца лопата. На него, замахнувшись метлой, наступает ведьма.
Илья вволю наплясался с рыжим котом и вышел во двор. Возле крыльца он увидел лопату.
— Эх, соскучились мои рученьки по работе! Нужно помочь родителям. Старенькие они уже, тяжело им управляться с хозяйством.
Как вдруг поднялся сильный ветер и послышался дикий хохот. По небу на метле пролетела старушка в чёрной накидке с прорезями для рук вместо рукавов и в чёрной юбке. На её маленьком личике торчал длинный, как закорючка, нос. Она опустилась возле Ильи, злобно прищурилась и замахнулась на него метлой.
— Илья, в мире чудес не бывает! Это неправда, что ты выздоровел. Это просто тебе приснилось. Твоя участь — всю жизнь валяться на печи и горько рыдать о своей доле!
— Черней смолы твои речи, старушка! Сгинь, а не то огрею лопатой!
Илья схватил стоявшую у крыльца лопату и сжал её в руке.
— А-а, так ты хочешь меня побить!? Сейчас я тебе покажу, быстренько очутишься на своём запечном месте!
Рисунок десятый: Илья Муромец сталкивает леших лбами. У них искры из глаз и подкосились ноги.
Ведьма вынула из-за пазухи пучок сухой травы, стала пританцовывать и колдовать:
— Злынь-трава, отбери у Ильи разум, пусть отправляется на свою печь. Помогут ему мои верные служки!
Ведьма трижды дунула на злынь-траву и бросила её в сторону тополей. Тополя ожили, протёрли огромными руками-ветвями свои глаза и превратились в леших. С рогами на голове и большими мохнатыми, как у козы, ушами.
— Эй, вы, лешие, отправьте Илью на печь! — приказала ведьма.
Лешие подступили к Илье.
— Не испугаешь меня, злобная бабка, своими лешими! Сломаю их, как соломинку!
Илья отбросил лопату и схватил подступивших к нему леших за шиворот, встряхнул и столкнул лбами. Они замертво свалились у его ног. Ведьма испугалась и зло прошипела:
— Я ещё с тобой поквитаюсь, Илья!
Она вскочила на свою метлу и улетела. В небе остался только белый след от метлы.
— Что, бабуля, острое словечко колет сердечко? Скатертью дорога! Тебе ещё повезло. Таких старых да глупых я не трогаю!
Илья проводил ведьму взглядом и задумчиво произнёс:
— А чудеса на свете бывают! Просто нужно в них верить. И тогда обязательно сбудется!
Он посмотрел на леших, но их во дворе уже не было. На прежнем месте мирно стояли два тополя. Илья озадаченно почесал затылок:
— Ишь, какие здоровые вымахали! Нужно сказать бате, чтобы срубил их. Больно уж они смахивают на нечистую силу!
Рисунок одиннадцатый. Илья в долгополой рубахе. От стоит, широко раскинув ноги. Сильными руками упирается в бока. Весело улыбается.
Так чудесно вернулось к Илье Муромцу здоровье и он совершил свой первый подвиг. И дальше всё в его жизни случится так, как говорил ему чудный старец. Слава о богатыре Илье Муромце пойдёт по всей Украине-Руси.
Илья Муромец
Илья с самого детства ходить не мог. Подрос немного, понимать стал. Люди добрые нашептали, мол, дед виноват в твоей беде. Спроси, зачем он икону порубил. И дед ему рассказал.
— Не рубил я иконы. Прогнал только калик перехожих вместе с ней. Скучно стало! «Не убий! Не возжелай…!» Сплошные запреты! И всё так милостиво. Все люди друг дружке помогают, не завидуют, в беде выручают. Улыбаются тебе, как родному. Такая благодать и райская умиротворенность, что аж тошнит. Становится муторно от избытка душевной сладости, будто меда объелся. Хочется чего-нибудь сломать или, хотя бы, лучку горького пожевать.
И вся эта благодать огорожена запретами. Это – нельзя, то – нельзя: обидишь кого, виновен станешь, совесть заведется и, как чахотка, со свету сживет. Да и калики, все в черном, глаза — долу, даже радуги на небе не видят, ничему не радуются. А у нас — на Ивана Купала — какие были игры, пляски, прыжки через костер! И девушки не стеснялись одежду снять, покрасоваться юным телом.
Запреты! Сплошные запреты! А мне — так напротив, коли скажут, что нельзя, так именно этого и хочется. Вот, кажется, и совсем не нужно было. А как сказали, что нельзя, так и захотелось, аж, до смерти.
Да дело даже не в этом, а в том, что никакого зла, о котором калики говорят, в мире нет. Живи себе, да радуйся всему, что глаз веселит. Рай существует испокон веку вовсе не на небе, а на земле! Только не упусти его. И не надо никаких правил соблюдать, запретов каких-то бояться. Стреляй зайцев, лови рыбу, качай мед, и никто тебе не нужен, как и ты никому!
Осмотрелся Илья, и действительно никакого зла и нет. Разве что сверчок спать не дает, да мыши беспокоят, а летом — мухи с комарами. Вот и лежал он на печи. Мелкие пакости злыдней не стоят и труда. Отмахнулся, закрыл окна и спи. Так он и лежал на печи 33 года. И снились ему девушки, которые все прыгают через костер и так ласково ему улыбаются, рукой машут, зазывают. Но куда ему, больному!
Проснулся он, когда Лихо такую силу набрало, что даже соловьи в разбойников превратились. Девушек не осталось: разбойники заманили в лес и продали иноземцам. Натрещали соловьи в уши князю Владимиру, что нет, и не может быть, на земле никакой любви. И потому боярам, поперед всего, — свобода нужна, чтобы делать все на полную катушку, без нудных препятствий, кому чего захочется. Вот взбредет что князю, даже безудержное, в голову, — и твори от души! Кому какое дело! И рассыпалась земля. Все стали воевать друг с другом. Каждый понимал только то, что он хочет, и норовил наказать тех, кто ему мешал. Предали соловьи землю русскую иноземцам на поругание. Осмеяли богатырей, которые спасти ее хотели, выставили шутами гороховыми перед народом, да и извели всех.
А Илья на печи лежит, да сны видит. Тут опять калики перехожие в дверь постучали. А она не заперта. Вошли.
— Время пришло, Илия, рассказать тебе всю правду!
И поведали, что на белом свете делается. Только теперь он уж не белый, а совсем черным стал. В Храм стали люди ходить по праздникам так, как будто место для себя в раю спешат занять, и самодовольные возвращаются.
И стало Илье так больно и обидно, что все его тело, с головы до пят, как будто молнией передернуло.
— Впервые чувствую боль в ногах, но не ходят они.
— Это мы на тебя такое заклятье наложили, чтобы не извели тебя прежде времени соловьи-разбойники.
— Да как же вы, люди мудрые, до такого бедствия белый свет довели?! Что же ваша правда так долго шла ко мне?! И почему добро перед злом обессилело?
— А ты, мил человек, не гневайся! Надежда на тебя была самая малая. Да и сейчас сомневаемся. Просто никого боле не осталось. Ты один — живой в Карачарово. Даже мать уже не вернется к тебе. Пошла за водой к роднику, там ее и полонил Соловей-Разбойник.
А зло всегда сильнее добра, поскольку не знает никаких запретов. Кажется, — воля вольная и души простор, а на самом деле зло самое черное и есть. И чтобы его победить, надо людям сами запреты сделать желанными. Тогда они уже не запретами становятся, а звеньями глубокого колодца с живой водой, из которого люди утоляют свою жажду в понимании, верной дружбе, светлой любви. И никакую свою жертву ради общей победы добра над злом, правды над ложью даже жертвой не считают. Свою смерть в жизнь превращают. Но дать тебе воды из этого колодца, — никто не в силах, даже и мы, как бы ни хотели. Сам ты ее должен добыть.
Посмотри на этот ковш. Он, ведь, тоже запрет: запрет воде растекаться. А чистую правду, которую ты этим ковшом пил, тебе мать завсегда из родника приносила. Только ты ее за простую воду принимал. Поскольку не сам за ней ходил.
— Неужто некому Лихо унять?!
— Да, Илюша, все спят, соловьев заслушались! Ты один, окна закрыл и соловьев не слышал. И тебе теперь уже никто не подсобит. Когда мы уйдем, не сможешь даже воды испить.
Если встанешь на ноги, пронзит их боль адская. Одолеть ее способна только боль сердца за родную землю. Первая боль в землю уйдет, когда полонишь Соловья-Разбойника. А сердечная — будет вечно с тобой, превращаясь в непобедимую силу богатырскую, коли будешь поступать по правде и совести и не увидишь в том досадных запретов для своей гордыни. Вот тогда и станет добро сильнее зла. А покуда – нет этого….
Подал Илья каликам перехожим воды, а наутро — полонил самого свирепого и могучего Соловья-Разбойника.
Российским учeным удалось доказать, что богатырь Илья Муромец реально существовал
Они провели уникальную экспертизу останков святого старца Ильи из Мурома. Установлено, что нечеловеческая сила, которой был наделeн герой народных сказаний — не вымысел.
Репортаж Екатерины Качур.
Не перевелись еще богатыри на земле русской? Этот вопрос сегодня стал уже не риторическим, а вполне конкретным. Смотря с чем сравнивать. Если с легендарным Ильей Муромцем, так вот он — один в один. Голова — в натуральную величину, черты лица на 98% соответствуют реальному герою. Сергей Никитин — судмедэксперт и антрополог с мировым именем — сам лично реконструировал эти черты 20 лет назад. Но с перестройкой в СССР никто не придал значение уникальной экспертизе мощей Преподобного Илии из Мурома, который покоится в Киево-Печерской Лавре. Воссоздать лицо инока оказалось непросто. Ведь обычно за основу реконструкции берется череп человека, а здесь была мумия. В очень хорошем состоянии, замечает эксперт. С помощью рентгена был снят череп мумии, и по снимку Сергей Никитин составил лекала для реконструкции. Изучая мощи, антрополог был удивлен.
Сергей Никитин, врач-судмедэксперт Московского бюро судмедэкспертизы, антрополог: «Очень толстые были кости: лобные, теменные, затылочные — они заметно превышали норму. А что это значит? Одному человеку молотком ударят, и у него вдавленный перелом, травма черепно-мозговая. А с таким черепом кувалдой ударить — он покачается. И ничего не будет с ним».
Ростом 1 м 77 см монах был на голову выше своих современников. Экспертиза выяснила: запястья и ключицы Ильи — значительно мощнее обычных. Ничего удивительного, уверяют на родине героя, в Муроме, и показывают туристам дуб — по преданию один из тех, что свалил Илья, меняя русло Оки.
Елена Бубкова, научный сотрудник Муромского историко-краеведческого музея: «Обхват его — более 4 метров, диаметр — 1,5 метра, и, хотите верьте, хотите нет, вот такие дубы наш богатырь поднимал на свои плечи и закидывал в русло Оки».
Кроме небывалой силы, экспертиза подтверждает и тот факт, что Илья Муромец 30 лет сидел на печи. Изменения в позвоночнике указывают на паралич в первой половине жизни. Всех этих фактов достаточно, чтобы в Киево-Печерской Лавре утверждали: здесь лежат мощи того самого, былинного Ильи Муромца. А вот в Третьяковской галерее, где знаменитый богатырь кисти Васнецова хранится более 100 лет, в этом совсем не уверены.
Прообразом Ильи Муромца у Виктора Васнецова стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а вовсе не тот инок, который покоится в Киево-Печерской Лавре. Более того, в тот период, когда художник писал картину, он жил в Киеве, расписывая Владимирский собор, и нередко бывал в Лавре. Но почему-то не отождествил мощи преподобного Илии с главным героем своего полотна.
Искусствоведов смущает и тот факт, что в былинах Илья Муромец служит у князя Владимира Красное Солнышко, жившего в конце X века. А святой Илья из Лавры — у Владимира Мономаха, то есть на 1,5 столетия позже.
Элеонора Постон, ведущий научный сотрудник Третьяковской галереи: «Такая временная разница может быть связана с тем, что люди в своих сказаниях о герое, они как-то объединяли события, объединяли богатырей. Например, Владимир Красное Солнышко и Владимир Мономах вполне могли объединиться в образ некоего князя».
Так или иначе, но людям хочется верить, что речь идет об одном реальном богатыре. Валентина Гущина из села Карачарово, например, уверяет, что она — прямой потомок Ильи Муромца, и показывает на прапрадеда Афанасия, крестьянина недюжинной силы.
Валентина Гущина, жительница села Карачарово: «Лошадь жалел и сам воз сена в гору втягивал. Вот, представьте, какой силой обладал. А в кулачных боях ему запрещали участвовать, потому что он ненароком мог и убить».
Самый младший потомок Муромца Ваня Гущин тоже пробует себя в кулачных боях. Из уважения к предку ему все уступают. Но Идолище поганое, Соловья-разбойника и вековые дубы, признается бабушка Валентина, он бы не одолел. Слишком уж высокую планку задал всем богатырям русским легендарный Илья из Мурома.