7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Илья муромец похоронен в киево печерской лавре

Мощи Ильи Муромца в Киево-Печерской Лавре

Богатырь Илья Муромец, персонаж сказок и былин известен любому русскому человеку. Мощи Ильи Муромца покоятся в глубине пещер Киево-Печерской лавры. Сложно представить, но Илья это не выдуманный персонаж, а вполне реальный человек. О нем известно, что родился он примерно в 1150 году и с детства не мог ходить – его ноги были парализованы. Экспертиза мощей подтвердила слова из древнего эпоса, кости богатыря оказались поражены туберкулезом. Если верить древним легендам, ходившим в народе, то дедушка Ильи был ярым язычником. Он отказывался принимать христианство и однажды в ярости топором порубил икону в мелкие щепки. На семью Ильи легло тяжелое проклятие, и дети следующих поколений не могли ходить. Илья тоже родился калекой, но не позволял себе унывать, он смиренно ждал момента, когда сможет встать и пойти защищать землю русскую от вражеских набегов. 33 года богатырь ждал своего часа, это время томительного ожидания закалило характер Ильи. Не имея сил встать, он выработал в себе удивительную силу духа. Однажды избу Ильи посетили нищие старцы, они просили подать им воды. Илья ответил, что болен и не сможет выполнить их просьбу, но странники продолжали просить буквально приказным тоном. Кротость характера не позволила ему перечить нищим старцам. Удивленный Илья попробовал подняться на ноги, и произошло чудо – он с легкостью смог вставать и ходить. После чудесного исцеления, полный сил тридцатитрехлетний Илья Муромец сразу устремился защищать родину в составе княжеской дружины. Как воин, он ни разу не потерпел поражение, к врагам был великодушен и старался отпустить их с миром. Он старался каждый день молиться и жить в соответствии с заповедями Христа, Илья был скромен и терпелив.

Незадолго до смерти Илья Муромец совершил монашеский постриг в Киево-Печерскую Лавру. Великий подвижник преподобный Поликарп взял новоиспеченного монаха под свою ответственность, во многом он поспособствовал духовному росту своего ученика. В те времена многие воины поступали таким образом, когда понимали, что уже не смогут по каким-либо причинам принести пользу отечеству. Умер Илья Муромец в возрасте около пятидесяти лет.

Исследуя мощи, эксперты пришли к выводу: Илья Муромец был мужчиной крепкого телосложения, и погиб он в результате удара мечом. Предполагается, что богатырь получил смертельное ранение в битве с половцами, уничтожившими Печерскую Лавру. Мощи Илья Муромца имеют следы сильных ударов и переломов от многочисленных сражений. Пожалуй, самая прославленная победа Ильи, это победа над разбойником, прячущимся в лесах у дороги к Киеву. Соловей-разбойник получил свое прозвище за громкий свист перед нападением на путников.

В 1643 году реальный прототип сказочного Ильи Муромца был официально канонизирован. Почитание Преподобного Илии Печерского началось в XVIII веке в рамках местной епархии. Общецерковное почитание стало производиться спустя сто лет по решению Священного Синода. Тело Преподобного Илии Муромца не разлагается. Подобно другим святым киевского монастыря, оно, спустя несколько веков остается нетленным. Наука до сих пор не может разгадать эту загадку. Священнослужители Киево-Печерской Лавры уверены в том, что нетленность мощей — это Божий Дар и умерший окружен ореолом святости. Преподобный Илия почил в молитвенной позе, правая рука его сложена двоеперстно. Останки были подробно описаны паломником Иоанном Лукьяновым еще в XVIII веке. Паломник отмечает высокий рост Ильи – около 177 сантиметров. По тем временам это был очень высокий рост, ведь рост тогдашних мужчин не превышал 165 сантиметров. Левая рука Ильи пробита копьем, аналогичное увечье есть и в области грудной клетки – следовательно, он защищал свое тело от удара. Мощи, а точнее мумифицированные останки, одеты в монашеское одеяние, расшитое золотом. Гробница увенчана иконописным образом Илии Печерского.

Мощи Илья Муромца, как оказалось, обладают чудодейственным свойством исцеления. Верующие, измученные болезнями позвоночника, а также парализованные выздоравливают, приложившись к мощам преподобного Илии. Днем памяти Илии Печерского назначено 1 января – этот день особо почитают российские войска. Преподобный Илия Печерский почил именно в этот день. Илья Муромец покровительствует ракетным войскам и является небесным заступником всех военных. Пещеры Лавры часто посещают военные, в молитвах они просят у Ильи Муромца защиты. То есть Илья Печерский не только небесный покровитель православных воинов, но и инок умеющий исцелять.
Родиной Ильи называют село Карачарово возле Мурома. Местные жители уверены в том, что герой не выдумка, а их реальный соотечественник. Имя русского героя было дано ледоколам, пароходам и воздушным судам. На исторической родине именем былинного богатыря назван бронепоезд, участник Великой Отечественной войны. Земляки сделали монумент из бронзы прославленному богатырю в парке Мурома. В одной руке он держит крест, прижимая его к груди, в другой руке воинственно поднятой над головой он держит меч. Ведь мощи святого правой рукой символизируют святую Русь, а левой воинственность и защиту.

В летописи Киево-Печерской Лавры житие преподобного Илии украшает любопытный момент. У святого богатыря было прозвище «чеботок», что означало – сапожок. Уже после пострига Илья находился в своей пещерной келье, и в это время в храм ворвались разбойники. Илья не успел надеть второй сапог и стал им обороняться против захватчиков. Одним лишь сапогом Илья Муромец одолел шайку противников, да так, что они обратились в бегство. Возможно, это были половцы, ведь в те времена Русь часто страдала от их разрушительных набегов. Враги не раз нападали на Печерский монастырь, и Илья защищал родную обитель. Возможно, смертельное ранение он получил как раз в битве за сохранность монастыря. Илья Муромец вскоре после начала слежения Господу ушел в затвор, он почти отказался от сна ради молитв. Военное служение родине для богатыря подошло к завершению, а вместо него началось служение Святой Руси.

Юрий Долгорукий, Илья Муромец, Столыпин: Жизнь замечательных людей Киево-Печерской лавры

Святой апостол Андрей Первозванный, путешествуя с христианской проповедью по землям скифов, благословил холмистый берег Днепра. Обратился к своим ученикам со словами: «Видите ли горы сия? Яко на сих горах возсияет благодать Божия, и град велик имать быти, и церкви многи имать Бог воздвигнути».

С Киево-Печерской лаврой связаны судьбы многих подвижников, исповедников.

Нестор Летописец

Однажды игуменом монастыря в обитель пришел семнадцатилетний юноша — это был будущий автор памятника русской истории «Повесть временных лет» Нестор Летописец. Наибольшее влияние на его воспитание оказали преподобные Антоний и Феодосий. После того, как они оба отошли к Господу, он, по благословению нового игумена монастыря преподобного Стефана Печерского, становится иноком, а чуть позже — дьяконом. Киевский режим намерен оставить УПЦ без Киевской и Почаевской лавр – СМИ

Именно Нестор обрел честные мощи преподобного Феодосия Печерского и перенес их из пещеры в Печерскую церковь.

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начали первыми княжити и откуда Русская земля стала есть», — так начинается главный труд Нестора Летописца «Повесть временных лет».

Святой Нестор Летописец рассказывает о пришествии и становлении православия на Руси. Благодаря его труду мы узнали о пришествии варягов и о первых киевских храмах. Из «Повести» русские историки узнали, откуда пошла Русь, о первых русских просветителях Кирилле и Мефодии, о Крещении Руси равноапостольным князем Владимиром. Преподобному Нестору мы обязаны знаниями о первых митрополитах нашей Церкви, о возникновении Печерской лавры.

Святой Агапит Печерский, врач безмездный

Киевляне знают, что из всех печерских святых лучше всего обращаться с молитвами о здоровье к почивающему в Дальних пещерах Агапиту Печерскому. Он прославился как врач, не бравший денег с больных. Свя­той Ага­пит ис­це­лял сво­ей мо­лит­вой и да­вал тра­вы, ко­то­рые сам упо­треб­лял в пи­щу. Ес­ли кто-то из мо­на­стыр­ской бра­тии за­боле­вал, пре­по­доб­ный Ага­пит при­хо­дил к нему и са­мо­от­вер­жен­но уха­жи­вал за боль­ным, кор­мил пищей, ко­то­рую гото­вил сам, и боль­ной вы­здо­рав­ли­вал по мо­лит­ве пре­по­доб­но­го.

В то время в Киеве жил опытный врач-армянин, который мог по виду больного определить его состояние и близость смерти. Одного из таких больных принесли в Печерский монастырь: врач привел его в отчаяние, предсказав смерть через восемь дней.

Но преподобный Агапит дал больному лекарство, и тот исцелился. Армянин начал завидовать преподобному. Прислал к нему осужденного на смерть, которому повелел дать яд, чтобы тот выпил перед Агапитом и умер. Блаженный же, видя его умирающим, дал такого зелья, которое сам ел, творя о нем молитву, и так избавил от смерти осужденного на смерть. С тех пор армянин еще больше разозлился на преподобного и решил отравить его. Но Агапит выпил яд и Божьей милостью остался невредим.

Сво­и­ми чу­де­са­ми преподобный Ага­пит об­ра­тил в пра­во­сла­вие ар­мя­ни­на, тот стал иноком. По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов пре­по­доб­ный Ага­пит мир­но по­чил око­ло 1095 г.

Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий

С севера к стенам Киево-Печерской лавры примыкает древняя церковь — храм Спаса на Берестове. Впервые этот храм упоминался в «Повести временных лет». Берестов — загородная резиденция киевских князей. Здесь скончался великий князь Владимир Креститель, тут же жили его потомки: князья Ярослав Владимирович Мудрый, Святослав Ярославич и Владимир Мономах. Пятая лавра земли русской: Судьба донбасского монастыря как пример воли Господней

Внутри храма находится гробница: это место предполагаемого места погребения основателя Москвы сына Владимира Мономаха князя Юрия Долгорукого. Князь прославился как градостроитель: его стараниями были основаны города Переславль-Залесский, Дмитров, Юрьев и другие. При нем поселенцам выделялись ссуды, предоставлялся статус свободных землевладельцев. Именно при Юрии Долгоруком русичи освоили северо-восточные земли.

Новгородская летопись под 1147 годом сообщает: «И прислав Гюрги (Юрий), и рече: «Приди ко мне, брате, в Москву»». Встреча c князем Святославом в Москве произошла «в пяток» (пятницу), на пятой неделе Великого поста, то есть 4 апреля 1147 года, и является датой первого летописного упоминания о Москве. В 1156 году, будучи уже великим Киевским князем, Юрий Долгорукий повелел соорудить в Москве вокруг Боровицкого холма крепостную стену.

О кончине Юрия Долгорукого написано в Киево-Печерском патерике, составленном печерским архимандритом Иосифом Тризной: «…Заутра в четверток собравшеся архиереи со священники и диаконы и со множеством народа со благохвальными песньми, яко же лепо князем, честне положиша тело его в церкви Святого Спаса на Берестовом в монастыри».

Читать еще:  Пасха в 1972 году

В 1989 году на территории церкви Спаса на Берестове проводились археологические исследования. Обнаружили саркофаг из сланца. Антропологические данные показали, что в саркофаге погребен мужчина, умерший в возрасте 60-70 лет, его прижизненный рост составлял около 160 см. Среди патологий отмечен ярко выраженный остеохондроз, слабое телосложение и склонность умершего к полноте. Это все напоминает имеющиеся летописные описания Юрия Долгорукого: «Был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза невелики…»

При исследовании захоронения антропологами «обращено внимание на необычно длинные фаланги пальцев рук». Необходимо вспомнить о прозвище Юрия «Долгорукий». Археографический список первой Новгородской летописи называет князя Юрия «Долгые Руки», «Долгоругыи» или «Долгая Рука».

Илья Муромец, или Илья Чоботок

Не каждый коренной киевлянин знает, что в пещерах почивает легендарный русский богатырь, герой былин Илья Муромец. Его гробница отличается от других своим размером — былинный богатырь, как и полагается, был огромного роста.

В пояснениях к карте Ближних пещер 1638 года сообщается: «Святой монах Илия, которого напрасно простой люд называет Чоботком».

Откуда такое прозвище, можно узнать из дневника немецкого посла Э. Лясоты (1594), который писал о пещерах: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка. Говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог. И так как второпях он не мог схватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, которого еще не надел, и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

В 1701 году московский священник Иоанн Лукьянов писал о Ближних пещерах: «Тут же видехом храбраго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей. Рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке, а правая его рука изображена крестное знамение».

Проведенное в 80-х гг. XX в. обследование мощей подвижника показало: «Именно так, как рассказывается и в народных преданиях, святой имел высокий рост (177 см), необычайную силу (исключительное развитие мышечной системы), но смолоду страдал заболеванием позвоночника, что даже привело к некоторой функциональной перестройке организма (утолщение свода черепа, увеличение размеров кисти в сравнении с длиной плеча и предплечья и т. д.).

Преподобный Илия Муромец имел несколько регенерированных переломов ребер и правой ключицы, а смертельным для него стало проникающее ранение грудной клетки каким-то плоским колющим предметом… Такое же самое повреждение видим на внутренней стороне левой руки». В Минкульте заявили о пропаже из Киево-Печерской лавры ценных икон

По преданию, в Муроме до сих пор живут потомки Ильи Муромца по фамилии Гущины, которые всегда отличались богатырской силой. Одному из них — Гущину, жившему в XIX веке, даже запрещали участвовать в кулачных боях: такой силой он обладал.

Российский реформатор Петр Столыпин

С Киево-Печерской лаврой непосредственно связано имя выдающегося российского реформатора Петра Столыпина — его похоронили у стен Трапезного храма Антония и Феодосия Печерских.

За свою короткую жизнь Столыпин побывал на многих государственных должностях: от коллежского секретаря, затем — губернатора до премьер-министра и министра внутренних дел. Понимая угрозу от растущих революционных настроений, он вводил реформы, чтобы облегчить жизнь простых людей. Прежде всего это касалось крестьян, которые благодаря Столыпину получили право на владение землей и увеличили эффективность своего труда.

Однако столыпинские реформы уже не могли спасти страну от революции: в обществе созрел запрос на смену строя. За короткий промежуток времени с 1905 по 1911 год планировалось и было совершено 11 покушений на жизнь Столыпина, последнее из которых достигло своей цели. Реформатора застрелили в Киевском городском театре.

В первых строках вскрытого завещания Столыпина написано: «Я хочу быть погребённым там, где меня убьют». Указание Столыпина исполнили. 9 сентября Столыпина похоронили в Киево-Печерской лавре.

Спустя год после его гибели на площади городской думы, Крещатике, в районе площади Независимости, торжественно открыли монумент Столыпину. Через пять лет, во время Февральской революции, его снесли тогдашние «активисты».

Лавра сегодня

На Украине регулярно звучат угрозы захвата Киево-Печерской лавры. Усилились они после того, как президент Порошенко использовал тему автокефалии в предвыборной кампании и из раскольников создали новую церковь.

Лидер раскольников Филарет (Денисенко) уже давно заявлял свои претензии на лавру. Также о своих «правах» говорили представители Константинопольского патриархата. Унижение томосом. Уникально ущербная украинская автокефалия

Но и на фоне этой смуты в умах Киево-Печерская лавра остается духовным центром для православных и здравомыслящих украинцев. К слову, всемирно известный украинский боксер Александр Усик заявил, что в случае попыток захвата лавры встанет вместе с монахами на её защиту.

Загадка Ильи Муромца: как легендарный богатырь стал русским святым

МОСКВА, 1 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Первое января — знаменательная дата не только с точки зрения встречи Нового года. Русская православная церковь в этот день чтит память преподобного Илии Муромца Печерского, жившего в XII веке, а в наши дни ставшего небесным покровителем войск РВСН, Дальней авиации и пограничников. В народной памяти Илья Муромец — это прежде всего знаменитый русский богатырь, герой многих былин и сказок. Идет ли речь об одной и той же личности и как былинный герой оказался в церковных святцах — в материале РИА Новости.

Былинный Илья Муромец

Сказания о победителе Соловья-разбойника сложились во времена Киевской Руси. Былины рассказывают о том, что Илья был родом из села Карачарово под Муромом, из простой крестьянской семьи.

Взяв благословение у родителей на ратные подвиги, Илья Муромец пошел в Киев. Там он попал в дружину киевского князя и охранял границы Руси от многочисленных врагов, не зная поражений. «Илья из Мурома» говорил, что ему «не надо ни серебра, ни золота», что для него одна награда — «Руси служить, от врагов ее оборонять». Поединок богатыря с Соловьем-разбойником аллегорически трактуется как битва христианина с языческой силой, мешающей ему «к обеденке поспеть в стольный Киев-град».

О кончине Ильи Муромца в былинах говорится по-разному: где-то он каменеет вместе с другими богатырями, где-то живой ложится в гроб и остается там навсегда, а где-то уплывает на «соколе-корабле» — и больше о нем нет известий.

Святой Илия Печерский

Илья Муромец жил в XII веке, и достоверных сведений о нем сохранилось очень мало. «Дело было практически 800 лет назад — информация крайне скудная. Это какие-то случайные крупицы, на основании которых строят те или иные гипотезы», — говорит известный церковный миссионер, автор многочисленных книг иеромонах Макарий (Маркиш).

Существующие жития (жизнеописания) Илии Муромца занимают буквально один-два абзаца. Так, церковный календарь на портале Православие.ру рассказывает о том, что преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок (то есть сапожок) был уроженцем города Мурома, «подвизался» в Киево-Печерской лавре и умер около 1188 года.

По преданию, свое прозвище Муромец получил после того, как сумел отбиться одним сапогом от половцев, напавших на его монастырь.

«Синаксарь» (сборник житий), составленный на Афоне, добавляет к этому, что «святой Илия родом из села Карачарова в Муромской земле с юных лет отличался бесстрашием». Поступив на военную службу, он стал «одним из наиболее мужественных и прославленных воинов киевского князя».

В «Синаксаре» также говорится о том, что в Киево-Печерскую лавру Илия удалился после многолетней службы, вел там «святую жизнь затворника» и «преставился в мире». Его чудотворные мощи «пребывают нетленными» в Ближних пещерах лавры.

Канонизирован Илия Муромец был примерно полтысячелетия спустя после своей смерти — в 1643 году его причислили к лику святых вместе с другими киево-печерскими подвижниками. Сейчас он также входит в собор Муромских святых.

А что по документам?

Связан ли герой русского эпоса Илья Муромец с реальным историческим лицом, можно ли говорить о богатыре и о святом Илие как об одной личности? Завкафедрой филологии Московской духовной академии и ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, доктор филологических наук Владимир Кириллин полагает, что «это, собственно говоря, больше вопросы веры, чем знания».

«Мы знаем, что в пещерах в Киеве хранятся мощи Илии Муромца, место его захоронения даже обозначено на старинных схемах. И это все, что известно о нем. Есть такие же основания отождествлять его с былинным Ильей Муромцем, как и различать этих персонажей. Нет никаких документальных подтверждений, что киево-печерский Илья Муромец — тот самый богатырь, о котором идет речь в наших старинных былинах», — сказал РИА Новости Кириллин.

Впрочем, какой-то реальный прототип у знаменитого былинного богатыря обязательно должен быть. «В фольклористике есть такое научное представление о том, что за каждой легендой и каждым преданием стоит какая-то дальняя реалия. Но что конкретно она собой представляла, конечно, сейчас невозможно определить», — признает Владимир Кириллин.

Былины, по его словам, являются «довольно поздней записью»: их стали письменно фиксировать только в XIX веке, самое раннее — в конце XVIII, причем речь там идет о событиях очень давних, относящихся еще к эпохе Владимира Святославича — крестителя Руси.

«С того времени, когда происходили события и были как-то творчески переосмыслены в X-XI веках, до момента непосредственной записи текстов прошло еще семь-восемь веков. Конечно, за это время поэтические представления народа о тех дальних событиях сильно преобразились. Народная память все сохраняла, но каждый исполнитель былин не только слепо воспроизводил существующий текст, а в силу каких-то природных дарований мог украшать его и дополнять чем-то новым. Такова фольклорная традиция», — рассказывает Кириллин.

Между тем в документальном источнике имя героя Древней Руси впервые упоминается во второй половине XVI века, в описании иностранным послом его гробницы. А в архивах Киево-Печерского монастыря самое раннее найденное свидетельство датируется 1638 годом: в книге одного из лаврских монахов о подвижниках этой обители несколько строк посвящено и Илье Муромцу.

Экспертиза останков

Современные исследования позволили более точно представить облик монаха-богатыря и, возможно, приоткрыли тайну его кончины. В 1988 году экспертизу останков святого провела межведомственная комиссия Минздрава УССР, о чем сообщали СМИ.

Было установлено, что это мужчина крепкого телосложения, ростом 177 сантиметров (для своего времени — значительно выше среднего), в возрасте 40-45 лет. Его останки датированы XII веком. Судмедэксперты выявили также дефекты позвоночника — подтверждение перенесенного в молодости тяжелого заболевания опорно-двигательной системы.

Читать еще:  Когда будет пасха

Специалисты также обнаружили рану от копья на руке Ильи Муромца, а также похожую по форме обширную рану в области сердца. Она, предположительно, и стала смертельной. Возможно, защищаясь от врагов, безоружный монах прикрыл грудь рукой, и удар копья пробил руку и сердце.

Известно, что в конце XII века несколько опустошительных набегов на Киевские земли совершили кочевники. Половцы подвергли разорению и Киево-Печерский монастырь. Илья Муромец мог погибнуть во время одного из таких нашествий.

Илья Муромец »перевернулся в гробу» от стыда за своих потомков (5 фото)

Версия России

Пару лет назад в Муроме открылся самобытный Театр-Музей Ильи Муромца. Генеральный директор театра-музея Ильи Муромца Юлия Елепова назвала чушью правки, внесенные сотрудниками министерства обороны Украины в статью о богатыре в «Википедии».
По ее словам, все, что показывают и рассказывают в муромском музее, основано на информации из древнерусской литературы и «приближено к нашей истории».
Полное былинное имя — Илья Муромец сын Иванович. Также встречаются варианты: Илья Муравленин, Муровец, Муромлян, Илия-змееборец, Моровлин.
Известно, что Илья Муромец был сыном муромского крестьянина Ивана, родился в Карачарове(теперь это район города Мурома) в 1143 году. Считается, что в древние времена изба его предков стояла в гуще леса, поэтому и дано им было прозвище Гущины, впоследствии ставшее их фамилией. По поверьям, все Гущины отличались большой силой. Феноменальная сила Ильи Муромца передалась по наследству его далёким потомкам. Иван Афанасьевич Гущин в конце XIX века был известен своей недюжинной силой. Ему запрещали участвовать в кулачных боях, потому что, не рассчитав силу удара, он мог убить человека. Потомок русского витязя мог легко тянуть воз дров, который лошади не могли сдвинуть с места. На улице Приокской на одном из жилых домов висит табличка, что, предположительно, на этом месте стоял дом семьи Ильи Муромца. Там и сегодня живут Гущины, считается, что они потомки русского богатыря.
Кроме того, в одном из храмов Спасо-Преображенского монастыря хранится частичка мощей святого преподобного Илии Муромца. Но этот тур больше всего интересен паломникам, хотя побывать в этом месте любят не только верующие. Русской православной Церковью Илья Муромец был причислен к лику святых в 1643 году в числе еще 69 угодников Киево-Печерской Лавры, где в Ближних пещерах и в наши дни почивают его святые мощи. Русское воинство считает святого богатыря-воина Илью Муромца своим покровителем. Илья совершил множество ратных подвигов, участвовал в огромном числе сражений, был неоднократно ранен. На склоне лет он после тяжелого ранения постригся в Феодосиев монастырь (позже названный Киево-Печерской Лаврой), где он замаливал свои грехи, вёл размеренный образ жизни. Монахом он был недолго.
Киево-Печерском патерике отсутствует житие преподобного Илии, что косвенно свидетельствует об этом. Великий набег на Киев и Киево-Печерский монастырь произошел в начале XIII столетия, в 1203 году. Это было время великой междоусобицы на земле Руси. Князья, борясь за «великий стол Киева», безжалостно сражались друг с другом. Только в период с 1169 по 1181 год на киевском престоле поменялись 18 князей!
В 1203 году несколько удельных правителей, объединившихся с ордами половцев, напали на Киев. Летопись того времени гласит, что «такого разорения. дотоле не бывало». Страшная беда заставила монаха Илью снова взяться за оружие. И этот бой стал для него последним.
По преданию, у Илии был меч, который ранее принадлежал богатырю Святогору, и обладал этот меч волшебной силой. Состарившись, Святогор стал опасаться, как бы его чудесный клинок не попал в злые руки. Мудрый богатырь спрятал свое оружие, наложив заклятие, что меч достанется только достойному и справедливому человеку, который будет наследником Святогору на ратном поприще. И достался он Илье Муромцу.
В былинах о кончине Ильи Муромца рассказано по-разному. В одном сказании он погибает в жаркой битве с татарами, а в другом — от подлого предательства, усмиряя язычников. Есть и самая романтическая версия ухода богатыря. Состарившись, Илья Муромец отошел от ратных дел и, покидая Киев, встретил в чистом поле Святогора, своего духовного наставника. Святогор поведал Илье, что богатыри не умирают своей смертью, а превращаются в камни. Им придётся спать в каменном облике долгие годы, пока не потребуется их помощь. Есть версия, что в былинах Илья Муромец служит у князя Владимира Красное солнышко, жившего в конце 10 века и предполагается, что они могут быть основаны на реальных событиях. А святой Илья из Киевской Лавры — у Владимира Мономаха, то есть на полтора столетия позже.
Первые известия о богатырских мощах в Киево-Пе-черской лавре также не называют их обладателя Муромцем. Посол австрийского императора Рудольфа II к запорожцам, иезуит Эрих Лясотта, первый описывает в 1594 году останки »исполина Ильи Моровлина». Двадцатью годами ранее, вне связи с мощами и лаврой, оршанский староста Филон Кмита Чернобыльский в письме Троцкому кастеляну Остафию Воловичу упоминает былинного богатыря Илью Муравленина.

Новые легенды.
У Карачарова Ока делится на два рукава — новое русло и старицу. Предание гласит, что разделил здесь Оку сам Илья Муромец. Расчищая землю под пашню, он с корнем вырывал из земли вековые дубы и бросал их в реку, отчего получилась на реке запруда, и потекла она по-новому. Несколько дубов столетия назад были подняты из воды и стали основанием для Троицкой церкви — приходского храма Карачарова.
Впервые появляется в письменных источниках в XVI веке у Ф. С. Кмиты-Чернобыльского как Илья Муравленин, у Эриха Лясоты — как Илья Моровлин, в некоторых былинах XVII века — как Илья Мурович или Илья Муровец. Некоторыми исследователями отожествляется со святым Илией Печерским Чеботком, мощи которого покоятся в Печерской лавре.
»Чеботок», то есть сапожок. Предание так объясняет это наименование: в монастырь ворвались враги (ве-роятно, половцы) в тот момент, когда Илия обувался. Илия успел надеть лишь один сапог, а другим ему пришлось обороняться от нападавших. Этим сапогом он разогнал врагов.

Версия Церкви о появлении у Ильи Муромца особых способностей сила.
С детства и до 33 лет Илья был парализован из-за поразившей его немощи ног. Годы болезни воспитали в нем великое терпение, смирение, кротость и удивительный по силе характер.
Однажды, когда немощный молодец находился один дома, ему явились святые старцы в образе нищих странников, сказавшие: »Поди и принеси нам напиться». Он встал, принес воды и выпил ее по требованию старцев, получив при этом «силу великую». Вещие старцы предсказали также, что »смерть ему на бою не писана».
Получив исцеление от болезни, Илья посвятил свою жизнь служению народу и государству. Илья много лет состоял в дружине киевского князя Владимира Мономаха. Известно, что Илия Муромец не имел поражений, но никогда не возносил себя и с миром отпускал поверженных врагов.

Кое что из литературы.
Аникин В.А. Русский богатырский эпохе. М., 1964.
Аничков Е.В. Язычество и древняя Русь. М., 2003.
Афанасьева А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Том первый М., 1994.
Горюнков С. Незнакомая древняя Русь, или Как изучать язык былин. / 2-е изд., Исправ. и доп. / СПб., 2010. — 232 с.
Илья Муромец. / Подготовка текстов, статья и комментарии А.М. Астахов / М.-Л., 1958.
Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.
Проппа В.Я. Русский героический эпохе. М., 1958.
Проппа В.Я. Исторические Корни Волшебная сказки. М., 1998.

Частица мощи Ильи Муромца в Муроме

В одном из соборов Спасо-Преображенского монастыря в г.Муром хранится частица мощей Св.Ильи Муромца. Для саркофага выделена отдельная комната с низким потолком и округлыми сводами.
Приложиться к мощам можно в любое время, когда открыт монастырь. Обычно желающих много

Версия Украины. Мощи Ильи Муромца в Киево — Печерской лавре

Что удалось найти:
Моривск в письменных документах упоминается под 1139 годом. Тогда это был город, который назывался Муровийск или Моровийск.
Вероятно, что образовался он значительно раньше. В домонгольский период принадлежал он то киевским, то черниговским князьям.
Известно, что Илья Муромец был реальным историческим лицом. Долгое время находился он на службе у киевских князей и отметился многими подвигами. Под старость Илья постригся в монахи и за выдающиеся заслуги перед церковью был похоронен в пещерах Киево-Печерской лавры.
В XIX веке исследователи и общественное мнение сошлись на том, что Илья родился в селе Карачарово, которое находится возле российского города Мурома. Это мнение основывалось на былинах, записанных в XVIII-XIX веках. Но оказывается, что былинный герой Илья был известен в исторических документах задолго до первых записей устного народного творчества.
Встречаются записи о нем в польских, австрийских, финских рукописях. О нем писал даже испанец Кастильо, который жил в России в конце XVIII века. И во всех этих записях Илью называют не Муромцем, а Муровцем, Муравленином, Muravlenin (польский вариант), Muurovitz (финский вариант), Muravitz (испанский вариант) — все эти фамилии указывают на то, что Илья происходил не из Мурома, а с Мурова, Муривска или Муровийска. А все эти названия подходят древнему Моривску (как местные жители говорят Моровск). Да и логичнее прийти богатырю на службу к киевскому князю из города, расположенного в 100 километрах от Киева, а не за 1000

Версия Беларуси. Гранитный валун в лесу недалеко от деревни Карчёва, известный под названием Филаретова камень

На сколько мне известно(могу ошибаться), никак не подкрепленная на официальном уровне правительством Беларуси, но в Беларуси есть личности, которые имеют собственное мнение на этот счет и публично знакомят с ним белорусов. Например, Николай Чубрик, который публикуется с этим в газетах.
Родом он из белорусской деревни Карчёва, расположенной примерно посередине Между городским поселком Мир и городом Новогрудок. По его мнению, эта же Деревня — родина Богатырь Ильи. Вместо данных лингвистики, археологии, истории Чубрик Говорит о своих измерениях географической карты. Суть Их сводится к тому, что расстояние от деревни Карчёва до Новогрудка и Киева значительно меньше, чем от деревни Карачарову, находившейся под Муроме (это на Оке, д. Нынешняя Владимирской области России).
Но главный метод »Исследования» Чубрик — установление аналогий Между местными и былинными названиями. Например, гранитный валун в лесу недалеко от деревни Карчёва, известный под названием Филаретова камень, по разабраць мнение, это и есть Сказочный Алатырь-камень. Деревня Цирин и урочище Акановичи Якоби соответствуют райским Птицы Сирин и Алконост. Былинный Ворон запечатлен в названии деревни Воронча. Кисельные берегу побыстрее молочных реки — деревни Кисели и Киселевск, находящиеся на противоположных берегам реки Сервеч. Черный Змей, лижущий дверь кузницы Сварога — Деревня Лизаровщина. Плуг бога Сварога — Деревня Плужины. Поле, прозванное местными жителями Абессиния, указывает на небесныя наковальню (настолько далеко зашла разабраць мысль в раздумьях над словом «небеси»). Печь огня Семаргла — Деревня Франтишково, Потому что когда-то она называлась Печища. Сам Семаргл — Деревня Сёгда. Узелок в память о радости — Радунь, в память о горе — Городея. У Николая Чубрика есть и более сложный ассоциации. Например, воплощению Стрибога — Птицы Стратим — по разабраць Мнение соответствуете Деревня Трацевичи. Битва светлых и темно сил, Сокола Рарог с ворон, представлена соседними деревнями Дорогова и Воронча. Святогор, валящий небесный столб — это поселок Свержень, а сам столб — город Столбцы. Наконец, вход в Ирий (рай) — Деревня Райцы. Таким способом Чубрик нашел более 400 соответствий Между мифическими и реальными топонимами и гидронимами. Но он не проработал еще всю карту Беларуси.
Так же, по его версии, былинный »град Чернигов» — вовсе не тот Чернигова, что в Украине на десны, а Новогородок (Новогрудок). По его мнению, «похожа трактовка былин / … / в корне переворачивает взгляд на историю Беларуси. Да и историю всей Руси придется дополнять*

Читать еще:  Испечь пасху в духовке

Cправедливости ради, важно упомянуть, что некоторые историки России, Беларуси, Украины, имеют отличные от наиболее распространенной и тиражируемой в странах версий, или не берутся однозначно указывать место рождения Ильи Муромца и даже судить о реальности существования знаменитого прототипа славянских былин.
А у нас ведь еще Алеша Попович и Добрыня Никитич)))))
Как пишет Лев Прозоров в книге »Времена русских богатырей. По страницам былин — в глубь времен», имя Ильи Муромца возникает в германских легендах и шведских сагах в XI—XIII веках. Кто видел подлинники?))) Ставки растут, Господа)))

Илья Муромец существовал на самом деле: до 30 лет богатырь не мог ходить, а ростом был — всего 177 см

— Некоторые исследователи до сих пор скептически относятся к реальности Ильи Муромца — уж слишком сказочной кажется учёным его биография, — рассказывает Сергей Хведченя, доктор географических наук, научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины (Киев).

Однако материалы, собранные исследователем, позволили не только полностью восстановить биографию святорусского богатыря, но и ответить на спорные вопросы о жизни Ильи Муромца, ставившие в тупик многих исследователей.

Исцеление Ильи

Согласно былинам Илью Бог послал родителям под старость лет. До 30-33 лет он, отличавшийся богатырским телосложением, «сиднем сидел на печи», потому что «не было в ногах хождения», пока не исцелили его «калики перехожие», после визита которых богатырь сразу поступил на ратную службу. Исследования останков святого Ильи из града Мурома, которые проводились в Киево-Печерской лавре учёными, полностью подтвердили былинную версию жизни Ильи Муромца.

Рост Ильи составлял 177 см — для того времени это был человек очень высокий (рост других святых из лавры — 160-165 см). На костях у мумии были обнаружены хорошо развитые бугристости — это значит, что у человека при жизни была хорошо развита мышечная система. При рентгенологическом исследовании обнаружены изменения, характерные для акромегалии — заболевания, нарушающего пропорциональный рост костей и внутренних органов), — такие люди имеют непропорционально большие конечности, большую голову, «косую сажень в плечах». Исследования показали, что у богатыря был и спондилоартроз — болезнь, похожая на радикулит и препятствующая передвижениям. Хороший мануальный терапевт может, вправив позвонки, быстро поставить человека на ноги. Калики перехожие были, скорее всего, костоправами, которые вернули Илье подвижность.

Бой с Соловьём-разбойником

Самый известный подвиг Ильи Муромца — бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу — «ни конному, ни пешему». Освобождение былинным богатырём пути в Киев (1168 г.) подтверждается историческими фактами. Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, который поставил задачу организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине.

Соловей, похоже, был разбойником, промышлявшим кражами на дороге, а Соловьём его прозвали за умение хорошо свистеть. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую, что имело огромное экономическое значение. Если прямая дорога — пятьсот вёрст, то окольный путь — «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу.

Уход Ильи в монастырь

Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах — переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! В конце XII в. участились нападения на Киев, и монахам приходилось становиться на защиту своей обители. Святорусский богатырь умер от раны в область проекции сердца, проникающей в грудную полость. Смерть, судя по всему, наступила мгновенно.

Илья муромец похоронен в киево печерской лавре

«Есть версия, что Илья Муромец родом из Моровийска в окрестностях Чернигова. Но мне лично представляется, что богатырь все-таки муромский», – сказал газете ВЗГЛЯД украинский историк Петр Толочко. Так он прокомментировал утверждения нынешних киевских правителей об «украинском» происхождении Муромца, которые прозвучали на открытии памятника былинному богатырю.

Киевский градоначальник Виталий Кличко в четверг открыл памятник «украинскому богатырю» Илье Муромцу. Монумент установили в парке «Муромец», созданном на одноименном острове на Днепре, где, согласно одной из легенд, разбивали свои палатки богатыри.

«Наш богатырь! Он родился под Черниговом, служил в дружине князя Владимира, защищал город Киев, похоронен в Киево-Печерской лавре, – заявил Кличко. – Это наш богатырь, это наша история, которую у нас пытаются украсть. Поэтому Муромец стоит здесь, на историческом месте, где когда-то располагалась богатырская застава». Памятник, по мысли Кличко, должен стать «туристической изюминкой» города.

Нельзя исключить, что мэр, сообщая, что богатырь «родился под Черниговом», проявил свою высокую эрудицию. Возможно, он имеет в виду тот малоизвестный факт, что когда-то Муром действительно был частью Черниговского княжества, которое простиралось в XI–XIII веке вплоть до нынешней Владимирской области, захватывая и Муром.

Но, скорее всего, Кличко просто повторил очень популярную у нынешних киевских властей легенду о том, что витязь буквально родился на территории нынешней Черниговской области, в городе Моровийске (современное село Моровск), который в древности носил название Муромска. Слабым местом этой легенды является тот факт, что Муром известен с 862 года, а первое летописное упоминание Моровийска относится к XII веку. Илья же Муромец, согласно былинам, служил князю Владимиру, жившему, как известно, на рубеже X–XI веков.

О том, кем же, скорее всего, был герой былин и фольклора, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал академик НАН Украины, известный украинский историк Петр Толочко.

Петр Толочко (фото: Александр Стручков/wikipedia.org)

ВЗГЛЯД: Петр Петрович, какая версия вам представляется более обоснованной – Илья Муромец «из города из Мурома, из села Карачарова» или все-таки он уроженец нынешней Черниговской области?

Петр Толочко: Есть версия, что он из города Моровийска в окрестностях Чернигова. Этой версии многие придерживались, по-моему, даже крупнейший археолог и историк, исследователь культуры Древней Руси Борис Александрович Рыбаков. Но мне лично представляется, что Илья Муромец все-таки муромский. Ни одна, ни другая версия ничем не подкреплены, никаких достоверных данных нет. Можно выбирать любую. И все-таки не забывать, что речь идет о былинном герое, тут уж нельзя с точностью сказать, откуда он.

ВЗГЛЯД: Однако у былинного героя был, наверное, какой-то прототип?

П. Т.: Не исключено. Но сказать точно, что у Ильи Муромца был такой-то прототип, а у Алеши Поповича такой-то – невозможно. Все-таки былинные герои – это не реальные исторические личности, а персонажи мифа. Они действуют вне исторического времени и пространства. Тот же Илья Муромец в былинах действует и при Владимире Святославиче (X век), и позже – чуть ли не от татар защищает Киев. Поэтому, естественно, были похожие люди, но народное творчество создало все-таки собирательные образы былинных богатырей.

ВЗГЛЯД: Некоторые авторы отождествляют былинного героя со святым Илией Печерским, монахом, чьи мощи захоронены в Киево-Печерской лавре. Насколько обоснована такая версия?

П. Т.: Считается, что Илья Муромец умер и похоронен в Киево-Печерском монастыре. Мощи существуют и, по-моему, даже демонстрируются. Но это не значит, что Илья Муромец был монахом. Просто есть представление о том, что похоронили богатыря. Еще раз – мы говорим о собирательном образе. Может быть так, что некий могучий человек был похоронен в Лавре и был отождествлен с Ильей Муромцем.

ВЗГЛЯД: В былинах подвиги «сильномогучего богатыря» были связаны именно с древним Киевом или с Русью в целом?

П. Т.: Больше всего, конечно, с Киевом. Поскольку по былинам богатыри служили на богатырских заставах, которые окружали Киев-град, берегли его, спешили на выручку Киеву, на выручку Владимиру Красное Солнышко. Но их деяния в целом описываются, конечно, как более масштабные. Богатыри защищают Русь от кочевников – печенегов, половцев и т.д. Но сюжеты все же фокусируются на Киеве и князе Владимире.

ВЗГЛЯД: С какого момента в источниках фиксируется термин «Украина»?

П. Т.: Такого термина не было до конца XVI – начала XVII веков. С этого момента и начинает появляться это понятие применительно к территории, которая находилась между тремя крупными государственными образованиями – Московским царством, Речью Посполитой и Османской империей (и Крымским ханством). В Древней Руси такого политонима не существовало. Слово обозначало всего лишь «окраину земли», «окраину княжества».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector