Илья муромец лежал на печи - Строим Дом
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Илья муромец лежал на печи

Как Илья Муромец богатырём стал

Для самых маленьких
Сказка первая

Рисунок первый: Единоборство князя Мстислава Храброго с касожским князем Редедею. Картина Н.К. Рериха.

Под рисунком текст

В давнее время наша страна Украина называлась Русью. Правили Украиной-Русью князья. Князей было так много, что они разделили страну на княжества. Князь Мстислав Храбрый правил Черниговским княжеством. Отважный воин, он не боялся выходить на поединок с врагами и всегда побеждал их. Потому и получил прозвище Храбрый. При Мстиславе Храбром Черниговское княжество было большим, его границы доходили до города Муром на реке Ока.

Рисунок второй: Интерьер простой крестьянской хаты. Баба с ухватом у печи. Над столом в правом углу икона. На столе хлеб, дымится в чугунке каша, в глиняных мисках квашеная капуста, солёные огурцы, рядом большая кринка молока. О ножку стола трётся рыжий кот, хвост у него торчком.

И вот в городе Муроме произошла удивительная история. Жили себе поживали в Муроме старик со старухой. Хорошо жили! Хлеб в доме никогда не переводился. На столе в пузатом чугунке всегда дымилась каша рассыпчатая да румянилась в глиняной миске рыба жареная. Молоко в круглобокой кринке само просилось — пей, сколько душе твоей угодно! Всё это было так вкусно, что просто пальчики оближешь! Недаром рыжий кот-проказник всегда крутился рядом. Чуть зазеваются дед и баба, он прыг на стол и хвать из миски самую большую жареную рыбёшку! Да и был таков!

И не печалиться бы старику со старухой. Да вот беда! Сынок их Илья хворал уж очень. Не слушались его ноженьки. Ходить не мог, потому всё время лежал на печи. А парень из себя видный: лицом красен и росточком не обижен. Богатырь настоящий! Руками подковы мял, словно глину. И поесть был охоч! Горшок борща съедал в один присест.

Рисунок третий: На печи Илья. Рядом рыжий кот. Дед подаёт сыну горшок с борщом.

Как-то старик посетовал старухе:
— И за что нам, родная, такая беда? Уже 33 года наш Илюша болеет и сиднем сидит на печи.
— Не знаю, милый, не знаю, — отвечала ему старуха, — мы всю жизнь мирно жили и честно трудились. Людей не обманывали и никому не завидовали. Последним хлебушком делились с нищими. И чем мы только Бога прогневали.
Старуха краем передника вытерла набежавшую на щеку слезу.
— Да что теперь говорить? Слезы горю не помощь. Полезай-ка, милый, на печь и покорми нашего Илюшу.

Рисунок четвёртый: Крестьянская изба. Кривое крылечко. Дымит труба. Покосившийся плетень. Калитка. Дед с бабой идут по дороге. Вдалеке виднеется макушка церкви.

В начале августа наступил праздник святого Ильи. Вот баба и говорит деду:
— Давай-ка, милый, сходим с тобой в церковь, помолимся и попросим святого Илью, чтобы вернул здоровье нашему сыночку. Может и смилостивится святой. Ведь мы своего сынка Илюшей назвали в его память.
— Правда твоя, родимая! Давай сходим в церковь! — ответил дед.
Собрались старик со старухой и пошли в церковь. Илья остался в доме один.

Рисунок пятый: Илья лежит на печи, рядом с ним горшок из-под борща. Он плачет.

Вот остался Илья в хате один, попытался встать, а не может. Он горько заплакал:
— Всю жизнь мне лежать на печи!
Вдруг слышит Илья громкий стук в дверь и незнакомый голос.
— Эй, хозяева, впустите уставшего путника!
— Матушки и батюшки дома нет, А я не могу впустить, не ходят у меня ноженьки, — отвечает Илья.
А незнакомец за дверью упрямится:
— А ты, милая душа, попробуй, встань! Ну же! Не робей! Спускайся с печи и открой дверь!

Рисунок шестой: Горница. На столе кринка молока. Кот выгнув спину, удивлённо смотрит на Илью и на высокого худощавого старика с седой бородой и большими добрыми глазам. На старике длинная холщовая рубаха. В руке палка-посох.

Илья послушался незнакомца и попытался встать. И вот чудо! Ноги у него ожили! Он быстро спустился с печи и побежал открывать дверь. И увидел высокого худощавого старика с седой бородой и добрыми глазами. Старец опирался на длинную суковатую палку и приветливо улыбался. Илья пригласил нежданного гостя войти в дом.

Рисунок седьмой: Илья подносит незнакомцу кружку молока. Кот трётся о ногу незнакомца. С иконы смотрит строгий лик Христа.

— Скажи, добрый человек, чем я смогу тебя отблагодарить за чудесное моё исцеление? —спрашивает Илья незнакомца. Ничего у меня нет. Разве что угощу тебя молоком, которое оставила на столе матушка. Пей на здоровье, добрая душа!
— Не суетись, Илья! И чуду, случившемуся с тобой, не удивляйся, — ответил ему старец. — 33 года ты лежал на печи, всё накапливал силушку сильную. Теперь суждено тебе своими подвигами богатырскими прославить землю родную Черниговскую. А за молоко — спасибо! Можно и попить перед дальней дорогой.

Рисунок восьмой: Илья пляшет в горнице. Рыжий кот пляшет вместе с ним.

— А как же мне без коня? — спросил старца Илья. — Без верного друга и товарища богатырских подвигов не совершить.
— Всему своё время. Будет у тебя чудо-конь, будут меч булатный, копьё острое и доспехи крепкие, — ответил старец.
— Чудно ты говоришь, дедушка!
Только сказал так Илья, как вдруг закружилась у него голова. Он прикрыл глаза и опустился на скамью. А когда слабость прошла, старика в горнице уже не было.
— Вот диво дивное! — промолвил Илья. — Не ведаю, кто был этот чудный старец, но он меня вылечил. Верю его словам, потому сделаю всё, как он повелел.
Илья пощупал свои ноги, так как всё ещё не верил, что стал здоровым, и пустился в пляс. И так весело притоптывал, что рыжий кот заплясал вместе с ним!

Рисунок девятый: Два старых тополя во дворе дома. Илья стоит у крыльца. Возле крыльца лопата. На него, замахнувшись метлой, наступает ведьма.

Илья вволю наплясался с рыжим котом и вышел во двор. Возле крыльца он увидел лопату.
— Эх, соскучились мои рученьки по работе! Нужно помочь родителям. Старенькие они уже, тяжело им управляться с хозяйством.
Как вдруг поднялся сильный ветер и послышался дикий хохот. По небу на метле пролетела старушка в чёрной накидке с прорезями для рук вместо рукавов и в чёрной юбке. На её маленьком личике торчал длинный, как закорючка, нос. Она опустилась возле Ильи, злобно прищурилась и замахнулась на него метлой.
— Илья, в мире чудес не бывает! Это неправда, что ты выздоровел. Это просто тебе приснилось. Твоя участь — всю жизнь валяться на печи и горько рыдать о своей доле!
— Черней смолы твои речи, старушка! Сгинь, а не то огрею лопатой!
Илья схватил стоявшую у крыльца лопату и сжал её в руке.
— А-а, так ты хочешь меня побить!? Сейчас я тебе покажу, быстренько очутишься на своём запечном месте!

Рисунок десятый: Илья Муромец сталкивает леших лбами. У них искры из глаз и подкосились ноги.

Ведьма вынула из-за пазухи пучок сухой травы, стала пританцовывать и колдовать:
— Злынь-трава, отбери у Ильи разум, пусть отправляется на свою печь. Помогут ему мои верные служки!
Ведьма трижды дунула на злынь-траву и бросила её в сторону тополей. Тополя ожили, протёрли огромными руками-ветвями свои глаза и превратились в леших. С рогами на голове и большими мохнатыми, как у козы, ушами.
— Эй, вы, лешие, отправьте Илью на печь! — приказала ведьма.
Лешие подступили к Илье.
— Не испугаешь меня, злобная бабка, своими лешими! Сломаю их, как соломинку!
Илья отбросил лопату и схватил подступивших к нему леших за шиворот, встряхнул и столкнул лбами. Они замертво свалились у его ног. Ведьма испугалась и зло прошипела:
— Я ещё с тобой поквитаюсь, Илья!
Она вскочила на свою метлу и улетела. В небе остался только белый след от метлы.
— Что, бабуля, острое словечко колет сердечко? Скатертью дорога! Тебе ещё повезло. Таких старых да глупых я не трогаю!
Илья проводил ведьму взглядом и задумчиво произнёс:
— А чудеса на свете бывают! Просто нужно в них верить. И тогда обязательно сбудется!
Он посмотрел на леших, но их во дворе уже не было. На прежнем месте мирно стояли два тополя. Илья озадаченно почесал затылок:
— Ишь, какие здоровые вымахали! Нужно сказать бате, чтобы срубил их. Больно уж они смахивают на нечистую силу!

Рисунок одиннадцатый. Илья в долгополой рубахе. От стоит, широко раскинув ноги. Сильными руками упирается в бока. Весело улыбается.

Так чудесно вернулось к Илье Муромцу здоровье и он совершил свой первый подвиг. И дальше всё в его жизни случится так, как говорил ему чудный старец. Слава о богатыре Илье Муромце пойдёт по всей Украине-Руси.

Илья Муромец существовал на самом деле: до 30 лет богатырь не мог ходить, а ростом был — всего 177 см

— Некоторые исследователи до сих пор скептически относятся к реальности Ильи Муромца — уж слишком сказочной кажется учёным его биография, — рассказывает Сергей Хведченя, доктор географических наук, научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины (Киев).

Читать еще:  Венское тесто для пасхи

Однако материалы, собранные исследователем, позволили не только полностью восстановить биографию святорусского богатыря, но и ответить на спорные вопросы о жизни Ильи Муромца, ставившие в тупик многих исследователей.

Исцеление Ильи

Согласно былинам Илью Бог послал родителям под старость лет. До 30-33 лет он, отличавшийся богатырским телосложением, «сиднем сидел на печи», потому что «не было в ногах хождения», пока не исцелили его «калики перехожие», после визита которых богатырь сразу поступил на ратную службу. Исследования останков святого Ильи из града Мурома, которые проводились в Киево-Печерской лавре учёными, полностью подтвердили былинную версию жизни Ильи Муромца.

Рост Ильи составлял 177 см — для того времени это был человек очень высокий (рост других святых из лавры — 160-165 см). На костях у мумии были обнаружены хорошо развитые бугристости — это значит, что у человека при жизни была хорошо развита мышечная система. При рентгенологическом исследовании обнаружены изменения, характерные для акромегалии — заболевания, нарушающего пропорциональный рост костей и внутренних органов), — такие люди имеют непропорционально большие конечности, большую голову, «косую сажень в плечах». Исследования показали, что у богатыря был и спондилоартроз — болезнь, похожая на радикулит и препятствующая передвижениям. Хороший мануальный терапевт может, вправив позвонки, быстро поставить человека на ноги. Калики перехожие были, скорее всего, костоправами, которые вернули Илье подвижность.

Бой с Соловьём-разбойником

Самый известный подвиг Ильи Муромца — бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу — «ни конному, ни пешему». Освобождение былинным богатырём пути в Киев (1168 г.) подтверждается историческими фактами. Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, который поставил задачу организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине.

Соловей, похоже, был разбойником, промышлявшим кражами на дороге, а Соловьём его прозвали за умение хорошо свистеть. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую, что имело огромное экономическое значение. Если прямая дорога — пятьсот вёрст, то окольный путь — «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу.

Уход Ильи в монастырь

Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах — переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! В конце XII в. участились нападения на Киев, и монахам приходилось становиться на защиту своей обители. Святорусский богатырь умер от раны в область проекции сердца, проникающей в грудную полость. Смерть, судя по всему, наступила мгновенно.

Каких женщин любил богатырь Илья Муромец

Согласно русскому фольклору, богатырь Илья Муромец обладал невероятной физической силой и в течение жизни совершил множество подвигов. Ратное дело было главным его предназначением. Однако, как и большинство былинных героев, не чурался Муромец и женского общества.

С печи в богатыри

Как известно, из-за своего недуга до 33-х лет Илья Муромец вынужден был жить вместе с родителями. Он не мог ходить и даже двигать руками. Долгие годы Илья просто лежал или сидел на печи. Но однажды в дом к нему заглянули странствующие старцы, которые попросили молодого мужчину принести им воды. И произошло чудо: Муромец поднялся и выполнил просьбу визитеров. После того, как будущий богатырь выпил принесенную им же воду, он исцелился окончательно.

Почувствовав в себе нечеловеческую силу, Илья Муромец по подсказке все тех же старцев отправился в Киев, на службу к князю Владимиру. По пути он сдвинул с земли неподъемный камень, нашел коня, доспехи и оружие. Так началась «вторая», на сей раз активная и полная приключений, жизнь бывшего больного Ильи Муромца.

Вдова из «Тальянской земли»

Конечно, при такой силе и отваге Илья Муромец не остался без внимания дам. Причем, в фольклорных произведениях можно найти не только сведения о его законной жене, но и о случайных связях. Например, согласно сборнику Николая Ончукова «Печорские былины» 1904 года, однажды богатырь повстречался со своим сыном, о существовании которого он ранее даже не догадывался.

Муромец чуть не затеял бой с дерзким молодым человеком по имени Сокольничек, но в процессе предварительного разговора понял, что перед ним стоит его родное чадо. Сокольничек описал свою мать, в которой Илья узнал свою прежнюю зазнобу. Женщина эта была «вдовой калачницей» из «земли Тальянской». Там Муромец, по его же собственным словам, служил когда-то местному королю.

Златогорка

По другой версии, описанной в книге Александра Асова «Атлантида и Древняя Русь», матерью Сокольника была богатырша, поляница Златогорка (Златыгорка). Причем сам Сокольничек знал, кто его отец. Он и разыскал Илью Муромца только для того, чтобы отомстить ему.

Интересно, что аналогичная история развивается и в другом варианте былины. Согласно ему, Илья Муромец какое-то время действительно встречался со Златогоркой (или даже женился на ней), но та родила не сына, а дочь. Повзрослев, дочь Златогорки, так же сжигаемая желанием мести, как и Сокольничек, отправилась на поиски Муромца.

Савишна

Если верить былинным текстам, то законной супругой Ильи Муромца (кроме предполагаемой Златогорки) была и другая поляница Савишна. Дважды Муромцу удавалось избежать боя с Савишной, но на третий –богатырша застала Илью врасплох. Потерпев поражение, Савишна разоблачилась, и Муромец смог наконец-то как следует ее рассмотреть. Красавица пришлась богатырю по душе, и вскоре молодые поженились.

Однако Савишна, впрочем, как и другие воины-девицы, домашним хозяйством заниматься не любила. Она предпочитала оружие и лихих коней. Однажды Савишна даже сразилась вместо мужа с Тугарином-змеем (сборник «Былины. Исторические песни. Баллады»).

Прототип

Но все это произошло в былинных сказаниях, а как же быть с прототипом Ильи Муромца? Одним из основных претендентов на эту роль является Илия Печерский. И не зря: слишком много совпадений в биографиях богатыря и святого. Это и одинаковое место рождения, и одинаковое прозвище «Чоботок», и заболевание позвоночника, и следы от ранений.

Кроме того, согласно фольклорным источникам, Илья Муромец тоже под конец жизни ушел в монастырь и постригся в монахи. Как бы то ни было, описание жития святого отсутствует, что, по мнению историков, свидетельствует о том, что иноком Илия был недолго. Понятно, что, став монахом, Муромец больше никаких отношений с женщинами не имел.

Илья Муромец существовал на самом деле: до 30 лет богатырь не мог ходить, а ростом был — всего 177 см

— Некоторые исследователи до сих пор скептически относятся к реальности Ильи Муромца — уж слишком сказочной кажется учёным его биография, — рассказывает Сергей Хведченя, доктор географических наук, научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины (Киев).

Однако материалы, собранные исследователем, позволили не только полностью восстановить биографию святорусского богатыря, но и ответить на спорные вопросы о жизни Ильи Муромца, ставившие в тупик многих исследователей.

Исцеление Ильи

Согласно былинам Илью Бог послал родителям под старость лет. До 30-33 лет он, отличавшийся богатырским телосложением, «сиднем сидел на печи», потому что «не было в ногах хождения», пока не исцелили его «калики перехожие», после визита которых богатырь сразу поступил на ратную службу. Исследования останков святого Ильи из града Мурома, которые проводились в Киево-Печерской лавре учёными, полностью подтвердили былинную версию жизни Ильи Муромца.

Рост Ильи составлял 177 см — для того времени это был человек очень высокий (рост других святых из лавры — 160-165 см). На костях у мумии были обнаружены хорошо развитые бугристости — это значит, что у человека при жизни была хорошо развита мышечная система. При рентгенологическом исследовании обнаружены изменения, характерные для акромегалии — заболевания, нарушающего пропорциональный рост костей и внутренних органов), — такие люди имеют непропорционально большие конечности, большую голову, «косую сажень в плечах». Исследования показали, что у богатыря был и спондилоартроз — болезнь, похожая на радикулит и препятствующая передвижениям. Хороший мануальный терапевт может, вправив позвонки, быстро поставить человека на ноги. Калики перехожие были, скорее всего, костоправами, которые вернули Илье подвижность.

Бой с Соловьём-разбойником

Самый известный подвиг Ильи Муромца — бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу — «ни конному, ни пешему». Освобождение былинным богатырём пути в Киев (1168 г.) подтверждается историческими фактами. Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, который поставил задачу организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине.

Соловей, похоже, был разбойником, промышлявшим кражами на дороге, а Соловьём его прозвали за умение хорошо свистеть. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую, что имело огромное экономическое значение. Если прямая дорога — пятьсот вёрст, то окольный путь — «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу.

Читать еще:  Где празднуют пасху

Уход Ильи в монастырь

Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах — переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! В конце XII в. участились нападения на Киев, и монахам приходилось становиться на защиту своей обители. Святорусский богатырь умер от раны в область проекции сердца, проникающей в грудную полость. Смерть, судя по всему, наступила мгновенно.

Как Илья из Мурома богатырем стал

В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной.

Был у них один сын Илья. Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся.

Слышит Илья, на печи лежучи, как мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям-дорогам разбойники рыщут, не дают они ни проходу людям, ни проезду. Налетает на Русь Змей Горыныч, в свое логово девушек утаскивает.

Горько Илья, обо всем этом слыша, на судьбу свою жалуется:

— Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам!

Так и шли дни, катились месяцы.

Вот раз отец с матерью пошли в лес пни корчевать, корни выдирать, готовить поле под пахоту. А Илья один на печи лежит, в окошко поглядывает.

Вдруг видит — подходят к его избе три нищих странника.

Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:

— Встань, Илья, отвори калиточку.

— Злые шутки вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.

— А ты приподнимись, Илюшенька.

Рванулся Илья — и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.

— Ну-ка, пройдись, Илья.

Шагнул Илья раз, шагнул другой — крепко его ноги держат, легко его ноги несут.

Обрадовался Илья, от радости слова сказать не может. А калики перехожие ему говорят:

— Принеси-ка, Илюша, студеной воды. Принес Илья студеной воды ведро. Налил странник воды в ковшичек.

— Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озер Руси-матушки.

Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:

— Много ли чуешь в себе силушки?

— Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.

— Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей.

Выпил Илья и остаточек.

— А теперь много в тебе силушки?

— Ох, калики перехожие, столько во мне силы, что, кабы было в небесах кольцо, ухватился бы я за него и всю землю русскую перевернул.

— Слишком много в тебе силушки, надо поубавить, а то земля носить тебя не станет. Принеси-ка еще воды.

Пошел Илья по воду, а его и впрямь земля не несет: нога в земле, что в болоте, вязнет, за дубок ухватился — дуб с корнем вон, цепь от колодца, словно ниточка, на куски разорвалась.

Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются. Уж Илья говорит шепотом, а двери с петель срываются.

Принес Илья воды, налили странники еще ковшичек.

Выпил Илья воду колодезную.

— Сколько теперь в тебе силушки?

— Во мне силушки половинушка.

— Ну, и будет с тебя, молодец. Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек. Никогда только, Илья, со Святогором не спорь, через силу носит его земля. Ты не ссорься с Микулой Селяниновичем, его любит мать — сыра земля. Не ходи еще на Вольгу Всеславьевича, он не силой возьмет, так хитростью-мудростью. А теперь прощай, Илья.

Поклонился Илья каликам перехожим, и ушли они за околицу.

А Илья взял топор и пошел на пожню к отцу с матерью. Видит — малое местечко от пенья-коренья расчищено, а отец с матерью, от тяжелой работы умаявшись, спят крепким сном: люди старые, а работа тяжелая.

Стал Илья лес расчищать — только щепки полетели. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвет.

За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит. Развалил он поле великое, спустил деревья в глубокую реку, воткнул топор в дубовый пень, ухватил лопату да грабли и вскопал поле широкое — только знай зерном засевай!

Проснулись отец с матерью, удивились, обрадовались, добрым словом вспоминали старичков странников.

А Илья пошел себе коня искать.

Вышел он за околицу и видит — ведет мужичок жеребенка рыжего, косматого, шелудивого. Вся цена жеребенку грош, а мужик за него непомерных денег требует: пятьдесят рублей с полтиною.

Купил Илья жеребенка, привез домой, поставил в конюшню, белоярой пшеницей откармливал, ключевой водой отпаивал, чистил, холил, свежей соломы подкладывал.

Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем.

Подводил его Илья к высокому тыну. Стал конь поигрывать, поплясывать, головой повертывать, потряхивать, в лошадиные ноздри пофыркивать. Стал через тын взад-вперед перепрыгивать. Десять раз перепрыгнул и копытом не задел. Положил Илья на Бурушку руку богатырскую — не пошатнулся конь, не шелохнулся конь.

— Добрый конь,— говорит Илья.— Будет он мне верным товарищем.

Стал Илья себе меч по руке искать. Как сожмет в кулаке рукоятку меча, сокрушится рукоять, рассыплется. Нет Илье меча по руке. Бросил Илья мечи бабам лучину щипать. Сам пошел в кузницу, три стрелы себе выковал, каждая стрела весом в целый пуд. Изготовил себе тугой лук, взял копье долгомерное да еще палицу булатную.

Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:

— Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.

Говорит старый Иван Тимофеевич:

— Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословления нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что ты роду черного, крестьянского.

Поклонился Илья отцу с матерью до сырой земли и пошел седлать Бурушку-Косматушку. Положил на коня войлочки, а на войлочки — потнички, а потом седло черкасское с двенадцатью подпругами шелковыми, а с тринадцатой железной, не для красы, а для крепости.

Захотелось Илье свою силу попробовать.

Он подъехал к Оке-реке, уперся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил ее в реку Оку. Завалила гора русло, потекла река по-новому.

Взял Илья хлебца ржаного корочку, опустил ее в реку Оку, сам Оке-реке приговаривал:

— А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца.

На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плеточкой.

Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал. Только пыль по полю столбом поднялась.

Илья муромец лежал на печи

Илья Муромец

В ближних пещерах Киево — Печерской Лавры ученые нашли доказательства того, что похороненный там монах преподобный Илья и былинный богатырь Илья Муромец одно и тоже лицо. Но, даже если Илья Муромец существовал в реальной жизни, почему он неожиданно оставил ратную жизнь и ушел в монастырь? Какие причины заставили богатыря никогда больше не брать в руки меч?

Местом рождения защитника Руси считается село Карачарово, что под Муромом. О дате рождения официальных данных нет, но было это более восьмисот лет назад. Известно, что родители его были крестьянами преклонного возраста.

Главным ключевым моментом, основанном на былинах, является обретение богатырем силы. Первое упоминание о защитнике посвящено рассказу, откуда появился Илья Муромец. Биография рассказывает о чудесном исцелении будущего богатыря.

Былина Как Илья из Мурома богатырем стал

В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной.

Был у них один сын Илья. Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся.

Читать еще:  До ишачьей пасхи происхождение

Слышит Илья, на печи лежучи, как мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям-дорогам разбойники рыщут, не дают они ни проходу людям, ни проезду. Налетает на Русь Змей Горыныч, в свое логово девушек утаскивает.

Горько Илья, обо всем этом слыша, на судьбу свою жалуется:

— Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам!

Так и шли дни, катились месяцы.

Вот раз отец с матерью пошли в лес пни корчевать, корни выдирать, готовить поле под пахоту. А Илья один на печи лежит, в окошко поглядывает.

Вдруг видит — подходят к его избе три нищих странника.

Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:

— Встань, Илья, отвори калиточку.

— Злые шутки вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.

— А ты приподнимись, Илюшенька.

Рванулся Илья — и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.

— Ну-ка, пройдись, Илья.

Шагнул Илья раз, шагнул другой — крепко его ноги держат, легко его ноги несут.

Обрадовался Илья, от радости слова сказать не может. А калики перехожие ему говорят:

— Принеси-ка, Илюша, студеной воды. Принес Илья студеной воды ведро. Налил странник воды в ковшичек.

— Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озер Руси-матушки.

Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскуюВыпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:

— Много ли чуешь в себе силушки?

— Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.

— Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей.

Выпил Илья и остаточек.

— А теперь много в тебе силушки?

— Ох, калики перехожие, столько во мне силы, что, кабы было в небесах кольцо, ухватился бы я за него и всю землю русскую перевернул.

— Слишком много в тебе силушки, надо поубавить, а то земля носить тебя не станет. Принеси-ка еще воды.

Пошел Илья по воду, а его и впрямь земля не несет: нога в земле, что в болоте, вязнет, за дубок ухватился — дуб с корнем вон, цепь от колодца, словно ниточка, на куски разорвалась.

Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются. Уж Илья говорит шепотом, а двери с петель срываются.

Принес Илья воды, налили странники еще ковшичек.

Выпил Илья воду колодезную.

— Сколько теперь в тебе силушки?

— Во мне силушки половинушка.

— Ну, и будет с тебя, молодец. Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек. Никогда только, Илья, со Святогором не спорь, через силу носит его земля. Ты не ссорься с Микулой Селяниновичем, его любит мать — сыра земля. Не ходи еще на Вольгу Всеславьевича, он не силой возьмет, так хитростью-мудростью. А теперь прощай, Илья.

Поклонился Илья каликам перехожим, и ушли они за околицу.

А Илья взял топор и пошел на пожню к отцу с матерью. Видит — малое местечко от пенья-коренья расчищено, а отец с матерью, от тяжелой работы умаявшись, спят крепким сном: люди старые, а работа тяжелая.

Стал Илья лес расчищать — только щепки полетели. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвет.

За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит. Развалил он поле великое, спустил деревья в глубокую реку, воткнул топор в дубовый пень, ухватил лопату да грабли и вскопал поле широкое — только знай зерном засевай!

Проснулись отец с матерью, удивились, обрадовались, добрым словом вспоминали старичков странников.

А Илья пошел себе коня искать.

Вышел он за околицу и видит — ведет мужичок жеребенка рыжего, косматого, шелудивого. Вся цена жеребенку грош, а мужик за него непомерных денег требует: пятьдесят рублей с полтиною.

Купил Илья жеребенка, привез домой, поставил в конюшню, белоярой пшеницей откармливал, ключевой водой отпаивал, чистил, холил, свежей соломы подкладывал.

Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем.

Подводил его Илья к высокому тыну. Стал конь поигрывать, поплясывать, головой повертывать, потряхивать, в лошадиные ноздри пофыркивать. Стал через тын взад-вперед перепрыгивать. Десять раз перепрыгнул и копытом не задел. Положил Илья на Бурушку руку богатырскую — не пошатнулся конь, не шелохнулся конь.

«— Добрый конь», — говорит Илья. — Будет он мне верным товарищем.

Стал Илья себе меч по руке искать. Как сожмет в кулаке рукоятку меча, сокрушится рукоять, рассыплется. Нет Илье меча по руке. Бросил Илья мечи бабам лучину щипать. Сам пошел в кузницу, три стрелы себе выковал, каждая стрела весом в целый пуд. Изготовил себе тугой лук, взял копье долгомерное да еще палицу булатную.

Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:

— Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.

Говорит старый Иван Тимофеевич:

— Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословления нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что ты роду черного, крестьянского.

Поклонился Илья отцу с матерью до сырой земли и пошел седлать Бурушку-Косматушку. Положил на коня войлочки, а на войлочки — потнички, а потом седло черкасское с двенадцатью подпругами шелковыми, а с тринадцатой железной, не для красы, а для крепости.

Захотелось Илье свою силу попробовать.

Он подъехал к Оке-реке, уперся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил ее в реку Оку. Завалила гора русло, потекла река по-новому.

Взял Илья хлебца ржаного корочку, опустил ее в реку Оку, сам Оке-реке приговаривал:

— А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца.

На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плеточкой.

Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал. Только пыль по полю столбом поднялась.

На родине богатыря ходят былины, отождествляющие его образ со святым пророком Илией. Однако это нельзя считать правдой. Единственное, что объединяет этих людей — это имя. Хотя и нет точных сведений о годах жизни Ильи Муромца, но все исторические факты о нем свидетельствуют о временах правления русских князей.

А это означает, что историю богатыря можно причислить приблизительно к 970—1200 годам. В то время как пророк Илия жил до рождества Христова. Получается, что между жизнями этих людей проходит более тысячи лет времени. К тому же считается, что пророк Илия, единственный из людей, кроме Пресвятой Богородицы, был вознесен Богом на небеса, не умирая, вместе с телом. А мощи Ильи Муромца хранятся и по сей день.

В жизни великих людей всегда есть место для народных домыслов и легенд, особенно если это подкреплено временем. Так и жизнь русского богатыря осталась не раскрытой, окутанной завесой тайны. А былины и народные сказания о нем распространены также далеко за пределами русской земли. И всем отлично известно, кто такой Илья Муромец. Биография богатыря располагает к написанию книг и созданию фильмов о самоотверженном защитнике.

Розенкрейцеры — древнее тайное общество, вокруг которого сложено немало легенд. Согласно некоторым документам Д.М.О.Р.К. является мировым философским традиционным, посвященческим движением. Русскоязычная юрисдикция ДМОРК официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции РФ.

Развитие своих «экстрасенсорных мышц» — это процесс, который весьма похож на физическую тренировку. Под экстрасенсорикой чаще всего понимается такое восприятие, которое не использует обычные органы чувств и выходит за пределы человеческих возможностей. Есть различные методики и способы развития экстрасенсорных способностей.

Одна из простейших мантр на очищение звучит так: «Синхих Канальхих», которую можно перевести, как: «я чист» Некоторые благодаря этой молитве смогли раскрыть дар ясновидения в себе.

Скандинавские богини и существа имеют огромное количеств черт, присущих только людям. Эти сходства встречаются как во внешности. Главная из богинь — Фригг, супруга Одина. Ей ведомы судьбы всех людей и богов, не исключая и судьбы, уготованной её сыну Бальдру.

Специалисты цыганского психологического гипноза знают, что любой человек замирает, сковывается, широко раскрывает По своей сути техника цыганского гипноза является самой распространенной разновидностью «обработки» выбранной жертвы.

До начала практики стоит изучить мантры для процветания и богатства, выбрать текст. Для упрощения запоминания слов надо найти перевод, аудиозапись исполненной мастером молитвы. У мантры процветания, богатства есть мгновенный и накопительный эффект.

Азелта Санктум. Портал об эзотерических секретах

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector