4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Илья муромец лежал на печи 33

Илья Муромец

Илья с самого детства ходить не мог. Подрос немного, понимать стал. Люди добрые нашептали, мол, дед виноват в твоей беде. Спроси, зачем он икону порубил. И дед ему рассказал.
— Не рубил я иконы. Прогнал только калик перехожих вместе с ней. Скучно стало! «Не убий! Не возжелай…!» Сплошные запреты! И всё так милостиво. Все люди друг дружке помогают, не завидуют, в беде выручают. Улыбаются тебе, как родному. Такая благодать и райская умиротворенность, что аж тошнит. Становится муторно от избытка душевной сладости, будто меда объелся. Хочется чего-нибудь сломать или, хотя бы, лучку горького пожевать.
И вся эта благодать огорожена запретами. Это – нельзя, то – нельзя: обидишь кого, виновен станешь, совесть заведется и, как чахотка, со свету сживет. Да и калики, все в черном, глаза — долу, даже радуги на небе не видят, ничему не радуются. А у нас — на Ивана Купала — какие были игры, пляски, прыжки через костер! И девушки не стеснялись одежду снять, покрасоваться юным телом.
Запреты! Сплошные запреты! А мне — так напротив, коли скажут, что нельзя, так именно этого и хочется. Вот, кажется, и совсем не нужно было. А как сказали, что нельзя, так и захотелось, аж, до смерти.
Да дело даже не в этом, а в том, что никакого зла, о котором калики говорят, в мире нет. Живи себе, да радуйся всему, что глаз веселит. Рай существует испокон веку вовсе не на небе, а на земле! Только не упусти его. И не надо никаких правил соблюдать, запретов каких-то бояться. Стреляй зайцев, лови рыбу, качай мед, и никто тебе не нужен, как и ты никому!
Осмотрелся Илья, и действительно никакого зла и нет. Разве что сверчок спать не дает, да мыши беспокоят, а летом — мухи с комарами. Вот и лежал он на печи. Мелкие пакости злыдней не стоят и труда. Отмахнулся, закрыл окна и спи. Так он и лежал на печи 33 года. И снились ему девушки, которые все прыгают через костер и так ласково ему улыбаются, рукой машут, зазывают. Но куда ему, больному!

Проснулся он, когда Лихо такую силу набрало, что даже соловьи в разбойников превратились. Девушек не осталось: разбойники заманили в лес и продали иноземцам. Натрещали соловьи в уши князю Владимиру, что нет, и не может быть, на земле никакой любви. И потому боярам, поперед всего, — свобода нужна, чтобы делать все на полную катушку, без нудных препятствий, кому чего захочется. Вот взбредет что князю, даже безудержное, в голову, — и твори от души! Кому какое дело! И рассыпалась земля. Все стали воевать друг с другом. Каждый понимал только то, что он хочет, и норовил наказать тех, кто ему мешал. Предали соловьи землю русскую иноземцам на поругание. Осмеяли богатырей, которые спасти ее хотели, выставили шутами гороховыми перед народом, да и извели всех.
А Илья на печи лежит, да сны видит. Тут опять калики перехожие в дверь постучали. А она не заперта. Вошли.
— Время пришло, Илия, рассказать тебе всю правду!
И поведали, что на белом свете делается. Только теперь он уж не белый, а совсем черным стал. В Храм стали люди ходить по праздникам так, как будто место для себя в раю спешат занять, и самодовольные возвращаются.
И стало Илье так больно и обидно, что все его тело, с головы до пят, как будто молнией передернуло.
— Впервые чувствую боль в ногах, но не ходят они.
— Это мы на тебя такое заклятье наложили, чтобы не извели тебя прежде времени соловьи-разбойники.
— Да как же вы, люди мудрые, до такого бедствия белый свет довели?! Что же ваша правда так долго шла ко мне?! И почему добро перед злом обессилело?
— А ты, мил человек, не гневайся! Надежда на тебя была самая малая. Да и сейчас сомневаемся. Просто никого боле не осталось. Ты один — живой в Карачарово. Даже мать уже не вернется к тебе. Пошла за водой к роднику, там ее и полонил Соловей-Разбойник.
А зло всегда сильнее добра, поскольку не знает никаких запретов. Кажется, — воля вольная и души простор, а на самом деле зло самое черное и есть. И чтобы его победить, надо людям сами запреты сделать желанными. Тогда они уже не запретами становятся, а звеньями глубокого колодца с живой водой, из которого люди утоляют свою жажду в понимании, верной дружбе, светлой любви. И никакую свою жертву ради общей победы добра над злом, правды над ложью даже жертвой не считают. Свою смерть в жизнь превращают. Но дать тебе воды из этого колодца, — никто не в силах, даже и мы, как бы ни хотели. Сам ты ее должен добыть.
Посмотри на этот ковш. Он, ведь, тоже запрет: запрет воде растекаться. А чистую правду, которую ты этим ковшом пил, тебе мать завсегда из родника приносила. Только ты ее за простую воду принимал. Поскольку не сам за ней ходил.
— Неужто некому Лихо унять?!
— Да, Илюша, все спят, соловьев заслушались! Ты один, окна закрыл и соловьев не слышал. И тебе теперь уже никто не подсобит. Когда мы уйдем, не сможешь даже воды испить.
Если встанешь на ноги, пронзит их боль адская. Одолеть ее способна только боль сердца за родную землю. Первая боль в землю уйдет, когда полонишь Соловья-Разбойника. А сердечная — будет вечно с тобой, превращаясь в непобедимую силу богатырскую, коли будешь поступать по правде и совести и не увидишь в том досадных запретов для своей гордыни. Вот тогда и станет добро сильнее зла. А покуда – нет этого….
Подал Илья каликам перехожим воды, а наутро — полонил самого свирепого и могучего Соловья-Разбойника.

Илья Муромец существовал на самом деле: до 30 лет богатырь не мог ходить, а ростом был — всего 177 см

— Некоторые исследователи до сих пор скептически относятся к реальности Ильи Муромца — уж слишком сказочной кажется учёным его биография, — рассказывает Сергей Хведченя, доктор географических наук, научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины (Киев).

Однако материалы, собранные исследователем, позволили не только полностью восстановить биографию святорусского богатыря, но и ответить на спорные вопросы о жизни Ильи Муромца, ставившие в тупик многих исследователей.

Исцеление Ильи

Согласно былинам Илью Бог послал родителям под старость лет. До 30-33 лет он, отличавшийся богатырским телосложением, «сиднем сидел на печи», потому что «не было в ногах хождения», пока не исцелили его «калики перехожие», после визита которых богатырь сразу поступил на ратную службу. Исследования останков святого Ильи из града Мурома, которые проводились в Киево-Печерской лавре учёными, полностью подтвердили былинную версию жизни Ильи Муромца.

Рост Ильи составлял 177 см — для того времени это был человек очень высокий (рост других святых из лавры — 160-165 см). На костях у мумии были обнаружены хорошо развитые бугристости — это значит, что у человека при жизни была хорошо развита мышечная система. При рентгенологическом исследовании обнаружены изменения, характерные для акромегалии — заболевания, нарушающего пропорциональный рост костей и внутренних органов), — такие люди имеют непропорционально большие конечности, большую голову, «косую сажень в плечах». Исследования показали, что у богатыря был и спондилоартроз — болезнь, похожая на радикулит и препятствующая передвижениям. Хороший мануальный терапевт может, вправив позвонки, быстро поставить человека на ноги. Калики перехожие были, скорее всего, костоправами, которые вернули Илье подвижность.

Читать еще:  В честь чего праздник пасха

Бой с Соловьём-разбойником

Самый известный подвиг Ильи Муромца — бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу — «ни конному, ни пешему». Освобождение былинным богатырём пути в Киев (1168 г.) подтверждается историческими фактами. Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, который поставил задачу организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине.

Соловей, похоже, был разбойником, промышлявшим кражами на дороге, а Соловьём его прозвали за умение хорошо свистеть. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую, что имело огромное экономическое значение. Если прямая дорога — пятьсот вёрст, то окольный путь — «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу.

Уход Ильи в монастырь

Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах — переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! В конце XII в. участились нападения на Киев, и монахам приходилось становиться на защиту своей обители. Святорусский богатырь умер от раны в область проекции сердца, проникающей в грудную полость. Смерть, судя по всему, наступила мгновенно.

Каких женщин любил богатырь Илья Муромец

Согласно русскому фольклору, богатырь Илья Муромец обладал невероятной физической силой и в течение жизни совершил множество подвигов. Ратное дело было главным его предназначением. Однако, как и большинство былинных героев, не чурался Муромец и женского общества.

С печи в богатыри

Как известно, из-за своего недуга до 33-х лет Илья Муромец вынужден был жить вместе с родителями. Он не мог ходить и даже двигать руками. Долгие годы Илья просто лежал или сидел на печи. Но однажды в дом к нему заглянули странствующие старцы, которые попросили молодого мужчину принести им воды. И произошло чудо: Муромец поднялся и выполнил просьбу визитеров. После того, как будущий богатырь выпил принесенную им же воду, он исцелился окончательно.

Почувствовав в себе нечеловеческую силу, Илья Муромец по подсказке все тех же старцев отправился в Киев, на службу к князю Владимиру. По пути он сдвинул с земли неподъемный камень, нашел коня, доспехи и оружие. Так началась «вторая», на сей раз активная и полная приключений, жизнь бывшего больного Ильи Муромца.

Вдова из «Тальянской земли»

Конечно, при такой силе и отваге Илья Муромец не остался без внимания дам. Причем, в фольклорных произведениях можно найти не только сведения о его законной жене, но и о случайных связях. Например, согласно сборнику Николая Ончукова «Печорские былины» 1904 года, однажды богатырь повстречался со своим сыном, о существовании которого он ранее даже не догадывался.

Муромец чуть не затеял бой с дерзким молодым человеком по имени Сокольничек, но в процессе предварительного разговора понял, что перед ним стоит его родное чадо. Сокольничек описал свою мать, в которой Илья узнал свою прежнюю зазнобу. Женщина эта была «вдовой калачницей» из «земли Тальянской». Там Муромец, по его же собственным словам, служил когда-то местному королю.

Златогорка

По другой версии, описанной в книге Александра Асова «Атлантида и Древняя Русь», матерью Сокольника была богатырша, поляница Златогорка (Златыгорка). Причем сам Сокольничек знал, кто его отец. Он и разыскал Илью Муромца только для того, чтобы отомстить ему.

Интересно, что аналогичная история развивается и в другом варианте былины. Согласно ему, Илья Муромец какое-то время действительно встречался со Златогоркой (или даже женился на ней), но та родила не сына, а дочь. Повзрослев, дочь Златогорки, так же сжигаемая желанием мести, как и Сокольничек, отправилась на поиски Муромца.

Савишна

Если верить былинным текстам, то законной супругой Ильи Муромца (кроме предполагаемой Златогорки) была и другая поляница Савишна. Дважды Муромцу удавалось избежать боя с Савишной, но на третий –богатырша застала Илью врасплох. Потерпев поражение, Савишна разоблачилась, и Муромец смог наконец-то как следует ее рассмотреть. Красавица пришлась богатырю по душе, и вскоре молодые поженились.

Однако Савишна, впрочем, как и другие воины-девицы, домашним хозяйством заниматься не любила. Она предпочитала оружие и лихих коней. Однажды Савишна даже сразилась вместо мужа с Тугарином-змеем (сборник «Былины. Исторические песни. Баллады»).

Прототип

Но все это произошло в былинных сказаниях, а как же быть с прототипом Ильи Муромца? Одним из основных претендентов на эту роль является Илия Печерский. И не зря: слишком много совпадений в биографиях богатыря и святого. Это и одинаковое место рождения, и одинаковое прозвище «Чоботок», и заболевание позвоночника, и следы от ранений.

Кроме того, согласно фольклорным источникам, Илья Муромец тоже под конец жизни ушел в монастырь и постригся в монахи. Как бы то ни было, описание жития святого отсутствует, что, по мнению историков, свидетельствует о том, что иноком Илия был недолго. Понятно, что, став монахом, Муромец больше никаких отношений с женщинами не имел.

Илья Муромец существовал на самом деле: до 30 лет богатырь не мог ходить, а ростом был — всего 177 см

— Некоторые исследователи до сих пор скептически относятся к реальности Ильи Муромца — уж слишком сказочной кажется учёным его биография, — рассказывает Сергей Хведченя, доктор географических наук, научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины (Киев).

Однако материалы, собранные исследователем, позволили не только полностью восстановить биографию святорусского богатыря, но и ответить на спорные вопросы о жизни Ильи Муромца, ставившие в тупик многих исследователей.

Исцеление Ильи

Согласно былинам Илью Бог послал родителям под старость лет. До 30-33 лет он, отличавшийся богатырским телосложением, «сиднем сидел на печи», потому что «не было в ногах хождения», пока не исцелили его «калики перехожие», после визита которых богатырь сразу поступил на ратную службу. Исследования останков святого Ильи из града Мурома, которые проводились в Киево-Печерской лавре учёными, полностью подтвердили былинную версию жизни Ильи Муромца.

Рост Ильи составлял 177 см — для того времени это был человек очень высокий (рост других святых из лавры — 160-165 см). На костях у мумии были обнаружены хорошо развитые бугристости — это значит, что у человека при жизни была хорошо развита мышечная система. При рентгенологическом исследовании обнаружены изменения, характерные для акромегалии — заболевания, нарушающего пропорциональный рост костей и внутренних органов), — такие люди имеют непропорционально большие конечности, большую голову, «косую сажень в плечах». Исследования показали, что у богатыря был и спондилоартроз — болезнь, похожая на радикулит и препятствующая передвижениям. Хороший мануальный терапевт может, вправив позвонки, быстро поставить человека на ноги. Калики перехожие были, скорее всего, костоправами, которые вернули Илье подвижность.

Читать еще:  В ожидании пасхи

Бой с Соловьём-разбойником

Самый известный подвиг Ильи Муромца — бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу — «ни конному, ни пешему». Освобождение былинным богатырём пути в Киев (1168 г.) подтверждается историческими фактами. Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, который поставил задачу организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине.

Соловей, похоже, был разбойником, промышлявшим кражами на дороге, а Соловьём его прозвали за умение хорошо свистеть. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую, что имело огромное экономическое значение. Если прямая дорога — пятьсот вёрст, то окольный путь — «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу.

Уход Ильи в монастырь

Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах — переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! В конце XII в. участились нападения на Киев, и монахам приходилось становиться на защиту своей обители. Святорусский богатырь умер от раны в область проекции сердца, проникающей в грудную полость. Смерть, судя по всему, наступила мгновенно.

Еще один повод для споров: где на самом деле родился Илья Муромец

2 августа в Киеве открыли памятник, посвященный богатырю Илье Муромцу. Виталий Кличко в свое речи назвал былинного персонажа украинским богатырем. Его слова вызвали большой резонанс в социальных сетях. InfoResist разбирается, где на самом деле родился Илья Муромец и почему на него претендуют Россия, Украина и Белоруссия.

Что произошло?

Постамент знаменитому богатырю был открыт в одноименно парке «Муромец». Это бывший парк Дружбы народов, который переименовали власти столицы. Именно тогда и начался активный процесс «украинизации» богатыря.

Слова Виталия Кличко об украинских корнях мифологического персонажа вызвали широкий резонанс в интернете. Так, например, в России возмутились, что Украина «присвоила» себе русского богатыря. Блогер Рустем Адагамов написал в Facebook: «Офигеть, русский богатырь Илья Муромец из села Карачарово во Владимирской области, теперь оказывается, украинский герой из украинской мифологии. Господи».

При этом часть пользователей, которые оставили комментарии под этим постом, поддержали автора, а вторая часть возразила. Последние указали на то, что большинство былин о богатыре связаны с киевским князем Владимиром, а мощи Ильи Муромца находятся в Киево-Печерской лавре.

Кто такой Илья Муромец?

Илья Муромец появился на свет примерно между 1150 и 1165 годами. Согласно легенде, он до 33 лет пролежал на печи, так как страдал тяжелым заболеванием и не мог ходить. Одна его исцелили волхвы или же так называемые «калики перехожие». Это произошло когда они зашли в дом богатыря и попросили воды, однако он им ответил, что не может встать. После этого волхвы еще раз попросили воды, Илья смог с трудом подняться и подойти к сосуду с водой. После этого каклики приказали выпить воду Муромцу, и он полностью исцелился и обрел нечеловеческую силу. Действительно, эксперты рассмотрели на позвонках скелета следы заболевания спондилоартроза (воспалительное заболевание, которое ограничивает подвижность позвоночника), которое может приковать человека к постели и лечится костоправами.

После исцеления Илья принял православие. Он много лет состоял в дружине киевского князя, был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений. Илья Муромец прославился многочисленными воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал абсолютно бескорыстно, только для борьбы с врагами Отечества, защиты русских людей и восстановления справедливости.

Первое упоминание Ильи Муромца найдено в письме, которое в 1574 году оршанский староста Филон Кмита отправил смотрителю Тракайского замка. Послание написано на языке Великого княжества Литовского, который в зависимости от своего гражданства ученые сейчас называют «старобелорусским», «староукраинским» или «западнорусским».

Известно, что богатырь погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем в 1204 году.

Родина Ильи Муромца

Существует несколько научных теорий о происхождении богатыря Ильи Муромца. Первоначальная версия гласит, что богатырь родился в селе Карачарово, которое расположено неподалеку от города Мурома Владимирской области (территория современной России).

Однако примерно в 19 веке исследователи выдвинули версию, что на самом деле Илья Муромец родился в селе Карачев, которое расположено рядом с Моровийском Черниговской области. Предполагаемые места рождения героя созвучны, поэтому ошибка с легкостью закралась в эпос.

«Первое упоминание об Илье Мурованине было не в российских источниках, а именно в украинских. Но немного под другим названием. То есть не Муромец на тот момент было, а Мурованин. И именно поэтому исследователи часто это связывали с Черниговщиной, где собственно и сейчас есть село Муромск», – рассказал журналист Александр Доний.

Интересно, что в народном эпосе персонаж Ильи Муромца слился с образом преподобного Илии Печерского. О последнем известно, что он жил примерно в 12 веке и скончался на территории Киево-Печерской лавры. Преподобный Илия, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской лавре, канонизирован в 1643 году под именем «Ильи из Мурома» и называется среди возможных прототипов богатыря.

Илия Печерский — предполагаемый прототип Ильи Муромца

В 1988 году провели экспертизу останков из лавры. Исследователи выяснили, что рост воина составлял 177 см. Средний рост мужчин в Древней Руси не превышал 160 см. На момент смерте Илье было примерно 40-55 лет, а погиб он от ранения в область сердца.

«В 1980-ых годах был сделан анализ останков. И учёные утверждают, что в детстве этот человек перенёс паралич нижних конечностей. То есть это достаточно схоже с былинным персонажем, который где-то до 30 лет не мог ходит. Здесь много схожего есть», – подчеркнул Доний.

Мощи Илии Печерского

В Беларуси также есть собственная версия происхождения Ильи Муромца. Главное объяснение – впервые о богатыре написал Кмит Чернобыльский – староста белорусского города Орши. Существует теория, сделанная на основе сведениях о путешествии Муромца в Киев. Так, например, Николай Чубрик считает, что в Киев богатырь ехал через Полесье, поскольку в легендах упоминаются «грязи великие», на которые он наткнулся, а других обширных болот на пути в Киев нет. Следовательно, сделал вывод исследователь, Илья Муромец ехал в Киев с территории нынешней Беларуси. Впрочем, большого распространения эта теория не получила.

«Но, тем не менее, это персонаж, за который могут соревноваться полноценно оба народа. Безусловно, это еще один повод для информационной войны. И не только лишь для информационной войны. Россияне вот, например, могут трактовать как общую историю. Таким образом они пытаются утверждать, что и Киев их. То есть здесь ситуация достаточно не однозначная. Но лучше забирать всё, что касательно правды истории Украины, чем разбазаривать её, разбрасываться украинскими персонажами, украинскими кадрами. Поэтому я ничего плохого в упоминании об украинских корнях Ильи Муромца не вижу. Тем более с исторической точки зрения такую версию можно доказать», – рассказал журналист.

Читать еще:  Огонь на пасху

Как Илья из Мурома богатырем стал

В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной.

Был у них один сын Илья. Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся.

Слышит Илья, на печи лежучи, как мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. По путям-дорогам разбойники рыщут, не дают они ни проходу людям, ни проезду. Налетает на Русь Змей Горыныч, в свое логово девушек утаскивает.

Горько Илья, обо всем этом слыша, на судьбу свою жалуется:

— Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам!

Так и шли дни, катились месяцы.

Вот раз отец с матерью пошли в лес пни корчевать, корни выдирать, готовить поле под пахоту. А Илья один на печи лежит, в окошко поглядывает.

Вдруг видит — подходят к его избе три нищих странника.

Постояли они у ворот, постучали железным кольцом и говорят:

— Встань, Илья, отвори калиточку.

— Злые шутки вы, странники, шутите: тридцать лет я на печи сиднем сижу, встать не могу.

— А ты приподнимись, Илюшенька.

Рванулся Илья — и спрыгнул с печи, стоит на полу и сам своему счастью не верит.

— Ну-ка, пройдись, Илья.

Шагнул Илья раз, шагнул другой — крепко его ноги держат, легко его ноги несут.

Обрадовался Илья, от радости слова сказать не может. А калики перехожие ему говорят:

— Принеси-ка, Илюша, студеной воды. Принес Илья студеной воды ведро. Налил странник воды в ковшичек.

— Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех озер Руси-матушки.

Выпил Илья и почуял в себе силу богатырскую. А калики его спрашивают:

— Много ли чуешь в себе силушки?

— Много, странники. Кабы мне лопату, всю бы землю вспахал.

— Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей земли роса, с зеленых лугов, с высоких лесов, с хлебородных полей. Пей.

Выпил Илья и остаточек.

— А теперь много в тебе силушки?

— Ох, калики перехожие, столько во мне силы, что, кабы было в небесах кольцо, ухватился бы я за него и всю землю русскую перевернул.

— Слишком много в тебе силушки, надо поубавить, а то земля носить тебя не станет. Принеси-ка еще воды.

Пошел Илья по воду, а его и впрямь земля не несет: нога в земле, что в болоте, вязнет, за дубок ухватился — дуб с корнем вон, цепь от колодца, словно ниточка, на куски разорвалась.

Уж Илья ступает тихохонько, а под ним половицы ломаются. Уж Илья говорит шепотом, а двери с петель срываются.

Принес Илья воды, налили странники еще ковшичек.

Выпил Илья воду колодезную.

— Сколько теперь в тебе силушки?

— Во мне силушки половинушка.

— Ну, и будет с тебя, молодец. Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек. Никогда только, Илья, со Святогором не спорь, через силу носит его земля. Ты не ссорься с Микулой Селяниновичем, его любит мать — сыра земля. Не ходи еще на Вольгу Всеславьевича, он не силой возьмет, так хитростью-мудростью. А теперь прощай, Илья.

Поклонился Илья каликам перехожим, и ушли они за околицу.

А Илья взял топор и пошел на пожню к отцу с матерью. Видит — малое местечко от пенья-коренья расчищено, а отец с матерью, от тяжелой работы умаявшись, спят крепким сном: люди старые, а работа тяжелая.

Стал Илья лес расчищать — только щепки полетели. Старые дубы с одного взмаха валит, молодые с корнем из земли рвет.

За три часа столько поля расчистил, сколько вся деревня за три дня не осилит. Развалил он поле великое, спустил деревья в глубокую реку, воткнул топор в дубовый пень, ухватил лопату да грабли и вскопал поле широкое — только знай зерном засевай!

Проснулись отец с матерью, удивились, обрадовались, добрым словом вспоминали старичков странников.

А Илья пошел себе коня искать.

Вышел он за околицу и видит — ведет мужичок жеребенка рыжего, косматого, шелудивого. Вся цена жеребенку грош, а мужик за него непомерных денег требует: пятьдесят рублей с полтиною.

Купил Илья жеребенка, привез домой, поставил в конюшню, белоярой пшеницей откармливал, ключевой водой отпаивал, чистил, холил, свежей соломы подкладывал.

Через три месяца стал Илья Бурушку на утренней заре на луга выводить. Повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем.

Подводил его Илья к высокому тыну. Стал конь поигрывать, поплясывать, головой повертывать, потряхивать, в лошадиные ноздри пофыркивать. Стал через тын взад-вперед перепрыгивать. Десять раз перепрыгнул и копытом не задел. Положил Илья на Бурушку руку богатырскую — не пошатнулся конь, не шелохнулся конь.

— Добрый конь,— говорит Илья.— Будет он мне верным товарищем.

Стал Илья себе меч по руке искать. Как сожмет в кулаке рукоятку меча, сокрушится рукоять, рассыплется. Нет Илье меча по руке. Бросил Илья мечи бабам лучину щипать. Сам пошел в кузницу, три стрелы себе выковал, каждая стрела весом в целый пуд. Изготовил себе тугой лук, взял копье долгомерное да еще палицу булатную.

Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью:

— Отпустите меня, батюшка с матушкой, в стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов.

Говорит старый Иван Тимофеевич:

— Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела моего благословления нет. Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что ты роду черного, крестьянского.

Поклонился Илья отцу с матерью до сырой земли и пошел седлать Бурушку-Косматушку. Положил на коня войлочки, а на войлочки — потнички, а потом седло черкасское с двенадцатью подпругами шелковыми, а с тринадцатой железной, не для красы, а для крепости.

Захотелось Илье свою силу попробовать.

Он подъехал к Оке-реке, уперся плечом в высокую гору, что на берегу была, и свалил ее в реку Оку. Завалила гора русло, потекла река по-новому.

Взял Илья хлебца ржаного корочку, опустил ее в реку Оку, сам Оке-реке приговаривал:

— А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца.

На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плеточкой.

Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал. Только пыль по полю столбом поднялась.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector