Главный пасхальный гимн в чём его смысл
Урок 8 ПАСХА
Вы узнаете:
— Что воскресенье не только день недели
— Что такое Пасха
— Как празднуют Пасху
Сначала размышляем сами
1. Вам знакомо слово Пасха? Вспомните, в какое время года вы его слышали особенно часто?
2. Какие воспоминания связаны для вас с этим словом?
История Христа не заканчивается Его казнью. Евангелие рассказывает, что после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
Знакомое вам слово воскресенье связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень крес означает жить, сиять, сверкать. Воскресение – день возобновления жизни.
Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось Его тело. Они рассказали, что тело Христа стало сияющим, как бы «воздушным», неподвластным силе земного притяжения. Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить через стены и закрытые двери.
Христиане верят в то, что с ними однажды произойдет то же самое, что произошло с Иисусом Христом. Они тоже воскреснут. Однажды к мальчику, который ничего не слышал о христианах, в день Пасхи обратился прохожий: «Братишка, Христос воскресе!». Парень растерялся. Он не очень понял, о чем ему говорят и чего от него ожидают. Но он понял, что ему сказали (пожелали) что-то доброе. И поэтому он ответил: «И Вам того же!». И он оказался прав. Потому что и в самом деле самое главное, чего для себя желал бы христианин – чтобы и его жизнь, даже пройдя через кончину, все же продолжилась воскресением. Как это было в жизни Христа.
Имя Иисус значит «спаситель». Христос именуется Спасителем потому, что на крест Он пошел ради спасения людей.
Что угрожало тогда людям? То же, что и сегодня: смерть, потеря души, потеря Бога.
Зло, которое творили люди до распятия Христа, в минуту Его казни и во все века, то есть всё зло, которое было, есть и будет в человеческой истории, Христос вызывает на бой. Он «берет на себя грехи всего человечества». Все самые плохие последствия, которые могли бы вызвать грехи людей, Христос берет на Себя. Библия говорит, что смерть человека – это следствие его греха. Христос же, в Котором не было греха, не мог стать и добычей для смерти. Поэтому, приняв смерть, Христос в Себе её переломил, победил. И воскрес.
Для христиан это означает, что люди, вслед за Христом, не навсегда останутся в плену у смерти. Однажды они, пройдя через могильное молчание, воскреснут, как и Христос.
В природе христиане видят много образов, напоминающих о Пасхе. Например — гусеницу, которая вдруг перестает питаться листьями и на время превращается в казалось бы мертвый кокон. Но там, в коконе, незаметно для окружающих у неё вырастают крылья. И однажды она вылетит из него бабочкой.
В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – Пасха Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке означает «переход», «избавление»).
Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.
На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.
Главный подарок этого праздника – пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь – поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям.
Друзей у нас много, подарков тоже нужно приготовить достаточно. Многих надо успеть поздравить. И поэтому православные христиане в день Пасхи не ездят на кладбища. Праздник жизни надо проводить среди живых.
После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока, стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам. Зато на Пасху — пир горой! На стол подаются крашеные вареные яйца, а также куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника — пасха.
Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд.
Всю неделю после пасхальной ночи вся праздничная служба повторяется по утрам, причем и дети могут участвовать в шествии «крестного хода». Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни. Они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола.
ВРЕЗКА
Пасхальный гимн:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!». – «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!»
ВРЕЗКА Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес.
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля!
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
(Аполлон Майков)
ВОПРОСЫ и задания:
1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
32. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
43. Как звучит главный пасхальный гимн?
54. В чем состоит христианский пост?
Илл.: Фото: пасхальные яйца Фаберже,
фото пасхального крестного хода
фото: кувуклия Воскресения в храме Гроба Господня в Иерусалиме
Икона Воскресение Христово
Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
Воскресение Христово, Пасха, является главным церковным праздником, как поется в церковных песнопениях, «праздником праздников и торжеством из торжеств». Пасха всегда празднуется в воскресенье и поэтому приходится не на определенное число, а на разные даты. Русская Православная Церковь живет по особому, юлианскому календарю и по нему же вычисляет день празднования Пасхи. Мы отмечаем Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Наше вычисление Пасхи находится в полном соответствии с постановлениями I Вселенского Собора.
От дня празднования Пасхи зависят все связанные с ней подвижные праздники: Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи) и Троица, или Пятидесятница (на пятидесятый день по Пасхе). Также от Пасхи зависит Великий пост, он готовит нас к дню Воскресения Христова и начинается за семь недель до Пасхи.
Великий пост
Великопостное богослужение довольно сильно отличается от обычного, годового. Хотя совершается суточный круг служб, но богослужение отмечено особой строгостью и продолжительностью, на службе меньше поют, больше читают, священники облачены в черные строгие ризы.
Во время служб часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Великим постом только по субботам и воскресеньям совершается полная литургия. В среду и пятницу совершается особая литургия, именуемая литургией Преждеосвященных Даров. Святые Дары на ней освящаются и заготавливаются на литургии в воскресенье. В первую неделю Великого поста, в первые четыре дня, в храмах читают по вечерам Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Также этот канон прочитывается полностью в четверг пятой недели Великого поста. Эта служба называется Марииным стоянием, потому что во время нее читают житие преподобной Марии Египетской и на великом каноне есть тропари, посвященные ей [1] .
Вход Господень в Иерусалим
В воскресный день за неделю до Пасхи празднуется двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим, называемый также Неделей Ваий или Вербным воскресеньем. В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос за несколько дней до Своих крестных страданий торжественно въехал в Иерусалим сидя на молодом осле, а весь народ с ликованием встречал Его как Помазанника Божия [2] . В память о том, как люди в Иерусалиме встречали Христа с ветвями деревьев и пальм (по-славянски — ваий), мы в этот день приходим в храм с ветвями вербы (в средней полосе к этому времени она обычно уже распускается).
Накануне этого дня, в субботу, Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Тропарь Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим один:
Страстная седмица
Следующая неделя перед Пасхой имеет название Страстной седмицы. То есть неделя, посвященная страстям, страданиям Спасителя. Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе), и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь.
Пасха Христова и Светлая седмица
Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость предызображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.
Служба Святой Пасхи происходит таким образом. С вечера в субботу перед плащаницей начинают читать книгу Деяний святых апостолов. В одинадцать часов или в половине двенадцатого совершается полунощница, и плащаница уносится в алтарь. В полночь начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Ночное шествие вокруг храма с иконами, хоругвями и свечами напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц. Обойдя храм крестным ходом с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе. », верующие останавливаются перед закрытыми дверьми храма: они олицетворяют камень, которым был завален гроб Распятого. Предстоятель с кадилом возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:
Начинается пасхальная заутреня, главной частью которой является пасхальный канон — творение святого Иоанна Дамаскина. После каждой песни совершается каждение. Священнослужители приветствуют друг друга и прихожан: «Христос Воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину Воскресе!» В конце утрени хор поет победно-радостные стихиры Пасхи. После утрени поются часы, а затем совершается пасхальная Божественная литургия.
В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием: «Христос Воскресе!» При этом с апостольских времен принято целование. По традиции верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!» Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше Кровью Иисуса Христа.
Праздник Пасхи празднуется в продолжение тридцати девяти дней. Особенно торжественно совершается служба в первые семь дней — на Светлой седмице. Все эти дни царские врата открыты, символически указывая, что Спаситель Своим воскресением открыл нам Царство Небесное. Служба на Светлой седмице почти такая же, как в день самой Пасхи. Каждый день после литургии совершается пасхальный крестный ход вокруг храма. Земные поклоны во время богослужения и молитвы отменяются до дня Святой Троицы.
Вознесение Господне
После завершения дней празднования святой Пасхи, на сороковой день после нее, Церковь празднует Вознесение Господне. Таким образом, праздник Вознесения всегда приходится на четверг шестой недели после Пасхи. В этот день воспоминается, как Господь Иисус Христос, пообещав Своим ученикам и апостолам неотступно невидимо пребывать с ними, телесно вознесся от них на небо [3] . Возносясь, Господь пообещал Своим ученикам, что Он пошлет им от Небесного Отца Своего Утешителя, Святого Духа.
Пятидесятница. День Святой Троицы
Спустя десять дней после Вознесения Господня, в седьмое воскресенье после Пасхи, Церковь празднует день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день принято украшать храм травой и зелеными ветвями деревьев. Живая зелень символизирует животворящее действие Духа Святого.
После Божественной литургии в этот день служится великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы.
Конспект урока по ОРКСЭ ОПК на тему «Пасха»
Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления
Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?
Можно ли избежать переутомления?
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и культуры религий народов России
Конспект урока по теме «Пасха»
Слушатель курсов повышения квалификации по предмету _
Основы православной культуры (шифр 00776)
Рутковская Любовь Александровна
Место работы ГБОУ Школа №2098
Основы православной культуры
Цель урока: формирование у учащихся представления о главном православном празднике – Пасхе Христовой; познакомить с символами, обычаями и традициями, связанными с данным праздником.
образовательные: познакомить учащихся с праздником Пасха, сформировать понимание ключевых понятий урока;
воспитательные: воспитывать уважение к христианской культуре, к православным праздникам, приобщать учащихся к культурным традициям, воспитывать дружелюбие;
развивающие: развивать умение осуществлять поиск и обработку информации, развивать умение работать с текстом учебника, вести диалог, развивать интерес к православной культуре.
Виды деятельности: комментированное чтение текста, беседа, самостоятельная творческая работа учащихся, работа в группах, работа с иллюстративным материалом.
Основные понятия: воскресение, Великий пост, Спаситель, Пасха, Крестный ход.
Средства наглядности: презентация.
Учитель приветствует учащихся.
Должен всем пойти он впрок.
А для этого должны
Быть внимательными вы.
Учащиеся сообщают о готовности к уроку.
2. Самоопределение к учебной деятельности
— Любите ли вы праздники?
— Какие праздники вы знаете?
— Какие из них ваши любимые?
— Вспомните настроение этих дней. Какими словами можно определить это настроение?
3. Актуализация знаний
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит;
Заря глядит уже с небес:
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес:
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля:
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Какое настроение в этом стихотворении?
О каком времени года года говорится в стихотворении?
Какие слова нам помогают это понять?
Назовите главную мысль стихотворения.
Кто такой Иисус Христос?
О каком празднике говорится в стихотворении?
Что вы знаете об этом празднике?
В какой день недели празднуется Пасха?
Почему этот день так называется?
Хотите больше узнать об этом празднике и об этом дне?
А как мы можем это сделать?
История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
— Что такое Евангелие?
— С полей уж снят покров снегов,
реки рвутся из оков, просыпается земля, одеваются поля, весна идёт.
Учащиеся отвечают на вопрос.
Высказывают своё мнение.
Послушать рассказ учителя, прочитать текст в учебнике.
— Это книга, в которой рассказывается о жизни Иисуса Христа.
4. Выявление места и причины затруднения
— Откройте учебник на с. 28 и прочитайте рубрику «Вы узнаете».
— Какие вопросы вызвали затруднение?
Читают вопросы из учебника и сами пытаются дать ответ.
5. Изучение нового материала
Работа по учебнику.
Чтение текста на с. 28.
От слова «воскресение» образовалось название дня недели «воскресенье». Что же означает слово «воскресение»?
Имя Иисус значит Бог Спасает. От чего же спасает людей смерть Иисуса Христа? Прочитайте об этом на с. 29.
В природе можно увидеть многое, что напоминает о Пасхе. Обсудите в группах и приведите свои примеры.
Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвящённый исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать «прехождение от смерти к жизни». Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: «Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал». Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.
Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Её определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило, это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.
Прочитайте рубрику «Это интересно» на с. 29.
— А что же предшествует празднику Пасхи?
— За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.
— Что такое церковный пост, кто знает?
Учитель уточняет ответы учащихся:
— Пост — это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.
Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!» Свершается Крестный ход вокруг церкви.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа.
Прочитаем подробнее об этом в учебнике на с. 30 – 31.
Вот мы с вами прочитали и о пасхальной ночи и о пасхальном гимне, о посте и пасхальных яйцах… А кто знает, что значит слово «разговляться»?
Разговляться – вкушать скоромную пищу, освящённые в храмах куличи , пасху, яйца.
А кто знает, почему чаще всего на Пасху яйца красят в красный цвет?
— Красный цвет – цвет крови , пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: «Христос воскресе!» На что Тиберий ответил: «Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным». И тут же яйцо покраснело. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: «Воистину воскресе». Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.
— Вот и мы с вами сегодня попробуем раскрасить пасхальные яйца, а в конце урока устроим выставку работ.
Раздаточный материал для самостоятельной работы:
Чтение материала учебника и просмотр иллюстраций.
День возобновления жизни.
Делятся на группы по 4 человека.
подснежники пробиваются из-под снега, распускаются почки на деревьях…
Главный пасхальный гимн в чём его смысл
Отверзлись праведным душам.
Отрадна стала жизнь земная,
И смерть теперь не страшна нам.
Христос воскрес, Христос воскрес, Христос воскрес!!
Воскрес наш смерти Победитель,
Воскреснет также наша плоть.
Он даст нам райскую обитель,
Так будем жить, как жил Господь.
Христос воскрес, Христос воскрес, Христос воскрес.
Ликуй же с нами вся природа,
Ликуй и радуйся вся тварь.
Тебе и нам дана свобода
От вечных мук, от вечных кар.
Христос воскрес, Христос воскрес, Христос воскрес.
О, как велик Господь во славе,
Как дивна к нам Его любовь.
Достойну песнь Его державе
Воспеть не станет сил и слов.
Христос воскрес, Христос воскрес, Христос воскрес.
И пусть победный гимн несется
От юных, пламенных сердец,
И с песнью Ангелов сольется.
К Тебе, Господь! К Тебе, Творец!
Христос воскрес, Христос воскрес, Христос воскрес.
Христианская Пасха отмечается не по солнечному, а по лунному календарю и поэтому не имеет постоянной даты. По постановлению Первого Вселенского церковного собора в Некее (325 г.) христианскую Пасху празднуют после еврейской в первое воскресенье, которое следует за полнолунием, наступившим либо в день весеннего равноденствия, либо после него. Специальные таблицы, по которым рассчитывают время празднования Пасхи, называют пасхалиями.
Христианское предание
Пасха, Светлое Христово Воскресение, – самый торжественный, самый радостный христианский праздник обновления, спасения мира и человека. Это праздник торжества жизни над смертью, торжества добра и света над злом и тьмой.
Слово «пасха» произошло от древнееврейского «песах» и в переводе означает «переход», «прохождение». Этот праздник был установлен древними иудеями согласно закону Моисея, данному этому пророку Богом Отцом. Пасха была установлена в память об исходе иудеев из египетского плена как символ пощады. Пасха связывается также с праздником опресноков – пресных хлебов (маццот), потому что иудеи, бежавшие из Египта, не успели заквасить взятое с собой тесто.
Христианская Пасха воплощает историческую память об искупительной добровольной жертве Богочеловека Иисуса Христа и Его Воскресении. Если еврейская пасха была праздником одного народа, то христианская Пасха стала праздником для вех народов, исповедующих христианство, независимо от национальных и социальных различий. Ведь величайшим завоеванием христианства явилось провозглашение равенства всех народов в духе: «Все люди братья и во всех Христос».
Божественный огонь
На протяжении многих веков ежегодно перед Пасхой в Иерусалимском храме происходит реальное чудо: сошествие на Гроб Господень Святого огня. Гроб Господень – это место, где лежало Тело Христово по погребении. Ныне это Кувуклия (часовня) внутри храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Первое упоминание о схождении благодатного огня относится к IV веку. За сотни лет накопилось множество свидетельств об этом чуде, которое признают даже неверующие. Наблюдают эту сверхъестественную картину и сейчас. Вечером накануне Пасхи в Великую субботу храм наполняется паломниками со всех концов света. Все огни в храме тушат еще накануне, а Кувуклию опечатывают. Когда к ней подходит крестный ход во главе с иерусалимским патриархом, его разоблачают (патриарх остается в одном подряснике) и осматривают, нет ли при нем воспламеняющихся средств. После этого с Кувуклии снимают печать, патриарх входит ко Гробу с тридцатью тремя свечами в руках (по числу лет Христа) и начинает молиться – иногда по нескольку часов. Во время молитвы Святой огонь нисходит на мраморную доску Гроба: либо в виде света, подобного каплям, либо в виде яркого неопаляющего пламени. Патриарх снимает этот огонь хлопчатой бумагой и зажигает им пучки свечей, которые передает присутствующим в храме. В течение первых пятнадцати минут пламя совершенно не обжигает, потом огонь становится «жарким», обыкновенным.
Пасхальная неделя. Светлая седьмица – сплошная
Пасха празднуется в течение всей недели после Светлого Воскресения. Согласно преданию, после Воскресения Христа солнце опустилось за горизонт лишь через неделю, в Фомино воскресенье.
Не случайно Пасху называют Великим днем: раз солнце не заходило, она равняется семи обыкновенным дням. Вся неделя, предшествующая Пасхе, называется Великой или Страстной неделей. Особенно важными являются последние дни Страстной недели:
- Великий Четверг – духовное очищение, принятие таинства;
- Страстная Пятница – страдание Иисуса Христа, погребение Его Тела;
- Великая Суббота – день печали и ожидания Воскресения Христа;
- Светлое Воскресение Христово.
Почему на Пасху красят яйца?
Самая распространенная версия связывает этот обычай с Марией Магдалиной, которая, узнав о воскресении Иисуса Христа, пришла к императору Тиберию и подала ему яйцо с возгласом «Христос воскрес!» Император не поверил ей и ответил, что это так же невозможно, как и то, что белое яйцо может стать красным. И в тот же миг белое яйцо стало алым. С тех пор стали красить яйца сначала в красный цвет, а позже и в другие цвета.
По другой легенде, обычай берет свое начало в день рождения другого императора – Марка Аврелия, когда одна из кур снесла яйцо в красную крапинку. Позже римляне стали посылать друг другу в подарок крашеные яйца, а христиане всего мира со временем переняли этот обычай.
Так или иначе, именно красное яйцо стало символом Пасхи. Яйцо символизирует собой новую жизнь, а красный цвет знаменует радость Воскресения, возрождения рода человеческого, а также пролитую Христом кровь, которой искуплены грехи мира.
Материал подготовлен по изданиям:
1. Большая книга праздников / И. А. Агапова, И. А. Громова, М. А. Давыдова, Л. А. Леонидова, С. А. Мирошниченко, Л. Е. Чубарова. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 496 с.;
2. Светлый праздник // Лиза. Мой ребенок. – 1012. – №4. – С. 140.
РУССКАЯ ПАСХА
В честь воскресения Христа русский народ назвал свой еженедельный праздничный день. Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется – Пасха Христова (буквально слово пасха на древнееврейском языке означает «переход», «избавление»).
Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения – пасхальная полночь. Священник несёт крест, а люди с иконами и зажжёнными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны.
Главный пасхальный гимн звучит так:
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» (в переводе на современный русский язык: – «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!».
На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе», подарил яйцо – и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе!» принято отвечать: «Воистину воскресе!». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.
Главный подарок этого праздника – пасхальное яйцо. Из вроде бы неживого и неподвижного яйца вылупляется новая жизнь – поэтому оно стало символом воскресного праздника. Христиане разрисовывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят друзьям.
Друзей у нас много, подарков тоже нужно приготовить достаточно. Многих надо успеть поздравить. И поэтому православные христиане в день Пасхи не ездят на кладбища. Праздник жизни предназначен для живых.
После ночной пасхальной службы христиане приступают к пиру. Люди, которые серьёзно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. Почти два месяца до Пасхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. Впрочем, пост христианина состоит не только в этом. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда была нехватка продуктов, Церковь напоминала верующим, что пост надо соблюдать. Просто он может проявлять себя не в отказе от молока, а в помощи еще более голодным людям и в принятии в свои дома беженцев. И сегодня во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве и другим добрым делам.
Зато на Пасху — пир горой! На стол подаются крашеные вареные яйца, куличи (сладкий хлеб, похожий на кекс) и творожное блюдо, которое названо в честь праздника — пасха.
Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд.
Всю неделю после пасхальной ночи вся праздничная служба повторяется по утрам, причем и дети могут участвовать в шествии «крестного хода». Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность создать самый громкий звук в их жизни. Они могут ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек (в том числе ребенок) может подняться и позвонить в колокола.
Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берется день весеннего равноденствия (это когда длинные зимние ночи стали короче и их продолжительность сравнялась с продолжительностью светлого времени суток – 21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния (чтобы луна была не серпом и не полукружием, а полным кругом). И то воскресенье, которое последует за этим первым весенним полнолунием, и называется Пасхой. Символика такого решения ясна: весна – это время победы жизни и света. После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи. Но и ночь в полнолуние – самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом — так и Пасха Христова наполняет своим светом души.
ВРЕЗКА Христос воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля!
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
ВОПРОСЫ и задания:
1. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?
2. Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
3. Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
4. Как звучит главный пасхальный гимн?
5. В чем состоит христианский пост?
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .
Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
Воскресение Христово, Пасха, является главным церковным праздником, как поется в церковных песнопениях, «праздником праздников и торжеством из торжеств». Пасха всегда празднуется в воскресенье и поэтому приходится не на определенное число, а на разные даты. Русская Православная Церковь живет по особому, юлианскому календарю и по нему же вычисляет день празднования Пасхи. Мы отмечаем Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Наше вычисление Пасхи находится в полном соответствии с постановлениями I Вселенского Собора.
От дня празднования Пасхи зависят все связанные с ней подвижные праздники: Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи) и Троица, или Пятидесятница (на пятидесятый день по Пасхе). Также от Пасхи зависит Великий пост, он готовит нас к дню Воскресения Христова и начинается за семь недель до Пасхи.
Великий пост
Великопостное богослужение довольно сильно отличается от обычного, годового. Хотя совершается суточный круг служб, но богослужение отмечено особой строгостью и продолжительностью, на службе меньше поют, больше читают, священники облачены в черные строгие ризы.
Во время служб часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Великим постом только по субботам и воскресеньям совершается полная литургия. В среду и пятницу совершается особая литургия, именуемая литургией Преждеосвященных Даров. Святые Дары на ней освящаются и заготавливаются на литургии в воскресенье. В первую неделю Великого поста, в первые четыре дня, в храмах читают по вечерам Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Также этот канон прочитывается полностью в четверг пятой недели Великого поста. Эта служба называется Марииным стоянием, потому что во время нее читают житие преподобной Марии Египетской и на великом каноне есть тропари, посвященные ей [1] .
Вход Господень в Иерусалим
В воскресный день за неделю до Пасхи празднуется двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим, называемый также Неделей Ваий или Вербным воскресеньем. В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос за несколько дней до Своих крестных страданий торжественно въехал в Иерусалим сидя на молодом осле, а весь народ с ликованием встречал Его как Помазанника Божия [2] . В память о том, как люди в Иерусалиме встречали Христа с ветвями деревьев и пальм (по-славянски — ваий), мы в этот день приходим в храм с ветвями вербы (в средней полосе к этому времени она обычно уже распускается).
Накануне этого дня, в субботу, Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Тропарь Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим один:
Страстная седмица
Следующая неделя перед Пасхой имеет название Страстной седмицы. То есть неделя, посвященная страстям, страданиям Спасителя. Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе), и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь.
Пасха Христова и Светлая седмица
Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость предызображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.
Служба Святой Пасхи происходит таким образом. С вечера в субботу перед плащаницей начинают читать книгу Деяний святых апостолов. В одинадцать часов или в половине двенадцатого совершается полунощница, и плащаница уносится в алтарь. В полночь начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Ночное шествие вокруг храма с иконами, хоругвями и свечами напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц. Обойдя храм крестным ходом с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе. », верующие останавливаются перед закрытыми дверьми храма: они олицетворяют камень, которым был завален гроб Распятого. Предстоятель с кадилом возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:
Начинается пасхальная заутреня, главной частью которой является пасхальный канон — творение святого Иоанна Дамаскина. После каждой песни совершается каждение. Священнослужители приветствуют друг друга и прихожан: «Христос Воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину Воскресе!» В конце утрени хор поет победно-радостные стихиры Пасхи. После утрени поются часы, а затем совершается пасхальная Божественная литургия.
В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием: «Христос Воскресе!» При этом с апостольских времен принято целование. По традиции верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!» Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше Кровью Иисуса Христа.
Праздник Пасхи празднуется в продолжение тридцати девяти дней. Особенно торжественно совершается служба в первые семь дней — на Светлой седмице. Все эти дни царские врата открыты, символически указывая, что Спаситель Своим воскресением открыл нам Царство Небесное. Служба на Светлой седмице почти такая же, как в день самой Пасхи. Каждый день после литургии совершается пасхальный крестный ход вокруг храма. Земные поклоны во время богослужения и молитвы отменяются до дня Святой Троицы.
Вознесение Господне
После завершения дней празднования святой Пасхи, на сороковой день после нее, Церковь празднует Вознесение Господне. Таким образом, праздник Вознесения всегда приходится на четверг шестой недели после Пасхи. В этот день воспоминается, как Господь Иисус Христос, пообещав Своим ученикам и апостолам неотступно невидимо пребывать с ними, телесно вознесся от них на небо [3] . Возносясь, Господь пообещал Своим ученикам, что Он пошлет им от Небесного Отца Своего Утешителя, Святого Духа.
Пятидесятница. День Святой Троицы
Спустя десять дней после Вознесения Господня, в седьмое воскресенье после Пасхи, Церковь празднует день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день принято украшать храм травой и зелеными ветвями деревьев. Живая зелень символизирует животворящее действие Духа Святого.
После Божественной литургии в этот день служится великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы.