0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Где был установлен принцип расчета пасхалии

Пасхалия западных христиан и каноны Православной Церкви

Прообразом христианской Пасхи, праздника Воскресения Господа Иисуса Христа, была ветхозаветная Пасха (см. Исх. 12:1-11, Лев. 23:5, Числ. 28:16, Втор. 16:1). Праздновалась она в ночь с 14 на 15 число месяца авива (или нисана), первого из месяцев иудейского лунно-солнечного календаря. Всего в году было то 12, то 13 лунных месяцев, тринадцатый месяц время от времени вставлялся таким образом, чтобы авив оставался весенним месяцем. Четких календарных указаний (например, в какие годы вставлять дополнительный месяц) в Ветхом Завете не содержится, поэтому дата Пасхи определялась исходя из наличного лунно-солнечного календаря.

Когда христиане стали праздновать новозаветную Пасху, зависимость ее от лунных месяцев сохранилась. Обусловлено это было как преемственностью по отношению к Пасхе ветхозаветной, так и тем, что в Новом Завете нет указаний на дату Воскресения Христова по солнечному (юлианскому) календарю. Церковное предание также не содержит однозначных сведений об этой дате. Поэтому для нужд пасхалии составлялись специальные лунно-солнечные календари, которые ни для каких других целей не применялись.

К началу IV в. в христианском мире употреблялись три пасхалии. Первая из них, александрийская, основывалась на 19-летнем александрийском лунном цикле и была наиболее распространена. Вторая, основанная на 84-летнем лунном цикле, применялась Римской Церковью. Наконец, третья, основанная на 19-летнем сирийском лунном цикле, применялась христианами Сирии, Киликии и Месопотамии. Эта пасхалия сильно отличалась от остальных двух в следующем смысле. В Риме и Александрии жили по солнечному календарю, а лунно-солнечный применялся лишь для расчета Пасхи. Иное дело в Сирии – там лунно-солнечный календарь испокон веков был общенародным календарем, который сохранил свое значение и после введения официального солнечного (юлианского). В этом сирийском календаре (наследнике вавилонского) был месяц нисан, и поэтому для сирийских христиан совершенно естественно было праздновать Пасху в первый воскресный день после 14 нисана своего календаря.

По сирийскому календарю Пасха дважды в течение 19 лет праздновалась гораздо раньше, чем по александрийскому. Оказалось также, что сирийский лунный цикл совпадает с тем, который к тому времени стали использовать для расчета своей Пасхи иудеи. Причину этого совпадения выдающийся русский церковный историк В.В. Болотов (1853-1900) видел в следующем: «Когда разрушен был иудейский храм, для иудеев сделались практически безразличны некоторые подробности их древней календарной практики, и они усвоили ту систему интеркаляции месяцев (т.е. вставки дополнительных месяцев – А.Ч.), которой держались сирские селения, в которой они жили». Аналогичное мнение высказывает современный американский специалист в области хронологии Э. Бикерман: «современный иудейский религиозный календарь с вавилонскими названиями месяцев и вавилонской системой упорядочения дополнительных месяцев является все той же вавилонской 19-летней циклической системой, хотя и с некоторыми незначительными изменениями».

Обусловленное довольно случайными, внешними обстоятельствами совпадение сирийского и иудейского календарей привело к неприятной ситуации: сирийские протопасхиты (т.е. «празднующие Пасху раньше») как бы невольно совершали Пасху в одно время с иудеями, а не с прочими христианами.

В 325 г. Первый Вселенский Собор в Никее принял решение относительно дня празднования Пасхи, осудив сирийскую пасхалию. Текст постановления Никейского Собора до нас не дошел (по мнению В.В. Болотова, не исключено, что ограничились устным соглашением). Однако представление о нем мы можем получить, рассмотрев 1-е правило состоявшегося позднее Антиохийского Поместного Собора. Вот текст этого правила: «Все дерзающие нарушати определение святаго и великаго Собора, в Никеи бывшаго, в присутствии благочестивейшаго и боголюбезнейшаго царя Константина, о святом празднике спасительныя Пасхи, да будут отлучены от общения и отвержены от Церкви, аще продолжат любопрительно возставати противу добраго установления. И сие речено о мирянах. Аще же кто от предстоятелей Церкви, епископ, или пресвитер, или диакон, после сего определения дерзнет к развращению людей и к возмущению Церквей особитися и со иудеями совершати Пасху: таковаго святый Собор отныне уже осуждает быти чуждым Церкви, яко соделавшагося не токмо виною греха для самого себя, но и виною разстройства и развращения многих. И не токмо таковых Собор отрешает от священнослужения, но и всех дерзающих быти в общении с ними, по их извержении из священства. Изверженные же лишаются и внешния чести, каковыя были они причастны по святому правилу и Божию священству.»

Сделаем два важных замечания. Во-первых, кроме требования не праздновать Пасху с иудеями каноны Православной Церкви содержат еще одно: не праздновать ее ранее весеннего равноденствия (см. 7-е правило св. апостолов: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина.»). Этими двумя требованиями, по существу, исчерпываются канонические требования к пасхалии. Хотя, надо отметить, в 7-м правиле Антиохийского Собора неявно содержится еще одно: нельзя отделяться («особитися») от общепринятой пасхалии. Если таковой нет (напомним, что во времена Никейского Собора кроме осужденной сирийской были еще две пасхалии – александрийская и римская), то весьма желательно стремиться к единству. Св. император Константин явно выразил это соображение в письме из Никеи епископам, не присутствовавшим на Соборе: «Здесь также рассуждаемо было о дне Святейшей Пасхи, то по общему мнению признано было лучшим, праздновать оную всем и везде в один день… ибо что может быть благолепнее и что приличнее для нас, как не всем по единому уставу и известным образом, непогрешительно праздновать торжественный оный день, в который мы получили надежду воскресения».

Во-вторых, подчеркнем следующее: осуждение пасхалии протопасхитов вовсе не означало отвержения сирийского лунного цикла как такового. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно раскрыть Типикон – круги Луны там указаны в соответствии с ним. Можно также вспомнить, что на основании того же сирийского лунного цикла определен счет лет «от сотворения мира», по сей день принятый в Русской Церкви (а до 1700 г. по Р.Х. – и в Российском государстве).

Что имели в виду отцы Никейского и Антиохийского Соборов, запрещая праздновать Пасху «с иудеями»? На этот счет существуют различные точки зрения.

Первая точка зрения (традиционная). Авторитетные византийские толкователи канонов Иоанн Зонара (XII в.), Феодор Вальсамон (XII в) и Матфей Властарь (XIV в.) считали, что каноны запрещают праздновать Пасху в один день с иудеями или раньше их. По слову авторитетнейшего современного канониста прот. В. Цыпина, именно с таким смыслом соборное постановление о пасхалии вошли в жизнь Церкви.

Если исходить из традиционной точки зрения, то пасхалия западных христиан является очевидным нарушением канонов, поскольку католическая Пасха время от времени совпадает с иудейской, а иногда бывает раньше нее.

Вторая точка зрения («критическая»). В наше время некоторые православные авторы (еп. Петр (Л`Юилье), проф. прот. Л. Воронов, проф. Д. Огицкий) подвергают сомнению традиционное толкование. Основным аргументом является следующий: известно, что и после Никейского собора Церковь неоднократно праздновала Пасху в один день с иудеями. Совпадения прекратились лишь в конце VIII в. (по той причине, что календарный иудейский год в среднем несколько короче юлианского, поэтому православная Пасха медленно смещается вперед относительно иудейской). Поэтому, по мнению вышеуказанных авторов, Зонара и другие канонисты допустили ошибку, неправильно истолковав каноны и сделав «неправомочные выводы из современных им фактических данных пасхалии» (проф. Д. Огицкий), т е. из того обстоятельства, что начиная с IX в православная Пасха всегда совершалась позже иудейской.

Действительно, аргумент серьезный – если постановление Никейского Собора запрещало праздновать Пасху в один день с иудеями, то как могло быть так, чтобы Церковь не раз его нарушала?

Можно выдвинуть такое соображение: отцы Никейского Собора предвидели грядущее расхождение Пасх в конце VIII в., допуская до тех пор редкие случайные совпадения (из этого исходит, например, А.Н. Зелинский). Однако такое объяснение вряд ли можно считать приемлемым. Отцы Никейского Собора не все были богословами, не все в тонкостях разбирались в пасхалических расчетах, однако они были епископами, т. е. пастырями церковного народа. И если они приняли постановление о Пасхе, то это постановление было предназначено в первую очередь для их паствы, а не только для христиан 9-го и последующих веков.

Что касается истинного смысла канонов, то сторонники «критической» точки зрения формулируют его следующим образом: праздновать Пасху с иудеями означает «при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов» (проф. Д. Огицкий). Рассмотрим, насколько правомерно такое толкование.

Известно, что решения Никейского и Антиохийского Соборов были в первую очередь направлены против практики сирийских христиан-протопасхитов. Поэтому «критическое» толкование можно было бы считать правомерным в том случае, если бы протопасхиты действительно «держались иудейской пасхалии». Однако, как мы отмечали выше, сирийские христиане всего лишь совершали Пасху в соответствии со своим народным лунно-солнечным календарем, которым они пользовались и в быту, а до этого пользовались их предки, за много столетий до Рождества Христова (а может быть и до того, как праотец Авраам покинул халдейский город Ур).

Таким образом, вряд ли правомерно обвинять сирийских христиан в следовании иудейской практике, каковое обвинение следует из «критической» точки зрения. На самом деле имело место «случайное» совпадение календарных систем (подобно тому, как сейчас Пасха западных христиан время от времени «случайно» совпадает с иудейской). Тем не менее, с точки зрения канонов Церкви даже такое совпадение является недопустимым.

Третья точка зрения (разделяемая автором данной статьи). Еще раз вспомним ситуацию, сложившуюся в Сирии в начале IV в. по Р.Х. Местные христиане праздновали Пасху по своему традиционному лунному циклу, который совпадал с еврейским. Поэтому Пасха сирийских христиан каждый год совпадала с иудейской (иногда была в тот же день, иногда – с разницей в несколько дней). Это порождало соблазны, и отцы Никейского собора принимают решение осудить следование сирийскому лунному циклу. По нашему мнению, буквальный смысл выражения «с иудеями» означал именно это – вычисление Пасхи по тому же лунному циклу, по которому вычисляют его иудеи. Что касается догматического и пастырского смысла соборного решения, то его весьма удачная формулировка содержится в толковании на 7-е апостольское правило крупнейшего сербского канониста еп. Никодима (Милаша): «для указания на различие между Пасхой ветхозаветной и новозаветной, не имеющих между собою ничего общего, и для устранения всякой общности в священных обрядах между христианами и иудеями».

(В этом весьма важном для наших рассмотрений различении буквального и догматического смысла канона мы опираемся на авторитет прот. В. Цыпина: «в идее всякого канона содержится неизменный, догматически обусловленный момент, но в своем конкретном и буквальном смысле канон отражает и преходящие обстоятельства церковной жизни».)

С течением времени ситуация с празднованием Пасхи существенно изменилась в двух аспектах.

Во-первых, лунно-солнечный календарь вышел из бытового употребления сирийских христиан (по-видимому, это произошло в связи с мусульманскими завоеваниями). Это привело к тому, что буквальный смысл решения Никейского собора перестал быть адекватным догматическому смыслу. Действительно, если сирийский лунный цикл полностью вышел из бытового употребления христиан, то и запрет пользоваться им для расчета православной Пасхи потерял всякий смысл – желающих нарушить этот запрет не только не было, но, можно сказать, и не могло быть.

Во-вторых, как отмечалось выше, православная Пасха стала по календарно-астрономическим причинам праздноваться всегда после иудейской. Если в начале IV в. для «разведения» христианской и иудейской Пасх требовалось несовпадение лунных циклов, то с конца VIII в. стала возможной более простая, но в то же время вполне адекватная догматическому смыслу формулировка Зонары: «Надо, чтобы их (т.е. иудеев – А.Ч.) непраздничный праздник совершался сначала, а затем уже праздновалась наша Пасха».

После соборного осуждения практики протопасхитов далеко не сразу удалось привести в согласие пасхалию Римской Церкви с александрийской пасхалией, которой следовали остальные поместные Церкви. Однако в VI в. это наконец произошло – Римская Церковь приняла александрийскую пасхалию. Общехристианское единство в праздновании Пасхи сохранялось до 1582 г., когда оно было нарушено папой Григорием XIII, который ввел в Католической церкви григорианский календарь и новую пасхалию. Как мы уже отмечали, в соответствии с григорианской пасхалией католики нередко празднуют Пасху в один день с иудеями, причем с течением времени эти совпадения будут учащаться – григорианский год в среднем несколько короче иудейского. Папа Григорий счел возможным проигнорировать канонические правила о непраздновании пасхи с иудеями, а взамен достиг довольно точного следования фазам луны.

По нашему мнению, однако, возвращение к александрийской пасхалии не является для западных христиан чем-то невозможным – ведь они применяли ее на протяжении тысячелетия. Прецедент имеется: напомним, что в VI в. Рим отказался от своей традиционной пасхалии и принял александрийскую.

Что касается Православной Церкви, то она не может принять пасхалию, не соответствующую канонам и постановлению Никейского Собора. По справедливому замечанию прот. Ливерия Воронова, «попытка установить… единую новую практику ценой пожертвования «никейскими решениями», по всей вероятности, не столько помогла бы устранить «внешний» соблазн видимой христианской разделенности, сколько способствовала бы возникновению гораздо худшего «внутреннего» соблазна, связанного с появлением новых церковных разделений».

Пасхалия

Пасха́лия система расчета, позволяющая по специальным таблицам, определяющим взаимосвязь большого количества календарно-астрономических величин, определить даты празднования Пасхи и переходящих церковных праздников для любого заданного года (отсюда и название – пасхалия). На основании особых вычислений составляется календарь праздников. Русская Православная Церковь для вычисления даты празднования Пасхи и переходящих праздников пользуется традиционным юлианским календарем, созданным еще при Юлии Цезаре в 45 г. до н.э. Нередко этот календарь называют «старым стилем». Западные христиане пользуются григорианским календарем, введенным в 1582 г. римским папой Григорием XIII . Он обычно именуется «новым стилем».

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресение после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресение приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах 35 дней: от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

Календарь празднования Пасхи и некоторых переходящих праздников на 2018-2030 годы (по новому стилю)

Канонические норма православной Пасхалии и проблема датировки Пасхи в условиях нашего времени

Д.П. Огицкий, профессор Московской духовной академии
Статья публикуется в сокращении.

Еще до Никейского Собора приобрело общецерковный характер правило о праздновании Пасхи в воскресенье после 14 нисана (чаще это было первое воскресенье, в некоторых случаях — второе).

Новый вопрос, который предстояло решить Никейскому Собору, состоял в следующем: всегда ли следует считать 14 нисана то полнолуние, которое считается 14 нисана у евреев, или же христианам следует иметь по этому вопросу свое мнение и решать вопрос о первом весеннем лунном месяце и его 14 дне самостоятельно, с учетом более точных астрономических данных?

Вопрос был вызван расхождением в практике различных церквей. Христиане «Востока», — точнее, Сирии, Месопотамии и отчасти Киликии, — придерживались первого решения, т. е. всегда безоговорочно следовали за еврейским календарем, празднуя свою Пасху, хотя и в воскресенье, но непосредственно после Пасхи еврейской. Христиане Европы, Африки, Малой Азии, представлявшие большинство христианского мира, к тому времени уже освободились от такой зависимости от евреев и не следовали безоговорочно еврейскому календарю, ссылаясь на несовершенство последнего. В тех случаях, когда еврейская пасха приходилась ранее весеннего равноденствия, т. е. до момента, считающегося началом весны и естественным тропическим рубежом года, христиане названных стран считали 14 нисана следующее полнолуние. В таких случаях разрыв между Пасхой у христиан «Востока» и у прочих христиан составлял целый месяц, а то и пять недель. Чтобы положить конец таким расхождениям, Никейский Собор после того как удалось уговорить восточных отказаться от их практики 1 определял всем следовать второй практике, основанной на самостоятельном, независящем от еврейского календаря, решении. Таков смысл никейского определения и запрета праздновать Пасху «с иудеями» μμετὰ τῶν Ἰουδαίων) до весеннего равноденствия.

Надо думать, что детальной регламентацией пасхалии Никейский Собор не занимался, во-первых, потому, что все внимание его, как видно из посланий св. Афанасия Александрийского, было направлено на преодоление главной трудности на пути к установлению единой пасхалии — привязанности «восточных» к еврейскому календарю, во-вторых, потому, что те пасхалические вопросы, которые волновали Церковь ранее (например, о дне седмицы, в который должна праздноваться Пасха и об отношении этого дня к лунной дате 14 нисана), теперь уже не вызывали прежних пререканий, в-третьих, потому, что детальная и исчерпывающая регламентация техники пасхалических вычислений (вплоть до решения проблем, вызывающихся неточностью юлианского кале н даря) была собору не под силу, да едва ли и необходимо было все технические детали решения вопроса о пасхалии скреплять авторитетом вселенского собора. Собор провозгласил (едва ли, впрочем, вызывавший у кого-либо сомнения) принцип одновременного празднования Пасхи всей Церковью. Реальный же вклад собора в реализацию этого принципа состоял в том, что он устранил вышеуказанное главное препятствие, стоявшее в то время на пути к осуществлению этого принципа.

Читать еще:  Когда будет пасха в 2020 2020

Много столетий спустя, когда главный предмет пасхалических расхождений начала IV в. и сопутствовавшие обсуждению этого вопроса на вселенском соборе обстоятельства дела были основательно забыты, Никейскому Собору стали приписывать кое-что такое, чего собор прямо не предписывал, и даже нечто такое, что совершенно не соответствовало его линии.

Неправильные суждения о смысле канонических предписаний о времени празднования Пасхи и, в частности, о смысле запрета праздновать ее μετὰ τῶν Ἰουδαίων мы находим, прежде всего, у таких крупных канонистов православного Востока, как Иоанн Зонара, Феодор Вальсамон, Матфей Властарь. Они-то и содействовали, больше, чем кто-либо другой, популяризации этих суждений у нас, в православной среде.

В толковании на 7-е Апостольское правило Зонара пишет: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий сего священнослужитель должен быть извержен. То же определил и Антиохийский Собор в первом правиле».

Зонара, а вслед за ним и другие канонисты, своим толкованием канонов ставят сроки христианской Пасхи в прямую, постоянную зависимость от сроков пасхи еврейской. Такое толкование канонических правил стало у нас чем-то непререкаемым, почти аксиомой. Держатся его и такие видные православные канонисты позднейшего времени, как епископ Никодим Милаш (Правила Православной Церкви с толкованиями). Оперируют им многие и по сей день, когда затрагиваются вопросы исправления календаря и пасхалии.

Между тем, всё, что мы знаем об отношении Никейского Собора к вопросу о времени празднования Пасхи, находится в резком противоречии с такой интерпретацией канонических правил о Пасхе.

Что могли иметь ввиду эти правила, запрещая христианам праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων? Случайное совпадение в один день праздников христианского и иудейского? Если да, то, спрашивается, почему такое совпадение недопустимо? Потому ли, что христианская Пасха «осквернилась бы» через соприкосновение с еврейской? Или, быть может, потому, что празднованием в один день нарушалась бы последовательность воспоминаний — сперва пасха законная, потом новая Пасха? Но известно, что Церкви, принявшие никейское определение в руководство, нисколько не смущались случаями таких совпадений и праздновали Пасху в один день с иудеями (с 14 на 15 нисана) и после Никейского Собора — в 328, 343, 347, 370, 394 годах 2 и в более позднее время 3 . Если требовалось воспроизведение последовательности событий и христиане обязаны были следить за тем, чтобы их Пасха была после еврейской,— не совсем понятно, почему в канонах нигде нет запрета праздновать христианскую Пасху раньше еврейской. Возникает еще и такой вопрос: в каком положении, с точки зрения Зонары и его единомышленников, оказались бы христиане, если бы, скажем, сейчас иудеи изменили бы свою пасхалию и приблизили бы свою датировку Пасхи к нашей — пришлось ли бы нам тогда «убегать» от них со своими датами и соответственно перестраивать свою пасхалию?

В свете фактов, относящихся к истории пасхальных споров в никейское время, ответ на все это может быть только один: никейские отцы отвергли всякую обязательную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. С настойчивостью подчеркивается это в послании императора Константина: «Прежде всего они признали недостойным в совершении святейшего оного праздника следовать обычаю иудеев… Ибо есть возможность, отвергнув их обычай, следовать более правильному порядку» 4 . Стараясь расположить всех христиан к принятию этого порядка, автор послания настойчиво призывает христиан не иметь ничего общего с евреями в определении времени Пасхи. «Ибо поистине, — говорит он, — совершенно неуместна их похвальба, будто без их научения мы не в состоянии соблюдать это» 1 . Вместе с тем он стремится дискредитировать еврейский календарь, по которому Пасха бывала в те времена и до наступления весеннего равноденствия. Такие случаи в послании императора расцениваются как двукратное совершение Пасхи в одном и том же году.

Ни в канонах, ни в других современных и близких Никейскому Собору документах, интерпретирующих никейское определение, нет речи о том, что должна быть исключена возможность случайных совпадений христианской Пасхи с еврейской, т. е. возможность празднования ее в некоторых случаях в один день с евреями. Нигде нет также запрета празднования христианами Пасхи раньше евреев. Такой запрет означал бы зависимость сроков христианской пасхи от сроков пасхи еврейской. А всё, что мы знаем о никейском определении, говорит о том, что никейские отцы были против какой бы то ни было зависимости христиан от евреев в этом вопросе.

Никейский Собор запретил, таким образом, не случайные совпадения, а принципиальную зависимость сроков христианской Пасхи от сроков пасхи еврейской. На языке канонов праздновать Пасху μετὰ τῶν Ἰουδαίων не значит допускать случайные совпадения Пасхи христианской и еврейской, а значит при определении дня Пасхи христианской неуклонно держаться еврейской пасхалии, не допуская иных пасхалических расчетов, и признавать для христиан обязательным праздновать Пасху в воскресенье, непосредственно следующее за пасхой еврейской. Употребляя выражение μετὰ τῶν Ἰουδαίων, каноны имели в виду принципиальное согласие христиан «Востока» с иудеями в вопросе даты 14 нисана, а вовсе не те или иные случайные совпадения в расчетах и датах.

Ошибка Зонары и других толкователей канонов явилась следствием, во-первых, неправильного, поверхностного и слишком дословного понимания ими выражения μετὰ τῶν Ἰουδαίων без всякого учета конкретных исторических условий, в которых родилась эта формулировка, во-вторых, — следствием того, что они делали неправомерные выводы из современных им фактических данных пасхалии. Дело в том, что в их время наши пасхалические таблицы, приноровленные к юлианскому календарю, настолько уже отставали и от астрономических данных и от еврейских расчетов (ставших, кстати сказать, к тому времени чрезвычайно точными), что увеличившаяся дистанция между Пасхой христианской и еврейской совершенно исключала возможность совпадения их дат. Фактически Пасха христианская во времена Зонары была всегда только после пасхи еврейской. В этом фактическом положении дела канонисты видели подтверждение своих толкований об обязательности для христиан соблюдения такой последовательности и дистанции между праздниками еврейским и христианским.

Сейчас, когда стоит вопрос о пересмотре пасхалии, нам необходимо решительно отмежеваться от этих неправильных толкований канонических правил и исходить из того, что правила эти не предусматривают никакой принципиальной зависимости сроков нашей Пасхи от времени празднования пасхи у евреев.

1 Κὶοι μὲν ἀπὸ τῆς Ζυρίας ̓επεἰσθησαν (Афанасий Александрийский. О соборах, V ) .

2 Доклад проф. В. В. Болотова на заседании Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе 31 мая 1899 г. Приложение 5-е к журналам заседания Комиссии, с. 37—38.

Где был установлен принцип расчета пасхалии

1) после Ветхозаветной Пасхи (то есть после первого полнолуния после весеннего равноденствия);
2) в воскресный день недели.

Для единообразного применения этих правил в древности была создана особая система расчетов.

В «Православном старообрядческом церковном календаре» за 2011-й год на второй странице размещена так называемая «Зрячая Пасхалия»:

Далее по тексту для более простого восприятия будут использоваться обычные цифры. Все даты будут даваться по Юлианскому календарю (иной способ записи дат будет специально оговариваться). Напоминаем, что Юлианский календарь от современного общегражданского календаря («григорианского» или «нового стиля») отличается на 13 дней. Например, юлианской дате 1-го марта соответствует 14-е марта «нового стиля». Годы гражданского летоисчисления («нашей эры» или «новой эры») будут даваться по состоянию на весенние месяцы (например, для лета 7519-го будет указываться только год 2011-й, а не 2010-й-2011-й).

В крайней левой колонке пасхальной таблицы указано лето «от Адама» («от Сотворения мира»). Строки в таблице содержат соответствующие конкретному году «индикт», «круг Солнцу», «вруцелету», «круг Луне», «основание», «епакту» и «ключ границ».

Чтобы получить лето «от Адама», надо к номеру года «нашей эры» прибавить 5508. Например, в марте 2011-го года «нашей эры» будет идти 7519-е лето «от Адама» (2011+5508=7519). «Наша эра» или «новая эра» – это счет лет от Рождества Христова по католической традиции. Католики считают, что Спаситель воплотился на 8 лет позже, чем считаем мы. Российская Федерация также использует счет лет «новой эры».

Номер лета «от Адама» по существующей церковной традиции меняется 1-го сентября. Например, 1-го сентября 2010-го года наступило 7519-е лето «от Адама». В древности в Византии и на Руси было иначе – год начинался 1-го марта.

В эпоху создания Пасхалии (системы расчета дат Пасхи) люди представляли течение времени иначе, чем сейчас. Они считали, что все события происходят по кругу («всё возвращается на круги своя»). А всё разнообразие событий определяется тем, что таких «кругов» («циклов») много и они разных размеров. По кругу сменяется день ночью, лето – зимой, новолуние – полнолунием.

Современному же человеку это трудно представить, так как в своем сознании он выстраивает «прямую линию» исторических событий из прошлого в будущее.

Самый простой и самый известный (и до сих пор используемый) круг – это круг смены дней недели. За Воскресением следует понедельник, за понедельником – вторник и так далее до следующего Воскресенья, за которым обязательно снова наступит понедельник.

Сверхдлинные периоды времени (тысячи лет) в древности обычно не обозначались (наши лета «от Адама» стали обозначать относительно поздно). В лучшем случае, период времени обозначался по какому-нибудь властителю. Например, достаточно долго христиане считали года «от Диоклетиана» (а копты и до сих пор так считают, называя это «эрой мучеников»).

Счет лет обозначали несколькими «кругами». Одним из таких «кругов» был «индикт». Индиктовый круг – это период в 15 лет. Считается, что раз в 15 лет в Византии проводились переписи населения. На каждый конкретный год из пятнадцати приходилось какое-нибудь государственное мероприятие: либо перепись, либо уплата какого-нибудь налога, либо набор в армию. То есть люди заранее знали, чего в каком году ожидать.

Первому лету «от Адама» соответствует «индикт 1», второму – «индикт 2», третьему – «индикт 3» и так далее до шестнадцатого лета, у которого будет снова «индикт 1», за ним снова «индикт 2». То есть все года (от Сотворения мира и до скончания времен) нумеруются числами от 1 до 15.

Раньше никто «индиктов» не рассчитывал. Просто люди знали, что за «индиктом 1» следует «индикт 2», а за «индиктом 2» следует «индикт 3» и так далее. А за «индиктом 15» следует «индикт 1» (как теперь люди знают, что за понедельником следует вторник, а за Воскресением – снова понедельник).

В нынешнее время «индикты» приходится рассчитывать. Чтобы узнать, какой сейчас «индикт», надо найти остаток от деления номера лета «от Адама» на 15. Например, 7519-му лету «от Адама» (2011-й год) соответствует «индикт 4», поскольку при делении 7519 на 15 получается остаток 4 (7519=15×501+4).

Если бы остатка не оказалось (то есть число разделилось бы нацело), то был бы «индикт 15». Например, 7515-му лету «от Адама» (2007-й год) соответствует «индикт 15», поскольку при делении 7515 на 15 остатка нет (7515=15×501).

Начало нового «индикта» мы празднуем 1-го сентября.

«Индикт» (в отличие от «круга Солнцу» и «круга Луне») непосредственно в расчете дат Пасхи не используется. Он нужен лишь для согласования всей Библейской хронологии, поскольку каждый год, начиная от Сотворения мира, имеет свой собственный и до сих пор ни разу не повторившийся набор номеров этих трех кругов.

Следующие круги (циклы), которые надо рассмотреть, – это «круг Солнцу» и «круг Луне».

В основе расчета даты Пасхи лежат два цикла: солнечный (28 лет) и лунный (19 лет). Каждый год имеет свой номер в каждом из этих циклов (эти номера и называются «круг Солнцу» и «круг Луне»). Например, нынешнее 7519-е лето от Сотворения мира (2011-й год) имеет «круг Солнцу 15» и «круг Луне 14». В следующем году будет «круг Солнцу 16» и «круг Луне 15». Если в каком-нибудь году будет «круг Солнцу 28», то в следующем за ним будет уже не 29, а 1. То же самое и с «кругом Луне 19»: за ним следует не 20, а 1. Сочетания этих двух номеров дают неповторяющиеся за человеческую жизнь пары. Повторение каждой пары номеров будет только через 532 года (28×19).

Вот, например, автор этого текста родился в 1960-м году. В это время были «круг Солнцу 20» и «круг Луне 1». Чтобы два этих значения (20 и 1) снова повторились надо ждать 532 года. То есть и 20 будет встречаться (через каждые 28 лет), и 1 появится (через каждые 19 лет). А вот чтоб и 20, и 1 одновременно, такого надо 532 года ждать. А если еще добавить, что был «индикт 13», то такого одновременного сочетания чисел Солнца, Луны и «индикта» (20, 1 и 13) вообще никогда не было и не будет. Поэтому если бы автор жил в средневековой обстановке, то дата его рождения выглядела бы так: «на восьмое лето нечестивого царя Никиты на Светлой седмице в понедельник родился раб Божий Алексий индикта 13, а Луне круг 1, а Солнцу круг 20».

Промежуток в 532 года, начинающийся годом, имеющим «круг Солнцу 1» и «круг Луне 1», и заканчивающийся годом, имеющим «круг Солнцу 28» и «круг Луне 19», называется «Великим Индиктионом». Нынешний Великий Индиктион начался в лето 7449-е «от Адама» (1941-й год!)

«Круг Солнцу» связан с Юлианским календарем, в котором 3 года подряд простые (по 365 дней), а четвертый – високосный (366 дней). Чтобы согласовать цикл в 4 года с 7-дневным недельным циклом, и создан цикл в 28 лет (7×4). Через 28 лет дни недели выпадут на те же самые числа месяцев Юлианского календаря (в «новом» «григорианском» календаре всё сложнее…). То есть календарь 1983-го года имел точно такой же вид, как и календарь 2011-го (1983+28=2011). Например, 1-е (14-е по «новому стилю») января 2011-го года – пятница; и 1-го января 1983 года тоже была пятница.

То есть «круг Солнцу» помогает узнать, на какие дни недели выпадают соответствующие числа месяцев года.

«Круг Луне» предназначен для согласования лунных фаз (новолуния, полнолуния и т.д.) с датами Юлианского календаря. Основывается он на том, что 19 солнечных лет почти точно равно 235-и лунным месяцам.

Равноденствие – это момент, когда Солнце в своем видимом движении пересекает «небесный экватор». В это время продолжительность дня равна продолжительности ночи, а Солнце восходит точно на Востоке, а заходит точно на Западе.

Солнечный год (иначе называемый «тропическим») – это промежуток между двумя последовательными весенними равноденствиями. Его продолжительность равна 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд (365,2422 суток). В Юлианском календаре для удобства и простоты принимается продолжительность года, равная 365 суткам 6 часам (365,25 суток). Примерно за 128 лет набирается сдвиг весеннего равноденствия на одни сутки (в 15-м веке «новой эры» равноденствие было 12-го-13-го марта, а в 20-м – 7-го-8-го марта).

Лунный месяц (иначе называемый «синодическим») – это промежуток между двумя новолуниями. Его средняя продолжительность равна 29 суткам 12 часам 44 минутам 3 секундам (29,53059 суток).

Потому-то и получается, что 19 солнечных лет (19×365,2422=6939,6018 суток) – это приблизительно 235 лунных месяцев (235×29,53059=6939,6887 суток).

Через 19 лет лунные фазы (полнолуния, например) лягут на те же самые числа Юлианского календаря (на длительных промежутках времени это не соблюдается, – накапливается ошибка в одни сутки за приблизительно 310 лет). Речь идет, разумеется, о средних значениях. Реальные даты лунных фаз из-за сложности движения Луны могут отклоняться от средних значений. Например, реальное полнолуние в Москве в апреле 1990-го года было 10-го числа («нового стиля») в 06 ч. 19 м., а в 2009-м году (через 19 лет после 1990-го) – 9 апреля («нового стиля») в 17 ч. 55 м..

Читать еще:  Пасха в 1999

То есть «круг Луне» помогает узнать, какие лунные фазы приходятся на конкретные числа года.

Чтобы узнать, какой сейчас «круг Солнцу», надо найти остаток от деления номера лета «от Адама» на 28. Например, 7519-му лету «от Адама» (2011-й год) соответствует «круг Солнцу 15», поскольку при делении 7519 на 28 получается остаток 15 (7519=28×268+15).

Если бы остатка не оказалось (то есть число разделилось бы нацело), то был бы «круг Солнцу 28». Например, 7504-му лету «от Адама» (1996-й год) соответствует «круг Солнцу 28», поскольку при делении 7504 на 28 остатка нет (7504=28×268).

Чтобы узнать, какой сейчас «круг Луне», надо найти остаток от деления номера лета «от Адама» на 19. Например, 7519-му лету «от Адама» (2011-й год) соответствует «круг Луне 14», поскольку при делении 7519 на 19 получается остаток 14 (7519=19×395+14).

Если бы остатка не оказалось (то есть число разделилось бы нацело), то был бы «круг Луне 19». Например, 7505-му лету «от Адама» (1997-й год) соответствует «круг Луне 19», поскольку при делении 7505 на 19 остатка нет (7505=19×395).

Получив «круг Луне», определяют находящиеся в пасхальной таблице «основания» и «епакты».

«Основание» – это «возраст» Луны на 1-е марта. Это число лунного месяца, которое выпадает на 1-е марта солнечного юлианского года.

Лунный месяц в древности начинался с того момента, когда тонкий серпик Луны впервые появляется на вечернем небе (после полного «исчезновения» в новолуние). Это появление и было первым днем лунного месяца («первый день Луны»). Причем надо иметь в виду, что такие лунные сутки начинаются с вечера, а не с полуночи (соответственно и церковные, и иудейские сутки начинаются с вечера). При таком подходе считается, что полнолуние обязательно наступит к 14-му числу лунного месяца («четырнадцатый день Луны» начнется вечером через 13 суток после первого вечернего появления Луны).

Например, если в каком-то году будет «основание 11», то это значит, что на 1-е марта выпало 11-е число лунного месяца. Полнолуние – это 14-е число лунного месяца. Оно наступит через 3 дня после 11-го числа лунного месяца. Значит, полнолуние будет 4-го марта (через 3 дня после 1-го марта). Поскольку церковные сутки начинаются с вечера, днем полнолуния будут считаться сутки, начавшиеся 3-го марта вечером.

Часто пишут, что «основание» – это «возраст» Луны на 1-е января. Два этих «возраста» (мартовский и январский) абсолютно одинаковы, поскольку между 1-м января и 1-м марта ровно два лунных месяца (59 суток), а все года в 19-летнем лунном цикле условно считаются простыми (не високосными).

Механизм вычисления «оснований» опирается на то, что 12 лунных месяцев – это почти точно 354 дня, а 13 лунных месяцев – это почти точно 384 дня. Приняв солнечный год за 365 дней, мы получаем сдвиг на 11 дней (365-354=11) каждый год.

Набрав таких сдвигов в сумме большей, чем 30 дней, мы компенсируем недостачу добавкой еще одного лунного месяца (354+30=384). То есть мы чередуем лунно-солнечные года с 12-ю лунными месяцами (они имеют 354 дня) с годами с 13-ю лунными месяцами (они имеют 384 дня). Календари, в которых в году было то 12, то 13 месяцев существовали у многих древних народов (у древних римлян, например). Сейчас такой календарь имеют евреи.

Дополнительно набегающие ошибки хорошо компенсируются признанием всех лет «простыми» (не високосными). Такой алгоритм дает весьма высокую точность определения фаз Луны (на 50-100 лет вперед) при использовании только целых чисел. Это очень красивое решение, найденное древними александрийскими математиками и астрономами.

Из-за этого сдвига в 11 дней все полнолуния в следующем году (по сравнению с предыдущим) наступят на 11 дней раньше (а «основание» увеличится на 11).

Например, если в каком-то году будет «основание 1», а полнолуние, соответственно, 14-го марта, то в следующем году будет «основание 12», а полнолуние наступит 3-го марта.

В ныне действующей пасхальной таблице «основание» в году с «кругом Луне 17» равно 11. На следующий год «основание» должно увеличиться на 11 дней. То есть в году с «кругом Луне 18» будет «основание 22» (поскольку 11+11=22). На следующий год («круг Луне 19») «основание» опять увеличится на 11 дней. Это будет: 22+11=33. Поскольку в лунном месяце больше 30 дней не бывает, то 30 дней отбрасывается (33-30=3). И для года с «кругом Луне 19» будет «основание 3».

Последовательно прибавляя 11 дней и отбрасывая 30 (если получилось больше 30), можно составить расписание «оснований» на все 19 лет лунного цикла:

Пасхалия

На странице используются обозначения:

♈ — равноденствие
☺ — полнолуние
† — пасха

В хронологии, а значит и в истории астрономии, расчет пасхи играет важную роль. Поэтому пасхалиям уделена специальная страница.

Да и вообще, интересно.

Что такое пасха?

Пасха — христианский праздник. Пасха — праздник воскресения Христа.

Когда празднуется пасха?

Ответ очень прост:

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

В чем же подвох? Почему определить дату пасхи так сложно? Почему дата пасхи в православном календаре и календаре католиков обычно не совпадают?

В определении пасхи три есть три термина: весна, полнолуние и воскресенье. С каждым из них придется разобраться.

Как возник праздник пасхи?

О жизни Иисуса Христа сообщают нам Евангелия. Из них известно, что в одну из весен в начале 30-х годов первого века новой эры Иисус пришел в Иерусалим на празднование ежегодного праздника песах. По наущению недоброжелателей Он был схвачен властями и подвергнут мучительной казни — распятию на кресте. Казнь была совершена в день празднования песаха. После смерти Иисуса Его тело было снято с креста, погребено в искусственной пещере, как принято по традиции, а по прошествии двух дней Христос воскрес.

Воскресение Христа отмечают христианские церкви, празднуя пасху.

Придерживаясь описанного событийного ряда и имея в образце иудейскую практику, святые отцы церкви решили поставить исчисление даты одного из главных церковных праздников на твердую историко-астрономическую ногу. Поскольку символика иудейского песаха и христианской пасхи особенно в раннем христианстве была тесно связана, точкой опоры для основателей новых календарно-религиозных традиций оказался именно этот весенний праздник.

Что такое песах? Когда празднуется песах?

Песах — иудейский праздник: праздник исхода евреев из египетского рабства. Песах наступает 14 нисана и празднуется в течение недели.

Еврейский календарь основан на лунном цикле и является, собственно, лунно-солнечным календарем. Каждый месяц начинается с новолуния (точнее, неомении — первой вечерней видимости молодого серпика новой луны, на что дальше мы не будем обращать специального внимания). В частности, месяц нисан — первый весенний месяц, он начинается в новолуние, ближайшее к весеннему равноденствию. Таким образом, песах празднуется в первое полнолуние (точнее, через один-два дня после полнолуния) после равноденствия.

Значит, Иисус был распят сразу после полнолуния. (Кстати говоря, по ходу дела мы разоблачили сюжеты пары фильмов, где смерть Христа на кресте сопровождается затмением солнца: солнечное затмение может произойти только в новолуние, то есть за две или через две недели после песаха!) Воскрес же Он в воскресенье (через два дня, хотя песах и дни недели вообще-то ни как не связаны).

Итак, теперь ясно, почему пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

И все было бы очень просто. Но ни равноденствие, ни полнолуние не наблюдаются священнослужителями, чтобы определить дату пасхи. Они ими вычисляются, строятся пасхалии. И пасхалии вычисляются достаточно сложно. Нужно обратить внимания на три вопроса: когда наступает равноденствие? когда наступает полнолуние? когда наступает воскресенье?

Когда наступает равноденствие?

Пасха празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния.

В церковных календарях весеннее равноденствие всегда наступает 21 марта . Всегда. По определению.

Астрономически это неверно: равноденствие часто приходится на 20 марта и иногда даже на 19, но при расчетах пасхалий равноденствие всегда 21 марта.

К сожалению, христианская церковь имеет два одновременно действующих календаря: так называемый «старый» или юлианский и «новый» или григорианский. Григорианским календарем пользуется подавляющее большинство христиан: католики, протестанты, многие православные. Юлианским календарем пользуются православные, в частности Русская православная церковь, остающаяся основным препятствием на переходе к единому использованию григорианского календаря.

Не вдаваясь в детали различия «старого» и «нового» календарей (что само по себе интересная тема), констатирую: в настоящее время они расходятся на 13 дней.

Это в частности означает, что 21 марта, равноденствие по григоринаскому календарю — это только 8 марта по юлианскому и до равноденствия еще далеко. Если полнолуние произойдет 21, 22, 23, 24… марта, то католики его «засчитают» за весеннее, а православные будут ждать следующего. 25, 26, 27….31 марта не годятся. 1 и 2 апреля — тоже. Только 3 апреля наступит «равноденствие консерваторов», после которого (или в самый этот день) нужно ждать полнолуния.

Пасхалия. Юлианский и Григорианский календарь.Время празднования Пасхи. Основание пасхалии

Пасхалия (краткие сведения)
Юлианский и григорианский календари

В Типиконе, Следованной Псалтири, Требнике и в некоторых молитвословах есть
таблица, называемая Пасхалией. В Типиконе и Псалтири годы Пасхалии выписаны на
весь так называемый великий Индиктион — период времени в 532 года, в котором все
календарные вычисления начинаются с первого года. Там в девяти столбцах стоят
цифры: в первой графе — годы от Адама, то есть от сотворения мира, во второй
графе — от Рождества Христова, далее в графе идет круг солнца, круг луны,
вруцелето, основание и (обозначение уже не цифрами, а буквами) ключ границ.
В древние времена величину года измеряли двенадцатью лунными месяцами. Весь
лунный год состоял из 354 суток. Впоследствии, наблюдая движение солнца,
египетские астрономы определили, что год состоит из 365 суток и 6 часов.
В 46 году до Рождества Христова для исправления неверности прежнего
летоисчисления Юлий Цезарь, по совету греческого астронома Созигена, повелел
ввести эту длину года в римский месяцеслов, поэтому такое счисление года
называется юлианским. Это счисление было принято всеми народами, подвластными
Риму. И в 325 г. по Рождестве Христовом на Первом Вселенском Соборе юлианский
календарь был положен в основание пасхальных вычислений.
Юлианский год содержит в себе 365 суток и 6 часов; если эти 6 часов не принимать
в расчет, то ежегодно был бы остаток. Во избежание этого Созиген предложил
считать три года по 365 суток, а четвертый за ними в 366 суток, прибавляя лишний
день этого года к февралю месяцу, который поэтому имеет в этом году не 28, а 29
суток. Год этот, в отличие от обыкновенных, или простых лет, называется
високосным годом.
Юлианский год был длиннее солнечного года на 11 минут 8,4 секунды. Эта
незначительная, по-видимому, разница, постепенно накопляясь, возрастает в
течение нескольких десятков лет в несколько суток. Это побудило папу Григория
XIII отбросить от 1582 года лишние десять дней для того, чтобы и на будущее
время отвратить это перемещением равноденствия. Было постановлено отбрасывать от
каждых 400 лет по 3 дня, то есть в продолжение четырех столетий аннулировать три
високосных года. В настоящее время разница между старым и новым (григорианским)
стилем достигла примерно 13 дней.

Время празднования Пасхи
В продолжение первых двух веков после Рождества Христова Церковью установлено
строго определенное время празднования христианской Пасхи. Малоазийские церкви
праздновали ее в одно время с иудеями, и Пасха приходилась в разные дни недели,
что не соответствовало христианскому понятию о дне Воскресения Спасителя. В Риме
и других Церквях Пасха праздновалась же не в одно время с иудеями, а после
полнолуния мартовского и весеннего равноденствия, и непременно в воскресенье.
Чтобы ввести общее согласие между восточными и западными Церквами, на Вселенском
Никейском Соборе, бывшем в 325 г., святыми отцами было согласовано и
постановлено: «Праздновать Пасху после Пасхи еврейской, в первый воскресный день
за полнолунием».
Основание Пасхалии
В пасхальных таблицах, помещенных при Уставе (Типиконе) и Следованной Псалтири,
встречаются следующие термины: индиктион, индикт, круг солнца, вруцелето, круг
луны, основание, эпакта, ключ границы.
Индиктион — это великий пасхальный круг в 532 года. С 1941 г. начался
пятнадцатый Индиктион. Сначала слово «индикт» не имело никакого отношения к
Пасхалии — это пятнадцатилетний период сбора податей у римлян, разделявшийся на
3 срока по 5 лет. При Константине Великом подобные исчисления были введены в 312
году в Византии. В память императора, даровавшего христианской вере полную
свободу, Церковь оставила счет времени по индиктам. Индикт вошел в византийскую
хронологию и в наши летописи.
Кругом солнца называется период времени в 28 лет, через который все дни недели
возвращаются на те же числа месяцев.
Простой год содержит в себе 52 недели и 1 день, а високосный — 52 недели и 2
дня, поэтому дни недели не приходятся на одни и те же числа месяцев, а каждый
год изменяются.
Если бы все годы были простые, то каждый день недели приходился бы на то же
число месяца через 7 лет, то есть пока лишний день не обошел бы всю неделю и не
возвратился бы на свое место.
Но так как високосный год, каждый четвертый год, имеет 29, а не 28 дней, то
сверх 7 простых лет должно пройти еще 7 високосных, чтобы этот лишний день мог
составлять неделю, то есть обойти все дни недели.
Итак, чтобы все дни недели возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти
семи простым годам и семи високосным, то есть семилетний цикл должен повторится
четырежды. В результате получается 28-летний цикл.
Вруцелетными буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: Аз, Буки,
Веди, Глаголь, Добро, Есть, Жизнь, обозначающие последовательно семь целых чисел
от 1 до 7 и соответствующие дням недели. Буквы располагаются, так, что «Аз»
соответствует первому воскресенью первого года творения, и все воскресные дни
этого года совпадают с тою же самою буквою. Пасхальный год начинается с марта
месяца, поэтому и вруцелетная (воскресная) буква начинает свои указания с марта
месяца. В месяцеслове рядом с каждым числом стоит в скобках буква — это и есть
вруцелетная буква, которая указывает на каждый год в Пасхальной таблице.
Например: в 1957 году в Пасхальной таблице указано вруцелето — 3. Это значит,
что с марта 1957 года до марта 1958 года все числа месяцеслова, около которых
стоит буква 3, будут приходиться на воскресные дни. Точно также в 1956 году все
числа месяцеслова, около которых стоит буква «Глаголь», будут падать на
воскресенье (еще напоминается, что действие вруцелетной буквы начитается с марта
месяца).
Юлианский год длиннее лунного на 10 дней 21 час 11 минут и 24 секунды. Круглым
числом эта разность полагается в 11 дней. Накапливаясь с каждым годом, эта
разность, по истечении 19 лет совершает так называемый круг луны.

Кругом луны называется девятнадцатилетний период, по истечении которого фазы
луны приходятся в те же числа, на которые они выпадали 19 лет назад. Число,
обозначающее порядок данного года в круге луны, называется Золотым числом.
Основание есть число, показывающее возраст луны к первому марта, например, 1957
год имеет основание 11, то есть к 1 марта 1957 года луна будет иметь возраст 11
дней.
Эпактою в нашей Пасхалии называется число, дополняющее основание до 21, когда
основание меньше этого числа, или до 51, когда основание более 21. Это делается
для того, чтобы узнать конец ветхозаветной Пасхи, то есть определить число марта
или апреля, когда наступит 22 день мартовской луны или 22 день Нисана, которым
оканчивается еврейская Пасха. При определении дня Пасхи эпакта не имеет
значения.
Ключом границ, или ключевыми буквами, называются 35 букв славянской азбуки,
соответствующие тридцати пяти дням, которые заключаются между ранним и поздним
пределами Пасхи, то есть между 4 апреля и 8 мая. Ключевые буквы указывают, на
сколько дней Пасха удалена от 3 апреля и служит как для определения самой Пасхи,
так и всех зависящих от нее праздников и постов.
Итак, Православная Пасхалия имеет своим предметом определение дня празднования
Пасхи и зависящих от него подвижных праздников и времен церковных. Православную
Пасху должно праздновать:
1) после иудейской;
2) в воскресный день;
3) этот воскресный день должен приходиться после первого полнолуния, которое
наступит после весеннего равноденствия;
4) если в то же воскресенье выпадет и иудейская пасха, то христианская Пасха
должна праздноваться в следующее за ним воскресенье.
Эти условия, которым должна удовлетворять Православная Пасха, категорически
предписаны следующими правилами:
7 и 70 Апостольские правила;
определение I Вселенского собора;

Читать еще:  Пасха 2020 года число

18.Вечернее богослужение (Девятый час.Вечерня.Очерк исторического развития вечернего богослужения.Краткое объяснение священнодействий и песнопений вседневной вечерни. Великая вечерня. Малое повечерие.

В состав церковного богослужения входят: вечерня, повечерие,полунощница, утреня, час первый, час третий, час шестой и час девятый. В древности они совершались отдельно одно от другого в часы, назначенные Церковью, но впоследствии, по снисхождению к немощам и нуждам христиан, Церковь дозволила совершать их в три времени дня: вечером, утром и около полудня.

Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера, так как течение времени, по учению Священного Писания, началось с вечера. В состав вечернего богослужения Православной Церкви входят: девятый час, вечерня и повечерие.

4.4. Откуда взялась пасхальная граница 21-го марта

4.4. Откуда взялась пасхальная граница 21-го марта

Может возникнуть законный вопрос. Если, в соответствии со сказанным, Никейский собор назначил 14–15 марта календарным местом весеннего равноденствия, то почему тогда самая ранняя Пасха в пасхалии установлена не на 15–16 марта (сразу после равноденствия), а на 22 марта? Ведь если день равноденствия, скажем, наступает 15 марта, то в те годы, когда 15 марта совпадет с первым весенним полнолунием и одновременно окажется субботой, воскресенье 16 марта уже будет пасхальным воскресеньем. Поэтому самая ранняя

Пасха должна быть в этом случае 16 марта. Если же день весеннего равноденствия был установлен Собором на 14 марта, то из тех же соображений самая ранняя Пасха должна происходить 15 марта. Но из пасхалии мы видим, что самая ранняя Пасха бывает лишь 22 марта. Значит ли это, что равноденствие было установлено на 21 марта?

Нет, не значит, но именно так ошибочно рассуждали хронологи XVI–XVII веков. И, в частности, те специалисты, которые готовили григорианскую реформу календаря. Здесь они наткнулись на весьма коварный «подводный камень» в пасхалии. И ошиблись.

Поясним подробно – в чем оказалось дело.

Прежде всего напомним, что правила о Пасхе требуют не только, чтобы христианская Пасха происходила после (в смысле – НЕ РАНЬШЕ) первого весеннего полнолуния. Второе основное апостольское требование к христианской Пасхе – чтобы она НИКОГДА НЕ СОВПАДАЛА С ПАСХОЙ ИУДЕЙСКОЙ. Об этом пишет, например, Матфей Властарь, ссылаясь на 7-е Апостольское правило и 1-е правило Антиохийского собора: «не праздновать вместе с иудеями» [17], с. 357. Относительно же сроков иудейской Пасхи Матфей Властарь сообщает следующее: «По закону Моисееву установлено было совершать Пасху с 14-го дня первого лунного месяца. Этот первый месяц назывался у египтян – «Фаменоф», у греков – «Дистрос», у евреев – «Нисан», у римлян – «Март»» [17], с. 355. Таким образом, празднование иудейской Пасхи НАЧИНАЛОСЬ 14-го числа «лунного марта». Или же 15-го числа лунного марта, в которое перешло 14-е число этого месяца после сдвига на один день начала лунных месяцев от неомении к конъюнкции. Этот сдвиг, как считается, произошел в Средние века [393], с. 180. Поясним, что сдвиг этот связан с некоторой неопределенностью в определении новолуния. Дело в том, что во время новолуния Луна пропадает из видимости на заметный срок – один-два дня. Поэтому не совсем очевидно, какой именно день считать новолунием – день невидимости Луны или тот день, когда на небе впервые появился серп молодого месяца. Отсюда – разные способы исчисления лунных месяцев, отличающиеся друг от друга на 1–2 дня.

В какое-то время произошел сдвиг от одного такого способа к другому.

А кончалось празднование иудейской Пасхи через неделю, то есть 20-го ЧИСЛА ЛУННОГО МАРТА. «Из сего… способа находить Эпакту открывается, что оною определяется 21-дневный возраст первой весенней Луны. Достойно примечания, что в сей самый день оканчивалась Ветхозаветная Пасха (Исх. XII, 18), начинавшаяся в 14 день Авива или Нисана… Итак, зная по Эпакте начало и окончание Пасхи Еврейской, можно определить день Пасхи христианской. По сей причине, вероятно, Эпакты и введены в Пасхалию» [738], с. 26. Отметим, что после указанного выше сдвига на один день, см. [393], с. 180, 20-е число лунного марта перешло в 21-е число марта. Естественно – тоже лунного.

Итак, празднование иудейской Пасхи продолжалось до 21-го числа лунного месяца марта (первого лунного месяца в году). Лунный март также назывался нисаном, авивом, фаменофом, дистросом и т. д. (см. выше). Вечером 21-го числа лунного марта празднование иудейской Пасхи заканчивалось. Об этом совершенно четко и недвусмысленно говорит Библия.

«Празднуйте в оный праздник Господу… СЕМЬ ДНЕЙ ешьте пресный хлеб… И в первый день да будет у вас священное собрание, И В СЕДЬМОЙ ДЕНЬ СВЯЩЕННОЕ СОБРАНИЕ… С четырнадцатого дня первого месяца с вечера ешьте пресный хлеб ДО ВЕЧЕРА ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО ДНЯ того же месяца; семь дней не должно быть закваски в домах ваших» (Исход 12:14–18).

Кстати, отвлекаясь от нашей основной темы, обратим внимание, что Библия уже пользуется упомянутым выше средневековым сдвигом начала иудейской Пасхи на один день – с 14-го на 15-е число первого лунного месяца. Поскольку, как следует из приведенного текста Библии, сутки считались оконченными вечером, и вечером же начинались новые сутки. Следовательно, вечер 14-го числа – это начало 15-го числа. Поэтому и семь дней Пасхи кончались 21-го числа. Если бы Пасха начиналась 14-го, то семь дней кончались бы 20-го. Но даже в скалигеровской хронологии этот сдвиг начал лунных месяцев на один день датируется 500-м годом НАШЕЙ ЭРЫ. Следовательно, даже по скалигеровской хронологии, приведенный выше отрывок из Библии не мог быть написан до 500 года НАШЕЙ ЭРЫ.

Вернемся к нашей основной теме. Как мы видели, иудейская Пасха заканчивалась не 14-го или 15-го числа первого лунного месяца марта, а 21-го числа. Следовательно, христианская Пасха, согласно апостольскому правилу, не могла начаться ранее 22-го числа лунного марта. Как мы покажем далее, именно здесь (а не в григорианском постулате «равноденствие 21-го числа»), по всей видимости, и кроется причина того, что 22 марта является в пасхалии самой ранней возможной датой празднования христианской Пасхи. Но уже не лунного, а солнечного марта! Именно здесь и скрывается «подводный камень» пасхалии.

Другими словами, в пасхалии присутствует некий подспудный пережиток того, что НАШ МАРТ КОГДА-ТО БЫЛ ЧИСТО ЛУННЫМ МЕСЯЦЕМ. Пасхальные таблицы «помнят» о прежней лунной природе марта, но об этом прямо не говорят. В них это не прописано и на первый взгляд – совершенно не видно. Что и привело к некоторой путанице и, в конечном счете, к неправильной датировке Никейского собора хронологами XVI века. А также – к серьезным ошибкам в григорианской реформе календаря.

Кстати, путаница в данном «коварном» месте присутствует даже в современных исследованиях пасхалии. Возможно, она отражает более старую путаницу в пасхалиях XVI–XVII веков. Обратимся к современным руководствам по пасхалии. Там мы читаем, что в пасхалии используется особая календарная характеристика года – «эпакта». В руководствах по православной пасхалии поясняется, что это – то число марта, на которое приходится 21-дневный возраст первой весенней Луны. «Из сего… способа находить Эпакту открывается, что оною определяется 21-дневный возраст первой весенней Луны» [738], с. 26. Хорошо, допустим. Но вот в других книгах, анализирующих, вероятно, западные варианты пасхалии, тем же словом «эпакта» называется нечто совершенно другое. А именно – возраст Луны на 22 (или 21-е) марта. Так, например, И.А. Климишин пишет: «лунные эпакты (epactae lunar es, EL) – возраст Луны на 22 марта» [393], с. 96.

Итак, в одних случаях эпактой называют число солнечного (юлианского) марта, на которое приходится 21-е ЧИСЛО ЛУННОГО МАРТА – «21-дневный возраст первой весенней Луны». А в других случаях той же эпактой называют, наоборот, – число лунного марта, на которое попадает 22-е или 21-е ЧИСЛО СОЛНЕЧНОГО МАРТА. Как, например, в цитированной выше книге Климишина. Но эти числа не равны друг другу! По-видимому, здесь мы сталкиваемся со следами средневековой путаницы лунного (старого) и солнечного (нового, юлианского) марта.

Вернемся к установлениям Никейского собора о сроках христианской Пасхи. Поскольку, как мы видели, иудейская Пасха длилась 7 дней, то для того, чтобы не совпасть с этой 7-дневной иудейской Пасхой, христианская Пасха по необходимости должна была ВСЕГДА НА 7 ДНЕЙ ОТСТУПАТЬ ОТ ПАСХАЛЬНОГО ПОЛНОЛУНИЯ. То есть от полнолуния, совпадающего с ПЕРВЫМ днем иудейской Пасхи. Следовательно, установив весеннее равноденствие, а вместе с ним и самое раннее весеннее полнолуние на 15 марта, Никейский собор должен был установить самое раннее празднование христианской Пасхи НА 22 МАРТА.

ЧТО МЫ И ВИДИМ В ПАСХАЛЬНЫХ ТАБЛИЦАХ. Самая ранняя Пасха по пасхалии – 22 марта по юлианскому календарю. «22 Марта и 25 Апреля суть два крайние пределы, из которых празднование Пасхи никогда выступать не может» [738], с. 38. А 21 марта является, следовательно, САМОЙ РАННЕЙ ПАСХАЛЬНОЙ ГРАНИЦЕЙ. «Самая ранняя Граница Пасхальная бывает 21 Марта» [738], с. 38.

1) 21 марта является Пасхальной Границей по пасхалии.

2) 21 марта является последним днем иудейской Пасхи, с которой Пасха христианская не может совпадать, согласно пасхальным правилам.

Случайно ли такое совпадение? Подчеркнем, что это – действительно нетривиальное совпадение. Потому что в первом случае идет речь о СОЛНЕЧНОМ марте юлианского календаря. То есть марте, «привязанном» к весеннему равноденствию. А во втором – о ЛУННОМ марте. Марте, «привязанном» к первому весеннему полнолунию (новолунию). Это —

РАЗНЫЕ месяцы. Они сильно «плавают» друг относительно друга, см., например [738], с. 26.

По нашему мнению, указанное совпадение пасхального смысла «двух 21-х чисел марта» вовсе не случайно. Это – след, оставленный в пасхалии старым порядком празднования Пасхи (еще по лунным месяцам). Вероятно, на Никейском соборе пасхалия и календарь были впервые перестроены под новые, солнечные месяцы. Но пережитки прежних лунных месяцев в пасхалии все-таки сохранились. Видимо, традиция праздновать христианскую Пасху только после 21 марта была слишком сильна. И хотя она по своей сути относилась лишь к лунному марту, ее сохранили и для нового, солнечного марта. Хотя бы потому, что объяснять календарные тонкости широкой общественности непросто. Проще сохранить старую традицию, даже если она уже потеряла свой смысл. Тем более что это могло быть легко достигнуто без нарушения основных правил о Пасхе (см. ниже). В итоге – меньше вопросов и недоумений. Все довольны.

Но из-за этого в пасхалии возникла некая малозаметная недосказанность. Вряд ли составители пасхалии догадывались, в какое трудное положение она поставит потомков. А именно – позднейших хронологов XVI–XVII веков.

Внимательный анализ пасхальных таблиц показывает, что в них действительно содержится указанный выше, прямо не оговоренный – может быть, даже специально скрытый по каким-то соображениям – «подводный камень». На нем, по-видимому, и споткнулись хронологи XVI века. Не поняв, в чем дело, они ошиблись в датировке Никейского собора. Ту же ошибку повторил и папа Григорий XIII в своей булле от 1582 года.

Вероятные соображения, которыми руководствовались составители пасхальных таблиц, скорее всего, СОЗНАТЕЛЬНО создавая вышеупомянутую недосканность, – понятны. Надо сказать, эти соображения были вполне разумны и естественны. Дело в следующем.

Выше мы видели, что для того, чтобы исключить совпадения с иудейской Пасхой, христианская Пасха должна была начинаться после 7-дневной отступки от дня весеннего полнолуния. Однако в пасхальных таблицах такой отступки нет.

И в объяснениях к этим таблицам в книге Матфея Властаря о семидневной отступке тоже ничего не говорится, см. [393], с. 355–374.

По-видимому, отступка существовала в старой пасхалии, основанной на лунном календаре, но затем была убрана во время какой-то реформы пасхалии. Может быть – и на Никейском соборе. При этом, конечно, степень отделения христианской Пасхи от иудейской была несколько ослаблена. Христианскую Пасху было решено отделять не от всего семидневного иудейского праздника, а только от его начала, первого дня.

Однако, ослабляя отделение христианской Пасхи от иудейской и убирая 7-дневную отступку, учредители пасхалии, как мы видели, все же оставили Пасхальную Границу 21 марта неизменной. Чтобы этого добиться, им пришлось те весенние полнолуния, которые попадали в промежуток от 15 до 21 марта, заменить на следующие полнолуния, уже ВТОРЫЕ после равноденствия. Иначе, по новым пасхальным правилам без 7-дневной отступки, Пасху пришлось бы назначать в некоторые годы до 21 марта. И нарушать тем самым древнее правило «Пасха – после 21 марта». Чего церковные иерархи, по-видимому, очень не хотели делать.

След такого смещения некоторых пасхальных полнолуний известен в истории пасхалии. Считается, что в эпоху Никейского собора, когда велись споры о дате празднования Пасхи, отцы Никейского собора выбирали между двумя циклами весенних полнолуний – «сирийским» и «александрийским» [393], с. 210. Циклы эти отличались, в частности, тем, что в сирийском цикле весенние полнолуния были НЕ ТОЛЬКО ПОСЛЕ, НО И ДО 21 МАРТА. А именно, сохранились смутные сведения о том, что в 5-м и 16-м годах «сирийского» цикла весенние полнолуния приходились соответственно на 19 и 18 марта [393], с. 210. По этому поводу велся некий спор. В итоге от сирийского цикла отказались и использовали в пасхалии александрийский цикл, в котором все весенние полнолуния происходят не ранее 21 марта [861], [393], с. 210.

Итак, известно, что в эпоху Никейского собора использовался некий «сирийский» лунный цикл, согласно которому равноденствие было до 21 марта. Например, полнолуние 18 марта считалось в таком цикле уже весенним.

Еще один след сдвига ранних весенних полнолуний (приходящихся до 21-го марта) вперед, на более поздние числа календаря, содержится в самих пасхальных таблицах. На рис. 1 мы уже приводили одну из таблиц православной пасхалии, которая имеет вид двух человеческих ладоней. Одна из ладоней-таблиц названа «Рука Дамаскинова. круг солнцу на 28 лет». Эта ладонь расположена на рис. 1 слева. Название написано на самой ладони, ниже пальцев.

Пасхальная таблица «Рука Дамаскинова» определяет 28-летний «круг Солнцу», в свою очередь используемый для определения дня недели пасхального полнолуния в произвольно заданном году.

Вторая ладонь-таблица расположена на рисунке справа. В пасхалии она названа «рука жидовская из страстныя недели невыступная. круг луне на 19 лет, и фаска жидом», рис. 1. Четыре первые строки названия расположены на пальцах ладони, остальные три ниже, на самой ладони. По смыслу пасхалии и по своему названию таблица должна служить для определения дат иудейской Пасхи. Заметим однако, что вместо обычного церковно-славянского «пасха жидом», означающего иудейскую Пасху, тут почему-то употреблено странное словосочетание «фаска жидом». То есть – «иудейская фаска». Что такое «фаска» – не очень понятно. В церковно-славянском языке иудейская Пасха называется всегда ПАСХОЙ, но не ФАСКОЙ. По-видимому, составители пасхалии употребили здесь другое слово вместо «Пасхи» именно потому, что сознательно поместили в таблице НЕ СОВСЕМ даты иудейской Пасхи. То есть, если иудейская Пасха (весеннее полнолуние) попадало после 21-го марта, они брали его. А если нет – то брали следующее, второе весеннее полнолуние. И уже от этой «фаски», согласно пасхальным правилам, отсчитывали дату православной Пасхи. Получаемая таким образом дата христианской Пасхи, естественно, автоматически удовлетворяла требованию «после 21 марта».

Но при этом, как мы уже говорили, прежняя семидневная отступка православной Пасхи от первого дня иудейской Пасхи (от весеннего полнолуния) была по каким-то соображениям исключена из пасхальных таблиц.

Потом об этом, вероятно, забыли. Позднейшие исследователи пасхалии уже не знали о молчаливом пасхальном соглашении «Пасха после 21 марта», пережитке прежней, чисто лунной, пасхалии и прежнего, БОЛЕЕ ЖЕСТКОГО, отделения христианской Пасхи от иудейской. Не разобравшись до конца в истории вопроса, они пришли к ошибочному выводу, будто бы в эпоху Никейского собора календарное число 21 марта было назначено днем весеннего равноденствия. Исходя из этого ошибочного вывода хронологи XVI–XVII веков неправильно датировали Никейский собор IV веком н. э.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector