0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Еврейская пасха 2014

Jkaliningrad.ru

Празднование пасхи отмечается во многих религиях мира. Какие традиции имеет еврейская пасха? История еврейской пасхи начинается со времени Ветхого Завета. В то время евреев, как отдельной национальности, еще не существовало. Согласно библейской легенде Иосиф, предок Авраама и Сары, пользовался уважением в глазах правящего в те времена египетского фараона. Он был евреем. Но по истечении времени достижения Иосифа стали забываться. Начались притеснения этого народа. Периодически случались массовые убийства; евреев использовали, как рабов. День Пасхи для еврейского народа – это памятный день освобождения от египетского рабства. Люди считают, что только с Божьей помощью они смогли стать свободным народом.

Сегодня независимо от того, в какой стране проживает еврейская семья, празднование пасхи происходит по сложившимся традициям. Еврейскую пасху называют Песоха, что в переде означает день обретения свободы еврейского народа.

Согласно еврейскому календарю, Песоха приходится на 14 день месяца нисана. За неделю до этого дня в семьях принято делать уборку, выбрасывать хлам. Необходимо устранить из дома все квасные продукты, хлеб, винные изделия. В ночь на 14 апреля число хозяин семейства обходит дом, произнося специальные молитвы. При этом он ищет квасное, которое следует сжечь утром следующих суток. Седер – важный момент в праздновании Песохи. Он предполагает воспоминание об истории Песохи, вкушение трав с горьки вкусом в память о горечи, которую пережил еврейский народ. Далее принято выпить четыре чаши вина либо виноградного сока; и вкусить кусочек мацы – пасхальной лепешки. Почему именно маца? Маца – это хлеб, приготовленный из не скисшей опары. Такой хлеб был у евреев, когда они пытались уйти из Египта. Так, маца стала символом пасхи у евреев аналогично пасхальному куличу у христианского народа.
Пасха длится неделю, в это время люди отдыхают и всячески развлекаются.
nicstyle.ru
По другим источникам:

Песах, или Пасха, — самый древний из еврейских праздников, он связан с одним из важнейших событий в еврейской истории — с Исходом из египетского рабства около 3300 лет назад, в 2448 году по еврейскому календарю. Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом. Израильтяне пришли в Египет как одна семья — род Иакова, состоявший из семидесяти человек, а вышли как народ, насчитывавший шестьсот тысяч. Поначалу род Иакова был радушно принят в земле Гошен (одной из провинций Египта), но когда евреев стало «слишком много», к ним были приняты особые меры. На всех жителей страны была возложена трудовая повинность, на евреев — особенно тяжелая. Дома евреев прослушивались и досматривались, жен разлучали с мужьями, новорожденных мальчиков убивали. Моше (Моисей) и был тем самым мальчиком, которому было суждено выжить и спасти свой народ. Эту историю знают все. Удивительное стечение обстоятельств спасло его от неминуемой гибели от рук египтян и привело к тому, что воспитывался Моше во дворце фараона, но всегда ощущал себя частью своего народа. За убийство египтянина, избивавшего еврея, он был приговорен к смерти, бежал, много лет жил в странах Африки и Среднего Востока. Однажды, перегоняя стадо овец через Синайский полуостров, увидел горящий, но не сгорающий куст («неопалимая купина»). Из огня раздался голос Всевышнего, повелевающего Моисею отправиться в Египет и вывести евреев из рабства. Маца и вино — главные атрибуты пасхального седера (Фото: pavelr, Shutterstock) Маца и вино — главные атрибуты пасхального седера (Фото: pavelr, Shutterstock) Название «Песах» одни исследователи трактуют как «переход», исход из земли Египетской, другие связывают с историей праздника. Фараон не хотел отпускать евреев, и Бог наслал на Египет десять «казней»: превращение нильской воды в кровь, появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падеж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, сплошной трехдневный мрак и, наконец, гибель первенцев. Бог умертвил первенцев египтян, но пропустил («песах» на иврите) дома евреев. Еще «Пе-сах» толкуется как «уста говорящие», и это, конечно, соответствует тому, что главная заповедь Праздника Песах — говорить, рассказывать об истории Исхода. Песах — праздник весны — символизирует пробуждение природы, обновление мира и освобождение человека. Это праздник обретения свободы и достоинства. Евреи должны были выбрать из скота, к которому они были приставлены в качестве пастухов (и который не погиб, как скот египтян), молодых агнцев, зарезать их, зажарить и съесть «с горькими травами и опресноками». Барашков, которые для египтян были священными животными, требовалось не просто съесть, но сделать это открыто, на глазах у египтян, а за несколько дней до этого необходимо было при свете дня пометить косяки дверей своих домов кровью этих баранов. А в ночь, когда в каждой семье египтян погибли первенцы, смерть обошла стороной все еврейские дома, помеченные таким образом. Существует легенда, что перед Исходом не успели заквасить тесто, поэтому напекли пресных лепешек. Правда, есть свидетельства, что пастушеский праздник опресноков отмечали еще до Моисея. Но до сих пор маца — пресные лепешки, которые полагается есть в Песах, — напоминание о хлебе, который ели евреи, спешно покидая Египет. Спешка была не напрасной — египетская армия во главе с фараоном гналась за ними по пятам. Но на седьмой день Исхода Красное море расступилось перед евреями, а затем сомкнуло свои воды над головой египтян. Во время седера на столе должны быть определенные продукты (Фото: diligent, Shutterstock) Во время седера на столе должны быть определенные продукты (Фото: diligent, Shutterstock) Праздник длится семь дней с 15-го по 21-е число весеннего месяца нисана по еврейскому календарю. Песах, так же как Суккот и Шавуот, — это праздник паломничества в Иерусалим для жертвоприношений. Празднование начинается 14 нисана вечером, когда вся семья и гости, пришедшие в дом, собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду — историю Исхода евреев из Египта. Эта трапеза называется «седер» («порядок» на иврите) и является важнейшей частью праздника. Пасхальный седер проводится в определенном, строго установленном порядке, где каждому действию отведено свое место и свое время. «В каждом поколении должен еврей смотреть на себя так, как будто он сам, лично вышел из Египта». Праздничная трапеза в миллионах еврейских семей во всех странах мира на протяжении веков, с соблюдением одних и тех же обычаев — это удивительное явление, помогающее понять, как удалось евреям остаться единым народом в условиях многовекового рассеяния. День, следующий за пасхальным седером, — это первый день праздника. Для религиозных людей — это день молитвы и отдыха, когда запрещена всякая работа. Для светской части населения Израиля это выходной день, который принято проводить с семьей, друзьями, близкими. Далее следуют пять дней, так называемых полупраздников, когда часть учреждений работает полдня, а часть — не работает вовсе. И завершает пасхальную неделю еще один праздничный день. Израильтяне любят отдыхать и часто используют пасхальную неделю для поездок за границу всей семьей или же для путешествий по стране, устраивая пикники в многочисленных живописных ее уголках.

Все о праздниках

Праздники – история, обычаи, поздравления, открытки

Иудейские (еврейские) праздники 2014

16 января – Ту-би-Шват (15 швата) – Новый год деревьев Земли Израиля
Ту-би-Шват (Новый год деревьев Земли Израиля) – иудейский религиозный праздник, отмечается 15 числа месяца Швата по еврейскому календарю. По григорианскому календарю дата праздника ежегодно объявляется особо. По сути, он считается полупраздником, поэтому в этот день разрешено работать. В основе Ту би-Швата лежит предание, о том, как деревья, увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день. Так как в месяце шват деревья просыпаются после зимней засухи, то именно это время и было избрано.

16-17 марта – Пурим (14/15 адара) – праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве
Пурим – праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получивший название от слова «пур», что означает «жребий». Отмечается в четырнадцатый день весеннего месяца адар (соответствует концу февраля – началу марта по грегорианскому календарю).

15-21 апреля – Песах (с 15 по 21 нисана) – еврейская Пасха
Песах – центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан. В Израиле Песах – семидневный праздник, первый и последний дни которого – полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-мозд («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два – полноценные праздники.
Слово песах (пасха) означает “прохождение мимо”. Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет. В основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый – маца. Впоследствии эти праздники были объединены. Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (по книге Агада) и едят особые символические блюда. Остальные дни Песаха предназначенные для разного рода праздничных занятий. Как правило, в эти дни не работают и не решают деловых вопросов (хотя, в принципе, это и не запрещается). Не выполняют и домашнюю работу – стирку, уборку дома и т.д. Приготовление пищи, естественно, дозволяется. А освободившееся время используют для более глубокого изучения Торы. Проводят больше времени с семьей. Ходят в гости. Путешествуют по земле Израиля. Те, кто не живет в Иерусалиме, стараются посетить этот единственный в своем роде город.
На основании предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка и сноп ячменя. В седьмой день Песаха евреи празднуют окончательное освобождение. В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, отражающая земледельческие истоки праздника. Этот день завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония “разделения морских вод”. А в семьях с наступлением вечера делают разделение между праздничным днем и буднями. Выпивают последний символический бокал вина и после произносят: В будущем году – в Иерусалиме!

4 мая – ЙОМ А-ЗИКАРОН – день памяти павших в войнах Израиля и жертв террора
Израильский государственный день траура. Официальная церемония проводится у Западной стены (Стены Плача) на Храмовой горе в Иерусалиме.

6 мая — Йом а-Ацмаут — День независимости Израиля
День независимости Израиля (Йом а-Ацмаут) — главный государственный праздник Израиля, отмечаемый ежегодно. Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 года (5 ияра по еврейскому календарю). 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов — 33, против 13 — приняла резолюцию о разделе Палестины на два государства. Евреи ликовали, арабы выразили протест и начали военные действия. Так территорию, определенную ООН для создания еврейского государства, пришлось защищать с оружием в руках еще до создания государства как такового. 14 мая 1948 года, в день, когда истекал срок британского мандата, Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском Музее зачитал Декларацию независимости нового государства, получившего официальное название — Мединат Исраэль (Государство Израиль). Спустя несколько часов после принятия Декларации независимости армии Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака вторглись на территорию молодого государства, и евреям снова пришлось с оружием в руках защищать независимость, наконец-то обретенную на земле своих предков. В этой войне, длившейся пятнадцать месяцев, погибло более 6 000 человек. Они отдали жизнь за то, чтобы существование Государства Израиль стало реальностью. На следующий год Кнессет, парламент Израиля, принял закон о национальном празднике в 5-й день месяца ияра, получившем название Йом а-Ацмаут — День Независимости.

18 мая — Лаг-Баомер
Лаг-Баомер — еврейский праздник. Отмечается в 33 день Омера (18 ияра). Это совершенно особенный день, резко отличающийся от прочих дней этого периода. Лаг — то есть буквы «ламед» и «гимель» — это обозначение цифры «33». Лаг-Баомер — тридцать третий день омера, 18 ияра. Предание говорит, что в этот день прекратилась эпидемия, унесшая жизни учеников раби Акивы. По этой причине Лаг-Баомер несет на себе некоторый оттенок праздничности: в этот день можно стричься и бриться, можно устраивать свадьбы и веселиться, в молитвах этого дня не говорят «Таханун».

28 мая — Йом-Йерушалаим — День Иерусалима
Йом-Йерушалаим — провозглашён в честь воссоединения Иерусалима после Шестидневной войны (1967), в ходе которой Израиль завоевал Старый город. Когда завершилась Война за независимость (1948), еврейское государство контролировало Новый город Иерусалима, а Иордания — Старый город. В соглашении о перемирии Иордания согласилась разрешить евреям посещать свой сектор и молиться у Западной стены. Но это соглашение не соблюдалось, и в течение 19 лет перед Шестидневной войной иорданцы запрещали евреям входить в Старый город.

4-5 июня — Шавуот (6/7 сивана) — праздник дарования Торы
Шавуот — праздник дарования Торы, отмечаемый 6 сивана, на 50 день омера. В этот день, через пятьдесят дней после Песаха, евреи получили Тору на горе Синай. Со дня получения Великой Книги и по сегодняшний день судьбу евреев определяет вера в Бога и преданность Его заветам. У горы Синай евреи обязались быть верными Торе на все времена и повсюду. Они выполнили свое обещание и, рассеянные среди других народов, остались единой нацией на протяжении 33-х столетий.

5 августа — Тиша-бэ-Ав (пост 9 Ава)
Тиша-бэ-Ав (пост 9 Ава) — день скорби и траура, самый трагический день в еврейской истории. В этот день в 586 году до н. э. был разрушен Первый Храм; в 70 году н. э. — Второй Храм. В этот день в 136 году римские легионы захватили крепость Бейтар, последний оплот повстанцев Бар-Кохобы; многие тысячи евреев были убиты, большинство остальных вынуждены были покинуть родину, эмигрировать в другие страны. И в средние века, и в новейшее время с этим днем связаны драматические события в жизни еврейского народа.

Читать еще:  Когда была пасха на 1 мая

25-26 сентября — Рош ха-Шана (01/02 тишрей) — Новый год
Рош аШана — еврейский Новый год, который празднуют 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. С этого дня начинается отсчёт дней нового еврейского года. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко.

Праздники 5775 года по еврейскому летоисчислению

4 октября — Йом Кипур (Судный день) (10 тишрей) — день покаяния и молитвы
Йом-Кипур — в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния. Чтобы прийти к Судному Дню внутренне подготовленным, человек анализирует прошедший год, вспоминает свои прегрешения перед людьми и Богом. Человек — не ангел, ему свойственно ошибаться, но Бог всегда готов простить искренне раскаявшегося. Вот отчего не страх, не душевные муки и не ужас перед небесным судом несет Судный День евреям, а радость и душевный подъем. Поднявшись над земным, искренне и полностью представ перед Всеблагим и Прощающим, мы обретаем надежду и даже уверенность, что будем вписаны в счастливый год.

9-15 октября — Суккот (с 15 по 23 тишрей) — веселый праздник
Суккот — один из трех паломнических праздников, во время которого трижды в году, в период существования Храма, весь израильский народ собирался в Иерусалиме. У этого праздника есть несколько названий: праздник шалашей (кущей), праздник сбора урожая, конец странствий по пустыне, праздник человечности и мира, праздник черпания и возлияния, с просьбой дождей для будущего урожая. Праздник Суккот выражает связь еврейского народа со своей страной, со своим историческим прошлым. Если все прочие праздники отмечаются дома, в кругу семьи, то в Суккот евреи покидают дома и живут в шалашах, специально построенных для этого дня на улице, под открытым небом. Шалаш строится в память о странствиях еврейского народа в пустыне в течение 40-а лет.

16 октября — Шмини Ацерет
Шмини Ацерет — восьмой завершающий день еврейского праздника Суккот. Празднуется 22 числа месяца тишрей. Шмини-Ацерет является самостоятельным праздником. Мы не сидим в «суке», мы не берем «арбаа миним», мы произносим благословение «Шегехеяну» во время зажигания свечей и при совершении «Кидуша» после «Маарива». И тем не менее, Шмини-Ацерет является своего рода завершением праздника Сукот и, кстати, по той же причине Шавуот называется иногда Ацерет: он тоже как бы завершает собой Песах.

17 октября — Симхат Тора
Симхат Тора — праздник в иудаизме, празднуемый сразу после Суккот. Этот праздник (радость с Торой) также не связан с Суккот, но и он как бы продолжает последний. Этот день — начала нового цикла чтения Торы — самый радостный и веселый в еврейском году, когда танцует и ликует весь еврейский народ от мала до велика.

17-24 декабря — Ханука (с 25 кислева по 2 тивета) — Освящение Храма
Ханука (обновление, освящение) — еврейский праздник, установленный в память возобновления богослужения в иерусалимском храме в 165 году до н.э., после того как в течение нескольких лет оно было прекращено вследствие осквернения храма идолослужением по приказу сирийского царя Антиоха Епифана. После побед над сирийцами Иуды Маккавея и его братьев евреи вновь овладели храмом, очистили его от идолов и в 25 день месяца кислева 165 года восстановили богослужение по своему закону. Сохранилось предание, что в храме чудесным образом был найден сосуд со священным елеем для возжигания семисвещника. Евреи до настоящего времени празднуют ежегодно Ханука посредством зажигания лампад или свечей в течение недели, начиная с 25 кислева.

Шаббат — в иудаизме седьмой день недели (приходится на субботу), в который Тора предписывает воздерживаться от работы. Шаббат является первенцем среди всех Праздников Господних, и он был установлен Господом изначально еще при сотворении мира. Заповедь о Шаббате самая объемная и подробная из всех Десяти заповедей.
Шаббат начинается в пятницу вечером с праздничного ужина при зажженных свечах, после чего последующие 24 часа отделяются для общения со Всевышним. Это является еженедельным, установленным Им временем свидания для встречи с Его народом.
В Шаббат нельзя готовить горячую еду, и чтобы насладиться хорошим вкусным и главное горячим обедом нужно приготовить горячую еду до наступления Шаббата и держать ее в горячем состоянии до обеда в Субботу. Вот тут и проявляется вся изобретательность еврейских хозяек. Отсюда и берут корни очень многие известные еврейские блюда — чолнт, цимес, кугол. Это блюда, которые могут стоять долго в тепле и от этого только становятся вкуснее.

Все еврейские праздники начинаются накануне вечером после захода первых трех звезд.

Выясняем дату еврейской Пасхи — 2014

Пасха по еврейскому календарю считаются от захода Солнца. Пасха идет от праздника Песах, который в переводе означает пройти мимо или миновать. Такое название еврейского праздника связано с историческими событиями.

По легенде из библии перед исходом должна была быть казнь всех первенцев, но Моисей договорился с Богом чтобы тот оставил еврейских первенцев в живых. Из-за того что ангел смерти проходил мимо домов ервеев появилось название Песах. Христианство на ранней стадии своего развития пребывало в статусе секты в иудаизме и взяло очень многие детали обрядов из него. Все христиане до 356 года праздновали Пасху с евреями. В наше же время даты Пасхи отличаются. В католической и православной церкви алгоритм расчета праздника связан с Песахом, но все равно меняется. Евреи относятся к Песаху не только с религиозным значением, они считают его ключевым моментом, хотя другие верования почти не обращают на него внимание. Евреи чтят Песах, потому что он является поворотным событием в формировании еврейского народа, до исхода евреи были низшим сословием с определенной спецификой религии, а после стали полновластным народом.

Еврейский праздник пасхи длится восемь дней, в эти дни евреи проводят ритуальную трапезу, который называется «седер», на которой прославляют праздник песнями и гимнами. В эти дни они не едят ничего дрожжевого или как называют квасного. При подготовке к празднику выполняются определенные обряды и соблюдаются правила. С подготовкой и ходом празднования Пасхи связана серия правил, обрядов и обычаев. Подготовка к Пасхе начинается с Великого поста, начинается он за 40 дней до Пасхи, но у разных конфессий разная его продолжительность. Главные мероприятия и богослужения проводятся в Страстную неделю — эта последняя неделя перед Пасхой.

С особым почетом на этой неделе отмечаются четверг, пятница, суббота и само Светлое Христово Воскресение. Дата еврейской пасхи рассчитывается по довольно сложному алгоритму.

Сейчас речь пойдет о том, как именно рассчитывается дата еврейской Пасхи. Тут будет приведен подробный алгоритм рассчета. Пасха еврейская 2014 года рассчитывается так: берется весеннее полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия, и от него отсчитывается неделя и в воскресенье празднуется Пасха. Если полнолуние наступает до равноденствия, то Пасху считают по следующему полнолунию, наступившем после равноденствия. Нельзя сразу считать Пасху в Православной и Католической Церкви, ведь они используют разные календари и как правило даты праздников отличаются. Так же для вычисления даты можно пользоваться пасхалиями, так называются таблицы составляемые церковью. А вот немецкий математик предложил целую формулу для вычисления Пасхи с помощью григорианского календаря. Расчеты производятся по значению математических величин, которые обозначаются буквами а, б, в, г, д. В формуле каждая буква равняется следующему значению:

а = остаток от деления числа года на 19;

б = остаток от деления числа года на 4;

в = остаток от деления числа года на 7;

г = остаток от деления на 30 выражения 19а + 15;

д= остаток от деления на 7 выражения 2б + 4в +6г + б.

В этом уравнении величины «г» и «д» используют для окончательного решения задачи. В связи с тем, что праздник Великая Пасха празднуется после равноденствия, то есть в марте или в апреле, и тогда если сумма г и д получается меньше 9, то праздник в этом году будет в марте по старому стилю, а его день будет равен 22 + г + + д. А вот если же г + д больше 9, то праздник будет в апреле, а дата самого праздника равна г + д — 9.

Также нужно не забывать, что с 1918 года расчеты ведутся по новому календарю, а значит что к получившему числу необходимо прибавить еще 13. Если же праздник попадает от 22 марта и 25 апреля по старому, то он совпадает с Благовещеньем.

А это о в свою очередь называется Господня Паска или Криопаска.

После Пятидесятницы христианство стало совершать первые литургии, которые очень схожы по форме с Песахом. Литургии совершаются как Тайная Вечеря или Пасха страданий, которая связанна с Крестной смертью, и воскресением Христа. Считается важным точно определить день Паски, потому что от неё зависят многие праздники, даты которых так же меняются. Например Вербное воскресенье-это праздник входа Господа в Иерусалим и отмечается он за неделю до Пасхи. А сороковой день после пасхи является праздником Вознесение Христа. На пятидесятый день отмечается Троица, на следующий день День Святого Духа.

По расчетам, еврейская пасха в 2014 году будет праздноваться 15 апреля, в этом году это день первого весеннего полнолуния. Иудейская пасха в 2014 году, будет так же расходится по дате от православной Пасхи. Ведь даты этих церковных полнолуний и разница солнечных календарей насчитывает аж тринадцать дней. В славянской народной традиции с праздником Пасхи связывалось множество различных верований, преданий, легенд, обычаев и обрядов. Все думали , что сам Христос ходит в виде нищего со своими апостолами. Символом этого замечательного праздника являлся — кролик, который несет крашеные яйца. Вот обычай красить яйца был распространен повсюду и священники их также освещали.

Так как Пасха это Великий праздник, то народом были выработаны много хороших обрядов для улучшения будущей жизни. Например творить больше добра в праздник, кто покупал лесных животных и выпускал, кто то помогал бездомным и детям, вообще помощь в праздник вознаграждалась хорошим годом.

Как видно из статьи, праздник Пасхи очень важен для всех людей. Он имеет богатую, глубокую историю и наполнен глубоким смыслом. В этот день категорически запрещается работать и рекомендуется посетить церковь.

Когда и как в Израиле отмечается Еврейская Пасха?

Еврейская Пасха в Израиле является важным событием в календаре, а также считается одним из самых главных праздников в иудаизме. Пасха или Песах, как ее называют на иврите, отмечается по всему Израилю в течение семи дней в марте, апреле. Первый и последний дни Пасхи являются государственными праздниками в стране. Промежуточные дни являются популярным временем для семей, чтобы взять отпуск для путешествий и экскурсий. Прочитав статью вы узнаете о том, чем отличается Еврейская Пасха от Христианской. А также, когда и как Еврейская Пасха отмечается израильтянами в настоящее время.

1. Чем Еврейская Пасха отличается от Христианской?

Вне сомнения, это абсолютно разные праздники. Их объединяет лишь то, что они отмечаются примерно в одно время года (весной). Дата страстной пятницы у христиан иногда совпадает с началом Еврейской Пасхи.
Всем известно, что Гроб Иисуса Христа находится в Иерусалиме. Христианские верующие собираются на Святой земле Иерусалима для празднования Пасхи. Пасхальная месса проводится в древней церкви Гроба Господня в Старом Городе Иерусалима. Христиане во всём мире верят, что Иисус воскрес из мёртвых.

Празднование же еврейского праздника Пасхи знаменует «исход евреев из плена в Египте». Ортодоксальные евреи вообще не принимают Иисуса Христа как Мессию, посланного от Бога. Поэтому они не празднуют его «распятие» или его «воскрешение из мёртвых». Заметим, что Рождество Христово иудеями также не отмечается.

2. С какими библейскими событиями связано празднование Еврейской Пасхи?

У еврейского народа есть четыре еврейских названия для Пасхи, каждое из которых указывает на определенный аспект праздника. Наиболее распространенное еврейское название — Песах, которое обычно переводится как «переходящий». Оно связано с тем, что «Ангел смерти прошел над домами евреев в Египте».

Праздник Еврейской Пасхи, посвящён «Исходу», в котором древние израильтяне были освобождены от рабства в Египте. История заключается в том, что Бог помог древним израильтянам бежать из рабства в Египте, нанеся «десять язв египтянам».

Согласно Книге Исхода, Моисей предупредил фараона, что если он не освободит израильтян, Египет будет поражен множеством ужасных язв. После того, как народ Египта был подвергнут 10 язвам, включая «кровь», «лягушек», «фурункулы», «саранчу», «тьму» и «смерть каждого первенца», Фараон, в конечном итоге, вынужден был позволить еврейскому народу покинуть Египет с Моисеем.

Сразу после освобождения они ушли в такой спешке, что не могли дождаться, когда поднимется хлебное тесто на закваске. Они ели пресный плоский хлеб. В связи с этими библейскими событиями еврейская Пасха имеет следующие названия: Чаг ха-мацот (Праздник пресных хлебов или Праздник опресноков), З’Ман Чейрутейну (Время освобождения). А поскольку Пасху отмечают в весеннее время года, то её называют также Чаг ха-Авив (Праздник Весны).

3. Когда в Израиле отмечается Еврейская Пасха?

Пасха начинается с 15-го и заканчивается 21-м днём месяца Нисан (март или апрель). Далее ближайшие даты Пасхи в Израиле по Григорианскому календарю: 2020 (с 9 апреля по 16 апреля), 2021 (с 28 марта по 3 апреля). Пасха начинается в пятницу и длится семь дней. Песах традиционно отмечается в течение восьми дней многими евреями по всему миру, в том числе теми, кто покинул Израиль в составе еврейской диаспоры. Для тех, кто празднует Пасху в течение восьми дней, она заканчивается вечером в субботу.

Читать еще:  От пасхи до пасхи православный календарь

3. Как в Израиле празднуется Еврейская Пасха?

Еврейская Пасха или Песах — это один из главных праздников в иудаизме. Он знаменует собой первое и самое важное событие в еврейской истории — «исход евреев из рабства в Египте» более 3300 лет назад.

Перед праздниками всеми израильтянами соблюдается традиция, известная под названием «весенняя чистота». Поскольку квасные продукты запрещены во время праздника, каждый укромный уголок дома и даже щель очищаются, чтобы избавиться от самой маленькой запрещённой хлебной крошки.

Во время Пасхи еврейские семьи собираются для традиционной трапезы под названием Седер, что означает «порядок». Инструкции этого ритуала находятся в книге под названием «Агада». Вот некоторые моменты ритуального порядка Седер.

Глава семьи, обычно надевший белое ритуальное платье (Киттель), начинает церемонию освящением праздника с благословения (Qiddush) над чашей вина. Всего через определенные промежутки времени будет выпито четыре чашки вина.

После того, как все вымыли руки, членам семьи предлагается сельдерей, петрушка или другой сырой овощ (Карпас), смоченный в уксусе или солёной воде. Он символизирует «слёзы порабощенного еврейского народа».
Затем предлагается кость ягненка. Она символизирует «кровь Агнца», которым метились двери евреев. Таким способом перворождённых сынов Израиля спасали от смертельной чумы.

Яйцо, сваренное вкрутую, символизирует Божью любящую доброту или, по мнению некоторых, скорбное напоминание о разрушении Иерусалимского Храма. Во время еды все читают молитву.

После второй чашки вина младший ребенок задает четыре стандартных вопроса, связанных с ритуалом: «Почему эта ночь отличается от всех других ночей? Почему в эту ночь только пресный хлеб? Почему в эту ночь только горькие травы? Почему в эту ночь мы должны окунать травы дважды?»

Подготовленные ответы, произносятся всеми в унисон. Затем все снова моют руки и едят пресный хлеб (Маца) и горькие травы (Марор), погруженные в смесь измельченных фруктов и вина. Это означает, что «свобода и духовный прогресс являются наградой за страдания и жертвы».

Третью чашу вина наливают, чтобы выразить благодарность Богу. По мере того, как ритуал приближается к своему завершению, псалмы хвалы Богу читаются в унисон.

Четвёртая чаша вина наливается, чтобы признать любящее «Божье провидение». Некоторые добавляют пятую чашу вина, которую не выпивают. Её появление на каком-нибудь будущем Седере будет означать пришествие Мессии.

Для каждого члена семьи Седер — это повод вновь «пережить исход», как личное духовное событие. Надо понимать, что религиозный характер Седера, с его тщательно прописанным ритуалом, делает пасхальный обед совершенно непохожим на семейные застолья в гражданские праздники.

Часто после еды люди поют народные песни. Каждый год израильтяне, сидя за столом Седера, рассказывают, как Моисей вывел еврейский народ из Египта после нескольких лет рабства. Некоторые жители Израиля повторяют Седер и на следующий день.

4. Различные мероприятия на Пасху в Израиле

Как вы уже поняли, первый и последний дни Пасхи являются государственными праздниками в стране. Промежуточные дни являются популярным временем для семей. Израильтяне берут на эти дни отпуск, чтобы использовать его для путешествий и экскурсий.

Многие израильтяне используют весенние деньки для путешествий и экскурсий. Это могут быть поездки вглубь израильских пустынь (Негевской или Иудейской ) или на холмы Галилеи. Экскурсии обычно длятся от двух часов до целого дня. Они могут быть веселыми, запоминающимися и познавательными одновременно.

Каждый год банк Hapoalim спонтирует десятки израильских музеев, которые открываются бесплатно в период Пасхи. Среди них находятся и некоторые из крупнейших и лучших музеев страны.

Некоторые евреи отправляются на пляж Тель-Авива, который находится всего в 45 минутах езды от Иерусалима. Там, достаточно тепло, чтобы наслаждаться солнцем и весенними деньками.

Питание вне дома также распространено в Израиле. Многие рестораны и кафе готовят специальные блюда только для этого события. Часто меню содержит картофельный хлеб на Пасху, который является кошерным.

Вот так в Израиле отмечается Еврейская Пасха! Она является одним из главных праздников в иудаизме! Однако помимо этого Пасха в Израиле является весенним праздником возрождения еврейского народа, шагнувшего когда-то от рабства к свободе! Вы можете прочитать про Еврейский Новый год, перейдя по ссылке ниже.

Уважаемые читатели! Ждём ваших комментариев! Ставьте лайки, если статья понравилась!

Все о праздниках

Праздники – история, обычаи, поздравления, открытки

Иудейские (еврейские) праздники 2014

16 января – Ту-би-Шват (15 швата) – Новый год деревьев Земли Израиля
Ту-би-Шват (Новый год деревьев Земли Израиля) – иудейский религиозный праздник, отмечается 15 числа месяца Швата по еврейскому календарю. По григорианскому календарю дата праздника ежегодно объявляется особо. По сути, он считается полупраздником, поэтому в этот день разрешено работать. В основе Ту би-Швата лежит предание, о том, как деревья, увидев, что Бог даровал людям праздник Нового года, преисполнились зависти и попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день. Так как в месяце шват деревья просыпаются после зимней засухи, то именно это время и было избрано.

16-17 марта – Пурим (14/15 адара) – праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве
Пурим – праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получивший название от слова «пур», что означает «жребий». Отмечается в четырнадцатый день весеннего месяца адар (соответствует концу февраля – началу марта по грегорианскому календарю).

15-21 апреля – Песах (с 15 по 21 нисана) – еврейская Пасха
Песах – центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта. Начинается на 15-й день весеннего месяца нисан. В Израиле Песах – семидневный праздник, первый и последний дни которого – полноценные праздники и нерабочие дни. Промежуточные дни называются словами холь а-мозд («праздничные будни»). За пределами Израиля праздник длится 8 дней, из которых первые два и заключительные два – полноценные праздники.
Слово песах (пасха) означает “прохождение мимо”. Праздник получил такое название в память о том, как ангел смерти проходил мимо домов иудеев, поражая только египетских первенцев. Чтобы ангел мог отличить еврейские дома от египетских, каждой еврейской семье было велено заколоть ягненка и его кровью помазать косяки дверей. Только после смерти всех египетских первенцев фараон позволил евреям покинуть Египет. В основе Песаха лежат два наиболее архаичных сельскохозяйственных праздника: праздник нового приплода скота, когда приносился в жертву однолетний ягненок, и праздник первой жатвы (сбор урожая ячменя), когда уничтожался старый хлеб и из пресного теста выпекался новый – маца. Впоследствии эти праздники были объединены. Кульминационным моментом Песаха является вечерняя трапеза, седер («порядок»), которая устраивается в первую и во вторую ночь праздника. Во время седера в определенной последовательности читают повествование об Исходе (по книге Агада) и едят особые символические блюда. Остальные дни Песаха предназначенные для разного рода праздничных занятий. Как правило, в эти дни не работают и не решают деловых вопросов (хотя, в принципе, это и не запрещается). Не выполняют и домашнюю работу – стирку, уборку дома и т.д. Приготовление пищи, естественно, дозволяется. А освободившееся время используют для более глубокого изучения Торы. Проводят больше времени с семьей. Ходят в гости. Путешествуют по земле Израиля. Те, кто не живет в Иерусалиме, стараются посетить этот единственный в своем роде город.
На основании предписаний Торы в праздник Песах каждый должен был совершить паломничество в Иерусалимский Храм и там на второй день праздника принести в жертву ягненка и сноп ячменя. В седьмой день Песаха евреи празднуют окончательное освобождение. В синагоге во время пасхального богослужения читается Песнь Песней, отражающая земледельческие истоки праздника. Этот день завершает торжества праздника Песах и считается нерабочим. Он отмечается в радостной атмосфере, с пением и танцами. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивается церемония “разделения морских вод”. А в семьях с наступлением вечера делают разделение между праздничным днем и буднями. Выпивают последний символический бокал вина и после произносят: В будущем году – в Иерусалиме!

4 мая – ЙОМ А-ЗИКАРОН – день памяти павших в войнах Израиля и жертв террора
Израильский государственный день траура. Официальная церемония проводится у Западной стены (Стены Плача) на Храмовой горе в Иерусалиме.

6 мая — Йом а-Ацмаут — День независимости Израиля
День независимости Израиля (Йом а-Ацмаут) — главный государственный праздник Израиля, отмечаемый ежегодно. Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 года (5 ияра по еврейскому календарю). 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов — 33, против 13 — приняла резолюцию о разделе Палестины на два государства. Евреи ликовали, арабы выразили протест и начали военные действия. Так территорию, определенную ООН для создания еврейского государства, пришлось защищать с оружием в руках еще до создания государства как такового. 14 мая 1948 года, в день, когда истекал срок британского мандата, Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском Музее зачитал Декларацию независимости нового государства, получившего официальное название — Мединат Исраэль (Государство Израиль). Спустя несколько часов после принятия Декларации независимости армии Египта, Иордании, Сирии, Ливана и Ирака вторглись на территорию молодого государства, и евреям снова пришлось с оружием в руках защищать независимость, наконец-то обретенную на земле своих предков. В этой войне, длившейся пятнадцать месяцев, погибло более 6 000 человек. Они отдали жизнь за то, чтобы существование Государства Израиль стало реальностью. На следующий год Кнессет, парламент Израиля, принял закон о национальном празднике в 5-й день месяца ияра, получившем название Йом а-Ацмаут — День Независимости.

18 мая — Лаг-Баомер
Лаг-Баомер — еврейский праздник. Отмечается в 33 день Омера (18 ияра). Это совершенно особенный день, резко отличающийся от прочих дней этого периода. Лаг — то есть буквы «ламед» и «гимель» — это обозначение цифры «33». Лаг-Баомер — тридцать третий день омера, 18 ияра. Предание говорит, что в этот день прекратилась эпидемия, унесшая жизни учеников раби Акивы. По этой причине Лаг-Баомер несет на себе некоторый оттенок праздничности: в этот день можно стричься и бриться, можно устраивать свадьбы и веселиться, в молитвах этого дня не говорят «Таханун».

28 мая — Йом-Йерушалаим — День Иерусалима
Йом-Йерушалаим — провозглашён в честь воссоединения Иерусалима после Шестидневной войны (1967), в ходе которой Израиль завоевал Старый город. Когда завершилась Война за независимость (1948), еврейское государство контролировало Новый город Иерусалима, а Иордания — Старый город. В соглашении о перемирии Иордания согласилась разрешить евреям посещать свой сектор и молиться у Западной стены. Но это соглашение не соблюдалось, и в течение 19 лет перед Шестидневной войной иорданцы запрещали евреям входить в Старый город.

4-5 июня — Шавуот (6/7 сивана) — праздник дарования Торы
Шавуот — праздник дарования Торы, отмечаемый 6 сивана, на 50 день омера. В этот день, через пятьдесят дней после Песаха, евреи получили Тору на горе Синай. Со дня получения Великой Книги и по сегодняшний день судьбу евреев определяет вера в Бога и преданность Его заветам. У горы Синай евреи обязались быть верными Торе на все времена и повсюду. Они выполнили свое обещание и, рассеянные среди других народов, остались единой нацией на протяжении 33-х столетий.

5 августа — Тиша-бэ-Ав (пост 9 Ава)
Тиша-бэ-Ав (пост 9 Ава) — день скорби и траура, самый трагический день в еврейской истории. В этот день в 586 году до н. э. был разрушен Первый Храм; в 70 году н. э. — Второй Храм. В этот день в 136 году римские легионы захватили крепость Бейтар, последний оплот повстанцев Бар-Кохобы; многие тысячи евреев были убиты, большинство остальных вынуждены были покинуть родину, эмигрировать в другие страны. И в средние века, и в новейшее время с этим днем связаны драматические события в жизни еврейского народа.

25-26 сентября — Рош ха-Шана (01/02 тишрей) — Новый год
Рош аШана — еврейский Новый год, который празднуют 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей. С этого дня начинается отсчёт дней нового еврейского года. Этот праздник отмечается в Израиле всеми. В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко.

Праздники 5775 года по еврейскому летоисчислению

4 октября — Йом Кипур (Судный день) (10 тишрей) — день покаяния и молитвы
Йом-Кипур — в иудаизме самый важный из праздников, день поста, покаяния и отпущения грехов. Отмечается в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния. Чтобы прийти к Судному Дню внутренне подготовленным, человек анализирует прошедший год, вспоминает свои прегрешения перед людьми и Богом. Человек — не ангел, ему свойственно ошибаться, но Бог всегда готов простить искренне раскаявшегося. Вот отчего не страх, не душевные муки и не ужас перед небесным судом несет Судный День евреям, а радость и душевный подъем. Поднявшись над земным, искренне и полностью представ перед Всеблагим и Прощающим, мы обретаем надежду и даже уверенность, что будем вписаны в счастливый год.

9-15 октября — Суккот (с 15 по 23 тишрей) — веселый праздник
Суккот — один из трех паломнических праздников, во время которого трижды в году, в период существования Храма, весь израильский народ собирался в Иерусалиме. У этого праздника есть несколько названий: праздник шалашей (кущей), праздник сбора урожая, конец странствий по пустыне, праздник человечности и мира, праздник черпания и возлияния, с просьбой дождей для будущего урожая. Праздник Суккот выражает связь еврейского народа со своей страной, со своим историческим прошлым. Если все прочие праздники отмечаются дома, в кругу семьи, то в Суккот евреи покидают дома и живут в шалашах, специально построенных для этого дня на улице, под открытым небом. Шалаш строится в память о странствиях еврейского народа в пустыне в течение 40-а лет.

16 октября — Шмини Ацерет
Шмини Ацерет — восьмой завершающий день еврейского праздника Суккот. Празднуется 22 числа месяца тишрей. Шмини-Ацерет является самостоятельным праздником. Мы не сидим в «суке», мы не берем «арбаа миним», мы произносим благословение «Шегехеяну» во время зажигания свечей и при совершении «Кидуша» после «Маарива». И тем не менее, Шмини-Ацерет является своего рода завершением праздника Сукот и, кстати, по той же причине Шавуот называется иногда Ацерет: он тоже как бы завершает собой Песах.

Читать еще:  Вопросы о пасхе

17 октября — Симхат Тора
Симхат Тора — праздник в иудаизме, празднуемый сразу после Суккот. Этот праздник (радость с Торой) также не связан с Суккот, но и он как бы продолжает последний. Этот день — начала нового цикла чтения Торы — самый радостный и веселый в еврейском году, когда танцует и ликует весь еврейский народ от мала до велика.

17-24 декабря — Ханука (с 25 кислева по 2 тивета) — Освящение Храма
Ханука (обновление, освящение) — еврейский праздник, установленный в память возобновления богослужения в иерусалимском храме в 165 году до н.э., после того как в течение нескольких лет оно было прекращено вследствие осквернения храма идолослужением по приказу сирийского царя Антиоха Епифана. После побед над сирийцами Иуды Маккавея и его братьев евреи вновь овладели храмом, очистили его от идолов и в 25 день месяца кислева 165 года восстановили богослужение по своему закону. Сохранилось предание, что в храме чудесным образом был найден сосуд со священным елеем для возжигания семисвещника. Евреи до настоящего времени празднуют ежегодно Ханука посредством зажигания лампад или свечей в течение недели, начиная с 25 кислева.

Шаббат — в иудаизме седьмой день недели (приходится на субботу), в который Тора предписывает воздерживаться от работы. Шаббат является первенцем среди всех Праздников Господних, и он был установлен Господом изначально еще при сотворении мира. Заповедь о Шаббате самая объемная и подробная из всех Десяти заповедей.
Шаббат начинается в пятницу вечером с праздничного ужина при зажженных свечах, после чего последующие 24 часа отделяются для общения со Всевышним. Это является еженедельным, установленным Им временем свидания для встречи с Его народом.
В Шаббат нельзя готовить горячую еду, и чтобы насладиться хорошим вкусным и главное горячим обедом нужно приготовить горячую еду до наступления Шаббата и держать ее в горячем состоянии до обеда в Субботу. Вот тут и проявляется вся изобретательность еврейских хозяек. Отсюда и берут корни очень многие известные еврейские блюда — чолнт, цимес, кугол. Это блюда, которые могут стоять долго в тепле и от этого только становятся вкуснее.

Все еврейские праздники начинаются накануне вечером после захода первых трех звезд.

Еврейская Пасха (Песах) в 2020 году: когда и как отмечать

Еврейская Пасха в 2020 году будет с 8 по 16 апреля. В 2021 году – с 27 марта по 3 апреля.

Иудейскую Пасху (ее называют Песах) в Израиле отмечают в течение целой недели. О том, почему так сложилось, и какой смысл вкладывают в праздник Пасхи евреи, подробно рассказывается в статье.

Как рассчитать дату Пасхи

Внимательный читатель уже обратил внимание на то, что фактически еврейская Пасха отмечается в течение 8 дней, а не недели. Действительно, так оно и есть – но только за пределами собственно Израиля.

А вот на территории страны праздник отмечают ровно неделю. То есть именно иудейская Пасха в 2020 году в Израиле, стране еврейского народа будет с вечера пятницы 8 апреля до вечера пятницы 15 апреля — 7 дней подряд.

В любом случае у евреев Песах – это главный праздник (как, впрочем, и в христианстве). И отмечаются эти важные даты примерно в одно и то же весеннее время, хотя конкретные дни и отличаются.

Выходными считаются только первый и последний день пасхальной недели. А все остальные считаются «праздничными буднями»; и в этом оксюмороне нет ни намека на иронию.

Для каждого верующего иудея Песах – это действительно центральное событие года. Поэтому даже в будни в еврейском обществе, где бы оно ни находилось, можно почувствовать искреннее праздничное настроение.

Строго говоря, христиане отмечают праздник гораздо дольше евреев. Конечно, пик торжества приходится на само пасхальное воскресенье – Светлое Христово Воскресение. А вот празднование продолжается в течение:

  • 40 дней — по православной традиции;
  • 50 дней — согласно католическим представлениям.

Удивительно и то, что, как и христианский праздник, еврейское торжество на первый взгляд постоянно меняет дату. А на самом деле это утверждение верно лишь отчасти.

Дело в том, что иудейскую Пасху начинают отмечать строго в 14 день месяца нисан, который в привычном представлении соответствует марту-апрелю. Кстати говоря, и название «нисан» переводится поэтически: «первые плоды».

Но тогда возникает очевидный вопрос: если праздник всегда отмечают в один и тот же день, почему же фактически дата все время меняется? То есть как рассчитать, какого числа будет иудейская Пасха в 2020 и других годах? Все становится на свои места, если обратить внимание на то, как евреи ориентируются в датах, т.е. каковы особенности их календаря.

Если обычный григорианский календарь является солнечным, т.е. ориентируется только по обороту Земли вокруг Солнца, то иудейский также учитывает и лунные циклы. Поэтому календарь евреев относится к редкой категории лунно-солнечных.

И как раз с этой точки зрения Песах и правда наступает в один и тот же день: 14 нисана (только в новолуние). А фактически выпадает на разные даты – преимущественно в марте и апреле.

С НОВЫМ 5779 ГОДОМ!

Особенность календаря израильтян еще и в том, что отсчет в нем ведется со дня сотворения мира. Поэтому в 2020 году в Израиле будет 5779 год. Кстати говоря, в России в далекую допетровскую эпоху также вели отсчет со начала бытия.

Однако годы учитывались иначе. Если бы сегодня продолжал действовать прежний порядок, сегодня был бы приход не 2019, а 7528 года.

4 названия праздника Песах

Да, главный иудейский праздник действительно имеет 4 названия. Начать нужно с того, что строго говоря, это не Пасха, а Песах. То есть христианское название было заимствованием от еврейского. Иудейское торжество называют так:

  1. Песах – слово, которое переводится как «миновал», «обошел стороной». Имеется в виду, что Господь прошел мимо всех еврейских домов, помеченных кровью ягненка, и уничтожил только дома неприятелей – египтян, державших евреев в рабстве.
  2. Хаг а-Мацот переводится как «праздник опресноков». Во время выхода из Египта евреи питались опресноками, т.е. пресными лепешками (мацой), состоящими только из муки и воды.
  3. Хаг а-Херут – «праздник свободы». Комментарии излишни.
  4. Хаг а-Авив означает «праздник весны». Кстати говоря, месяц «нисан» называют также «авив».

Не напоминает ли это слово кое-какое название? Действительно, столица Израиля город Тель-Авив – это наименование переводится как «холм весны» в значении «место возрождения, обновления». В мире найдется совсем немного столиц с таким поэтичным названием.

Пасха и Песах: один праздник – два смысла

Итак, Пасху и Песах отмечают примерно в одно и то же время. А вот смыслы, которые придаются разными народами одному торжеству, сильно отличаются:

  1. Пасха – это праздник христиан всех конфессий, который отмечается в ознаменование воскресения Христа. И в этом заключается важнейшая основа веры и великая духовная радость.
  2. Песах – это праздник именно еврейского народа (почитается она еще и самаритянами, а также караимами).

Однако, если вдуматься и помыслить вне контекста конкретной истории, случившейся в Египте более 3300 лет тому назад, никаких явных противоречий между этими смыслами мы не найдем.

Конечно, еврейский народ трактует Песах как освобождение от рабства. А что же христиане? Смерть и последовавшее воскресение Христа – это торжество жизни над смертью, получение свободы от греха.

И если вдобавок ко всему прочему вспомнить древние поверья, Пасха в понимании разных народов – это праздник весны, когда вся природа освобождается от власти зимы и долгих, темных ночей. Удивительным образом переплетаются многовековые, даже тысячелетние традиции разных культур, которые долгое время даже не подозревали о существовании друг друга.

И у этого своеобразного цивилизационного синтеза есть свое весомое, вполне твердое обоснование. Чтобы его почувствовать, достаточно знать только один факт: христианская Пасха почему-то празднуется практически одновременно с иудейским Песахом. Все дело в том, что Христос воскрес именно в тот день, когда евреи уже в который раз собирались отметить свой главный праздник.

Случайно это совпадение или нет, но так уж сложилось, что Пасха стала тем связующим звеном, которое наверняка объединяет религиозные представления большинства народов нашей планеты. И несмотря на разный исторический контекст, своеобразные традиции и символы, общая идея, несомненно, существуют:

  • Песах – символ свободы.
  • Пасха – символ возрождения.

Каждый народ и каждый конкретный человек вкладывает собственный смысл в понятие освобождения. Кто-то свободен в своих творческих талантах, кто-то счастлив в браке, а иной просто наслаждается своим делом и искренне благодарит судьбу.

В такой прекрасный день все люди могут почувствовать себя частью чего-то светлого, разделить неповторимую благодатную атмосферу праздника. И искренне поздравить друг друга со Светлой Пасхой, или с Песахом, как говорят иудеи.

Среди главных смыслов праздника можно выделить и такую идею, как жертвоприношение. Как израильтяне закалывали агнца (ягненка), так и Христос сам стал священной жертвой, благодаря которой каждый человек имеет право на прощение и помилование.

Вот и получается, что если вдуматься, можно понять, что пасхальные торжества отличаются своими символами и историей, однако их фундаментальная основа едина.

Что делают на еврейский Песах: традиции

Но вернемся к легендарному еврейскому Песаху. Интересно отметить, что все традиции этого праздника уходят корнями в глубокую древность, поэтому израильтяне тщательно соблюдают и дух, и букву пасхального закона. Буквально это следует понимать так: каждый иудей должен занять строго определенное место за столом, вкусить конкретные блюда и выполнить все необходимые предписания.

Однако подобные обычаи евреи рассматривают не как некий ритуал, а как живую многовековую историю, соприкоснуться с которой они могут именно в дни Песаха. Надо ли говорить, что все верующие израильтяне, вне зависимости от возраста, особенностей характера и профессии, с глубоким, по-настоящему искренним почтением относятся к каждому обряду этого торжества.

Праздничный стол Песаха: седер

Песах начинается вечером 14 нисана. В это время евреи собираются всей семьей и устраивают торжественную трапезу, которая называется «седер» (в переводе означает «порядок»). Действительно, во время ужина каждый занимает свое место.

На стол выставляется специальный комплект посуды, который предназначен именно для Песаха. Предварительно все тарелки, чашки и другие емкости погружают в кипяток, чтобы исключить малейшую нечистоту.

Если столь жесткие требования предъявляются даже к посуде, то как строго евреи подходят к своему меню в этот день? Начать рассказ следует с мацы (переводится как «выжатое», «лишенное влаги») – полностью пресного хлеба, который изготавливается из пшеницы, овса, а также полбы, ячменя или ржи (на выбор).

Принципиальное требование к маце – полное отсутствие дрожжей (поэтому этот хлеб также называют опресноками). На то есть свои причины.

Считается, что когда евреи бежали из египетского рабства, они так торопились, что не успели даже заквасить тесто. Поэтому во время Песаха категорически не разрешается употреблять в пищу любую еду (и даже напитки), содержащие квасную основу (хамец).

Эта история весьма интересно отразилась в зеркале современности. Сегодня евреи хотят не просто отметить праздник, но и полностью прочувствовать его историю и глубокий священный смысл. Поэтому в память о тех событиях и приготавливают пресную мацу.

А еще есть такие блюда-символы, которые обязательно присутствуют на седере:

  • горькая зелень (местные горькие травы, латук) олицетворяют горечь пребывания израильтян в плену египетских угнетателей;
  • соленая вода, символизирующая горькие слезы, пролитые за время долгого рабства – в нее обмакивают мацу;
  • зроа – это маленький кусочек жареного мясо с косточкой внутри – оно напоминает того самого пасхального агнца (ягненка), который и был принесен в жертву;
  • кошерное вино, которого выпивают по 4 бокала: в ознаменование освещения дня, после чтения Священного писания, после молитвы и, наконец, во время произнесения благодарности Богу.

Есть на столе и другие блюда – орехи, финики, яблоки. Каждый продукт имеет собственное значение. Ведь верующие прекрасно понимают, что самое главное во время Песаха – это вспомнить о великой истории, а не просто вкусно покушать.

На пасхальном столе евреев непременно присутствует и сваренное вкрутую яйцо, которое называется бейца. Хотя оно и не крашеное, но все же стоит признать, что яйцо остается универсальным символом пасхальных празднеств у всех народов.

Дни после седера

Не стоит думать, что весь Песах евреи то и делают, что выполняют священные ритуалы и вкушают блюда, символизирующие разные моменты истории освобождения из египетского рабства. На следующий день после седера, т.е. фактически в первый день праздника, израильтяне предпочитают отдохнуть с самыми дорогими, близкими людьми.

Примечательно, что на праздник нельзя забывать ни о ком. Если человек по каким-то причинам одинок, его непременно пригласят за стол, в том числе и в день седера. А что касается остальных дней, люди ходят в гости, отдыхают на пикниках, навещают своих родных и друзей.

Интересно, что во время пасхальной недели часть населения вообще не трудится, а другая часть работает по сокращенному графику (полдня).

То есть многие израильтяне имеют возможность устроить себе полноценные пасхальные каникулы. Что они и делают. Собирают всех родных (в основном семейный круг) и отправляются путешествовать по стране или за границу. Строгого регламента действий для этих дней не предусмотрено – каждый может насладиться праздником так, как посчитает нужным.

Что нельзя делать на Песах

Что касается запретов, то евреи весьма уважительно относятся к своим нормам. Поэтому все, что перечислено ниже, следует понимать буквально. К запрещенным действиям относятся:

  1. Стирка, выжимание белья.
  2. Стрижка, бритье.
  3. Написание любых текстов.
  4. Работа в поле, в саду.
  5. Включение и выключение любых электроприборов, телефона, автомобиля.
  6. Разведение огня.

Считается, что Песах – праздник, который посвящен всему еврейскому народу. Поэтому недопустимо рассуждать о личных проблемах, вести серьезные переговоры и даже загадывать личные желания во время торжественного ужина или в другие дни священного праздника. Соответствующие разъяснения дают и раввины, например.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector