Если человек умирает на пасху
Если человек умер на пасху и в пасхальную неделю
Смерть в Пасху (на праздник, в пост или будни) одинаково недоступна пониманию живого человека. Находясь внутри жизненного отрезка сложно представить, что находится за гранью. Неизвестное рождает страх, поэтому уход близкого человека в мир мертвых сопровождается интенсивными (часто разрушительными) эмоциями родственников. Первичное бессилие – одно из самых тяжелых переживаний, впоследствии сменяется попыткой хоть немного повлиять на ситуацию. Потребность к действию рождает новый смысл: проводить покойника в последний путь, помолиться и достойно помянуть его, чтобы усопшему было гарантированно хорошо на том свете.
Как поминать, если родственник умер в Великий пост?
Христиане верят в бессмертие души, поэтому поминовение умерших родственников важно и наполнено глубоким смыслом. Новопреставленный прошел свой жизненный путь, по деяниям он даст ответ и попадет в царство божие или ад. Но близкие родственники могут смягчить его участь молитвами.
Отдельного внимания заслуживает особый отрезок времени: Великий пост и светлый праздник Пасхи.
Великий пост – период скорби, воздержания, мыслей о душе и своеобразная подготовка к загробной жизни. В этот период смерть значимого родственника воспринимается особенно трагично. Близкие часто теряются и испытывают затруднения, как молиться и поминать, если человек умер за неделю до Пасхи.
Православная церковь дает четкую последовательность действий, но в народе распространены различные приметы и суеверия на этот счет.
В далеком прошлом считалось, что в Великий пост Бог призывает максимальное количество душ. Статистика ритуальных агентств подтверждает: на весенние месяцы приходится самый большой приток покупателей.
Рекомендации священников
Во время Великого поста усопших поминают в особом порядке:
- Литургическое поминовение с понедельника по пятницу не проводится, только в субботу с и воскресенье служится Полная Литургия.
- Панихиды не совершаются.
- Заупокойную ектению и панихиды служат только в 1,2,3,4 субботы Великого поста.
- Отпевать покойника можно в любой день.
Традиционные поминальные ритуалы на 3-й и 9-й день переносятся на две ближайшие к дате смерти субботы. Подобным образом сороковины на период поста переносятся на субботу. Также поступают с организацией поминальной трапезы.
Если православный преставился во время страстной недели (Страсная Седмица), то отпевать его следует в любой день кроме пятницы (Великий Пяток). Поминальный обед и молитвы (литургия, панихида) переносят на Радоницу (в народе «поминальный день» — первый вторник после пасхальной недели).
Помимо церковного поминовения нужно проводить домашнее (келейное) – можно читать молитву за упокой, Псалтырь, молиться своими словами. Святая Церковь считает домашнюю молитву неотделимой частью церковного богослужения.
Хорошо или плохо, если человек умирает на Пасхальной неделе
Великое таинство Воскресения Христа – самый светлый праздник христиан, торжество победы жизни над смертью, который наполняет радостью сердца верующих. Отсюда происходит убеждение, что если человеку суждено умереть в день Пасхи, то его душа гарантированно попадет в рай.
В чине отпевания умерших сказано, что те, кто скончались на Пасху и Светлую седмицу «сподобляются веселия и радости». Господь призывает каждого в свой срок, дата ухода в праздник ликования и радости означает особую милость Божью. Всю пасхальную неделю христиане ближе ощущают Бога, открываются Царские врата. Это большое утешение для родственников усопшего.
Ситуацию особой даты смерти для умершего следует рассматривать в аспекте православия. Праведный человек искренне верил, соблюдал пост, готовился к пасхальным дням, исповедовался, причащался. Бог открылся ему – это хорошо.
Почему тогда смерть в Пасху настигает не слишком благочестивых людей? На православном форуме был задан вопрос: я прекрасно знал свою соседку, она не верила в Бога, была алкоголичкой, занималась проституцией, но умерла на пасхальной неделе. Неужели покойная отмечена божьим благословением и попадет в рай без суда?
Священнослужитель дал ответ:
- В Священном писании нет записи на этот счет. Подобное мнение – выдумка людей, чтобы облегчить свое душевное состояние.
- В божье Царство попадут чистые сердцем, очистившие душу, те, кто покаялся и при жизни стремился к Господу.
- Люди часто судят о душе мертвых по внешним деяниям при жизни, но не знают, что творилось у них в сердце. Лишь Господу это явно, перед ним покойная понесет ответ за свои деяния.
Поэтому если покойник при жизни был безразличен к Богу, то его дата смерти не имеет абсолютно никакого значения. Безбожники не наследуют Царство Божие.
Когда хоронят почивших в Светлое воскресенье
Похороны, если человек умирает на Пасху, проводят на следующие сутки одновременно с отпеванием. Перед подготовкой траурного обряда стоит посоветоваться со священником. Часто на Христов день кладбища закрыты, а священнослужители заняты организацией праздничного служения.
Также важна причина, по которой умирает христианин:
- Естественная кончина вследствие болезни;
- Родственник трагически погиб;
- Самоубийство;
- Насильственный уход из жизни.
Если умереть в светлую седмицу вследствие естественных причин либо в результате трагической случайности, то изменений в проведении траурных мероприятий нет. Тело хоронят в понедельник после Светлого воскресенья. У гроба проводится особое пасхальное сужение, а полную панихиду организуют в поминальный день — Радоницу. Большой требник гласит, что погребение на пасхальные праздники совершается с радостью и благодарением.
Самоубийство – смертный грех, самовольное прерывание жизни означает отказ церкви хоронить новопреставленных по православным правилам. Погребение разрешается совершать без отпевания, спустя 3 суток после смерти. В случае невозможности хранить тело так долго, допускаются более ранние сроки захоронения.
Для самоубийц нельзя заказывать заупокойные литургии, панихиды, писать записки. Скорбящие родственники (желая смягчить участь покойного) могут молиться за него дома – это не противоречит православным правилам.
Убийство, замаскированное под самоубийство – особый случай. Выяснение истины требует времени, у мертвого тела такого времени на ожидание захоронения нет. Родные могут попросить священнослужителя провести обряд отпевания и провести церковное поминовение. Но, если усопший в действительности самоубийца – ошибка станет грехами потомства.
Итоги
Вопрос: хорошо ли умереть на пасху, означает положительный или отрицательный ответ? Если верить народным суевериям – это очень хорошо. Атеист ответит отрицательно, по его мнению, умереть всегда плохо. Священники объясняют: зависит от того, хотел ли покойный быть спасенным, был ли открыт перед Богом, участвовал ли в таинствах Церкви. Господь видит стремление и посылает благодать. Если не было стремления – любые церковные ритуалы бессильны, дар Вечной жизни недоступен, дата смерти не важна.
Если человек умирает на Пасху и в пасхальную неделю: суеверия и церемонии
Великое воскресенье – это один из самых больших и радостных православных праздников. В этот день люди отмечают воскрешение и вознесение Иисуса Христа на небеса в Царствие Божие, победу жизни над смертью. Но кончина может наступить независимо от православных праздников, и даже в такие дни люди могут умирать. Как проводится траурная церемония, если человек умирает на пасхальной неделе? Стоит ли воспринимать смерть в это период как знак того, что душа усопшего попадет сразу в рай без Страшного суда?
А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓
Как в народе относятся к тому, что человек умирает в Пасху
Для людей этот день имеет разное значение. Одни ходят в церковь, читают молитвы о здравии и поздравляют всех с Воскрешением нашего Спасителя. А вот другие совершенно не верят в Бога, поэтому относятся к Пасхе как к интересному празднику, когда хозяйки устраивают пышные застолья, пекут пасхальные куличи и красят яйца, которые потом дети в ходе веселой игры разбивают одно об другое.
Обычно народ придумывает различные приметы и создает всевозможные легенды. Всё это было бы неплохо, если бы некоторые суеверия не мешали людям нормально жить. Так, одной из обсуждаемых тем является смерть на Пасху. Что происходит с душой умершего?
Происхождение
Описание
В Библии ничего не говорится о том, что умерший на Пасху обязательно попадет в рай.
Конечно же, для многих верующих смерть на Пасху или в Светлую седмицу означает получение милости Божьей. Это не спасение – умереть в этот день, а подтверждение того, что за праведную честную жизнь и покаяние человек был достоин получить высокое благоволение. А вот для тех, кто не верил в Бога при жизни – даже после смерти этот день не имеет ни какого значения.
Траурная церемония по усопшему на Пасху
Смерть может наступить в любой день, независимо от нас. И никто не застрахован от этого в православные праздники. Но как быть с погребением и отпеванием усопшего в день Великого воскресенья или во время Светлой седмицы. Хоронят на Пасху покойников или нет? Здесь нужно уточнить несколько моментов. От чего наступила смерть:
- убийство;
- трагическая гибель человека;
- самоубийство;
- смерть из-за болезни.
Погребение и отпевание самоубийц окружено массой суеверий. Их похороны существенно отличаются от обычных ритуалов. И это никак не связано со смертью в Пасху. По церковным правилам, их нельзя отпевать перед погребением. И при этом хоронить самоубийц можно лишь на третий день после смерти. Но так как не все имеют возможность хранить тело умершего столько дней, оно может быть погребено раньше. Также особого внимания заслуживают случаи, когда человек был убит, но его убийцы инсценировали его смерть под самоубийство. Тогда священники отпевают усопшего, но в случае ошибки страдания за грехи самоубийцы лягут на родных и его потомство.
А вот естественная смерть или гибель человека никак не повлияет на траурную церемонию. Другой вопрос, можно ли это делать именно на Пасху? Существует мнение о том, что хоронить покойника нельзя в день Великого Воскресения и на Светлую седмицу. Но ведь как жизнь, так и смерть идут своим чередом, независимо от православных праздников.
Если случилась такая беда, то стоит подойти к священнику и посоветоваться. Может быть, нужно подождать один день и со спокойной душой провести всю траурную церемонию вместе с отпеванием после Пасхи. Ведь зачастую священники в этот день заняты праздничными богослужениями. Также нужно учитывать тот факт, что многие кладбища на Пасху закрыты. Поэтому похоронить усопшего просто не получится, или же нужно будет решить много вопросов, чтобы совершить погребение. А вот после Пасхи проще провести всю церемонию и устроить поминальную трапезу.
Умершего на Светлой седмице или на Пасху отпевают и хоронят по особому пасхальному чину. Эти правила впервые зафиксированы в Требнике 1624 года. У гроба скончавшегося в пасхальную неделю может быть более продолжительное служение, чтение пасхального молебна с опущением Евангелия и с произнесением по 3-й, 6-й и 9-й песням канона заупокойных ектений. Пение же «Со святыми упокой» и «Сам един ecи» должно быть оставлено как единственное отличие пасхального погребения. Служение полной панихиды откладывают до Радоницы – дня поминовения усопших. Погребение в Светлую седмицу Пасхи совершается с благодарением и радостью, как указано в Большом Требнике (лист 18).
Порой приметы мешают людям в повседневной жизни. Не нужно отодвигать похороны из-за суеверий, надо посоветоваться с батюшкой. Священник объяснит, когда совершать погребение, и обязательно проведет траурную церемонию в Пасхальную неделю, но только лишь по особому пасхальному чину.
Хорошо умереть на Пасху
18 апреля — день убиения оптинских иноков
Пасха даётся нам, чтобы жизнь наша стала пасхальной. Если мы не примем свет Пасхи во все наши дни, как служение Богу и людям, наша жизнь будет безполезной. Если мы хотим, чтобы благодать Пасхи Христовой снова и снова возвращалась к нам, желание, решимость такого служения должна определять наш путь. Пасха приходит Крестом, и мы должны умереть для себя, чтобы стать живыми, чтобы другие могли жить. Христос говорит: «Не бойтесь погубить душу свою в этом служении». Кто исполняет такое служение, тот душу свою спасает для Пасхи вечной. Если мы будем хранить в нашей памяти этот завет, мы будем жизнью своей осуществлять Пасху, и всё суетное и мелочное, пустое и греховное будет исчезать как дым. Всё будет заполнять свет Воскресения.
Об оптинских новомучениках иеромонахе Василии (Рослякове), иноках Трофиме (Татарникове) и Ферапонте (Пушкарёве) написано уже немало. Особенно известна книга «Пасха красная». Что подвигло этих молодых людей в наше время принять монашество? Все трое имели незаурядные дарования и могли прекрасно реализовать их, оставаясь верующими, в миру или даже служа Церкви в священном сане. Отец Василий успешно окончил факультет журналистики МГУ и институт физкультуры. Ему был дан дар слова, он писал хорошие стихи, обладал прекрасным голосом. Он был мастером спорта международного класса, капитаном сборной МГУ по ватерполу, членом сборной СССР. У отца Ферапонта, лесника по образованию, был и художественный талант. Он был столь искусен в резьбе по дереву, что даже профессиональные художники учились у него. А отец Трофим был настоящим русским умельцем, мастером на все руки. Неслучайно в монастыре он нёс послушания старшего звонаря, пономаря, переплетчика, маляра, пекаря, кузнеца, тракториста.
Чем же увенчалась жизнь этих иноков? Все трое братьев были убиты на Пасху, исполняя послушание: звонари отец Трофим и отец Ферапонт — во время пасхального звона, отец Василий — по дороге на исповедь в скит. Первым, мгновенно, был убит отец Ферапонт. Следующий удар был нанесён отцу Трофиму, который всё же смог после этого ударить в набат и поднять по тревоге монастырь. Тем же мечом с гравировкой «сатана 666» был смертельно ранен отец Василий. Умирающего перенесли в храм, положив возле раки мощей преподобного Амвросия. Целый час уходила из него жизнь. Все его внутренности были перерезаны. В таких случаях люди кричат от боли. Отец Василий молился. И с ним молилась, заливаясь слезами, Оптина. А на его лице, как сказал на панихиде духовник монастыря, уже отражалась пасхальная радость.
Почему поступают в семинарию, принимают монашеский постриг, становятся священниками? Существует призвание свыше, когда блеснёт однажды душе человеческой свет Пасхи Христовой, ни с чем не сравнимый. Всё заключается в том, чтобы всегда следовать за этим светом. Потому что, как свидетельствует преподобный Макарий Великий, один из основателей монашества, он знал немало таких, кто был чрезвычайно облагодатствован Господом, а потом пал самым жалким образом.
Оптинские мученики напоминают нам о двух самых главных вещах: о верности дару Божию даже до смерти и о том, что верность обретается всежизненным покаянием. Потому что в покаянии, как и в мученичестве, — полнота исполнения заповедей Божиих. Эти иноки как бы говорят всем нам: «Будем мудрыми и безумными, как настоящие христиане». Почему безумными? Потому что быть христианином значит жить одновременно в двух временах — в настоящем и в вечности. Когда мы молимся у их могил в Оптиной, Господь нередко дает нам пасхальное утешение, чтобы мы возрастали в понимании и внимании к тому, как надо строить нам нашу жизнь.
В размышлении об оптинских мучениках не забудем этого слова — Пасха, которое означает «переведение, переход». Бог дал нам время, чтобы мы обрели на него вечность. Вечную Пасху. Пасха — это любовь Христова. Кто причастился Пасхе, тот будет всегда учиться Христовой любви. Если мы хотим научиться любить нашего ближнего как самого себя, жить по заповедям Христовым, это непременно приведёт нас в Гефсиманский сад, где Христос молился за весь мир. Или к звоннице Оптиной пустыни, где молитва у Креста Христова соединяется с пасхальной победой. И нам откроется тайна Крестной заповеди на подлинной глубине.
По той же самой причине путь монашества — весь сугубое покаяние. Неужели монахи больше всех согрешили и нуждаются больше всех в покаянии? Мы знаем, что Воскресением Христовым всему миру даётся благодать покаяния. Вовсе необязательно, чтобы это были грубые грехи, которые, по слову апостола, не должны даже именоваться у нас. Разумеется, лучше не допускать греха, но покаяние как пламя может очистить душу всякого человека и восстановить всё потерянное. Эти трое иноков были истинными монахами — молитвенниками и аскетами. Они как бы предчувствовали свою скорую встречу в вечности с Господом и готовились к ней очищением сердца последним в своей жизни Великим постом. Особенно в течение Страстной Седмицы, которая вся, как на исповеди, — предстояние перед Крестом и Евангелием. Незадолго до смерти инок Трофим сказал своему другу: «Ничего не хочу — ни иеродиаконом быть, ни священником. А вот монахом быть хочу — настоящим монахом до самой смерти». «За несколько часов до убийства во время пасхального богослужения у меня исповедовался инок Ферапонт, — рассказывает иеромонах Д., — я был тогда в страшном унынии, и уже готов был оставить монастырь, а после его исповеди вдруг стало как-то светло и радостно, будто это не он, а я сам поисповедовался: “Куда уходить, когда тут такие братья!” Так и вышло: он ушёл, а я остался» («Пасха красная»).
Покаяние не имеет конца на земле, потому что конец покаяния будет означать наше уподобление Христу. «Если мы не во всём уподобимся Ему, как можем мы быть вечно с Ним?» — вопрошает преподобный Симеон Новый Богослов. Это невозможно ни для Него, ни для нас. Но Пасха Христова открывает нам путь любви и покаяния, смирения и терпения. И другой Богослов — возлюбленный ученик Христов Иоанн говорит: «Когда увидим Его, будем подобны Ему». А апостол Павел свидетельствует: «Если Христос не воскрес, мы несчастнее всех человеков». Почему? Потому что любовь Христова в этом мире всегда распятая. Кто идёт путём покаяния, у того жизнь будет непрестанным страданием и всё большим приобщением Кресту, которым приходит радость всему миру. Оттого что Бог есть любовь, а не потому что с помощью Божией легче жить, становятся христианами. В христианской жизни мы счастливы только из-за Христа, сознанием того, что Он — Истина, и более не из-за чего другого. Поистине монашество — добровольное мученичество, но высшая милость и честь — пострадать за Христа даже до крови. Отец Василий (Росляков) сказал незадолго до мученической кончины: «Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов». А инок Трофим ещё до поступления в монастырь говорил: «Хорошо тем людям, которые приняли мученическую смерть за Христа. Хорошо бы и мне того удостоиться». Кажется, мы слышим сквозь их последний вздох: «Господи, и мне это дано?», как бы перекликающийся с восклицанием праведной Елисаветы при её встрече с Божией Материю: «Откуда мне сие?»
Мы сознаём, как далека наша жизнь от святости этих мучеников. Но они говорят всем ищущим Господа: «Не бойтесь». Не следует сравнивать себя ни с кем. Каждый из нас, как бы ни был он мал, велик перед вечностью. Бог хочет установить с каждым человеком единственные и сокровенные отношения.
Неудивительно, что многие сегодня из тех, кто стремится, по слову апостола, сражаться до крови, подвизаясь против греха, обращаются за помощью к ним. Они победили Пасхой Господней, которая дала им вечную жизнь. До скончания века, до Второго Пришествия Христова будет идти сражение сил зла против сил любви, сил тьмы против сил света. Это сражение становится особенно ожесточённым после Воскресения Христова. Напряжение его будет возрастать по мере приближения Дня Господня — всеобщего воскресения мёртвых. Можно даже усомниться порой в конечном исходе — так силы зла возобладают в мире. Но Воскресение Христово, Его победа над смертью ясно показывают, что силы любви решительно восторжествуют.
Самое ложное суеверие — любой человек, умерший на Пасху, «автоматически» попадает в Рай
Самое ложное суеверие — любой человек, умерший на Пасху, «автоматически» попадает в Рай
«Ничто нечистое не войдёт в Царствие Небесное » (Откр. 21:27)
Поверия, приметы, гадания и разного рода обряды, уходящие своими корнями в язычество, не проходят мимо ни одного церковного праздника, омрачая даже праздников Праздник – Светлое Христово Воскресение.
Суеверий и обрядов, связанных с Пасхой, великое множество, лежащее в диапазоне между абсурдом и кощунством. Здесь пойдёт речь а самом главном: любой человек, умерший на Пасху и Светлую седмицу, сразу попадает в Рай, через «отверстые врата».
Если христианин умирает на Пасху, его хоронят по особому пасхальному чину, напоминающему о том, что Христос победил смерть Своим Воскресением и христиане наследуют его плоды. Отойти ко Господу в день Святой Пасхи – особая милость Божия для христианина. Но участь человека в вечности зависит не от календарной даты окончания земной жизни, а от состояния души. Важно не в какой день мы умрём, а в каком состоянии Господу предстанем.
Спасение – это близость к Богу, подобие Ему в добродетелях, а не наивный расчёт прошмыгнуть в «отверстые врата» Рая. Для непреображённого человека Царство Божие будет невыносимо, – как для того, кто скрывался от солнца, будут невыносимы яркие солнечные лучи. Недаром говорят, что двери Ада заперты изнутри.
Представление об «автоматическом» попадании в Ад или Рай, невзирая на то, как именно человек прожил жизнь, – характерно именно для языческого, магического восприятия. Христианство говорит о другом:
Главное, как человек прожил жизнь, а не когда умер. Единственное, что чин погребения в эти дни меняется.
В Библии ничего не говорится о том, что умерший на Пасху обязательно попадёт в рай. Там никаких записей об этом нет. Никто не пройдёт в Царствие Божие без суда. Туда попадают лишь те, кто покаялся, исправился и очистил свою душу, наполнив её благодатью.
В писаниях говорится: в чём человека Бог застанет, в том он и будет его судить.
А легенды об избежании Страшного суда придумали разные народные домыслы и суеверия.
Вопрос к Архимандриту Амвросию (Юрасову):
«Батюшка, существует такая версия, что если человек умер на Пасху, он сразу попадает в Рай, минуя мытарства.
«Такое в Священном Писании нигде не написано. Это придумывают люди, чтобы облегчить своё внутреннее состояние. Сказано, что ни что нечистое в Царство Божие не войдёт. Туда входят только те, которые раскаялись, исправились, очистили свою душу, наполнили её благодатью. Господь говорит: В чём застану — в том и буду судить». А если в Пасху Господь застал человека, который всю жизнь матом ругался, напивался? Пьяницы Царство Божие не наследуют – так определено. И так просто в Рай никто не войдёт.»
Иерей Александр Стародубцев:
«То, что душа умершего на Пасху попадает в Рай, это предание, в Писании или правилах Святых отцов вы этого не найдёте. Но вообще, чтобы умереть на Пасху, этого безусловно надо быть достойным. Но есть и вот о чем подумать: если на Пасху умер разбойник, вор, завсегдатай ночных клубов и прожигатель жизни или наркоман, ни разу в жизни не исповедовавшийся, будем ли мы дерзать говорить, что он попал в Рай из-за смерти на Пасху? Спасение души человека – это же не лотерея какая-то. Да, возможно, человека, заботившегося о своей душе, о своей вечной жизни, какая-то особая милость от Бога ожидает, если он скончается на Светлое Христово Воскресение, на это можно надеяться, может, и мытарства не будет проходить. Надеемся, но не знаем, так ли это. О тех же умерших, что я перечислил выше, остаётся только молиться и уповать на милость Божию, может, хоть что-то они сделали доброго и покаянного, и Господь их помилует.»
РИТУАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО “ЛОНГ”
полный спектр
похоронно-ритуальных услуг
Пасха – символ Вечной жизни
Религиозный праздник Пасха, символизирующий воскрешение спасителя рода человеческого Иисуса Христа, многими нашими гражданами воспринимается неоднозначно. Одни считают, что на Пасху положено только радоваться, ходить в гости, поздравлять всех с воскрешением Избавителя, посещать храм, чтобы поставить за здравие свечку и освятить дары. Другие – предпочитают пойти на пасху на кладбище, чтобы там, у могил ушедших в Вечность родных, отметить этот Великий День.
Церковь о пасхальных традициях
Официальная православная церковь на традицию приходить на погосты в Светлый День, чтобы там предаться празднованию, реагирует однозначно – нельзя! Внутренний смысл этого категорического запрета лежит в самом содержании Пасхальной недели. Трактовка ее в следующем – это подготовка к празднованию Символа Вечности – истинного торжества жизни над смертью. Мол, в этот светлый весенний день Иисус Христос воскрес, чтобы явить миру о вечности бытия. Значит, в сей праздник, по мнению официальной РЦ, нельзя делиться радостью с покойными, только с живыми. Таким образом, основываясь на этом объяснении, посещение кладбища на пасху священнослужителями осуждается как неблаговидное и запретное действо.
Но если внимательно изучить Библию или же проповеди св. И. Златоуст, который до ныне почитается церковью, напрашивается вывод – в пасхальный день посещать могилы усопших вовсе не грех, а, по Иоанну Златоусту, благое дело. Ведь даже во времена этого святого христиане стремились в Субботу Великую посетить усыпальницы своих предков, чтобы «чтобы с усопшими в вере разделить радость о Христовой – значит, о человеческой (авт.) победе над смертью и адом» (см. речь священника Симеона, сайт «Крылья Голубиные»).
Конечно, каждый человек, будь он верующий или убежденный атеист, сам решает, стоит ли ему делиться радостью со своими усопшими родственниками. Скажем так, здесь должно соблюдаться право человека самому руководствоваться отношением к существующим в его стране христианским традициям. Хотя, если проанализировать высказывания священников об их отношении к «непослушной пастве», совершающей паломничества на погосты, где она пьет и ест, делается вывод, что они не против самого факта посещения, а против пьяного разгула на местах захоронения. Кстати, такое поведение они осуждают и в поминальную дату Радуницу. Поэтому не возбраняется сам процесс поездки на погост, а только непотребное поведение там. Что характерно, с амвона в Субботу Великую звучат слова и о «дне мертвых», а не живых (««Христос воскресе из мертвых»… «Плотию уснув яко мертв»… «Воскресе Христос, и мертвец ни един во гробе» и прочее).
Вывод: Пасхальный день провозглашает «торжество жизни над смертью», это событие, если верить о душах умерших, довольно их радует. И они (души упокоенных) будут очень рады, если эту весть им принесут оставшиеся на бренной земле. Таким образом, живые и мертвые перед порогом Великого Воскресения будут радоваться вместе о грядущей Вечной Жизни.
Если человек умер на Пасху
Чего всем народам нашей уютной и очень маленькой земли не отнять – это создание всевозможных легенд, поверий, примет и обычаев. В принципе, плохого ничего здесь нет при условии, – суеверия не должны мешать людям нормально жить. Ведь человеческая жизнь не такая долгая, чтобы втискивать в нее всевозможные запреты. Смерть приходит в любой срок, к любому человеку, независимо от его мирского поведения. Умирают люди и в Пасху. Вот тут у родственников умершего, если они не мусульмане (у них обычай – успеть захоронить покойного до захода солнца), начинаются проблемы.
Церковь и многие верующие считают, что похороны в пасху проводить категорически нельзя. Объясняют этот запрет тем, что Светлый праздник не стоит омрачать смертью. Если полистать все страницы Библии, там не найдется по этому ритуалу никаких запретов. А раз у современной церкви толковых объяснений нет, поэтому не надо руководствоваться этими сомнительными постулатами, ведь покойник ждать не будет. Если человек умер перед Великим Днем или непосредственно на Пасху, его хоронят так само же, как и в иные дни, единственное, что осуществляется дополнительно – это соблюдение особого пасхального чина во время похорон и отпевания. Правда, если религиозные родные усопшего решат пригласить для траурной церемонии священнослужителя.
Очень верующие, у которых родственник умер перед пасхальным днем или во время оного, могут соблюдать все обычаи, если имеется возможность держать тело три дня дома, как это ведется по православным традициям. Но при жаре в квартире (например, летом) лучше так долго с похоронами не тянуть и совершить похороны в день, который наиболее благоприятствует. Конечно, редко какой батюшка согласится совершить обряд отпевания на Пасху, но любой крещеный человек может самостоятельно прочитать у гроба соответствующие молитвы. А потом, после истечение этих праздников, будет уместным провести полноценный обряд отпевания или поминовения.
Если муж покончил собой на Пасху, может ли он попасть в рай?
Доброго здоровья. Помогите советом. Муж совершил тяжкий грех (самоубийство) на Пасху. До сих пор не могу поверить. Мы поругались, он ушёл и повесился. Оставил мне троих малюток и невыносимое чувство вины. На сорок дней я от своего горя и обиды, что он так поступил, даже свечу в доме не поставила. Хоронили его родители, ночь он был у них. Похоронили с крестом в руке и крест на могиле установили. Я понимаю, что у них горе, но где-то я читала, что так нельзя. На похоронах услышала от бабушек, что умерший на Пасху попадает в рай. Очень хочу в это верить. Вот подскажите, правда ли это? И что я могу для него сделать? Молюсь дома своими словами за него. Скажите, как было правильно провести 40 дней? Есть ли шанс, что он попадёт в рай? Он был хорошим человеком, просто горе разлуки со мной его сломило. Он очень жалеет о сделанном, я чувствую. Я не знаю, отпели его или нет (с родителями не общаемся). Можно ли помины делать?
Доброго! Все очень грустно. На великие праздники миру открывается и большая благость Божия. Мы в большей степени расположены почувствовать Божию Любовь к нам, Милость и возможность спасения. Каждому человеку! В эти же дни, Сатана (= противник) в большей мере предлагает искушения христианам, да и всем попавшимся. Часто на пустом месте возникают ссоры, кто-то впадает в пьянство и другие грехи. Но! Бесовское дело — предложить, а последуем ли мы закинутым им помыслам или нет — выбор за нами. Большинство удержится в допустимых рамках, останавливаемые страхом Божиим, совестью, а иногда желанием сберечь о себе хорошее мнение окружающих. Но останавливаются, хоть и на краю. Кто-то поддается его предложениям… Последствия разнообразны, но всегда печальны.
Есть поверье, что человек, умерший в Светлую Седмицу, а тем более в сам Светлый день Христова Воскресения, сразу попадает в рай. Откуда оно — тайна. Конечно, если человек жил благочестиво, молился, творил дела милосердия — трудился для своего Спасения, тогда, с человеческой точки зрения, логично и понятно, особенно если и смерть пришлась на Пасху… Разбойнику, который первый попал в рай, была дарована Милость, за его покаяние и исповедание Христа Богом. Считается, что он был крещен своей кровью на кресте.
Самоубийство страшно невозможностью покаяния, человек уходит убийцей, самоубийцей. Нарушив Волю и заповедь Божию, презрев Его Милость, отбросив Дар жизни, данный ему. В Кормчей Книге в канонических ответах святителя Тимофея, епископа Александрийского (вопрос 14), рассуждается о возможности отпевания самоубийц: если считается, что был вне ума, то приношение может быть совершено, а если «соделал сие от обиды человеческия, или по иному какому случаю от малодушия, о таковом не подобает быти приношению, ибо есть самоубийца». То, что описываете Вы, к печали, больше похоже на второе.
Мы, находясь на этом жизненном уровне, никогда не сможем узнать точного пути человека в посмертии. Это не человеческий уровень знания. «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли мои выше мыслей ваших» (Ис. 55.8,9). Но нам оставлены границы закона, чего с собой не стоит делать — однозначно.
Старайтесь творить милостыню по силе. Вы сами постарайтесь прийти к Богу. Обретите духовного наставника — мудрого православного священника, который сможет помочь Вам и чадам «выжить» в сегодняшнем бурном духовном «море». Учитесь и старайтесь молиться ежедневно и постоянно, помогите и деткам стать христианами. По возможности постарайтесь примириться с родителями супруга. Я не знаю Ваших взаимоотношений, но, наверное, это было бы правильно, вам некого больше делить.
Милость Божия безгранична, Ваше сердце, Ваша молитва, молитва детей на Страшном Суде будут на чаше весов ко Спасению и Вашего супруга. Там нет математики, там — Любовь! (1 Иоан. 4.8).
Дай Бог Вам Веры и молитвы с терпением!
О разделе
Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.
Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.
Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!