0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дмитрий прилуцкий день памяти

День памяти преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского, святого собеседника преподобного Сергия Радонежского

В 1354 году, когда святитель Алексий пребывал в Константинополе, а делами Русской митрополии управлял епископ Владимиро-Волынский Афанасий, живший в Переславле, пришли к нему из Троицкой обители преподобный Сергий Радонежский с некоторыми из братии просить для обители игумена. Несмотря на возражения Преподобного, владыка Афанасий распорядился поставить его на эту должность. Преподобному Сергию не оставалось ничего другого, как повиноваться воле архипастыря.

Преподобный Димитрий сознавал, что в мирской славе есть соблазн для инока. Взяв с собой только одного любимого ученика Пахомия, преподобный Димитрий покинул Переславль-Залесский и направился в Вологодский край. Сначала на берегу реки Вологды монахи построили небольшую церковь в честь Воскресения Христова, но, встретив сопротивление местных жителей, были вынуждены удалиться. Тогда в нескольких верстах от Вологды, у речной излучины («на Прилуце»), на земле, которая принадлежала двум крестьянам, жителям ближайшего села, преподобный Димитрий решил основать монастырь. Владельцы выделили ему участок, необходимый для построения обители, и вскоре там были построены церковь, монашеские келии и другие монастырские постройки. Так между 1378 и 1382 годами возникла Спасо-Прилуцкая обитель — первый в Вологодских пределах монастырь со строгим общежительным уставом. В обитель преподобного Димитрия начали стекаться ищущие монашеского подвига жители Вологды и окрестных селений. Просились в нее и насельники основанного ранее преподобным Никольского монастыря в Переславле-Залесском. Великий князь Димитрий Иоаннович прислал старцу щедрое пожертвование на нужды новой обители.

Однажды ночью иноки Спасо-Прилуцкой обители почувствовали, что по всему монастырю распространилось благоухание. Все тотчас же поспешили к жилищу преподобного, но нашли святого старца уже отшедшим. Келия его была исполнена благоухания, а лик преставившегося подвижника был покоен и тих, как у спящего, и сиял неземным светом. Оплакивая горькими слезами кончину любимого пастыря, с благоговением поклонились братия его честным останкам. Земная жизнь преподобного окончилась, как предполагают, около 1406 года.

С выше от Бога, преподобне,/ благодать приял еси духовную,/ и от Него убо познался еси, блаженне,/ того ради и ты духом познал еси лучшая Его,/ будущаго века пребывание,/ и постнически испытався во своих обителех./ И ныне со ангели ликовствуя,/ Спасу всех за ны молися, святе Димитрие, да вси вопием:/ Слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему тя,/ слава Действующему тобою всем исцеления.

Ин тропарь преподобному Димитрию Прилуцкому, Вологодскому, глас 1

С выше от Бога преподобне, благодать приял еси, Димитрие преславне,/ и Того силою укрепляем, / Евангельски ходити изволил еси, / отонуду же и от Христа возмездие трудовом обрете, всеблаженне, / Егоже моли/ спастися душам нашим.

Кондак преподобному Димитрию Прилуцкому, Вологодскому, глас 8

О т юности, преподобне, крест твой взем, Христу последовал еси,/ в молитвах и пощениих, во бдениих же и злостраданиих плоть твою изнуряя;/ темже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ чудесы тя прославляет и всех звати тебе научает:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Кондак преподобному Димитрию Прилуцкому, глас 8

Х риста единаго в жизни сей во след идти возжелал еси/ и, Того любовию земная отринув, преминув Небесными,/ с лики Ангел водворяяся, неотступно предстоиши Богови,/ тем и ныне пресвятому твоему образу сретения праздник радостно сотворяюще,/ от недуг исцеление приемлем, благодарно вопиюще:/ радуйся, преподобне отче Димитрие, постников удобрение.

Ин кондак преподобному Димитрию Прилуцкому, Вологодскому, глас 3

Ж езлом, святе Димитрие, от Бога данным ти,/ люди своя упасе на пажитех закона живоносна,/ зверя же невидимаго шатание сокруши под нозе тебе поющих,/ яко да в бедах тя тепла предстателя имамы.

Молитва преподобному Димитрию Прилуцкому, Вологодскому чудотворцу

О священная главо, предивный чудотворче богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь.

Источник: Троицкий патерик. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. С. 178-184.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Главные новости

В одиннадцатую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялся торжественный прием

Святейший Патриарх Кирилл предложил добавить в Конституцию РФ упоминание о Боге

Председатель Государственной Думы России В.В. Володин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Заместитель председателя Совета Безопасности РФ Д.А. Медведев поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Председатель Правительства РФ М.В. Мишустин поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации

Архив

24 февраля — память преподобного Димитрия Прилуцкого

Прп. Димитрий родился в ХIV веке в Переславле-Залесском в богатой купеческой семье. В юности он постригся в переяславском Горицком монастыре и рано получил священный сан. Св. Димитрий был духовным другом и собеседником прп. Сергия Радонежского (память 25 сентября/8 октября), который в это время сооружал в Радонежских лесах свою обитель, ставшую впоследствии Троице-Сергиевой Лаврой. Прп. Димитрий часто посещал его (совершая путь пешком с ореховым посохом в руке) ради духовных бесед — почему и именуется собеседником Сергиевым. По образцу обители прп. Сергия он основал в Переяславле Никольский монастырь с общежительным уставом.

Св. Димитрий отличался необыкновенной красотой, почему всегда закрывал лицо иноческим куколем и никогда не говорил с женщинами. Раз одной боярыне, движимой любопытством, удалось увидеть его лик, когда он готовился к совершению Божественной литургии: он сиял таким необычайным светом, что эта женщина упала на землю в полном расслаблении и стала кричать. Сбежались иноки, подняли ее, и по их неотступной просьбе подошел к ней и Преподобный. «Чадо, зачем ты захотела взглянуть на лицо грешника, давно уже умершего миру?» — тихо и кротко спросил он ее. Женщина продолжала плакать. Тогда Преподобный стал ласково наставлять ее к духовной жизни, благословил и отпустил исцеленной. С тех пор эта женщина совершенно изменилась и стала вести внимательную христианскую жизнь.

Слава о прп. Димитрии распространилась по всей России, Великий князь Димитрий Иоаннович приглашал его крестить своих детей. Тогда смиренный подвижник, взяв с собой ученика своего Пахомия, удалился на Север и там в 3-х верстах от города Вологды, где река Вологда образует луку, основал первый в этой местности общежительный монастырь, начав со строительства церкви во имя Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня (празднование 1/14 августа). Местные жители всячески ему помогали, а владельцы этого места не только подарили его Преподобному, но сами затоптали зеленеющие нивы, лишь бы только скорее воздвиглась церковь.

Когда открылось местопребывание Димитрия, братия его Переяславского монастыря стали переходить к нему, а великий князь стал благотворить новой обители. Однажды, занимаясь с братией ручным трудом, святой сказал: «Мы, братия, строим земные тленные вещи, а великий князь Димитрий Иоаннович уже от сего дня не печется о суетном сем житии». С того же дня он стал его поминать преставившимся. Оказалось, что в этот день и час князь Димитрий скончался (1389).

Для себя Преподобный приказал устроить пристройку близ храма для уединенной молитвы, чтобы молиться там незримо для присутствующих. Он был великим нищелюбцем: кормил и одевал нищих, принимал странных, утешал печальных, исцелял больных, посещал суды, чтобы побуждать судий к милосердию. Одетый зимой и летом в одну и ту же грубую одежду, он обходил монастырские земли в заботе о братии, о ее трапезе, в то время как сам питался просфорой с водой. Обитель его была расположена на перепутье от столицы к морю и к Перми и всегда посещалась множеством странных, и он заботился о всех. Раз принес ему один человек припасы, но он повелел ему все отнести домой и сначала накормить рабов и сирот, чтобы они не страдали от голода, и лишь с трудом и слезами этот человек умолил его взять излишек для братии. Однажды брат прп. Димитрия разорился; тогда Преподобный два раза благословлял его идти торговать к язычникам на дальний Север. Брат его разбогател и хотел идти в третий раз, но св. Димитрий уже не благословил его идти туда. Брат не послушался, пошел и был убит язычниками.

Читать еще:  Когда пасха в 17 году

Перед кончиной Преподобный поставил вместо себя игуменом Пахомия, а сам затворился. Дивное благоухание фимиама возвестило братии о преставлении его. Братия вошли в его келью и нашли его скончавшимся, но как бы спящим. Вся же келья была полна благоухания. Это было 11 февраля 1392 г. Погребли его в монастырской церкви.

По его кончине постиг Вологду мор, и много больных исцелилось при гробе его. Потом напали на город и обитель вятичи, и один из них начал рвать ризы со святых икон, но когда коснулся пелены на гробе Преподобного, то тут же упал мертвым. Тогда вятичи отпутили пленных, а сами в страхе бежали. Когда князь Димитрий Шемяка осадил Вологду, одна монахиня видела преподобного Димитрия со светлыми мужами, обходившего город, укрепляя стены его древесами. На другой же день враги были отбиты и ушли в Галич, где их и разбили. Через некоторое время разоренная обитель вся погорела, только рака преподобного осталась невредимой. Средств для восстановления ее взять было неоткуда. Но один больной инок в жару видел преподобного Димитрия, носящего в обитель целые деревья, и слышал голос: «Посмотрите, сам преподобный Димитрий носит в обитель целые деревья». С тех пор строение пошло успешно.

Тому же больному иноку было видение целого сонма святых, и он подумал, что среди них и прп. Димитрий, но услышал голос: «Димитрия ты ищешь? Ныне он в Казани». Больной очнулся здоровым. А в тот же день вел. князь Иоанн Васильевич III одержал по беду над татарами под Казанью (1503), и в час победы ему явился прп. Димитрий. В память этого вел. князь Иоанн III прислал в обитель икону Преподобного. Епископ Вологодский принес ее с торжественным крестным ходом из города в монастырь. С тех пор каждый год 3 июня совершался до последнего времени в память этого крестный ход из города в монастырь. В Смутное время обитель прп. Димитрия трижды была разорена врагами, и тогда ее оградили каменными стенами и башнями.

Мощи его почивают в соборном храме Прилуцкой обители, в нижней церкви, во имя основателя устроенной в 1542 г. Ныне монастырь Прилуцкий имеет шесть особых церквей, в разные времена построенных, и окружен каменными стенами с башнями. Церковь совершает память преподобного 11/24 февраля, в день преставления и 619 июля вместе с Собором Радонежских святых как собеседника прп. Сергия.

В обители хранились следующие святыни прп. Димитрия: его черный деревянный костыль, вериги, фелонь, образ его, пожертвованный вел, князем Иоанном III после видения его, и деревянный запрестольный крест его, бывший с царем Иоанном IV при взятии Казани в 1552 г.

В 1503 г., 3-го июня, возращена была из Москвы в Прилуцкий монастырь икона преподобного Димитрия Прилуцкого, по некоему откровению отпущенная из обители с великим князем Иоанном Васильевичем в первый его поход на Казань. День возвращения иконы празднуется и поныне Крестным Ходом из Вологодского соборного Софийского храма в Спасо-Прилуцкий монастырь. На месте встречи иконы, на Кобылинской улице, воздвигнут был храм во имя угодника Божия, Димитрия.

В Московской синодальной библиотеке хранится между рукописями служба прп. Димитрию и его житие, сочиненное Спасо-Прилуцкого монастыря иеромонахом Лонгином.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Икона Димитрия Прилуцкого

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Многие верующие, которые при жизни не раз доказывали свое ревностное верование в Господа, были казнены или приняли мученическую смерть за это. Но народ не забыл о них. Они почитают их память и обращаются к ним в любой сложной ситуации. Явным примером есть Димитрий Прилуцкий Вологодский Чудотворец. Он всегда помогал не только при жизни, но и отзывается на прошения после своей кончины. Немало чудес произошло по молитвам к его иконе.

Житие святого

Точной даты его рождения нигде не сохранилось. Есть сведения в некоторых источниках о том, что рожден он был в богатой купеческой семье, проживавшей в Переяславе-Заллеском. По утверждению некоторых источников, житие Димитрия Прилуцкого с раннего детства было направлено на изучение главных истин христианства. Он не играл со своими сверстниками. Как только начал читать, сразу стал изучать священные писания.

В юности он пришел в Переяславский монастырь, где принял монашеский постриг. Он был примером идеального подвижничества. После этого им был основан Никольский общежительный монастырь. Многие считают, что на такое дело его сподвигла встреча с Сергием Радонежским и длительные беседы. Слава о нем и его подвигах распространялась далеко по Руси, и сам Дмитрий Донской решил взять его крестным отцом своего сына.

Те, кто встречались с ним в живую говорили о его неимоверной красоте. Но сам святой считал ее наказанием и поэтому трудился еще больше. Через некоторое время он удалился в вологодские леса, где построил на берегу реки Великой храм на честь Воскресенья Христова. Он хотел основать вокруг него обитель, но местные жители не дали ему под благое дело земель.

Далее он проследовал по Волге, где в 1371 году основал Спасо-Прилуцкий мужской общежительный монастырь. Тут он поучал как нужно жить в любви к Христу. Также он применял свои дары, которыми был награжден Господом. Своими молитвами он не раз помогал людям. О своей кончине он узнал из ведения. Мощи его хранятся в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре.

В чем помогает святой игумен

К данному месту его кончины ежегодно направляются толпы паломников, которые стараются своими молитвами обратить на себя благосклонность. Чаще всего у него просят помощи в долговых тяжбах. Но кроме этого он способен:

  • избавить от алкогольной зависимости;
  • помочь вернуть одолженные материальные средства;
  • избавится от телесных и душевных недугов;
  • избежать соблазнов и прочих дурных мыслей;
  • найти правильное решение в сложной жизненной ситуации.

В летописях есть много упоминаний о чудесах, которые происходили даже после смерти святого. Одно из самых часто описываемых есть то, когда грабитель пробрался в обитель и хотел ограбить гроб. Только он протянул руку, как невиданная сила отбросила его и он умер.

Лик святого

Первое изображение его не дошло до нашего времени, также как и его описание было утеряно. Икона Димитрия Прилуцкого руки Дионисия пребывает в Вологде. На ней описаны события из его жизни и чудеса. Автор был знаком лично со святым и многие считают, что лик излучает те же качества, которыми был полон исполнитель при жизни. Многие списки были написаны по его творению. И большая их часть обладает чудодейственными свойствами.

Чаще всего перед ними читают молитвы. Особенно сильными они становятся в день памяти. Их есть два и припадают они на:

Святыни в честь Димитрия

Так как его считают чудотворцем, то не удивительно, что во многих религиозных сооружениях считается за правило провести молебен на его честь. Но есть и такие, которые носят его имя. Так например, храм Димитрия Прилуцкого в Москве. Это единственное сооружение в память о нем в городе, которое было построено на деньги купца Дмитрия Сторожева.

Первое здание появилось в 1890 году. После революции его закрыли, а в его помещении затем разместилась типография, лаборатория анестезиологии. Позже его возвратили церкви и снова начали проводить службы. На них можно присутствовать и прочитать молитву.

«О священная главо, предивный чудотворче, богоносне отче наш Димитрие! Усердно припадающе к тебе, молимся: яви, нам, смиренным и грешным, многомощное твое заступление. Се бо грех ради наших, не имамы дерзновения ко Господу просити Его даров, нам благопотребных, но тебе, молитвенника к Нему благоприятного, предлагаем и просим: испроси нам у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим: веру, правду, надежду несумненну, любовь нелицемерну, во искушениих мужество, в злостраданиях терпение, в молитвах постоянство, в благочестии преуспеяние, вожделенное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны, житейских потреб довольство, мир во днех наших и благословение свыше на всякая благая дела наша. Не забуди, чудотворче святый, милостиво посещати обитель свою, грады и веси страны нашея православныя, сохраняя и соблюдая их молитвами твоими от всякого зла. Помяни всех, веру и любовь к тебе имущих и имя твое молитвенно призывающих, и во благих прошения их милостиво исполни, осеняя их свыше святоотеческим твоим благословением. Ей святче божий, не лиши и нас грешных твоего многомощнаго заступления, но сподоби нас кончину жития благую улучити и Царствие Небесное унаследовати. Да воспоем и прославим дивнаго во святых своих Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

Но кроме того, есть еще возможность прослушать чтение акафиста Димитрию Прилуцкому. В молитве святым важно вдумываться в слова, которые произносите и не важно, это специальное прошение или они идут от чистого сердца.

Читать еще:  Какого числа пасха в россии

Храни Вас Господи!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео рассказ о святом игумене Димитрие:

Преподобный Димитрий Прилуцкий. Православный календарь на 24 февраля

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня

24 февраля (11 февраля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Неделя о блудном сыне (второй из четырёх воскресных дней периода подготовки к Великому посту, в который вспоминается одна из самых известных евангельских притч). Поста нет. В Русской Церкви сегодня совершается память пяти известных по именам святых. Далее коротко расскажем о них.

Преподобный Димитрий, игумен Прилуцкий, Вологодский чудотворец. Знаменитый русский духовный подвижник, близкий друг и сомолитвенник преподобного Сергия Радонежского. Святой Димитрий родился в начале XIV века в купеческой семье в Переславле-Залесском. Приняв монашеский постриг, он основал Никольский монастырь на берегу Плещеева озера.

В 1354 году от Рождества Христова игумен Димитрий впервые встретился с Сергием Радонежским и духовно сблизился с ним, став восприемником детей великого князя Димитрия Донского. Под влиянием преподобного Сергия отец Димитрий решил удалиться в глухое место и вместе со своим учеником Пахомием отправился на Север, в вологодские пределы. Неподалёку от села Прилуки в излучине реки преподобный Димитрий основал первый на Русском Севере общежительный монастырь, где вскоре собралась многочисленная монашеская братия.

Углублённая молитва и строжайшее подвижничество сочетались у игумена Димитрия с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, утешал нуждающихся. Постоянной пищей его была лишь просфора с тёплой водой, даже в праздники не принимал он разрешённые уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Господь наделил Своего угодника дарами чудотворения и прозорливости. Скончался преподобный Димитрий в глубокой старости в феврале 1406 года. Сейчас мощи святого хранятся под спудом в основанной им Спасо-Прилуцкой обители в ныне вошедших в городскую черту вологодских Прилуках.

Священномученик Власий, епископ Севастийский, и с ним два отрока и семь жен. Святые страдальцы, принявшие мученические венцы около 316 года от Рождества Христова. Во времена ужесточения антихристианских гонений святитель Власий, горячо любимый христианами архипастырь Севастии, скрылся в пещере, где проводил дни и ночи в непрестанной молитве. Но и здесь его обнаружили воины, доставив на расправу правителю-язычнику. С этим связан очень трогательный житийный эпизод, который приведём здесь полностью:

Когда об истязаниях святителя Власия узнала одна благочестивая вдова, она заколола своего единственного поросенка, сварила его, взяла плодов и овощей и понесла эту пищу святому в темницу. Поблагодарив и благословив ее за ее доброту, святой страдалец сказал: «Всякий год совершай так в память мою, и не оскудеет в доме твоем ничто из необходимого».

Священномученик Власий, епископ Севастийский. Фото: pravoslavie.ru

В память об этом событии святого Власия в народе почитают чуть ли не как «скотьего бога», что далеко от христианского смысла почитания святых, однако вполне объяснимо с позиций народной веры. Вместе со святителем Власием язычниками были убиты два благочестивых отрока-христианина и семь жён, во время мучений епископа открыто исповедавших себя христианками.

Благоверный князь Всеволод Псковский, во Святом Крещении Гавриил. Русский святой XII столетия, с юных лет «молитвой и чтением божественных книг прилепившийся ко Господу». Мужественный воин, значительно укрепивший Новгородские и Псковские земли, благоверный князь сочетал полководческие таланты с набожностью и молитвенностью, никогда не обнажал меча ради мести. Много сделал для христианского просвещения, возвёл много храмов, был «друг нищих и питатель сирот, бедным утешение и заступник». Святой Всеволод, в конце жизни вынужденный удалиться из Великого Новгорода в Псков, где также возглавил княжество, отошёл ко Господу в 1138 году от Рождества Христова.

Праведная царица Греческая Феодора. Супруга ромейского византийского царя-иконоборца Феофила, не разделявшая ересь мужа и тайно почитавшая святые иконы. После смерти мужа святая Феодора восстановила иконопочитание и созвала Константинопольский Собор 843 года от Рождества Христова, на котором еретики-иконоборцы были анафематствованы (отлучены от Церкви), и в честь этого установлен праздник Торжество Православия, ежегодно совершающийся в первое воскресенье Великого поста. Святая Феодора отошла ко Господу в 867 году от Рождества Христова.

Праведная царица Греческая Феодора. Фото: pravoslavie.ru

Поздравляем православных христиан с памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Религия

Димитрий, игумен Прилуцкий, Вологодский, преподобный

общерусский святой, основатель Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, память 11/24 февраля, 3/16 июня

Дата рождения: начало XIV в.
Место рождения: г.Переславль-Залесский
Дата смерти: 11.02.1392
Место смерти: Спасо-Прилуцкий монастырь

(Начало XIV в., Переславль-Залесский – 11.02.1392, Спасо-Прилуцкий монастырь)

Общерусский святой, основатель Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря.

Родился в г.Переславль-Залесском «от богатых и благочестивых родителей купеческого звания», – сообщает нам его житие. Некоторые исследователи уточняют: родился в деревне Веслево под Переславлем-Залесским в богатой купеческой семье Покропаевых. Мирское имя его неизвестно. С детства Дмитрий был обучен грамоте, что в то время было делом довольно редким. Не исключено, что родители готовили его к церковной карьере, хотя житие свидетельствует, что они «смотрели на своего сына как на будущего купца».

Юношей Дмитрий оставил дом и постригся в Переславском «святыя Богородица» Нагорном монастыре, который находился рядом (в двух верстах) с городом (ныне – Переславль-Залесский Ярославской области). Очень быстро Дмитрий достиг священнического сана. Время пребывания Дмитрия в этом монастыре неизвестно, но вскоре недалеко он создал свой монастырь с общежительным уставом – Переславский Николаевский, что на Болоте. Из-за ревностного соблюдения постов, строгой иноческой жизни и добродетельного отношения к окружающим имя Дмитрия скоро стало известно далеко за пределами Переславля-Залесского. Дмитрий становится духовным другом известного подвижника того времени – Сергия Радонежского, монастырь которого находился в 60 верстах от монастыря Дмитрия. Впервые встретились они в 1354 г., когда Сергий пришел в Переславль к епископу Афанасию. «Оба одинаково были озабочены учреждением иноческого общежития, у обоих в подвижнической жизни могли быть опыты и наблюдения, случаи и обстоятельства, взаимное сообщение и обсуждение которых было полезно для того и другого», – пишет И.Верюжский. Дмитрий часто приходил к Сергию в его обитель, и они подолгу беседовали.

Подвижник был замечен также и великим князем московским Дмитрием, получившим позднее прозвище Донской, который пригласил его к себе, чтобы он стал воспреемником при крещении одного из его сыновей. Это сделало Дмитрия заметной политической фигурой.

Однако, как свидетельствует житие, мирская слава тяготила Дмитрия, и он вместе со своим учеником Пахомием оставил монастырь и отправился на Север для создания новой обители. Первую попытку ее создания они сделали в местности под названием Авнега. «Странники пришли на реку Лежу и устроили себе хижину неподалеку от впадения в нее речки Великой, верстах в 30-ти от г. Вологды… Здесь надеялись они тихо и безмолвно проводить свои дни в служении Богу и своими руками вдвоем поспешили построить небольшую церковь в честь Воскресения Христова» (в XVIII в. здесь был построен каменный храм. В настоящее время это село Воскресенское Грязовецкого района Вологодской области). Однако попытка создания монастыря окончилась неудачей. К ним явились крестьяне, проживавшие в этой местности, и заявили: «Отче, не угодно и тебе, и нам твое пребывание здесь». Житие объясняет подобное настроение «невежественных» жителей Авнеги тем, что они испугались возможного закабаления их создаваемым монастырем. Но так ли это? Примерно в это же время в данной местности уже создавался монастырь Стефаном Махрищским. Возможно, именно это повлияло на уход Дмитрия.

Читать еще:  Какого числа пасха в 2018

Дмитрий с Пахомием двинулись дальше и пришли в г.Вологду. Это произошло в 1371 г. По местному преданию, они жили какое-то время на пустынном левом берегу реки Вологды, напротив города (сейчас на этом месте находится церковь Дмитрия Прилуцкого), а затем прошли чуть дальше и на белозерской дороге у переправы через р.Вологду, около которой стояло село Выпрягово, основали свой монастырь. Река Вологда в этом месте делает большой изгиб – излучину, поэтому монастырь и его основатель получили именование «Прилуцкий», а само село в настоящее время называется Прилуки.

Вскоре в монастыре был воздвигнут храм в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. К Дмитрию стали приходить монахи, в том числе и из старого Переславского монастыря. Как пишет Н.И.Суворов, «внешнее благосостояние обители обеспечено было частью щедротами великого князя Дмитрия Ивановича, который, узнав о новом местопребывании любимого своего старца, послал ему все необходимое для монастыря, частью усердными приношениями жителей Вологды и в особенности… христолюбивцев села Прилуцкого Илии и Исидора Выпряга». Связь монастыря с московскими князьями породила один интересный обычай. Вплоть до 1645 г. после дня памяти преподобного Дмитрия (11/24 февраля) игумен монастыря ездил в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освященной на праздничном молебне, и просфоры.

Дмитрий как подвижник прославился, прежде всего, заботой о бедных и милосердием к слабым. Обитель была расположена на большой дороге, которая вела в Белозерье, в Пермь и далее на Север, и по ней почти ежедневно проходило и проезжало много людей. По мере своих сил монастырь привечал всех. «Преподобный… считал себя должником перед всеми, – читаем мы у И.Верюжского, – и потому в обители его все находили себе приют, успокоение, и никому ни в чем не было отказу. Мало того, что в своем монастыре преподобный Дмитрий старался помочь каждому по мере его нужды, ухаживал за больными и молитвами своими возвращал им здоровье, одевал и кормил бедных, прощал им долги, платил за них другим заимодавцам, но нередко сам ходил в город, чтобы защитить невинных и ходатайствовать перед судьями за угнетенных».

Дмитрий провел в основанном им Спасо-Прилуцком монастыре более 20-ти лет, «достиг маститой старости, лета покрыли сединой его главу, посты, бдения и труды изнурили телесные силы его». Перед смертью Дмитрий назначил своего преемника: игуменом монастыря он благословил быть своего ученика Пахомия, вместе с которым пришел из Переславля.

Умер Дмитрий в ночь на 11 февраля 1392 г., похоронен в монастырской церкви.

Почитание святого началось почти сразу же после его смерти. Автором Жития преподобного Дмитрия стал игумен Спасо-Прилуцкого монастыря Макарий, который при его написании основывался на устных рассказах Пахомия – второго после Дмитрия игумена монастыря. Всего известно более 200 рукописных списков Жития. Самый древний из них относится к 1494 г. Особо почитался святой в Вологде, где считался защитником города.

В XV–XVI вв. Спасо-Прилуцкий монастырь стал одним из самых крупных и известных на Европейском Севере, а его основатель продолжал оставаться одним из покровителей московских князей, а затем и русских царей. Иван III брал в поход на Казань чудотворную икону Дмитрия Прилуцкого, а Иван IV в 1522 г. затребовал хранившийся в монастыре Киликийский крест. Великие князья и цари ездили в монастырь на богомолье. Игумены монастыря присутствовали в Москве на соборах по избранию нового царя: в 1598 г. – Бориса Годунова, в 1613 г. – Михаила Романова.

С XVI в. в монастыре началось каменное строительство. В 1537–1542 гг. на месте деревянной церкви был воздвигнут величественный каменный собор Происхождения Честных Древ Животворящего Креста. Вслед за собором в XVI в. появились каменные настоятельские кельи с обширной трапезной и с Введенской церковью. В середине XVII в. монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, превратившими его в сильную крепость. В монастыре имелись книгописная и иконописная мастерские, велось летописание. На территории монастыря похоронен святой Игнатий Прилуцкий, в составе монастырской братии начинал свою подвижническую деятельность преподобный Феодосий Тотемский.

Спасо-Прилуцкий монастырь был закрыт в мае 1926 г. В 1930-е гг. в нем находился пересыльный пункт для раскулаченных, которых перевозили далее на Север, в 1950–1970-е гг. он был занят под военные склады. С 1979 г. монастырь стал филиалом Вологодского краеведческого музея, а с 1991 г. вновь открылся как действующий монастырь.

Литература

Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всей церковью и местночтимых. – Вологда, 1880. – С. 104–130.

Житие преподобного отца нашего Димитрия Прилуцкого, вологодского чудотворца / Перевод, послесловие и комментарии Т.Н.Украинской. – Вологда, 1996.

Описание Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря (составленное в 1844 г. П.Савваитовым, исправленное и дополненное в 1884 г. Н.И.Суворовым). – Вологда, 1884.

Житие Дмитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского. Тексты и словоуказатель. – СПб., 2003.

Источник: Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет «Вологодская энциклопеция». —
Вологда: ВГПУ, издательство «Русь», 2005. — 568 с. — ISBN 5-87822-271-X

День памяти преподобного Димитрия Прилуцкого

24 февраля отмечается День памяти преподобного Димитрия Прилуцкого. Родился святой в Ярославской области в городе Переславль-Залесский в зажиточной купеческой семье Покропаевых. С детства избегал шумных подвижных игр с ровесниками, любил читать книги, жития святых, Святое Писание. Особо почитал будущий чудотворец Иоанна Златоустого , во всем ему подражал. По свидетельствам очевидцев Димитрий отличался необыкновенной красотой, был кроток, учтив, смиренен.

В юном возрасте он ушел из семьи в один из ярославских монастырей, принял монашеский постриг. Вскоре основал в Переславле общежительный Никольский мужской монастырь и стал его игуменом. Строительство началось с небольшого храма в честь Николая Чудотворца в 1348 году.

1354 год для Димитрия стал судьбоносным. Преподобный познакомился с Сергием Радонежским. Преподобный Сергий часто беседовал с Димитрием о монашеской жизни, обустройстве монастыря, спасении душ иноков. Простые люди, братия любили святого подвижника за его преданность вере Христовой, доброту, смирение, неустанную молитву. Он стал для них истинным наставником, духовным отцом. В Никольском монастыре собралось много мирян, иноков – все они неукоснительно выполняли утвержденный преподобным Димитрием строгий Устав общежительной жизни.

Слава среди людей угнетала святого подвижника. Его душа стремилась к молитвенному уединению. По благословению Сергия Радонежского Димитрий Прилуцкий вместе с учеником Пахомием отправились на север, в Вологду. В 1371 году недалеко от села Выпрягово был возведен Спасский храм и основан монастырь. Местные жители охотно помогали преподобному в обустройстве обители. Впоследствии поселение получило название Прилуки (от слова «излучина»), а монастырь — Прилуцкий, что связано с особенностями местности. Святые подвижники Пахомий и Димитрий выбрали для строительства обители уединенную область, где река делает изгиб, излучину.

Святого почитал и уважал московский князь Дмитрий Донской . О строгой монашеской жизни, ревностном служении Богу великого чудотворца узнал князь еще в Переславле. Он выбрал преподобного крестным для своего сына, всю жизнь помогал материально обителям, которые основывал его любимый старец. Благодаря щедрой помощи московского князя, местных жителей Прилуцкая обитель быстро разрасталась, улучшалось благосостояние монастыря. Через скит пролегала крупная дорога на север. Много странников, нищих, бездомных прибивалось к обители. Преподобный всем старался помочь по их нуждам: давал кров, еду, ухаживал за больными, спасал попавших в долговую зависимость от заимодавцев. Есть свидетельства, что Димитрий Прилуцкий защищал невинно осужденных. Он оставлял обитель и шел в город, чтобы помочь восстановить правду и честное имя оклеветанных, угнетенных.

20 лет святой был игуменом монастыря, перед смертью (11 февраля 1392 года) приемником назначил Пахомия, ученика, с которым пришел в вологодские земли. Закончил свою земную жизнь Димитрий в глубокой старости, прожив около ста лет.

Почитание преподобного началось еще при жизни. Бог наградил святого даром прозорливости. В дни разорения своего брата, который наследовал все отцовское имущество, Димитрий пророчески предсказал ему торговый путь в Югру и Печеру. В результате два похода были удачными, принесли брату достаточно прибыли, чтобы расплатиться с долгами и вести безбедную жизнь. Третий поход не был благословлен старцем, он отговаривал брата от продолжения торговли. Брат, объятый жаждой наживы, не послушался святого, предпринял поход и был убит язычниками.

После смерти Димитрий Прилуцкий был причислен к лику святых. С 1409 года начинается чреда чудесных исцелений и спасения страждущих у гроба преподобного.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector