0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дата самой поздней пасхи

Когда была самая ранняя Пасха за все время

Пасха – самый светлый и торжественный из религиозных праздников. Из года в год верующие всего мира отмечают это событие звоном колоколов, куличами и «крашенками». Но мало кто знает историю возникновения праздника. Конечно, все знают, что это день воскрешения Христа, но ведь это не единственная информация об этом удивительном торжестве.

Например, знаете ли вы, как появилось название? Или в каком году была самая ранняя Пасха? И почему дата этого события не закреплена в календаре, и каждый год мы празднуем её в разные дни? В этой статье постараемся подробно ответить на всё, чтобы лучше узнать об истории Светлого Христова Воскресения.

Исторические корни Пасхального Воскресения

Сперва обратимся к этимологии слова – Пасха. Оно берёт своё начало с древнееврейского языка и звучит как «Пэсах». Переводится как исход, прохождение мимо по одной версии и по другой как глагол «страдать». «Пэсах» отмечался как дата ухода иудейского народа из Египта и ожидание мессии.

Это событие произошло в 14 веке до н.э. Позже его значение немного изменилось: исход иудеев, то есть освобождение от рабства, стало освобождением от греха и смерти, а ожидание мессии – это смерть и воскресение Иисуса. Изначально в эпоху раннего христианства этот праздник отмечался еженедельно. И только ко II в., его начали праздновать каждый год. По поводу даты и традиций проведения между различными конфессиями ещё долго не существовало единого мнения.

Подготовка к празднованию Православной Пасхи

Почему дата праздника каждый год разная?

Многих волнует следующий вопрос, из-за чего из года в год празднование Пасхи переносится на разные дни? Ведь есть исторически закреплённая дата данного события. А произошло это по причине невозможности договориться между собой представителями различных церквей. Одни праздновали по календарю утверждённого Юлием – юлианскому, другие Папой Григорием – григорианскому.

Этим и объясняется, почему у приверженцев католицизма и последователей христианства Пасхальные даты не сходятся и почти никогда не пересекаются. Католическая Пасха в сорока пяти процентах случаев отмечается раньше на 7 дней, чем христианская. Но при этом между ними никогда не бывает разрыва в 3 и две недели. Возможность такого совпадения всего в 2% случаев в две недели и 20% пять недель.

Как вычислить день Пасхи самостоятельно?

Для этого потребуются несложные знания математики и главное правило расчёта. Оно действует для представителей обеих конфессий – празднования должны приходиться на 1-е воскресение полнолуния весной. Оно идёт сразу после весеннего равноденствия. На календаре его найти не сложно, затруднение может вызвать высчитывание дня появления новой луны, для этого и понадобятся знания математики.

Начнём расчёт с нахождения цифры, от разделения нужного года на девятнадцать плюс 1. Затем полученное умножим на одиннадцать, и подели на тридцать, выделим остаток, это и будет основанием луны. Для вычисления даты появления новой луны из тридцати нужно вычесть основание луны. И завершающий этап, к дате новолуния прибавляем четырнадцать, так мы найдём дату полнолуния.

И вот такой «не хитрой» головоломкой мы вычисляем дату праздника. Но при этом стоит помнить про следующие нюансы. Если нужное вам полнолуние выпадет на весеннее равноденствие, то празднование переносится на неделю. Если попадёт на пасхальное полнолуние, происходящее в воскресенье, то Пасху будут отмечать в последующее за ним воскресение. Ну а тем, у кого нет времени на такие задачки, можно просто посмотреть календарь на нужный год.

Самая ранняя Пасха

Очень долго церкви различных стран мира не могли определить единую дату СХВ. Объяснялось это тем, что православная религия наслаивалась на уже укоренённые традиционные праздники и верования. О важности и нужности принятия единого решения не раз говорилось, но к общему выводу прийти так и не удавалось. Решился он только в четвёртом веке царём Рима Константином на Никейском Соборе.

Там же решили, что Пасха устанавливается после весеннего равноденствия, в 1-е воскресенье, при условии, что этот день не совпадает с Пасхой отмечаемой евреями. При соблюдении этих правил можно вычислить, что самая ранняя Пасха была четвёртого апреля или двадцать второго марта по старому стилю (зафиксирована всего 9 раз), 25 апреля по дореволюционному календарю или 8 мая по-новому. В нашем веке самая ранняя Пасха датируется 2010 годом, самая поздняя – 2013.

Календарь православных праздников

Католическая Пасха

Празднование Пасхи католиками проходит с явным отличием от христианской. Так происходит, потому что календарь у них григорианский и исчисление несколько иное. Хотя разница в двух календарях всего в 13 дней, недостаточно их просто вычесть одна из другой. Стоит запомнить, что католики высчитывают дату, опираясь на астрономические явления и даты, а они в двух календарях не совпадают.

Ранняя Пасха 1942-го

«…а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша…»

Протоиерей Александр Авдюгин

Пасха – именно то время, когда в глазах верующих можно увидеть сокровенную тайну – промысел Божий. Ведь в них радость искрится. Причем искренняя. Именно та, о которой Господь говорил: «Радуйтесь!»

Во времена нынешние особые радости глубокой ночью, у населения старше сорока (а именно этот контингент в большинстве своем храмы заполняет) вряд ли встретишь. Спят обычно в эти часы, или с боку набок ворочаются, очередной жизненной катаклизмой обеспокоенные.

А здесь, после субботних бесконечных трудов, в праздничное оделись и к полуночи в церковь пошли. Нарядные, улыбчивые. А служба то, до петухов первых, а иногда и до вторых.

И ведь улыбка эта во все времена была, даже в самые тяжелые и страшные.

В 1942 году Православная Церковь праздновала самую раннюю Пасху…

Вопрос о полуночных службах, во всех православных приходах Москвы обсуждался. Волновались верующие. Да и как не волноваться, если немец еще недалеко от столицы был.

Бомбардировок опасались. Ночные хождения по городу не приветствовались, как и затемнение соблюдали. Если службы под пятницу и субботу Страстной недели допускали некоторый компромисс по времени их совершения, то пасхальная служба, в самую полночь Светлого Воскресения могла быть запрещена. Сильно переживали москвичи. В иной час и иное время не воспринималась праздничная пасхальная Заутреня. Уже даже поговаривали, что если власти не разрешат, все едино, служить будут… А ведь по указам военного времени карались не только действия, но и намерения.

В Великую Отечественную войну.

Пасха 1942 г. Богоявленский собор, Москва.

И вдруг, в 6 часов утра в субботу 4 апреля утреннее радио неожиданно для всех началось сообщением распоряжения коменданта Москвы, разрешающего свободное движение в Москве в ночь на пятое апреля. Восторгам православных москвичей, удовлетворенных в самых заветных своих ожиданиях, не было конца…

О той московской Пасхе давно мне рассказали, а вот совсем недавно, за тысячу километров от первопрестольной, у нас, в провинциальной восточной Украине, иная старушка поведала, как в том же 1942-ом, когда немцы усиленно угоняли молодежь в Германию, эту же Пасху встречали.

В храме к полуночи все собрались и хоть и знали, что на вокзале уже эшелон составили, что бы в понедельник, шестого апреля, почти всю окрестную молодежь, родных детей и внуков, в далекую чужбину отправить, но «Христос Воскресе!» так же радостно и утверждающе звучал.

Перед тем, как выйти куличи освящать (яиц практически не было, немцы всех курей поели) священник на амвон вышел и успокоил прихожан. Так и сказал:

— В Страстную Седмицу уедут и к Светлой вернутся.

Так оно и случилось в 45-ом. Почти все к Светлой Седмице и возвратились. Пасха победного года поздней была.

КУКРЫНИКСЫ: М. В. КУПРИЯНОВ. П. Н. КРЫЛОВ. Н. А. СОКОЛОВ. Бегство фашистов из Новгорода. 1944 — 1946.

Есть у меня давний интернет-друг из Мурманска. Алексей Толстых. Давно мы с ним виртуально дружим. Оптина нас объединила. За время нашего общения он уже и жениться успел, и двух близнецов родить расстарался. Хороший, православный молодой человек. Детишек очень любит. Был у него небольшой сайт, где он различные истории и рассказы собирал с Христом и верой нашей связанные.

Вот один из них, который я прочитал лет семь назад, а продолжение он получил на прошлую Пасху.

Повествуется там о следующем.

В одну из пасхальных оптинских ночей инок Трофим (убитый вместе с тремя монахами на Пасху 1993 года) причастившись Святых Христовых Таин, вместе с другими монахами отправился разговляться в монастырскую трапезную.

– Хочешь, чудо покажу? – спросил он сидевшего с ним за одним столом брата.
– Хочу, – с интересом ответил тот.

Читать еще:  Акафист святой пасхе

Трофим достал из кармана яйцо.

– Вот видишь, с прошлого года яичко, – сказал он, – целый год пролежало у меня в келье. Простое давно бы протухло, а это освященное, пасхальное – свежее.

Трофим разбил скорлупу и дал понюхать соседу. Яйцо, действительно, оказалось свежим.

Трофим перекрестился и съел половинку, а вторую отдал брату.

Большие у меня сомнения по этому поводу возникли. Понимаю, крещенская вода не протухает, но чтоб яйцо? У него ведь другие свойства, и не произносится столько молитв на освящении яиц и куличей, сколько при освящении воды. Да и чина такого молитвенного особого нет…

Какое же было мое изумление, и радость, когда совсем недавно на второй день Пасхи был я в гостях у одного из наших пожилых священников, который отслужил в храме Божьем уже несколько десятилетий и прошел с Церковью все нелегкие годы ее советской истории. При мне расколол батюшка прошлогоднее яйцо, и оно было как свежее, не затухло, и не было никакого запаха. С точки зрения ученых, неверующих людей и прочих сомневающихся – это непонятно, противоестественно. Для верующего же в благодать Божию, в чудо Его Воскресения нет в этом ничего странного.

Люблю я пасхальную службу. Казалось бы, уже наизусть знаешь все ее последование, знаком каждый возглас и известно каждое песнопение, но всегда, сколько-бы не служил, Светлое Христово Воскресение обладает особой неповторимой радостью. Той, о которой мы мечтаем и к которой стремимся.

Поздняя Пасха – поздняя весна?

Каждый мартовский день читатели «РОГ» задают себе вопрос: какой будет весна в нынешнем, 2008 году?

Ведь охотникам надо планировать свои отпуска и отъезжие поля, а охотничьему начальству заранее определиться со сроками весенней охоты.

В «РОГ» № 11 наш постоянный автор фенолог Ревнут Головко, проанализировав народные приметы, предположил, что весна будет поздней. От многих натуралистов я слышал версию, что если Пасха ранняя – то будет ранней и весна, а если поздняя, то и весна ожидается запоздалая. Так ли это на самом деле? Ведь в этом году Пасха – 27 апреля и вроде бы предсказывает позднюю весну.

Вот уже более 30 лет ежегодно я веду дневники наблюдений за природой. Особое внимание уделяю весенним фенологическим явлениям и прежде всего – датам прилета перелетных птиц. Эти наблюдения проводятся из года в год во Владимирской области близь г. Покров. Большую помощь в ведении этой ежегодной летописи природы мне оказывает мой брат Михаил, которому я выражаю искреннюю благодарность. У нас имеются фенологические наблюдения за весенней природой с 1976 г. Хотелось бы проанализировать их, ответив на три главных вопроса:

1) Связана ли дата нашей православной Пасхи с особенностями весны?

2) Есть ли закономерность в чередовании ранних и поздних весен?

3) Будет ли весеннее половодье?

ПАСХА И ВЕСНА

Согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г. Никея) празднование православной Пасхи совершается в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия, если это воскресенье приходится после дня празднования еврейской Пасхи. В противном случае, празднование православной Пасхи переносится на первый воскресный день после дня еврейской Пасхи. Таким образом, день празднования нашей Пасхи оказывается в пределах от 4 апреля до 8 мая нового стиля. В таблице мы приводим даты, на которые пришлось Светлое Христово Воскресение – Пасха с 1976 по 2007 гг. с кратким описанием хода весны по нашим дневникам (см. таблицу).

Даже беглый взгляд на эту таблицу показывает, что никакой связи особенностей весны с датой Пасхи нет. Замечу, что ни одна весна не может копировать другую, в каждой есть свои особенности, связанные и с прошедшей зимой, и даже летом и осенью, запасами снега, промерзанием земли, количеством осадков, ночными заморозками и т.п.

Ранняя весна, как правило, бывает затяжной и холодной, и очень редко дружной и скоротечной. Поздняя весна чаще всего бывает холодной и затяжной. Очень часто нормальная весна вдруг затягивается из-за апрельских зазимков и она переходит в позднюю. Но даже если пренебречь этим, получается следующая картина.

Из проанализированных нами 32 весен условно ранних было 11, поздних – 10, нормальных – 11, то есть примерно поровну. Условно ранняя Пасха была 6 раз (на нее пришлись 2 ранние, 2 поздние и 2 нормальные весны), поздняя – 12 раз (4 ранние, 3 поздние и 5 нормальных весен) и в середине апреля Пасха была 14 раз (4 ранние, 5 поздних и 5 нормальных весен). Таким образом, никакой разницы в соотношении даты Пасхи и особенностей весны нет.

Не выявлено и закономерностей в чередовании ранних, поздних и нормальных весен. Отмечу лишь, что в период с 1976 по 1987 гг. поздних весен было значительно больше (50%), нежели в конце века в 1988–2000 гг. (23%). В первые 7 лет века нынешнего поздняя весна случилась лишь однажды – в 2003 году. В этой семилетке мы отметили 4 ранних весны, в том числе одну очень дружную (2001) и две ранних затяжных (2002 и 2004). Прошлая весна была необычайно ранняя, но в течение апреля она пришла в норму. В 2005 и 2006 годах весны пришли вовремя и, несмотря на небольшие зазимки, порадовали охотников и любителей природы.

ВЕСНА И ПОЛОВОДЬЕ

Для охотников с подсадной важен паводок. Бывают годы, когда половодья нет, а потому и нет выраженного пролета уток, да и подсадную некуда высадить. Высота паводка зависит от запасов снега, накопившегося за зиму, количества осадков в марте–апреле в сочетании со стабильным переходом температуры воздуха через нулевую отметку и, особенно от установления положительных ночных температур. Раньше, в 70–80-е годы, у нас в пойме р. Клязьмы половодье и высокий уровень воды были почти ежегодно. Сказывались и поздние весны, и обилие снега, выпавшего зимой. Мне вспоминаются рекордные паводки 1980 и 1994 гг. Им предшествовали многоснежные зимы. По сообщению газеты «Владимирские ведомости» от 14.04.1994 г. паводок того апреля на реках Владимирской области был историческим. Под угрозой полного затопления оказалось 107 населенных пунктов, особая угроза возникла городу Юрьев-Польский, а также нефтеперерабатывающему заводу и галантерейной фабрике г. Владимира. И лишь своевременно принятые меры позволили предотвратить катастрофу. В тот год Клязьма вышла из берегов 11 апреля, максимальный уровень воды был зафиксирован 23 апреля. Утка шла валом. Мощное половодье отмечено нами в 1976, 1977, 1983, 1985, 1986, 1992, 1993, 1994, 1999 годах. А в нынешнем веке запомнился лишь год 2005.

Хуже всего ранняя затяжная весна, когда после быстрого схода снега в начале апреля устанавливается длительный антициклон с ежедневными ночными заморозками и дневными температурами около +5+7оС. Вода выжимается из почвы, частично испаряется, частично проникает вглубь по мере оттаивания земли. В итоге высыхают луга, прошлогодняя некошеная трава становится привлекательной для пироманов – начинаются весенние палы, уничтожающие не только гнезда, но и кормовую базу птиц. Как правило, после таких весен размножение уток и болотно-луговой дичи не может пройти успешно. У нас совсем не было половодья в 1989, 1991, 1996, 1997, 2004, 2007 годах.

Если при ночных заморозках днем в апреле теплее, а река так и не может выйти из берегов, то при достаточном запасе снега он быстро тает от солнечных лучей, что все же может привести к невысокому половодью. Так было, например, у нас в пойме р. Клязьмы в 2000 и 2006 годах.

Какой будет весна нынешняя? Судя по народным приметам – поздняя, а по долгосрочным прогнозам синоптиков – ранняя и довольно дружная. И те, и другие сейчас редко сбываются. Предсказать заранее невозможно. Уже сейчас ясно, что например, в Подмосковье снега за зиму выпало немного, и если во второй половине марта его не прибавится – будут проблемы с половодьем, и спасти положение может только дождливый и теплый апрель. Кое-что о ходе весны могут подсказать раннеприлетные виды птиц. Но об этом – в следующем номере «РОГ».

На какое число приходится Пасха и от чего это зависит

В каком месяце и какого числа Пасха празднуется в христианском мире? Пасха — день, знаменующий победу над смертью, переход от земного к небесному — самое главное и значимое событие года для христиан. Воскресение Христово праздновалось ещё в апостольское время. Сегодня применительно к нему определяется весь подвижный годичный богослужебный круг. В разные годы Светлое Воскресение приходится на разные дни. Почему так происходит и от чего это зависит объясняют сложившиеся правила исчисления пасхалии. В 2020 году Пасха выпадает на 28 апреля.

Читать еще:  Можно ли сегодня идти в баню

А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓

Исчисление Пасхи до григорианской реформы

В доапостольский период Пасха была иудейским праздником, отмечавшимся в память избавления от египетского рабства. Дата Пасхи рассчитывалась священнослужителями и приходилась на 14-й день первого месяца в году. Начало года совпадало с наступлением весны и временем созревания ячменных колосьев. С днём Пасхи иудеев, пришедшейся на первое полнолуние после весеннего равноденствия, совпало распятие Христа. Этим обстоятельством объясняется тесная связь празднования Пасхи христианской и иудейской.

На заре христианства, после того как был разрушен Иерусалим, а еврейский народ рассеялся по свету, ориентир в виде времени созревания ячменя был утрачен. Для определения даты празднования стали использовать лунный и солнечный календари. В разных Церквях Пасха приходилась на разные дни.

Разногласия по поводу празднования Воскресения Христова, возникшие в христианском мире, обсуждались Никейским Собором в начале IV века. Собор заложил ставшие незыблемыми принципиальные, базовые тезисы христианской пасхалии, освобождённой от иудейского влияния. Согласно постановлению Собора, день совершения Праздника должен соответствовать обычаю Александрийской Церкви с её доминирующими богословской и астрономической школами. Празднуется самое важное для христиан событие после еврейской Пасхи, в первое воскресенье с наступлением полнолуния или сразу после весеннего равноденствия.

Тогда же на основе 19-летних пасхальных (метоновых) циклов был утверждён вечный календарь, учитывающий для установления даты Пасхи множество астрономических и математических параметров. Из этих расчётов следовало:

  • самая ранняя Пасха не может наступить прежде 21 марта;
  • самая поздняя Пасха не будет позже 25 апреля.

Практически до самого конца XVI в. христианская церковь повсюду руководствовалась александрийской пасхалией, в основе которой был юлианский календарь.

Переход на григорианский календарь и пасхальная проблематика

Постепенно александрийская система летосчисления стала отставать от реального астрономического времени, и, начиная с IV в. к концу XVI в., все даты передвинулись вперёд на 10 дней, в том числе праздники неподвижные. С целью исправить это положение вещей была осуществлена так называемая григорианская реформа. Задачей её был возврат на прежнее место астрономической точки отсчёта — весеннего равноденствия. Новый календарь стал довольно точно считать истинное время, была откорректирована система високосов, в результате чего метонов цикл стал соответствовать лунным фазам.

Так как в новом календаре стало невозможным использовать систему Александрийской Церкви, последовала и пасхальная реформа. Православная ветвь христианской Церкви не перешла на григорианский календарь, считая, что церковная пасхалия — не всего лишь перечень дат, а свод правил вычисления определённого дня. Использование новой системы приводит к тому, что празднование Пасхи католической часто совершается прежде иудейской, а в годы поздней Пасхи из календаря исчезают все дни Петровского поста. Это является существенными каноническими нарушениями.

Таким образом, православная Церковь продолжает считать время согласно юлианскому календарю. Этим объясняется, почему православная и католическая Пасха бывает в разное время:

  1. У православных день Воскресения Христова определяется в соответствии с таблицами пасхальных полнолуний, отличающихся от методов расчёта по григорианскому календарю.
  2. Разница во времени между юлианским и григорианским календарями в XX–XXI вв. составила уже 13 дней.

Поэтому самая ранняя Пасха празднуется у православных 4 апреля, самая поздняя будет 8 мая. Характерной особенностью, возникшей в результате использования юлианского календаря до сегодняшнего дня, можно назвать и то, что Воскресение Христа будет праздноваться после второго новолуния по следующим годам 19-летнего цикла: пятому, восьмому, одиннадцатому, шестнадцатому, девятнадцатому.

Говоря о противоречиях в исчислении наступления Торжества Торжеств согласно григорианскому и юлианскому календарям, не следует забывать, что смысл празднования Пасхи — не в привязке к календарному дню, а в прославлении первостепенного догмата веры.

Пасхальный цикл 2013: даты и смысл событий

Вчера началась подготовка к Великому Посту, который в этом году начнется необычно поздно – 17 марта. День Светлого Христова Воскресения приходится на 5 мая. Из чего состоит Великий Пост? Когда будет читаться Великий покаянный канон и когда Акафист Божией Матери? В чем смысл каждого дня Страстной Седмицы? Когда будет день Св. Троицы? Ответы в статье

Пытаясь уяснить структуру христианского календаря, определявшего ритм жизни наших предков на протяжении тысячелетия, мы обращаем внимание на то, что все воскресенья его годового цикла пронумерованы, а многие имеют особые заголовки, указывающие священно-исторические темы их богослужебных воспоминаний. В первую очередь это относится к Пасхальному циклу, длящемуся большую часть первого полугодия (в среднем – с февраля по июнь).

Пасхальный цикл – это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения (Пасха). Его продолжительность – восемнадцать недель.

Покаянный период, предшествующий Пасхе, состоит из 1) трех подгото¬вительных недель (седмиц) к Великому посту, 2) Святой Четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста, завершающегося в пятницу шестой седмицы, накануне Лазаревой субботы, и 3) Страстной недели (Страстной седмицы). Четыредесятница и Страстная седмица и составляют собственно Великий пост в традиционном понимании; его продолжительность – семь недель.

Праздничный период включает в себя: 1) День Пасхи и примыкающую к нему Светлую седмицу, 2) последующие шесть недель до Троицы (Пятидесятницы) и 3) одну неделю после Троицы (праздник «Всех святых».

Богослужебные тексты пасхального периода содержатся в двух¬том¬ной книге – «Триоди Постной» и «Триоди Цветной» (у греков это «Триодион» и «Пентикостарион»); отсюда его другое название – «Триодный цикл».

Праздничные и покаянные дни Пасхального цикла отстоят от дня Пасхи на строго определенное число дней, поэтому они фиксированы в календаре лишь по дням недели. (Вход Господень в Иерусалим – всегда в воскресенье, Вознесение – в четверг, а Радоница – во вторник.) Дата самого праздника Пасхи устанавливается при помощи «пасхалии» – совокупности календарно-астрономических правил и поправок или заранее приготовленных, на основании расчетов, таблиц, которые также называются «пасхалией». При этом дата Пасхи перемещается в пределах 35 дней, именуемых «пасхальными пределами», от 22 марта – по 25 апреля по юлианскому календарю (= 4 апреля – 8 мая по григорианскому, но только для XX—XXI вв.!). В пределах 35 дней перемещаются и все «привязанные» к Пасхе дни. Поэтому праздники Пасхального цикла и называются «переходящими» (или «подвижными») праздниками.

«Крайние» Пасхи случаются редко. Самая ранняя православная Пасха, 22 марта (4 апреля) была в 2010 г., такая же предыдущая – в 1915 г., до этого – лишь в 1668 году; следующая будет в 2105 году. Самая поздняя Пасха, 25 апреля (8 мая) была последний раз в 1983 г., до этого – в 1736 г.; следующая будет в 2078 г. Представим ключевые точки Пасхального периода в виде наглядной таблицы. Все даты, во избежание путаницы, – по григорианскому календарю, по которому мы реально живем. Будем помнить, что славянский термин «неделя» (день, когда «не делают», не работают) означает преимущественно один день – воскресный; в церковном календаре это первый (а не последний!) день семидневного календарного цикла («недели» в обычном значении). За ним следуют будние дни (с понедельника по субботу), не совсем точно называемые «седмицей».

Подготовительный период к Великому посту
(с 24 февраля; завершается Прощёным воскресеньем, 17 марта)

Неделя о мытаре и фарисее (Лука 18:10–14 ). – 24 февраля.
Седмица «сплошная» (т. е. не имеющая поста в среду и пятницу).

Неделя о блудном (то есть о «заблудившемся») сыне (Лука 15:11–32). – 3 марта. Вселенская родительская (мясопустная) суббота. – 9 марта.

Неделя мясопустная (последний день вкушения мяса), иначе – Неделя о Страшном суде (Матфей 25:31–46). – 10 марта.
Седмица сырная (масленица), «сплошная» (11–16 марта).

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье (Матфей 6:14–21). Заговенье на Великий пост. – 17 марта.

Великий пост

1. Святая Четыредесятница (Сорокадневный пост)
«Чистый понедельник», начало Великого поста. – 18 марта.
В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг, 18–21 марта) за вечерним богослужением читается «Великий (Покаянный) канон», произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.). В субботу – память вмч. Феодора Тирона.

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. – 24 марта.

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (Солунского) (†1359 г.). – 31 марта.

Неделя 3-я Вел. поста. Крестопоклонная (Марк 8:34 – 9:1). – 7 апреля. В этом году совпадает с праздником Благовещения Пресвятой Богородице.

Неделя 4-я Вел. поста. Препод. Иоанна Лествичника (VI в.). – 14 апреля.
«Мариино стояние» (чтение Великого канона преподобного Андрея Критского, полностью, с чтением жития преподобной Марии Египетской), – 18 апреля (реально совершается накануне – 17 апреля, в среду вечером).
«Похвала Пресвятой Богородице», или «Суббота Акафиста». – 20 апреля. Это единственный (!) акафист («Взбранной Воеводе победительная…»), известный церковному Уставу; причем, его пение дозволяется Уставом также только один раз (!) в году – в эту субботу пятой седмицы Великого поста (реально поётся накануне, в пятницу вечером, т. е. в этом году – 19 апреля).

Читать еще:  Димитрий прилуцкий житие

Неделя 5-я Вел. поста. Препод. Марии Египетской (VI в.). – 21 апреля.
Седмица 6-я Великого поста, иначе – «седмица ваий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») (22–27 апреля).
В пятницу седмицы ваий, 26 апреля в этом году, – окончание Святой четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста («душеполезную совершив Четыредесятницу…», – поётся за вечерним богослужением).
Лазарева суббота. Воспоминание воскрешения Иисусом Христом пра¬ведного Лазаря; заговор против Иисуса (Иоанн 11:1–45). – 27 апреля.

Неделя 6-я, Неделя ваий («пальмовых ветвей»), иначе – Неделя «цветоносная», или, в русской народной традиции, – Вербное воскресенье.
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (Иоанн 12:1–18). – 28 апреля.

2. Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа
(29 апреля – 4 мая)

Великий Понедельник (29 апреля). Темы богослужебных воспоминаний: Иосиф Прекрасный, проданный в Египет за двадцать сребреников (Быт 37 гл.); проклятие бесплодной смоковницы, притча о злых виноградарях; пророчество о разрушении Иерусалима (Матфей 21:18–43; 24:3–35).

Великий Вторник (30 апреля). Притчи: о десяти девах и талантах; пророчество о Страшном суде (Матфей 24:36–26:2).

Великая Среда (1 мая). Покаяние грешницы, возлившей миро на ноги Иисуса, и предательство Иуды (Матфей 26:6–16).

Великий Четверг (2 мая). Воспоминание Тайной Вечери (у всех евангелистов); установление Таинства Евхаристии («Благодарения»).

Великая Пятница (3 мая). Арест Господа и неправедный суд. Распятие, Святые и Спасительные Страсти (Страдания), смерть и погребение Господа в гробнице Иосифа Аримафейского (у всех евангелистов). (На практике чтение 12-ти «Страстных Евангелий» совершается накануне вечером.)

Великая Суббота (4 мая). Пребывание Господа телом во гробе, сошествие душою во ад и одновременно пребывание на Престоле со Отцом и Святым Духом (согласно Священному Писанию и церковному Преданию).

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА (5 мая)
Светлая седмица, сплошная (6 – 11 мая).
Недели после Пасхи

Антипасха (то есть первая неделя (воскресенье) вместо Пасхи), иначе – Неделя 2-я, апостола Фомы (Иоанн 20:19–31). – 12 мая.
Радоница (пасхальное поминовение усопших). – 14 мая, вторник.

Неделя 3-я, святых жён-мироносиц (то есть «Неделя женщин, несущих миро»); и память праведных Никодима и Иосифа Аримафейского, тайных учеников Христа (Марк 15:43–16:8). – 19 мая.

Неделя 4-я, о расслабленном (Иоанн 5:1–15). – 26 мая.
Преполовение Пятидесятницы (Иоанн 7:14–30). – 29 мая, среда.

Неделя 5-я, о самарянке (Иоанн 4:5–42). – 2 июня.

Неделя 6-я, о слепом (Иоанн 9:1–38). – 9 июня.
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ (Деяния 1:1–12; Лука 24:36–53). – 13 июня.

Неделя 7-я, святых отцов I Вселенского собора. – 16 июня.
Троицкая родительская суббота (поминовение усопших). – 22 июня.

Неделя 8-я. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ (ПЯТИДЕСЯТНИЦА) (Деяния 2:1–11; Иоанн 7:37–52; 8:12). – 23 июня.
Седмица 1-я по Пятидесятнице, сплошная (24–29 июня).
День Святого Духа («Духов День»). – 24 июня, понедельник.

Неделя 1-я по Пятидесятнице, – праздник «Всех святых». – 30 июня.
Этим праздником завершается собственно Триодный цикл; его своеобразным продолжением стал в русской традиции праздник в честь всех российских святых (установлен на Поместном соборе Российской Православной Церкви 1917–18 гг.). В конце XX столетия стали появляться праздники в честь региональных – сначала вологодских, а затем и других – святых. Богослужебные тексты всех этих национальных торжеств в Цветную Триодь не входят, но печатаются в приложении к майской Минее (часть 3) и в виде отдельных изданий.
«Петров пост» начинается с понедельника, 31 июня.

Неделя 2-я по Пятидесятнице, – праздник «Всех святых, в земле Российской просиявших». – 7 июля.

Неделя 3-я по Пятидесятнице, – «Соборы» Вологодских, Новгородских, Белорусских, Псковских и Санкт-Петербургских святых. – 14 июля.

Кандидат исторических наук, кандидат богословия Юрий Рубан

Пасха в 2020 году

Какого числа православная Пасха в 2020 году

— Мы прощены, мы спасены и ис­куплены — Христос воскресе! — говорит в своей пасхальной проповеди священномученик Серафим (Чичагов). — В этих двух словах все сказано. На них основана наша вера, наша надежда, любовь, христианская жизнь, вся наша премудрость, просвещение, Святая Церковь, сер­дечная молитва и вся наша будущность. Двумя этими словами унич­тожены все бедствия человеческие, смерть, зло и дарованы жизнь, блаженство и свобода! Какая чудодейственная сила! Можно ли ус­тать повторять: Христос воскресе! Может ли надоесть нам слушать: Христос воскресе!

Крашенные куриные яйца – один из элементов пасхальной трапезы, символ возрожденной жизни. Ещё одно блюдо называется так же, как и праздник – пасха. Это творожное лакомство, приправленное с изюмом, курагой или цукатами, подаваемое на стол в виде пирамиды, украшенной буквами «ХВ». Такая форма обуславливается памятью о Гробе Господнем, из которого воссиял свет Христова Воскресения. Третий застольный вестник праздника – кулич, своеобразный символ торжества христиан и их близости со Спасителем. Перед тем, как приступить к разговению, все эти яства принято освящать в храмах в течение Великой Субботы и во время пасхального богослужения.

Какого числа католическая Пасха в 2020 году

Много веков католическая Пасха определялась в соответствии с Пасхалией, созданной в Александрии. В её основу был положен девятнадцатилетний цикл Солнца, день весеннего равноденствия в ней также был неизменным – 21 марта. И такое положение вещей существовало до XVI-го века, пока священник Христофор Клавиус не предложил другой календарь для определения Пасхи. Папа Римский Григорий XIII его одобрил, и с 1582 года католики перешли на новый – григорианский календарь. Восточная церковь отказалась от нововведения – у православных христиан осталось всё по-прежнему, в соответствии с календарем Юлианским.

Перейти на новый стиль летоисчисления в России решились только после революции, в 1918 году, и то только на государственном уровне. Таким образом, вот уже больше четырех столетий православная и католическая церковь празднуют Пасху в разное время. Бывает так, что они совпадают и торжество отмечается в один день, но так происходит редко (например, подобное совпадение католической и православной Пасхи было совсем недавно — в 2017 году).

В 2020 году католики отметят Пасху 12 апреля, то есть разница между датами составит неделю, но бывает и так, что она достигает полутора месяцев. Практически всегда вначале празднуется католическая Пасха, а уже после — православная.

Традиции Пасхи

В Православной традиции Пасха является самым главным праздником (в то время как католики и протестанты более всего почитают Рождество). И это закономерно, ведь вся суть христианства заключается в смерти и воскресении Христовом, в Его искупительной жертве за грехи всего человечества и Его великой любви к людям.

Сразу после пасхальной ночи начинается Светлая Седмица. Особые дни богослужений, в которые служба совершается по пасхальному уставу. Исполняются пасхальные часы, праздничные песнопения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Врата алтаря распахнуты всю неделю, словно символ приглашения к главному церковному торжеству всех желающих. Убранство храмовой Голгофы (деревянного распятия в натуральный размер) меняется с черного траурного на белое праздничное.

В эти дни нет поста, послабляются приготовления к главному таинству — Причастию. В любой день Светлой седмицы христианин может подойти к Чаше.

Многие верующие свидетельствуют об особом молитвенном состоянии в эти святые дни. Когда душу наполняет удивительная благодатная радость. Считается даже, что те, кто сподобился преставиться в пасхальные дни, попадают на Небеса, минуя воздушные мытарства, ведь бесы бессильны в это время.

С Пасхи до Вознесения Господня во время служб нет коленопреклоненных молитв и земных поклонов.

В канун Антипасхи врата алтаря закрываются, но праздничные службы длятся до Вознесения, которое отмечается на 40 день после Пасхи. До того момента православные приветствуют друг друга радостным: «Христос Воскресе!»

Также в канун Пасхи происходит главное чудо христианского мира — схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Иерусалиме. Чудо, которые многие пытались оспорить или изучить научно. Чудо, вселяющее в сердце каждого верующего надежду на спасение и жизнь вечную.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector