Благодатный огонь сходит только на православную пасху
Благодатный огонь на католическую Пасху: сходит или нет, и почему?
Практически всем известно одно из пасхальных чудес – сошествие Благодатного огня, который в греческой и армянской традиции еще принято называть Святой Свет.
Это огонь, который выносят из Гроба Господня, находящегося в Иерусалиме, только раз в году, во время особого пасхального богослужения. Оттуда язычки пламени доставляют по всем православным церквям.
Схождение благодатного огня — одно из чудес на Пасху
Но вот сходит ли Благодатный огонь на католическую Пасху? Об этом расскажем прямо сейчас.
Сошествие огня на Пасху: немного истории
Если немного забежать вперед, можно сказать, что чудо схождения Благодатного огня признается только православными, однако так было не всегда.
До 11 века, когда выделились две ветви (православная и католическая), и даже некоторое время после этого представители католичества наравне с православными священниками проводили пасхальную службу в Храме Гроба Господня и лично наблюдали сошествие огня. Происходило и происходит это в так называемой Кувуклии – т.е. небольшой купольной часовне, которая располагается в самом центре Храма.
Собственно, это ее мы и видим по телевизору во время прямых трансляций, которые, кстати, проводятся в России и в некоторых других странах ежегодно. А вот так она выглядит на фото.
На протяжении всех первых веков развития христианства, в течение I тысячелетия, еще не было разделения церкви на Западную и Восточную. Поэтому все официальные представители церкви и прихожане признавали схождение огня за чудо. И тогда, и сегодня происходило это примерно так.
Служители ожидают в Кувуклии, как только священное пламя загорится. Процесс происходит самопроизвольно, без какого-либо участия со стороны человека, поэтому и признается чудодейственным. Затем священники выходят из Кувуклии с зажженными факелами, от которых пламя распространяется для всех желающих.
О схождении огня в прежние времена сохранилось довольно много свидетельств, в том числе и среди западных священнослужителей. Об этом чуде писала паломница Сильвия Аквитанская (4 век), а также латинский монах Бернард (9 век). Говорил об этом и Папа Римский Урбан II (11 век).
Однако в самом конце того же 11 века, в 1099 году, Храм Гроба Господня был завоеван крестоносцами, и в результате контроль над Храмом полностью перешел католикам. До конца 12 века (1187 год) они были изгнаны из Иерусалима, в результате чего были лишены доступа в Кувуклию и вообще к святым местам.
С того момента и по сегодняшний день представители католичества уже не принимают участия в схождении благодатного огня. Интересно, что впервые глава церкви Папа Григорий IX выступил против признания этого явления чудом еще в 1238 году, т.е. спустя 50 лет после прекращения доступа в храм. К этому времени разделение Западной и Восточной церкви сложилось окончательно.
Что касается православных, то они постоянно несли службу в Кувуклии. Продолжается эта традиция и сегодня. Разумеется, все представители православных церквей (русской, украинской, армянской, греческой и ряда других) признают чудодейственный характер этого явления.
А вот после введения нового Григорианского календаря (1582 год), когда католики перешли на другое летоисчисление, служба продолжала проводиться исключительно по старому, Юлианскому стилю. Соответственно и появление пламени тоже наблюдали в этот день – точнее, в пасхальную ночь с субботы на воскресенье.
Взгляд из дня сегодняшнего
Вот почему и не сходит Благодатный огонь на католическую Пасху – на протяжении многих веков представители католичества были отлучены от самой службы. Время в этом смысле действует как разрушительная сила – чем дольше мы отвыкаем от чего-то, тем сложнее потом привыкнуть.
А что говорить, если проходит несколько веков? Та самая историческая память постепенно утрачивается, и в результате рождается совсем другая история, появляется иное восприятие мира. Это не хорошо и не плохо – просто так устроен человек.
Представители католической церкви заняли в этом вопросе, скорее, нейтральную позицию. Они никогда не отрицали появление пламени и категорически не утверждали, что это никакое не чудо. Однако представители Западной церкви решили несколько дистанцироваться от этих событий.
Выражается это в том, что они:
- не участвуют в церемонии (начиная с 12 века и по наши дни);
- не освещают эти события слишком широко;
- предпочитают не упоминать о божественном, чудодейственном характере явления.
И если напрямую спросить, сходит ли Благодатный огонь в католическую Пасху, мы получим ответ – нет, не сходит. Ведь и даты праздника у православных и католиков зачастую отличаются, хотя иногда они и совпадают.
И всё же почтительное отношение к Благодатному огню представителей Римской Церкви, служивших в храме Гроба Господня, сохранялось все это время. До наших дней огонь, сошедший в Великую субботу, бережно сохраняется, и все лампады в храме Гроба Господня зажигаются только от него. Это правило соблюдается и католиками.
А ещё в начале 20 века латинский клир, владеющий частью храма, со смирением принимал Благодатный огонь от православного Патриарха. Так, архимандрит Савва Ахиллеос, многократный очевидец схождения, писал о сошествии так: «Когда совершается служба Благодатного огня в Великую субботу, на ней присутствуют все иноверцы: армяне, католики, копты, сирийцы… Иноверцы с большим смирением в этот день подходят к Главе Православной Церкви.
Они признают его, как представителя истинной православной веры и как Главу Иерусалимской Церкви, первым епископом и основателем которой был Св.Иаков, брат Божий. Дух покорности выражается на их лицах. Они смиренно воздают Патриарху дань уважения и чести. Только при таких условиях они получают Благодатный огонь из рук Патриарха».
Но дело даже не в том, что не совпадают даты православной и католической Пасхи. Просто две великие, действительно большие церкви отличаются своей историей и некоторыми взглядами.
Впрочем, представители православия и католичества не намерены конфликтовать по этому поводу. Ведь они отмечают единый, общий праздник Пасхи, с которым всегда поздравляют друг друга как официально, так и лично. Ведь у многих из нас наверняка есть друзья, исповедующие католицизм.
С этой точки зрения Благодатный огонь – это божественное чудесное явление, красивый штрих к портрету великого праздника. Но портрет этот точно общий, картинка единая.
Ведь главное чудо – это воскресение Спасителя, его великий, самоотверженный подвиг во имя человечества в целом и каждого конкретного человека в частности. И пусть некоторые традиции торжества отличаются — все равно речь идет об одном и том же событии. А уже как именно его отмечать, каждый может решить по своему усмотрению.
Отношение католиков к Благодатному огню
Величайшее чудо христианского мира – схождение Благодатного огня на Пасху – на протяжении веков поражает умы людей. И всё это время делаются попытки развенчать чудо, обвинить православных в мистификации. Сколь серьёзными были эти попытки, говорит тот факт, что всевозможные проверки предпринимали не только мусульмане, но, как это ни странно, христиане-католики. В сегодняшнем праздничном «Вертограде» мы печатаем исследование кандидата географических наук И.Н.Рубанова, состоящее из двух частей. В первой – говорится о несостоятельности критики Пасхального чуда. Во второй – о некоторых малоизвестных фактах, которые сопровождают чудо и отметают какие-либо сомнения в его истинности.
В силу исторических причин ни одной из христианских конфессий не приходилось так много писать о Благодатном огне и так основательно задумываться о сущности являемого, как Римско-Католической Церкви.
Представители Римской Церкви свидетельствовали о чуде Благодатного огня ещё на заре христианства. Одно из первых свидетельств содержится в записках западной паломницы Сильвии Аквитанской (IV в.). Латинский монах Бернард (около 865 г.) пишет в своём итинерарии: «В Святую субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поётся “Господи, помилуй!” до тех пор, пока, с пришествием Ангела, возжигается Свет в лампадах, висящих над Гробом».
Отпадение Римской кафедры от Вселенской Церкви началось в IX веке и окончательно завершилось в XI веке. В 1099 г. Иерусалим был завоёван крестоносцами и храм Гроба Господня перешёл под папский контроль. Церемония явления Святого света того времени подробно описывается в одном из самых авторитетных исторических документов средневековья – свидетельстве русского игумена Даниила, которому удалось стать очевидцем чуда благодаря тёплому приёму со стороны царствовавшего в Иерусалиме латинского короля Балдуина I.
В своих записях, наряду с критикой выдумок о Благодатном огне, он отмечает, как сами загорелись православные лампады, находящиеся у Гроба Господня: «Благодатию же Божиею те три кандила (греческое, от монастыря Саввы Освященного и русское. – Ред.) возжглись. а фрязския (католиков-францисканцев. – Ред.) кандила повешены суть горе, а тех кандил ни едино не возгореся тогда».
В это время католики ещё принимали участие в церемонии схождения Благодатного огня и одновременно с православными вели в храме свою службу. Однако в пределы Кувуклии, где возгорался Огонь, никто из них до его появления не входил. Восточная Православная Церковь была представлена монахами монастыря Саввы Освященного, присутствие которых считалось обязательным.
Если отрицающие Христово Воскресение мусульмане пытались воспрепятствовать схождению, римский клир стремился избавиться от присутствия православных «еретиков» на нисхождении Святого огня, и вообще в принадлежавшем им ранее Храме Гроба Господня.
В 1187 г. последователи папства были изгнаны из Иерусалима и потеряли единоличный контроль над храмом Гроба Господня, а руководство Римской Церкви, похоже, сделало определённые выводы. В 1238 г. Папа Григорий IX в одном из своих писем официально выступил против толкования «обряда» Благодатного огня как чудотворного. Как пишет одна из католических исследовательниц вопроса Ольга Басий, «в связи с распространением неправильного понимания этого обряда». К сожалению, неизвестно, какие изменения произошли в понимании этого обряда, за исключением прекратившегося участия в нём местных католиков.
С этого момента и до XX века Благодатный огонь для Римской Церкви как бы перестал существовать, широкой общественности в этот период ничего о нём не было известно.
Архимандрит Троице-Сергиевой лавры, девять раз присутствовавший при нисхождении Благодатного огня, с сожалением отмечает: «Католики занимают нейтральную позицию: опровергать факт нисхождения Благодатного огня бессмысленно, невозможно, лучше молчать. И они умышленно замалчивают существование этого чуда, поскольку ничего другого им не остаётся. То же было и в апостольские времена: апостолам ведь запретили говорить об имени Иисуса. Доказать ложность Его учения было невозможно, можно было только запретить произносить Его имя».
Паломник Лев Тихонов пишет: «Я в Иерусалиме от местных православных жителей слышал, что католики – единственная из “апостольских” церквей. которая игнорирует схождение Благодатного огня и считает всё происходящее “фокусами восточных схизматиков”. Косвенное подтверждение этому – прочитанный мною англоязычный францисканский путеводитель по Святой Земле, описывающий все археологические находки, все святыни и все обычаи вплоть до патриаршего крестного хода из Вифании в Неделю ваий. Точно так же в книжной лавке учёных-францисканцев, где он мною был куплен, обшаренной мною довольно капитально, ни в одном издании не упоминалось схождение Благодатного огня».
Тем не менее бывавшие в Иерусалиме католики узнавали о происходящем.
Известный путешественник по святым местам XIX в. А.С.Норов повествует: «Я очень желал сойтись с латинскими монахами дружественно. Беседуя однажды с ними в душевном прискорбии о распрях, разделяющих христианские Церкви в Иерусалиме, я слышал жалобы от их настоятеля на греков: он упрекал их, между прочим, за Святой огонь; он прибавил, что говорит мне о том как европейцу. Я отвечал, что если он принимает это за обряд, то и в таком случае обряд этот освящён столетиями, и что Римская Церковь не имеет права на такой упрёк; что мне Италия коротко знакома, что и я также отнесусь к нему как европейцу, о совершаемом обряде в Неаполе в церкви святого Ианнуария, когда хранимая в склянке кровь мученика, будучи вынесена пред народом, начинает кипеть. Тут настоятель воскликнул: “Ма quеstо е un vero mirасо1о!” (это настоящее чудо!) и не внимал никаким возражениям. “Если это так, – сказал я ему, – то позвольте мне более верить чуду, совершающемуся на Гробе Самого Спасителя”».
Любопытно отметить, что совсем иные чувства вызвало описываемое чудо у одного из непосредственных его свидетелей. Французская православная паломница Варвара Брюн де-Сент Ипполит (XIX в.) пишет:
«На (разноплемённых паломников, ожидающих схождения Благодатного огня. – Ред.) смотрели с любопытством католические монахи и иезуиты, между которыми находился и наш русский князь Гагарин, 18 лет тому назад перешедший в Латинскую Церковь.
В ожидании знамения с неба всё смолкает, но не надолго. Вот опять беспокойство – кричат, мечутся, молятся, волнуются. Наша миссия была на кафедре над царскими вратами; мне видно было благоговейное ожидание преосвященнаго Кирилла. Взглянула я также на стоявшего в толпе князя Гагарина. Лицо его мне хорошо было видно: оно выражало грусть; Гагарин пристально всматривался в Кувуклию.
Вдруг из бокового отверстия показывается пук зажжённых свечей. Вверху Кувуклии всё зажигается: лампады, люстры. Все кричат, радуются, крестятся, плачут от радости; сотни, тысячи свечей передают Свет одна другой. Суета. Арабы опаляют себе бороды, арабки подносят Огонь к обнажённой шее. В этой тесноте Огонь пронизывает толпы; но не было примера, чтобы в подобном случае произошёл пожар. Общего восторга описать нельзя, изобразить картину невозможно: это чудо неизобразимое. Все плакали от радости. Я нечаянно взглянула на князя Гагарина – вижу: у него градом текут слёзы и радостью сияет лицо. Как с этим выражением в одном и том же человеке соединить его вчерашнюю проповедь на Голгофе, которую он произнёс на французском языке и заключил так: “Теперь остаётся пожелать одного – чтобы мы все сделались католиками и покорились Папе”».
Тем не менее на протяжении ХII-ХХ вв. католики всё же присутствовали на литании Святого огня, однако их функция сводилась к контролю за православными. Ещё в начале XX века, во времена Британского мандата, они вместе с армяно-григорианами обыскивали Кувуклию и Патриарха. Очевидец свидетельствовал: «Ещё в отдалённом прошлом тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков, доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника Патриарха. »
Иногда неприязнь распространялась и на обычных верующих. Так, один из русских паломников XIX в. писал: «Беды можно было ожидать от арабов католического исповедания, которыми внушено неверие в благодать Небеснаго огня. Католическое духовенство всегда старается подстрекать их против православных, и редкое торжество проходит без бунта чрез католиков арабов».
Православные же упрекали представителей католицизма в том, что они являются единственной из представленных в Иерусалиме христианских конфессий, не признающей чудо Благодатного огня. «В храме много мусульман. Они верят, что Священный огонь приходит с Неба, и только католики отказываются признать это».
Но всё же почтительное отношение к Благодатному огню представителей Римской Церкви, служивших в храме Гроба Господня, сохранялось и в это время. До наших дней Огонь, сошедший в Великую субботу, бережно сохраняется и все лампады в храме Гроба Господня зажигаются только от него. Это правило соблюдается и католиками. А ещё в начале XX века латинский клир, владеющий частью храма, со смирением принимал Благодатный огонь от православного Патриарха. Так, архимандрит Савва Ахиллеос, многократный очевидец схождения, писал: «Когда совершается служба Благодатного огня в Великую субботу, на ней присутствуют все иноверцы: армяне, католики, копты, сирийцы. Иноверцы с большим смирением в этот день подходят к Главе Православной Церкви. Они признают его, как представителя истинной православной веры и как Главу Иерусалимской Церкви, первым епископом и основателем которой был св. Иаков, брат Божий. Дух покорности выражается на их лицах. Они смиренно воздают Патриарху дань уважения и чести. Только при таких условиях они получают Благодатный огонь из рук Патриарха».
Начиная с XX века и особенно последних его десятилетий информатизация общества значительно изменила ситуацию – многие рядовые католики узнали о Благодатном огне из первых уст, для консервативной католической прессы труднее стало обходить стороной события, происходящие в храме Гроба Господня в Великую субботу. При этом отсутствие или, точнее, двойственность официальной позиции папства в этом вопросе обуславливает исключительную широту мнений представителей католицизма. В тех случаях, когда порядочность общественных деятелей Римской Церкви и осведомлённость аудитории оставляют желать лучшего, можно услышать откровенную клевету. В одной из радиопередач католического радиоканала «София» (6.01.1997) обновленческий игумен Иннокентий (Павлов) объявил чудо Благодатного огня «каким-то благочестивым сказанием о каком-то там схождении». Практикующий на радиоканале заштатный игумен, без всякого сомнения, прекрасно знает об этом ежегодно совершающемся чуде (о. игумен – известный эрудит и «блестящий знаток церковной истории»), но, несмотря на это, лжёт в угоду мировому экуменическому сообществу.
Католическая публицистка Ольга Басий в статье «Ещё раз о Благодатном огне» попыталась представить чудо как обычный церковный обряд, проводимый «как на Западе, так и на Востоке». Между тем она была вынуждена обмолвиться о чудесной стороне «обряда»: «Распространялись народные поверия о том, что огонь самовозгорается из скалы или снисходит с неба». Для нас удивительно даже не то, что «народное поверие» многократно зафиксировано на видеоплёнку, а то, что к разряду обольстившихся и обманутых «поверием» г-жа Басий, похоже, должна отнести и Папу Урбана II, произнёсшего публично перед участниками крестового похода: «Поистине, в этом храме (Гроба Господня) опочивает Бог: в этом храме Он за нас умер и был погребён. Доселе не престает Он там являть Свои чудеса, ибо во дни Святых Страстей Своих, когда все огни погашены над Гробом Его и во храме, внезапно погашенные лампады возгораются. Чьё сердце, сколько бы оно ни было окаменелым, не смягчится таким явлением?» Видимо, спустя тысячелетие Папа получил ответ на свой вопрос.
Несмотря на вышеприведённую критику, многие представители Римско-Католической Церкви признают Благодатный огонь как чудо, исходящее от Бога.
Так, популярный католический интернет-журнал предваряет одно из них словами: «Католик Эксчендж обычно не уделяет значительного внимания сообщениям “о чудесах и знамениях”. Но нижеприведённый случай, описание которого было опубликовано на прошлую Пасху рядом католических печатных изданий, оказался столь удивительным и правдоподобным, что поразил нас, и мы просто обязаны поделиться этим рассказом с вами. »
Нельзя без уважения упомянуть о католическом исследователе Нильсе Хвидте, регулярно рассказывающем о Благодатном огне на страницах прессы Римской Церкви. В своей книге «Чудеса, происходящие между небом и землёй» он сожалеет: «. почему чудо Благодатного огня плохо известно западным католикам?» – и уверяет сомневающихся: «Лучшим аргументом против заявлений о мошенничестве. являются тысячи свидетельств паломников, которые на протяжении веков описывали голубые молнии, которые они видели за пределами Кувуклии, свечи, загорающиеся сами по себе прямо перед их глазами без какой-либо причины».
Часто представители Римской Церкви замечают: верить или не верить в конкретное чудо – дело личное, которое спасению помешать не может. «Согласитесь, даже злобные католики с их инквизиторскими казарменными замашками не могут считать человека лишённым шансов на спасение только потому, что он не верит в очередную плачущую статую Мадонны из гипса или в мироточение из ксерокопии» (Сысоев Павел Юрьевич, католик).
Наконец, говорится, что одно только чудо не может быть основой христианства и доказательством его истинности.
Однако, понимая, что истинные чудеса не могут быть основанием веры, мы вправе задуматься, почему и зачем Господь ниспосылает их нам, о чём они свидетельствуют и что значат, особенно если к таким размышлениям располагают обстоятельства их явления. Ведь сами апостолы называли истинные чудеса и знамения засвидетельствованием от Бога (Деян. 2, 22; Евр. 2, 4). В ином случае мы рискуем уподобиться тем, о ком евангелисты написали: «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него» (Ин. 12, 37), «ибо не вразумились [чудом]. потому что сердце их было окаменено» (Мк. 6, 52).
Почему благодатный огонь сходит только на православную Пасху
В преддверии одного из главных христианских праздников Воскресения Христова в Иерусалим съезжаются люди со всего света, чтобы посмотреть, как сходит благодатный пасхальный огонь. В этот день, в Великую субботу перед Пасхой по православному календарю, паломники жаждут воочию увидеть чудо Господне, умыться священным пламенем и получить благословение Божье.
А много ли Вы знаете о Пасхе? Пройди тест ПРЯМО СЕЙЧАС ⚓
Святой огонь и его история
Благодатный огонь — самовозгорающееся пламя на Гробу Господнем, которое затем выносят к людям священники, а патриарх зажигает им лампады и свечи, символизируя тем самым чудо воскрешения Иисуса Христа и его выхода из могилы. Огонь, или Свет (как называют его участники церемонии по аналогии со Светом Истинным — воскресшим Спасителем), появляется в процессе проведения особого ритуала, приуроченного к празднованию Пасхи.
Иерусалим славится тем, что в нём каждый год на протяжении почти двух тысячелетий сходит благодатный огонь. Это происходит в Храме Гроба Господня — величественном сооружении, построенном ещё в IV веке над местом распятия и погребения Иисуса Христа. В настоящее время он отреставрирован и приспособлен под нужды современных конфессий и пышной церемонии схождения святого пламени.
Письменные свидетельства о самовоспламеняющемся огне соответствуют времени возведения храма — IV веку, но в них упомянуты и схождения, произошедшие гораздо раньше. По преданию первыми увидели чудесный свет Апостолы Христа вскоре после его воскрешения. Следующими людьми, которым явился благодатный огонь, были святой монах и православный патриарх, случилось это в I и II веках.
Регулярный характер Господне знамение приняло после постройки Кувуклии (часовни, расположенной над пещерой, где был захоронен Иисус) и проведения специального таинства, способствующего схождению огня.
Церемония, предшествующая чуду, и его явление
Литания (церемония, посвященная схождению пламени) начинается за сутки до Пасхи. Самые важные моменты контролируются полицией и представителями других конфессий. Это делается для исключения зажжения огня вручную.
Явление огня видят не только те, кто находится внутри Кувуклии. Стоящие в разных углах храма тоже могут наблюдать за приближением чуда. Ведь за некоторое время до этого воздух начинает искриться и озаряться светом небольших молний, не наносящих вред людям.
Сошедший огонь сразу после своего появления не обжигает, и им можно даже успеть умыться до того, как он приобретет свои обычные свойства.
Причины явления чуда только православным христианам
У многих людей, а особенно представителей других религиозных течений, возникает вопрос, почему же пламя сходит именно на православную Пасху. Особый интерес к этому возник после задокументированных случаев, когда православных выгоняли из храма и не давали провести Литанию или же вводили ограничения в процесс церемонии. В результате таких действий огонь либо не сходил до вмешательства истинно верующих, либо появлялся не в своем привычном месте, а там, где молился православный Патриарх со священниками и прихожанами.
Версии в пользу православия.
- Свет сходит православным, потому что православие расшифровывается как «право» и «слава», то есть правильное прославление Бога, правильная вера, за что Он и награждает христиан.
- Лишь старый юлианский календарь, по которому молятся и отмечают Пасху православные христиане, является верным, что сказывается на времени схода огня.
- Только Патриарх и священники знают последовательность проведения Литании. Лишь они настолько верят в Господа, что являются достойными того, чтобы явилось чудо.
Однако феномен схождения огня интересует и скептически настроенных людей, сделавших свои выводы о том, почему пламя могут получить лишь православные священники. Они полагают, что всё объясняется довольно просто: лишь эта церковь считает нужным идти на фальсификации чудесных знамений ради собственной выгоды и получения еще большего количества последователей.
У её представителей множество возможностей сымитировать сход огня: от простейших (пламя зажигает Патриарх в Кувуклии собственноручно) до более сложных, например, потайных лампад или выверенных технических приемов с протянутыми по храму нитями, обработанными специальным составом и подсоединёнными к ним источниками огня, выведенными за пределы храма. А Иерусалим зарабатывает на этом шоу каждый год баснословные деньги, и в интересах правительства не мешать устраивать «святые знамения» для доверчивого народа, — полагают скептики.
Несмотря на множество наблюдателей за процессом схождения огня и исследования ученых до сих пор нет единого мнения о происхождении святого пламени. Не разгадана и причина того, что огонь является лишь православным верующим. А в это время, пока идет изучение феноменального явления, верующие каждый год наблюдают чудо, свидетельствующее о силе Господа, умываются святым светом и радуются Светлому Христову Воскресению.
Благодатный огонь сходит только на православную пасху
Чудо схождения Благодатного огня, которое один раз в году в Великую Субботу происходит в храме Гроба Господня, в Кулуквии, на месте, где лежало тело Христа, каждый раз говорит лишь об одном – о величии и истинности православной церкви.
При этом событии по традиции присутствуют три группы участников – это католики и православные, причем, в Кулуквию для молитвы имеет право заходить только патриарх Иерусалимской православной церкви (сейчас это Феофил III, патриарх Иерусалима, Палестины, Сирии, Аравии, Заиорданья, Каны Галилейской и святого Сиона) или по его благословению – один из архиереев Иерусалимского патриархата; так было, например, в 1999 или 2000 годах, тогда в Кулуквию входил и принимал Благодатный Огонь Хранитель Гроба митрополит Даниил.
Сначала зажигались лампады
Первые свидетельства о чуде схождения Благодатного огня относятся в IX веку, а до этого у православных христиан Иерусалима существовал обряд возжжения «вечернего света». Но начиная с IX века о чуде появления огня говорят и латинские паломники, и православные священники, и даже арабские авторы, например, аль-Масуди.
Правда, все они свидетельствуют, что в те времена Господь сводил огонь на лампады, висевшие над входом в Кулуквию, а в самой пещере, где некогда лежало тело Христа, в этот миг никого не было: священники и прихожане молились в храме, а то и вовсе за его пределами. Известно, что лампады зажигались вплоть до XV века, о чем в 1420 году свидетельствовал русский иеродьякон Сергиевой Лавры Зосима.
Латинянам и армянам огонь не дается
Священники всех христианских церквей знают, что Огонь сходит только по молитвам православного патриарха: опыт, когда в Кулуквию допускались священники других христианских конфессий, ни к чему хорошему не привел.
Например, в 1101 году глава латинян Даймберт попытался изгнать из Святогробского храма христиан других конфессий, в том числе и православных, лишив их не только возможности молиться в храме, но и запретив им доступ к ближайшим зданиям и церквям.
В этот же год в Великую Субботу чуда схождения Благодатного Огня не произошло. Это весьма опечалило короля крестоносцев Болдуина I, и после его вмешательства православные вновь получили доступ в Гроб Господень и в Кулуквию.
Следующий подобный случай приключился в 1578 году, когда Иерусалимом владели турки. Во время смены градоначальника армянские священники, очевидно, подкупили турецкого чиновника и получили исключительное право на доступ в Кулуквию, причем, православным было запрещено даже входить в храм.
И снова Господь явил людям свою волю: огонь не сошел в Кулуквию, в которой в это время усиленно молился армянский патриарх, но сошел на одну из внешних колонн храма, у которой вместе с верующими молился иерусалимский патриарх – колонна в этом месте треснула, и трещину эту можно видеть и сейчас.
После такого явления латиняне и армяне были вынуждены договариваться в православными и признали, что Бог имеет волю давать Благодатный огонь только в руки служителя православной церкви. Известно, что для появления огня существует и еще одно условие – в Святогробском храме с песнями и плясками обязательно должны появится местные православные арабы, возносящие молитву к Богородице и Христу на арабском языке.
Все строго регламентировано
Все действия, предшествующие чуду, регламентированы: с утра в Кулуквии гасят все лампады и доливают в них масло, затем её трижды проверяют, в том числе и израильские полицейские, которые не заинтересованы в чуде, двери Кулуквии запечатывают воском, на котором 40 дней служилась Литургия, затем идет возглавляемый патриархом крестный ход.
Ровно в 12 часов печати с Кулуквии снимают, и патриарх с пучками свечей (в каждом пучке по 33 свечи – по количеству земных лет Спасителя) входит в Кулуквию, где по его молитвам на обнаженном Гробе возгорается Благодатный огонь.
В это время все пространство храма озаряется голубыми и белыми молниями, и часто бывает так, что свечи зажигаются не только в Кулуквии, но и у некоторых прихожан, от всполохов зажигаются и лампады. Патриарх передает возгоревшиеся свечи православным, армянам и католикам, и огонь быстро распространяется по храму. Свидетели его схождения умываются им, так как в первые минуты он не обжигает.
Чудеса продолжаются
Однако это еще не все чудеса, которые происходят в храме Гроба Господнего в Великую Субботу. В книге РПЦ «Чудеса истинные и ложные» молящиеся сообщают о появлении возле Кулуквии светящихся шаров, наподобие шаровых молний, которые двигаясь, пробираются через толпы людей, не обжигая их, но зажигая по пути лампады и свечи.
Другие видят над Кулуквией облака, из которых исходят молнии, иногда молящиеся слышат трехкратные раскаты грома, например, наш современник, священник из Новгорода архимандрит Илларион рассказывает, как при ясном небе в Великую Субботу над Святогробским храмом звучали раскаты грома в течение трех часов. Монахи и священники уверяют, что загоревшиеся от Благодатного огня клобуки и другие предметы одежды никогда не повреждаются.
Свидетельство очевидца
Несмотря на мнение отдельных людей о том, что Благодатный огонь – это обман, тысячи верующих каждый год убеждаются в его истинности и божественной природе. В 2002 году в Афинах вышла книга «Я видел Благодатный огонь», в которой отец Митрофан Папаиоанну, который служил хранителем Гроба больше полувека, рассказывал, как в юности, сомневаясь в чуде, осмелился спрятаться на крыше Кулуквии, чтобы увидеть миг схождения огня на свечи.
Перед этим он долго просил Бога о милости и об укреплении веры, и Бог попустил ему видеть чудо. По словам Митрофана, он видел, как патриарх, склонив колена, стал молиться над Гробом, как Кулуквия осветилась ослепительно-белым сиянием, над головой первоиерарха Иерусалимской православной церкви воссиял нимб, и когда патриарх поднял четыре пучка свече до уровня плеч, они зажглись сами.
После Митрофану пришлось исповедываться патриарху, который был немало удивлен рассказом, так как сам он не видел ни света, ни сияния.
Благодатный огонь и Пасха
Стоимость благодатного огня
Заинтересовали меня некоторые пасхальные моменты, о которых не принято говорить. Итак,
1. Чудо или нет.
«В 2001 году митрополит Корнилий в своем интервью греческому телеканалу заявил, что генезис Благодатного огня совершенно обычный. Он сказал, что огонь просто зажигается в лампаде и освящается молитвой — так же, как это происходит с водой.»
Интересна по этому поводу статья Кураева https://diak-kuraev.livejournal.com/2410680.html .
2. Деньги на чуде.
Во все концы русской земли и не только благодатный огонь будет доставлен . самолетами ( https://diak-kuraev.livejournal.com/2408910.html ).
Сколько же это стоит, и можно ли христианам поклонятся огню. Или это очередной бизнес РПЦ?
А здесь ссылка на интервью скрытой камерой https://diak-kuraev.livejournal.com/2409401.html .
А может в Нотр-Дам-де-Пари сошел благодатный огонь?
Священник имея доступ, снял изнутри схождение Благодатного Огня
Видео о схождении Благодатного огня. При всем уважении к православию и той положительной роли, которую она сыграла в истории многих государств, есть вопрос, которым многие задаются: действительно ли сходит Благодатный огонь? Не зажигают ли его изнутри?
Священник, у которого есть право зайти в Храм Гроба Господня, после множества вопросов, решил записать видео. В оригинале субтитры отсутствуют, их добавил один из Youtube блогеров.
Около 1700 лет назад Благодатный огонь спускался и связанно это со святым Григорием Просветителем. Именно по его молитве и сошел Благодатный огонь.
После длительного обсуждения вопроса о Благодатном огне, архимандрит Гевонд решил молча записать видео, чтобы расставить все точки над «i».
Схождение Благодатного огня
В Великую субботу, в канун православной Пасхи миллионы людей по всему миру становятся свидетелями чуда: в храме Гроба Господня в Иерусалиме сходит Благодатный огонь.
Благодатный огонь из Иерусалима
Чудо Благодатного Огня: История, гипотезы, факты
Схождение Благодатного Огня года остается необъяснимой тайной, христиане верят в его чудесное, божественное происхождение. Причем, согласно историческим свидетельствам, огонь появляется в Кувуклии, — внутренней часовне иерусалимского храма Гроба Господня — только по молитве православного патриарха.
На протяжении без малого двух тысяч лет Православные Христиане и представители других христианских деноминаций встречают свой величайший праздник — Воскресение Христово (Пасху) в храме Гроба Господнего (Воскресения) в Иерусалиме. В этой величайшей для христиан святыне, находится Гроб, где был погребен, а затем воскрес Христос; Святые Места, где Спаситель был осужден и казнен за наших грехи.
«Накануне в храме уже все свечи, лампады, паникадила были потушены. Еще в неотдаленном прошлом (в начале XX в. — прим. ред.) тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника Патриарха. «
Каждый раз все, кто находятся внутри и поблизости с Храмом на Пасху становятся свидетелями схождения Благодатного Огня (Света).
Благодатный Огонь является в храме уже не первое тысячелетие. Самые ранние упоминания о схождении Благодатного Огня в канун Воскресения Христова встречаются у Григория Нисского, Евсевия и Сильвии Аквитанской и датируются IV веком. В них есть описание и более ранних схождений.
Литания (церковная церемония) Святого Огня начинается приблизительно за сутки до начала Православной Пасхи, которая, как известно, празднуется в иной день чем у других христиан.
В Храме Гроба Господня начинают собираться паломники, желающие своими глазами увидеть схождение Благодатного Огня. Среди присутствующих всегда много инославных христиан, мусульман, атеистов, за церемонией следит еврейская полиция. В самом храме вмещается до 10 тысяч человек, вся площадь перед ним и анфилады окрестных сооружений также оказываются заполнены народом — количество желающих гораздо больше возможностей храма, поэтому паломникам бывает нелегко.
Перед схождением храм начинают озарять яркие вспышками Благодатного Света, тут и там проскакивают маленькие молнии. При замедленной съемке хорошо видно, что они исходят из разных мест храма — от иконы, висящей над Кувуклией, от купола Храма, от окон и из других мест, и заливают все вокруг ярким светом. Кроме того, то тут, то там, между колоннами и стенами храма мелькают вполне видимые молнии, которые часто проходят без всякого вреда через стоящих людей.
Мгновение спустя весь храм оказывается опоясанным молниями и бликами, которые змеятся по его стенам и колоннам вниз, как бы стекают к подножию храма и растекаются по площади среди паломников. Одновременно с этим у стоящих в храме и на площади загораются свечи.
Рядом с кувуклией возник светящийся столп, снизу слева видна появившаяся в воздухе цепочка огней сами зажигаются лампады находящиеся по бокам Кувуклии загораются сами (за исключением 13 католических), как и некоторые другие в пределах храма. «И вдруг капля падает на лицо, а затем в толпе раздается крик восторга и потрясения.
Первое время — 3-10 минут, загоревшийся Огонь обладает удивительными свойствами — совершенно не жжет, независимо от какой свечи и где он будет зажжен. Можно видеть, как прихожане буквально умываются этим Огнем — водят им по лицу, по рукам, черпают пригоршнями, и он не наносит никакого вреда, поначалу не опаляет даже волосы.
Случаются и более редкие чудеса. Съемка на одной из видеопленок свидетельствует о происходящих исцелениях. Визуально камера демонстрирует два таких случая, — у человека с изуродованным гниющим цхом рана, смазанная Огнем, прямо на глазах затягивается и ухо принимает нормальный внешний вида, а также показан случай прозрения слепого (по внешним наблюдениям у человека были бельма на обоих глазах до «умывания» Огнем).
В 1579 г. Владельцами Храма Господня являются одновременно представители нескольких Христианских Церквей. Священникам армянской церкви, вопреки традиции, удалось подкупить султана Мурата Правдивого и местное градоначальство, чтобы те позволили им единолично праздновать Пасху и принимать Благодатный Огонь.
Колонна из которой изошел Благодатный Огонь, стоит до сих пор, как напоминание о воле Божией. По призыву армянского духовенства, со всего Ближнего Востока в Иерусалим приехало множество их единоверцев, дабы одним отметить Пасху. Православные вместе с Патриархом Софронием IV были удалены не только от кувуклии, но и вообще из Храма.
Там, у входа в святыню, они и остались молиться о схождении Огня, скорбя об отлучении от Благодати. Армянский Патриарх молился около суток, однако, несмотря на его молитвенные усилия, никакого чуда не последовало. В один момент с неба ударил луч, как это обычно бывает при снизшествии Огня, и попал точно в колонну у входа, рядом с которой находился Православный патриарх. Из нее во все стороны брызнули огненные всплески и зажглась свеча у Православного Патриарха, который передал единоверцам Благодатный Огонь.
Это был единственный случай в истории, когда схождение произошло за пределами Храма, фактически по молитвам Православного, а не армянского первосвященника.
Когда происходит схождение Благодатного огня на Пасху?
Праздник Пасхи отмечается последователями разных религий. Его название происходит от древнееврейского слова «Песах», которое означает «избавление», «исход», «пощада». Ветхозаветная Пасха отмечалась в память об освобождении евреев из египетского плена, хотя обычай ее празднования появился намного раньше.
У христиан же этот праздник приобрел иное значение – «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Эта главная дата в православном церковном календаре, недаром Пасху называют «праздником праздников и торжеством из торжеств».
Одна из традиций этого дня – схождение огня, который называют Благодатным. Он символизирует свет Божий, который просвещает все народы после Воскресения Христа.
На какую Пасху сходит Благодатный огонь в 2020 году?
Каждый год этот огонь зажигается на богослужении, совершаемом в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Эта церковь была построена в IV веке императором Константином и его матерью Еленой над местом распятия и погребения Иисуса Христа.
Здесь действуют несколько храмов и приделов, принадлежащих разным христианским конфессиям. В их числе – Алтарь, который принадлежит католическому ордену св. Франциска; храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии», относящийся к Армянской апостольской церкви; могила св. Иосифа Аримафейского – Эфиопской (Коптской) церкви.
Однако главные святыни – Голгофа, Кувуклия, Кафопикон (соборный Храм) – принадлежат Иерусалимской православной церкви. Сюда стекаются тысячи паломников, чтобы своими глазами увидеть чудо Господне.
На какую Пасху сходит Благодатный огонь в Иерусалиме? Это происходит во время празднования этой даты православными верующими, которая в 2020 году приходится на 19 апреля.
Церковную службу, которая начинается за сутки до праздника, проводят иерусалимский патриарх, армянское, коптское и сирийское православное духовенство. Верующие молятся, и через некоторое время внутри Кувуклии (часовни, расположенной над пещерой, где был похоронен Иисус) появляется свет, затем в храме раздается колокольный звон.
После схождения огня верующих охватывает ликование. Люди держат в руках пучки из тридцати трех свечей – по числу лет земной жизни Спасителя – и передают огонь друг другу, зажигая от свечей.
Богослужение транслируется в прямом эфире во многих странах, в том числе в России. Затем на самолетах огонь доставляют в Россию, Украину, Молдавию, Сербию, Грецию и другие государства.
Благодатный огонь встречают церковные деятели и государственные лидеры. После прибытия из Иерусалима его торжественно разносят по православным храмам в крупных городах. Лампады, которые зажигают от этого огня, верующие несут домой.
В каком году впервые сошел Благодатный огонь на Пасху?
Первые сообщения о появлении чудесного огня в Храме Гроба Господня относятся к IV веку, однако существуют и более ранние свидетельства. Так, согласно преданию, первыми увидели здесь чудесный свет апостолы Христа вскоре после того, как Он воскрес.
В I и II веках свидетелями появления благодатного огня были святой монах и православный патриарх. После возведения Кувуклии и проведения специального таинства это чудесное событие происходит постоянно.
Сходит ли Благодатный огонь на католическую Пасху?
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к истории. В прежние времена, до изгнания в 1187 году из Иерусалима крестоносцев, католические священники принимали «участие в церемонии схождения Благодатного огня и одновременно с православными вели в храме свою службу».
Подобный обряд по сей день существует в Римско-католической церкви. В католических храмах перед началом богослужений на пасхальной неделе зажигают пасхальную свечу – Пасхал, от которой затем зажигают свечи верующие.
В Германии разводят пасхальные костры для символического сожжения Иуды. Подобный костер также является символом огня, у которого грелся апостол Петр, поэтому возле него могут греться все желающие.
И все же Благодатный огонь на католическую Пасху не сходит, а Римско-католическая церковь не признает его явление чудом (хотя и не отрицает этого).
Папа Григорий IX выступил против признания этого явления сверхъестественным еще в 1238 году, через полвека после того, как католикам был запрещен доступ в Иерусалимский храм. К этому времени разделение Западной и Восточной церкви сложилось окончательно.
Что касается православных верующих, то они постоянно несли службу в Кувуклии; продолжается эта традиция и сегодня. Представители православных церквей (русской, украинской, армянской, греческой и ряда других) признают чудодейственный характер этого явления.
Возможно, в этом и заключается причина того, почему Благодатный огонь сходит только на православную Пасху. Бывали случаи, когда православных верующих изгоняли из этого храма или ограничивали проведение ими церемонии.
В результате огонь либо не сходил до вмешательства верующих, либо появлялся не там, где ранее, а на месте, где возносил молитвы православный Патриарх со священниками и прихожанами.
Другой причиной можно назвать убеждение этих верующих в правильности юлианского календаря. В православной церкви Пасха всегда отмечается после иудейской пасхи, так как Иисус Христос воскрес в первое воскресенье после нее.
Папа Григорий XIII ввел в 1583 году в Римско-католической церкви новую Пасхалию (григорианскую), в результате чего изменился весь календарь. В соответствии с ним Пасха отмечается в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия, иногда в один день с еврейской или даже раньше.
Когда и во сколько сойдет Благодатный огонь в 2020 году?
Документального подтверждения, откуда и как сходит Благодатный огонь, не существует. Разгадать этот феномен ученые до сих пор не могут, однако верующие каждый год наблюдают чудо, свидетельствующее о силе и милости Господа.
Многие паломники, посещающие храм в Иерусалиме, свидетельствуют о происходящих здесь чудесных явлениях: самовозгорании свечей, вспышках, молниях и др. Подобные рассказы передаются из уст в уста на протяжении столетий.
Схождение Благодатного огня происходит накануне Пасхи, в Великую субботу. В 2020 году это случится 18 апреля, по московскому времени примерно с 13.15 до 15.00 часов. Трансляцию этого события можно будет увидеть на телеканалах.