0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архимандрит василий паскье

Игумен Василий Паскье: Француз и его бабушки

В Алатыре есть то настоящее, чего не найдешь в Москве. Так считает местный священник игумен ВАСИЛИЙ (Паскье), и, наверное, он больше, чем кто-либо другой, имеет право на такое смелое заявление. Он француз по национальности, но уже четырнадцать лет живет в Чувашии и провинцию со всеми ее проблемами изучил хорошо. С жизнью алатырского прихода, его необычным настоятелем и его прихожанами познакомилась корреспондент журнала Анна ПАЛЬЧЕВА.

Виктория тети Зины

Зинаида (тетя Зина) уже двенадцать лет как на пенсии. Ушла рано, в пятьдесят лет, так как работала на вредном производстве: заливала реле смолой на релейном заводе. А дома оказалось скучно: родственники заходили редко, подружки тоже. Одна была отдушина — дача. На огороде тетя Зина выращивала огурцы, лук, викторию (так здесь называют садовую клубнику) и т.д. Ходила в лес, потом закручивала банки с грибами, варила земляничное варенье. Получалось так много, что подруга посоветовала: «У нас новую церковь восстанавливают, там мужики работают, их кормить надо. Ты б поделилась своими запасами-то». Тетя Зина поделилась раз, другой и — осталась работать на приходской кухне. «Когда я сюда пришла первый раз, — говорит она, — здесь было как после бомбежки: стены все оббитые, пола нет, ямы. Строительные леса стоят».

А потом ей поручили ответственное задание — ходить по городу с кружкой и собирать деньги на храм. В один базарный день удавалось собирать по тысяче рублей. «Люди разные бывают. Иной раз подходят: «Че стоишь? Батюшке на новый “Мерседес” собирашь?»

Монахиня Ангелина была пострижена в Свято-Троицком мужском монастыре, а затем стала насельницей одного из женских монастырей Твери. Вскоре у нее заболели колени, и ее отправили обратно в Алатырь к родным. Но о. Василий пригласил ее к себе на приход. Теперь она живет при церкви, читает Псалтирь. Десять лет назад мать Ангелина работала в малярной бригаде. И вот они с подружками решили «подхалтурить» в монастыре (его как раз начали восстанавливать). Постепенно стали воцерковляться и потом, когда с одной из подружек решили искать себе духовника, присмотрели о. Василия: этот нам, мол, по зубам. Он по-русски, наверное, не особо понимает, будет позволять нам грешить… В итоге, по ее собственным словам, «осталась без зубов» — и в прямом, и в переносном смысле.

Приходская жизнь в больничном храме в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы в Алатыре началась, как это обычно бывает, с восстановления церкви. То есть приход образовался еще до того, как церковь открылась. Каждое воскресенье здесь — в небольшой комнатке при входе в храм — служили молебен Иверскому образу. Весть о том, что в центре города восстанавливается церковь, быстро облетела окрестности. С первого же дня на молебны стали приходить по двадцать-тридцать человек. Тут же совершались первые крещения.

О. Василий рассказывает: «Лет десять назад, когда я приехал в Алатырь, я заметил это здание. Посмотрел и подумал: наверное, бывший храм. Навел справки — так оно и оказалось.

А как-то венчались люди из правительства Чебоксар. У меня тогда не было храма, я совершил таинство в чужом храме. После этого пригласили на обед. Там министры, руководители администрации. Я взял слово, говорю: ”На территории больницы есть Иверский храм, нужно его вернуть Церкви“. Министр тут же спросил у главы администрации, возможно ли это. ”Конечно, можно!” За пять минут вопрос решили…

Известно, что образ Иверской Божией Матери покровительствует иностранцам. В 1994 году я приехал в Псково-Печерский монастырь. А там иконописец о. Олимпий как раз дописывал Иверскую икону. Я попросил о. Олимпия дать ее мне. И эта икона была везде со мной — в Москве, в Чебоксарах, в мужском монастыре и т.д. И когда мы открыли этот храм, я понял, что здесь место для этой иконы. Она теперь висит в алтаре.

Два года назад, когда мы начали восстанавливать храм, у нас не было никаких денег. Но мы начали, молились, и Господь послал нам именно то, что надо».

Руфь

Костяк прихода образовался примерно десять лет назад, когда о. Василий поселился здесь в мужском монастыре и у него появились первые духовные чада. Интересно, что почти все помнят дату, когда впервые пришли к нему. Другие прихожане появились после того, как начали восстанавливать Иверскую церковь.
Однажды приехали две семьи из Ульяновска (это 200 км от Алатыря). Они хотели стать духовными чадами наместника Свято-Троицкого монастыря отца ИЕРОНИМА, но он их к себе не взял. Идите, говорит, к отцу Василию. Тот их принял. И когда началось восстановление Иверского прихода, ульяновцы позвали своих друзей, знакомых — всего человек пятнадцать мужчин. С тех пор они приезжают каждые выходные. А в будни работают у себя на заводе.

Игумен Василий продолжает: «Мы специально никого не искали. С радостью принимали тех, кого Господь посылал. Бабушки — те сами завелись, как грибки. Если дождик поливает, погода становится теплее, они растут. Бабушки — это фундамент прихода, они всегда были и будут. И не надо думать, что бабушки немощные. У нас весь храм оштукатурили бабушки — одной шестьдесят три, а другой семьдесят три года.

Икон в иконостасе у нас пока мало, может, появятся, если найдем благодетеля. Но если хороший приход, то каждый прихожанин тогда — это икона. И поэтому если будет живой приход, то и иконостас будет сам собой».

«Церковь — это мужское дело»

Полгода назад появился нынешний плотник и завхоз храма Сергей. Он долгое время работал в «диких бригадах» — ездил по стране, строил дома. Потом все это надоело, Сергей обнаружил, что у него нет дома: семью он не видит, не знает даже, что у них тут в Алатыре происходит. Оказалось, одна из его двух дочерей поет на клиросе у о. Василия. От нее Сергей узнал, что в храме есть работа для плотника: «Так получается, что я стал чадом о.Василия. Он мне предложил работу завхоза.

У меня пока нет другой работы в Алатыре, я согласился. Но того, что мне платят в храме, не хватает. У нас с женой и двумя дочерьми две комнаты в общежитии, еще есть собака и кошка. Мне повезло, что мои домашние такие неприхотливые, ничего от меня не требуют. Иначе бы мы не справились».
Игумен Василий: «Старосты сейчас на приходе нет. У меня был на приходе человек, у которого сын умер от наркотиков, сам он начал пить. Я ему предложил помочь мне на приходе — стать старостой. Но этот шаг оказался моей большой ошибкой.

Я потерял возможность управлять, вести приход куда надо. Священник должен иметь возможность сам формировать приход, рождать его, воспитывать людей. Опять же храм построить — чтобы все было со вкусом и по-православному.

Я всегда радуюсь, когда приходит побольше мужчин. Для местных жителей церковь — это женское дело. Но я стараюсь переубеждать их, доказывать, что церковь — это мужское дело. Иногда приходится к ним и с шуткой: что, мол, я похож на женщину, что ли? А потом, когда уже есть несколько человек мужчин, создается мужская атмосфера, и мужчины приходят один за другим — вроде чем я хуже? Так же и со спонсорами — сложнее всего найти первого».

Настоящая русская жизнь

Богослужения в храме начались с января нынешнего года. Сейчас здесь примерно тридцать пять постоянных прихожан, по выходным причащаются по сто человек. Самые верные прихожане — конечно, бабушки. Некоторые в церкви каждый день. Скрюченные, с палочками, они приходят из близлежащих домов. Храм, где служит о. Василий, удобно расположен — в центре Алатыря. И службы в храме начинаются в восемь утра — на час позже, чем в других церквях города.

Приход дружит с детским домом-интернатом для умственно отсталых детей — временами их приводят в церковь, ученики воскресной школы устраивают для них спектакли. О. Василий хочет организовать при храме благотворительную столовую, видеотеку, где можно было бы смотреть фильмы духовного содержания, и, если получится, богадельню. Впрочем, малоимущих прихожан кормят в трапезной уже теперь. В Алатыре достаточно много бездомных. О том, что на Иверском приходе можно поесть, быстро стало известно. Конечно, встречаются и такие люди, которые, по выражению о. Василия, «обнаглевают»: профессиональные бомжи, ленивые. А иные приходят, и первое, о чем спрашивают, — чем здесь можно помочь? Для таких и существует трапезная.

Среди местной молодежи много наркоманов. Еще больше токсикоманов и алкоголиков: пить начинают лет с семи.

В советские времена Алатырь был крупным промышленным городом, здесь было много заводов, на одной фабрике производили пианино. Сейчас фабрика закрыта, заводы работают даже не вполсилы, а хорошо если в четверть. Вся работоспособная молодежь занята торговлей — ездят в Мо скву за товаром, потом продают в окрестных городах. На вырученные деньги покупают необходимые вещи у других перекупщиков. Старички живут за счет своих огородов.

«В Алатыре — настоящая русская жизнь. В Москве — уже не русская, — говорит о. Василий. — Возьмем бабушек в деревне — это же ужас, что они смотрят! Бабушке в фуфайке, у которой туалет на улице и моется она в бане, показывают теток, у которых жизнь прекрасна, которые только и думают, как бы сменить мужа. В моде вульгаризация. Много книг, где объясняются сложные вещи простым языком, за счет этого священные вещи теряют сакральный смысл. Икону вульгаризируй — получится просто картина. Пасху вульгаризируй — останутся одни куличи и крашеные яйца. Но в них-то нет жизни. А жизнь в другом: “Христос Воскресе!” — “Воистину Воскресе!”».

Тетя Маша — снежная лавина

Мария Никитична (тетя Маша) — личность легендарная. Это та самая шестидесятитрехлетняя бабушка, которая оштукатурила почти весь храм. Вот как рассказывает про нее тетя Зина: «Приехали ребята из Ульяновска, стали штукатурить алтарную часть. Оштукатурили немного. Потом к ним присоединилась тетя Маша — и пошла, как снежная лавина! День — и колонна, день — и колонна. Ровно так работает — уголки прямо точеные!» Сама тетя Маша о себе отзывается куда более скромно: «На добрые дела надо бегом бежать. А если просят — это уже не помощь. Это хорошо, что они меня вытерпели. У меня характер тяжелый. Но если уж меня вытерпели — значит, спасутся. Но мне все помогали, один не справишься, какой бы ни был специалист. Господь поможет — сил хватит. А батюшка как работает?! Всегда рядом с нами, бывает, мужчин совсем нет, а он нам помогает… В воскресную школу не хожу: много буду знать — много спросят».

«Чтобы Христос стал дыханием»

Снова беседуем с о. Василием: «Батюшка — это ведь отец. А отец рождает людей. Поэтому он должен быть инициатором общины. Надо идти на контакт. Идти туда, где собираются люди. Батюшка должен служить народу, а не наоборот. Недаром он и называется священноСЛУЖИТЕЛЬ. Для этого нужно изучить язык, психологию народа. Надо каждого слушать, любую бабушку. Никаких особых умений не надо — просто понимать нужно и слушать. А потом и прихожанин начнет батюшку слушать. Но я не хочу, чтобы люди становились прихожанами. Я стремлюсь, чтобы они стали верующими, чтобы они обрели Христа. Чтобы, как св. Иоанн Кронштадтский, могли размышлять на тему “Моя жизнь во Христе”. Чтобы Христос стал их дыханием.

Священник сам должен следить за тем, чтобы вокруг него не образовывалось что-то вроде стены из самых близких прихожан. Я, например, ругаюсь, и, если кто-то из моих близких прихожан обидит бабушку, я его поставлю на поклоны. Если я встречаю кого-нибудь из нечастых прихожан на улице, говорю: “Ну, когда вы придете? Приходите!” Нужно же использовать и людское любопытство. Случилось так, что одна бабушка пришла раз, а потом ее не видно. Что случилось? Выяснилось, что ее кто-то обидел. Я говорю: “Вы что — я отдаю свою кровь для того, чтобы собрать людей, а вы их раскидываете?!”

Чтобы объединить прихожан, у нас есть трапезная. Я бы хотел, чтобы после службы устраивалось чаепитие, на которое смог бы прийти каждый, кто хочет. Но сейчас нам не позволяет место. Потому что нужно, чтобы люди ближе общались. Слава Богу, что теперь люди могут выбирать, в какой храм ходить. Ведь до революции приходы были чисто функциональными — это было место, где крестили, венчали, отпевали. Сейчас же люди ищут то место, где они смогут расти духовно».

Меня все мучил вопрос о том, как же все-таки относятся местные жители к игумену из Франции. Я слышала, что периодически с церковных ворот приходится оттирать свастики. Вот что мне ответил о. Василий: «Нет ни русских, ни французов, а есть один православный народ. Люди, которые делят людей по национальности, просто ничего не смыслят в духовной жизни».

Памяти отца Плакиды

7 января 2018 года, в Праздник Рождества Христова, отошел ко Господу известный французский подвижник и богослов, основатель двух православных монастырей во Франции, схиархимандрит Плакида (Дезей). Мы попросили поделиться своими воспоминаниями о почившем архимандрита Василия (Паскье), который неоднократно встречался с отцом Плакидой и именно под его влиянием некогда перешел из католичества в Православие.

Схиархимандрит Плакида (Дезей)

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помяни во Царствии Твоем раба Твоего Плакиду архимандрита!

В первый раз я услышал про отца Плакиду (Дезей) в 1975 году. В то время я находился в глубоком духовном поиске, искал самого себя. Я был влюблен в одноклассницу, у нас с ней были чистые целомудренные отношения. Однажды, гуляя, она издалека показала мне аббатство Бельфонтен, где ее дядя был игуменом. С тех пор моя жизнь изменилась, и в моем сердце родилось желание там побывать.

Аббатство Бельфонтен в Мэн и Луар находился примерно в 20 километрах от Тиффож, моей родной вандейской деревни.

В одно прекрасное субботнее утро я отправился в Бельфонтен. Я всегда путешествовал автостопом, но в этот раз ни одна машина не остановилась, и я дошел до монастыря к полудню. Мне посчастливилось немного побеседовать с монастырским отцом-гостинником. Он-то и рассказал мне об одном из отцов обители, который жил отшельником на юге Франции и соблюдал традиции восточного монашества. Конечно же, он говорил об отце Плакиде.

Читать еще:  Как определяется день пасхи

Но в это время зазвонил колокол, мой собеседник извинился и покинул меня. Тогда я еще не знал монастырских правил и не понял, что случилось. А в монастыре начиналось чтение шестого часа и обед. Я, непросвещенный, не знал, что делать, и решил идти обратно, тем более что путь был дальний. Однако я преодолел его пешком с такой легкостью, словно был на крыльях. Возможно, в этот день родилось мое монашеское призвание.

После окончания школы в июле 1976 года я оставил родных и родной Тиффож и отправился на юг Франции, в общину Богоявления в местечке Канток. Это община жила по восточной христианской традиции, и там я серьезно готовился к монашескому постригу. Я все больше и больше погружался в византийский обряд и раскрывал для себя восточную духовность. В то время я с большим интересом читал труды отца Плакиды: «Евангелие в пустыни», «Печь Вавилона» и книгу, ставшую моей настольной, – «Лествицу» преподобного Иоанна в переводе архимандрита Плакиды.

В 1978 году до нас дошла весть о том, что отец Плакида уехал на Афон и принял там Православие, после чего игумен Эмилиан послал его обратно во Францию открыть подворье афонского монастыря Симонопетра.

Я с радостью воспринял эту новость, и в глубине моего сердца родилась уверенность в том, что и я однажды стану православным. Некоторые сестры нашей Богоявленской общины оставили нас и присоединились к отцу Плакиде, который до принятия Православия был их духовником. Это послужило началом женской монашеской общины, которая позже стала монастырем Солан.

В 1989 году я учился каллиграфии в селе Сент-Антуан-л’Аббеи недалеко от монастыря святого Антония, где игуменом был отец Плакида. И, конечно, я ходил туда. Монастырь находился в глубоком ущелье в горах Веркор. Расположение монастыря и его устройство говорили о многолетнем пребывании игумена в монастыре траппистов (членов ордена цистерцианцев строгого посвящения). Тогда братия молилась в домовой часовне, византийского храма в монастыре еще не построили. Отец Плакида жил со своим давним другом по отшельничеству отцом Серафимом.

Общение с батюшкой укрепило меня в движении к Православию, но многие внутриобщинные обстоятельств не позволяли мне реализовать мечту.

В 1993 году, перед отъездом в Россию, у меня была еще одна возможность встретиться с отцом Плакидой в монастыре Солан, где он организовал большой женский монастырь. После встречи батюшка подвез меня на своей машине по долине реки Рон. В пути мы беседовали, и он утвердил меня в решимости ехать в Россию. Затем я по привычке продолжил свой путь автостопом.

Архимандрит Василий (Паскье) и схиархимандрит Плакида (Дезей). Август 2017 г.

Промыслом Божиим 20 августа 2017 года со своими русскими друзьями Павлом и Анной я побывал у своего младшего брата во Франции, которого не видел 20 лет. Брат живет в 250 км от монастыря св. Антония, где игуменом был архимандрит Плакида. Мы решили навестить батюшку. После Божественной литургии удалось полчаса с ним побеседовать. Отец Плакида был внимателен, интересовался положением дел в России. Он посчитал очень важным возрождение православной веры и охранение христианских ценностей в России – важным для всего мира. Однако батюшка был слаб и быстро устал. Мы взяли у него благословение и ушли.

От отца Плакиды мы уехали окрыленными, с радостью в сердце. Эта встреча до сих пор жива в наших душах. Тогда мы не знали, что видим его в последний раз.

Позавчера, 7 января 2018 года, мне сообщили, что отец Плакида перешел в мир иной, в Отчий дом.

Да упокоит Христос душу раба Своего архимандрита Плакиды со всеми святыми, где нет ни болезни, ни печали, ни скорби, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

Нас охватила печальная радость.

Отец Плакида (Дезей) с игуменией и сестрами Покровского монастыря в Солан

Схиархимандрит Плакида (Дезей) (фр. Placide Deseille) – основатель, игумен и духовник двух подворий афонского монастыря Симонопетра во Франции: мужского в честь преподобного Антония Великого и женского в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Известный патролог и богослов, переводчик святоотеческих и богослужебных текстов на французский язык. Бывший католический монах и священнослужитель.

Родился во Франции в 1926 г. в католической семье. В 1942 году в возрасте 16 лет поступил в аббатство Бельфонтен. В 1952 году рукоположен в священники этого аббатства. Во время поездок в Париж познакомился с известными русскими богословами архимандритом Киприаном (Керном) и Владимиром Лосским, впервые присутствовал на православной литургии в Свято-Сергиевском институте. Ключ к пониманию православного взгляда на Церковь и человека дали чтение «Очерка мистического богословия Восточной Церкви» Лосского и беседы с отцом Киприаном о христологии Халкидонского Собора и паламитском учении о Божественных энергиях.

Переломным событием в жизни Дезея стал Второй Ватиканский собор. Решения Собора не оставили у него, как он сам пишет об этом в мемуарах, надежды на «обновление структур и институтов Римской Церкви через возвращение к духу святоотеческого учения». В 1966 г. в поисках подлинных корней христианства и монашества он основал вместе с друзьями-монахами монастырь византийского обряда в Обазине (департамент Коррэз). В течение 10 лет они пытались жить «в богослужебной и духовной традиции Православия», продолжая оставаться при этом в лоне Римо-католической церкви.

В 1977 г. монахи монастыря решили принять Православие. На это решение повлияло их общение с известными православными старцами Паисием Святогорцем, Ефремом Катунакским и Эмилианом Симонопетрским. Переход в Православие состоялся 19 июня 1977 г.; в феврале следующего года они стали монахами афонского монастыря Симонопетра. Подвизаясь на Святой Горе, отец Плакида переводил на французский язык «Лествицу» преподобного Иоанна.

Вернувшись через некоторое время во Францию, отец Плакида основал монастырь преподобного Антония Великого в Сэн-Лоран-ан-Руайан (департамент Дром) и стал его игуменом.

Преподавал в качестве доцента патрологию в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже. Был основателем серии «Spiritualite orientale» («Восточная духовность»), выпускаемой с 1966 г. издательством аббатства Бельфонтэн. Автор и переводчик многих книг по православной духовности и монашеству, важнейшими из которых являются:

пахомиевского монашества» (1968),

«Видехом свет истинный: монашеская жизнь, ее дух и

основополагающие тексты» (1990),

духовность и “Добротолюбие”» (1997, в 2006

переведена на русский),

вавилонская: духовный путеводитель» (2001),

Василий (Паскье)

Архимандрит Василий (в миру Пьер Мари Даниэль Паскье, фр. Pierre Marie Daniel Pasquier ; 24 марта 1958, Шолэ, Мэн-эт-Луар, Франция) — архимандрит Русской православной церкви, наместник Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах, председатель комиссии по канонизации святых Чебоксарской епархии. Почётный гражданин города Алатыря (2010).

Биография

Родился 24 марта 1958 года в городе Шолэ, западной Франции в глубоко верующей католической семье и был седьмым из девяти детей.

В 1965 года поступил в начальную школу. В 1967 году потерял мать. В 1970 году поступил в общеобразовательный колледж.

Десятилетним мальчиком помогал в храме священнику во время воскресных богослужений и в свою чреду на повседневных ранних литургиях до школы, а в свободное время подрабатывал у отца в конторе в качестве курьера.

В последний год учёбы он много ходил по монастырям, посещал дома инвалидов, детские дома, чувствуя интерес к природе, занимался экологией. В 1976 году, закончив общеобразовательный колледж (со специальным уклоном биологии и природоведения), ушёл из дома для работы на ферме и поступил в сельхозтехникум города Кастельнодари, на юге Франции. В то время Пьер, через начал знакомиться с православной литературой благодаря деятельности послереволюционной русской эмиграции, жившей в то время во Франции. Его привлекло православное богословие, и у него сложилось новое мировоззрение.

В 1978 году поступил в греко-католическую общину «Богоявления» города Лиму на юге Франции, где нёс послушание помощника заведующего фермой. В 1979 году окончил сельхозтехникум, по специальности: земледелие, животноводство, экономика. В армии не служил по религиозным убеждениям. Готовился к постригу в монашество.

6 августа 1980 года принял постриг с именем Василий, в честь святителя Василия Великого, и в том же году был переведён в греко-католический монастырь «Иоанна Предтечи в Пустыне» в Иерусалиме.

Осенью 1980 года встретился с православный Патриархом Иерусалимским Венедикта, который предложил отцу Василию присоединиться к Православию. Сподобился присутствовать на погребении Патриарха Венедикта, умершего в том же году. После выборов нового Патриарха Диодора, побывав у него на приёме, желание отца Василия стать православным окрепло.

В 1981—1986 годах учился в Духовном училище при монастыре «Иоанна Предтечи в Пустыне» с курсом философии, 1984—1987 годах заочно учился в Православном Богословском институте имени преподобного Сергия в Париже, но обучение не закончил.

В 1987 году после попытки покинуть монастырь с целью принять Православие, начальство монастыря послало монаха Василия на монастырское подворье во Франции для поднятия сельского хозяйства. В 1988 году окончил курсы повышения квалификации по сыроварению.

20 января 1990 года возвратившись в Иерусалим, был хиротонисан во иеродиакона архиепископом Тарским Лутфи, патриаршим викарием Мелькитской грекокатолической Церкви. Будучи на послушании гостинника в монастыре «Иоанна Предтечи в Пустыне», встречал много архиереев Русской Православной Церкви, в том числе митрополита Ленинградского Алексия, митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона, архиепископа Костромского и Галичского Александра и архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнаву. Последний наставил иеродиакона Василия на путь истины и помог принять твёрдое решение. После того, в октябре 1993 года, отец Василий покинул Греко-католический монастырь «Иоанна Предтечи в Пустыне» в Иерусалиме и нашёл убежище в Русском Горненском женском монастыре, где, при помощи иеромонаха Марка (Головкова) Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, о принятии в общение с Русской Православной Церковью.

Приехав в Россию в 1993 году, совершил паломничество по святым местам. Встретился со старцем Николаем Гурьяновым.

9 января 1994 года прибыл в Москву и 15 марта 1994 года принят в каноническое общение с Православной Церковью по благословению Патриарха Алексия II. С того дня иеродиакон Василий являелся клириком Московского Патриархата. Василию разрешили во время службы читать ектеньи на французском языке, так как он не знал церковнославянского.

С 18 апреля 1994 года по 31 августа 1994 года проходил иноческое послушание в Псково-Печерском монастыре.

Осенью 1994 года, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прибыл в Чебоксарско-Чувашскую епархию в распоряжение архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы, который 12 сентября 1994 года назначил отца Василия на должность диакона к храму Рождества Христова села Никулино Порецкого района Чувашской Республики.

15 мая 1995 года иеродиакон Василий был хиротонисан во иеромонаха Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой и назначен вторым священником, а 6 октября 1995 года настоятелем того же храма.

25 июля 1996 года определением архиепископа Варнавы был освобождён от должности настоятеля церкви Рождества Христова села Никулино Порецкого Района Чувашии и назначен насельником Свято-Троицкого мужского монастыря города Алатырь Чувашской Республики, в качестве благочинного.

По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, 30 марта 1997 года архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой на отца Василия был возложен золотой наперсный крест.

26 апреля 1998 года он был возведён в сан игумена.

13 мая 1998 года указом президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина получил Российское гражданство и паспорт.

30 сентября 1998 года назначен архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой на должность эконома Алатырского Свято-Троицкого мужского монастыря.

23 ноября 1998 года указом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы освобождён от должности эконома Алатырского Свято-Троицкого мужской монастыря и без отчисления из числа братии мужского монастыря назначен старшим священнослужителем Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря.

19 мая 2003 года Указом Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы освобождён от должности священника Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря и назначен настоятелем церкви Иверской иконы Божией Матери города Алатырь, для восстановления этого храма.

При содействии игумена Василия оживилась культурная и духовная жизнь в Алатыре. Игумен Василий был одним из организаторов проведения «Дней славянской письменности и культуры» и «Дней семьи», которые уже в течение нескольких лет проходят в городе с участием представителей культуры и образования различных регионов России и духовенства Алатырского благочиния.

Отец Василий вместе с приходом и воскресной школой также ежегодно активно участвовал в организации и проведении съезжего приходского благотворительного рождественского праздника «Дары волхвов» и праздника Пасхи, где особое внимание уделяется детям из неблагополучных, неполных семей, детям-сиротам.

Игумен Василий часто выступал перед различной аудиторией. Он просто и доступно говорил о православии, как источнике духовности и развития личности, о том, как изменяют облик города восстановленные храмы, как меняются люди. В течение почти 15 лет он сотрудничал с учреждениями культуры по реализации различных культурно-просветительских проектов, по духовно-нравственному развитию личности, формированию патриотизма и гражданской ответственности.

В ноябре 2009 года назначен исполняющим обязанности наместника Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря. 25 декабря того же года назначен Священным Синодом Русской православной церкви на должность наместника Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря Чебоксарско-Чувашской епархии.

С декабря 2009 года — председатель Епархиальной Комиссии по канонизации святых.

26 апреля 2011 года возведен в сан архимандрита.

ВАСИЛИЙ (ПАСКЬЕ)

В миру Пьер Мари Даниэль Паскье (Pierre Marie Daniel Pasquier), родился 24 марта 1958 года в городе Шолэ, западная Франция. Родители его Анри Эжен-Пьер Паскье (1924 г.р.) и Марфа Мари Жанна Гуссо (1920 г.р.), по национальности французы, были служащими. Пьер рос в глубоко верующей католической семье и был седьмым из девяти детей.

В 1965 года поступил в начальную школу. В 1967 году потерял мать. Десятилетним мальчиком помогал в храме священнику во время воскресных богослужений и в свою чреду на повседневных ранних литургиях до школы, а в свободное время подрабатывал у отца в конторе в качестве курьера. В 1970 году поступил в общеобразовательный колледж со специальным уклоном биологии и природоведения, который окончил в 1976 году.

В последний год учёбы он много ходил по монастырям, посещал дома инвалидов, детские дома, занимался экологией. По окончании колледжа работал на ферме и поступил в сельхозтехникум города Кастелнодари, на юге Франции. В то время Пьер, через начал знакомиться с православной литературой благодаря деятельности послереволюционной русской эмиграции, жившей в то время во Франции [1].

Читать еще:  Как рассчитывается пасха

В 1978 году поступил в Богоявленскую греко-католическую общину города Лиму на юге Франции, где нёс послушание помощника заведующего фермой. В 1979 году окончил сельхозтехникум, по специальности: земледелие, животноводство, экономика. В армии не служил по религиозным убеждениям, готовился к постригу в монашество.

6 августа 1980 года принял постриг с именем в честь святителя Василия Великого, и в том же году был переведён в греко-католический монастырь «Иоанна Предтечи в Пустыне» в Иерусалиме.

Осенью 1980 года встретился с патриархом Иерусалимским Венедиктом (Пападопулосом), который убедил отца Василия присоединиться к Православию. Присутствовал на погребении патриарха Венедикта. После выборов нового патриарха Диодора (Каривалиса), побывал у него на приёме и желание стать православным окрепло.

В 1981-1986 годах учился в духовном училище при монастыре «Иоанна Предтечи в Пустыне» с курсом философии, в 1984 — 1987 годах заочно учился в Православном богословском институте имени преподобного Сергия в Париже, но обучение не закончил.

В 1987 году после попытки покинуть монастырь, для того чтобы принять Православие, начальство монастыря послало монаха Василия на монастырское подворье во Франции для поднятия сельского хозяйства. В 1988 году окончил курсы повышения квалификации по сыроварению.

По возвращении в Иерусалим, 20 января 1990 года был рукоположен во иеродиакона архиепископом Лутфи Тарским, патриаршим викарием Мелкитской греко-католической церкви.

Будучи на послушании гостинника в монастыре «Иоанна Предтечи в Пустыне», встречал много архиереев Русской Православной Церкви, в том числе митрополита Ленинградского Алексия (Ридигера), митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона (Докукина), архиепископа Костромского и Галичского Александра (Могилёва) и архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнаву (Кедрова). Последний помог о. Василию принять твёрдое решение.

В октябре 1993 года о. Василий покинул греко-католический монастырь «Иоанна Предтечи в Пустыне» и нашёл убежище в Русском Горненском женском монастыре, где написал прошение патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II о принятии в общение с Русской Православной Церковью.

9 января 1994 года прибыл в Москву и 15 марта того же года принят в каноническое общение с Православной Церковью по благословению Его Святейшества Алексия II. С того дня отец Василий является клириком Московского Патриархата.

С 18 апреля по 31 августа 1994 года проходил иноческое послушание во Псково-Печерском монастыре.

Осенью 1994 года прибыл в Чебоксарско–Чувашскую епархию в распоряжение архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы, который 12 сентября назначил отца Василия на должность диакона к храму Рождества Христова села Никулино Порецкого района Чувашской Республики.

15 мая 1995 года был рукоположен во иеромонаха архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой и назначен вторым священником, а 6 октября того же года назначен настоятелем того же храма.

25 июля 1996 года был освобождён от должности настоятеля церкви Рождества Христова села Никулино Порецкого Района Чувашии и назначен насельником Свято-Троицкого мужского монастыря города Алатырь Чувашской Республики, в качестве благочинного.

26 апреля 1998 года был возведён в сан игумена.

13 мая 1998 года указом президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина получил Российское гражданство и паспорт.

С 23 ноября 1998 по 19 мая 2003 года — старший священнослужитель Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря, без отчисления из числа братии мужского Троицкого монастыря.

19 мая 2003 года назначен настоятелем церкви Иверской иконы Божией Матери города Алатырь, для восстановления этого храма.

При содействии игумена Василия оживилась культурная и духовная жизнь в Алатыре. Он был одним из организаторов проведения в городе «Дней славянской письменности и культуры» и «Дней семьи», с участием представителей культуры и образования различных регионов России и духовенства Алатырского благочиния. Вместе с приходом и воскресной школой также ежегодно активно участвовал в организации и проведении съезжего приходского благотворительного рождественского праздника «Дары волхвов» и праздника Пасхи, где особое внимание уделяется детям из неблагополучных, неполных семей, детям-сиротам. Игумен Василий часто выступал перед различной аудиторией. Он просто и доступно говорил о Православии, как источнике духовности и развития личности, о том, как изменяют облик города восстановленные храмы, как меняются люди. В течение почти 15 лет он сотрудничал с учреждениями культуры по реализации различных культурно-просветительских проектов, по духовно-нравственному развитию личности, формированию патриотизма и гражданской ответственности.

В ноябре 2009 года был назначен исполняющим обязанности наместника Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря, 25 декабря того же года был утверждён в этой должности.

С декабря того года являлся председателем комиссии по канонизации святых Чебоксарской епархии (с октября 2012 года — Чувашской митрополии).

26 апреля 2011 года был возведён в сана архимандрита.

Награды

  • золотой наперсный крест (30 марта 1997)
  • палица (22 мая 2003)
  • архиерейская грамота (16 января 2005, в связи с освящением храма)
  • наперсный крест с украшениями (29 апреля 2006)
  • архиерейская грамота (24 марта 2008, в связи с пятидесятилетием)
  • орден Костромской епархии святого великомученика Феодора Стратилата (27 марта 2008)
  • Почётная грамота Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики (13 марта 2008, за многолетнюю плодотворную работу по формированию духовно-нравственных ценностей общества, весомый вклад в восстановление православной церкви Иверской иконы Божией Матери года Алатырь).
  • серебряная медаль «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России» (3 февраля 2009, от Федеральной службы исполнения наказаний Министерства Юстиции РФ за духовное окормление и строительство храма в исправительной колонии № 2 города Алатырь Чувашской Республики)
  • звание «Почётный гражданин города Алатыря» (июль 2010)

Архимандрит Василий (Паскье)

Биография:

Архимандрит Василий (Паскье Пьер Мари Даниэль), родился 24 марта 1958 года в городе Шолэ, западной Франции, по национальности француз, от Паскье Анри Эжен-Пьер 1924 года рождения и Гуссо Марфы Мари Жанны 1920 года рождения, в глубоко верующей католической семье служащих, был седьмым ребенком из девяти детей.

В 1967 году семья осталась без мамы. В 1965 году поступил в начальную школу, а в 1970 году в общеобразовательный колледж. Десятилетним мальчиком помогал в храме священнику во время воскресных богослужений и в свою чреду на повседневных ранних литургиях до школы, а в свободное время подрабатывал у отца в конторе в качестве курьера. Став юношей, много думал о своей жизни и в 15-летнем возрасте проснулись религиозные порывы в душе. В последний год учебы много ходил по монастырям, посещал дома инвалидов, детские дома, чувствуя интерес к природе, занимался экологией. В 1976 году, закончив со специальным уклоном биологии и природоведения, общеобразовательный колледж, ушел из дома для работы на ферме и поступил в с/х техникум города Кастелнодари, на юге Франции. В то время, через чтение привлекло православное богословие, и открыл в себе новое мировоззрение.

В 1978 году поступил в Греко-католическую общину «Богоявления» города Лиму на юге Франции, нес послушание помощника заведующего фермой. В 1979 году окончил с/х техникум, по специальности: земледелия, животноводство, экономика. В армии не служил по религиозным убеждениям. Готовился к постригу в монашество. 6 августа 1980 года принял постриг с именем Василий, в честь свт. Василия Великого, день памяти 1/14 января, и в том же году был переведен в Греко-католический монастырь «Иоанна Предтечи в Пустыне» Иерусалим, Израиль. Осенью 1980 года Господь сподобил встретить Бенедикта Патриарха Иерусалимского (Греко-Православной Церкви), который возбудил в моей душе желание присоединиться к православию. Был на его погребении. После выборов нового Патриарха Диодора, побывав у него на приеме, мое желание стать православным окрепло. 1981 – 1986 года учился в Духовном училище при монастыре «Иоанна Предтечи в Пустыне» с курсом философии, 1984 – 1987 года заочно учился в Православном Богословском институте «прп. Сергия» в Париже, обучение не закончил. В 1987 году после попытки покинуть монастырь, для того чтобы принять православие, начальство монастыря послало меня в командировку на монастырское подворье во Франции для поднятия сельского хозяйства. В 1988 году окончил курсы повышения квалификации по сыроварению. 20 января 1990 года возвратившись в Иерусалим, был хиротонисан во иеродиакона Архиепископом Лутфи Тарским, патриаршим викарием Мелкитской Греко-католической Церкви. Будучи на послушании гостинника в монастыре «Иоанна Предтечи в Пустыне», встречал много архиереев Русской Православной Церкви, в том числе митрополита Ленинградского Алексия, будущего Патриарха Московского и всея Руси, митрополита Ставропольского и Бакинского Гедеона, архиепископа Костромского и Галичского Александра и владыку Варнаву архиепископа (ныне митрополита) Чебоксарского и Чувашского. Последний наставил меня на путь истины и помог принять твердое решение. После того, в октябре 1993 года, покинул Греко-католический монастырь «Иоанна Предтечи в Пустыне» в Иерусалиме и нашел убежище в Русском Горнем женском монастыре, где, с помощью иеромонаха Марка (Головкова) ныне архиепископа Рязанского и Михайловского, написал прошение Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, о принятии в общение с Русской Православной Церковью Московского Патриархата.

9 января 1994 года прилетел в Москву и 15 марта 1994 года принят в каноническое общение с Православной Церковью по благословению Его Святейшества Алексия II, с того дня являюсь клириком Московского Патриархата, и по присоединении, с 18 апреля 1994 года по 31 августа 1994 года проходил иноческое послушание в Псково — Печерском монастыре.

Осенью 1994 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, прибыл в Чебоксарско – Чувашскую Епархию в распоряжение архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы, который 12 сентября 1994 года назначил на должность диакона в Церковь Рождества Христова с. «Никулино» Порецкого района Чувашской Республики. 15 мая 1995 года был хиротонисан в иеромонаха Его Высокопреосвященнейшим Варнавой Архиепископом Чебоксарским и Чувашским и назначен вторым священником, а 6 октября 1995 года Настоятелем той же церкви.

25 июля 1996 года определением Архиепископа Варнавы был освобожден от должности настоятеля церкви Рождества Христова с. Никулино Порецкого Района ЧР и назначен насельником Свято-Троицкого мужской монастыря города Алатырь Чувашской республики, в качестве благочинного. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, 30 марта 1997 года Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой возложен золотой наперсный крест и 26 апреля 1998 года возведен в сан Игумена. Указом президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина № 362 7 апреля 1998 года принят в гражданство Российской Федерации, 15 мая того же года вручен Российский паспорт распортно-визовой службой МВД Чувашии. 30 сентября 1998 года назначен Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой на должность эконома Свято-Троицкого мужской монастыря города Алатырь Чувашской республики.

23 ноября 1998 года Указом Архиепископа Чебоксарского и Чувашского Варнавы освобожден от должности эконома Свято-Троицкого мужской монастыря города Алатырь Чувашской республики и без отчисления из числа братии мужского монастыря назначен старшим священнослужителем Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря, где подвизался до 2003 года.

19 мая 2003 года Указом Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы освобожден от должности священника Алатырского Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря и назначен Настоятелем церкви Иверской иконы Божией Матери города Алатырь Чувашской Республики, для ее восстановления. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II награжден 22 мая 2003 года Палицей. 16 января 2005 года награжден Архиерейской грамотой, в связи с освящением храма. 29 апреля 2006 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, награжден Крестом с украшениями. 13 марта 2008 года награжден Почетной Грамотой Министерства культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики города Чебоксары, за многолетнюю плодотворную работу по формированию духовно-нравственных ценностей общества, весомый вклад в восстановление православной церкви Иверской иконы Божией Матери года Алатырь и 24 марта 2008 года Архиерейской грамотой, в связи с пятидесятилетием. 27 марта 2008 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, награжден Архиепископом Костромским и Галичским Александром Орденом Костромской епархии святого великомученика Феодора Стратилата, покровителя града Костромы. 03 февраля 2009 года Приказом Федеральной службы исполнения наказаний Министерства Юстиции РФ награжден Серебряной медалью «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России», в связи с духовным окормлением и строительством храма в исправительной колонии № 2 города Алатырь Чувашской Республики.

05 ноября 2009 года Указом Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы назначен исполняющим обязанности наместника Свято-Троицкого православного мужского монастыря г. Чебоксары Чувашской Республики. 05 ноября 2009 года по Распоряжению главы города Алатыря Чувашской Республики администрацией города Алатырь вынесена Благодарность за большой вклад в духовно-нравственное воспитание молодежи, плодотворное взаимодействие со светскими органами и учреждениями в решении общих насущных задач по возрождению традиционных нравственных устоев и восстановлению Алатырских храмов.

28 декабря 2009 года, в связи с Решением Священного Синода, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Указом Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы освобожден от должности настоятеля храма Иверской иконы Божией Матери г. Алатырь Чувашской Республики и назначен наместником Свято-Троицкого православного мужского монастыря г. Чебоксары Чувашской Республики.». С декабря 2009 г. является председателем Епархиальной Комиссии по канонизации святых. 20 июля 2010 года по решению Собрания депутатов города Алатырь присвоено звание «Почетный гражданин города Алатыря.

26 апреля 2011 года возведен в сан архимандрита.

4 ноября 2013 года Указом Ее Императорского Величества Великой Княгини Марии Владимировны, в воздаяние заслуг перед Русской Православной Церковью и трудов по подготовке празднования 400-летия преодоления Смуты, восстановления Российской государственности и всенародного признания на престол Дома Романовых и во свидетельство особого благоволения, сопричислен к Императорскому ордену Святой Анны третьей степени, по Указу Главы Россиского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны от 4 ноября 2013 года предоставлено право ношение памятной медали «Юбилей Всенародного Подвига. 1613-2013», учрежденной Ея Императорским Высочеством в озноменование 400-летия окончания Смуты и востановления Российской Государственности в 21 день февраля 1613 года.

3 июня 2015 года Указом № 5330 Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла удостоен Юбилейной медали Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноаппостольного великого князя Владимира».

3 мая 2016 года по благословению Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла удостоен награды: «Права служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни».

25 декабря 2017 года Указом № 4682 от 1 декабря 2017г. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла удостоен Юбилейной медали Русской Православной Церкви «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви»

Читать еще:  Икона христос воскрес

1 декабря 2017 года Указом № 4682 Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла удостоен Юбилейной медали Русской Православной Церкви «В Память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви»

Уроки русского

Архимандрит Василий (Паскье) Весна нынче выдалась то снежная, метельная, то солнечная, яркая — вот как в день 23 марта. Называю точную дату, потому что 24 марта был день рождения отца Василия, которому исполнялось 60 лет.

К нему на юбилей мы и ехали весенним днем, и наш микроавтобус весело мчался по шоссе от Самары к Чебоксарам. Там батюшка служит в Свято-Троицком мужском монастыре. Он наместник монастыря, архимандрит, да такой, какого вы не сыщете на необъятных просторах нашей страны. Вы возразите, что каждый настоятель или наместник неповторим, но все-таки наш, отец Василий, действительно уникален.

И вы согласитесь со мной, как только я назову его мирское имя — Пьер Мари Даниэль Паскье.

Батюшка видит Промысл Божий в том, что в юбилейный год его день рождения совпал с праздником «Похвала Пресвятой Богородицы», а 60 лет его Крещения выпадает на канун «Благовещения Пресвятой Богородицы», перед самой Пасхой.

Родители отдали новорожденного сынишку в алтарь, чтобы там положить его перед образом Пречистой.

Это было в небольшом городке Шоле, в департаменте Вандея, на границе Бретани, на Северо-Западе Франции. Там народ искони верен Богу и традициям отцов. Именно здесь бились против республиканцев-революционеров крестьяне Вандеи, почти полностью истребленные в этой борьбе, но непокоренные.

Упомянуть об этом необходимо потому, что какие бы испытания ни выпадали на долю юноши Пьера, а потом брата Базиля, монаха монастыря святого Иоанна Крестителя в Пустыне, что на Святой Земле, неподалеку от Иерусалима, — он всегда проявлял стойкость и мужество, завещанное предками.

В монастыре Иоанна Крестителя службы были близки восточному обряду, и брату Базилю паломники из России неоднократно говорили, что ему пора бы переходить в Православие. И он все чаще думал об этом.

Настал момент, когда он решился — и, не признавая полумер, отправился в Россию, дабы послужить Православной Церкви в стране, исстари являющейся ее оплотом. Сказать, что ему пришлось преодолеть немалые трудности, значит вообще ничего не сказать.

В чувашском селе батюшку-француза встретили с откровенной неприязнью

Когда, досыта хлебнув нашей бюрократии, он все-таки оказался в России и был направлен служить в Чувашию, испытания лишь усилились. В чувашском селе батюшку-француза встретили не только с недоумением, но и с откровенной неприязнью — грозились даже поколотить, если не уедет немедленно. А потом, на другом приходе, иностранца встретили более благожелательно.

А через некоторое время и полюбили, признав «своим».

Два года службы в селе, затем более десяти лет — в городе Алатырь.

Там уже иеромонах Василий построил храм, там окормлял и заключенных, выстроив для них в зоне еще один храм.

Многим помог найти себя после заключения.

Фото: Владимир Ештокин

Из Алатыря уезжал со слезами на глазах: полюбил свой приход, созданный при храме во имя Иверской иконы Божьей Матери, где жизнь протекала как в монастыре — с общими трапезами, беседами, послушаниями. Вместе учились, вместе строили и храм, и духовно-просветительский центр — жили одной большой семьей.

Провожали отца Василия уже Почетным гражданином города Алатыря — как своего, родного человека.

И вот уже десятый год он является настоятелем Свято-Троицкого монастыря в Чебоксарах.

Я написал, что наш автобус «мчался весело», потому как в салоне царила атмосфера праздника.

Когда я узнал, что в Чебоксары едут пятеро детей мал мала меньше, то представил, какая трудная будет эта поездка. Дорога семь часов, дети утомятся, будут капризничать, плакать, — сколько я пережил подобных сцен в автобусах дальнего следования!

Но отступать нельзя — ведь я вез фильм об отце Василии, премьера которого должна состояться завтра, в день его юбилея.

Но вот миновал первый час пути, второй, третий, а капризов, плача и жалоб детей я не услышал. Невольно наблюдал за поведением и взрослых, и детей.

Поясню, что ехал я с героями моего фильма, французами, которые решили жить в России.

Самый бойкий малыш, по имени Тау, время от времени подкрадывался к меньшему, двоюродному брату Полю, и давал ему по макушке щелбан. Поль оглядывался, но Тау приседал на корточки, чтобы брат его не заметил.

У Поля глаза большие, тёмно-карие, смотрят удивленно и настороженно. Замечает проказника Тау, но тот быстро бежит на свое место и смеется. Смеется и отец Тау, Дени, который все видел.

Стоило Полю успокоиться, как Тау снова подкрадывается к брату. Только он приготовился к проказе, как отец быстро дал ему щелбан по макушке и отвернулся к окну — как ни в чем не бывало.

Тау таращится на меня, недоумевая: неужели это я щелкнул его по голове? Минуту он размышляет, потом замечает хитрую улыбку отца и бросается к нему, смеясь.

Смеется и отец, поднимает сына, сажает себе на колени, целует.

Тау вырывается, хохочет, а в это время Поль тоже включается в игру. Смеясь, он бросает свернутый в комочек фантик от конфеты в лицо Тау.

Игру замечает мама Тау, Мари, подхватывает сына, который уже вырвался от отца и побежал по проходу автобуса. Мари поймала сына, прижала к себе, поцеловала.

Тоже смеется, что-то говорит ему.

Тау брыкается, потом ответно целует маму.

Вообще я заметил, что при каждом движении друг к другу родители обнимали детей, целовали, улыбались.

Как старшие, Кристиан и Мари, то есть дедушка с бабушкой (Фред и младшая Мари — их сын и дочь), так и их невестка и зять — Люси и Дени.

Вся семья наших французов — 12 человек: шестеро взрослых и шестеро детей. В автобусе отсутствует Люси — она три месяца назад родила четвертого ребенка и прилетит из Парижа сначала в Москву, а потом в Чебоксары.

Вы можете подумать, что отец Василий их родственник. Ничего подобного!

Архимандрит Василий (Паскье)

Об отце Василии они узнали из Интернета. Связались с ним по скайпу. Объяснили, что боятся за своих детей — в школе начались уроки по сексуальному образованию, это ужас что такое. Надо каждому ребенку определиться, кем он хочет быть — мальчиком или девочкой. Родителей называть не папа и мама, а «персона номер один» и «номер два», так как они могут быть однополыми.

И так далее и тому подобное.

Детей забирают и готовят из них будущих «персон — номер один и номер два»

Если родители не согласны с таким воспитанием, детей забирают в интернаты и там готовят из них будущих «персон — номер один и номер два».

Отец Василий предупредил новых знакомых, что переезд в Россию будет очень сложен.

Но решимость соотечественников его поразила — они была сродни его собственной решимости, когда он решил, что путь его лежит по русской тропе.

И вот большая французская семья последовала его примеру. Перебралась в Самарскую область, в Красноярский район, и стала там обустраиваться.

Отец Василий приезжал проведать новых друзей, наказал, что надо держаться Церкви — там всегда найдутся люди, которые помогут.

И точно — помог отец Николай Агафонов, известный священник и писатель, что живет неподалеку. Помогла и православная семья Ботвиновых — их сын Сергей в новом доме Дени и Мари наладил всю сантехнику.

Это высокий, красивый молодой человек. На юбилей отца Василия он едет вместе с нами.

. Между тем в пути мы уже четвертый час.

А дети не капризничают, не надоедают взрослым.

Потому что взрослые ни на минуту не забывают о них.

Вот Мари-младшая открыла ноутбук и нашла сказки, которые читает известный во Франции актер. Не запомнил его фамилию. Мари сказала лишь, что он снимался в кино с Луи де Фюнесом. Сгрудившись около Мари, дети слушают сказки. Живо реагируют, смеются, повторяют интонации актера, который читает на разные голоса — то грозные, злодейские, то жалобные, женские.

Сказки закончены, пришла пора подкрепиться.

Останавливаемся у придорожного кафе, трапезничаем.

Опять все проходит дружно, весело.

И я подумал: а почему у нас в семьях подобная атмосфера царит так редко? Почему ребенок, стоит ему поступить не так, как хочет мать, тут же нарывается на строгий, а то и злой окрик?

Почему бы маме и папе не включаться в игру, которая есть стихия детей?

Почему раздражение, а то и злоба так часто овладевают нами, и из наших уст вырываются грубые, бранные слова? Почему мы так редко обнимаем своих детей, а целуем их еще реже?

Почему мы так нетерпеливы, торопливы, неласковы, наконец?

Разве нам трудно уразуметь, что только любовью мы можем снять все конфликты — малые и большие?

Вот так, как поступают наши французы?

Я говорю «наши», потому что верю — у них все будет в порядке. Пройдут они все испытания, выдержат и нашу бюрократию, волокиту, неустроенность.

Все выдержат — потому что любят своих детей.

Потому что хотят больше всего на свете, чтобы они выросли нормальными юношами и девушками.

Потому-то и приехали они к нам, в Россию.

А мы? Не слишком ли часто мы только и делаем, что ругаем свою Родину — какая она отсталая от комфортной Европы, да неухоженная, да с ужасными дорогами.

И ничего хорошего в ней не видим.

Так и хочется крикнуть — да разве можно так относиться к родной матери?

Крещается раб Божий Александр! Вторая слева — мама Александра-Базиля Люси

Разве больную мать перестают любить?

. Когда дети, утомленные, спали, прижавшись к груди пап и мам, я вспомнил чудесный рассказ Валентина Распутина «Уроки французского». Писатель показал жизнь мальчишки в послевоенные годы в районном городке — он уехал из деревни, где есть только начальная школа. Голодно, и, чтобы выжить, он играет на деньги с пацанами. Выигрывает, его бьют, но он опять играет — выигрыш идет на покупку кружки молока.

Учительница французского узнает о беде мальчишки, всячески хочет ему помочь. Но он не может принять ее помощь — достоинство не позволяет. Тогда она начинает играть с ним на деньги — выигрыш он возьмет, никуда не денется.

Но тут-то и застает их директор школы.

Учительницу увольняют. Она присылает ему с Кубани, где ее родина, посылку с макаронами и яблоками, которые он раньше видел только на картинках.

Рассказ замечательный, он удачно экранизирован.

Но ведь нам рассказали про уроки русского, которые преподала мальчишке учительница французского языка.

Уроки доброты, жертвенности, спасения «одного из малых сих», как говорит Христос в одной из своих притч.

А не овладевают ли здесь, в Самарской губернии, французы уроками русского?

И подумалось: а не овладевают ли сейчас здесь, в Самарской губернии, французы уроками русского?

Хорошо ли, с любовью проводим мы эти уроки?

Отец Василий показал действенность уроков русского.

Как хочется, чтобы и другие, от которых во многом зависит судьба этой замечательной семьи, последовали бы примеру батюшки Василия.

Люси прилетела в Чебоксары вовремя. С младенцем, которого назвали Батистом (в честь Иоанна Крестителя: «Батист» в переводе на русский — «креститель»).

Но отца Василия этот вариант не совсем устроил.

Он решил крестить Батиста по православному обряду — с русским именем Александр!

Это было незабываемое событие для всех, кто присутствовал при Крещении!

После молитв и всего, что положено при крещении младенца, отец Василий ловко и смело окунул Батиста в купель с головой.

Младенец только рот открыл, чтобы крикнуть, как батюшка так же быстро и уверенно второй раз окунул его в купель.

А потом и в третий раз!

Батиста-Александра на руки взял крестный отец — Сергей.

Трепетно, бережно держал младенца, улыбаясь радостно и робко.

— Ну вот, теперь есть еще один православный человек! — возгласил отец Василий.

А потом в зале духовно-просветительского центра, после чествования юбиляра, Фред и Люси дали концерт. Ради этого она и прилетела в Чебоксары.

Фред — музыкант. Поет, играет на контрабасе и на ударных. Люси — на гитаре.

Старший сын Люк подыгрывает родителям на малом барабане. Со временем, думаю, у них будет отличный семейный музыкальный ансамбль.

Не хуже, чем «Ю-Питер», которым руководит известный музыкант Вячеслав Бутусов. Фрагмент его песни о любви я включил в фильм об отце Василии.

И зал дружно хлопал в такт замечательным словам:

Мы любим друг друга так,
словно мы никогда не умрём.
Всё, что нужно — это Любовь!
Земля вертится потому,
что мы шагаем по ней.
Всё, что нужно — это Любовь!
Я плачу от яркой синевы небес,
и небо светлеет,
умываясь моими слезами.
Всё, что нужно — это Любовь!

И весь зал, аплодируя, соглашался с этими словами.

И отец Василий говорил именно об этом своим духовным чадам.

. Сердечно простившись, мы уехали.

А отец Василий с братией остались, чтобы продолжить молитву обо всех нас.

В монастыре, где архимандрит Василий скоро уже десятый год является наместником.

Здесь он нашел тропу к Вратам Господним.

И верится, что и его соотечественники обретут свою духовную Родину у нас в России.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector