Антипасха что это такое - Строим Дом
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Антипасха что это такое

Что такое Антипасха, или Зачем нужна вторая Пасха

В слове «Антипасха» нет ничего страшного и противного Воскресению Христовому

Иерей Андрей Чиженко

Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).

Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.

Также Антипасха называется еще Фоминой Неделей. Это связано с конкретным историческим событием, произошедшим на восьмой день после Светлого Христова Воскресения. Святой апостол Фома отсутствовал во время первого явления по Своем воскресении Спасителя ученикам. Когда он пришел, то другие апостолы бросились делиться с ним этой радостью. Но он им не поверил, мотивируя свое неверие следующими словами: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет о поведении Фомы: «Так выразилось не неверие, враждебное Богу, – так выразилась неизреченная радость; так выразилась душа пред величием события, превышающего человеческий ум, пред величием события, изменившего состояние человечества. С Христом и во Христе воскресло человечество. Всеблагий

Господь не замедлил доставить возлюбленному ученику желанное им удостоверение».

Спустя восемь дней, как повествует о том Евангелие от Иоанна (конец 20-й главы), опять ученики Христовы находились в доме, святой апостол Фома пребывл с ними. Двери были заперты, так как первые христиане боялись мести иудеев. Как и в первый раз, Христос явился им при закрытых дверях и сказал: «Мир вам!» Закрытые двери здесь одновременно символизируют то, что Бог выше физических законов, и то, что (как писал святитель Игнатий (Брянчанинов) в сочинении «Поучение в неделю Антипасхи. О христианстве») «и тогда присутствовал Он, Вездесущий по Божеству, посреди учеников Своих, когда Фома, полагая Его отсутствующим, высказывал им свое состояние недоумения при их поведании о воскресении». Какие великие и обнадеживающие слова святителя Игнатия: Господь всегда с нами!

После благословения Своего Христос сказал Фоме: «Принеси перст твой семо, и виждь руце Мои: и принеси руку твою, и вложи в ребра Моя: и не буди неверен, но верен» (Ин. 20:26–27). Святой апостол Фома в трепетном сердечном горении веры восклицает: «Господь мой и Бог мой!» (28-й стих). Христос же говорит ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (29-й стих).

Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. Апостол Фома, как и в случае с Успением Пресвятой Богородицы, служит орудием в руках Бога для того, чтобы утвердить людей в определенных истинах веры. Господь наш Иисус Христос, конечно же, знал о будущих ересях докетов и монофизитов, отрицавших Его человеческую природу. Потому на веки вечные через это осязательное удостоверение Фомы утвердил нас в догмате, что Он воскрес именно телесно, в том числе и с ранами от гвоздей.

Целесообразно также привести слова святителя Игнатия из вышеуказанного труда: «В ответ на исповедание апостола Господь ублажил невидевших и уверовавших. Помянул и нас Господь, помянул всех, не видевших Его телесными очами! Помянул Он и нас, удаленных от Него и пространством и временем! Помянул в то время, когда восприятым на Себя человечеством, принесенным в жертву за человечество и уже прославленным славою воскресения, стоял Он посреди святых апостолов Своих! Не забыты Господом и мы, присутствующие здесь в святом храме Его, воспоминающие событие, от которого отделены восемнадцатью столетиями. Блаженны и мы, не видевшие Его, но верующие в Него! Блаженны те из нас, которые веруют в Него! Сущность дела – в вере. Она приближает человека к Богу и усвояет человека Богу; она представит человека пред лице Божие и поставит его в последний день жизни сего мира, в начале вечного дня, одесную престола Божия для вечного видения Бога, для вечного наслаждения в Боге, для вечного соцарствия Богу.

Блажени невидевшии и веровавше. Этими словами Господь совокупил с апостолами воедино всех верующих всея земли и всех времен».

Итак, Пасха для нас, дорогие братья и сестры, продолжается. И радость Ее уходит в восьмой день…

Что такое Антипасха или Фомин день 2020: история и обычаи

В народе считают, что свадьба, сыгранная на Антипасху, станет залогом долгой и счастливой семейной жизни

Православная церковь в первое воскресенье после Пасхи отмечает Антипасху, или Фомин день — в 2020 году праздник выпадает на 5 мая.

Светлое Воскресения Христово, православные в 2020 году отпраздновали 28 апреля.

Sputnik Грузия рассказывает, что такое Антипасха или Фомин день, а также об истории и обычаях праздника.

Что такое Антипасха

Антипасха означает вместо Пасхи, то есть это повторение праздника на восьмой день после Светлого Воскресения Христова.

Именно на Антипасху Церковь после окончания длительного поста начинает совершать таинство бракосочетания.

По обычаю, на Антипасху празднуют огромное количество свадеб. В народе считают, что свадьба, сыгранная в это воскресенье, станет залогом долгой и счастливой семейной жизни.

Впервые Антипасха или Фомин день упоминается в антиохийских «Апостольских постановлениях». Они датируются 380 годом, а описание Иерусалимского богослужения в «Паломничестве Эгерии» — примерно в 400 году.

Богослужение Антипасхи, по действующему Иерусалимскому уставу, выполняется по чину двунадесятых праздников, хотя он формально к таковым не причислен.

Фомин день

Антипасху называют Фомин день или Фомина неделя в память о чуде уверения апостола Фомы. На церковнославянском языке «неделей» называется воскресенье — православные в этот день должны, отдохнув от мирских дел, посвятить его Господу.

На Антипасху или Фомин день в церквях проводят праздничное богослужение. На нем вспоминают явления Воскресшего Спасителя апостолам.

Первое явление произошло на Пасху вечером, когда Иисуса увидели только десять апостолов. В другой раз Спаситель явился всем 11 апостолам, в том числе и Фоме. Это произошло на восьмой день после Пасхи.

Апостол Фома, отсутствующий по Евангелию, во время первого явления, не поверил, что Иисус воскрес, поэтому Спаситель явился еще раз на восьмой день после своего чудесного воскрешения.

Человеческой природе свойственно желание быть уверенным, поэтому людям и нужны логические, осязаемые доказательства, как это произошло и с Фомой.

Фома, увидев Христа, воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Это означало веру в Иисуса как в Бога, а не только в Его Воскресение. На что Иисус ответил: «… блаженны не видевшие и уверовавшие».

Обычаи праздника

Антипасха имеет языческие корни, поэтому с ней связано множество обычаев, которые сохранились по сей день.

Праздник считали днем любви, зарождения чувств и надежд, так как по обычаю в это воскресение юноши и девушки знакомились.

По древнему обычаю, на Антипасху, молодые в шутливой форме выбирали суженных, о чем открыто заявляли и выказывали им свою симпатию.

В этот день девушки, по обычаю, чтобы произвести впечатление на ребят, наряжались в самое красивое. Соответственно, готовится к Антипасхе или Фоминому дню начинали за долго до его наступления.

Читать еще:  Еврейская пасха 4 буквы

Антипасха или Фомин день — радостное событие, в этот день нельзя грустить. По обычаю, как этот день проведешь, так пойдет и весь год. Поэтому, люди старались провести день весело, с гуляньями и угощениями.

Чтобы избавляются от болезней и неудач в жизни, по обычаю, люди умывались освещенной водой, которая ночь простояла перед иконой.

По обычаю, на Антипасху гадают и проводят различные обряды на привлечение благосостояния и любви, которые Церковь не одобряет.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Антипасха

Антипа́сха (от греч. ἀντι- — вместо-, напротив- и Пасха), Фомина неделя, Фомино воскресенье — христианский праздник, празднуемый в следующее воскресенье после Пасхи. Богослужение всех существующих обрядов связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам — собственно вечером Светлого Воскресения (десяти апостолам, Фома отсутствовал) и «после восьми дней» одиннадцати апостолам, в числе которых был и Фома, который прежде сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25). Общее для всех богослужебных обрядов евангельское чтение этого дня — Ин.20:19-31

Своим явлением апостолу Фоме, воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную пречистую, с которою был пригвожден ко кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы.

Это явление Христа апостолам утверждает веру в истинность Воскресения Христова и напоминает завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).

Содержание

Евангельский рассказ

Библейскому понятию «вера» соответствуют в первую очередь наши понятия «твердость», «доверие», «верность». Это не «философская» вера в Бога (признание Его существования), а верность Богу. Верить и быть в союзе можно только с личным, Живым Богом, но не с абстракцией «Абсолюта» или «Космического разума». Истинный Бог — это «Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых» (Блез Паскаль) [1] . Отрицать существование Бога (или богов) древний человек мог лишь в случае безумства (Пс.13:1).

Дискуссия по поводу неверия апостола Фомы

В русском языке имя апостола Фомы со временем приобрело негативный оттенок. Словарь В. Даля дает такое определение: «Фома, от имени апостола — человек недоверяющий, склонный к сомнению». Всем знакомо выражение «Фома неверующий», которое тоже несет отрицательный смысл.

В церковных СМИ не раз такой подход вызывал дискуссию [2] [3] . По свидетельству Писания, апостол Фома не поверил в Воскресение Христа, но впоследствии, раскаявшись в своем неверии, обошел со своей проповедью почти всю землю. Он основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, по некоторым сведениям, донес христианское учение до Китая. Фома настолько веровал во Христа, что не пожалел даже своей жизни и принял мученическую кончину. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура Фома был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу. Из Евангелия от Иоанна мы узнаем, что изначально Ученики «не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых» (Ин.20:9). Для того, чтобы они поверили, Христос «показал им руки и ноги и ребра Свои» (Ин.20:20). Фома тоже не говорил: «не верю». Он сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25).

Пример апостола Фомы оказывается показательным. Веруя всей душой в то, что Христос Сын Божий, в тот момент он требует подтверждения тому, что другие Ученики не ошиблись. Апостол оказывается не столько неверующим, или недоверяющим, или сомневающимся, сколько неравнодушным ко всему, связанному со Христом.

Другие литургические темы Антипасхи

В древней Церкви крещение неофитов осуществлялось на литургии Великой субботы или собственно Пасхи. Первые восемь дней после крещения неофиты ходили в белых одеждах и снимали их в восьмой день, то есть в Антипасху. Отсюда происходит одно из традиционных латинских названий праздника (в римском и амвросианском обрядах) — Dominica in Albis (лат. День Господень в белых (одеждах)), из этих же соображений первая пасхальная седмица в православном богослужении называется Светлой. Снятие белых крещальных одежд имеет символическое значение: хотя внешние признаки таинства и снимаются, его внутренний смысл (просвещение Светом истинным) остаётся в сердце крещённого навсегда [4] .

Другой важной темой праздника является обновление всего творения Воскресением Христовым. В древнехристианском богословии, начиная, как минимум, с Послания Варнавы (конец I века), воскресный день мыслился первым днём седмицы — днём начала творения Божия, описанного в Книге Бытия, и одновременно восьмым, то есть днём будущего Царства, в котором времени уже не будет. В соответствии с таким представлением Антипасха, как восьмой день после Воскресения Христова, является прообразом грядущего Царства Божия, первым днём обновлённого Христом нового мира. В беседе на Неделю Новую (Антипасху) Григорий Богослов проводит параллели между обновлением Христовым и весенним обновлением природы: «Ныне весна земная, весна духовная, весна душам, весна телам, весна видимая, весна невидимая; о, если бы мы приняли участие в ней там, прекрасно изменившись здесь, и обновленные переправились к обновленной жизни во Христе Иисусе Господе нашем!» [4]

Антипасха в богослужении

Православная церковь

Первое упоминание об Антипасхе содержится в антиохийских по происхождению «Апостольских постановлениях» (около 380 года), а описание иерусалимского богослужения в этот день — в «Паломничестве Эгерии» (около 400 года). По действующему Иерусалимском уставу богослужение Антипасхи совершается по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально и не относится. Так великая вечерня и утреня посвящены только Антипасхе, то есть поются по Триоди цветной, а воскресная служба текущего гласа отменяется; на литургии поются не воскресные, а праздничные антифоны; вечером самого праздника совершается вечерня с великим прокимном («Кто Бог велий, яко Бог наш» — Пс.76); попразднество продолжается до следующей субботы [4] .

Запечатану гробу, живот от гроба возсиял еси Христе Боже, и дверем заключенным, учеником предстал еси, всех Воскресение: Дух Правый теми обновляя нам, по велицей Твоей милости.

Гроб был запечатан, но Ты, Христе Боже, живым воссиял из гроба. Двери были заключены, но Ты, всеобщее Воскресение, предстал ученикам, обновляя через них Дух Правый (Святый) и в нас, по великой Своей милости.

Кондак Антипасхи написан Романом Сладкопевцем, стихиры на «Господи, воззвах» — Иоанном Дамаскиным. Поэтические песнопения Антипасхи последовательно охватывают все основные темы праздника [4] :

  • человеколюбие и снисхождение Сына Божия («Яко долготерпел еси, от иудей заушаемь, от апостола осязаемь, и от отметающихся Тебе многоиспытуемь, како вополотился еси? како распялся еси, Безгрешне?» — стихира на стиховне)
  • промыслительное неверие Фомы («Неверие веру известную роди…Иоанн на перси Слова возлеже, Фома же ребра осязати сподобися…Фома во огненная ребра руку Иисуса Христа Бога, не опалися осязанием. Души бо зловерство преложи на благоверие…О доброе неверие Фомино, верных сердца в познание приведе» — стихиры вечерни),
  • обновление творения («Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует» — ексапостиларий, «Днесь весна душам, зане Христос из гроба якоже солнце возсияв тридневный» — первая песнь канона утрени),
  • первый и одновременно восьмой день будущего века («Яко первый есть дней и господственный светоносный сий приносит бо и века образ, яко осмица совершая будущаго» — седьмая песнь канона утрени)

Католическая церковь

Традиции

В России в этот день принято отмечать праздник Красная горка. Красная горка открывает собой период, когда после долгого перерыва (Сырная неделя, Великий пост, Светлая седмица — в общей сложности 9 недель) разрешается церковное благословение брака.

Читать еще:  В каком году пасха была 5 мая

С XVII века в Католической церкви установился обычай первого причастия детей именно в Антипасху, отсюда происходит немецкое название дня — Erstkommunionfeier der Kinder [4] .

Антипасха в 2020 году — 5 мая. Неделя о Фоме. Фомино воскресенье

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2020 году — 26 апреля

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2021 году — 9 мая

Неделя 2-я по Пасхе (Антипасха) в 2022 году — 1 мая

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его. С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

В традиции Церкви существуют разные понимания поведения апостола Фомы: в большинстве толкований указывается на то, что Фома (Дидим, или Близнец) отличался косностью, переходящей в упорство. Когда Христос шел воскресить Лазаря, Фома высказал уверенность, что из этого путешествия ничего не получится доброго: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Иоан. 11:16). Вместе с тем, некоторые богословы наоборот видят в этих словах преданность и желание быть учеником Христа не только на словах, следовать Ему не только тогда, когда опасность не грозит, но именно тогда, когда речь идет о жизни и о смерти.

Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, — отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). «Вложу руку мою в ребра Его» — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим», то есть: ты находишься в положении решительном: перед тобой сейчас только две дороги — полной веры и решительного ожесточения духовного. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но так вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако, эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания)

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.

Начиная с Недели о Фоме в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания (подробно о Таинстве). На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устаивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).

АНТИПАСХА.
Фомина неделя или Красная горка

« Красная горка» – народное название первого воскресного дня после Праздника Пасхи, который в церковном словаре носит название Антипасха . Название Антипасха означает «вместо Пасхи» или «противоположный Пасхе» — но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи. Антипасха отмечается всегда на восьмой день после светлого Христова Воскресения. В этот день обновляется память воскресения Христова, поэтому Антипасха называется «неделей обновления». В церкви служат последнюю литургию по пасхальному чину, после чего закрывают «Царские врата». За Антипасхой следует Фомина седмица, которую и называют Красной горкой.

На этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который пожелал лично удостовериться в воскресении Спасителя, не поверив ученикам, поведавшим ему чудесную весть.

Неверие святого Фомы, Караваджо

Существует выражение «Фома неверующий». Только надо понимать истинный его смысл.

Апостол Фома был глубоко верующим человеком, он почитал Бога и неустанно молился. Когда произошло распятие Иисуса Христа, Фома был настолько удручен, что боялся верить апостолам, что Иисус воскрес. Фомы не было среди апостолов, которые видели Христа сразу после Воскресения. Ему нужны были доказательства, он хотел увидеть раны Христа, чтобы его вера не пошатнулась. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» — говорил Фома о Христе. Это не значит, что он сомневался в том, что Христос был Спасителем, Сыном Божиим. Скорее это свидетельство того, насколько апостол жаждал пережить встречу с воскресшим Иисусом Христом. Сам, лично, а не со слов ближних, ощутить пасхальную радость и торжество. И на восьмой день после Пасхи, Иисус явился перед апостолом Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», – сказал Спаситель Фоме (Лк., 20:27). Апостол Фома первым назвал Иисуса Господом Богом. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул святой апостол (Ин. 20:28).

Святой апостол Фома был простым рыбаком, однако после того, как услышал благословления Иисуса Христа, оставил все и последовал за Ним. Он был одним из двенадцати учеников Иисуса.

После Антипасхи, апостол Фома сильнее других уверовал в силу Божью. Он обошел всю землю, читая проповеди, основал Церкви в Месопотамии, Палестине, Парфии, Индии и Эфиопии.

После того, как апостол Фома обратил в христианскую веру сына и супругу индийского правителя города Мелиапора, он был взят под стражу и заключен в темницу. Его долго пытали, а после пронзили тело Фомы пятью копьями. Части мощей святого апостола Фомы хранятся в Индии, Венгрии и на Афоне.

В России традиция отмечать Антипасху связана со временем, когда разрешается жениться. В народе этот период имеет название «Красная горка». На этот день приходится большинство свадеб, венчаний и обрядов сватовства.

Красная горка. Антипасха. Хоровод. Борис Кустодиев.1912

Красная горка — это любимый в народе, весенний и первую очередь молодежный праздник. Как только земля освобождалась от снега, а это в первую очередь небольшие возвышенности, в народе называемые пригорками, сразу разворачивались гуляния молодежи, детские игры, хороводы, песни. С этого и пошло название таких горок «Красными», что значит красивыми!

В славянских наречиях слово “красный” употребляется в значении “красивый, цветущий, веселый, отрадный”, в отличие от чермного, червонного, алого, багряного цвета. Сама весна и лето именуются красными, потому что погода ясная, а природа является во всей красе. Красная горка — значит красивая по местоположению и увеселительная по играм. Во многих местах горки или пригорки, на которых собирался народ весной, называли красными горками.

Читать еще:  Доклад на тему пасха

По народному календарю в этот день все девушки и молодые бабы, запасшись съестными припасами, собирались на каком-нибудь излюбленном месте деревенской улицы и пели песни-веснянки (“закликали”, или “заигрывали”, весну), водили хороводы и устраивали разнообразные игры и пляски.

Антипасха — что это такое в православии и что нельзя делать в этот день?

Практически все слова с приставкой «анти» заключают в себе какое-то противопоставление, и в большинстве случаев оно носит негативный характер. Многие не знают, Антипасха – что это такое, поэтому и думают, что праздник имеет негативный окрас, но на самом деле это не так.

Что такое Антипасха в православии?

Первое воскресенье после Пасхи принято называть Антипасхой. Известны и другие названия, например, Фомино воскресенье или Красная горка. На богослужении этого дня принято вспоминать явление Христа и уверение апостола Фомы. Антипасха – это праздник, который имеет отношение к Воскресению Христову и Таинству Крещения. Славяне считали Красную горку праздником веселья и хороводов.

Почему Антипасха так называется?

Один из популярных вопросов, которые имеют отношение к этому празднику. Название означает «противоположный Пасхе», но стоит заметить, что имеется в виду не противопоставление, а обращение к празднику, который уже прошел. В этот день обновляют память воскресения Христова, поэтому называют праздник еще «неделей обновления». Есть несколько версий, почему появилось название Красная горка (Антипасха). Считается, что «красная» обозначает красивая, а «горка» имеет отношение к тому, что раньше в этот день молодежь проводила празднование на возвышенностях, где уже нет снега.

Антипасха – традиции

В церквях в этот день проходит крестный ход с обязательным окроплением святой водой. На Литургии читается Евангелие от Иоанна и слова Иисуса, направленные к апостолу Фоме, которые служат напоминанием для людей, что искренняя вера обладает духовным зрением. Выясняя, что значит Антипасха, стоит указать и народные традиции, которые в древние времена соблюдались беспрекословно.

  1. Семьи вечером собираются на семейный ужин, и считалось, чем обильнее будут угощения и приятнее атмосфера, тем удачливее будет год. Если интересует, что готовят на Антипасху, то здесь каких-либо ограничений нет.
  2. Девушки в этот день по традиции гадают за пламени свечи, чтобы узнать выйдут ли они в этом году замуж. Свечу нужно зажечь и поставить на приоткрытое окно. Если она сгорит полностью и не потухнет, значит, вскоре девушка получит предложение руки и сердца. Когда свеча гасла, то считали, что ей еще год ходить одинокой.
  3. Выясняя, Антипасха – что это такое, стоит указать, что этот праздник среди народа считается молодежным. Парни и девушки выходили на улицу и устраивали веселые гулянья. Они обязательно зазывали весну. Одну из девушек украшали и водили по поселку, как олицетворение пробуждения весны.
  4. Красная горка является первым днем после Великого поста, когда можно играть свадьбы. Считается, что это лучший день в году для венчания.

Антипасха – что нельзя делать?

В этот праздник необходимо обязательно сходить в церковь. Считают Красную горку главным поминальным днем, поэтому в храмах проводится заупокойная литургия. Священнослужители утверждают, что лучше в этот день сходить в церковь, чем на могилу. Выясняя, что делать в Антипасху, стоит указать о возможности проводить сватовство и свадьбы. Кроме этого, люди встречают весну и веселятся. Есть определенный перечень дел, которые в этот праздник являются запрещенными:

  1. Многих интересует, ходят ли на Антипасху на кладбище, так вот это не запрещено, но там нельзя убираться. Унести мусор и посадить цветы рекомендуется до этого дня.
  2. Нельзя пить алкоголь и произносить при этом: «за царствие небесное». Запрещено устраивать пиры на могилах людей и лучше поминать их дома. Церковь не разрешает поминать усопших крепкими алкогольными напитками.
  3. Красная горка – праздник веселья, поэтому заниматься хозяйственными делами нельзя и их рекомендуется отложить. Считается, что все посаженное в этот день не примется.
  4. Нельзя парням и девушкам оставаться в этот праздник дома, поскольку они на весь год останутся одинокими.
  5. Не стоит кому-либо рассказывать об обряде омовения икон, поскольку можно отвернуть от себя удачу.
  6. Считается, что если в этот день с кем-то поссориться, то наладить отношения не получится до Троицы.

Что раздают в церкви на Антипасху?

В храмах и монастырях в этот день раздают кусочки хлеба, который называется артосом (просфора всецелая). Он на протяжении всей Светлой седмицы находится в церквях на видном месте и когда все пасхальные торжества заканчиваются, то кусочки раздают верующим. Разбираясь в том, что раздают на Антипасху, стоит отметить, что частицы этого хлеба употребляются только в особых случаях, как духовное средство от болезней и немощей. Когда человек съедает артос, то он должен обязательно сказать «Христос Воскреси!»

Как готовиться к причастию на Антипасху?

Хоть на протяжении светлой седмицы поста нет, перед причащением рекомендуется его выдерживать. В это время в большинстве случаев причащают людей, которые приехали с мест, где нет храмов, сильно болеют или планируют лечь на операцию. Считается, что если у обычного человека в это время появляется сильное желание причаститься, то это проявление темных сил. Подготовка к причастию на Антипасху необходимо читать положенные три канона, утренние и вечерние молитвы, а еще последование к Причащению.

Приметы на Антипасху

Издавна по этому дню определяли, как пройдет год, что готовит период с начала мая и до конца лета и получали много другой информации. Если интересует информация об Антипасхе – что это такое, и какие приметы связаны с этим днем, тогда следующий перечень будет полезным:

  1. Кто первый из членов семьи увидит, как всходит солнце, тот и будет самым счастливым в течение года.
  2. Если наступил праздник Антипасха, то для того, чтобы притянуть к себе удачу, необходимо накормить семь бродячих животных.
  3. В этот день услышать звон колокола – хороший знак, поскольку он способен прогонять болезни и отпугивать несчастья.
  4. Дождь на Красную горку предвещает прохладное и дождливое лето.
  5. Если в этот день разбилась глубокая тарелка, то это предвещает большую удачу. Говорят, что это предвестник скорого пополнения в семье.
  6. Усыпанное звездами небо означает, что холода сохранятся еще на некоторое время.
  7. Человек, который после пробуждения услышит пение птиц, весь год будет счастливым.
  8. Пара, которая заключит брак на Красную горку, будет вместе всегда.
  9. Девушка, которая умоется дождем в этот день, будет долго молодой и красивой.

Заговоры на Антипасху

В этот день можно проводить разные ритуалы, главное, делать это в одиночестве и втайне от других. Есть заговоры на Антипасху на деньги, исполнение желания, любовь, красоту и многие другие. Рассмотрим пару из них:

  1. На желание. Необходимо приобрести икону «Подажь Боже», на которой изображен Иисус Христос на троне. Если не удалось ее найти, то можно использовать образ Господа Вседержителя. Омойте икону воду, держа над тазом, чтобы собрать стекающую жидкость. Во время этого нужно три раза повторить заговор №1. После этого водой, оставшейся в тазу нужно три раза умыться, а остатки вылить под молодое дерево возле дома.
  2. На богатство. Такой же ритуал можно использовать и для улучшения материального положения, только три раза необходимо прочитать заговор №2.

Молитвы на Антипасху

Этот церковный праздник обладает огромной силой и это можно использовать себе во благо. Считается, что искренние молитвы, произнесенные в этот день, будут непременно услышаны. Антипасха в православии – это прекрасное время, чтобы обратиться к Господу, чтобы попросить о решении своих проблем и выказать благодарность. Молитвы, обращенные к Господу, помогут обрести душевный покой и гармонию в себе. Представленный текст необходимо произносить на рассвете, повторяя его минимум три раза.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector