40 дней после пасхи
Вознесение Господнее отмечается на 40-й день после Пасхи, 6 июня 2020 года, история и традиции праздника
Источник иллюстрации / фото: Depositphotos
Вознесение Господне относится к переходящим праздникам, это значит, что каждый год православный народ отмечает в разные дни. На 40-й день после Пасхи наступает не менее важный церковный праздник Вознесение, в 2020 году он приходится на 6 июня. Католики также отмечают данный праздник, и рассчитывают аналогично, будут отмечать 30 мая 2020 года.
Значение Вознесения Господнего, история праздника
О своем вознесении к Господу, Иисус рассказывал задолго до его смерти в своих предсказаниях. На протяжении 40 дней Иисус после своего воскрешения присутствовал на земле, он помогал апостолам, читал проповеди и наставлял на путь истинный, обучал проповедям.
На 40-й день Иисус Христос взял на себя человеческие грехи, перешел через порог смерти и дал возможность всем смертным воскрешать и возвращаться в истинному Богу Отцу. В этот день он собрал всех апостолов, вывел их на гору Елеон, сказал свое напутственное слово своим ученикам и в сопровождении двух ангелов скрылся в небе. Иисус сказал, что придет время, и земляне снова увидят явление Христа, Он будет находиться рядом незримо, его можно будет ощутить только истинной верой и надеждой.
С тех пор пошли традиция поминать покойников на 40-й день, считается что именно в этот день душа присоединяется к Богу и навсегда покидает землю. В церкви проходят праздничные богослужения, священники рассказывают прихожанам о том, что написано в Библии, как Иисус взошел к Богу Отцу.
Традиции праздника Вознесение Господнее
Католические храмы проводят всенощные службы, настоятели облачаются в белую одежду, как символ чистоты Божественного Света. В некоторых храмах можно увидеть фигуру Иисуса на вершине здания, что символизирует его вознесение до небес. В городах и поселках проходят ярмарки, гуляния и фестивали на протяжении трех дней.
По христианским традициям в этот день рекомендуется заниматься благотворительностью, помогать бедным, и бездомным, давать милостыню. Чтобы показать свою благосклонность, на подоконниках своих домов, с наружной стороны, верующие клали монеты и еду для нищих и обездоленных. На пороге можно было увидеть миски с супом, водой или молоком. Самым распространенным угощением считались: запечённый картофель, вареные яйца, хлеб. Зажиточные крестьяне клали в тарелки мясные изделия, колбасу, сало.
Приметы и народные поверья на Вознесение
Считается, что помогать бедным – это великое дело и долг каждого православного христианина. Особенно важно считалось давать милостыню на протяжении 40 дней от пасхи до Вознесения. Это принесет не только хороший урожай в текущем году, но и поможет приобрести крепкое здоровье и достаток всем членам семьи.
Считалось, что если во время приготовления праздничных пирогов или лепешек, останется небольшой кусочек теста, то в скором времени ожидать прибавления в семействе.
Среди молодых незамужних девушек распространено гадание в день Вознесения. Они заплетали в косу тоненькие прутики березы. Считалось, что если коса держится целый день, не расплетается, скорая свадьба. Если косы расплетается, то не суждено в текущем году приобрести своего суженного.
В день Вознесения Христова считается хорошо, когда собирается вся семья, чтобы почтить память умерших. Из угощений чаще всего на стол подавались блины и яичница.
После Вознесение считается открытие купального сезона, лето полностью вступило в свои права. Однако дождь в этот день сулит неурожайный год.
Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи
Среди переходящих двунадесятых православных праздников особое место занимает Вознесение Господне. Им знаменуется момент, когда земное служение Спасителя уступает место Его незримому пребыванию в Небесной Церкви. С давних времён это важное событие отмечается ежегодно в четверг, через сорок дней после Пасхи.
Дни Иисуса после воскресения
Вознесение Господне описывается евангелистами Марком и Лукой, причём последний упоминает о нём не только в Евангелии, но и в книге «Деяния апостолов», автором которой он является. Согласно этим свидетельствам, Иисус Христос в течение четыредесятницы после своего чудесного воскресения из мёртвых многократно встречался со своими учениками, что служило укреплению их веры. Он представал в ином теле, отличном от обычного, присущего всем людям.
Из текста Нового Завета следует, что, поправ смерть и став причастником Жизни Вечной, Иисус Христос последние сорок дней пребывал во плоти, которую предстоит обрести каждому после всеобщего воскресения. Достаточно вспомнить, как Он, будучи осязаем, проходил сквозь затворённую дверь или становился невидим для окружающих. Это было тело, подобное тому, что даровал когда-то Господь праотцу нашему Адаму, и которого тот лишился, преступив Божественную заповедь. Оно не знало тленности, страданий и смерти.
Апостолы перед вкушением Благодати Божией
Основным помыслом Господа во дни пребывания Его среди учеников было подготовить их к сошествию Святого Духа, без которого невозможно было рождение Святой Церкви ― единственного пути в Царство Небесное. С Его сошествием апостолов ждало обильное излияние на них Благодати Божьей, дарующей душевные и телесные силы для пастырского служения и проповеди Христова учения среди многочисленных народов, утопавших в язычестве.
По истечении сорока дней Иисус Христос поднялся со своими учениками на Елеонскую гору в Вифании и, преподав им благословение, стал возноситься в небо. Его фигура с воздетыми руками медленно таяла в воздухе, пока не была сокрыта облаком. И далее Святое Писание повествует о том, что явились изумлённым апостолам некие мужи, облачённые в белоснежные одежды, и возвестили о скором втором пришествии Господнем. Те же, исполнившись радости и благоговения, поспешили в Иерусалим, где должны были, по слову Учителя, неотлучно находиться в ожидании обетованного им Святого Духа.
Прославление Иисуса Христа
Вознесение Господне по своему значению выходит далеко за рамки описанного выше события. В соответствии со множеством указаний Нового Завета, оно является прежде всего актом прославления воскресшего Спасителя и свидетельством Его превознесённого положения в Царстве Небесном. Совосседание Христа с Богом-Отцом трактуется как безусловное свидетельство Его победы. Кроме того, вознесение было неотъемлемым условием дальнейшего обожения всех уверовавших в истинность нового учения.
Праздник Вознесения Господня установился в первые годы христианства, но вплоть до IV века он отмечался в один день со святой Пятидесятницей. Об этом сохранилось большое количество свидетельств паломников, побывавших во Святой земле. Лишь с начала V века Вознесение Господне получило самостоятельный статус и прочно утвердилось в Западной Европе. Сохранилось точное описание того, как этот праздник отмечался в Византии, где весь богослужебный цикл совершался в течение десяти дней.
На Руси это событие отмечается с тех времён, когда воссиял над ней свет православия. Именно в честь его нетварных лучей была установлена традиция: духовенству служить в этот день в белых облачениях. Со временем был установлен порядок чинопоследования. Среда накануне главного торжества является предпразднеством, а последующие восемь дней ― попразднеством.
Память, увековеченная в храмовом зодчестве
В память этого новозаветного события по всей России с незапамятных времён строились и освящались многочисленные храмы. Есть и те, что вошли в число столичных. Среди них ― храм Вознесения Господня на Гороховом поле. Он является ровесником первого царя из династии Романовых ― Михаила Фёдоровича. Столь необычным названием храм обязан располагавшемуся здесь когда-то казённому гороховому полю.
Говорят, что его пересекали две тропинки, превратившиеся однажды в улицы. Одна из них была названа Вознесенской (ныне улица Радио), а другая – Гороховой (Казакова). Вот на месте пересечения этих тропинок-улиц и была построена в 1733 году владельцем этих земель, графом Г. И. Головкиным, деревянная домовая церковь. Разрешение на её строительство было получено лично у императрицы Анны Иоанновны.
Пожары и новые строительства
Однако простояла она недолго, и через четыре года сгорела. На её пепелище был вскоре возведён каменный храм, ставший со временем домовой церковью известного вельможи при дворе следующей российской правительницы Елизаветы Петровны ― графа А. Г. Разумовского. Но и в этот раз пожар уничтожил постройку. Пришлось всё начинать сначала, но благодаря финансам графа и распоряжениям Святейшего Синода храм Вознесения Господня на Гороховом поле был восстановлен в кратчайший срок.
Собор среди дворцов
К концу XVIII века вся окружающая храм территория изменилась до неузнаваемости. Она была полностью застроена роскошными усадьбами российских аристократов. Современники свидетельствуют, что нигде в Москве не было такого скопления дворцов, как на этом участке. Домовая церковь графа получила статус приходской и открыла свои двери для всех желающих.
С этого времени и вплоть до революции собор Вознесения Господня неоднократно перестраивался и служил местом, где много поколений москвичей молились о спасении своих душ и даровании им Царства Божия. После прихода к власти большевиков он разделил судьбу многих российских храмов и церквей. Приход упразднили, а само здание использовалось для хозяйственных нужд. Только в 1992 году храм вновь стал собственностью Церкви. Чтобы придать ему первоначальный вид, потребовались серьёзные реставрационные работы.
«Малое Вознесение»
Другим местом, где в столице увековечена память события, произошедшего на сороковой день после Воскресения Иисуса Христа, является храм Вознесения Господня на Никитской, точнее Большой Никитской. Она действительно большая, так как тянется от Кремля и до Садового кольца. Этот храм ещё называют «Малое Вознесение». Деревянная церковь, с которой начиналась его история, была построена в 1584 году по случаю восшествия на российский престол молодого царя Фёдора Иоанновича.
В те времена место, где она была заложена, принадлежало слободе, в которой селились главным образом новгородцы и устюжане, согнанные сюда по повелению Ивана Грозного. Как это бывало в большинстве случаев, церковь неоднократно горела и восстанавливалась. Не щадили её пожары и после того, как в 1634 году она стала каменной.
На протяжении всех последующих веков храм многократно перестраивался, его современный внешний вид приобрёл совершенно иные очертания. В годы богоборчества он был, разумеется, закрыт и вновь открыл свои двери прихожанам лишь в 1992 году после восстановительных работ. Рассказывая о храме, именуемом «Малым Вознесением», было бы упущением не упомянуть другой ― «Большое Вознесение». Он был построен в XIX веке вблизи Никитских ворот.
Памятник грозному царю
Продолжая рассказ, вспомним и церковь Вознесения Господня в Коломенском. Ввиду особой архитектурно-художественной ценности эта постройка XVI века признана шедевром мирового уровня и взята под охрану ЮНЕСКО. Характерно, что она явилась первой, возведённой в новаторском для того времени шатровом стиле. Большой интерес представляет и само историческое событие, послужившее поводом для её постройки.
Дело в том, что заложен храм был в период между 1530 и 1532 годами, в связи с рождением наследника престола ― будущего царя Ивана Грозного, появившегося на свет, как известно, 25 августа 1530 года. Это бесспорный факт, единственное разногласие исследователей вызывает лишь частный вопрос: строился ли он в благодарность за уже свершившееся событие или только в связи с молением князя Василия III и его жены Елены Глинской о даровании им чадородия? Есть, правда, версия, согласно которой, церковь была построена в память победы над ханом Ислам-Гиреем в 1528 году.
Имя зодчего, потерянное в веках
Имя архитектора этого дивного творения до сих пор точно не установлено. Некоторые исследователи склонны приписывать авторство итальянскому зодчему Петру Франизску Анибалу. Известно, что он, приехав из Италии, привёз готовый проект вертикальной композиции церкви, который уже успел опробовать в Западной Европе.
Их оппоненты, в свою очередь, считают архитектуру храма продолжением традиций русского деревянного храмового зодчества. Эта церковь предназначалась исключительно для членов царской семьи, что и отразилось в некоторых особенностях её постройки, в частности в относительно небольшом объёме внутренних помещений.
Память о великом событии
Вознесение Господне было также увековечено и в многочисленных храмовых престолах, освящённых в его честь. Практически во всех крупных городах России, с благословения местного епархиального начальства, в церквах и соборах создавались приделы в честь этого события. Ежегодно по завершении Пасхальных торжеств в них совершались престольные праздничные богослужения. Во всех же прочих храмах православной Руси среди святых образов непременно присутствовала икона «Вознесение Господне».
Пасха и Светлая пасхальная седмица в 2020 году: обычаи и традиции
Пасхальная седмица именуется светлой: так было принято с апостольских времен. Также апостолами было введено правило праздновать Пасху 7 дней, и каждый из этих дней называют светлым. Что такое светлая пасхальная седмица, что такое Антипасха и Красная Горка? Об этом я расскажу вам в статье.
Также мы рассмотрим некоторые обряды, которые проводят в это светлое время. Моя кума всегда делает обряды на привлечение достатка и благополучия — результат ощущается целый год. Раньше их семья постоянно испытывала нужду и нехватку денежных средств, а теперь они занимаются благотворительностью — хватает и семье, и нуждающимся людям.
Церковные традиции
В пасхальную седмицу совершаются особенные богослужения, и вместо утренних и вечерних молитв поют Пасхальные часы. После завершения каждой литургии совершают крестный ход как напоминание шествия жен-мироносиц ко гробу Господню. Во время крестного шествия верующие несут зажженные церковные свечи.
В 2020 году Пасха выпадает на 19 апреля.
Отличительной особенностью пасхальных литургий являются открытые Царские Врата, символизирующие Духовный Мир и открытый Гроб Господень. Из евангельских текстов мы знаем, что когда жены-мироносицы подошли ко гробу Господню, то запиравший его камень был отодвинут, а внутри гробницы сидели ангелы. Ангелы и рассказали, что Иисус воскрес из мертвых и указали на свернутые погребальные пелены. Свернутые пелены говорят о том, что тело Христа прошло через них: не нужно было пелены разворачивать.
Если рассматривать иудейскую погребальную традицию, что на пелены уходило 10-12 метров полотна. Причем полотно было цельным. Но воскресшему Иисусу не нужно было разматывать 12 метров полотна, чтобы выйти из Гробницы: он воскрес совершенно в ином теле, не похожем на обычное физическое. Об этом говорит тот факт, что после воскресения он мог свободно проходить через двери: этим он немного напугал своих учеников.
Всю Пасхальную неделю верующие приветствуют друг друга словами: «Христос воскресе! Воистину воскресе!».
Итак, Царские Врата на Пасхальную седмицу остаются открытыми вплоть до субботнего вечера (21-00). Эта традиция перекликается с чисто российской — звон в колокола. На светлой седмице каждый желающий может подняться на колокольню и звонить в колокола. Еще одна особенность этой недели — отмена однодневных обязательных постов в среду и пятницу.
Вплоть до праздника Троицы верующим нельзя класть земные поклоны.
На светлой седмице не венчают и не отпевают. Если нужно похоронить покойного, то вместо традиционных заупокойных молитв священники поют Пасхальные песнопения (больше половины обряда).
Во вторник на светлой седмице чествуют Иверскую Икону Божией Матери, а в пятницу поклоняются иконе «Живоносный источник». В день почитания этой иконы проводят крестный ход и освящают природные источники (если погода благоприятствует).
Артос
Нововоцерковленные христиане мало разбираются в церковной терминологии, потому что она вся состоит из греческих слов. Что такое артос? Это особенный хлеб, который стоит около Царских Врат всю пасхальную седмицу. Эта традиция была установлена апостолами: она как бы символизирует, что церковь ожидает пришествия Христа.
После своего воскресения Господь 40 дней являлся своим ученикам, беседовал с ними, вкушал либо благословлял пищу. После его Вознесения ученики при каждой трапезе ставили дополнительный прибор и клали кусок хлеба — для Учителя. Также они оставляли незанятым центральное место у стола, за которым всегда сидел Христос. Они это делали, полагая, что Христос незримо присутствует рядом с ними.
В память об этой апостольской традиции отцы церкви оставляют хлеб (артос) около Царских Врат, который символизирует веру во Второе пришествие и незримое присутствие Христа рядом с верующими. В светлую субботу над артосом читают особенную молитву, дробят его на кусочки и раздают верующим. Считается, что этот благословенный хлеб может помочь в исцелении от болезней. Его разделяют на маленькие кусочки и вкушают во время болезни. Вкушать артос нужно натощак, как и пить святую воду.
После раздачи артоса Царские Врата закрывают до следующей Пасхальной седмицы.
Антипасха
Сразу по окончании светлой седмицы праздную Антипасху: это следующая за Пасхальной неделя, которая завершается Красной Горкой. Почему первое воскресенье после Пасхи называют Антипасхой? Это греческое название, которое переводится как «вместо Пасхи». По сути, это вторая Пасха, а неделя после нее именуется Фоминой неделей.
Церковь вспоминает ученика Христа Фому, который не смог поверить в воскресение. Для его маловерия необходимо было физически ощутить тело Учителя. Все ученики поверили, что Христос воскрес, кроме Фомы. Поэтому в русском обществе существует такое название как «Фома неверующий». Так называют людей, которые в чем-то сомневаются постоянно.
Почему церковь празднует 8-й день по воскресении Господа, и с чем это связано? Корни праздника уходят в евангельское описание, связанные с учеником Иисуса Фомой. На 8-й день по своем воскресении Учитель явился ученикам, пройдя сквозь двери. Он подошел к Фоме и открыл свои раны. Этот поучительный пример из евангелия говорит о том, что для истинного служения Христу нужна истинная вера, а не маловерие.
Празднование Пасхи продолжается вплоть до Вознесения Господня, только литургии проходят в рабочей обстановке — без пышности. Следует знать, что все 40 дней после Пасхи являются пасхальным периодом, а не только светлая седмица. Поэтому все 40 дней нужно приветствовать христиан восклицанием «Христос Воскресе».
Магическая сила Пасхальной седмицы
Эти сильные энергетически дни можно использовать для совершения различных магических ритуалов.
На исполнение желания
Для того чтобы желание исполнилось, нужно отстоять пасхальную службу и купить в храме 7 свечей. Дома нужно взять чистый лист без клеток и линеек, зажечь одну свечу и взять новую ручку. Эта ручка может быть куплена в любое время, но ее не должны были использовать для написания каких-либо слов или текстов.
Зажигаете свечу, пишете на листе бумаги сначала благодарность небесам за всё, что имеете. Не скупитесь на похвалу, только она должна быть искренней. Ниже пишете свое желание. Теперь нужно всё прочитать вслух. Свечу оставляете догорать. На второй день зажигают вторую свечу и читают запись на листе. И так 7 дней подряд. На седьмой день лист с записью сжигают.
На привлечение женихов
Если девушка желает выйти замуж, в пасхальную седмицу можно привлечь женихов. Для этого обряда нужно покрасить в красный, синий и зеленый цвет 9 яиц (красят в Чистый Четверг). Как яйца высохнут, на них нужно наклеить картинки с венчальной символикой. При этом говорят следующие слова:
Заговор произносить на каждое яйцо. Затем яйца разложить на праздничном блюде и оставить до Пасхи. Пусть стоят на кухне на столе. Пасхальным утром нужно скушать самое больше яйцо, а остальными угостить друзей. Увидите, что будет. Результат обрадует.
Если не найдете венчальной символики, можно просто поцеловать каждое яичко, а потом угостить друзей мужского пола.
Также при праздничном звоне колоколов говорят: Христос воскрес, а ко мне женихи.
На мир и лад в семье
Если в семье постоянно царит недружелюбная обстановка, а родные друг другу как враги, в Пасхальную седмицу можно всё исправить. Для этого непременно нужно отстоять пасхальную службу до конца, освятить яйца и сдобу. Также в церковной лавке нужно приобрести икону Всех Святых и 12 свечей.
В среду утром на Пасхальной седмице встают раньше всех, зажигают 12 свечей (можно их поставить в 12 одноразовых стаканов, наполненных четверговой или обычной солью) перед иконой Всех Святых и читают 12 раз заговор:
Можно читать вслух, можно про себя. Затем угощают домочадцев освященными в церкви яйцами, наливают чай с освященной сдобой. Огарки от свечей, если останутся, нужно отнести в церковь и положить в ведерко для огарков. Не забудьте подать милостыню у церкви.
На увеличение денежного потока
В Пасхальную седмицу можно существенно увеличить свои денежные доходы. Для этого в светлую среду на Пасхальной седмице нужно прийти в храм самой первой на утреннюю службу, подойти к распятию и зажечь свечу. После сказать про себя следующие слова:
Идите домой и ни с кем не разговаривайте. Говорить можно только переступив порог своего дома.
От тяжелой болезни
Обряд проводят на третий день от Пасхи. Берут небольшое количество святой воды (утром натощак) и наговаривают на нее следующие слова:
Наговаривать нужно так, чтобы дыхание касалось поверхности воды. Этой водой умываются 3 вечера подряд перед сном. Перед умыванием читают Отче наш трижды. Лицо не вытирают: вода должна высохнуть сама.
ВОЗНЕСЕНИЕ (40-й день после пасхи)
ВОЗНЕСЕНИЕ (40-й день после пасхи)
Созданная евангелистами земная биография Иисуса Христа заканчивается описанием сцены вознесения его на небо.
В честь вознесения Иисуса православная церковь установила один из своих крупнейших двунадесятых праздников. Отмечается он на сороковой день после пасхи (в четверг шестой недели) и поэтому твердой даты не имеет. Приходится он главным образом на май (от 1 мая до 4 июня по старому стилю).
Если в обоснование всех праздников, посвященных Иисусу Христу, православная церковь ссылается на соответствующие (хотя и противоречивые) указания канонических евангелий, то с обоснованием праздника вознесения дело обстоит гораздо сложнее. В евангелиях от Матфея и от Иоанна вообще ничего не говорится о вознесении. В Евангелии же от Марка об этом «событии» рассказывается очень туманно и неопределенно: «Наконец явился (Иисус) самим одиннадцати (ученикам), возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим его воскресшего не поверили. И так господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную бога» (гл. 16, ст. 14, 19). а этом рассказе не указано ни время, ни место вознесения, но, исходя из его смысла, можно полагать, что «произошло» оно в день воскресения, т. е. в первый день пасхи, из какой-то комнаты или помещения (ведь апостолы возлежали на вечери) в Иерусалиме. В Евангелии же от Луки о вознесении Христа сказано так: «И вывел (Христос) их (учеников) вон из города (Иерусалима) до Вифании и, подняв руки свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отделяться от них и возноситься на небо. Они поклонились ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью» (гл. 24, стр. 50—52).
Так два автора канонических евангелий указывают, что вознесение Иисуса Христа произошло в день воскресения, т. е. на первый день пасхи, а не на сороковой после нее, как утверждают православные богословы. Поэтому церковная литература обходит стороной эти евангельские мифы и обосновывает происхождение праздника вознесения другими источниками.
Дело в том, что в Деяниях апостолов, написание которых приписывается тому же автору, что и Евангелие от Луки, в первой главе рассказывается, как Христос в продолжение сорока дней после своего воскресения являлся апостолам, беседовал с ними о царстве божием и повелел им оставаться в Иерусалиме до сошествия на них святого духа. На сороковой день «он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима» (гл. 1, ст. 11 —12). Несмотря на то что этот рассказ противоречит каноническим евангелиям, все же именно он взят христианской Церковью в обоснование праздника вознесения. Христианский миф о вознесении Христа, как и большинство новозаветных «историй», является продуктом заимствования из дохристианских религий.
Мифы о вознесении богов и героев на небо были широко распространены в эпоху возникновения христианства среди многих народов. У финикийцев, например, был распространен миф о вознесении на небо бога
Адониса, у греков — о вознесении героя Геракла и т. д. Мотив вознесения, тесно связанный с мотивом воскресения, был также во всех мифах древнего культа восточных умирающих и воскресающих божеств. По этим мифам, боги-спасители жили некогда на земле, страдал; умирали, были погребены и затем оказывались среди богов на небе.
Легенды о чудесном вознесении на небо использовались в Римской империи для обожествления император ской власти. Первым римским императором, о котором была создана легенда вознесения его души на небо, был убитый Юлий Цезарь. Душа его преемника императора Августа якобы тоже вознеслась.
Мотив вознесения на небо был не чужд и Ветхому завету. По библейским мифам, некто Енох и пророк Илия были живыми взяты богом на небо, т, е. телесно вознеслись.
Наконец, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, существовало еврейское народное сказание о последних днях жизни пророка Моисея. Согласно этому сказанию, на сороковом году после синайского законодательства (записи на горе Синай заповедей бога) Моисей почувствовал приближение смерти. Тогда он собрал народ и простился с ним, завещая всем бояться бога и исполнять его законы. Затем в сопровождении близких отправился на гору, где его вдруг окружило облако, в котором он скрылся.
Таким образом, у авторов христианской литературы было более чем достаточно материалов для заимствования не только идеи вознесения, но и многих технических деталей этого способа переселения на небо.
Сопоставив рассказ автора Деяний апостолов и народное еврейское сказание, приведенное Иосифом Флавием, мы найдем в них очень много общих моментов: прощальная беседа, предчувствие (предсказание) скорого ухода из мира сего, шествие на гору в сопровождении приближенных, поднимание рук к небу и чудесное исчезновение в облаке. Сорок лет проповеди Моисея превратились в сорок дней поучений и бесед Иисуса с учениками. Все это, конечно, не случайные совпадения, а явные заимствования.
Создав земной образ, земную биографию Иисуса — этого мифического богочеловека, сына божьего, посланного на землю самим богом-отцом для искупления грехов рода человеческого, авторы евангелий и другой раннехристианской литературы не могли по, вполне понятной причине закончить ее сценой казни Христа и похорон его в пещере. Такой конец низводил бы Иисуса до положения обычного смертного и не вязался бы с божественным, сверхъестественным содержанием предыдущих мифов о нем. Сама внутренняя логика новозаветных мифов толкала их творцов на создание необычного конца легенды о земной жизни Иисуса. Миф о вознесении был неизбежен, и он появился.
Где же надо искать его корни?
Дело в том, что при постепенном переходе от кочевого скотоводства к земледелию, а в связи с этим и к оседлому образу жизни, как мы уже говорили, изменялись быт, образ мыслей и религиозные верования людей. Изменялись и религиозные обряды, в частности обряды, связанные с культом мертвых. Например, народы, жившие в гористых местностях, стали хоронить покойников или оставлять тела умерших на вершинах гор, на холмах. Поступая так, люди верили, что тело, лежащее на возвышенности, может быть скорее замечено покинувшей его душой, душа может вернуться к нему и умерший оживет.
Погребение умерших на возвышенностях постепенно привело к появлению поверья о том, что горы, находящиеся ближе к небесам, вообще являются местопребыванием душ умерших. Отсюда недалеко уже было до формирования представления, по которому человек после смерти может с помощью сверхъестественных сил вознестись на небо, в облака. «Поэтому не удивительно, что среди возносящихся на небо богов древности мы видим Митру горного Ирана, Адониса Ливанского хребта, Геракла гористой Эллады, Илию богатого горами Ханана и др. Не удивительно и то, что мифический Иисус Нового завета возносится с вершины горы же, окутанный облаком, — далекий отзвук первобытного горного погребения» (Н. В. Румянцев, Вознесение, троица, духов день, 1930, стр, II).
Таковы истоки христианского мифа о вознесении.
Праздник вознесения установлен в христианской церкви только в VI в.
Занесенный на Русь вместе с христианством, празд ник этот в быту верующих широкого распространения не получил. Не слившись с народными производственными и бытовыми праздниками, вознесение так и осталось чисто религиозным, церковным праздником.
Богослужения на вознесение преследовали цель внушить верующим мысль, что во всех своих невзгодах и печалях они должны уповать на Христа, который уже сходил на землю специально для помощи страждущим. Он вознесся на небо и там является ходатаем за людей перед богом-отцом и шлет им оттуда свою небесную поддержку.
Все сказанное нами о праздниках, посвященных Христу, и прежде всего приведенные многочисленные противоречивые данные евангелистов и раннехристианских авторов о земной жизни Христа, наконец, путаница с датами — все это является еще одним звеном в целой цепи доказательства мифичности этой основной фигуры христианской религии.
Единственно правильным выводом, вытекающим из анализа праздников, посвященных Христу, является следующий. Иисус Христос — личность мифическая, не существовавшая ни в виде сына божьего, ни в виде исторического лица, а праздники, установленные в честь него, созданы христианской церковью путем заимствования, переосмысливания и поглощения ряда дохристианских, языческих праздников, обрядов и обычаев.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
На 40 день после Пасхи православные отмечают Вознесение Господне
Вознесение Господне — один из важных церковных праздников в году, не имеющих постоянной даты. Отмечается он всегда на 40 день после празднования пасхи. В 2018 году праздничный день выпадает на 17 мая. Католики отметят торжественный день, соответственно, раньше 10 мая.
Полное название праздника — Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. По Евангелие, Иисус после Воскрешения больше месяца был на земле среди своих учеников и паствы.
На сороковой день Иисус собрал апостолов на горе Елеон, где благословил их на праведную жизнь и вознесся на небо, к Господу Богу, Отцу своему. Тогда перед учениками Христа явились два ангела, которые оповестили — мессия вернется на землю, когда придет время, и будет судить живых и мертвых за их деяния и мысли. Незримо Господь и Христос всегда должны быть рядом со своей паствой, к ним можно обращаться мысленно в тяжелые и светлые времена — небо никогда не откажет верующим в помощи.
В православии Вознесение входит в число 12 Двунадесятых праздников (они посвящены главным событиям евангельской истории). Приуроченные к нему службы начинаются ещё накануне. Заканчивается пасхальный период, и в среду утром последний раз в году звучат пасхальные песнопения. А вечером служат торжественное Всенощное бдение. На следующий день во время литургии читают Евангелие от Марка, где описаны события восшествия Христа на небо.
Вознесение Господне — как правильно встретить праздник
В торжественный день нужно сходить в церковь и помолиться о спасении души, очищении от грехов и о здоровье своих близких. Считается, что именно в этот праздник небо как никогда близко к верующим и слышит все мольбы.
Праздник всегда выпадает на четверг, а потому поста в этот день нет — кушать можно любую пищу без ограничений.
В народе в этот день отмечали встречу весны и лета, сообщает портал Therussiantimes.com. Считается, что именно в праздник жаркое вступает в свои права и начинает «подвигать» красную на покой. Учитывая, что в этом году праздник выпал на 17 мая, то традиции встречи лета вполне оправданы, ведь синоптики именно к середине мая пророчат приход теплой и даже по-настоящему жаркой погоды.
В селах устраивают веселые гуляния в честь будущего богатого урожая. На Руси пекли пироги с начинкой из зелёного лука, а также особые хлебные кушанья — «лесенки», или «лествицы», на которых обязательно делали семь «перекладин», символизирующих ступени (по числу небес апокалипсиса). Эти лепешки освящали в церкви и с угощением отправлялись в гости к родне.
Хорошей приметой в праздник будет накормить или напоить странника, ведь именно в его обличье может войти в дом сам господь. Верующие стараются быть щедрыми — не отказывать в милостыне бедным и в помощи больным и нуждающимся.
Что нельзя делать в Вознесение Господне
В Вознесение, как и в любой другой праздник запрещено ссориться и ругаться, конфликтовать и выяснять отношения. Верующие стараются быть веселыми и радостными, жалеть и прощать друг друга, быть любезными со знакомыми и незнакомыми, ведь Бог в это время может быть в обличье любого человека.
В народе считается, что в этот день нельзя выносить мусор и плевать на улице, так как можно попасть в путешествующего пока по земле Христа.
В Вознесение грехом считается физический труд — всю тяжелую работу и даже рукоделие лучше отложить на обычный, будничный день.
Приметы на Вознесение Господне
Если курица снесла в этот день яйцо, его нужно подвесить под кровлей жилья. Оно будет защищать жильцов дома от несчастий.
Если на Вознесение хорошая погода, то она продержится до дня Святого Михаила (21 ноября).
Дождливый день предвещал неурожай. Если же дождь пойдет в течение трех дней после Вознесения, то убытки будут немного меньше. Но богатого урожая все равно не стоит ждать.
Роса в этот день считалась целебной, а лечебные свойства трав усиливались и сохранялись до наступления Ивана Купала (7 июля). Поэтому рекомендуется утром умыться росой. Девушкам это поможет сохранить красоту и молодость, а старикам – подарит силы.
Православный календарь с праздниками на 2020 год
Церковные православные праздники разделяют на великие, средние и малые. Великие же, в свою очередь, также подразделяются на три группы. Во-первых, это Святая Пасха, праздник праздников для всех христиан всего мира; Пасха, показывающая нам, что Христос воистину воскрес, явив тем самым непреложное торжество Православия. Во-вторых и в-третьих, это праздники двунадесятые, непереходящие и переходящие.
Двунадесятые праздники — это годичный цикл из 12-ти («двунадесять») торжеств, часть из которых всегда отмечают в одни и те же даты (непереходящие), а другая часть — зависят от дня празднования Пасхи.
По иной классификации эти праздники делятся на Господские и Богородичные.
Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок — однодневный пост.
Сплошные седмицы — недели, в которых нет постов в среду и в пятницу — в 2020 году:
- Поминовение пострадавших в годину гонений за веру Христову – 9февраля
- Суббота мясопустная – 22 февраля
- Суббота 2-й седмицы Великого поста – 14марта
- Суббота 3-й седмицы Великого поста – 21марта
- Суббота 4-й седмицы Великого поста – 28 марта
- Поминовение усопших воинов – 9 мая
- Радоница – 28 апреля
- Суббота Троицкая – 6 июня
- Суббота Димитриевская – 7ноября
И для примера приведу цитату протоиерея Игоря Фомина, который объясняет, с каким светским праздником можно сравнить двунадесятое торжество.
— День города может быть таким аналогом? Нет. Совершенно непонятный праздник, веселье с поводом, но без причины — без смысла, — считает отец Игорь. — Так же и Новый год, к примеру, — праздник всеми любимый, но пустой: ночью пошуметь, посидеть за богатым столом. Пожалуй, единственный праздник, который можно сравнить с двунадесятыми праздниками — 9 мая. День победы тоже вдохновляет, наставляет, дает жизненные ориентиры. Когда мы слышим само его название «День победы», все внутри отзывается. Подобные чувства возникают в душе верующего, когда он слышит словосочетание «двунадесятые праздники». Когда человек уже здесь, на земле, может соединиться с Богом. Они дают нам надежду, пробуждают в сердцах любовь и укрепляют веру.
По преданию, родители Девы Марии Иоаким и Анна были людьми весьма благочестивыми. Жили они в достатке, но не кичились им, а за все благодарили Бога и раздавали милостыню. Одно огорчало Иоакима и Анну — они были бездетны, хоть и в годах. Окружающие судили их: якобы бесплодие — это наказание за какие-то страшные грехи. Как-то раз Иоаким принес дары в храм, но был жестоко высмеян присутствующими. «Как ты можешь, мол, приходить сюда, если ты бесплоден».
Иоаким настолько был огорчен, что ушел в пустыню, где беспрестанно молился и постился. Анна же оставалась в доме и тоже молилась, искренне считая себя виновницей их бездетности.
И когда в сердцах обоих супругов от горя не осталось ни капли гордыни и тщеславия, Господь явил им Свою милость. Ангел Божий явился сначала Анне, а потом и Иоакиму, сказав, что их молитвы услышаны и они родят ребенка, которого будет славить весь мир.
Тропарь праздника:
Рождество Твое, Богородице Дево, /
радость возвести всей вселенней: /
из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, /
и разрушив клятву, даде благословение, /
и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Иерусалим. 326 год от Рождества Христова. В этом году византийская царица Елена, будучи в преклонном возрасте, но абсолютно ясном уме, отправилась в Палестину, чтобы найти место захоронения Креста Господня, на котором он был распят. Стоит ли говорить, что сия реликвия и по сей день имеет величайшую ценность у христиан.
Что любопытно, царице удалось отыскать одного пожилого человека, который указал на некую заваленную мусором пещеру под языческим храмом. Очевидно, спустя 293 года в тех местах люди из уст в уста передавали друг другу историю страшного распятия Христа и чтили его святость. Елена велела раскопать пещеру и обнаружила там три креста, а рядом табличку «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Какой из этих крестов — Христов?
Сильна была вера царицы и сопровождающего ее патриарха Макария. Они стали прикладывать эти кресты к болящей женщине, в надежде, что Господь явит чудо исцеления через животворящую силу Своего Креста. Так и произошло. Болящие исцелялись, мертвые воскресали.
Когда от сомнений не осталось и следа, патриарх Макарий трижды поднял (воздвиг) Крест на возвышении, а народ, прознавший о Великом Чуде, кланялся святыне.
Тропарь праздника:
Спаси, Господи, люди Твоя /
и благослови достояние Твое, /
победы православным христианом на сопротивныя даруя /
и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.
Когда Деве Марии исполнилось 3 года, родители Иоаким и Анна привели ее в Иерусалимский храм. Так они выполнили обет, который дали Богу, молясь о том, чтобы Он дал им ребенка.
Этот день был особенным в жизни маленькой девочки. В доме Иоакима собрались многочисленные родственники, друзья, соседи. Все дружно наблюдали за тем, как родители облачают дитё в нарядные одежды. После вся с песнями и зажженными свечами устремились к храму.
В святой обители трехлетнюю девочку ждали священники во главе с первосвященником. Ребенку предстояло взойти по 15-ти высоким ступеням. По легенде, Мария легко взобралась на них, словно ей помогал сам Господь. К удивлению присутствующих, первосвященник взял малышку за руку и ввел ее самое святое место в храме, так и называемое Святое святых, куда не дозволялось входить никому, кроме первосвященника и только раз в году.
По свидетельству историка Иосифа Флавия, Дева Мария, скорее всего, жила в одном из помещений, предназначенных для благочестивых дев, рукодельничала и молилась Богу. Но в то же время свидетельств, как росла девочка, не осталось. В Евангелии одно из первых упоминаний Богородицы связано с явлением Ей Архангела Гавриила. Но это уже совсем другая история.
Тропарь праздника:
Днесь благоволения Божия предображение / и человеков спасения проповедание / в храме Божии ясно Дева является / и Христа всем предвозвещает. / Той и мы велегласно возопиим: / радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.