4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Пасхальное яйцо фаберже

Как появилось самое дорогое пасхальное яйцо Фаберже, и кто его забытая создательница

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1913 год для России был особенным. Весной отмечался юбилей — 300-летие династии Романовых, и Николай II хотел преподнести своей матери, императрице Марии Фёдоровне, на Пасху особенный подарок. И таким подарком стало «Зимнее яйцо», одно из самых эффектных и ценных творений Фаберже.

Это яйцо совершенно уникально. Его скорлупа выточена из очень хрупкого материала – прозрачного горного хрусталя. А инкрустирована она мелкими бриллиантами (около 1300 штук), рисунок из которых имитирует морозный узор. Основание яйца также выполнено из горного хрусталя, и напоминает кусок тающего льда, по которому стекают «ручьи» из платины и алмазов.

Яйцо разделено на две прозрачные половинки. При их раскрытии обнаруживается сюрприз – корзиночка с букетом белых цветов — подснежников, символизирующих пробуждение природы, наступление весны.

Корзиночка сделана из платины и украшена алмазами розового цвета. Подснежники же вырезаны из белого кварца, а их листья – из нефрита и зеленого кварца. Это яйцо обошлось Николаю II в 24 600 рублей.

О знаменитых драгоценных яйцах Фаберже слышали, конечно же, все. Но мастер не создавал их собственноручно. Над этими шедеврами, прославляя тем самым фирму и имя самого Фаберже, трудилось немало волшебников-ювелиров, о которых, к сожалению, известно совсем немного.
Кто же является автором знаменитого «Зимнего яйца»?

Дизайнер Альма Пиль

Родилась Альма в 1888 году в Москве в семье потомственных ювелиров, перебравшихся в Россию из Финляндии. Ее отец руководил московским филиалом мастерских фирмы Фаберже, а дед, ювелир Август-Вильгельм Хольмстрём, владел мастерской в Петербурге. Так что стать ювелиром Альме было предначертано судьбой.
После того, как Альма проработала некоторое время рисовальщицей в ювелирной мастерской своего дяди, Альберта Хольмстрёма, она была принята на работу в фирму Фаберже, в 1909 году. Надо сказать, что это был уникальный случай. Художница-самоучка, Альма Пиль была первой и единственной женщиной-дизайнером, работавшей у Фаберже.

А уже в начале 1910-х годов наступил ее звездный час. Фирма Фаберже получила срочный заказ от известного нефтяного магната Эммануила Нобеля, приходившегося племянником не менее знаменитому Альфреду Нобелю. Нужно было изготовить для подарков сорок брошей, элегантных и, непременно, оригинальных.
Альма разработала необычный «морозный» узор из нетающего снега и льда, редчайший узор, ранее никогда не использовавшийся в ювелирном деле. Это были снежинки из платины, украшенные мерцающими бриллиантами. Каждая брошь имела свой оригинальный рисунок.

С тех пор имя Альмы стало самым тесным образом связано с зимой, со льдом и снежинками. В 1912 году она использовала свой любимый «морозный узор» в виде «инея» из платины с бриллиантами при создании пасхального яйца для Нобеля. В качестве сюрприза в этом «ледяном» яйце были спрятаны часики-кулон.

И, конечно же, Альма принимала самое непосредственное участие в создании «Зимнего яйца», ставшего вершиной ее творчества. Мотив его необычного дизайна подсказала сама природа — снежок, искрящийся на весеннем солнышке. Пасха в тот год была ранней.

Еще один шедевр, ставший всемирно известным, Альма создала в 1914 году.

Революция 1917 года оборвала блестящую карьеру Альмы, и имя ее на долгие годы оказалось забытым. В 1921 году вместе с мужем она эмигрировала в Финлядию, где работала учителем рисования.
Вспомнили о знаменитом дизайнере Альме Пиль лишь после смерти, когда были случайно найдены ее альбомы с чудесными эскизами ювелирных изделий.

По следам «Зимнего яйца»

После революции драгоценные изделия императорской семьи были конфискованы большевиками, многое из этого «буржуазного барахла» было распродано. Не миновала эта участь и шедевры Фаберже.
В 1927 году «Зимнее яйцо» вывез из России английский торговец Эммануэль Сноумен (интересно, что его фамилия под стать купленному шедевру – переводится как «снежный человек»). Купил он его за 500 фунтов стерлингов.
В 1949 году владельцем ювелирного шедевра стал Брайен Ледбрук, который в 1975 году умер, а «Зимнее яйцо» таинственным образом исчезло.
Долгие годы о нем не было никаких сведений. Но каким-то счастливым образом яйцо все же нашлось – оказывается, хранилось оно в одном из сейфов Лондонского банка. И случилось это в 1994 году.
Когда осенью этого же года «Зимнее яйцо» было выставлено на торгах аукциона «Кристис», это была настоящая сенсация. Взглянуть на шедевр, долгое время считавшийся утраченным, в Женеву съехались заинтересованные лица со всего мира. Когда сокровище внесли в зал перед началом торгов, все присутствующие в зале люди встали.

Лот, конечно же, был продан, и продан за баснословную сумму — $5,5 млн. До этого ни за одно драгоценное изделие такие деньги на аукционах не давали.
В 2002 году «Зимнее яйцо» вновь было выставлено на продажу, и его выкупил эмир Катара Хамад бин Халифа Аль Тани, отдавший за него $9,6 млн. В его коллекции яйцо находится до сих пор.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Пасхальные яйца Карла Фаберже

Яйца Фаберже одни из самых дорогих ювелирных изделий в мире. Воистину царский подарок. Первое яйцо Фаберже появилось в 1885 году. Оно было заказано российским императором Александром III как пасхальный подарок для своей супруги Марии Фёдоровны. И за создание этого подарка взялись Карл Фаберже и ювелиры его фирмы.

Карл Фаберже родился в России, в Санкт-Петербурге. Родился он в 1846 году в семье немца из Эстонии Густава Фаберже и дочери датского художника Шарлотты Юнгштедт. Ещё в 1842 году его отец основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге, Карл также с юных лет обучался ювелирному мастерству и в 24 года возглавил фирму отца. А в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III, фирма Фаберже стала получать заказы от императорского двора. Славились изделия фирмы Фаберже и в Европе, так в Париже Карл Фаберже был удостоен звания «Мастера Парижской Гильдии Ювелиров». После революции Фаберже закрывает свою фирму и эмигрирует в Лозанну, Швейцария, где и умирает в 1920 году. Его сыновья в 1923 году основали в Париже фирму «Фаберже и К».

Карл Фаберже производил разнообразные ювелирные изделия, но славу принесли ему именно ювелирные яйца, известные на весь мир как яйца Фаберже.

Кстати, первое созданное им яйцо 1885 года имело свой прообраз. В XVIII веке изготовлялись ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри, а в самой курочке находилась корона, а в короне – кольцо. Именно таким и было первое, созданное Фаберже в 1885 году, яйцо. Яйцо, подаренное императрице Марии Фёдоровне, которая, как и сам Карл Фаберже, имела датские корни. Ведь одно из трёх подобных сохранившихся от XVIII века яиц как раз таки и хранится в датском замке Розенборг (Копенгаген).

Позже фирмой Фаберже был изготовлен ещё ряд пасхальных яиц. Всего в мире существует 71 одно яйцо фирмы Фаберже. И 54 из них были императорскими. Александр III стал основателем традиции, на Пасху он дарил своей супруге Марии Фёдоровне яйца Фаберже, после его смерти эту традицию продолжил его сын – Николай II. Он дарил пасхальные яйца Фаберже как своей супруге Александре Фёдоровне, так и своей матери – Марии Фёдоровне.

Также существует и около 15 яиц сделанных фирмой Фаберже для частных лиц. И если императорские яйца каждый раз были новыми, каждый раз с новым сюрпризом внутри, и их изготовлением фирма начинала заниматься за год до следующей Пасхи, то яйца Фаберже для частных лиц чаще копируют сюжеты императорских. Так известно 7 яиц, принадлежащих семье Кельха. Предприниматель, золотопромышленник, Александр Кельх, как и император, на Пасху дарил своей супруге яйца Фаберже. Первое яйцо Кельха, которое так и называется «Курочка Кельха» копирует сюжет первого императорского «Куриного» яйца. Но вскоре супруги Кельх разошлись, да и их финансовое положение ухудшилось. Яйцами Фаберже они более не интересовались. Также не императорские яйца Фаберже были сделаны на заказ для Феликса Юсупова (представителя достаточно богатой знатной семьи, в будущем убийцы так ценимого императрицей Александрой Фёдоровной Распутина), племянника Альфреда Нобеля, Ротшильдов, герцогини Мальборо.

Императорские яйца Фаберже имели достаточно разнообразные сюжеты: это могли быть яйца-часы или яйца с различными фигурками внутри, в самих яйцах также в качестве сюрприза могли находиться различные миниатюры, к примеру, существовало «Яйцо с вращающимися миниатюрами», внутри которого находилось 12 миниатюр с изображениями памятных для императора мест. Самым дорогим из яиц Фаберже, оплаченных Романовыми, считается яйцо «Зимнее». Оно было выполнено из бриллиантов, хрусталя и опалов. Сюрпризом этого яйца была корзина с анемонами.

Пасхальные яйца Карла Фаберже после октябрьского переворота.

В годы революции некоторые из яиц Фаберже были утеряны, большинство – перевезены в Кремль, где они и хранились до 1930 года. В 1930 году началась распродажа многих предметов, которые, несомненно, составляли русское культурное наследие, из-за нехватки финансовых средств у советской власти. Были проданы и многие яйца Фаберже. Многие из них были куплены Армандом Хаммером и Эммануэлем Сноумэном Варцким. Ярым коллекционером яиц Фаберже был и Форбс. Его коллекция состояла из 11 императорских и 4 частных яиц Фаберже. В 2004 году эта коллекция была выставлена на аукцион, до начала которого и была полностью выкуплена российским олигархом Виктором Вексельбергом. Так некоторые из яиц Фаберже вновь вернулись на родину.

Сегодня в России яйца Фаберже можно увидеть в Оружейной палате (10 штук), собрание Вексельберга, Русском национальном музее и Минералогическом музее им. А. Е. Ферсмана РАН.

Читать еще:  Блины 2 яйца

Многие из яиц Фаберже находятся в различных коллекциях в США. Несколько штук этих миниатюрных сокровищ присутствуют и в коллекциях английской королевы Елизаветы II, Альбера принца Монако.

У каждого из яиц Фаберже своя судьба, своя история. Только одно из яиц Фаберже «Георгиевское» смогло покинуть революционную Россию вместе со своей законной владелицей, императрицей Марией Фёдоровной, матерью последнего российского императора Николая II.

«Георгиевское» яйцо было создано в 1915 году, после получения Николаем II награды «Орден Святого Георгия». Ранее этой награды был удостоен и его сын Алексей, за свои посещения линии фронта. Николай II заказал это яйцо специально для своей матери. Сюрпризом служил его портрет. Мария Фёдоровна горячо благодарила сына за подарок и писала:
«Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами, добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво. Очень грустно не быть вместе. От души желаю тебе, мой дорогой милый Ники, всего лучшего и всего светлого и успех во всем. Горячо тебя любящая твоя старая Мама».

Mary Katrantzou 2011/2012

Сегодня существует целый сайт коллекции Вексельберга (https://www.treasuresofimperialrussia.com/r_explore.html), на котором можно подробно ознакомиться с историей каждого из яиц Фаберже, находящихся в этой коллекции.

Нельзя утверждать, что все яйца создал именно сам Карл Фаберже. Ведь как только поступал новый заказ, над ним сразу же начинала трудиться целая команда ювелиров фирмы. Имена многих из них сохранились. Это и Август Хольстром, и Генрик Вигстром, и Эрик Коллин. И Михаил Перхин, который работал над созданием яиц Кельха.

Но кроме подлинных яиц Фаберже известны и их многочисленные подделки, которые иногда по своему изяществу ничуть не уступают оригиналам. Так в середине 1990-ых в Метрополитэн-музей (Нью-Йорк, США) проходила целая выставка, посвящённая поддельным яйцам Фаберже.

С 1937 года бренд Фаберже не принадлежит потомкам самого Карла Фаберже, которые продали его американцу Сэмюэлу Рубину. В XX веке под этим брендом выпускались самые различные товары: от парфюмерии и одежды до кинофильмов. А в 2009 году появился ювелирный дом Faberge, который принадлежит южноафриканскому бизнесмену Брайну Гилбертсону. Он в 2007 году приобрел все права на бренд. В 2011 году российский бизнесмен Виктор Вексельберг пытался выкупить бренд Faberge, но ему это не удалось.

Такова история самых известных, самых роскошных, самых сказочных и самых дорогих пасхальных яиц.

galeneastro

LiveEphemeris

Великолепие пасхальных яиц Фаберже

Яйца Фаберже — уникальная серия ювелирных изделий фирмы Карла Фаберже, создававшаяся между 1885 и 1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей.
В XIX веке Русская православная церковь сохранила традицию Пасхальных празднеств. После нескольких покушений на жизнь император Александр III желал, чтобы его супруга отбросила печальные мысли в Пасху. В качестве традиционного подарка в день Пасхи 1885 года яйцо Карла Фаберже было преподнесено Марии Фёдоровне.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Фёдоровне, новой императрице. Это положило начало традиции, которая продолжалась 32 лет.
Пасхальные яйца, созданные Карлом Фаберже для императорской семьи, сегодня оцениваются в миллионы долларов и считаются непревзойденными образцами ювелирного мастерства.

«Курочка» («Первое императорское пасхальное яйцо»)

Яйцо «Пётр Великий», 1903г. Внутри модель Медного всадника. 4 миниатюры по бокам с видами Петербурга. К двухсотлетию основания города. Стиль рококо.

Яйцо «Гризайль» (Екатерины Великой). Яйцо известно и под другими названиями — «Розовые камеи». Яйцо изготовлено на императорской придворной ювелирной фирме Карла Фаберже. Дата изготовления -1914 год. Мастер- ювелир — Генрих Вигстрем. Горный хрусталь, золото, красная эмаль.

«Синее яйцо-часы со змеёй» было сделано в 1895 году и стало первым из императорских яиц Фаберже, подаренных Николаем II своей матери, вдовствующей императрице Марие Фёдоровне. Император Александр III сделал заказ пасхального яйца в фирме Фаберже в 1894 году, однако, после его трагической смерти в 1894 году и оно было вручено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне её сыном, Николаем II на Пасху 1895 года.

Яйцо, посвященное коронации императора Николая II – «Коронационное».
Изготовлено в 1897 году. Внутрь яйца вкладывается миниатюрная модель кареты – сюрприз. В этой карете император Николай II и императрица Александра Федоровна ехали на коронацию. Цветовая гамма яйца напоминает цветовую гамму коронационного платья императрицы.

Яйцо «Ландыши» изготовлено на придворной императорской ювелирнй фирме Карла Фаберже в 1898 году. Мастер-ювелир — Михаил Перхин. Золото, прозрачная золотая и розовая эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, хрусталь, слоновая кость. Яйцо украшено любимыми цветами императрицы и ее любимыми драгоценными камнями.

«Кавказское яйцо», 1893 г
Внутри яйца — миниатюры мест Кавказа, где жил великий князь Георгий Александрович.

«Конный памятник Александру III»,, 1910 год. Внутри модель памятника императору работы Паоло Трубецкого.

Яхта «Штандарт» Изображение яхты императора Александра III. Используется горный хрусталь и ляпис-лазурь. Яхта из золота.

«Память Азова»,
Внутри модель фрегата«Память Азова», на котором цесаревич Николай Александрович и его брат Георгий Александрович совершили плавание на Дальний восток в 1890 -1891 годах. Ювелиры —Михаил Перхин Юрий Николай. Изготовлен из нефрита, в стиле рококо.

«Транссибирская магистраль»,1900 г
Яйцо, созданное в честь строительства и открытияТранссибирской магистрали. На яйце отчеканена карта империи с магистралью. Сюрприз — модель поезда. Ювелир — Михаил Перхин

Яйцо «Московский Кремль», самое большое из яиц. Изображён Успенский собор. Через окна виден интерьер храма. Заводные часы.
Это пасхальное яйцо было сделано в память пребывания царя с царицей в Первопрестольной златоглавой столице во время празднования Пасхи в 1903 году

Яйцо «Пеликан». Яйцо разворачивается на 8 пластин-миниатюр с учреждениями, основанными Вдовой Императрицей Марией Фёдоровной. Пеликан — символ благотворительности.

Яйцо «Ренессанс» было создано и передано императоруАлександру III в 1894 году, став последним подаренным им пасхальным яйцом императрице Марии Фёдоровне.

«Яйцо с решеткой и розами». Яйцо было создано по заказу Николая II в 1907, который подарил его своей жене Александре Фёдоровне на третью годовщину рождения царевича Алексея.

«Колыбель с гирляндами» («Трофеи любви»), 1907 год. Создано в стиле Людовика ХVI. Подарено императором Николаем II его жене императрице Александре Федоровне по случаю рождения царевича Алексея Николайевича, долгожданного наследника престола Романовых.

Яйцо «Царевич Алексей»

«Мозаичное», 1914 год. Сюрприз — камея с профилями детей. Последнее яйцо предвоенного времени. (Коллекция королевы Елизаветы II) «Мозаичное».

Яйцо «Клевер» выполнено в стиле модерн в 1902 году. Его форму образует узор из стеблей и листьев левера. Часть листьев заполнена светло-зеленой прозрачной эмалью, а некоторые листки украшены мелкими алмазами. Между листьев вьются тоненькие ленточки, изложенные рубинами.

Яйцо Фаберже «Цветы яблони» 1901г. Крупное яйцо «Яблоневый цвет» сделано в виде шкатулки для драгоценностей.

Яйцо «Павлин». На изделии стоит клеймо придворной ювелирной фирмы Карла Фаберже. Сделано в 1908 году.

«Корзинка цветов», 1901 г . Цветы выполнены из золота и раскрашены разноцветной эмалью. «Сюрприз» яйца был утерян. Ножка поломана и утрачена, реставрированная позже. Яйцо было подарено императором супруге — императрице Александре Федоровне на Пасху 1901 года. Яйцо хранится в коллекции Английской королевы – Елизаветы.

Яйцо «Анютины глазки» сделано в 1899 году по заказу Николая II, подарищего его своей матери, императрице Марии Фёдоровне. На данный момент оно находится в Новом Орлеане, США.

Пасхальное яйцо «Весенние цветы» , изготовленное около 1899. Существует мнение, что яйцо было подарено вдовствующей императрице Марии Фёдоровне кем-то из её близких родственников.

Яйцо «Херувим и колесница»
Подарочная копия яйца Фаберже. Пасхальное яйцо
было создано и передано императору Александру III в 1888 году. Малахитовое яйцо «Херувим и колесница» является одним из утерянных императорских пасхальных яиц, поэтому доступных сведений о нём мало

Яйцо « Александровский дворец»
Нефритовое пасхальное яйцо изготовлено в 1908 году по заказу Николая II. Ювелирное яйцо «Александровский дворец», состоит из двух шарнирносоединённых частей, инкрустировано золотом и драгоценными камнями, украшено пятью миниатюрными акварелями — портретами детей Николая II, обрамлёнными алмазами.

История пасхальных яиц Фаберже

На протяжении трех десятилетий петербуржский ювелир Петер Карл Фаберже разрабатывал модели самых роскошных и оригинальных изделий, достойных звания подарка, который царь преподносит своей супруге на Пасху. После смерти Александра III в 1894 году его сын Николай II продолжил традицию и даже стал заказывать по два яйца в год, одно – для матери, другое – для своей жены Александры. Каждое яйцо уникально. Зачастую в них лежал специальный сюрприз. Краткая история пасхальных яиц Фаберже – в материале Concepture.

Эта история началась с подарка жене на Пасху. Но даритель и сам подарок были необычными – этот заказ в 1885 году сделал император Александр III для своей жены Марии Федоровны. Российский самодержец хотел порадовать супругу подарком, который напомнил бы ей о детстве. Возможно поэтому взявший заказ Карл Фаберже выбрал в качестве образца яйцо, изготовленное в начале XVIII века – такое яйцо было в коллекции замка Розенборг в Копенгагене, откуда Мария София Фредерика Дагмар и была родом. Так появилось первое яйцо Фаберже под названием «Курочка». Снаружи оно было покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота – золотая курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятаны небольшая копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном.

Читать еще:  Быстрый пирог на яйцах

Первое императорское яйцо было создано в 1885 году по заказу царя Александра III, который хотел преподнести его в качестве подарка своей жене, императрице Марии Федоровне. Для этого царь Александр обратился к отмеченному наградами ювелиру Петеру Карлу Фаберже, который возглавлял «Дом Фаберже». Компания была основана в 1842 году Густавом Фаберже, а после его смерти в 1882 году была унаследована его сыном Карлом. За время своей работы Дом Фаберже заработал репутацию искусных ювелиров, но венцом их мастерства, а заодно и пропуском в историю стали именно яйца для царской семьи.

Считается, что в качестве прообраза для своего первого яйца Карл Фаберже использовал Саксонское королевское яйцо XVIII века, которое он увидел в дрезденском музее «Зеленый свод» (три его экземпляра существуют и поныне – в Дрездене, Вене и Копенгагене). Это было золотое яйцо, в которое помещалась золотая курочка, золотая корона и кольцо. Вдохновленный этим удивительным изделием, Фаберже создал свою версию яйца. Покрытое белой эмалью, оно содержало в себе золотой желток, в желтке заключалась маленькая золотая курочка, а внутри самой курочки помещались рубиновые корона и подвеска. Этот последний «сюрприз» – такие призы прятались в большинстве яиц Фаберже – был добавлен по просьбе царя. В дальнейшем, однако, его величество редко выказывал какие-то пожелания относительно сюрпризов.

Для изготовления яйца требовалось от одного до двух лет работы. В каждом изделии участвовала целая команда ювелиров разной специализации – искусные кузнецы, мастера обработки алмазов, специалисты по работе с эмалью, художники, занимавшиеся росписью изящных изделий. Производством руководили два старших мастера, но во главе стоял сам Фаберже. Впрочем, концепты новых яиц придумывал не только сам мэтр, ведь помимо дизайна требовалось заниматься и множеством других аспектов. Можно сказать, что в этом плане Фаберже был своего рода оркестровым дирижером, который согласовывал действия всех своих мастеров, чтобы на выходе получить то, что нужно.

мимо эстетических и материальных соображений, яйца должны были сообщать личные черты, характерные для Романовых. Фаберже разрабатывал идеи или предметы, которые имели особое значение для жены и матери царя. Так, несколько яиц были украшены (или содержали в себе) крошечные портреты членов царской семьи, с большим старанием выведенные на слоновой кости специалистами по миниатюрной живописи. Фаберже преуспевал в выполнении столь деликатной работы, из года в год сохраняя эффект приятной неожиданности. То, каким будет новое пасхальное яйцо, держалось в строжайшем секрете – этого нельзя было знать даже самому царю.

Еще на момент производства императорские яйца снискали статус высокохудожественного новаторства, став флагманским изделием Дома Фаберже. Некоторые из яиц выставлялись на Парижской всемирной выставке 1900 года, а также на выставке в Санкт-Петербурге в 1902 году. Уже в то время яйца Фаберже воспринимались как нечто небывалое, оказывая влияние на вкусы общественности. Другие ювелиры тоже начали делать свои яйца. В то же время Дом Фаберже начал принимать заказы на оригинальные яйца не только от царя, но и от других знатных и богатых персон. Всего было произведено около 70 яиц.

Каждый год Фаберже старался привносить в свое главное изделие что-то новое – например, используя какие-то неожиданные материалы или же придумывая новые приспособления, такие как когтистый постамент, встроенные часы или же механические игрушки в форме птичек или слонов. А, например, в разработке «Зимнего яйца» участвовала Альма Пиль – женщина-художница, создавшая уникальный стиль «изморозь на хрустале». Последние же императорские яйца, созданные в 1916 году, содержат в себе отголосок нестабильности исторического момента, а также предвестие начала конца Дома Фаберже. В годы войны яйца стали менее изысканными и более строгими, отражая характер политической жизни тех времен.

В 1916 году Петер Карл Фаберже руководил производством двух декоративных яиц, которые в апреле 1917 должны были стать пасхальными подарками для императрицы Марии Федоровны и царицы Александры Федоровны. Однако Фаберже так и не удалось закончить работу над этими яйцами, а благородным женщинам так и не довелось увидеть свои подарки. Царствование Романовых, длившееся три столетия, было прервано. Семья была вынуждена покинуть город, бросив помимо прочего и 50 императорских яиц Фаберже, созданных между 1885 и 1916 гг. Эти предметы роскоши, окутанные интимным ореолом царской семьи, стали впоследствии символом императорского дома и дореволюционной России в целом. Вскоре мастерская Фаберже распалась, поскольку многие работники отправились на войну. Сам Карл Фаберже бежал в Швейцарию, где он умер спустя два года.

Во время революции императорские яйца были выкрадены и перевезены в Москву; многие из них были распроданы, десять в итоге оказались в Оружейной палате московского Кремля, еще восемь были утеряны. По сути, большевикам не было дела до художественной ценности яиц Фаберже – важнее было получить за них как можно больше денег. В ряде случаев сюрпризы из яиц продавались отдельно, из-за чего комплектация некоторых из сохранившихся яиц теперь неполная. Некоторые яйца со временем оказались у частных торговцев, которые перевезли изделия в США, чтобы продать их местным богачам.

В настоящее время сохранившиеся яйца Фаберже рассеяны по всему миру. Самые обширные коллекции собраны в Оружейной палате (Москва) и Музее Фаберже (Санкт-Петербург). Третья по величине – коллекция Пратта в Виргинском музее изобразительных искусств. Еще три яйца, ранее принадлежавшие Матильде Геддингс Грей, сейчас находятся в нью-йоркском Метрополитан-музее. Наконец, еще три яйца принадлежат королевской семье Великобритании.

В Музее Фаберже, открытом в 2013 году, хранится девять императорских яиц – все из коллекции российского бизнесмена Виктора Вексельберга. Он приобрел эту коллекцию в 2004 году у американского предпринимателя и издателя Малкольма Форбса, который обширностью своей коллекции хотел навязать конкуренцию Оружейной палате. Не исключено, что современный ажиотаж вокруг яиц Фаберже не в последнюю очередь связан с фигурой Форбса, чьи коллекционерские ухватки не только вызвали повышение цен на яйца, но и привлекли к ним всеобщее внимание.

Живой интерес к яйцам Фаберже сохраняется и на это, пожалуй, есть много причин. Большинство экспертов сходятся во мнении, что тут имеет значение превосходное качество и уникальность изделий Фаберже, их сентиментальная и ностальгическая ценность в связи с драматичной историей семьи Романовых, а также астрономические суммы, в которые яйца Фаберже оцениваются сегодня.

Спустя сто лет яйца Фаберже всё так же остаются несравненным произведением ювелирного мастерства. Учитывая сопутствующий культурный резонанс, это своего рода «Мона Лиза» от истории декоративных искусств. Из 50 императорских яиц до нас, насколько известно, дошло 43 – сейчас их можно найти в музеях и частных коллекциях по всему миру. Являя собой образец ювелирного дела, на котором лежит печать декаданса, яйца Фаберже продолжают будоражить воображение.

Пасхальное яйцо фаберже

Наполеоновское. 1912. К столетней годовщине войны с Наполеоном. Подарок Марии Федоровне. Сюрприз — ширма с шестью миниатюрами, изображающими представителей полков, почётным полковником которых была императрица.

Символом эпохи и исчезнувшей Российской империи, ее богатства и процветания, вершиной русского ювелирного мастерства по праву считаются Пасхальные яйца Фаберже. Именно они сделали имя русского ювелира знаменитым во всем мире, имя, которое с придыханием произносится сегодня в Европе и Америке.

Яйца Фаберже являются чудом не только ювелирного мастерства, но и механики: каждое яйцо имеет свой сюрприз. Им были или часы, или музыкальные шкатулки, или маленькие поезда, проезжавшие несколько метров, или павлин, имитировавший походку настоящей птицы, или шагающие мавры, или миниатюрные картины.

История создания императорской коллекции Пасхальных яиц, их пропажи, обретения, а потом — многочисленных подделок обросла легендами, тайнами, криминальными историями и именами, все больше европейскими и американскими. Об этих чудо яйцах для миллионеров написаны тома научных и искусствоведческих исследований и десятки криминальных романов и детективов.

Но сегодня даже бренд фирмы Фаберже давно не принадлежит России, а все попытки Виктора Вексельберга выкупить его оказались тщетными. Знаменитый русский ювелир с немецко-франко-датскими корнями Карл Фаберже тридцать два года (1885-1917) изготавливал для императорской семьи Романовых знаменитые Пасхальные яйца — по одному в год, а кроме них еще и для других богатых частных заказчиков.

Начало знаменитой ювелирной династии уходит корнями во Францию (отсюда — французская фамилия), к далеким предкам-гугенотам. Самое первое Пасхальное яйцо (1885) было изготовлено Карлом Фаберже вовсе не к Пасхе (пусть и в форме яйца), а к двадцатилетию помолвки в 1866 году Александра III с дочерью датского короля Марией Дагмар, при крещении в православие получившей имя Марии Федоровны.

Курочка. 1885. Подарок Марии Федоровне. Сюрприз — курочка с короной и кольцом. Корона утрачена

Яйцо было изготовлено по образцу пасхального подарка XVIII века в виде простого куриного яйца, внутри которого находился сюрприз: курочка, в которой в свою очередь была корона, а в короне – кольцо. Словом, подарок-сюрприз в виде русской матрешки. Одно из таких яиц XVIII века можно увидеть и сегодня в замке Розенборг в Копенгагене.

Яйца превратились в праздничные Пасхальные с легкой руки императрицы Дагмар, которая так восхитилась подарком, что заказала Карлу Фаберже ежегодно изготавливать по одному Пасхальному яйцу с обязательным условием, чтобы ни одно из них не повторяло предыдущие и обязательно имело сюрприз.

Так было положено начало императорской традиции, просуществовавшей вплоть до отречения Николая II от царского престола. Александр III на протяжении десяти лет заказывал только одно яйцо – для своей жены, а после смерти императора его сын, Николай II, заказывал два яйца: одно для своей матушки – Марии Федоровны, вдовы Александра III, второе — для жены, действующей императрицы Александры Федоровны.

Читать еще:  Вареное яйцо рецепты

Херувим и колесница. 1888. Подарок Марии Федоровне. Сюрприз — в яйце — херувим с часами

Мария Федоровна в общей сложности получила тридцать из пятидесяти двух императорских яиц, но вывезти ей удалось в родную Данию в 1919 лишь одно — Георгиевское, последнее из подаренных ей на Пасху-1916. На нем – орден святого Георгия, а внутри сюрприз: миниатюрный портрет Николая II. Двадцать яиц подарены Александре Федоровне. Два последних (к Пасхе 1917) не были закончены, но известно, кому каждое из них предназначалось в подарок.

Наиболее ценными из пятидесяти двух яиц Фаберже считаются первые десять времен Александра III, а самыми спорными и овеянными тайнами – последних два, которые до адресатов не дошли. Все предыдущие Пасхальные яйца вручал императору — всегда в страстную пятницу — лично хозяин фирмы Карл Густавович, сопровождая подарок счетом на его стоимость. Позднее именно по этим счетам удалось установить, сколько было изготовлено императорских Пасхальных яиц Фаберже.

Георгиевский крест. 1916. Подарок Марии Федоровне. Сюрприз в яйце — портрет Николая II

С последними Пасхальными яйцами Фаберже случилась невероятно запутанная история. Заказ на их изготовление к Пасхе семнадцатого, как и всегда, фирма получила за год вперед — весной 1916 сразу после вручения яиц на Пасху-1916, но есть свидетельство главного художника фирмы, что яйца не были закончены. Об этом он писал в 1922 г. о яйце «Созвездие цесаревича», предназначенном в подарок Александре Федоровне:

«…яйцо синего стекла, на котором было инкрустировано созвездие того дня, в котором родился наследник. Яйцо поддерживалось амурами из серебра и облаками матового горного хрусталя. Если не ошибаюсь, внутри были часы с вращающимся циферблатом. Изготовление этого яйца было прервано войною. Готовы были амуры, облака, само яйцо с инкрустациями и пьедестал не был окончен…».

Созвездие цесаревича. 1917. Подарок Александре Федоровне. Последнее яйцо. Незаконченное. Сюрприз — часы внутри яйца

Установить, сколько было изготовлено царских яиц, удалось только в начале девяностых. Яйцо «Созвездие» 1917 г., о котором говорилось выше, было случайно обнаружено в Минералогическом музее Ферсмана в Москве в 2001 году в разобранном виде.

Каждое Пасхальное яйцо Фаберже наполнено смыслом и рассказывает о каком-либо событии, связанном с историей России: война 1914 года, путешествие цесаревича Николая на Дальний восток, открытие Транссиба, годовщина войны 1812 года и так далее. К сожалению, в России осталось меньшая часть этой уникальной коллекции: десять из пятидесяти двух яиц хранятся в Оружейной палате, одиннадцать – в музее Фаберже (Санкт-Петербург).

Его открыл Виктор Вексельберг специально для той части коллекции, которую ему удалось выкупить целиком (без разделения на отдельные поштучные торги) в 2004 году. Правда, два яйца ни точно установленного года создания, ни точного адресата не имеют и потому эксперты сомневаются в их принадлежности к царской коллекции. Одно Пасхальное яйцо («Созвездие цесаревича») сегодня находится в Минералогическом музее Ферсмана.

Березовое. 1917. Подарок Марии Федоровне. Последнее яйцо, незаконченное. Сюрприз — механический слоник из драгоценных материалов. Не найден

Остальные, большая часть, — в частных коллекциях, часто неизвестных, или в музеях Европы и Америки. Неизвестно местонахождение шести царских яиц, в том числе трех, изготовленных по заказу Александра III.

Словом, за прошедшие сто лет уникальная коллекция была либо разворована частично — в революцию семнадцатого, частично — в девяностые годы. Большая часть коллекции продана в сталинские времена за бесценок, часть — и вовсе бесследно исчезла.

Во многом это произошло потому, что большой ценности Пасхальные яйца Фаберже, с точки зрения советской власти, национализировавшей имущество царской семьи, не представляли. Алексей Максимович Горький, например, писал, что это всего лишь хорошо обработанное серебро.

В 1917-м А.Ф.Керенский приказал сундуки с имуществом императриц перевести в Москву и разместить их временно в Оружейной палате, где они и пролежали нераспечатанными пять лет. В 1922 году началась распродажа художественных ценностей и национального достояния страны. Распродаже подлежали и царские яйца Фаберже.

Но в то время рынок оказался перенасыщен, яйца уходили за бесценок, через пять лет 24 яйца вернулись на родину, т.к. на них не нашлось покупателя. Через три года, в 1927, Наркомфин потребовал одиннадцать из 24 яиц, чтобы попытаться их снова продать. Оттяжка выполнения этого решения со стороны директора Оружейной палаты воспринималась как открытый саботаж.

Тогда проданы были наиболее ценные яйца, которые скупались в основном американцами: Хаммером, женой американского посла, женой «Дженерал моторс» и другими миллионерами. Следующая и последняя распродажа состоялась через шесть лет, в 1933.

Тогда одно яйцо из императорской коллекции «Мозаичное», подаренное на Пасху-1914 Александре Федоровне, приобрела английская королева Елизавета II, в чьей коллекции, состоящей из трех яиц Фаберже, оно и находится.

Мозаичное. 1914. Подарок Александре Федоровне. Сюрприз — камея с профилями детей.

Яйцо имитирует вышивку крестиком и имеет сюрприз – камею с профилями детей императорской семьи, украшенную алмазами, жемчугом и императорской короной. Долго неизвестным оставалось исчезнувшие последние два яйца, которые готовились к Пасхе-1917.

Отречение произошло, как известно, в марте. Следовательно, изготовление Пасхальных императорских яиц было почти закончено. К счастью, удалось найти эскизы последних яиц, а недавно найти и сами яйца. То, что предназначалось в подарок Александре Федоровне, нашлось в Минералогическом музее, предназначенное Марии Федоровне, выполненное из карельской березы, тоже было найдено в том же 2001 году.

Оно имело в качестве сюрприза маленького механического слоника, символ Датского королевства. Но слоник, выполненный из алмазов, золота и серебра бесследно исчез. Сохранился от него только заводной ключик. Так что история с Пасхальными яйцами Фаберже еще не закончена и точка в ней не поставлена. Есть надежда, что когда-нибудь белые пятна в этой полу-криминальной истории будут заполнены, а исчезнувшие яйца — найдены.

Пасхальный сюрприз для Марии Федоровны. Яйца Фаберже: подарок и произведение искусства

«Дорого яичко ко Христову дню». Пословица обретает особый смысл, когда речь идет о яйцах Фаберже. Не простая писанка или яйцо, выкрашенное луковой шелухой, а золото, эмаль, драгоценные камни, горный хрусталь и тонкая работа. 10 фактов о вершинах ювелирного мастерства работы Фаберже.

Воспоминание — в подарок

Прообразом первой работы Фаберже стало яйцо из датской королевской сокровищницы. В ХVIII веке в Дании изготавливали ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри. По принципу матрешки в курочке хранилась корона. Император Александр III подарил супруге Марии Федоровне, бывшей датской принцессе Дагмар, аналог — работы Карла Фаберже. Этот подарок и послужил основой целой коллекции.

Свобода творчества и три условия придворному ювелиру

Принимаясь за работу, Карл Фаберже должен был придерживаться формы яйца. Содержимое связывать с жизнью царской семьи и не допускать самоповторов. Император в нетерпении интересовался сюжетом новой работы, на что ювелир отвечал: «Ваше Величество будет довольно».

Сюрприз внутри каждого яйца

Фаберже оправдывал высокий статус придворного ювелира, сохраняя интригу. Сделано 71 яйцо, 54 — императорские. И каждый сюрприз — чудо в миниатюре. Самый знаменитый — точная копия кареты коронации Николая II, самые неожиданные — маникюрный набор и карта империи с Транссибирской магистралью.

Семейная традиция вместе с престолом

После смерти Александра III его преемник Николай II продолжил традицию отца. Теперь подарки работы Фаберже получали две венценосные дамы — супруга и мать императора. Лишь один подарок — «георгиевское» яйцо — Мария Федоровна смогла вывезти в 1918 году, уезжая из России в Данию.

Фаберже и компания

Карл Фаберже — ювелир потомственный и над царскими подарками трудился целый концерн. В числе мастеров — самый известный Михаил Перхин и единственная дама-художник Алма Пихл, которая придумала изморозь на хрустале — «Зимнее яйцо». На каждую работу бригада ювелиров тратила год — как раз до новой Пасхи.

В духе времени

В ювелирной работе использовали не только благородные металлы. В предреволюционные годы многие мастера фирмы Фаберже отправились на фронт, и в тяжелые для страны времена Александра Федоровна получила в подарок яйцо «Военное стальное». А в 1917-м для Марии Федоровны было изготовлено яйцо из карельской березы.

Криминальный интерес

Яйца Фаберже и криминальный интерес к ним — излюбленная тема для кинематографистов. Советские — «Следствие ведут знатоки» и западные — одна из серий бондианы, картины с Миком Джаггером, Одри Хепбёрн, Мартином Лоуренсом. А для фильма «12 друзей Оушена» сделали металлическую копию яйца Фаберже. Работа обошлась в четыре тысячи долларов.

По мотивам Фаберже

Ювелирные фантазии на пасхальную тему не дают покоя модельерам. По мотивам работ императорского ювелира создают целые модные коллекции. Первая — Валентина Юдашкина с платьями в форме яиц в стиле Фаберже — произвела фурор на показе в Париже. Первым с успехом поздравил молодого коллегу Пьер Карден.

Клеймо Фаберже

Знак двуглавого орла — клеймо Фаберже — придает ювелирным яйцам художественную ценность и добавляет к рыночной стоимости дополнительные нули. Работать «под Фаберже» пытались многие, и в конце ХХ века в Нью-Йорке даже состоялась выставка подделок. Подлинные работы есть в коллекциях пяти стран — России, США, Великобритании, Монако, Швейцарии.

Увидеть своими глазами

После продажи большевиками царского наследия лишь часть изделий Фаберже вернулась на родину. Самая большая в мире коллекция яиц находится в Санкт-Петербурге, в Музее Фаберже. Вторая по размерам — в Оружейной палате. Еще по одному — в экспозиции Эрмитажа и Минералогического музея. де находятся еще восемь императорских подарков — до сих пор неизвестно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector