0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Освящение куличей на пасху

Освящение куличей, яиц и творожных пасх – обязательно ли?

Речь не о магии, а о благодарности Богу

Протоиерей Александр Агейкин

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, — это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасх.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».

Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, — это становится неправильным.

Но содержание не может существовать без формы. Это общефилософская истина.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасх, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасх, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасх полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, ни пасх. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа.

Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!

Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…

Официальный сайт храма преподобного Алексия, Человека Божия, в Садовниках (Алексеевская церковь) в Москве

Приходской сайт

Смысл освящения яиц, куличей и пасок

До Светлого Праздника Пасхи еще несколько недель, а экраны планшетов и телефонов, кажется, готовы поделиться не только рецептами, но и самими куличами и яйцами всех видов и окраски в таком изобилии, что одним их видом бываешь больше пресыщен, чем в день разговения. Действительно, не назовешь другого праздника на Руси, к которому так усиленно и продолжительно готовится наш православный соотечественник.

Очевидно, что Пасха – удивительный праздник во всех отношениях: и по уникальности события, которое открыло нам чертоги вечности, и по радости общения, и по неповторимой атмосфере традиций и обрядов, строго исполняемых каждый год, пожалуй, более тщательно, чем богослужебный устав. Возможно ли представить современному человеку этот Праздник без освященных разноцветных яиц, ароматного кулича и нежной творожной пасхи? Иногда человек и в Бога не верит, и в храм не ходит, а Пасха без освященного куличика и яичка для него — не Пасха…

Откуда возникло такое отношение к пасхальным блюдам, доходящее чуть ли не до их сакрализации, до убеждения в способности передавать освящение и людям, которые вкушают их?

Интересно, что такое убеждение существует не только в среде простого народа, но и в самих центрах православной жизни. Так, например, в Киево-Печерской Лавре кулич (который, кстати, по местной традиции, называется пасхой), освященный ночью после богослужения, ставится в трапезной на стол и стоит на протяжении всей пятидесятницы (т.е. 50 дней после Пасхи, до дня Святой Троицы). Утром до трапезы от него отделяется небольшая часть и употребляется как средство освящения, вместо антидора или просфоры.

Существенен тот факт, что это противоречит как церковному уставу, так и чину освящения. В объяснении чина освящения, содержащемся в «Цветной триоди», дается следующее указание: «Должен каждый знать, что все это (мясо, сыр и яйца, которые приносятся на освящение) не является ни пасхой, ни жертвенным агнцем, как некоторые думают и принимают со всяким благоговением как некоторую святыню, но обычной начаток приношений, как благословение на вкушение после поста». Вот так новость! А как же скорлупки, собираемые и закапываемые после очистки яичка? А бумажки от выпеченных куличей, которые традиционно собираются в течение полутора месяцев, затем торжественно относятся в храм батюшке на сжигание? Не хочу показаться ни либералом, ни «делать имя» на сенсационных заявлениях, но все, что остается после освящения и не пригодно в пищу… можно утилизировать. Конечно же, исключением являются скорлупки тех яиц, на которых нанесены изображения Спасителя, Креста и подобного. Эта скорлупа или пленка должна быть сожжена. Да и с точки зрения правил иконописания священные изображения могут наноситься лишь на доску, камень или металл, символизирующие незыблемость, неизменность и вечность изображаемого мира.

Читать еще:  Как вычесать яйца вшей

Для того чтобы быть объективным, предлагаю вместе разобраться в следующих вопросах.

С какой целью мы освящаем продукты: куличи, пасхи и яйца и т.д.? В чем смысл освящения продуктов? Являются ли освященные продукты святынькой, которую каждый стремится принести в дом? Какое воздействие на нас производят освященные продукты?

Главный смысл освящения заключается в том, что каждый из нас все, что совершает, должен делать с молитвой и благодарностью Богу. Садимся ли мы за стол – благословляем трапезу, встаем ли – благодарим за то, что Господь послал нам пищу в подкрепление телесных сил, а через то и укрепил наш дух. И если мы обыденный стол «приправляем» молитвой, то еще в большей степени это должно касаться времени поста, поскольку все, что с ним связано, совершается с особым молитвословием. Мы все помним, что в «прощеное» воскресенье священник читает две молитвы на начало поста. Так и окончание этого времени знаменуется не только главнейшим богослужением года – Пасхальной литургией, но и молитвами, сопутствующими бытовой стороне нашей жизни – первому разговлению. Интересно, что даже некоторые даты в церковном календаре в связи с этим носят названия бытовой стороны дня, а не памяти святых или церковных событий. Так, воскресенье за 56 дней до Пасхи называется «мясопустное». В западном мире этому дню соответствует хорошо всем нам знакомое, но непонятное слово «карнавал» (от латинского carne и vale, буквально – «прощай, мясо!»).

Карнавальный период завершается «пепельной средой», которая сопровождается не только специальными молитвами, но и окроплением святой водой входящего в пост человека.

В этом отношении можно вспомнить и ветхозаветный обычай – вступление в пост и выход из него назореев. Когда заканчивались дни обета назорея, в которые он исполнял определенные религиозные предписания, воздерживался от вина и винограда, он приходил ко входу скинии собрания, приносил жертву, остригал свои волосы и также полагал их на жертвенник. Часть жертвы шла священнику, участвовавшему в жертвоприношении (Числ 6:13-18). Мы видим, что окончание дней обета у назореев сопровождалось особым обрядом, жертвоприношением, молитвой исполнившего обет. Этот удивительный обычай – все оканчивать молитвой благодарения – сохранился и сегодня. Он проходит через весь богослужебный год. Начинается сбор фруктов – в храм несут лучшее, чтобы, освятив, вкусить с благодарностью, а оставшееся раздать неимущим. Такие же чины предусмотрены и в других случаях – освящение меда, овощей и др. То есть, весь чин освящения есть не что иное, как благословение на начало праздничной трапезы. В некоторых требниках, например, молитвы на освящение яиц, куличей и мяса, так и обозначены: «Молитва о благословении еды в Пасху». Интересно, что по уставу эти молитвы должны читаться не в Великую Субботу (как это совершается на практике из-за огромного стечения народа в храмах), но после Пасхальной литургии перед самой трапезой.

Конечно, из всего вышеизложенного не стоит делать вывод, что чин освящения не так важен, а народное благоговение перед обычаем освящать куличи и яйца не достойно внимания. Очевидно, это не так! Однако возникает закономерный вопрос: «Чем становится все, что мы приносим в храм?». Когда в храме освящают воду – она становится средством освящения человека и его жилища, но когда мы принимаем освященный кулич, пасху или мясо, являются ли они такими же средствами освящения человека, или нет?

Ответ мы найдем в самих молитвах освящения: «…и сподобь насытиться всем нам пищей освященной и благословенной Тобой…» – или – «Благослови молоко огустевшее (творог и сыр) и яйца и нас сохрани Твоею Благостию, ибо и мы, вкушающие их, сподобимся Твоих дарований…». На первый взгляд может показаться, что в этой молитве мы говорим о том, что вкусившие освященной пищи получат какие-то великие Божественные дарования. Однако логика молитв другая: вкушая земного, мы просим не лишить и небесного, как в знакомой нам молитве после принятия пищи: «Благодарим тебя, Христе Боже наш, насытившего нас Твоими земными благами, не лиши нас и небесного Твоего Царствия».

Но если у нас все-таки остается сомнение, связанное с тем, что в обычные дни мы не кропим свой обед святой водой, как это на Пасху делает священник, то достаточно будет вспомнить, что кропить пищу святой водой на Пасху – лишь одна из многих традиций. Я вспоминаю свой опыт жизни в Духовной Академии. Так там, равно как и в Лавре, во всю пищу добавлялась святая вода! А оставшуюся пищу вывозили на скотный двор и отдавали животным, не считая, что этим она попирается. Более того, мы знаем, что в день Богоявления по уставу святой водой кропится буквально все – и дома, и сами животные, и даже отхожие места. И мы не считаем, что этим действием мы попираем святыню.

Таким образом, все, что мы освящаем, становится средством поддержания нашей физической жизни, а через то и помощи в развитии жизни духовной. В молитвах мы просим сохранить нас от греха излишества и помочь, наслаждаясь благами земными, не забывать благ небесных, к которым и должно стремиться наше сердце. Достаток земного изобилия в меру воспринятые человеком не может не вызвать чувства благодарного ответа Богу не только в молитве, но и в стремлении к святости и реализации заповеданной нам любви.

Особое внимание хотелось бы уделить молитве на освящение мяса. В истории Церкви случалось так, что к мясу иногда относились как к продукту или нечистому, или в некотором смысле неполезному для духовной жизни человека. Освящением мяса на Пасху Церковь показывает, что это такой же праздничный и, кроме того, полезный для человека продукт, как и все остальные. Сборник церковных законов – «Славянская кормчая» содержит правило: «Если кто из епископов или священников или диаконов в дни Господских праздников не вкушает мяса, или вина… да извержется… т.к. подвергает многих людей соблазну», который может возникнуть из неверно истолкованного примера пастырей человеческих душ. Чтобы не было нарекания и соблазна, 14-е правило Анкирского собора для тех, кто несет на себе особый подвиг воздержания, постановляет иногда принимать мясо, во избежание соблазна другим людям. Для тех клириков, кто пребывает в воздержании и добровольно постится, все время не вкушая мяса, собор постановляет, чтобы «…отведывали мяса в праздники и затем снова воздерживались». Если же не будут делать так – правило предписывает извергать их из сана! Тем не менее, к этим вопросам сознание людей возвращалось достаточно часто. Некоторые примеры мы можем встретить и в современном мире.

Порой приходится встречать людей, особенно из новообращенных, которые «гнушаются» мяса. В таких семьях, бывает, не только взрослые члены семьи не вкушают его, но, под видом благочестия и полезности для здоровья, мясных продуктов лишены и малые дети. А между тем, уже древняя Церковь составила специальные правила, так, 51-е Апостольское правило гласит: «Если кто удаляется от… мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине отвращения, забыв, что все добро зело, или да исправится, или да будет отвержен от Церкви». Комментатор церковных канонов (правил) Зонара пишет, что правило говорит о тех, кто воспринимает мясо как вредное для души, недостойное (оскорбительное).

Апостол Павел пишет своему другу апостолу Тимофею об откровении, полученном от Духа Святого, о лжеучителях и лицемерах: «В последние времена отступят некоторые от веры, внимая… учениям бесовским, через лицемерие лжецов, запрещающих вступать… употреблять в пищу то, что Бог сотворил, чтобы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой» (1Тим. 4:1-5). Этот отрывок очень ясно выражает принципы употребления продуктов и не требует какого-либо толкования. Святой или подвижник часто ассоциируется с человеком, который вообще не вкушает мяса, а иногда и молока. Действительно, большинство житий святых исполнены подобными примерами, но далеко не все. Само Священное Писание показывает нам и другие примеры. Удивительная история из 3-й книги Царств, когда Господь, для сохранения жизни своего праведника – пророка Илии – посылает ворона, приносящего ему ежедневно кусок мяса.

Своим повелением Господь показывает нам, что святость заключается совсем не в воздержании от мяса. Святость в том, чтобы мы слушались гласа Божия и соблюдали завет Его (Исх. 19,5), были непричастны злу (Евр. 7,26), делали правду и говорит истину (Пс. 14, 2). Интересно и то, что в некоторых других Поместных Церквях, например Греческой и Сербской, мясо является продуктом, разрешенным в употребление даже в монастырях, что еще раз подтверждает слова спасителя: «Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его, но что исходит из него, то оскверняет человека» (Мк. 7, 15).

Таким образом, мы видим, что Церковь ввела освящение всех видов продуктов: мясных и молочных, чтобы показать нам, что все, что сотворено Богом, полезно нам в известной мере и известном отношении. Не позволяя поселиться в нашей душе гордыни и внушить стремление иметь более попечение о вещах духовных. Употребление пищи, в том числе, мясной и молочной, доставляет человеку радость и здравие телесное, а это, в свою очередь, ведет к сохранению нашей жизни и помогает в ношении «немощей бессильных» (Рим. 15, 1). Именно это и делает человека святым и подобным Богу. Ибо: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф. 8, 17).

Из всего сказанного видно, что все мы призваны во всем искать «пользы других» (Рим. 15, 1) и все делать с молитвой, и даже в земных потребностях большее время уделять духовной стороне. Также и праздники наши должны стать не временем объедения и пьянства, но временем молитвы и радости.

Остается только пожелать всем видеть главное, стремиться к вечному, сохранять добрые обычаи, не забывая об истинном значении Великого Дня Воскресения Христова!

иер. Алексей Лымарев

ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ

Популярные публикации

Последние комментарии

КОГДА СВЯТЯТ КУЛИЧИ И ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА: ЦЕРКОВНЫЕ ПРАВИЛА.

Время, когда святят куличи в разных храмах, отличается. В одном храме освятить продукты для праздничного стола можно в субботу, в другом – рано утром в воскресенье. В некоторых храмах службы проводятся таким образом, что верующие имеют возможность принести продукты на освящение дважды.

Читать еще:  Куриные яйца это

Поэтому перед тем, как отправиться в церковь святить куличи, лучше заранее поинтересоваться о времени и порядке пасхальной службы.

Когда положено святить куличи по правилам?

Церковная служба проводится по установленным канонам, которые допускают весьма незначительные отступления. По канону каждая служба сопровождается молитвенным песнопением, характерным для определенного события, времени суток, наличия ограничений по дням поста и памяти святых и так далее. Пасхальная служба длится всю ночь, и обряд освящения продуктов, приготовленных для утренней праздничной трапезы, проводят в 4 часа утра. Эти продукты прихожане потом несут домой, и с них начинается завтрак.

Однако освящать продукты в Великую Субботу тоже допустимо. Обряд проводится в субботу вечером, на вечерней службе.

После Страстной Пятницы Великая Суббота считается предпраздничным днем, священник уже одевает белые одежды, а песнопение церковного хора становится более радостным. Воскресение Христа близится.

Святить куличи в Великую Субботу удобнее, ведь для того, чтобы сделать это в воскресенье, необходимо посетить окончание всенощной службы. Рано вставать очень неудобно, и стоять всенощную в церкви позволить себе могут далеко не все. Поэтому традиция освящать продукты накануне, в субботу, появилась достаточно давно. Хозяйки пекли куличи в ночь с пятницы или рано утром в субботу, вечером относили в церковь. А утро уже проходило дома, потому что после уборки в Чистый Четверг, молитвенного и телесного подвига в Страстную Пятницу, приготовлений в Великую Субботу силы на всенощную оставались не у всех.

Какую еду можно освящать на Пасху.

Куличи, творожные пасхи, яйца, мясо и вино – вот продукты, которые по обычаю приносятся в церковь для освящения. Необязательно приносить много продуктов, так как освящение мяса и вина, скоромной пищи, носит символический характер. Таким образом разрешается закончить пост. Но разговление начинается либо яйцами, либо кусочком кулича или пасхи. Поэтому нести в церковь нужно в первую очередь именно эти продукты.

Необязательно приносить всю выпечку, которая была приготовлена накануне. Достаточно одного или двух куличей. Первый съедают во время утреней трапезы, разделяя между членами семьи, второй хранится еще неделю и даже больше, может быть, до следующей Пасхи. Но так сейчас поступают очень редко. Даже самый лучший кулич постепенно черствеет, поэтому его стараются съесть поскорее, пока он свежий. Крашеные яйца стоит принести все, ведь их дарят, дают на обмен, чаще сохраняют на память о празднике.

Другие продукты несут в церковь, если это позволяет достаток. При этом следует помнить, что не все прихожане могут позволить себе приобрести хорошее вино и мясные продукты даже на праздник. Поэтому добрым делом будет угостить других прихожан в церкви после службы частью принесенных продуктов, или оставить для тех, кто остается на специально организованную при церкви трапезу. Также следует поинтересоваться заранее, какие продукты можно было бы принести в церковь вместе с куличами. Некоторые священники не позволяют ставить мясо и вино, даже если церковная традиция не имеет ничего против.

Помимо куличей и творожных пасок, можно выставлять другую выпечку: пирожки, булочки, печенье, пасхальный сладкий хлеб, пирог. Можно освятить сладости и фрукты.

Запрещенных продуктов в списке получается немного. В первую очередь, не стоит пытаться принести водку и другие спиртные напитки кроме вина. Вино, кстати, необязательно должно быть красным. Но белое вино признается далеко не во всех церквях.

Приходить на освящение куличей лучше заранее. В праздничные дни в церкви бывает намного больше прихожан, чем обычно. Поставить свои продукты на стол, беспрепятственно пройти к нему, сразу удается не всегда. Вдобавок, служба может начаться немного раньше или позже положенного, а время освящения сдвинется. В небольших приходах такое случается обычно чаще.

Удобнее, если все продукты положены в корзинку, которая так и ставится на стол. Часто эту корзинку принято украшать цветами. Но форма и размеры ее пусть будут компактными и удобными. Кроме нее на столе будет много других, и места должно хватить всем. Корзинка выстилается салфетками или вышитым специально для праздника полотенцем. Во время транспортировки куличи и другие продукты можно будет накрыть тканью.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Откуда взялась традиция освящать на Пасху яйца, куличи, творожные пасхи

И не только, еще мясные продукты, вино, другие праздничные яства. Причем, слово «освящать» здесь использовано неточно, на самом деле речь идет о благословении пищи: ни яйца, ни куличи с творожными пасхами, ни буженина с колбасой и вином не становятся освященными, и уж тем более священными. Но почему в Великую субботу — последний день Страстной недели — принято приносить эти продукты в храм, и после Божественной литургии священники с молитвой окропляют столы со снедью святой водой?

Начнем с яиц. По преданию, одна из учениц Иисуса, которую Он, согласно Евангелию, исцелил от одержимости, изгнав из нее семь бесов, Мария Магдалина после Воскресения Христа бесстрашно пришла к римскому императору Тиберию и преподнесла ему в дар красное яйцо. Преподнесла со словами самой главной вести на этом и том свете: «Христос Воскрес!».

Почему в подарок яйцо? Символ жизни, которая до поры до времени сокрыта под скорлупой — гробницы ли, нашей греховности, богословы толкуют образ по-разному. Почему красное? Символ Крови Христа, пролитой за нас. И символ царской власти. Повторюсь, Евангелие ничего не сообщает об отважном поступке Марии из Магдалы. Отважном, потому что Тиберий был императором, в правление которого распяли Христа, Тиберий умел подавлять смуты и знал, что делать с несогласными. Поэтому поступок Марии Магдалины означал бесстрашное исповедование веры: «Христос Воскресе!». Правда, историки о событии молчат. Молчат о традиции красить яйца и святые отцы — святитель Иоанн Златоуст, святитель Василий Великий, иные христианские духовные авторитеты того времени. Хотя, похоже, в V-VI веках яйца к Пасхе уже красили. И почему-то душа народная так охотно подхватила этот обычай и несет его сквозь века. Почему? Может, дело в том, что нам хочется, чтобы Светлое Воскресение Христово было отмечено и в бытовой части нашей жизни? Мы жаждем освятить благой вестью все пространство своей жизни, лишний раз ощутить Христово присутствие в нашем мире!

Теперь про творожные пасхи и куличи. С начала Великого поста, а это за сорок восемь дней до Пасхи, верующие отказывались от этих непостных, скоромных продуктов. Скоромными называются продукты от теплокровных животных (птиц и млекопитающих), то есть мясо, молоко, их производные, яйца. И теперь, после Пасхального богослужения верующие могут разговеться.

Это слово, за десятилетия атеизма сохраненное для нас русской литературой, означает то, что верующие могут по прошествии поста впервые поесть скоромную пищу. На эти продукты — праздничную творожную пасху, на куличи, на мясное и яйца и берется благословение, или, как говорят в народе, «их освящают».

Но почему кулич? У хлеба особая роль в христианстве. Хлебом, сошедшим с небес и дающим жизнь миру, назвал Себя Сам Спаситель. Подобно тому, как потребляя хлеб в пищу, люди утоляют голод и поддерживают жизненные силы, так приобщаясь через веру ко Христу, люди освобождаются от духовного голода, приобщаются к духовной жизни, наследуют вечную жизнь. В главном Таинстве христиан — Таинстве Евхаристии (Причащения) хлеб незримо, таинственным образом (отсюда слово «таинство») прелагается (претворяется, пресуществляется) в Тело Христово. Сохраняя внешний вид хлеба, это уже Тело Христово, не символ Тела, а именно Само Тело. Так что хлеб в христианстве — больше, чем основной продукт питания.

По преданию, после Своего воскресения Христос приходил к апостолам во время их трапез. Подчеркивая, что Христа ждут, центральное место за столом оставляли незанятым, а на столе выкладывали хлеб, предназначенный для Спасителя. Со временем возникла традиция в праздник Воскресения Христова оставлять хлеб в храме — по-гречески такой хлеб назывался «артос». Оставляли артос на особом столе — так, как это делали апостолы. В течение всей Светлой недели — недели, следующей за Пасхой, артос берут с собой во время крестного хода и обносят его вокруг храма, а в субботу Светлой недели после благословения кусочки артоса раздаются верующим. Постепенно появился обычай иметь свой артос и дома. Таким хлебом стал кулич, это слово тоже имеет греческое происхождение — от слова kollikion, в переводе «круглый хлеб». Сейчас кулич — это высокий, цилиндрической формы, хлеб из сдобного теста. Кстати, греческий kollikion вошел и в европейские языки: есть и испанский kulich, и французский koulitch. Священники учат: «Ставя на пасхальный стол кулич, мы имеем упование, что и в нашем доме невидимо присутствует воскресший Господь».

Творожная пасха. В Требнике — в церковной книге, где записаны правила богослужения, упоминается «млеко огустевшее», то есть творог, которому на Пасху придают форму усеченной пирамиды. Пирамида символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения Христа. Поэтому на верхней стороне творожной пасхи есть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскрес!». На боковых сторонах специальной формы для творожной пасхи, пасочницы, по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Иисуса Христа.

Так что всем нам знакомые пасхальные угощения — крашеные яйца, куличи и творожные пасхи несут в себе главную новость мироздания — «Христос Воскрес!». И именно эта весть — основная в праздник Пасхи.

Пасха 2019: когда святить куличи и яйца

Давать домашним животным освященные продукты нее советуют

26.04.2019 в 17:58, просмотров: 18883

В 2020 году православная Пасха выпадает на 28 апреля, однако к этому дню все приготовления должны быть закончены. Молитвы на освящение мясных и молочных продуктов, куличей, яиц, читаются в храмах днём в Великую субботу, то есть 27 апреля. Однако подавать их к столу можно только после ночной — с субботы на воскресенье — службы.

День Великой Субботы православным рекомендуют провести в молитве: богослужения в храмах идут очень плотно, одно за другим. Также в этот день необходимо закончить все приготовления: испечь куличи и покрасить яйца (если не успели раньше), чтобы отнести их на освящение в храм. Сделать это заранее не получится: традиция святить куличи и яйца в Великую субботу связана с необходимостью успеть вовремя подать их к столу, но не допустить слишком раннего разговления.

– В субботу утром совершается литургия, во время которой читаются две молитвы. Одна — на освящение огустевшего млека, то есть творожной пасхи и сыра. В этой же молитве мы просим об освящении яиц. Вторая молитва — на освящение мяса. Именно после чтения этой молитвы можно освящаться пасхальные яства, которые принесли прихожане. Вино тоже можно освятить. Если кто-то не успел утром в субботу освятить свою снедь, то можно сделать это вплоть до позднего вечера, – рассказал «МК» протоиерей Всеволод Чаплин. Он порекомендовал освящать куличи и яйца в храмах в центре Москвы: там меньше прихожан, чем на окраинах в спальных районах, значит, меньше будут очереди.

Читать еще:  Кулич рецепт просто и вкусно

Сразу после поста нельзя есть сметану повышенной жирности

Что же касается самой пасхальной трапезы, то рекомендации священнослужителей и медиков тут сходятся: не стоит воспринимать Пасху как «праздник живота» и стараться за один раз наверстать всё упущенное в течение Великого поста. Одно-два крашеных яичка, кусочек окорока и немножко творожной пасхи — вполне достаточно, чтобы разговеться. Не следует забывать, что пост — это серьёзное испытание для организма, так что неправильное окончание его чревато не только грехом обжорства, но и проблемами со здоровьем. Подробнее об этом «МК» рассказала врач-диетолог Елена Соломатина:

– За время поста, тем более он был длительный, наша пищеварительная и ферментная система перешла над другой режим питания. В любом случае мы больше употребляли углеводов, больше клетчатки. Все то, что переваривало животные жиры, все это сейчас дремлет. И если сейчас давать в большом количестве животный белок, то можно столкнуться с неприятностями, а некоторые, у кого есть хронические заболевания, могут столкнуться с приступами панкреатита.

Поэтому выходить из поста надо плавно, соблюдая тот же режим питания, что был и во время поста, но потихонечку добавляя продукты животного происхождения, прежде всего легко усваиваемые. Такие, как кисломолочные (простокваша, кефир, нежирный творог). На следующий день или через день можно есть рыбу, потом птицу, и только потом уже мясо. И то лучше начать с молодого мяса, телятины. Важно брать не жирные продукты, вроде сметаны повышенной жирности, а то может и желчный пузырь не справиться, и поджелудочная. И так поэтапно и постепенно можно вернуться к обычному режиму. А не так: «Пост закончился, ура, можно есть яйца в неограниченном количестве!». В это время возрастает нагрузка на стационары и приемные покои поликлиник. И надо помнить, что это у нас закончились праздники, а организм живет по своему календарю.

– Начинается сезон шашлыков, и все-таки когда можно вводить в рацион уже тяжелое мясо?

— Здесь индивидуально. Кто-то молодой и крепкий, а кто-то нет. Конечно, лучше через несколько дней. А до этого подготовить организм по алгоритму, который я выше назвала. И уже ко второму мая можно вводить мясо в виде шашлыка. Но опять же не обязательно есть баранину, а можно ту же рыбу или птицу. И опять же не наедаться, а есть с овощами и жидкостью. Людям, которые постились, лучше сделать шашлык на вертикальных шампурах, и корочку с мяса срезать. Или по крайней мере равномерно пропекать шашлык. Но, во-первых, не есть его на голодный желудок, а во-вторых, не наедаться каких-то колбасок или майонезных салатов. Все-таки нужен щадящий режим. Можно съесть в этот день обволакивающую кашку или легкий салатик. На майские праздники люди в основном употребляют алкоголь.

– Когда и в каких количествах его можно начинать пить алкоголь?

Пить лучше поменьше. Но есть уж пьете, то градус лучше не повышать. А под шашлыки хорошо подойдет красное сухое вино, пол-бокала. Но выпивать его надо не залпом, а под шашлычок. У нас чем длительнее поступает алкоголь, то меньше вероятность, что он нанесет вред. Ферменты печени — алкогольдегидрогиназа — не могут сразу выработаться. Немножко съели, немножко выпили, немножко погуляли.

Скорлупу — сжечь, кошке яйцо не давать

Много споров разгорается вокруг того, что нужно делать после застолья: можно ли выбрасывать скорлупу от крашеных яиц или обёртки от куличей в мусор? Или лучше положить их к иконам? Здесь, по мнению специалиста, в сознании людей снова смешались принципы веры и так называемое «бытовое христианство».

– У нас есть убеждение, что выбрасывать еду — это плохо. Это пришло к нам из голодных лет, послевоенных и советских. Кажется, что дело в этом запрете. Однако есть скорлупу вряд ли кто-то собирается. Скорлупа от крашеных яиц — это немного другая история, – объясняет священник Филипп Ильяшенко. – Если мы освятили свою снедь с любовью и молитвой, то ничему из нее, в том числе скорлупе от яиц, не место на помойке. Святыню выкидывать нельзя. Поэтому было бы правильно эту скорлупу сжечь или закопать. Кто-то кладёт немного скорлупы в ладанку. Это актуально только для освященных яиц — если вы их просто покрасили, то выбрасывайте очистки смело.

Ссылаясь на эти же аргументы, священники отговаривают прихожан от соблазна угостить кусочком пасхального окорока любимую собаку, а четвертинкой крашеного яйца поделиться с кошкой. Если продукты были освящены, нужно воспринимать их как святыню, к которой животные не имеют никакого отношения.

Когда нужно освящать яйца и куличи на Пасху

Пасха – это один из самых почитаемый христианских праздников. Он связан с большим количеством различных обрядов и традиций. Традиционно люди ходят в церковь, чтобы освятить пасхальную корзинку с продуктами. Почему так заведено? Когда нужно это делать и что нужно класть в пасхальную корзинку? С этими вопросами сталкиваются многие христиане, поэтому попробуем на них ответить.

Традиция

И церковь это также приветствует, ведь вкушение священной пищи будет напоминать людям об их духовном предназначении, о причащении истинной Пасхи Христовой.

Это символическое завершение великого поста. Придя домой, люди могут поставить на стол естества, в которых они ограничивали себя до Пасхи.

Когда освещают куличи и яйца на Пасху?

Большинство людей делают это в ночь с субботы на воскресенье. Однако по христианским правилам это можно начинать делать в субботу, после утренней литургии и до 9 часов вечера. Разрешается освящать приходить в церковь для освящения еды и воскресенье.

Что еще из еды можно положить в пасхальную корзину?

Яйца и куличи – это не единственные естества, которые можно положить в пасхальную корзину. Согласно церковным традициям можно освящать и такие продукты:

  • соль. Это символ достатка, поэтому издавна люди освещали ее. Она также является оберегом, который будет защищать человека от недобрых людей и неприятностей на протяжении всего года. Соль традиционно готовят в четверг, а в субботу или воскресенье – только освещают;
  • хрен. Это символ несокрушимого духа. Есть легенда, что Иисуса Христа пытались отправить корешками хрена. В то время из-за своего специфического вкуса он считался ядовитым. Освященный корень хрена будет вселять в человека веру, поэтому его нужно обязательно класть в пасхальную корзину;
  • мясо. В церковь нельзя приносить продукты из крови, а вот колбасы, ветчину, различные копчености освящать можно;
  • вино. В церкви разрешено освящать только кагор. Этот напиток используется в церковных обрядах, поэтому церковь приветствует его присутствие в пасхальной корзинке. Все остальные алкогольные напитки лучше оставить дома.

Дополнить пасхальную корзину можно свечами, вечнозелеными растениями, пасхальными рушниками.

Освящение куличей в храмах

В предпраздничные и праздничные дни церковь открыта для всех. Любой желающий может прийти сюда, помолиться, освятить еду и послушать церковные песнопения. Для пасхальных корзинок в церкви ставится специальный столик.

Сюда еду ставят люди, которые присутствуют на службе, слушают песнопения. Столик с угощениями освящается в первую очередь. Священник окропляет их святой водой и поздравляет людей со светлым праздником.

После этого батюшка выходит на улицу и освящает еду тех, кто не присутствовал на службе.

Что нужно знать

Правил, которых нужно придерживаться в церкви во время освящения еды, немного. Но все прихожане должны их знать:

  1. Если вы принесли свечи, вставьте их в пасхальный кулич и зажгите до того, как начнется служба.
  2. На приветствие батюшки: «Христос воскрес» нужно обязательно отвечать: «Воистину воскрес».
  3. Во время совершения обряда необходимо сохранять молчание. Можно повторять про себя молитву.

Советы на заметку

  1. Продукты, освященные в церкви, нельзя выбрасывать. Если у вас много угощений, и вы понимаете, что не успеете их все съесть, лучше раздайте их друзьям, знакомы, просто нуждающимся людям.
  2. В церкви нельзя освящать деньги и другие вещи, представляющие материальную ценность.
  3. Вовсе необязательно доверху заполнять пасхальную корзину. Не стоит забывать, что Пасха – это праздник души. Не складывайте продукты в хаотичном порядке, относитесь к содержимому с уважением.

А вы знаете историю почему на Пасху пекут куличи — об этом и других традициях читайте в нашей статье.

Читайте как приготовить александрийское тесто для кулича по нашему рецепту.

Вопрос-ответ

Что надеть в церковь?

Согласно церковным правилам женщина, которая планирует прийти в церковь, не должна ярко одеваться, наносить броский макияж. Одеваться нужно максимально скромно: средняя или длинная юбка, закрытая кофточка, косынка или платок на голове. А вот мужчинам во время посещения храма нужно снять головной убор.

Когда нужно печь куличи и красить яйца?

По церковным традициям делать это нужно в Чистый четверг, после службы, посвященной этому дню, и причащения. Большинство людей предпочитают делать это в пятницу, но в этот день лучше не заниматься никакими бытовыми вопросами.

Нужно ли соблюдать ритуалы во время приготовления куличей и яиц?

Нет, церковь не приветствует никаких обрядов и ритуалов. Все, что вы можете сделать – это помолиться и попросить божьего благословения.

Могут ли освящать еду некрещеные люди?

Да, могут. Церковь открыта для всех желающих поучаствовать в богослужение и освящении еды. Единственное, что церковь не разрешает делать некрещеным людям – это причащаться.

Что должно быть на праздничном столе?

После пасхальной службы на стол можно ставить все виды пищи. Однако нужно не забывать, что продуктов должно быть в меру. Если вы соблюдали пост, не нужно «набрасываться» на еду. Переедание можно стать причиной проблем с желудком.

Всем ли нужно освящать еду в церкви?

Нет, не всем. Церковь призывает делать это по желанию. Если вы не хотите этого делать или у вас не получается, то приходить в храм, слушать песнопения, освящать еду необязательно.

Что делать со свечками после службы?

Свечки нужно оставляются в храме, где они и догорают. Забирать их домой нельзя. Так можно делать только в Чистый четверг, когда после чтения Евангелия свечи нужно потушить.

Нужно ли приносить продукты на Литургию или лучше сделать это потом?

Продукты, которые вы хотите освятить в церкви, необходимо принести сразу с собой. Можно принести только яйца и кулич. Когда вы придете домой, поставьте их рядом с другими продуктами, чтобы они также освятились.

Когда нужно разговляться на Пасху?

Разговление – это первая трапеза после окончания поста. Совершается она после причастия и Литургии. Если вы присутствовали ночью на Литургии, то сразу по приходу домой можете приступать к пасхальной трапезе. Если вы не смогли присутствовать в церкви, то разговляться нужно тогда, когда в церкви заканчивается праздничная Литургия.

Ходить в церковь и придерживаться пасхальных традиций нужно не по принуждению, а по желанию. Только в этом случае это принесет вам пользу. Освящение еды – это традиция, которую наш народ чтит и старается соблюдать.

Но если у вас не получилось попасть в церковь и освятить пасхальную корзинку, просто помолитесь и попросите божьего благословения. Бог милостив и слышит всех, кто обращается к нему с искренними побуждениями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector