0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Освещенные яйца и куличи

Когда нужно освящать яйца и куличи на Пасху

Пасха – это один из самых почитаемый христианских праздников. Он связан с большим количеством различных обрядов и традиций. Традиционно люди ходят в церковь, чтобы освятить пасхальную корзинку с продуктами. Почему так заведено? Когда нужно это делать и что нужно класть в пасхальную корзинку? С этими вопросами сталкиваются многие христиане, поэтому попробуем на них ответить.

Традиция

И церковь это также приветствует, ведь вкушение священной пищи будет напоминать людям об их духовном предназначении, о причащении истинной Пасхи Христовой.

Это символическое завершение великого поста. Придя домой, люди могут поставить на стол естества, в которых они ограничивали себя до Пасхи.

Когда освещают куличи и яйца на Пасху?

Большинство людей делают это в ночь с субботы на воскресенье. Однако по христианским правилам это можно начинать делать в субботу, после утренней литургии и до 9 часов вечера. Разрешается освящать приходить в церковь для освящения еды и воскресенье.

Что еще из еды можно положить в пасхальную корзину?

Яйца и куличи – это не единственные естества, которые можно положить в пасхальную корзину. Согласно церковным традициям можно освящать и такие продукты:

  • соль. Это символ достатка, поэтому издавна люди освещали ее. Она также является оберегом, который будет защищать человека от недобрых людей и неприятностей на протяжении всего года. Соль традиционно готовят в четверг, а в субботу или воскресенье – только освещают;
  • хрен. Это символ несокрушимого духа. Есть легенда, что Иисуса Христа пытались отправить корешками хрена. В то время из-за своего специфического вкуса он считался ядовитым. Освященный корень хрена будет вселять в человека веру, поэтому его нужно обязательно класть в пасхальную корзину;
  • мясо. В церковь нельзя приносить продукты из крови, а вот колбасы, ветчину, различные копчености освящать можно;
  • вино. В церкви разрешено освящать только кагор. Этот напиток используется в церковных обрядах, поэтому церковь приветствует его присутствие в пасхальной корзинке. Все остальные алкогольные напитки лучше оставить дома.

Дополнить пасхальную корзину можно свечами, вечнозелеными растениями, пасхальными рушниками.

Освящение куличей в храмах

В предпраздничные и праздничные дни церковь открыта для всех. Любой желающий может прийти сюда, помолиться, освятить еду и послушать церковные песнопения. Для пасхальных корзинок в церкви ставится специальный столик.

Сюда еду ставят люди, которые присутствуют на службе, слушают песнопения. Столик с угощениями освящается в первую очередь. Священник окропляет их святой водой и поздравляет людей со светлым праздником.

После этого батюшка выходит на улицу и освящает еду тех, кто не присутствовал на службе.

Что нужно знать

Правил, которых нужно придерживаться в церкви во время освящения еды, немного. Но все прихожане должны их знать:

  1. Если вы принесли свечи, вставьте их в пасхальный кулич и зажгите до того, как начнется служба.
  2. На приветствие батюшки: «Христос воскрес» нужно обязательно отвечать: «Воистину воскрес».
  3. Во время совершения обряда необходимо сохранять молчание. Можно повторять про себя молитву.

Советы на заметку

  1. Продукты, освященные в церкви, нельзя выбрасывать. Если у вас много угощений, и вы понимаете, что не успеете их все съесть, лучше раздайте их друзьям, знакомы, просто нуждающимся людям.
  2. В церкви нельзя освящать деньги и другие вещи, представляющие материальную ценность.
  3. Вовсе необязательно доверху заполнять пасхальную корзину. Не стоит забывать, что Пасха – это праздник души. Не складывайте продукты в хаотичном порядке, относитесь к содержимому с уважением.

А вы знаете историю почему на Пасху пекут куличи — об этом и других традициях читайте в нашей статье.

Читайте как приготовить александрийское тесто для кулича по нашему рецепту.

Вопрос-ответ

Что надеть в церковь?

Согласно церковным правилам женщина, которая планирует прийти в церковь, не должна ярко одеваться, наносить броский макияж. Одеваться нужно максимально скромно: средняя или длинная юбка, закрытая кофточка, косынка или платок на голове. А вот мужчинам во время посещения храма нужно снять головной убор.

Когда нужно печь куличи и красить яйца?

По церковным традициям делать это нужно в Чистый четверг, после службы, посвященной этому дню, и причащения. Большинство людей предпочитают делать это в пятницу, но в этот день лучше не заниматься никакими бытовыми вопросами.

Нужно ли соблюдать ритуалы во время приготовления куличей и яиц?

Нет, церковь не приветствует никаких обрядов и ритуалов. Все, что вы можете сделать – это помолиться и попросить божьего благословения.

Могут ли освящать еду некрещеные люди?

Да, могут. Церковь открыта для всех желающих поучаствовать в богослужение и освящении еды. Единственное, что церковь не разрешает делать некрещеным людям – это причащаться.

Что должно быть на праздничном столе?

После пасхальной службы на стол можно ставить все виды пищи. Однако нужно не забывать, что продуктов должно быть в меру. Если вы соблюдали пост, не нужно «набрасываться» на еду. Переедание можно стать причиной проблем с желудком.

Всем ли нужно освящать еду в церкви?

Нет, не всем. Церковь призывает делать это по желанию. Если вы не хотите этого делать или у вас не получается, то приходить в храм, слушать песнопения, освящать еду необязательно.

Что делать со свечками после службы?

Свечки нужно оставляются в храме, где они и догорают. Забирать их домой нельзя. Так можно делать только в Чистый четверг, когда после чтения Евангелия свечи нужно потушить.

Нужно ли приносить продукты на Литургию или лучше сделать это потом?

Продукты, которые вы хотите освятить в церкви, необходимо принести сразу с собой. Можно принести только яйца и кулич. Когда вы придете домой, поставьте их рядом с другими продуктами, чтобы они также освятились.

Когда нужно разговляться на Пасху?

Разговление – это первая трапеза после окончания поста. Совершается она после причастия и Литургии. Если вы присутствовали ночью на Литургии, то сразу по приходу домой можете приступать к пасхальной трапезе. Если вы не смогли присутствовать в церкви, то разговляться нужно тогда, когда в церкви заканчивается праздничная Литургия.

Ходить в церковь и придерживаться пасхальных традиций нужно не по принуждению, а по желанию. Только в этом случае это принесет вам пользу. Освящение еды – это традиция, которую наш народ чтит и старается соблюдать.

Но если у вас не получилось попасть в церковь и освятить пасхальную корзинку, просто помолитесь и попросите божьего благословения. Бог милостив и слышит всех, кто обращается к нему с искренними побуждениями.

ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ НА ПЕНСИИ

Популярные публикации

Последние комментарии

КОГДА СВЯТЯТ КУЛИЧИ И ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА: ЦЕРКОВНЫЕ ПРАВИЛА.

Время, когда святят куличи в разных храмах, отличается. В одном храме освятить продукты для праздничного стола можно в субботу, в другом – рано утром в воскресенье. В некоторых храмах службы проводятся таким образом, что верующие имеют возможность принести продукты на освящение дважды.

Поэтому перед тем, как отправиться в церковь святить куличи, лучше заранее поинтересоваться о времени и порядке пасхальной службы.

Когда положено святить куличи по правилам?

Церковная служба проводится по установленным канонам, которые допускают весьма незначительные отступления. По канону каждая служба сопровождается молитвенным песнопением, характерным для определенного события, времени суток, наличия ограничений по дням поста и памяти святых и так далее. Пасхальная служба длится всю ночь, и обряд освящения продуктов, приготовленных для утренней праздничной трапезы, проводят в 4 часа утра. Эти продукты прихожане потом несут домой, и с них начинается завтрак.

Однако освящать продукты в Великую Субботу тоже допустимо. Обряд проводится в субботу вечером, на вечерней службе.

После Страстной Пятницы Великая Суббота считается предпраздничным днем, священник уже одевает белые одежды, а песнопение церковного хора становится более радостным. Воскресение Христа близится.

Святить куличи в Великую Субботу удобнее, ведь для того, чтобы сделать это в воскресенье, необходимо посетить окончание всенощной службы. Рано вставать очень неудобно, и стоять всенощную в церкви позволить себе могут далеко не все. Поэтому традиция освящать продукты накануне, в субботу, появилась достаточно давно. Хозяйки пекли куличи в ночь с пятницы или рано утром в субботу, вечером относили в церковь. А утро уже проходило дома, потому что после уборки в Чистый Четверг, молитвенного и телесного подвига в Страстную Пятницу, приготовлений в Великую Субботу силы на всенощную оставались не у всех.

Какую еду можно освящать на Пасху.

Куличи, творожные пасхи, яйца, мясо и вино – вот продукты, которые по обычаю приносятся в церковь для освящения. Необязательно приносить много продуктов, так как освящение мяса и вина, скоромной пищи, носит символический характер. Таким образом разрешается закончить пост. Но разговление начинается либо яйцами, либо кусочком кулича или пасхи. Поэтому нести в церковь нужно в первую очередь именно эти продукты.

Необязательно приносить всю выпечку, которая была приготовлена накануне. Достаточно одного или двух куличей. Первый съедают во время утреней трапезы, разделяя между членами семьи, второй хранится еще неделю и даже больше, может быть, до следующей Пасхи. Но так сейчас поступают очень редко. Даже самый лучший кулич постепенно черствеет, поэтому его стараются съесть поскорее, пока он свежий. Крашеные яйца стоит принести все, ведь их дарят, дают на обмен, чаще сохраняют на память о празднике.

Другие продукты несут в церковь, если это позволяет достаток. При этом следует помнить, что не все прихожане могут позволить себе приобрести хорошее вино и мясные продукты даже на праздник. Поэтому добрым делом будет угостить других прихожан в церкви после службы частью принесенных продуктов, или оставить для тех, кто остается на специально организованную при церкви трапезу. Также следует поинтересоваться заранее, какие продукты можно было бы принести в церковь вместе с куличами. Некоторые священники не позволяют ставить мясо и вино, даже если церковная традиция не имеет ничего против.

Помимо куличей и творожных пасок, можно выставлять другую выпечку: пирожки, булочки, печенье, пасхальный сладкий хлеб, пирог. Можно освятить сладости и фрукты.

Запрещенных продуктов в списке получается немного. В первую очередь, не стоит пытаться принести водку и другие спиртные напитки кроме вина. Вино, кстати, необязательно должно быть красным. Но белое вино признается далеко не во всех церквях.

Читать еще:  Освящение яиц куличей

Приходить на освящение куличей лучше заранее. В праздничные дни в церкви бывает намного больше прихожан, чем обычно. Поставить свои продукты на стол, беспрепятственно пройти к нему, сразу удается не всегда. Вдобавок, служба может начаться немного раньше или позже положенного, а время освящения сдвинется. В небольших приходах такое случается обычно чаще.

Удобнее, если все продукты положены в корзинку, которая так и ставится на стол. Часто эту корзинку принято украшать цветами. Но форма и размеры ее пусть будут компактными и удобными. Кроме нее на столе будет много других, и места должно хватить всем. Корзинка выстилается салфетками или вышитым специально для праздника полотенцем. Во время транспортировки куличи и другие продукты можно будет накрыть тканью.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Освящение куличей, яиц и творожных пасх – обязательно ли?

Речь не о магии, а о благодарности Богу

Протоиерей Александр Агейкин

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:

Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.

Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.

Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).

Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.

Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.

Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?

Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.

Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.

На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.

Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.

Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.

Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.

В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.

Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.

То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.

Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.

Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.

Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!

Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, — это та нива, с которой надо работать.

У каждого своя мера религиозности

Протоиерей Максим Первозванский. Фото Юлии Маковейчук

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.

В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.

Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.

Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.

Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасх.

Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.

Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.

Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…

Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».

Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, — это становится неправильным.

Но содержание не может существовать без формы. Это общефилософская истина.

Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасх, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.

Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасх, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.

Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасх полагается после ночной пасхальной службы.

Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.

Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.

Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, ни пасх. А традиция красить яйца, думаю, останется.

Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.

Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»

А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»

Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа.

Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!

Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…

Когда и как светят куличи и яйца на Пасху

Пасха – самый главный праздник всех христиан. Все верующие с нетерпением ждут его, чтобы в очередной раз отпраздновать победу Иисуса над смертью, а также радоваться чудесному воскрешению.

Читать еще:  Куличи на пасху

Главные атрибуты православных христиан – кулич и крашеные яйца. Они символизируют тело Господа, смерть и воскрешение. Перед употреблением в пищу, они проходят обязательный обряд освещения в храме.

Из-за того, что фиксированной даты празднования нет, необходимо заранее знать, когда светят куличи и яйца на Пасху.

Для чего освещают

Освящение пищи на Пасху у православных христиан, это не просто красивый церковный ритуал. Основное значение – получить благословление Господа на выход из поста. Дело в том, что празднику Пасхи предшествует большой и очень строгий пост, когда на столах верующих присутствует только постная пища. Освещая продукты, христиане просят у Бога отчистить их, чтобы пища не повредила.

Вместе с продуктами, все верующие просят очищения своих уст, мыслей, помыслов. Это делается для того, чтобы освященную пищу вкушать с благодарностью и в чистоте.

Чтобы понять, почему именно эти продукты считаются самыми главными на праздничном столе христиан, следует обратиться к истории создания таинства.

Следует сразу заметить, что письменного подтверждения этой истории нигде нет. Это не подтверждается и столпами христианской веры – Иоанном Златоустом и святителем Василием Великим. Однако, традиция красить яйца на праздник, замечена уже в пятом веке.

Предание гласит: Однажды Христос исцелил одну женщину, которая была одержима семью бесами. Исцелившись, она стала преданной ученицей и следовала за Ним везде.

После того, как Иисус воскрес, она окрасила куриное яйцо в красный цвет и подарила императору Тиберию со словами: «Христос Воскрес!».

Император был жестким правителем и на корню уничтожал несогласных. Поступок ученицы означает смелое исповедание христианской веры.

Яйцо, с незапамятных времен ассоциируется с началом новой жизни. Очищая его от скорлупы, люди снимают с себя оковы предрассудков, старых грехов. Еще одна точка зрения – скорлупа, это гробница, которая не смогла удержать воскресшего Христа.

Красный цвет – цвет крови Спасителя, которую он пролил за всех людей на земле.

Куличи – прообраз тела Господня. Хлеб, с момента образования христианской религии напрямую ассоциируется с Иисусом. Дело в том, что сам Христос в одном из Евангелии говорил: «Я – хлеб жизни». Для поддержания жизненных сил люди кушают хлеб, чтобы физически не ослабнуть. Духовный хлеб – вера в Иисуса, который утоляет духовный голод и ведет к обретению вечной жизни во Христе.

Второй прообраз, который также может быть – кулич, это символ плодородия, который был на Руси задолго до рождения Христа. В те далекие времена, женщины специально пекли хлеб для весеннего праздника Солнца. Это может быть, так как люди во все времена поклонялись Солнцу, причем независимо от географического расположения.

Когда христианство пришло на Русь, весенний праздник Солнца, как и многие другие, тесно переплелись с канонами церкви. А хлеб для обряда плодородия стал называться пасхальный кулич.

Третий вариант происхождения, также уходит своими корнями в дохристианскую эпоху. Раньше символом плодородия и обильного урожая считался фаллос. Его памятники встречаются во всех уголках планеты, причем задолго до рождения Иисуса. Таким образом, кулич своим внешним видом напоминает фаллический символ плодородия. Впрочем, некоторые теологи утверждают, что такую форму современный кулич приобрел только в середине 18 века, благодаря повальному увлечению Французской культурой. За основу была взята «ромовая баба», которую полюбил высший свет царской России.

Дата и время ритуала

Освящение продуктов в храмах проходит в разное время. Строго фиксированная дата освящения, также отсутствует. Это связанно с тем, что каждый год праздник Пасхи празднуется в разное время. Поэтому для точного определения даты и времени проведения таинства, следует обращаться к священнослужителям.

Для освящения куличей и яиц выбрана Великая суббота. Начинается ритуал ориентировочно с десяти часов утра, а заканчивается около девяти часов вечера. Сразу за этим начинается Пасхальная служба.

Служба начинается примерно в десять часов утра, верующие становятся очередью, каждый держит корзину с праздничными куличами, яйцами. Священнослужитель проходит каждый ряд, при этом читает молитву, а после окропляет освященной водой. Если места в храме всем не хватает, тогда ряды становятся на улице.

Не каждый человек может прийти на служение утром, но это не страшно – совершить обряд можно на протяжении всего дня или вечером.

Помимо этого, освящение пасхальной пищи происходит ночью, во время ночной службы, которая начинается с восьми вечера. Окончание службы знаменуется крестным ходом, во время которого, также осуществляется освящение.

Ровно в полночь, начинается крестный ход. Священнослужители объявляют о наступлении Пасхи, а также об окончании Великого Поста. Сразу начинается утренняя служба, во время которой первый раз звучит: «Христос Воскрес!». Только после этого можно преломить хлеб.

На службу нужно приходить трезвым, в хорошем расположении духа, с чистыми помыслами, открытой душой. Выход с поста нельзя делать самостоятельно до окончания службы. Можно заранее подготовить стол, но садиться за него нельзя.

Однако, священнослужители не советуют делать это заранее. Дело в том, что начиная со Страстной пятницы и до окончания ночной службы в воскресенье, считается траурными днями. Делать в это время ничего нельзя, можно только молиться, а также предаваться размышлениям о великой жертве, которую совершил Спаситель, чтобы уберечь нас от вечного огня.

Расписание богослужений на Пасху в 2020 году

Так как строго определенного расписания богослужений нет, то каждый храм сам назначает время начала службы.

В 2020 году Пасха выпадает на 19 апреля. Значит служба начнется 18 числа с самого утра.

18.04.2020 – служба для освящения пищи начинается с 11.00 – 12.00, а также с 14.00 – 17.00.

Ночь с 18.04.2020 – 19.04.2020 – Пасхальное богослужение с крестным ходом.

19.04.2020 – служба для освящения пищи с 03.00 – 11.00.

Ночное богослужение начинается с 23.00 и продлится до 03.00. Крестный ход начинается в 24.00.

Для тех, кто еще не вышел с поста, кушать куличи и яйца можно уже после освящения прям во время перерывов.

Подводя общий итог, можно отметить несколько важных моментов:

  1. Яйца и кулич, являются обязательными атрибутами на праздничном столе всех православных христиан.
  2. Чтобы пища была чистой и богоугодной, ее необходимо освятить.
  3. Время богослужений назначается руководством церкви или храма персонально. Поэтому следует заранее узнать о времени проведения у священнослужителей.
  4. Пасха в 2020 году выпадает на 19 апреля. Начиная со Страстной пятницы (17.04.2020г), все работы по дому лучше отложить. Все свободное время посвятить молитвам и размышлениям о Господе и Его деяниях.
  5. Выходить с Великого Поста нельзя самостоятельно, только во время ночного богослужения. Об этом сообщит служитель, который ведет ночное сужение.

Освящение пищи, это момент, когда происходит переосмысление своей жизни. Только поняв всю глубину страданий Христа на кресте, можно приблизиться к чудесному спасению.

Страстная неделя: когда красить яйца и святить куличи

Но почему неделя называется Страстной? В Церкви слово страсть употребляется в двух случаях: когда говорят о противоестественном, греховном влечение души, к примеру, о страсти чревоугодия, и когда имеют в виду страдание. Значения эти взаимосвязаны, потому как противоестественное влечение неизбежно приводит к страданию. Но в названии Страстной недели слово «страсть» означает только «страдание», ведь Иисус Христос, последним дням земной жизни Которого и посвящена Страстная неделя, безгрешен по своей природе. Поэтому Страстная неделя (православные говорят «седмица») — это неделя перед Пасхой, когда мы вспоминаем Страсти Господни: предательство Христа Иудой, одиночество и молитву до кровавого пота в Гефсиманском саду, арест, несправедливое осуждение Христа на Крестную смерть, отречение от Него самых близких учеников, Крестный путь — то есть, буквально, дорогу с Крестом на спине на Голгофу, Распятие, смерть на Кресте, погребение и трехдневное сошествие Христа во ад. Событие Воскресения Христа отмечается уже Пасхой, праздником Светлого Воскресения Христова.

Какой пост на Страстной? Пост в дни Страстной недели держат даже те верующие, кому не удалось пройти сорокадневный путь Великого поста. По монастырскому уставу с понедельника по пятницу едят только хлеб, овощи и фрукты, в Страстную пятницу не едят вообще — в знак скорби: Иисус в этот день был распят и испустил Дух, а в Великую субботу позволяется пища с растительным маслом. Понятно, что в сам праздник Пасхи, то есть после праздничного богослужения в ночь с 27 на 28 апреля пост отменяется. Нет поста и всю следующую неделю за днем Пасхи, называемую Светлой (с 29 апреля по 5 мая).

Когда красить яйца, когда освящать яйца, пасхи и куличи. Если быть точными, не освящать, и не святить, а получать благословение на непостную пищу — яйца, творожную пасху, сдобные куличи, мясное. Слова «освящать», или «святить», в данном случае употребляется не точно: ни яйца, ни буженина, ни даже кулич святынями после окропления их святой водой не становятся, мы просто получаем благословение на то, чтобы съесть это все в праздник. Но в быту используется именно слово «освящение». Освящают яйца с куличами и пасхами в Страстную субботу, для неуспевших — в воскресную ночь, после Пасхального богослужения. Красят же яйца и готовят остальную снедь обычно в Чистый (Великий) четверг, или в Великую субботу. Причем священники призывают к тому, чтобы хозяйственные хлопоты не затмевали для нас богослужений Страстной недели.

Исповедь и Причастие. Во время Страстной недели принято обязательно придти на исповедь и причаститься. Самый популярный день для исповеди — Великая среда, хотя можно исповедоваться в любой день Страстной седмицы. Просто, исповедуясь накануне Чистого (Великого) четверга, верующие потом и причащаются в Великий четверг, потому что именно в этот день Господь установил Таинство Причастия.

Календарь Страстной недели, что происходит в храмах.

Понедельник, вторник и среда Страстной недели посвящены воспоминаниям последних бесед Иисуса Христа с народом и учениками.

Великий понедельник (22 апреля 2019г.). Во время богослужения вспоминают бесплодную смоковницу, иссохшую до корня — как образ человека, погибающего и погибшего, из-за того, что не раскаялся в своих грехах.

Великий вторник (23 апреля 2019г.). Вспоминают притчи, рассказанные Христом ученикам незадолго до крестных страданий. Притчу о десяти девах, притчу о талантах и рассказ Христа о воскресении мертвых и Страшном суде. Все вместе эти евангельские чтения призывают верующих к духовному бодрствованию, к тому, чтобы мы не «закапывали в землю» дарованные нам таланты, и, наконец, к тому, чтобы не уставали творить дела милосердия. Господь говорит, что Царствие Небесное унаследуют те, кто накормит алчущего, напоит жаждущего, примет странствующего. Потому что, говорит Господь: «Когда вы делаете это одному из братьев Моих меньших, вы делаете это Мне».

Читать еще:  Пасхальный венок выпечка

Великая среда (24 апреля 2019г.). В церквях вспоминают, как грешница омыла слезами ноги Иисуса и возлила драгоценное миро Ему на голову. Миром в те времена помазывали не только царственных особ, но и умащивали тела умерших перед погребением. Так, грешница, сама того не ведая, предуготовила Христа к погребению. В тот же день Иуда Искариот пошел к первосвященникам и спросил у них, что они дадут, если он выдаст Христа. Первосвященники предложили Иуде «тридцать сребреников», и с того времени Иуда стал искать удобного случая предать Христа. Кроме этих отрывков из Евангелия в Великую среду во время литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина, с тремя великими поклонами. С этого дня, вплоть до Троицы, поклоны в храме отменяются, и в этом глубокий смысл. Земной поклон показывает, что мы, люди, грехом ниспали на землю. А отмена земных поклонов во время богослужения подчеркивает то, что Господь искупил наши грехи. На вечерней службе в среду верующие стараются исповедоваться.

Великий, или Чистый четверг (25 апреля 2019г.). Церковь воспоминает Тайную Вечерю Христа со Своими учениками, на которой было установлено Таинство Евхаристии — причащения Тела и Крови Христовой. И поныне это Таинство совершается на каждой Божественной литургии. Многие стараются причаститься именно в Великий четверг.

Во время вечерней службы в Великий четверг читаются двенадцать евангельских отрывков, повествующих о страданиях крестной смерти Христа, воспоминают слова Христа на Кресте, Его Распятие, погребение.

По давней православной традиции во время чтения двенадцати Евангелий верующие стоят в храме с зажженными свечами. После службы этот огонек приносится домой, и на переплетах окон, на дверных косяках коптится крестик. А чтобы огонёк не потух, с собой в храм на службу приносят лампадку.

Великий четверг называют еще Чистым четвергом. С одной стороны, это день духовного очищения, ведь в этот день все стараются исповедоваться и причаститься, с другой стороны, имеется в виду бытовая сторона нашей жизни. Именно в Чистый четверг многие стараются подготовить дом, свою одежду, куличи и пасху к празднику Воскресения Христова.

Великая Пятница (26 апреля 2019г.). Самый скорбный день в церковном календаре, именно в пятницу совершилось Распятие и Крестная смерть Христа на Голгофе. Шесть долгих часов Господь мучительно страдал на Кресте, искупая Своими страданиями все человечество от рабства греху. Крестная смерть Христа совершилась по Евангелию в девятый час (около трех часов по нашему времени). Поэтому во второй половине дня в храмах совершается вынос из алтаря на середину церкви плащаницы — шитого изображения снятого с Креста Тела Спасителя.

В Великую пятницу до выноса плащаницы вообще не вкушается никакой пищи, это день самого строгого поста в году. В Великую пятницу не служится Божественная литургия, так как считается, что в этот день Сам Господь принес себя в жертву.

Великая суббота (27 апреля 2019г.) — день, когда «да молчит всякая плоть», день внутренней сосредоточенности, когда мы находимся в состоянии духовного ожидания Воскресения Христова. День Страстной субботы — день пребывания тела Иисуса Христа во гробе, где он был погребен снявшими Его с Креста. Но, пребывая телом Своим во гробе, душою Своею Господь в этот день сошел во ад, где, ожидая спасения, томились души всех умерших, даже души святых, живших до Христа. Иисус Христос спускается в ад и выводит оттуда души праведников.

Все дни Страстной недели, параллельно с напряженными богослужениями, идет и подготовка к встрече Христа Воскресшего. В субботу все стремятся освятить куличи, пасхи и брашно (то есть мясо и яйца), с тем, чтобы потом, после праздничного пасхального богослужения разговеться. Само по себе освящение пищи означает, что мы получаем благословение на ее принятие.

Светлое Христово Воскресение (28 апреля 2019г.) — величайший христианский праздник. Торжественная пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье.

Клин православный

Войти через uID

Поддержите создание крестильного храма!

Зачем мы освящаем куличи и пасхи?

Автор: Татьяна Балашова

— Отец Борис, почему принято освящать праздничную пасхальную снедь — куличи, пасхи, крашеные яйца?

— Давайте начнем издалека. Мы знаем, что в праздник Преображения освящаются земные плоды, в первую очередь, — виноград, яблоки и др. Зачем? Чтобы эти яблоки и виноград стали святее? Нет, конечно. Давайте подумаем. Мы ведь приносим Богу те плоды, которые Господь дал нам произрастить, так? Сажает-то человек, а произращает Бог. И вот эти плоды мы приносим Ему, посвящаем Ему, и потом принимаем от Него это как радость праздника, как некое благословение Божие на наши жизненные труды.

Известно, что в древности люди приносили в церковь просфоры, которые пекли сами, и они использовались в богослужении для совершения Таинства Евхаристии. Но это — хлеб, который используется в богослужении, это приношение Богу. Но ведь наша жизнь проходит не только в храме, но и дома, и на работе.

В храме мы радуемся и причащаемся Небесного Хлеба — Тела и Крови Христовой, принимаем Христа в свое сердце и в свое тело. Эта радость касается и наших душ, и наших тел. Поэтому вполне закономерно в дни великих праздников делается праздничная трапеза. И в праздник Пасхи нас интересует не изобилие разных деликатесов на столе. Есть ли таковые, нет ли — это не принципиально. Вопрос в другом. Смотрите, хлеб символичен — это тот продукт, без которого человек не мог существовать: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» В древнем мире хлеб был всегда символом жизни, питания. Но хлеб-то мы получаем от Бога: Он произращает злаки, а мы их используем. А кулич — это не просто хлеб для питания нашего, но хлеб радости праздника, который мы употребляем дома, во время агапы, праздничной домашней трапезы. Делаем этот хлеб сдобным и красивым, ведь это хлеб величайшего праздника. Украшенные куличи, сладкие творожные пасхи, крашеные яички — понятно, что все это освящается молитвой…

Кулич традиционен с глубочайшей древности, как и крашеные яички, и творожная пасха, которая в разных местах может иметь другое название. Да и кулич в некоторых местностях именуется по-другому. Например, в Украине кулич называется пасхой, а творожная пасха — сырной пасхой. Но смысл в употреблении их один и тот же — это отражение нашей радости.

В первые века христианства люди совершали Литургию, молились, причащались, а потом начиналась агапа — вечеря любви, на которой собирались после праздника, сидели за столом, вкушали пищу в радости и веселии. Сейчас наши праздничные пасхальные трапезы — это продолжение праздника за столом, в домашних и семейных условиях. Так что кулич вполне можно назвать хлебом радости — радости, принесенной от Бога в нашу земную жизнь.

Почему же все-таки мы освящаем пасхальные кушания? Чтобы на нашей пище и на нас пребывало благословение Божие. И прежде всего мы освящаем пищу, кропим святой водой, чтобы освятить нашу трапезу.

— А почему символом праздника Пасхи является и яйцо?

— Яйцо очень символично, потому что, с одной стороны, содержит в себе еще нераскрывшуюся жизнь. Но, с другой стороны, яйцо и символ Воскресения — как Христос, лежащий во гробе, которого не может сдержать гробовая пещера, и Он выходит наружу. Эта трапеза освящена тысячелетними традициями. Она есть во всех христианских странах, хотя в разных странах формы могут различаться.

— Каким образом может происходить освящение куличей, пасхи и яиц в разных храмах?

— Куличи, яички и пасхи освящаются в храмах. Бывает, что в храме очень тесно, много народу, тогда освящение проходит на улице. Расставляются столы, проходит священник, окропляет принесенную снедь святой водой. Но, конечно, если есть такая возможность, очень хорошо, когда освящение куличей и прочего проходит в храме, а не просто люди пришли к церкви и освятили их. Почему? Потому что намного лучше, если люди придут не просто, чтобы покропили яички, а к Богу, в храм, прося Его благословения.

Они пришли, взяли свечку, вошли в храм, зажгли ее. Вот куличик со свечкой. Это значит что? Молитвенное возношение к Богу. Вот Плащаница, которая стоит посреди храма. Люди с молитвой прикладываются к изображению мертвого Христа, Который умер за наши грехи и Который потом Воскреснет, Воскресение Которого мы и будем праздновать.

После этого они подходят к священнику, окропляются и их приношения, и они сами.

Что получается: люди пришли в храм с молитвой, приложились к святыне, предстали пред Божиим престолом с теми своими дарами, которые нужно освятить. Люди малоцерковные, освящая свои куличи таким образом, в какой-то степени приобщаются своим сердцем к святыне, потому что мало кто подойдет равнодушным к изображению умершего Христа. И очень хорошо, если в храме есть возможность провести освящение именно таким образом. В нашем храме мы стараемся идти именно этим путем.

— Есть ли смысл брать с собой детей на освящение куличей?

Если мы хотим, чтобы пасхальная радость коснулась детей, то дети должны участвовать и в приготовлении Пасхи, в том числе и молитвенном: и в богослужении пасхальном, и в праздничной пасхальной трапезе. Поэтому это очень нужно и важно и очень полезно для детей.

Фото: Татьяна Балашова

О приготовлении пасхальных кушаний рассказывается в статьях Проверенные рецепты куличей и Приготовление пасхи

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector