0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оказание первой помощи детям методические рекомендации куличенко

10 базовых навыков оказания первой помощи

Статья посвящена базовым навыкам оказания первой помощи. Вы узнаете, что делать при кровотечениях, переломах, отравлении, обморожении и в других экстренных случаях.

Первая помощь — это комплекс срочных мер, направленных на спасение жизни человека. Несчастный случай, резкий приступ заболевания, отравление — в этих и других чрезвычайных ситуациях необходима грамотная первая помощь.

Согласно закону, первая помощь не является медицинской — она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу. Первую помощь может оказать любой человек, находящийся в критический момент рядом с пострадавшим. Для некоторых категорий граждан оказание первой помощи — служебная обязанность. Речь идёт о полицейских, сотрудниках ГИБДД и МЧС, военнослужащих, пожарных.

Умение оказать первую помощь — элементарный, но очень важный навык. В экстренной ситуации он может спасти чью-то жизнь. Представляем вашему вниманию 10 базовых навыков оказания первой помощи.

Алгоритм оказания первой помощи

Чтобы не растеряться и грамотно оказать первую помощь, важно соблюдать следующую последовательность действий:

  1. Убедиться, что при оказании первой помощи вам ничего не угрожает и вы не подвергаете себя опасности.
  2. Обеспечить безопасность пострадавшему и окружающим (например, извлечь пострадавшего из горящего автомобиля).
  3. Проверить наличие у пострадавшего признаков жизни (пульс, дыхание, реакция зрачков на свет) и сознания. Для проверки дыхания необходимо запрокинуть голову пострадавшего, наклониться к его рту и носу и попытаться услышать или почувствовать дыхание. Для обнаружения пульса необходимо приложить подушечки пальцев к сонной артерии пострадавшего. Для оценки сознания необходимо (по возможности) взять пострадавшего за плечи, аккуратно встряхнуть и задать какой-либо вопрос.
  4. Вызвать специалистов: 112 — с мобильного телефона, с городского — 03 (скорая) или 01 (спасатели).
  5. Оказать неотложную первую помощь. В зависимости от ситуации это может быть:
    • восстановление проходимости дыхательных путей;
    • сердечно-лёгочная реанимация;
    • остановка кровотечения и другие мероприятия.
  6. Обеспечить пострадавшему физический и психологический комфорт, дождаться прибытия специалистов.

Искусственное дыхание

Искусственная вентиляция лёгких (ИВЛ) — это введение воздуха (либо кислорода) в дыхательные пути человека с целью восстановления естественной вентиляции лёгких. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.

Типичные ситуации, требующие ИВЛ:

  • автомобильная авария;
  • происшествие на воде;
  • удар током и другие.

Существуют различные способы ИВЛ. Наиболее эффективным при оказании первой помощи неспециалистом считается искусственное дыхание рот в рот и рот в нос.

Если при осмотре пострадавшего естественное дыхание не обнаружено, необходимо немедленно провести искусственную вентиляцию легких.

Техника искусственного дыхания рот в рот

  1. Обеспечьте проходимость верхних дыхательных путей. Поверните голову пострадавшего набок и пальцем удалите из полости рта слизь, кровь, инородные предметы. Проверьте носовые ходы пострадавшего, при необходимости очистите их.
  2. Запрокиньте голову пострадавшего, удерживая шею одной рукой.

Не меняйте положение головы пострадавшего при травме позвоночника!

Положите на рот пострадавшего салфетку, платок, кусок ткани или марли, чтобы защитить себя от инфекций. Зажмите нос пострадавшего большим и указательным пальцем. Глубоко вдохните, плотно прижмитесь губами ко рту пострадавшего. Сделайте выдох в лёгкие пострадавшего.

Первые 5–10 выдохов должны быть быстрыми (за 20–30 секунд), затем — 12–15 выдохов в минуту.

  • Следите за движением грудной клетки пострадавшего. Если грудь пострадавшего при вдохе воздуха поднимается, значит, вы всё делаете правильно.
  • Непрямой массаж сердца

    Если вместе с дыханием отсутствует пульс, необходимо сделать непрямой массаж сердца.

    Непрямой (закрытый) массаж сердца, или компрессия грудной клетки, — это сжатие мышц сердца между грудиной и позвоночником в целях поддержания кровообращения человека при остановке сердца. Относится к элементарным реанимационным мероприятиям.

    Внимание! Нельзя проводить закрытый массаж сердца при наличии пульса.

    Техника непрямого массажа сердца

    1. Уложите пострадавшего на плоскую твёрдую поверхность. На кровати и других мягких поверхностях проводить компрессию грудной клетки нельзя.
    2. Определите расположение у пострадавшего мечевидного отростка. Мечевидный отросток — это самая короткая и узкая часть грудины, её окончание.
    3. Отмерьте 2–4 см вверх от мечевидного отростка — это точка компрессии.
    4. Положите основание ладони на точку компрессии. При этом большой палец должен указывать либо на подбородок, либо на живот пострадавшего, в зависимости от местоположения лица, осуществляющего реанимацию. Поверх одной руки положите вторую ладонь, пальцы сложите в замок. Надавливания проводятся строго основанием ладони — ваши пальцы не должны соприкасаться с грудиной пострадавшего.
    5. Осуществляйте ритмичные толчки грудной клетки сильно, плавно, строго вертикально, тяжестью верхней половины вашего тела. Частота — 100–110 надавливаний в минуту. При этом грудная клетка должна прогибаться на 3–4 см.

    Грудным детям непрямой массаж сердца производится указательным и средним пальцем одной руки. Подросткам — ладонью одной руки.

    Если одновременно с закрытым массажем сердца проводится ИВЛ, каждые два вдоха должны чередоваться с 30 надавливаниями на грудную клетку.

    Если во время проведения реанимационных мероприятий у пострадавшего восстановилось дыхание или появился пульс, прекратите оказание первой помощи и уложите человека на бок, положив ладонь под голову. Следите за его состоянием до прибытия медиков.

    Приём Геймлиха

    При попадании пищи или инородных тел в трахею, она закупоривается (полностью или частично) — человек задыхается.

    Признаки закупоривания дыхательных путей:

    • Отсутствие полноценного дыхания. Если дыхательное горло закупорено не полностью, человек кашляет; если полностью — держится за горло.
    • Неспособность говорить.
    • Посинение кожи лица, набухание сосудов шеи.

    Очистку дыхательных путей чаще всего проводят по методу Геймлиха.

    1. Встаньте позади пострадавшего.
    2. Обхватите его руками, сцепив их в замок, чуть выше пупка, под рёберной дугой.
    3. Сильно надавите на живот пострадавшего, резко сгибая руки в локтях.

    Не сдавливайте грудь пострадавшего, за исключением беременных женщин, которым надавливания осуществляются в нижнем отделе грудной клетки.

  • Повторите приём несколько раз, пока дыхательные пути не освободятся.
  • Если пострадавший потерял сознание и упал, положите его на спину, сядьте ему на бёдра и обеими руками надавите на рёберные дуги.

    Для удаления инородных тел из дыхательных путей ребёнка необходимо повернуть его на живот и похлопать 2–3 раза между лопатками. Будьте очень осторожны. Даже если малыш быстро откашлялся, обратитесь к врачу для медицинского осмотра.

    Кровотечение

    Остановка кровотечения — это меры, направленные на остановку потери крови. При оказании первой помощи речь идёт об остановке наружного кровотечения. В зависимости от типа сосуда выделяют капиллярное, венозное и артериальное кровотечения.

    Остановка капиллярного кровотечения осуществляется путём наложения асептической повязки, а также, если ранены руки или ноги, поднятием конечностей выше уровня туловища.

    При венозном кровотечении накладывается давящая повязка. Для этого выполняется тампонада раны: на рану накладывается марля, поверх неё укладывается несколько слоёв ваты (если нет ваты — чистое полотенце), туго бинтуется. Сдавленные такой повязкой вены быстро тромбируются, и кровотечение прекращается. Если давящая повязка промокает, сильно надавите на неё ладонью.

    Чтобы остановить артериальное кровотечение, артерию необходимо пережать.

    Точки прижатия артерий

    Техника пережатия артерии: сильно прижмите артерию пальцами или кулаком к подлежащим костным образованиям.

    Артерии легкодоступны для пальпации, поэтому данный способ весьма эффективен. Однако он требует от лица, оказывающего первую помощь, физической силы.

    Если кровотечение не остановилось после наложения тугой повязки и прижатия артерии, примените жгут. Помните, что это крайняя мера, когда другие способы не помогают.

    Техника наложения кровоостанавливающего жгута

    1. Наложите жгут на одежду или мягкую подкладку чуть выше раны.
    2. Затяните жгут и проверьте пульсацию сосудов: кровотечение должно прекратиться, а кожа ниже жгута — побледнеть.
    3. Наложите повязку на рану.
    4. Запишите точное время, когда наложен жгут.

    Жгут на конечности можно накладывать максимум на 1 час. По его истечении жгут необходимо ослабить на 10–15 минут. При необходимости можно затянуть вновь, но не более чем на 20 минут.

    Первая помощь детям: пошаговый алгоритм действий

    Ребенок всегда остается ребенком: он активен в попытке познания окружающего мира, старается все попробовать, бегает, спотыкается, получает различные ушибы и ссадины. Родители могут даже не подозревать, что сделает малыш в следующую секунду, проявляя любопытство. Иногда ребенку требуется оказать экстренную помощь, ожидая врача. В этом случае нужно быть осторожным, чтобы не допустить ошибки. Рассмотрим, как проводится первая помощь детям в различных ситуациях.

    Правила оказания первой помощи детям

    Родителям и педагогам нужно быть готовыми к оказанию доврачебной помощи детям. Необходимо действовать спокойно, чтобы малыш не начал паниковать. Крики могут только усугубить положение. Действия должны быть хладнокровными и быстрыми.

    С правилами доврачебной помощи ребенку необходимо не только ознакомиться, но и научиться их выполнять. Тогда получится автоматически принять решение, как следует вести себя в той или иной ситуации. Ведь быстрая реакция на травмирование ребенка поможет нанести меньше вреда его здоровью.

    Выполнение искусственного дыхания

    В некоторых случаях у ребенка может нарушиться дыхательная функция, как следствие потребуется проведение искусственного дыхания. Действовать в этом случае нужно так:

    1. Очистите носовые ходы и ротовую полость от содержимого. При наличии шин на зубах, их нужно убрать. При оказании помощи утонувшему, удалите воду: для этого поместите голову потерпевшего ниже уровня тела.
    2. Воздух нужно вдувать: в подростковом возрасте (как и взрослому) изо рта в носовую полость. Маленькому ребенку (и грудничкам) искусственное дыхание проводится рот в рот либо сразу в полость рта и носа.
    Читать еще:  Пасха простой рецепт

    Процедура «рот в нос» подразумевает вдувание воздуха через нос пострадавшего:

    1. Ребёнка положите на спину на жёсткую поверхность.
    2. Человек, оказывающий помощь, должен стоять или опуститься на колени возле пациента.
    3. С помощью одной руки запрокидывается голова малыша путем охвата подбородка и одновременного выдвигания его вперёд-вверх, во избежание заглатывания языка.
    4. Другую ладонь расположите на теменной области ребёнка.
    5. Обеими руками жёстко зафиксируйте голову в таком положении.
    6. Затем помощник вдыхает воздух, приближает свой рот к носу потерпевшего малыша и впускает с силой воздух. Насколько эффективным будет искусственное дыхание, определяется по уровню поднятия грудной клетки ребёнка.
    7. После вдувания воздуха освободите нос малыша: должен последовать самопроизвольный выдох, благодаря возвращению грудной клетки в исходное положение.

    Процедура проведения искусственного дыхания детям методом «рот в рот» подразумевает такие действия:

    1. Положите ребёнка на спину.
    2. Голова фиксируется, как указано в предыдущем способе.
    3. Разница между методиками состоит в том, что помощник вдувает воздух через рот малыша.
    4. В случае оказания помощи младенцу рот спасателя может охватывать сразу рот и нос ребёнка.

    Вдувать воздух, выполняя искусственное дыхание, следует с такой частотой:

    • школьникам (и взрослым) – 20 вдохов в 1 мин;
    • детям младшей возрастной категории – 30 вдохов в 1 мин;
    • грудничкам – 35 вдохов в 1 мин.

    Техника массажа сердца

    В случае обнаружения ребенка в бессознательном состоянии в результате несчастного случая, если пульсация или сердцебиение не прослушиваются, нужно незамедлительно приступить к массажу сердца.

    Грудничкам массаж сердца проводится так:

    • с помощью указательного и среднего пальца резко и с усилием нажмите на область середины грудной клетки малыша;
    • надавливать следует с частотой 120 раз в 1 мин.

    Дошкольникам непрямой массаж сердца проводится следующим образом:

    • с помощью подушечек ладони на одной руке нажмите на середину грудины;
    • нажимать нужно с кратностью 90 раз за 1 мин.

    Рекомендации по оказанию первой медицинской помощи

    Наталья Осипова
    Рекомендации по оказанию первой медицинской помощи

    Здоровый ребенок отличается правильным физическим и психическим развитием, у него обычно хороший, здоровый цвет лица, живые и веселые глаза.

    Об отсутствии заболеваний свидетельствует хороший аппетит, нормальный стул, крепкий и спокойный сон.

    Во время бодрствования у здоровых детей должно быть хорошее настроение, они оживлены, много играют, интересуются всем, что их окружает.

    Однако в жизни каждого ребенка нередко возникают определенные события, требующие врачебного вмешательства.

    В ряде случаев и родители, и воспитатели, сознавая ответственность, могут прибегнуть к самостоятельному оказанию медицинской помощи детям.

    Боль в области живота.

    1. Придать ребенку удобное положение, приподняв на подушке. Приготовить пакет для рвоты.

    2. Не давать никаких лекарств, а также воды и питья.

    3. Вызвать врача.

    4. Могут помочь несколько глотков теплой воды.

    5. Сделать глубокий вдох с последующей задержкой дыхания.

    6. В случае «нервной икоты» дать ребенку воды с несколькими каплями лимонного сока.

    7. Можно рекомендовать легкий массаж подложечной области.

    Боли в животе после проглатывания инородного тела.

    Попадание инородного тела в желудок почти не имеет симптомов: только тошнота и небольшие боли в животе.

    Если вам точно известно, что малыш проглотил какой- то неострый предмет из нерастворимого материала и его не слишком сильно беспокоит тошнота и боли в животе, то можно некоторое время – до осмотра ребенка врачом, час, полтора – подождать.

    Самое неприятное, если это инородное тело застряло в пищеводе. Это дает самую сильную симптоматику: боль за грудиной, частую икоту, слюнотечение, позывы к рвоте, возбуждение и страх, иногда спазматические боли в желудке.

    Случай нередкий. Хорошо, если это просто большой кусок жевательной резинки или конфета, а пуговица, пластмассовое колесико от машины или шарика?

    Пока едет сразу же вызванная вами «Скорая помощь», дайте ребенку пожевать жесткий хлеб, уговаривая проглотить его с минимальным количеством жидкости. Обильно поить ребенка нельзя!

    При уверенном диагнозе «проглотил косточку» (пуговицу, пластмассовое колесико и пр.) можно дать обволакивающую пищу – полужидкое картофельное пюре или овсяную кашу.

    Обычно весь путь инородного тела от рта до горшка у детей первых восьми лет занимает два дня, а у более старших – три дня.

    Инородное тело в носу.

    Дети часто заталкивают в нос мелкие предметы, В качестве первой помощи можно посоветовать вдохнуть ртом и сильно высморкаться, закрыв при этом вторую ноздрю.

    Нельзя пытаться самостоятельно вынуть инородное тело из носа. Этим можно протолкнуть его глубже, так что вынуть будет труднее, или вообще втолкнуть в носоглотку, откуда его можно легко вдохнуть в трахею или бронхи.

    Инородное тело в глазу.

    При попадании соринки в глаз не давайте ребенку тереть глазруками. Предложите ему поморгать или, взявшись руками за ресницы верхнего века, оттянуть его вниз и некоторое время подержать в таком положении, При этом соринка вымывается слезами.

    Ни в коем случае нельзя лезть в глаз пинцетом или другими твердыми предметами или насильно выковыривать соринку из глаза.

    Острые осколки, стружки, песчинки могут застрять в роговице, и попытки удалить их своими силами могут привести к тяжелым повреждениям. Завяжите глаз не тугой повязкой и отправьте ребенка в ближайший глазной пункт.

    Внезапный, непрекращающийся приступ надсадного кашля.

    Если такой кашель не проходит в течение нескольких минут и сопровождается затруднением дыхания, возбуждением и страхом у ребенка, это скорее всего означает, что в его дыхательные пути попало инородное тело. Им может оказаться пуговица, конфета, кусок пищи, часть игрушки – да все что угодно!

    При инородном теле в дыхательных путях кашель сухой и не управляется ребенком. Не тратьте время на уговоры и ожидания!

    Не стучите по спине ребенка! Это может только осложнить ситуацию!

    Сделайте несколько попыток вытряхнуть инородное тело, перевернув ребенка вниз головой и встряхнув несколько раз. Если попытки не увенчались успехом (увы, это бывает довольно часто, немедленно доставьте ребенка в медицинское учреждение, в котором есть хирургическое отделение, потому что инородные тела часто приходится удалять из дыхательных путей под наркозом.

    Не теряйте головы, помните, что инородные тела всегда попадают в один из бронхов и даже когда закупоривают его, то другие бронхи остаются свободными, а это значит, что ребенок не задохнется.

    Надо найти такое положение туловища ребенка, при котором раздражение бронхов инородным телом наименьшее (чаще всего на боку, иногда на животе).

    Не давайте ребенку обезболивающих и много питья, потому что кашель может вызвать рвоту, а при заполненном желудке рвота будет обильной.

    Внезапная потеря сознания.

    Чаще всего она связана с травмами черепа (ушибами и ранениями, перегреванием, солнечным ударом.

    Обычная ошибка – брать ребенка на руки, стараясь придать его телу вертикальное положение. Поступать надо как раз наоборот: положить ребенка так, чтобы приток крови к его голове был максимальным (если надо, то даже немного опустить его голову вниз).

    Исключением из этого правила является только одно обстоятельство – наружное кровотечение из носа, рта или раны черепа.

    Ребенку надо придать удобное положение, подстелить что- либо мягкое, расстегнуть одежду (воротник и манжеты рубашки).

    Нашатырный спирт – одно из самых верных средств при потере сознания. Проследите, чтобы он всегда был в аптечке.

    Нашатырь всегда надо подносить к ноздрям на ткани _ так он быстрее испаряется (используйте носовые платки, части одежды, даже бумагу).

    Из методов, предлагаемых восточной медициной, для быстрого приведения в чувство можно порекомендовать массаж ушных раковин до их покраснения.

    Внезапно появившиеся судороги являются грозным симптомом какого- то серьезного заболевания, но почти никогда не указывают на свою причину. Они возникают главным образом при заболеваниях нервной системы, отравлениях, нарушениях обмена веществ и деятельности желез внутренней секреции. Признаки: сильное подергивание мышц, сжатые кулаки и выгнутая спина; слюноотделение; замедленное дыхание; налитая кровью шея и лицо. Также возможно подергивание мышц лица, ребенок может закатить глаза, начать косить или уставиться глазами в одно место. Обязательно запомните, какие именно судороги были у ребенка, Это очень важно, если в дальнейшем надо будет решать какие–то вопросы с невропатологом. Если есть указания на травму головы, перегревание, обезвоживание, отравление токсическим веществом и пр., то борьба с судорогами должна начаться с устранения этих причин. Во всех остальных случаях до прихода врача приходится действовать одинаково:

    • Ребенка укладывают на ровную мягкую поверхность на спину (если у него нет рвотных позывов или рвоты) или на живот, а голову удерживают в положении на боку (если есть рвота или позывы к ней);

    • Во время конвульсий удерживают тело ребенка, чтобы он не нанес себе травму;

    • Принимают меры по устранению возможных причин судорожного приступа (снижают температуру тела, промывают желудок и пр.).

    • Обнажить место кровотечения. Раздеть ребенка.

    • Если рана загрязнена, очень осторожно смыть грязь вокруг нее, но вода не должна попасть в саму рану!

    • Пережать кровеносные сосуды на 3- 5 см выше места ранения.

    • Наложить на конечность жгут (поясной ремень, веревку, гибкий провод и т. п.) в два- три оборота, подложив под него мягкую ткань, и затянуть его.

    • Придать телу ребенка удобное положение: положить на спину.

    Читать еще:  Записка в яйце

    • Приподнять раненую конечность. Зафиксировать ее в этом положении.

    • Положить на место ранения поверх затянутого жгута холодный компресс или пузырь со льдом.

    • Согреть ребенка (при кровотечениях дети быстро начинают мерзнуть).

    • Затянутый жгут надо распускать на 10 минут каждые полтора часа, чтобы не произошло омертвление тканей.

    Опасно прикусывать язык – поэтому между челюстями необходимо вставить мягкий предмет (свернутый носовой платок, край рукава и пр.).

    Причина судорог почти всегда одна и та же – кислородное голодание клеток головного мозга. Как только удастся устранить эту причину, судороги проходят.

    Наружное кровотечение особенно опасно, если имеет своим источником повреждение артериального сосуда (кровь из поврежденного места бьет струей или толчками; при венозном кровотечении кровь темно- красного цвета и течет медленно). Капиллярное кровотечение, которым всегда сопровождаются поверхностные ранения, остановить значительно легче (при нормальной свертываемости крови такие кровотечения нередко прекращаются сами).

    Чаще всего у детей бывают капиллярно- венозные кровотечения из мягких тканей и носа в результате травм. Попытаться остановить такое носовое кровотечение можно простым прижатием мягких тканей носа к носовой перегородке в течение двух- трех минут. Можно усилить эффект этого способа, введя в носовые ходы марлевые жгуты или ватные тампоны, обильно смоченные 2- х или 3 — х процентным раствором перекиси водорода.

    Инновационные подходы к оказанию логопедической помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3-х лет Учитель-логопед Тегза Татьяна Анатольевна Инновационные подходы к оказанию логопедической помощи родителям с детьми дошкольного возраста,.

    Конспект классного часа «Оказание первой помощи в природных условиях» Классный час на тему: «Оказание первой помощи в природных условиях» Автор: Белоцерковская Ольга Витальевна, учитель начальных классов,.

    Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Оказание первой помощи» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ». Разработала: воспитатель Васильевского МДОУ.

    Конспект ознакомления детей с профессией медицинской сестры в первой младшей группе Цель: познакомить детей с профессией врача (медицинской сестры) детского сада; побуждать называть её по имени и отчеству; помочь детям уяснить.

    Конспект по рисованию нетрадиционным способом, при помощи штампов для первой младшей группы «Ягодки малинки в корзинке» Цель занятия: Обучение новой техникой рисования — рисование при помощи штампов (печать, Обучение умению ориентироваться на листе бумаги,.

    Конспект занятия «Оказание первой помощи при отравлении грибами и правила сбора грибов» Цель: информирование детей о профилактике отравление грибами. Задачи: 1) Закрепить и расширить знание детей о грибах. 2) Развивать практические.

    Конспект занятия для детей 7–11 лет «Оказание первой помощи при порезах, ссадинах, ожогах» Конспект занятия по праграмме «Азбука здоровья» Оказание первой помощи при порезах, ссадинах, ожогах Возрастная категория детей 7-11 лет.

    Презентация к НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Оказание первой помощи» Презентация к НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ».Разработала: воспитатель Васильевского.

    Рекомендации классным руководителям для помощи в адаптации учащихся 5 классов Рекомендации тьютерам, классным руководителям для помощи в адаптации учащихся 5 классов. Основные проблемы, возникающие в период адаптации.

    Содержание коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями ОДА Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов.

    Российское общество скорой медицинской помощи (РОСМП). Клинические рекомендации (протокол) по оказанию скорой медицинской помощи при внебольничной пневмонии у детей.

    Баранов Александр Александрович — акад. РАН, директор ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, главный внештатный специалист педиатр Минздрава России
    Намазова-Баранова Лейла Сеймуровна — чл.‑кор. РАН, заместитель директора по науке — директор НИИ педиатрии ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, главный внештатный детский специалист аллерголог‑иммунолог Минздрава России
    Шайтор Валентина Мироновна — д‑р мед. наук, проф. кафедры скорой медицинской помощи ГБОУ ВПО «Северо‑Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова» Минздрава России
    Таточенко Владимир Кириллович — д‑р мед. наук, проф., главный научный сотрудник ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России
    Селимзянова Лилия Робертовна — канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник отдела стандартизации и клинической фармакологии ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, ассистент кафедры педиатрии и детской ревматологии ГБОУ ВПО «Первый государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова» Минздрава России
    Куличенко Татьяна Владимировна — д‑р мед. наук, зав. отделением неотложной педиатрии ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России
    Маргиева Теа Валикоевна — канд. мед. наук, зав. отделением восстановительного лечения детей с нефро‑урологическими заболеваниями, ожирением и метаболическими болезнями ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России, эксперт Всемирной организации здравоохранения

    Определение
    Пневмония — острое инфекционное заболевание легочной паренхимы, диагностируемое по синдрому дыхательных расстройств и/или физикальным данным, а также инфильтративным изменениям на рентгенограмме.
    Внебольничная пневмония — острое инфекционное заболевание легких различной, преимущественно бактериальной, этиологии, развившееся вне стационара или в первые 48–72 часа пребывания ребенка в стационаре, сопровождаемое лихорадкой и симптомами поражения нижних дыхательных путей (одышка, кашель, физикальные данные), при наличии инфильтративных изменений на рентгенограмме (Российское респираторное общество, 2011).
    Респираторный дистресс характеризуется проявлением дыхательной недостаточности (ДН) независимо от ее происхождения (пневмонии, инородного тела, острого эпиглоттита и т.д.). ДН бывает гипоксической (при недостатке кислорода) и гиперкапнической (при избытке углекислоты).

    Коды по МКБ-10
    J13 Пневмония, вызванная Streptococcus pneumoniae.
    J14 Пневмония, вызванная Haemophilus influenzae (палочкой Афанасьева– Пфейффера).
    J15 Бактериальная пневмония, не классифицированная в других рубриках.
    J16 Пневмония, вызванная другими инфекционными возбудителями, не классифицированная в других рубриках.
    J17 Пневмония при болезнях, классифицированных в других рубриках.
    J18 Пневмония без уточнения возбудителя.

    Этиология и патогенез
    Ведущими возбудителями внебольничной пневмонии у детей являются Streptococcus pneumoniae (74,5% cлучаев), Mycoplasma pneumoniаe, Chlamydophyla pneumoniae, Haemophilus influenzae, возможна вирусная и вирусно‑бактериальная этиология пневмонии.
    Пневмония возникает вследствие снижения иммунного ответа, инфекции вирулентным микроорганизмом и/или вследствие контакта с микроорганизмами в высоких концентрациях.
    Внебольничная пневмония в типичных случаях развивается на фоне острой инфекции верхних дыхательных путей, следом за которой инфекция (бактерии, или вирусы, или другие микроорганизмы) проникает в нижние дыхательные пути, вызывая иммунный ответ, в том числе воспалительную реакцию. Альвеолы заполняются лейкоцитами, жидкостью и клеточным детритом, вследствие чего возникают спадение альвеол, нарушение вентиляционно‑перфузионных нарушений. При тяжелых инфекциях ряд микроорганизмов, например, S. aureus, K. pneumoniae, некоторые штаммы S. pneumoniae, могут вызывать некротические (деструктивные) процессы.
    При отсутствии адекватного своевременного лечения усугубляется дыхательная недостаточность и повышается вероятность развития неблагоприятного исхода.

    Классификация пневмонии (Российское респираторное общество, 2011).
    1. По этиологии: бактериальная, вирусная, грибковая, паразитарная, хламидийная, микоплазменная, смешанная (J13–J18).
    2. По месту возникновения: внебольничная (домашняя, амбулаторная); госпитальная (нозокомиальная, внутрибольничная).
    3. Выделяют клинико‑морфологические формы:
    — очаговую;
    — очагово‑сливную;
    — моно‑ или полисегментарную;
    — крупозную (долевую);
    — интерстициальную.
    4. По локализации:
     односторонняя;
     двусторонняя.
    5. По степени тяжести: среднетяжелая и тяжелая. Тяжесть пневмонии определяется выраженностью клинических проявлений и наличием осложнений.
    6. По наличию осложнений:
    легочные:
    — плеврит;
    — абсцесс легкого;
    — пневмоторакс, пиопневмоторакс;
    внелегочные:
    — отит, менингит, остеомиелит, пиелонефрит;
    — инфекционно‑токсический шок;
    — сердечно‑сосудистая недостаточность;
    — ДВС‑синдром.
    7. По характеру течения:
     острая (длительностью до 6 нед);
     затяжная (более 6 нед).
    6. У новорожденных выделяют пневмонии:
     внутриутробные (врожденные);
     постнатальные (приобретенные).
    8. Различают пневмонии:
    „- аспирационную — при заболеваниях, сопровождающихся рефлюксом, дисфагией, у больных с нарушением сознания;
    „- вентиляционную — развивается у пациентов на ИВЛ: раннюю — в первые 5 сут и позднюю — после 5 сут ИВЛ.

    Клинические проявления и диагностика пневмонии
    Согласно Классификации 2009 г., критерии диагностики пневмонии следующие.
    Клинические: повышение температуры тела, кашель, физикальные изменения в легких, дыхательная недостаточность (табл. 1).
    Рентгенологические: инфильтративные изменения в легких.
    Лабораторные: наличие островоспалительных изменений в гемограмме.

    Пневмония — острое заболевание, обычно с кашлем и лихорадкой, которая без лечения держится, в отличие от вирусной инфекции, более 3 дней; ринит и другие признаки ОРВИ часто отсутствуют. Без повышения температуры тела (но с выраженной одышкой) протекают атипичные пневмонии у детей 1–6 мес жизни, вызванные С. trachomatis. Поскольку пневмония часто (до половины случаев и более) «немая», без классических физикальных симптомов, за основу диагностики следует принимать общие симптомы.
    Очень тяжелая пневмония характеризуется наличием центрального цианоза, других признаков тяжелой дыхательной недостаточности, нарушением сознания, отказом ребенка от питья.
    Тяжелая пневмония характеризуется (при отсутствии угрожаемых жизни симптомов) наличием втяжений уступчивых мест грудной клетки (обычно в нижней части) при дыхании, у грудных детей — кряхтящим дыханием, раздуванием крыльев носа.
    Неосложненная пневмония диагностируется, если отсутствуют указанные выше признаки при наличии одышки в отсутствие обструктивного синдрома (ЧД ≥60 в минуту у детей до 2 мес; ≥50 в минуту — от 2 мес до 1 года; ≥40 в минуту — от 1 года до 5 лет) и/или классических физикальных симптомов: укорочения перкуторного звука, ослабленного или бронхиального дыхания, крепитации или мелкопузырчатых хрипов над участком легких. Отсутствие одышки не исключает пневмонии.
    Приводимый ниже диагностический алгоритм имеет чувствительность и
    специфичность выше 95% (рис. 1). Наличие бронхиальной обструкции (свистящего дыхания — wheezing) с высокой вероятностью исключает типичную внебольничную пневмонию и встречается изредка при атипичных формах и внутрибольничном заражении, и, кроме того, требует в дальнейшем исключения бронхиальной астмы.

    Читать еще:  Кулич на пасху рецепт с фото пошагово


    Рис. 1. Алгоритм клинической диагностики пневмоний

    Таблица 1. Степень острой дыхательной недостаточности

    Курсы по первой помощи для родителей, нянь / Москва

    Курсы Первой помощи для РОДИТЕЛЕЙ, НЯНЬ / Москва

    Курс «Ваш ребенок» предназначен для родителей (нянь) старше 18 лет.

    Обучение проводится в:

    • наборных группах в учебном центре Российского Красного Креста (Москва, Черемушкинский проезд, дом 5)
    • заранее сформированных группах , выездные или в учебном центре Российского Красного Креста по договору

    По окончанию курса слушатели получают сертификаты Российского Красного Креста международного образца.

    Что Вы получите после 1 дня занятий на курсе «Ваш ребенок»:

    • Реальные знания и навыки первой помощи
    • Уверенностьв способности помочь своим детям
    • Сертификат международного образца (действует за границей, возможно получение на английском языке)

    Темы курса:

    Что такое первая помощь
    Правовые аспекты оказания первой помощи

    • Шаги первой помощи (алгоритм действий)

    Осмотр места происшествия
    Осмотр пострадавшего
    Вызов «скорой помощи»
    Оказание Первой помощи

    • Ребенок без сознания и дышит

    Причины и признаки. Опасность состояния.
    Проверка сознания.
    Проверка дыхания.
    Восстановительное положение

    • Ребенок без сознания и не дышит

    Причины и признаки. Опасность состояния
    Сердечно-легочная реанимация (СЛР) ребенку
    Сердечно-легочная реанимация (СЛР) младенцу
    Сердечно-легочная реанимация (СЛР) при утоплении

    • Непроходимость дыхательных путей при попадании инородного тела ребенок/младенец (подавился)

    Виды непроходимости дыхательных путей. Причины и признаки
    Первая помощь ребенку и младенцу

    • Кровотечения и шок:

    Виды кровотечений. Причины и признаки
    Первая помощь младенцу и ребенку:
    — при наружных кровотечениях
    — при травматической ампутации конечности
    — при внутренних кровотечениях
    — при носовом кровотечении
    Противошоковые меры

    Классификация ран. Первая помощь ссадины, инородное тело в ране, ранение глаза, ранение грудной клетки, ранение брюшной полости (с выпадением и без выпадения внутренних органов), укусы животных

    Классификация ожогов. Признаки
    Первая помощь при ожогах. Вызов «Скорой помощи» при ожогах

    Общие признаки травм. Виды шин
    Первая помощь при травмах конечностей
    Первая помощь при травмах головы и позвоночника

    Пути проникновения токсического вещества в организм
    Признаки отравления. Первая помощь при отравлении, обезвоживание/желудочно-кишечное расстройство

    • Неотложные состояния, связанные с воздействием тепла/холода

    Переохлаждение, отморожение, тепловой удар

    • Темы на выбор

    Жар, ложный круп и эпиглоттит, судороги (эпилепсия), сахарный диабет, астма, укусы насекомых, клеща, змеи

    Выберите один из ближайших курсов (Москва, Черемушкинский проезд, дом 5)

    ФЕВРАЛЬ 2020

    7 февраля Пт. (Время занятий с 11.00 до 19.00) — ИДЕТ ЗАПИСЬ

    12 февраля Ср. (Время занятий с 11.00 до 19.00) — ИДЕТ ЗАПИСЬ

    21 февраля Пт. (Время занятий с 11.00 до 19.00) — ИДЕТ ЗАПИСЬ

    23 февраля (Время занятий с 11.00 до 19.00) — ИДЕТ ЗАПИСЬ

    Стоимость курса 2900 руб. (или 38000 рублей — по договору за группу до 12 человек)

    Подайте заявку, заполнив форму ниже

    Справки по телефонам 8 (965) 428-14-63 или 8 (916) 604-49-59

    ВРЕМЯ УЧИТЬСЯ ОКАЗЫВАТЬ ПЕРВУЮ ПОМОЩЬ!

    Получить подробную информацию по работе можно по эл. почте: info@redcross-mosuvao.ru

    или по телефону: 8 (965) 428-14-63 или 8 (916) 604-49-59

    ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ (методические рекомендации)

    Транскрипт

    1 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Государственное учреждение «Луганский республиканский Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» Луганской Народной Республики Д.С. Пархомчук, С.Е. Оберемок, Е.С. Волков ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ (методические рекомендации) Луганск

    2 Авторы: Пархомчук Демьян Степанович — директор ГУ «Луганский республиканский Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» ЛНР, врач анестезиолог-реаниматолог выездной анестезиологореанимационной бригады, врач медицины неотложных состояний, организатор управления здравоохранения, главный внештатный специалист по вопросам медицины неотложных состояний и медицины катастроф министерства здравоохранения Луганской народной республики. Оберемок Сергей Евгеньевич — ассистент кафедры анестезиологии, интенсивной терапии и экстренной медицинской помощи ГУ ЛНР «Луганский республиканский медицинский университет имени Святителя Луки», врач медицины неотложных состояний высшей аттестационной категории, врач психиатр высшей аттестационной категории, организатор управления здравоохранения, врач выездной психиатрической бригады ГУ «Луганский республиканский Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф». Волков Евгений Степанович — заведующий подстанцией 1 (специализированных бригад), врач медицины неотложных состояний, врач кардиолог выездной специализированной кардиологической бригады ГУ «Луганский республиканский Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» ЛНР. Данные методические рекомендации посвящены обучению населения навыкам по оказанию первой помощи на догоспитальном этапе при состояниях, угрожающих жизни: отравлениях различной этиологии, травмах различного происхождения, соматических состояниях, инсультах, инфарктах, судорогах и др. Методическое пособие рассчитано на немедицинских работников, студентов ВУЗов, колледжей, работников, деятельность которых связана с местами массовых скоплений людей, а также для рядового и начальствующего состава гражданской защиты, личного состава аварийно-спасательных служб, пожарно-спасательных, аварийно-спасательных подразделений и формирований, спасателей, исполнительных органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, сотрудников МВД, сотрудников служб, участвующих в ликвидации дорожно-транспортных происшествий по вопросам организации и оказания первой помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, социальных служб, работников транспорта, муниципальных служб спасения, населения и др. УДК (072) ББК ISBN 2

    3 Дорогой читатель! Несмотря на все происходящее вокруг, у нас с Вами жизнь продолжается, и прожить ее надо честно, чтобы не было стыдно за сделанное и не сделанное тобой. Речь идет об оказании первой помощи человеку, попавшему в беду. Если волей судьбы Вы оказались рядом и стали свидетелем случившегося, а для приезда экстренных служб в любом случае понадобится время, которое может оказаться роковым, то срабатывает принцип — кто вовремя помог, тот дважды помог. А чтобы сделать это правильно, мало одного желания, ведь можно навредить. Нужно знать и уметь владеть несложными приемами остановки кровотечения, извлечения пострадавшего из транспорта в случае дорожнотранспортного происшествия, помощи при утоплении, отравлении и других угрожающих жизни состояниях. Все это, дорогой читатель, найдете в методических рекомендациях. Данный материал не нуждается в рекламе, так как речь идет о том, как спасти человеческую жизнь, дать шанс выжить. «На каждом повороте твоей жизни, всякий раз, когда ты принимаешь решение, рождается новая часть Тебя. (Ричард Бах, «Карманный справочник Мессии»), и если стоит вопрос помочь или нет, решение должно быть правильным. Ректор ГУ «Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки» профессор В.В.Симрок 3

    4 ВВЕДЕНИЕ В первой помощи нуждаются лица, с которыми произошел несчастный случай или у которых внезапно возникло угрожающее жизни заболевание, но при этом нет возможности быстро сообщить о случившемся на скорую помощь. Поэтому важное значение приобретает первая помощь, оказанная на месте происшествия до прибытия врача. Своевременно и правильно оказанная первая помощь не только подчас спасает жизнь человеку, но и обеспечивает дальнейшее успешное лечение, предупреждает развитие тяжелых осложнений, исключает потерю трудоспособности. Однако, даже при идеальной теоретической организации помощь может оказаться запоздалой, если находящиеся поблизости люди не умеют оказать на практике. Поэтому важно обучить население правилам оказания первой помощи пострадавшим. Первая помощь пострадавшему может оказываться: — немедицинским работником без специальной подготовки; — медицинским и немедицинским работником, прошедшим специальную подготовку по оказанию первой помощи, но не имеющим для этого средств и медикаментов. Первая помощь включает мероприятия: — немедленное прекращение воздействия внешних повреждающих факторов и удаление пострадавшего из неблагоприятных условий, в которые он попал; — оказание первой помощи пострадавшему (остановка кровотечения, наложение повязки, непрямой массаж сердца и др.); — организация скорейшей доставки пострадавшего (заболевшего) в лечебное учреждение. 4

    5 Оглавление 1. Введение Основы анатомии и физиологии человека Костно-мышечная система. Скелет Мышцы Дыхательная система Система кровообращения Пищеварительная система Зрительный анализатор Слуховой анализатор Нервная система Орган равновесия (вестибулярный аппарат) 14 3.Организационные и юридические основы оказания первой помощи Первая помощь Средства первой помощи Первая помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания Этапы сердечно-легочной реанимации (СЛР) для свидетелей остановки кровообращения без медицинского образования Неотложные состояния Первая помощь при ранениях Первая помощь при кровотечениях Первая помощь при внутреннем кровотечении Первая помощь при травмах, виды травм Травмы и заболевания брюшной полости, требующие неотложной помощи Термические травмы, ожоги Химические ожоги Поражение электрическим током и молнией Отморожения и общее замерзание Утопление Инородные тела

    6 7.12. Отравления Ранения, нанесенные животными Другие заболевания и состояния, требующие оказания первой помощи Болевой шок Острая сосудистая недостаточность Острые боли в животе Транспортировка пострадавших Положение пострадавшего при транспортировке Перечень лекарственных средств, которые должны быть в медицинских аптечках первой помощи для пассажирских легковых автомобилей с количеством пассажиров до 9 человек и грузовых транспортных средств (автомобильная аптечка — 1) 104 Перечень лекарственных средств, которые должны быть в медицинских аптечках первой помощи для пассажирских транспортных средств с количеством пассажиров более 9 человек (автомобильная аптечка — 2) Средства для остановки кровотечения, наложения повязок при травмах Вопросы и задачи для самоконтроля Список литературы 117 Список условных сокращений

    7 У ч е б н о — п р а к т и ч е с к о е и з д а н и е Оказание первой помощи пострадавшим (методические рекомендации) Редактор Подготовка оригинал-макета Дизайн обложки Техническая группа УДК (072) Рекомендовано к печати решением ученого совета ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет им. Святителя Луки», протокол 8 от г. 122

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector