Курочка яйцо фаберже
История пасхальных яиц Фаберже
На протяжении трех десятилетий петербуржский ювелир Петер Карл Фаберже разрабатывал модели самых роскошных и оригинальных изделий, достойных звания подарка, который царь преподносит своей супруге на Пасху. После смерти Александра III в 1894 году его сын Николай II продолжил традицию и даже стал заказывать по два яйца в год, одно – для матери, другое – для своей жены Александры. Каждое яйцо уникально. Зачастую в них лежал специальный сюрприз. Краткая история пасхальных яиц Фаберже – в материале Concepture.
Эта история началась с подарка жене на Пасху. Но даритель и сам подарок были необычными – этот заказ в 1885 году сделал император Александр III для своей жены Марии Федоровны. Российский самодержец хотел порадовать супругу подарком, который напомнил бы ей о детстве. Возможно поэтому взявший заказ Карл Фаберже выбрал в качестве образца яйцо, изготовленное в начале XVIII века – такое яйцо было в коллекции замка Розенборг в Копенгагене, откуда Мария София Фредерика Дагмар и была родом. Так появилось первое яйцо Фаберже под названием «Курочка». Снаружи оно было покрыто белой, имитирующей скорлупу, эмалью, а внутри, в «желтке» из матового золота – золотая курочка. Внутри курочки, в свою очередь, спрятаны небольшая копия императорской короны из золота с бриллиантами и цепочка с рубиновым кулоном.
Первое императорское яйцо было создано в 1885 году по заказу царя Александра III, который хотел преподнести его в качестве подарка своей жене, императрице Марии Федоровне. Для этого царь Александр обратился к отмеченному наградами ювелиру Петеру Карлу Фаберже, который возглавлял «Дом Фаберже». Компания была основана в 1842 году Густавом Фаберже, а после его смерти в 1882 году была унаследована его сыном Карлом. За время своей работы Дом Фаберже заработал репутацию искусных ювелиров, но венцом их мастерства, а заодно и пропуском в историю стали именно яйца для царской семьи.
Считается, что в качестве прообраза для своего первого яйца Карл Фаберже использовал Саксонское королевское яйцо XVIII века, которое он увидел в дрезденском музее «Зеленый свод» (три его экземпляра существуют и поныне – в Дрездене, Вене и Копенгагене). Это было золотое яйцо, в которое помещалась золотая курочка, золотая корона и кольцо. Вдохновленный этим удивительным изделием, Фаберже создал свою версию яйца. Покрытое белой эмалью, оно содержало в себе золотой желток, в желтке заключалась маленькая золотая курочка, а внутри самой курочки помещались рубиновые корона и подвеска. Этот последний «сюрприз» – такие призы прятались в большинстве яиц Фаберже – был добавлен по просьбе царя. В дальнейшем, однако, его величество редко выказывал какие-то пожелания относительно сюрпризов.
Для изготовления яйца требовалось от одного до двух лет работы. В каждом изделии участвовала целая команда ювелиров разной специализации – искусные кузнецы, мастера обработки алмазов, специалисты по работе с эмалью, художники, занимавшиеся росписью изящных изделий. Производством руководили два старших мастера, но во главе стоял сам Фаберже. Впрочем, концепты новых яиц придумывал не только сам мэтр, ведь помимо дизайна требовалось заниматься и множеством других аспектов. Можно сказать, что в этом плане Фаберже был своего рода оркестровым дирижером, который согласовывал действия всех своих мастеров, чтобы на выходе получить то, что нужно.
мимо эстетических и материальных соображений, яйца должны были сообщать личные черты, характерные для Романовых. Фаберже разрабатывал идеи или предметы, которые имели особое значение для жены и матери царя. Так, несколько яиц были украшены (или содержали в себе) крошечные портреты членов царской семьи, с большим старанием выведенные на слоновой кости специалистами по миниатюрной живописи. Фаберже преуспевал в выполнении столь деликатной работы, из года в год сохраняя эффект приятной неожиданности. То, каким будет новое пасхальное яйцо, держалось в строжайшем секрете – этого нельзя было знать даже самому царю.
Еще на момент производства императорские яйца снискали статус высокохудожественного новаторства, став флагманским изделием Дома Фаберже. Некоторые из яиц выставлялись на Парижской всемирной выставке 1900 года, а также на выставке в Санкт-Петербурге в 1902 году. Уже в то время яйца Фаберже воспринимались как нечто небывалое, оказывая влияние на вкусы общественности. Другие ювелиры тоже начали делать свои яйца. В то же время Дом Фаберже начал принимать заказы на оригинальные яйца не только от царя, но и от других знатных и богатых персон. Всего было произведено около 70 яиц.
Каждый год Фаберже старался привносить в свое главное изделие что-то новое – например, используя какие-то неожиданные материалы или же придумывая новые приспособления, такие как когтистый постамент, встроенные часы или же механические игрушки в форме птичек или слонов. А, например, в разработке «Зимнего яйца» участвовала Альма Пиль – женщина-художница, создавшая уникальный стиль «изморозь на хрустале». Последние же императорские яйца, созданные в 1916 году, содержат в себе отголосок нестабильности исторического момента, а также предвестие начала конца Дома Фаберже. В годы войны яйца стали менее изысканными и более строгими, отражая характер политической жизни тех времен.
В 1916 году Петер Карл Фаберже руководил производством двух декоративных яиц, которые в апреле 1917 должны были стать пасхальными подарками для императрицы Марии Федоровны и царицы Александры Федоровны. Однако Фаберже так и не удалось закончить работу над этими яйцами, а благородным женщинам так и не довелось увидеть свои подарки. Царствование Романовых, длившееся три столетия, было прервано. Семья была вынуждена покинуть город, бросив помимо прочего и 50 императорских яиц Фаберже, созданных между 1885 и 1916 гг. Эти предметы роскоши, окутанные интимным ореолом царской семьи, стали впоследствии символом императорского дома и дореволюционной России в целом. Вскоре мастерская Фаберже распалась, поскольку многие работники отправились на войну. Сам Карл Фаберже бежал в Швейцарию, где он умер спустя два года.
Во время революции императорские яйца были выкрадены и перевезены в Москву; многие из них были распроданы, десять в итоге оказались в Оружейной палате московского Кремля, еще восемь были утеряны. По сути, большевикам не было дела до художественной ценности яиц Фаберже – важнее было получить за них как можно больше денег. В ряде случаев сюрпризы из яиц продавались отдельно, из-за чего комплектация некоторых из сохранившихся яиц теперь неполная. Некоторые яйца со временем оказались у частных торговцев, которые перевезли изделия в США, чтобы продать их местным богачам.
В настоящее время сохранившиеся яйца Фаберже рассеяны по всему миру. Самые обширные коллекции собраны в Оружейной палате (Москва) и Музее Фаберже (Санкт-Петербург). Третья по величине – коллекция Пратта в Виргинском музее изобразительных искусств. Еще три яйца, ранее принадлежавшие Матильде Геддингс Грей, сейчас находятся в нью-йоркском Метрополитан-музее. Наконец, еще три яйца принадлежат королевской семье Великобритании.
В Музее Фаберже, открытом в 2013 году, хранится девять императорских яиц – все из коллекции российского бизнесмена Виктора Вексельберга. Он приобрел эту коллекцию в 2004 году у американского предпринимателя и издателя Малкольма Форбса, который обширностью своей коллекции хотел навязать конкуренцию Оружейной палате. Не исключено, что современный ажиотаж вокруг яиц Фаберже не в последнюю очередь связан с фигурой Форбса, чьи коллекционерские ухватки не только вызвали повышение цен на яйца, но и привлекли к ним всеобщее внимание.
Живой интерес к яйцам Фаберже сохраняется и на это, пожалуй, есть много причин. Большинство экспертов сходятся во мнении, что тут имеет значение превосходное качество и уникальность изделий Фаберже, их сентиментальная и ностальгическая ценность в связи с драматичной историей семьи Романовых, а также астрономические суммы, в которые яйца Фаберже оцениваются сегодня.
Спустя сто лет яйца Фаберже всё так же остаются несравненным произведением ювелирного мастерства. Учитывая сопутствующий культурный резонанс, это своего рода «Мона Лиза» от истории декоративных искусств. Из 50 императорских яиц до нас, насколько известно, дошло 43 – сейчас их можно найти в музеях и частных коллекциях по всему миру. Являя собой образец ювелирного дела, на котором лежит печать декаданса, яйца Фаберже продолжают будоражить воображение.
Драгоценные камни
Пасхальные яйца от Карла Фаберже
Первое яйцо Карла Фаберже это «Курочка», или же «Первое императорское яйцо». Работа ювелирная, первое яйцо пятидесяти двух знаменитых императорских яиц от фирмы Карла Фаберже. Императорские пасхальные яйца изготавливали для русской императорской семьи, по заказу самого императора Александра третьего, с 1885-го года. Именно в 1885-ом году и было заказано первое пасхальное яйцо для императора, а точнее для императрицы. С тех пор на каждую Пасху Александр третий заказывал у Карла Фаберже по одному пасхальному яйцу, для своей супруги.
Сейчас первое яйцо от Карла Фаберже находится в частной коллекции Виктора Вексельберга. Драгоценность не раз покинула территорию Российской Федерации, но благодаря нынешнему владельцу вернулась на историческую родину.
Дизайн пасхального яйца «Курочка»
Интересно, что дизайн первого пасхального ювелирного яйца создал мастер по имени Эрик Колин, работавший в компании Фаберже. Имперское пасхальное яйцо «Курочка» полностью сделано из золота, и покрыто матовой эмалью под цвет натурального куриного яйца. Там где две половинки яйца соединяются, сияет золотая кайма. Яйцо в длину 64 миллиметра, а в ширину 35 миллиметров.
Императорское пасхальное яйцо «Курочка» с сюрпризом, в нем есть желток из матового золота, а внутри золотая курочка с глазами из рубинов. В самой курочке есть механизм на шарнирах, который открывается с помощью оперения на хвосте. Это помогает открыть еще два сюрприза, но, к сожалению, сейчас их уже нет.
Один из утерянных сюрпризов это миниатюрная императорская корона из бриллиантов и чистого золота. Еще один сюрприз – кулон с рубином на цепочке.
История Императорского пасхального яйца
Императорское пасхальное яйцо появилось благодаря тому, что Русская православная церковь придерживалась традиций – Пасху отмечали. И в этот день было принято дарить подарки. Именно поэтому брат царя Александра третьего от имени самого царя, заказал у Карла Фаберже подарок для царицы, жены своего брата. Письмо написали 21 марта в 1885-ом году, со всеми пожеланиями царя. Конечно же, царь процесс изготовления первого в мире Имперского пасхального яйца никак не контролировал. В те годы на царскую семью не раз делали покушения, и царь хотел чем-то порадовать царицу на Пасху.
Идея была проста, у царицы, как и у каждого из нас, существовало воспоминание из детства – ювелирное украшение. Именно это ювелирное украшение и должен был воссоздать Карл Фаберже. Оригинал был сделан из слоновой кости в восемнадцатом веке, и сейчас он находится в замке Розенборг (это бывшая резиденция королей Дании). Правда, в яйце был не кулон, а кольцо. Но именно благодаря тому, что первое Имперское яйцо понравилось и царю и царице, Фаберже стал ювелиром при царской семье.
До революции в 1917-ом году первое Имперское яйцо хранилось в Аничковом дворце, но после революции вся коллекция была отправлена революционерами в Кремль.
Первое Имперское яйцо «Курочка» продали в 1920-ом году в Берлине, или же в Париже, торговцу из Лондона Фредерику Берри. Он же на аукционе Кристис, продал Имперское яйцо в марте 1934 года за 430 американских долларов некому Суинсон-Тейлору, в будущем лорду Гранчестера. После смерти владельца в 1978-ом году яйцо продали на распродаже имущества в Нью-Йорке, вместе с Пасхальным яйцом Фаберже «Воскресение», журналу «Forbes». Лишь потом Виктор Вексельберг смог выкупить пасхальное Имперское яйцо «Курочка» вместе с восемью другими яйцами Фаберже, у журнала «Forbes», до аукциона. Виктор Вексельберг привез историческое достояние России на родину, в Москву.
Секреты яиц Фаберже
Если без лишней воды, то Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз.
Внутри яйца находится желток, выполненный из матового золота, содержащий разноцветную золотую курочку с рубиновыми глазами. Курочка имеет шарнирный механизм, открываемый при помощи хвостового оперения, что позволяет получить доступ к ещё двум сюрпризам, которые в настоящий момент утеряны. Первым из них была миниатюрная копия императорской короны, изготовленная из золота и бриллиантов. Вторым сюрпризом была цепочка с рубиновым кулоном.
Яйцо имеет механизм открытия для получения 10-панельной ширмы, изготовленной из разноцветного золота с акварелями на перламутре. Панели огранены округлыми золотыми венцами на верху и греческими меандрами снизу. Все акварели выполнены Константином Крыжицким и датированы 1889 годом. На миниатюрах изображены императорские яхты Полярная звезда и Царевна; Замок Бернсторф в Копенгагене; Императорская вилла в парке Фреденсборг рядом с замком Фреденсборг; дворец Амалиенборг в Копенгагене; замок Кронборг в городе Хельсингёр; дворец Коттедж в Петергофе; Гатчинский дворец рядом с Санкт-Петербургом.
Яйцо открывается как бонбоньерка, являя спрятанный внутри бутон розы, покрытый жёлтой эмалью. Лепестки бутона раздвигались, открывая золотую корону с бриллиантами и рубинами и кулон со звёздчатым рубином-кабошоном. Оба этих последних сюрприза утеряны
Внутри яйца в белой бархатной подложке размещается миниатюрная копия императорской кареты 1793 года Екатерины II, длиной менее 100 мм, использованная в коронационной процессии Николая и Александры, проходившей в Успенском соборе Москвы. Карета, воспроизведённая до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам — императорские орлы, в центре её — усыпанная алмазами императорская корона. На дверях кареты изображены гербы Российской Империи из золота и бриллиантов, а окна выполнены из горного хрусталя и гравированы изображением поднятых занавесок. При открывании дверей опускается крохотная подножка. Внутри кареты сиденье и подушки покрыты прозрачной землянично-красной эмалью, потолок расписан виноградной лозой со светло-голубыми эмалевыми медальонами в золотых венках, в центре находится золотой крюк. Все детали кареты тщательно проработаны, сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в платиновые шины.
В число утерянных сюрпризов входят изумрудный или бриллиантовый кулон, подвешиваемый на крюк внутри кареты, прозрачная стеклянная подставка из жадеита для демонстрации кареты и подставка из серебряной позолоченной нити.
Миниатюрная копия поезда сделана из золота и платины имеет длину 398 мм. У поезда алмазные фары и рубиновые задние фонари. Поезд имеет паровоз и пять вагонов, на которых выгравированы надписи: «прямое сибирское сообщение», «для дам», «для курящих», «для некурящих», «церковь». Также указано количество мест 18 и 24. С помощью золотого ключа поезд можно привести в движение.
Ювелирное яйцо «Лебедь» фирмы Фаберже покрыто сиреневой матовой эмалью, раскрывается не ровно, а будто бы по линии скола, в пределах искривлённой решётки ленты украшены алмазами. В середине яйцо содержит сюрприз — корзинку с механическим лебедем. Корзинка образует гирлянды цветов из белого, жёлтого и розового золота, окаймляющие аквамариновую подставку. По подставке из большого аквамарина, имитирующего озеро, «плавает» миниатюрная механическая фигурка лебедя выполненная из золота и покрытая серебром. Под одним из крыльев спрятан миниатюрный заводной механизм — после завода лебедь расправляет крылья, шевелит ногами и хвостом, гордо поднимает и опускает шею и голову.
Сюрприз яйца — механический павлин из золота, который сидит на ветвях гравированного золотого дерева с цветами в эмали и драгоценных камнях. Павлин может сниматься с ветвей. После завода и размещения на плоской поверхности, он начинает гордо поворачивать голову и время от времени распускать хвост.
В яйце находится вращающийся земной шар (глобус), на котором дважды размещены золотые изображения Северного полушария. На них обозначены границы территории России в 1613 и 1913 годах, что «наглядно иллюстрирует мысль о расширении и укреплении Государства Российского под руководством представителей правящей династии». Сам глобус выполнен из воронёной стали, которая придаёт глубокий синий цвет морям и океанам.
От всемирной славы до нищеты: трагедия миллионера Карла Фаберже
Карл Фаберже — известнейший ювелир из России
Трудно отыскать ювелира более известного, чем Карл Фаберже. Пасхальные яйца, созданные им для императорской семьи, сегодня оцениваются в миллионы долларов и считаются непревзойденными образцами ювелирного мастерства. Сам Фаберже прожил сложную жизнь: на его долю выпали и беззаботные годы в зените славы, и тяжелые дни эмиграции, забвения и нищеты.
Кавказское, яйцо Фаберже, 1893
Коронационное, яйцо Фаберже, 1893
Идея создания пасхальных яиц возникла у императора Александра III в 1885 году. Именно тогда император заказал ювелиру диковинную вещицу к светлому празднику. Карл Фаберже изготовил яйцо «Курочка», покрытое белой эмалью. Внутри его, как нетрудно догадаться, располагался «желток» из золота, в котором, в свою очередь, была спрятана курочка с рубиновыми глазками. Первая поделка произвела фурор при дворе, и с тех пор Фаберже ежегодно производил все новые и новые диковинки. Всего было создано 71 яйцо (из них 52 для семьи императора). Ювелирная фирма Фаберже стала работать исключительно при дворе, помимо пасхальных сувениров, Карл мастер создавал шкатулки, украшения и всевозможные аксессуары.
Ландыши, яйцо Фаберже, 1898
Московский Кремль, яйцо Фаберже, 1906
Гатчинский дворец, яйцо Фаберже, 1901
Продукция Фаберже продавалась в крупнейших городах России, казалось, выдающегося ювелира ждет беззаботное будущее. Эти иллюзии развеялись в 1917 году, когда к власти пришли большевики. Поначалу революция не касалась Карла, хотя в его доме хранились сокровища на сумму 7,5 млн золотых рублей. Для безопасности драгоценности находились в бронированном лифте-сейфе, который был подключен к электрическому напряжению.
Ренессанс, яйцо Фаберже, 1894
Пятнадцатая годовщина царствования, яйцо Фаберже, 1911
Помимо собственных ювелирных изделий, в доме Карла Фаберже хранились драгоценности иностранцев, которые не могли быть вывезены из России. Когда стало очевидно, что большевики доберутся и к Фаберже, ювелир сдал свой дом для проживания швейцарской миссии (на тот момент действовал закон о защите собственности иностранцев). Все драгоценности он упаковал в 7 чемоданов, а их полная опись заняла 20 страниц! Тайник просуществовал до мая 1919 года, тогда большевики, вопреки закону провели обыск в доме.
Орден Святого Георгия, яйцо Фаберже, 1916
Память Азова, яйцо Фаберже, 1891
Яйцо с бутоном розы, Фаберже, 1895
Существует нескольких версий о дальнейшей судьбе сокровищ. По одной из них все драгоценности были конфискованы большевиками и позже были проданы за границу, по другой — несколько чемоданов были заблаговременно вывезены в норвежское посольство, но и оттуда они были выкрадены вместе с архивными данными, по третьей версии Карл Фаберже и его сыновья смогли спрятать часть драгоценных изделий в тайниках.
Яйцо с решеткой и розами, Фаберже, 1907
После инцидента Карлу Фаберже пришлось покинуть Россию, у него отняли все — и любимое дело, и миллионное состояние, и родные пенаты. Переехав в Швейцарию, он влачил жалкое существование, тоскуя по прежней жизни. Умер Карл в 1920 году, в этом же году созданные им ювелирные украшения обесценились невероятно. Спрос на диковинки вернулся только после окончания Второй мировой войны.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- авто,разное (90)
- ЖКХ (7)
- аудио-книги (22)
- Ах, Самара городок-моя родина (64)
- бессмертие (18)
- библиотеки (81)
- братья меньшие (49)
- видео (403)
- cериалы (28)
- города и страны (38)
- животный мир (11)
- Исторические (71)
- необычное (80)
- природа Земли (45)
- спектакли (31)
- ТВ каналы (6)
- художественные фильмы (97)
- все для дневника (311)
- для дизайна (54)
- для компа (36)
- для новичков (49)
- как установить видео,музыку,плеер (38)
- вязание (238)
- варежки,перчатки,митенки (5)
- детям (9)
- носки,следки,пинетки (38)
- пальто,кардиганы (17)
- пуловеры (35)
- разное (31)
- сайты,ссылки (17)
- уроки,узоры (70)
- шапочки,снуды,береты,шарфы (43)
- города и страны (109)
- дача (558)
- вредители,сорняки (44)
- фильмы,книги (14)
- поделки (8)
- декор,дизайн (41)
- инструменты (21)
- календари,cевооборот (17)
- консервация (51)
- лекарственные травы (14)
- мангал казан барбекю (7)
- о поливе (6)
- овощи (78)
- плодовые деревья (27)
- постройки дорожки (75)
- почвы (7)
- ребенок на даче (8)
- сайты (9)
- удобрение (7)
- цветы (36)
- ягоды (24)
- для детей (404)
- детские сайты (20)
- игры (105)
- кроссворды (15)
- мультики (47)
- от рождения (64)
- песни (11)
- рисование раскрашки (30)
- сказки (48)
- скоро в школу (46)
- учебные мультики (9)
- ЖЗЛ (40)
- искусство (103)
- (26)
- займись здоровьем (229)
- пищеварение (21)
- костно-мышечная система (13)
- нервная система и анализаторы (4)
- кровообращение (3)
- железы внутренней секреции (1)
- дыхательная система (1)
- голодание (12)
- очищение организма (32)
- не качественные товары (30)
- уход за волосами (27)
- уход за лицом,макияж (8)
- уход за руками ногами (6)
- радиация (27)
- История (83)
- история России (207)
- правители (57)
- квартира (188)
- советы (28)
- уборка (27)
- ванная,туалет (14)
- балкон,лоджия (8)
- текстиль (2)
- прихожая (2)
- кабинет (1)
- гардероб (8)
- гостиная,спальня (4)
- детская (19)
- идеи (21)
- кухня (23)
- одежда обувь (24)
- окна двери мебель (11)
- стирка,глажка (8)
- техника,уход (2)
- кулинария (363)
- напитки (27)
- мясные (23)
- крупы,макароны (23)
- общепит. меню (14)
- молочные (11)
- фрукты,сухофрукты,мед (10)
- на мангале,гриле (9)
- детская (7)
- яйца,икра (6)
- овощи (23)
- первые блюда (38)
- постная (20)
- приправы (25)
- уроки,фильмы,книги (82)
- рыба (20)
- ссылки на разные блюда (27)
- украшение,сервировка (18)
- хлеб,выпечка (40)
- посуда (16)
- холодные блюда и закуски (35)
- лыжи, Олимпиада (52)
- мир растений (23)
- музыка (143)
- классика (28)
- разная (117)
- необычное (264)
- новости (51)
- поэзия (37)
- правовые вопросы (21)
- праздники (55)
- пророчества (19)
- религия (225)
- Олимпа (90)
- православие (65)
- скандинавские (13)
- славянские (55)
- ремонт (40)
- сайты знциклопедии (65)
- поделки (60)
- символизм,гороскоп (73)
- Урания астрономия (375)
- Астронет (20)
- астрономы.космонавты (6)
- Венера (12)
- Вселенная (30)
- Галактики (10)
- звездные карты планетарии (7)
- звезды (14)
- Земля (30)
- Луна (23)
- малые тела (33)
- Марс (21)
- Меркурий (9)
- необычные явления на небе (23)
- Нептун (1)
- Плутон (1)
- Сатурн (7)
- созвездия (26)
- Солнечная Система (7)
- Солнце (31)
- спутники планет (23)
- туманности (6)
- Уран (4)
- Юпитер (20)
- цитаты (20)
- шитье (127)
- разное (42)
- детям (25)
- платья,халаты (23)
- уроки (18)
- юбки,брюки (15)
- стили (5)
- школьникам студентам (232)
- английский язык (12)
- биология (44)
- всемирная история (3)
- география (18)
- история России (10)
- литература (28)
- математика (11)
- рисование (41)
- русский язык (7)
- физика (8)
- химия (38)
- энциклопедии (8)
- Югра (27)
- юмор (30)
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Яйца Фаберже.«Курочка» первое императорское пасхальное яйцо. С начало появилось яйцо,только потом курица.
Яйца Фаберже Курочка (яйцо Фаберже)
«Курочка» («Первое императорское пасхальное яйцо») — это ювелирное яйцо, ставшее первым в серии из пятидесяти двух императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Карла Фаберже для русской императорской семьи. Оно было создано по заказу императора Александра III в 1885 году. Яйцо настолько сильно понравилось императору и императрице, что Александр III сделал традицией заказ яиц Фаберже для своей супруги каждую Пасху. В настоящий момент оно находится на территории России в частной коллекции Виктора Вексельберга.
Честь создания первого императорского яйца досталась ювелирному мастеру Эрику Коллину из компании Фаберже. Яйцо изготовлено из золота, покрытого слоем матовой эмали для схожести с натуральной яичной скорлупой. Тонкая золотая кайма обрамляет место соединения двух половин яйца. Оно имеет длину 64 мм и ширину 35 мм[1]. Две половины яйца соединяются байонетным соединением, и при его открытии можно увидеть сюрприз.
Внутри яйца находится желток, выполненный из матового золота, содержащий разноцветную золотую курочку с рубиновыми глазами. Курочка имеет шарнирный механизм, открываемый при помощи хвостового оперения, что позволяет получить доступ к ещё двум сюрпризам, которые в настоящий момент утеряны. Первым из них была миниатюрная копия императорской короны, изготовленная из золота и бриллиантов. Вторым сюрпризом была цепочка с рубиновым кулоном.
Всего же с 1885 г. по 1917 г. Карл Фаберже и его ученики создали по заказу императорского дома Романовых 50 уникальных пасхальных яиц. После 1917 года часть из них была утрачена, часть — распродана Советским правительством, причем по бросовым ценам. Помимо 10 экземпляров, хранящихся в Оружейной палате, 5 находятся в зарубежных частных собраниях, 18 — в различных музеях мира. Судьба еще 8 яиц неизвестна, они считаются потерянными.
Среди выкупленных у «Сотбис» произведений ювелирного искусства первое пасхальное яйцо Фаберже «Курица», преподнесенное императором Александром III в 1885 г. императрице Марии Федоровне. С него началась просуществовавшая более 30 лет традиция дарить на Пасху императрицам яйца работы великого санкт-петербургского ювелира. Самыми ценными в коллекции считаются яйца «Коронация» (1897), «Долина лилий» (1898) и «Пятнадцатая годовщина» (1911), подаренные императором Николаем II императрице Александре Федоровне.
Скоро все яйца вернутся.
яйцо Фаберже
изготовленое в Великобритании- r 400 летию дома Романовых
Яйца Фаберже: 5 удивительных историй легендарной коллекции
Какой секрет хранило первое яйцо Фаберже, почему стиль модерн не любили при дворе, и кто мог позволить себе подобную покупку, кроме Императорской семьи? Рассказываем 5 историй легендарной коллекции
Первые ассоциации, которые приходят в голову, при слове «Фаберже», это – роскошь и семейные обычаи царской России, традиция подарков и, безусловно, легендарная пасхальная коллекция яиц. Их изготавливали для царской семьи мастера ювелирной фирмы Карла Фаберже еще в XIX веке.
Несмотря на удивительную внешнюю красоту изделий, главный секрет всегда хранился под драгоценной скорлупой. Внутри каждого яйца помещался «сюрприз» – статуэтка животного, кольцо, миниатюра, портрет царской семьи или драгоценный камень.
О произведениях фирмы Карла Фаберже мечтали все, кто видел их хотя бы раз, и ценовая политика ювелирного дома позволяла им быть не только царским подарком: в коллекциях Фаберже всегда были изделия, доступные даже студентам Петербурга той эпохи.
С 1885 по 1916 год включительно ювелирный дом изготовил 50 пасхальных яиц по императорскому заказу. И сегодня крупнейшая в мире коллекция произведений Карла Фаберже представлена в Музее Фаберже на набережной реки Фонтанки, 21 в Санкт-Петербурге, который рассказал Westwing о пяти самых ценных экспонатах.
Пасхальная традиция
Самое первое яйцо «Курочка» было заказано царем Александром III ювелирному дому Фаберже в 1885 году как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Первоначально это должна была быть точная копия французского пасхального яйца начала XVIII века. Однако Карл Фаберже отверг эту идею и создал собственную, оригинальную и элегантную вариацию.
Оно не только внешне напоминало яйцо (хотя было сделано из золота), но и на ощупь, потому что было шероховатым, как настоящая скорлупа. Такого эффекта мастер добился благодаря опаковой эмали. Внутрь Александр III попросил поместить маленькое яйцо «из какого-нибудь драгоценного камня», посчитав, что «это может быть очень мило». Выслушав наставление императора, Карл Фаберже решил пойти дальше и сделал «сюрприз в сюрпризе».
Когда Мария Федоровна открыла пасхальный подарок, то обнаружила золотой желток из двух половинок, а раскрыв его, увидела курочку из разноцветного золота. Но на этом сюрпризы не закончились, потому что внутри птички оказалась крошечная императорская корона, выполненная из алмазов. Воистину, царский подарок!
Императрице так понравился подарок, что идея дарить такие пасхальные яйца стала традицией для императорской семьи. И отныне каждый год на Страстной неделе Карл Фаберже передавал императору очередной шедевр.
Фото: Пасхальное яйцо «Курочка». Подарок императора Александра III супруге императрице Марии Федоровне на Пасху 1885 года. Санкт-Петербург, 1885. Фирма К. Фаберже.
Пропавший сюрприз
Последним пасхальным подарком Александра III «милой душке Минни» стало яйцо «Ренессанс», выполненное в одноименном стиле по мотивам старинной шкатулки мастера Леруа. Так, форма старинной овальной шкатулки, взятой Фаберже за основу, была преобразована в форму яйца, размещенного по горизонтали. Внешняя часть выполнена из агата и украшена золотой, покрытой полихромной эмалью оправой с золотыми львиными маскаронами и драгоценными камнями. На верхней половине бриллиантами была выложена дата его создания.
Главная тайна крылась в другом: «А был ли внутри сюрприз?». Историки, исследовавшие этот вопрос, не нашли упоминаний о внутреннем содержании подарки. Однако, среди материалов значился жемчуг, которым не украшалась сама скорлупа. Можно предположить, что внутри яйца-шкатулки лежало какое-нибудь жемчужное украшение – нитка, кулон, браслет, а возможно, окруженный жемчугами портрет «ангела Александра» – второго сына царской четы, умершего в младенчестве в 1870 году.
Была высказана идея, что внутри находилось хрупкое каменное яйцо «Воскресение» в шкатулке, украшенной жемчугом. Подобный экземпляр сохранился до наших дней, и ныне украшает коллекцию Музея Фаберже. Но имеет ли он связь с потерянным сюрпризом – покажут время и дальнейшие исследования.
Фото: Пасхальное яйцо «Ренессанс». Подарок императора Александра III супруге императрице Марии Федоровне на Пасху 1894 года. Санкт-Петербург, 1894. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Политика и вдохновение
Яйцо, созданное для Александры Федоровны к Пасхе 1897 года, было впервые посвящено важнейшему политическому событию – коронации Николая II.
Идею отделки драгоценной скорлупы Карлу Фаберже подсказали золотые мантии, в которые были облачены царь и царица во время коронации. Драгоценная скорлупа покрыта прозрачной желтой эмалью и сверкает, как тяжелая златотканая парча. Поверх без малейших зазоров укреплена сетка из накладных черных эмалевых орлов с алмазами, соединенных лиственными ветвями зеленого золота.
Сюрприз «Коронационного» яйца содержит крошечную копию кареты, в которой 9 мая 1896 года Александра Федоровна въезжала в Москву. Золотая миниатюра катится по всем правилам экипажного дела, при этом пружиня на рессорах. Обе дверцы открываются после поворота крошечной золотой ручки, а изнутри с двух сторон выбрасываются складные подножки.
Фото: Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Модель кареты изготовлена Г. Штейном.
Подлинным украшением яйца является крупный плоский алмаз огранки «роза», укрепленный на его верхней половине. Сквозь этот магический кристалл виден вензель императрицы. Буква «А» выложена из мелких бриллиантов, а «O» (фита) – из рубинов. Внизу яйца укреплена алмазная «роза» меньшего размера, сквозь которую читается дата «1897».
В дальнейшем фирма Фаберже еще не раз обратится за вдохновением к российской истории конца ХIХ – начала ХХ века. Основой сюжета для пасхального яйца станет строительство Великого Сибирского железнодорожного пути и 300-летний юбилей династии Романовых.
Фото: Пасхальное яйцо «Коронационное». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1897 года. Санкт-Петербург, 1897. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин Модель кареты изготовлена Г. Штейном.
Яйцо в стиле модерн
В конце XIX века в моду вошел новый стиль модерн. Императорская семья, в отличие от русской знати, прониклась передовым веянием и оформила интерьеры своей Нижней дачи в петергофском парке, а так же свои личные покои, в стиле ар-нуво. Особую любовь к нему питала царица Александра Федоровна, и Фаберже решил отразить эту привязанность в своем новом шедевре.
Яйцо «Ландыши» Николай II преподнес императрице в 1898 году в день празднования Пасхи. Скорлупа была покрыта прозрачной розовой эмалью, украшена вертикальными фризами алмазов огранки «роза» и жемчужными ландышами с алмазными лепестками. Ландыши – символы чистоты, юности и невинности – были любимыми цветами Александры Федоровны.
Сюрпризом яйца стали миниатюрные акварельные портреты Николая II и двух маленьких дочек царской четы, Ольги и Татьяны, в виде трилистника, «распускающегося» при нажатии на жемчужную кнопку.
Трогательный подарок тронул сердце мечтательной Аликс, воспитанной в духе викторианской сентиментальности.
Фото: Пасхальное яйцо «Ландыши». Подарок императора Николая II супруге императрице Александре Федоровне на Пасху 1898 года. Санкт-Петербург, 1898. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин, художник-миниатюрист И. Цейнграф.
Символ счастья герцогини Мальборо
Помимо членов императорской семьи, уникальные пасхальные яйца с сюрпризами могли приобрести представители титулованной и промышленной элиты.
Например, обладательницей такого ювелирного шедевра стала английская герцогиня Мальборо. В 1902 году она приехала в Санкт-Петербург и присутствовала на балу в Зимнем дворце. Великолепие русского двора, самого блистательного в Европе, поразило искушенную роскошью аристократку.
С собой на родину она увезла помимо прочего изящное, покрытое нежнейшей розовой эмалью яйцо-часы с бриллиантовой стрелкой-змеей. Скорлупу драгоценного подарка украшала гирлянда цветов из четырехцветного золота, которая переливалась всеми цветами радуги.
Фото: Яйцо герцогини Мальборо. Санкт-Петербург, 1902. Фирма К. Фаберже, мастер М. Перхин.
Стрелки-змеи были символом супружеской верности и постоянства, однако символом счастья для супружеской четы Мальборо так и не стали. Брак был расторгнут, а в 1926 году герцогиня продала яйцо на благотворительном аукционе. Оно сменило несколько владельцев, прежде чем попасть к магнату Форбсу.