0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кулич происхождение слова

Все про кулич: традиции, история возникновения, что символизирует

Наверняка многим из нас хотелось бы сказать о куличе словами Пушкина: «Кулич — как много в этом слове для сердца русского слилось».

Но увы, эти Пушкинские слова совсем не про кулич. Ведь слово «кулич» совсем не русское и пришло на Русь из Греции. В переводе с греческого «кулич» означает «хлеб круглой или овальной формы». Даже традиция выпекать пасхальный хлеб отнюдь не русская, а пришедшая к нам с крещением Руси из древней Иудеи.

Но обо всем по порядку.

Что такое кулич?

Кулич — это пасхальный хлеб, выпекаемый для встречи Иисуса Христа в ожидании его прихода.

Кулич выпекается накануне Пасхи и освящается в Светлую субботу в первый день Пасхи.

В русской традиции кулич печется из дрожжевого теста в виде высокого цилиндрического хлеба, который сверху украшается глазурью или фигурками из теста.

Упоминается ли кулич в Библии ?

Библия о куличе

В Библии о куличе упоминаний нет и быть не может, потому что кулич — это относительно недавнее кулинарное изобретение XIX века. В Библии в качестве пасхального хлеба выступает обыкновенная пресная еврейская маца.

Что было прообразом кулича?

Греческий хлеб артос

Прообразом кулича принято считать пасхальный греческий хлеб артос, и это естественно, поскольку православное христианство пришло на Русь из Греции и принесло с собой греческие церковные традиции, одной из которых и является печь на праздник Пасхи пасхальный хлеб артос. Первые упоминания об артосе датируются XII веком.

Кстати, если кто не знает, то в наших православных храмах пекут и освещают именно артос. И именно «артос» имеет главенствующее значение.

А что же такое тогда кулич? А кулич, в отличие от канонического артоса, — это такой себе домашний пасхальный хлеб, которые хозяйки выпекают к празднику Воскресения Христа.

Хотя артос также трудно назвать каноническим пасхальным хлебом, ведь Иисус Христос на трапезе с апостолами ел вовсе не артос и тем более не кулич, а обыкновенную пресную еврейскую мацу. И в своем послании ученикам Иисус завещал на Пасху есть именно пресную мацу, а не дрожжевые куличи.

В первый месяц (Нисан), в четырнадцатый день месяца, вечером Пасха Господня; И в пятнадцатый день того же месяца праздник мацы (праздник опресноков) Господу; семь дней ешьте мацу (опресноки). Левит 23:5,6

Как видите, в Библии нет никакого упоминания ни о каких артосах, а тем более куличах или пасках.

Таким образом и артос, и кулич (паска) являются просто образами пасхального хлеба, адаптированного к нашим традициям.

Кулич, происхождение. Когда, как и откуда пришел кулич на Русь?

И у историков, и у церкви нет единой версии о том, как и когда кулич появился на Руси.

Считается, что прообраз кулича на территории Руси был всегда. Только в дохристианские времена это был вовсе не кулич, а некий весенний обрядовый хлеб, выпекаемый к весеннему празднику Солнца. Безусловно, существование такого хлеба — вполне правдоподобная версия, поскольку в язычестве подобные обряды существовали повсеместно.

С появлением христианства на Руси языческие праздники и символы плавно трансформировались в христианские. Языческий обрядовый хлеб трансформировался в христианский пасхальный хлеб и в XIX веке приобрел сегодняшнее название — кулич (в других регионах — паска).

Историки считают, что впервые слово « кулич» пришло на Русь из Греции только в XVI веке, а окончательно закрепилось только в XIX веке. Вплоть до XIX века на Руси пекли вовсе не куличи, а перепечу —открытый пирожок из теста, в середину которого клали разную начинку — творог, грибы или ягоды.

Картина «Пасхальная заутреня в Малороссии», художник Пимоненко Н. К., 1891

Первые упоминания о перепече относятся к XVII веку, когда боярские жены везли перепечу на царский двор.

Перепеча пеклась в печах, способом подовой выпечки на нижнем слое свода печи или на противне и в целом напоминала современный каравай.

Форма кулича. Когда кулич приобрел современную форму?

Современную высокую форму кулич приобрел только в XIX веке. Произошло это благодаря ромовой бабе, пришедшей в это время из Франции в Российскую империю.

Ромовая баба полюбилась жителям Российской империи, и с середины XIX века стала привычным десертом на русском столе.

Постепенно заграничная ромовая баба вытеснила перепечу и стала современным пасхальным куличом.

boeing_is_back

Теория Элит

Видеть дальше своего носа

История пасхального кулича и крашенок – история наших пращуров

«Почитайте яйца в честь яйца Кощеев, что разбил Даждьбог наш, вызвав тем Потоп»
Заповедь бога Сварога

Откуда пришла традиция разбивать крашенки на Пасху?! Каждому русскому человеку ещё из детства хорошо известен такой обычай, когда на Пасху дети на могилах собирают крашенные яйца (крашенки) и потом играют с ними в такую игру – бьют два яйца друг о друга. Чьё яйцо побилось, тот проиграл.

Все дети играют в эти забавы с яйцами, и так уже десятки тысяч лет. Никто уже не помнит, откуда этот обычай взялся и что он означает. И самое забавное то, что в католических странах ничего подобного нет. Там есть пасхальный заяц, но яйца там на Пасху не красят и не бьют.

А правда такова — этому обычаю уже больше 100 000 лет!

И было тогда вокруг Земли нашей, имя которой Мидгард-Земля, целых три луны: Луна Леля, Луна Фатта и Луна Месяц. В украинском языке прижилось название Месяц, в русском Луна и не просто так, а потому, что это названия — древние.

Даждьбог силой своей уничтожил базу Тёмных Сил, которые в сказках описаны как Кощеи, вместе с луной Лелей, и осколки её пали на землю и потопили великую Даарию — материк в Северо-Ледовитом океане, на котором жили наши предки изначально.

Как знаем из сказок, смерть Кощеева хранится в яйце. Это символическое представление того, как было на самом деле — база Кощеев на Луне или смерть Кощеева в яйце!

Праздник победы над темными силами отмечали разбиванием яиц. Люди ударяли сваренные вкрутую яйца друг о друга, и тот, у кого при ударе разбивалась скорлупа, считался проигравшим. Победитель забирал разбитое яйцо проигравшего себе. Разбитая в такой игре скорлупа яйца символизировала уничтоженную Даждьбогом (Тархом) Луну Лелю вместе с базой Кощеев (Тёмных Сил) на ней.

Обычай этот дошел и до наших дней, но понимание утрачено.

Удивительно, но по опросам общественности именно это сдобное творение называют «Пасхой», именно об этом творении говорят во время Пасхи и именно куличи в спешном порядке покупают. Но относится ли кулич к православию, к христианству, к празднику Пасхи?
Ответ однозначный: нет, не относится.

Печь куличи — это древнейшая языческая традиция славян. Люди пекли куличи и пекут именно в форме мужского детородного органа,специальной формы, с коричневой шляпкой политой белым сахаром (излитым семенем) и посыпанным зерном — символом плодородия и начала весны, начала пробуждения природы. И раскрашивали яйца — тоже как символ новой жизни, подходящий к куличу по различным параметрам.

Поэтому освящение кулича на празднике Светлого Христого Воскресения — это историческая ошибка, это один из признаков религиозной безграмотности.
Пасха (пейсах — евр. — избавление, переход) — это и выведение евреев из Египта, и Великий праздник Воскресения Иисуса Христа.
Кулич «пасхой» стал именоваться лишь по недоразумению, это нелепое слияние Православия и древних языческих обрядов.
В Ветхом Завете пасхой назывался закалаемый агнец, который прообразовывал жертву Христа.В этом смысле Иисус Христос, как Первенец воскресший из мертвых в новом вечном качестве своей плоти, явился Новым Адамом и Родоначальником новозаветного христианского рода.

Пасхальный кулич никогда не был известен в пасхе Ветхозаветной, да и вообще в христианстве. Агнца пасхального употребляли в пищу с пресными лепешками (опресноками) и горькими травами. Происхождение пасхального кулича языческое. Кулич, как высокий хлеб с яйцами, являет собой известный языческий символ бога плодоношения Фалосса. Русский народ, как выходец из язычества, до сих пор мешает понятия в народной этимологии.

Можно всерьез относится к этому, а можно нет. Можно вкладывать в кулич определенную идеологию, можно не вкладывать. Но не стоит смешивать понятия. Необходимо знать, что к православию кулич не имеет никакого отношения, и праздновать Пасху им просто нелепо. Мы, тем самым, неосознанно приобщаемся к культу языческого бога, символизирующего половые органы. Мы участвуем не в благодарении живого Бога, Творца Вселенной, а в поклонении мужским половым органам.
Более того, называя куличи пасхами, мы хулим имя Христа, ведь Он – наша Пасха! Вы наверняка шокированы. А как может быть по-другому, если после годов 70-летнего атеизма и крепостного права на Руси в народе до сих пор процветают не изжитые суеверия?Конечно, это стоит принять всего лишь к сведению и не размахивать потом этим перед лицом суеверных старушек. Это не значит, что кулич нельзя есть)))

Пасха — это гораздо большее, чем просто вкушение продуктов, которые принято на этот праздник вкушать и вкушение языческого символа мужского начала из теста. Это больше, чем приятное времяпровождение в кругу семьи и близких.
Это прежде всего Спасение целой цивилизации, это Воскрешение Иисуса Христа, спасение твое и спасение близких тебе людей. Это спасение от рабства страстям и смерти, это начало христианства, изменившего моральные устои во всем мире и создавшего тот мир, в котором мы живем.

P. S. Ссылок на авторитетные источники можно найти весьма много, введя заголовок в любой поисковик.

Впервые благодарна религиозному человеку, за здравое рассуждение. Единственное в чем ошибся автор поста о куличах, в том, что не было языческих божеств с именем Фалосс. Поисковик не дает сведенья по этому вопросу. Предлагаю пройти по ссылке на последний источник, там много занятных комментариев, побуждающих к размышлениям.

А здесь обширная статься с рассуждениями и пояснениями История «пасхального кулича»

Ведь и, правда, теперь становится очевидным, почему к нам дошло так много обрядов и заговоров, совершаемых в пасхальный период и преимущественно с куличами и крашенками.

Пасхальный кулич: история заблуждений

Задуматься об этом можно было бы, даже исходя из простого соображения. Сегодняшняя кружевная сдоба – не такое уж и древнее завоевание кулинарной практики. Понятно, что несколько веков назад русская выпечка такой быть не могла. Да, кулич всегда был праздничным изделием, делался из пшеничной муки (дорогой и не сильно доступной). Но по вкусу, вероятнее всего, он напоминал тогда своего «близкого родственника» — калач.

Кстати, это созвучие – возможно случайно. Ведь слово «калач» — это производное от славянского «коло» (круг, колесо, кольцо). Буква «а» появилась в результате падения редуцированных гласных и закрепления «аканья» на письме. А «кули́ч» произошло от греческого κουλλίκι(ον) и κόλλιξ, что означает «хлеб круглой или овальной формы». Что, впрочем, не отменяет гипотезы о том, что оба эти названия происходят от более древней словоформы, означающий «круглый».

Но каким же был тот старый кулич? Ведь, согласитесь, трудно предположить, что в крестьянской избе даже в начале XIX века были специальные формочки (глиняные, медные?) для выпекания этого изделия. Их, конечно, не было. А вот восстановить вид того кулича вполне возможно. Попытаемся распутать эту кулинарную загадку.

Помогут нам в этом и поварские книги, и старые словари, и живопись русских художников.

Отсутствие отечественных кулинарных книг до конца XVIII века не позволяет разобраться в тонкостях рецепта. Однако, очевидно, что еще 200 лет назад кулич в России выпекался без формы. Он был подовый, т.е. готовился либо на «поду» в печи, либо на противне. Этот тип кулича сохранился надолго. Собственно еще в первой половине XX века в деревнях нередко его таким и пекли.

А уж в веке XIX подовый кулич упоминается даже в самых известных кулинарных книгах. Вот, к примеру, «Санкт-Петербургская кухня» Игнатия Радецкого (1862). Обратите внимание – «раскатать тесто… сложить на подслоенный маслом плафон»:

Слово «плафон» несколько настораживает. Может быть, это и есть сегодняшняя формочка для кулича? Однако, нет. Как сообщает нам Исторический словарь галлицизмов русского языка (М., 2010), «плафон» – это «устар., кулин. Большое металлическое плато для жарки в печи». Там же есть ссылка на «Альманах гастрономов» Радецкого: «Ниже полок кругом стены столы с подножками, на подножках ставятся плафоны, противни, листы и тому подобное» (Радецкий 1852 1 с. IX).

Подовые куличи остались не только в книгах. Их изображения мы находим в живописи тех лет. Обратили внимание на верхнюю иллюстрацию? Это написанная в 1891 году картина Николая Пимоненко «Пасхальная заутреня в Малороссии». А теперь присмотримся повнимательнее к ее фрагменту:

Не правда ли, совсем не напоминает сегодняшний кулич? Кто-то скажет: «Ну, это же «Малороссия», в России-то было совсем не так». И ошибется. Поскольку написанное уже по российской действительности полотно Владимира Маковского «Молебен на Пасхе» (1887) лишь подтверждает общее правило.

Обратим внимание на фрагмент этой картины. Яйца и подовый кулич:

Или еще один пример:

Посмотрим-ка подробнее фрагмент. Под салфеткой явно кусок кулича (а какая еще хлебная выпечка может быть на пасху?). И кулич этот выпечен не в форме.

А вот и пасхальная открытка начала XX века. Что лежит на столе рядом с крашеными яйцами? Правильно – подовый кулич:

Традиция эта не умерла у нас и позже. Когда, казалось бы, с формами для куличей никаких проблем уже не было. Вот перед вами картина художника Ивана Владимирова (1869-1947). Это же ведь не хлебный каравай в окружении пасхальных яиц?

В отличие от сегодняшнего кулича тесто у подового было более плотное, а не «кружевное». И если Радецкий описывает его в изящной кухне, то, скажем, П.Андреев приводит его рецепт в своей книге «Дешевый русский стол» (СПб., 1898), рассказывая о вполне «демократическом» меню небогатой публики:

Но когда же кулич приобрел сегодняшнюю форму? Ответ на этот вопрос будет непростым. Потому, что процесс этот был длительным в нашей кухне. Для начала попробуем разобраться, что из другой выпечки напоминает нам сегодняшний праздничный высокий кулич? Правильно – бабу, бабку (ее часто называют и ромовой бабой). Это в советские времена ром-баба была маленькой сдобной булочкой с изюмом, помещающейся в ладони. А в классическом виде это вполне сравнимое с куличом изделие.

И биографию свою оно ведет из XVIII века. Считается, что именно повар свергнутого польского короля Станислава Лещинского Николя Сторер в 1720-х годах привез во Францию рецепт «бабы». Ценитель хорошей кухни, Лещинский окунул как-то эльзасский kouglof (показавшийся ему сухим) в вино. Результат впечатлил его. А новый десерт был назван по имени любимого героя короля – Али-Бабы. Версия с этим названием, хоть и описывается в литературе, — не факт, что достоверна. Ведь, слово «баба» или «бабка» встречается и в русской, и в украинской кухне и к Али-бабе никакого отношения не имеет. Но за давностью лет проверить это уже невозможно.

Так вот, по заказу Лещинского королевский повар Сторер, усовершенствовал рецепт — стал использовать для приготовления бабы тесто для бриошей с добавлением изюма. Такая баба-бриошь выпекалась с шафраном, пропитывалась малагой и подавалась вместе с кондитерским кремом, изюмом и свежим виноградом.

Известный гастроном француз Брийя-Саварен спустя несколько десятилетий усовершенствовал блюдо. Из-под его умелых рук вышла известная нам «Ромовая баба» (Baba Au Rhum). Он придумал особый ромовый сироп, которым пропитывал бабу вместо вина, и назвал свое угощение «Baba Au Savarin». Десерт приобрел во Франции большую популярность, однако название прижилось то, которое известно нам до сих пор — ромовая баба.

Довольно скоро с иностранными поварами ром-баба проникает и в Россию. Впервые о ней можно прочесть в изданном в 1795 году «Словаре поваренном, приспешничьем, кандиторском и дистиллаторском». А к середине XIX века – это уже вполне привычный десерт на русском столе. Хотя память о его происхождении бережно сохранялась. Вот, к примеру, в изданной в 1862 году «Петербургской кухне» Игнатия Радецкого рецепт так и называется – «баба короля Станислава»:

Утвердившись среди российской публики, это блюдо начало расширять свои границы. И естественным образом вошло в коллизию со старинным куличом. Логика этого процесса понятна. Ведь, люди всегда стремились сделать кулич как можно более праздничным, насыщенным, скоромным. С этой целью туда добавляли и яйца, и сахар, и сухофрукты, использовали отборную пшеничную муку. Добивались мягкости и сдобы. И тут появляется эта «баба». Вот он, казалось бы, идеал самого что ни на есть изящного кулича, да еще пропитанного вином, ромом. Так постепенно и происходила «замена» одного блюда другим, а часто и параллельное существование. Сначала в обеспеченных домах с изящной кухней. А потом уже и продаваться начали эти высокие формовые куличи.

Советский быт лишь закрепил этот процесс. Понятно, что в городах на коммунальных кухнях печь подовые куличи было затруднительно. Собственно, одно время вообще слово «кулич» стало в СССР не совсем совместимым с «советским образом жизни». Кекс – вот она замена этому старинному блюду. Не носящая религиозного оттенка, эта выпечка покорила отечественных хозяек. Хотя при некотором умении вполне напоминала традиционный кулич. А уж выпускавшийся советскими хлебокомбинатами кекс «Майский» и вовсе завершил эту эволюцию старого блюда. Он ведь, неслучайно так назывался. Поскольку появлялся в магазинах весной к Пасхе, и вскоре после нее исчезал. Эта пролетарская альтернатива должна была победить церковный кулич. Не получилось.

Пасхальный кулич – история появления и интересные факты

Пасха – это главнейший христианский праздник. Для каждого верующего человека очень важны его традиции и ритуалы, которые пришли из глубины веков.

Главным символом Пасхи является кулич. Именно он призван напоминать о самом важном событии для христианской религии – Воскрешении Христа, произошедшем около 2000 лет назад.

История

Согласно преданию, Иисус после своего Воскрешения отведал пищу вместе с апостолами. В Священном Писании Нового Завета также говорится, что центральное место за их столом всегда оставалось свободным. Здесь ставился свежий хлеб.

Именно этот обряд стоял у истоков традиции оставлять свежий хлеб в храме. На нём должны быть крест и венец из терна, который был на голове Иисуса во время его казни. Однако самого Иисуса изображать не нужно, так как он воскрес. Так христиане указывали на то, что жизнь одержала победу над смертью.

Этот хлеб священнослужители носили вокруг храма, а затем ставили на стол. И каждый, кто приходил в храм, мог отведать небольшой кусочек этого хлеба.

Именно такой версии придерживается большинство христиан. Но учёные находят доказательство того, что кулич в действительности существовал ещё задолго до христианства, во всяком случае, если говорить о нашей стране, куда христианская религия пришла лишь в конце I тысячелетия.

Его ещё в позапрошлом тысячелетии пекли наши предки – древние славяне, которые верили в огромное количество богов и слыхом не слыхивали о том, что существует религия – христианство. В то время эта выпечка, конечно, не имела никакого отношения к Иисусу Христу. Она была символом солнца.

«Колоча» — древнеславянский хлеб

Само название «кулич» – это видоизменённое сочетание древнеславянских слов «Коло» и «Ча». Если произнести их все вместе, то получится – «Колоча».

Именем «Коло» древние славяне нарекли дневное светило. А слово «Ча» означает – «Дитя». Оно, несомненно, имеет этимологические связи с использующимся современными носителями русского языка словом «Чадо».
Выпечка под названием «Колоча», которую пекли древние славяне, также имела самое прямое отношение к религии, но только не к христианской, а к языческой.

Традиция освящать кулич в храме перед тем, как ставить его на праздничный стол, имеет как христианские, так и языческие корни. Древние славяне, ничего не знавшие о христианстве, завершали мессу особой трапезой: на столе обязательно должны были присутствовать сладости, вино и выпечка. И всё предварительно должно быть освящено в храме.

А в христианской религии кулич – это символ незримого присутствия Иисуса, для которого апостолы освобождали место в центре стола.

Традиция выпекать особый хлеб у древних славян была во многом связана с сельскохозяйственными работами. Именно поэтому пекли его весной, то есть в то время, когда только начинается посев.

Этот хлеб жертвовали почве, которая должна была стать более плодородной и принести большой урожай. Кроме того, с помощью этой выпечки древние славяне пытались справиться со стихийными явлениями. Они вымаливали у природы хорошую погоду, которая, в свою очередь, влияла на урожай.

Объединение религий

С приходом христианства не все люди отказывались от языческих традиций. В результате активного взаимодействия обеих религий были объединены традиции и той, и другой.

Греческое происхождение

По другой версии, слово «кулич» появилось в нашем языке лишь пару столетий назад. Многие историки считают, что оно пришло к нам из греческого языка в 16-м веке. Но ещё по меньшей мере три столетия понадобилось для того, чтобы оно окончательно закрепилось в языке.

Кулич в Библии

Не стоит пытаться искать слово «Кулич» в Библии. Там его попросту нет. Причём нет его ни в Новом Завете, написанном апостолами; ни тем более в Старом. Однако в Священном Писании легко можно найти много упоминаний о прообразе современного кулича. Им является обычный хлеб, который у евреев имеет название – «маца».

Греческий артос

К нам христианство пришло, как известно, от греков. Поэтому мы переняли многие традиции именно греческой христианской Церкви, которые не полностью совпадали с еврейскими.

В Греции прообразом современного кулича был хлеб, называемый – «артос». Первые упоминания об этой греческой выпечке датируются 12-м столетием.

До сих пор в русских православных храмах к Пасхе готовят и освящают тот самый артос. А пасхальный кулич, который пекут в домашних условиях – это уже совсем другое хлебобулочное изделие.

В кругу семьи приготовленный в домашних условиях сдобный кулич выступает вместо артоса. Такую выпечку можно назвать домашним артосом, символизирующим Воскрешение Иисуса.

Впрочем, и артос нельзя назвать каноническим. Ведь сам Иисус, трапезничая со своими учениками, вкушал не артос и уж тем более не кулич, а обычную еврейскую мацу. И в своём послании Христос завещал есть именно мацу, которая готовится из пресного теста.

Как появились современные куличи?

Настоящий еврейский священный хлеб должен быть плоским, почти как блин. И это значительно отличает его от кулича, который принято ставить на современный пасхальный стол.

Считается, что куличи высокой формы начали печь в России в 19-м веке. Это связано с другим мучным кулинарным изделием, называемым ромовой бабой. Эти небольшие, но относительно высокие кондитерские изделия были привезены к нам из Франции и многим пришлись по вкусу. Именно поэтому их часто стали готовить в домашних условиях.

Конечно, не каждый мог позволить себе ежедневно выпекать ромовую бабу и наслаждаться её восхитительным вкусом. Её готовили преимущественно на праздники, в том числе и на Пасху. Со временем ромовая баба стала заменять собою на пасхальном столе другие виды выпечки. Так появился современный кулич.

Есть множество различных версий появления кулича. И до сих пор точно невозможно ответить на вопрос «Когда и как появились те куличи, которые мы видим на пасхальных столах сегодня?» Однако нет никаких сомнений в том, что апостолы 2000 лет назад ставили на стол не кулич, а приготовленную из пресного теста мацу.

И артос, который выпекают в русских православных церквях по сей день; и сдобный кулич – всё это лишь современные образы праздничного хлеба, приспособленные к нашим традициям. А выпечка, которую завещал есть сам Христос – это обычная еврейская маца. Именно её во время Тайной Вечери он называл «телом своим».

Интересные факты

Есть множество интересных фактов о куличах. Приведём некоторые из них.

1. Самый старый кулич

Самому старому куличу, который чудесным образом сохранился до наших дней, скоро исполнится 200 лет. Он был испечён в 1821 году и сейчас хранится у жительницы Англии Нэнси Титман. Удивляет то, что на этом куличе нет ни единого следа плесени. Более того, сохранился даже его пряный аромат. Впрочем, верующие этому удивятся гораздо меньше, чем атеисты.

2. Самый большой кулич

А самая большая пасхальная выпечка была приготовлена в Украине в 2011 году. Она, в отличие от вышеописанной булочки, конечно, не сохранилась до сих пор, однако поражала своими размерами. В высоту она достигала почти 2,5 м, а весила примерно 2 тонны.

3. Храм в виде кулича

В Санкт-Петербурге есть церковь, колокольня которой выполнена в форме пасхи, а само здание своим видом напоминает кулич. Речь идёт о Храме Пресвятой Троицы Живоначальной.

История пасхального кулича

Статьи Интересные факты о хлебе

Пасха является самым главным и важным праздником Православной Церкви. Для верующих очень важны традиции и ритуалы, пришедшие к нам из далекой истории. Кулич является одним из главных яств пасхального стола.

Этот десерт является символом, напоминающим воскрешение Христа. По преданию Иисус после воскрешения отведал преподнесенную пищу с апостолами. Также в Библии сказано, что ни один из апостолов не садился на центральное место в середине стола. Перед этим местом они ставили свежеиспеченный хлеб.

Этот обряд заложил дальнейшую традицию оставлять свежеприготовленный ароматный хлеб в церкви. На нем обязательно должен быть изображен крест с терновым венцом, который был на мученике Христе. Однако сам Иисус изображен не был, что символизировали его воскрешение. Тем самым верующие указывали на преодоление смерти, победу на ней.

Этот хлеб традиционно носили священники вокруг церкви, а затем выкладывали на большом столе монастыря. В субботу, когда пришедший в храм получал благословение, он получал кусок такого хлеба.

Этой версии придерживаются многие верующие, однако историки утверждают, что куличи выпекали еще до появления Христианства на Руси, во времена язычества. Куличи тогда символизировали совершенно далекие от вероисповедания вещи.

Происхождение Кулича
Слово «Кулич» происходит от слова «КоЛаЧа», что означает «Ча»- дитя, «Кола»- солнце. В Древней Руси солнце называлось «Коло» или «Кола». Пасхальный кулич является символом обряда Пасхи или Паски. Известно, что традиция освещать кулич и преподносить его в качестве угощения в честь празднования Пасхи имеет как христианское, так и языческое происхождение.

Еще в Древней Руси было принято заканчивать мессу всеобщим угощением хлебом, сладостями и вином, которые были освещены во время проведения службы. Эта традиция укоренила обычай освещения даров во время причастия, а также ввела другой обычай — проведение пасхальной трапезы, в которой главное место занимал кулич.

История гласит о том, что кулич символизирует незримое присутствие Христа, которому в середине стола всегда оставляют свободное место, напротив которого ставят освещенный кулич. Традиция выпекать специальный хлеб также основана на символизации в преддверии весны грядущих посевных работ. Поэтому было принято замешивать дрожжевое кислое тесто, из которого пекли хлеб. Его приносили в жертву плодоносной земле, которая должна была дать хороший урожай. Этот хлеб также приносили в жертву, чтобы справиться со стихиями и вымолить хорошую погоду и большой урожай.

В итоге активного взаимодействия, христианская и языческая культуры сплелись, объединив свои традиции и обычаи. Таким образом, кулич издревле считался обрядовым хлебов, символизирующим плодородие. У русских народов известно два названия этого хлеба — это «пасха» и «кулич». Существует также мнение, что название «Кулич» пришло из греческого языка и обозначало «Крендель». Это название было распространено среди городских жителей, а для крестьян хлеб носил название «Паска» или «Пасха». Этот пирог имел разную форму, к примеру, в Вологодской области Кулич выпекали в виде раскрытого пирога, но традиционно его делали высоким, с характерной верхней частью, украшенной белой глазунью, с изображением креста.

В тесто традиционно добавляли яйца, масло, муку грубого помола и зачастую дрожжевую основу. Тесто для кулича принято было делать постным, без излишеств. В преддверии Пасхи очень важным обычаем для каждой хозяйки являлось вымешивание теста и выпекание кулича, именно от этого обряда зависела судьба всей семьи. Существовало поверье, что если кулич получился высоким, пышным и красивым, то впереди плодородный год, хорошие события и здравие всей семьи. А если кулич получился клеклым, «расплылся» по печи и корка растеклась, то жди несчастий, болезни и смерти кого-то из родных.

Таким образом, на кулич возлагали очень много надежд, его отождествляли с плодородием, здравием и удачей. Отчасти поэтому освещенный кулич в церкви разрезали на множество кусочков и раздавали верующим. Каждый человек, взявший этот освещенный символ плодородия и здоровья, отчасти приобщался к нему.
В каждой семье кулич занимал самое видно и важное место, как и яйца. Их хозяин дома делил на количество членов семьи и раздавал каждому. Также принято раздавать эти пасхальные дары добрым людям, чтобы поделиться с ними его чудодейственной силой. Также известно, что кулич был неотъемлемой частью застолья по случаю смерти человека. Куски кулича оставляли на столе, рядом с умершим, а также носили на кладбище.

Известно, что кулич наделяли большим значением и силой, именно поэтому крестьяне традиционно использовали каждый кусочек кулича. Верхняя часть кулича наделялась особой силой, поэтому ее старались сохранить. Обычно хозяйки пекли несколько куличей, каждый из которых был предназначен для определенных целей. Один из куличей пекли, чтобы отнести в церковь, другой — для «засевальных» обрядов, ну а третий — для семейного стола.
В Сибири было принято выпекать кулич не вместе со всеми, а в другой день. Готовили куличи в сибирских семьях из ржаной муки, при этом тесту давали подкиснуть и выпекали его в виде коврижки, украшенным крестом. Этот кулич готовился для моления священника, который приходил в дом, выкладывал свои освещенные иконы и проводил моления. Кулич традиционно клали под иконы и дожидались окончания молений. Кулич отдавали священнику в качестве благодарности за проведенные мольбы.

Хранить кулич до дня засева, прикрыв салфеткой, принято было в Вологодской области. В день засева принято отрезать несколько кусков от кулича и положить в семена, чтобы они максимально взошли. В то время верхушку традиционно съедалхозяин, что тоже должно было увеличить урожай.

Остатки кулича никогда не выбрасывали, их использовали во время гаданий. В те времена большое значение для людей играл урожай и хозяйство. К примеру, если не удавалось размножать лошадей, оставшиеся кусочки кулича заворачивали в тряпочку и подвешивали в конюшнях, в качестве символа плодородия. По истечению шести недель, ткань разворачивали и смотрели какого цвета появились черви. По преданию рожденный жеребенок будет такого цвета.

Приготовление пасхального кулича
Издавна выпекание куличей считается настоящим традиционным обрядом. У каждой хозяйки были свои хитрости выпекания вкусного кулича, которые традиционно передавались из поколения в поколение, от матери — к дочери. Кулич считался удачным, если он получался высоким, воздушным и мягким. Качественный кулич обычно сохраняет свою мягкость и воздушность в течение длительного времени.

Выпекали куличи традиционно в специальных металлических ведерках — формах для русской печи. Форму обычно смазывали жиром и заполняли на треть, так как тесто обычно увеличивается в объеме в два раза. Готовые ароматные куличи украшали глазурью, крестами, различными сладостями — это могли быть сушеные фрукты, орехи, сахарный мак или наиболее распространенным является крашеное пшено. Именно последний вариант считался классическим вариантом украшения.

В русской народной кухне можно найти множество рецептов куличей, которые выпекают современные хозяйки в духовке, стараясь сохранять традиционные обряды. Выпекают обычно в алюминиевых формах, которые вмещают 1 −1,5 литра. Прежде всего, следует найти подходящий рецепт и приступить к замешиванию теста.
Для этого понадобится семь яиц, 15 грамм сухих дождей или 45 грамм свежих дрожжей, килограмм муки, 250 грамм маргарина, 300 грамм сахарного песка, столько же изюма, одна чайная ложка ванилина. Для глазури понадобится два белка и 150 грамм сахара.
Прежде всего, следует замесить опару, добавив в теплое молоко растворяемые дрожжи. Далее добавить в опару 500 грамм муки, все тщательно размещать. Поставить опару следует в теплое место примерно на 15-20 минут. Опара считается готовой, если она увеличилась в два-три раза. Далее отделить белки от желтков, при этом желтки взбить с сахаром «до бела». Белки же следует взбить с добавлением небольшого количества соли.

Когда опара дойдет вмешать взбитые желтки, перемешать. Затем добавить маргарин или масло, с учетом рецепта и добавить взбитые с солью белки. Все аккуратно перемешать и постепенно добавить оставшуюся муку. Тесто должно получиться не очень крутым, но и не жидким. Тесто не должно прилипать к рукам. Вымешанное тесто следует поставить в теплое место примерно на час.

Пока тесто поднимается, замочить сухофрукты, изюм на 10-15 минут и высушить. Далее добавить в поднявшееся тесто начинку и опять вернуть в теплое место. Пока тесто подходит, форму следует смазать маслом или жиром. Поднявшееся тесто выложить в форму лишь на треть, чтобы она могло спокойно подняться. Форму накрыть салфеткой и снова дать тесту подняться.

Как только вы увидите, что тесто снова поднялось, форму следует поставить в духовку и выпекать при температуре 100оС. Через 10 минут следует увеличить температуру до 180оС и продолжать выпекать кулич до готовности.

Примерно через 30-40 минут кулич нужно проверить с помощью зубочистки. Если кулич готов, его следует достать и накрыть салфеткой, оставить остывать. Далее следует приготовить глазурь. Для этого следует взбить белки с одной щепоткой соли, далее постепенно в пену ввести сахар или сахарную пудру. На готовый кулич нужно выложить глазурь и посыпать украшением на ваш выбор. Это может быть традиционная цветная пшенка, орехи, кокосовая стружка и т.д.

Советы по приготовлению кулича
Чтобы кулич получился удачным, следует соблюдать некоторые советы. При замешивании теста следует добиться правильной консистенции. При этом тесто не должно быть жидким, в этом случае куличи расплывутся и не поднимутся. Но при этом тесто не должно быть густым, так как кулич из такого теста получится тяжелым и быстро высохнет, зачерствеет.

Готовый кулич при разрезании не должен приставать к полотну ножа, если это происходит, значит, кулич не допекли. Вымешивать тесто следует долго, до тех пор, пока оно не перестанет прилипать. Следует избегать сквозняков и прохладных мест, при выборе места для подхода дрожжевого теста. Температура должна быть не ниже 35оС.

Готовый кулич следует смазать смесью из одного яйца и столовой ложки воды. Затем смазать сливочным маслом и посыпать сухарями, сахаром или ореховой крошкой. Кулич советуют выпекать в духовке с наличием емкости с водой. Время выпекания зависит от веса теста: 1 килограмм теста выпекают 45 минут, 1, 5 килограмма следует выпекать в течение одного часа, а кулич, массой 2 килограмма — 1, 5 часа.

Если при выпекании кулич сверху начал немного пригорать, его следует накрыть специальной бумагой для выпекания или фольгой.Когда кулич приготовится, его следует аккуратно вынуть из духовки и перевернуть на бок. Именно в таком положении его рекомендуют остужать.

Было принято ставить много теста, так как считали, что в большом количестве оно лучше поднимается. В тесто для куличей также клали много яиц, масла и сахара. Хозяйки знают, что в этом случае куличи получаются вкусными, мягкими и сладкими в течение долгого времени.

Традиционно куличи на Руси выпекали круглой формы, украшенным крестом. Тесто по обычаю ставили вечером с четверга на пятницу. Выпекали куличи обычно в течение пятницы, а на следующий день вся семья несла куличи в церковь, чтобы осветить их. Либо приглашали в дом священника провести молитвы. Пасхальные куличи кушают на протяжении всей пасхальной недели.

Кулич на Пасху-2019: история происхождения и лучшие рецепты с фото

Кулич — русское название пасхального хлеба.

Это традиционное угощение на Пасху. Наряду с крашенными яйцами и пасхой, кулич обязательно присутствует на пасхальном столе православных.

Куличи по традиции пекут в Великий (Чистый) четверг. Тогда же красят яйца и готовят пасху.

Слово «Кулич» происходит от слова «Колача», что означает «Ча» — дитя, «Кола» — солнце.

По древнему преданию, Иисус Христос после своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Поэтому место по середине оставалось не занятым, а в центре стола лежал предназначенный ему хлеб. Со временем появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»).

С куличом связано народное поверье: если кулич вышел удачным, то и в доме все будет благополучно. Куличи пекут из дрожжевого теста с добавлением большого количества сливочного масла, яиц и сахара.

Происхождение кулича

Прообразом кулича принято считать пасхальный греческий хлеб артос, и это естественно, поскольку православное христианство пришло на Русь из Греции и принесло с собой греческие церковные традиции, одной из которых и является печь на праздник Пасхи пасхальный хлеб артос. Первые упоминания об артосе датируются XII веком.

Публикация от Юлия (@eja208) 24 Апр 2020 в 11:46 PDT

Это дрожжевое изделие различной степени сдобности и различное по величине и форме, но всегда высокое.

Цилиндрическая форма кулича связана с церковной практикой выпекать артос. Кулич по форме похож на церковную просфору, а также не церковь с куполом. Потому очень часто верхушку кулича украшают крестом.

Как украшают кулич

У восточных славян праздничный хлеб круглый и высокий, сверху на нем делались различные украшения. Кулич украшается сахарной глазурью, шоколадом, орехами, разноцветной глазурью. Современные хозяйки украшают хлеб фигурками из мастики, кремом, кокосовой стружкой.

Украшение кулича — это своеобразное искусство и каждая хозяйка старается вовсю, чтобы удивить именном своим куличом.

Некоторые хозяйки украшают пасхальную выпечку цветами из крема или различными фруктами и сухофруктами.

Публикация от ВСЕ ДЛЯ КОНДИТЕРА (@tastygram.ru) 22 Апр 2020 в 6:18 PDT

В этом вопросе можно дать разгуляться своей фантазии и тогда ваш кулич поразит всех своей оригинальностью.

Также хозяйки готовят куличи разных размеров. Так, детям приятно получить маленький «детский» куличик, изготовленный специально для них.

В тесто кулича кладут различные добавки. Можно добавить изюм и другие сухофрукты.

Существует традиция освящать куличи, а также пасхи, пасхальные яйца и другие праздничные угощения к окончанию Великого поста. Обычно это происходит в Великую субботу, но в некоторых храмах может происходить и после праздничного пасхального богослужения.

Куличом разговлялись после окончания пасхального богослужения: иногда уже в церкви прихожане угощали друг друга и священнослужителей кусочками своего кулича, но чаще дома за пасхальной трапезой глава семьи делил его по числу домочадцев.

Издавна выпекание куличей считается настоящим традиционным обрядом. У каждой хозяйки были свои хитрости выпекания вкусного кулича, которые традиционно передавались из поколения в поколение, от матери — к дочери.

Кулич считался удачным, если он получался высоким, воздушным и мягким. Качественный кулич обычно сохраняет свою мягкость и воздушность в течение длительного времени.

Кулич по рецепту Елены Молоховец

Молоховец — классик русской кулинарной литературы, автор знаменитой книги «Подарок молодым хозяйкам или средство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве».

Особенность этого рецепта в том, что тесто нужно заводить вечером накануне того дня, когда вы собираетесь печь куличи. Для теста берется около полутора килограмм муки, что позволяет сделать несколько куличей с разными добавками и разного размера.

Для приготовления кулича необходимо взять:

300 мл теплого молока
25 грамм свежих прессованных дрожжей
1300-1500 грамм муки, просеянной
300 грамм сливочного масла, растопленного и теплого
300 грамм мелкого сахара
5 желтков (если яйца мелкие, то можно взять 6 штук)
5 белков
1 чайную ложку соли
1 чайную ложку шафрана,
1 чайную ложку свежемолотого кардамона (примерно 15 зерен)
пакетик ванильного сахара
30 мл коньяка

Для добавления в тесто можно использовать вяленую клюкву, изюм, марципан, мак, финики, фисташки.

Итак, с вечера ставится опара. Для этого в небольшом количестве теплого молока распускаются дрожжи.

Далее в большую кастрюлю просеять половину объема муки, сделать в центре углубление, и, постепенно подливая молочно-дрожжевую смесь, замесить опару. Отставить до следующего утра.

Наутро замешиваем тесто.

Подошедшую опару нужно вымесить руками в течение 5-10 минут, пока не перестанет прилипать к рукам. Продолжая вымешивать руками или лопаткой, добавить по чуть-чуть сливочное масло, потом выливает коньяк, добавляем специи и половину сахара и вымешиваем еще несколько минут.

Желтки растираем с сахаром, белки взбиваем до пиков. Добавляем все в тесто и вымешиваем еще 10 минут.

Далее раскладываем полученное тесто в формы и выпекаем куличи. Из этого объема теста получается один большой кулич, два средних и несколько маленьких.

После того, как куличи остыли, можно приступить к их украшению.

Читать еще:  Игры с рабом и его яйцами
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×