Крещение в кулич и пасха - Строим Дом
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Крещение в кулич и пасха

Крещение в кулич и пасха

Петербургский храм, именуемый в народе «Кулич и Пасха», повидал немало чудес. Видно, положено ему всех удивлять. Круглая церковь-кулич с колокольней в виде пирамидальной пасхи получила настолько точное название, что мало кто помнит настоящее имя храма — Святой Живоначальной Троицы. Находится храм прямо у станции метро «Пролетарская», действует уже более двух столетий, был закрыт в советское время всего на десять лет. Сегодняшние чудеса храма — две чудотворные иконы: Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и колпинский образ святителя Николая.

Под боком у гиганта

В XIX веке место будущего храма находилось в десяти верстах от Петербурга, на территории села Александровское, во владениях генерал-прокурора князя Александра Алексеевича Вяземского. На постройку церкви сановник получил большую сумму денег от императрицы Екатерины II, что удостоверяют сохранившиеся на фасаде здания памятные таблички.

Князь Вяземский доверил строительство знакомому архитектору Николаю Львову, поделился с ним своими идеями, и в 1787 году на свет появился необыкновенный проект. Заказчик служил в юстиции, поэтому круглая церковь напоминала о «храме правосудия», а устойчивая пирамида колокольни — непоколебимость добродетелей. В народе же новый ансамбль сразу стал называться «Кулич и Пасха» по образу блюд пасхального стола, хорошо знакомых каждому прихожанину.

С момента открытия Троицкий храм стал духовной опорой в жизни простых рабочих. Он находится рядом с большим Обуховским заводом, который в советские годы назывался «Большевик». Промышленный гигант в какой-то момент загреб красавицу-церковь в свои руки. В 1938 году Троицкий храм передали заводу под клуб и библиотеку. В таком статусе здание пережило военные годы. Но в 1946 году в церкви вновь разрешили проводить богослужения.

Возвращенный храм был абсолютно пустым. Все дореволюционные иконы и утварь бесследно исчезли, и целый год его приводили в порядок. Люди несли все, что сохранили у себя в домах. Так попали в Троицкую церковь две чудотворные иконы.

Этот образ святителя Николая прославился еще в петровские времена. Для строительства Петербурга лес с Синявинских болот сплавляли по Неве. Рабочие на болотах жили в землянках, и в поселении началась эпидемия. Как гласит предание, одному из рабочих явился во сне Николай Чудотворец и сказал, что надо отслужить молебен и обойти с иконой все землянки. После исполнения наказа болезнь отступила.

Чудесный образ святого Николая передали в церковь города Колпино, где она находилась до революционных лет, а после закрытия храма была потеряна. На этот раз святитель явился женщине по имени Олимпиада и сказал ей, где найти исчезнувший чудотворный образ: у Ижорского завода в мусорной куче. Исполнив волю святого, Олимпиада нашла икону и стала оберегать ее, а после открытия церкви «Кулич и Пасха» передала святыню туда. С тех пор и до самой смерти благочестивая прихожанка во время богослужений стояла в храме у иконы святителя Николая.

Вторая святыня храма «Кулич и Пасха» более известна. Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) является одним из списков известного образа Богородицы. История этого списка начинается с его загадочного появления. Икону нашли на берегу Невы, она попала в купеческую семью и передавалась по наследству. После чудесного избавления от гибели в бурных водах Ладоги потомок купеческого рода отдал свою Спасительницу в часовню при Стекольном заводе. Летом 1888 года в это здание ударила молния. Часовня сильно обгорела, но лик Скорбященской Божией Матери просветлел, а на поверхность иконы прилипли грошики из стоявшей перед ней чаши для пожертвований. Отмечают, что лежали там и золотые, и серебряные монеты, но украсили Царицу Небесную только простенькие медные грошики бедноты.

Большевики часовню при Стекольном заводе закрыли, а икону сохранили прихожане. В 1947 году на торжественном освящении Троицкой церкви в дар храму ее передал митрополит Григорий.

Записи всех чудес, происшедших по молитвам у иконы, собраны и изданы книжкой еще до революции. Но убедиться в ее дивных свойствах можно и сейчас, свидетельств хватает: от исцеления больных до удачного поступления в институт. Нередко именно к этой святыне стремятся приезжающие в Петербург современные паломники.

Называть этот образ Божией Матери Санкт-Петербургским предложил нынешний настоятель храма «Кулич и Пасха» протоиерей Виктор Голубев. Через митрополита Владимира передавал он Патриарху просьбу дать особое название иконе с монетками: «Ведь есть в Тихвине Тихвинская Божия Матерь, в Казани — Казанская, в Смоленске — Смоленская, а у нас явилась Санкт-Петербургская», на что Патриарх ответил, что такое именование будет справедливо.

Протоиерей Виктор Голубев рассказывает, что его приход всегда был многолюдным. В советские годы церковь была одной из немногих действующих. На большие праздники люди заполняли весь церковный сад, потому что внутри здания места не хватало. Правда, после крестного хода немногие оставались на ночную службу. И сейчас храм во время богослужений полон. А это самое главное в жизни прихода, считает настоятель, ведь совместная молитва — первейшее из всех приходских дел. Отец Виктор хорошо помнит, что не так давно для участия в любой церковной службе требовалась смелость настоящих исповедников веры.

Руководство соседствующего с храмом завода «Большевик» строго относилось к внутреннему облику своих работников. За посещение церкви человека порицали на собраниях, за венчание — могли уволить. Христиан отслеживал специально назначенный человек — активист по натуре, любящий общественную работу, организовывающий районные выборы. Но когда власть сменилась, этот общественник вдруг начал воцерковляться.

— Прихожане стали мне говорить, — вспоминает протоиерей Виктор Голубев, — отец настоятель, что же Вы его пускаете, он же столько горя принес людям. Я поразился: «Но ведь он пришел в Церковь! Господь всех принимает! Если бы Иуда покаялся, Он бы и его принял. » Но все равно остались недовольные. И я этому бывшему общественному активисту сказал: «Владимир Иванович, приходи в алтарь».

Он действительно был верующим, исповедовался, причащался. Со временем на заводе многое изменилось, он оттуда ушел, жил за городом. В 2002 году приехал в храм на Троицу. Жарища была. Я его встретил, говорю: «Что-то ты плохо выглядишь». А он отвечает, что жена и дочь не пускали, 60 километров ехать до храма, но он отпросился: праздник ведь престольный! Он исповедовался, причастился, пошли мы крестным ходом, возвращаемся, а Владимир Иванович умер. Прямо в церкви. Я в следующее воскресенье вышел к народу: «Вот вы мне говорили, что его в храм нельзя пускать. Дай Бог каждому умереть так: после исповеди и причастия, в храме!» Он ведь искренне каялся. Помогал нам школу строить.

Школу при церкви решили построить после того, как в годы гласности и перестройки директора окрестных учебных заведений стали просить прислать к ним священника. Сначала настоятель отправлял к ним клириков храма, а потом решил, что пусть лучше люди сами приходят учиться Закону Божию. Сейчас в школе занимаются не только дети, но и взрослые, которые не хотят отставать от своих чад. Есть группы для маленьких, которые приходят вместе с родителями, отведено время для молодежи и для взрослых прихожан. Несколько бывших учеников воскресной школы поступило в семинарию.

В ближайших планах настоятеля пристройка к школе, разрешение на это уже получено. Следить за храмом-памятником архитектуры — немалая забота, правда, сегодня это делать гораздо легче, чем раньше: — Я всю жизнь ходил в церковь и крест никогда не снимал, — вспоминает отец Виктор. — Все знали, что я верующий, я не скрывал. Поэтому, когда меня в армию взяли, задумались: куда такого «попа»? И отправили в стройбат. Мы три дома построили в городе. Я тогда думал, что же получается, Господь послал меня в армию, а какая же это армия! А спустя много лет нам администрация дала средства на косметический ремонт храма. Когда строители стали красить, я смотрю, они прямо по грязи кисточкой возят! «Что же вы делаете? — говорю им, — надо же прежде промывать!» Они думали, поп ничего не понимает в строительстве. Так пригодился мне армейский опыт. Я вызвал бригадира и заставил сделать правильно, чтобы не отвалилось все через год-два. Покрасили в итоге прилично. А на остатки денег мы и колокольню подновили!

В пирамидальной колокольне на первом этаже располагается трапезная. Из нее узкая винтовая лестница ведет в небольшой кабинет настоятеля. Протоиерей Виктор Голубев, прослуживший на этом месте почти 40 лет, радуется, что церковь-кулич и пасху-колокольню не разрушили в безбожные годы, что теперь люди могут свободно посещать храм. С легкостью вспоминает исторические вехи, сердечно рассказывает о старожилах церкви. И улыбается так тепло, что видно — в его удивительном храме каждое воскресенье Праздников Праздник и Торжество Торжеств.

Материал был опубликован в издании «Вода Живая»

Храм Святой Троицы «Кулич и Пасха» г. Санкт-Петербург

С КРЕЩЕНИЕМ ГОСПОДА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА!

Дорогие братья и сестры! Поздравляем вас с праздниками БОГОЯВЛЕНИЯ, или КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ – одним из важнейших двунадесятых праздников Православия.

18 января — Крещенский сочельник — Литургия с 10:00 — 13 ч. Всенощное бдение — в 18:00

19 января — КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ — Литургия в 7:00, 10:00. Вечерня с входом и великим прокимном — в 18:00

20 января — Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Литургия в 10:00. Вечерняя служба — в 18:00.

Раздача крещенской воды в храме:

18 января — после окончания Литургии и великого освящения воды — до 19.00

19 января — с 7:00 — до окончания вечерней службы

20 января — с 8:00 — до окончания вечерней службы

21 января — с 9:00 — до 18:00

Паломнические поездки:

Появилось несколько свободных мест в поездки:
— 25 января: Вырица, Рождествено, Выра, Гатчина.
— 2 февраля: Авторская экскурсия с И.В. Поповым по Калининскому району.

Протоиерей Виктор Голубев награжден правом ношения второго наперсного креста

В Невском округе прошел семинар для педагогов

Невским благочинием 31 октября был организован научно-практический семинар «Актуальные вопросы религиозного образования на приходе: дети с особенностями в развитии». Встреча прошла в молодежном центре «Невский».

Благочинный, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком протоиерей Алексей Скляров рассказал о работе прихода с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, поблагодарил экспертов, которые пришли поделиться опытом такой работы с родителями и педагогами.

Доцент Института специальной педагогики и психологии Ида Михаленкова выступила с темой «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья». Она обратила внимание слушателей на учебно-методическое пособие «Дети с ограниченными возможностями здоровья в средней общеобразовательной школе», одним из авторов которого является.

Доцент СПбДА протоиерей Петр Чубаров рассказал о духовных основах коррекционной работы с «особенными» детьми, отметив, что для правильного развития ребенка необходимо всестороннее развитие — духовное, душевное, физическое.

Дефектолог, победитель конкурса «За нравственный подвиг учителя» Оксана Корзова рассказала о коррекционно-развивающей группе «Радость наша» при храме Рождества Пресвятой Богородицы в Рыбацком, которой она руководит. Был представлен авторский проект духовно-нравственного воспитания и обучения «особенных» детей. Для занятий с ними были выпущены рабочие тетради с информацией об основах православной веры.

В перерыве был показан мультфильм «Путеводительница» о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери студии «Балтийское телевидение». Отец Алексий отметил, что анимационные работы студии помогают в духовно-просветительской работе и их можно рекомендовать к показу в воскресных школах.

«Успеть очистить душу» — Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Святой Троицы

Димитриевскую родительскую субботу, 2 ноября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Свято-Троицком храме («Кулич и Пасха»).

Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, почетный настоятель протоиерей Виктор Голубев, благочинный Невского округа протоиерей Алексий Скляров, настоятель иерей Георгий Голубев с клиром и другие священнослужители.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Была отслужена панихида.

«Димитриевская родительская суббота посвящена памяти воинов, которые погибли на Куликовом поле, и с тех пор Святая Церковь поминает всех павших и наших усопших сродников, — сказал владыка в проповеди. — Мы все тоже являемся воинами Христовыми — об этом говорит апостол Павел в послании к Тимофею, желая, чтобы он был добрым воином Христовым (2Тим. 2:3). Приняв крещение, мы становимся воинами Христовыми и, мало того, каждый христианин должен быть готов положить душу за друзей своих. Поэтому в родительскую субботу мы приходим в храм, вспоминаем близких, крестных, священнослужителей, которые родили нас для вечной жизни, и молимся, чтобы Господь упокоил их в селениях праведных».

«Каждый человек задается вопросом: «Что будет со мной после земной жизни?» — продолжил архипастырь. — Господь дал нам ответ на эти вопросы. Он сказал, что душа по смерти идет в вечность. Вопрос только — куда. Она идет либо к Богу, либо на вечную погибель. И мы должны суметь до своей смерти умереть для греха, исправиться здесь, на земле. Конечно, мы надеемся на молитву Церкви и тех, кто останется после нас, но все же должны сами очистить душу, пока есть время, отпущенное нам для покаяния».

Читать еще:  Как сплести яйцо из резинок

«Земля засеяна не только растениями, но и нашими душами, и Господь ждет плодов именно наших душ, человеческих. Какие плоды мы принесем Богу, такие Он соберет в Свою житницу. Поэтому, когда мы вспоминаем усопших, это относится и к нам — надо изменить свою жизнь к лучшему, чтобы Господь потом, в то время, когда найдет нужным воскресить этот мир, и нас воздвиг для вечной радостной жизни. Благодарю вас за то, что вы помните этот день, приходите в храм, чтобы помолиться о близких», — завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храм Святой Троицы («Кулич и Пасха») был построен в 1787 году на средства императрицы Екатерины II. По замыслу генерал-прокурора князя Александра Вяземского церковный ансамбль coздан в форме пасхальных кулича и пасхи. Проект в стиле русского классицизма выполнил Николай Львов. С 1938 года храм использовался как клуб. Убранство было уничтожено, пропала главная святыня — икона Святой Троицы. Весной 1946 года храм открыли для верующих. Повторное он был освящен в 1947-м.

Димитриевская родительская суббота — ближайшая суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле. Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан.

Крестный ход

Дорогие братья и сёстры!

27 октября в 11.30

состоится Крестный ход с чудотворной мироточивой иконой Божией Матери «Умиление» (Локотская): от храма Святой Троицы «Кулич и Пасха» по адресу проспект Обуховской обороны д. 235 до Поклонного креста, находящегося по адресу: ул.Ново-Александровская, д.22.

Да хранит вас Господь!

С 14 октября по 27 октября 2020 года наш храм посетит мироточивая чудотворная

икона Божией Матери «Умиление» (Локотская)

Единственная в мире двусторонняя чудотворная икона.

На ее обратной стороне проявился нерукотворный образ Божией Матери и Лик Спасителя.

Доступ к святыне будет осуществляться с 8-30 до 19-30.

Акафист перед иконой служится ежедневно в 16-30.

Принимаются записки на акафист и молебен.

Икона Умиление «Локотская», явленная в пос. Локоть Брянской области, представляет собой репродукцию «Серафимо–Дивеевской» иконы Умиление просроченного календаря, купленного в местном магазине с целью не допустить осквернения образа Матери Божией. 2 января 1998 года икона замироточила впервые.

Эта икона единственная в мире, на которой проявился нерукотворный лик Матери Божией и лик Иисуса Христа Туринской плащаницы. Икона одета ризой в Софрино с двух сторон в виде стопы Матери Божией.

По благословению Святейших Патриархов Московского и всея Руси Кирилла и Алексия II , а также предстоятелей Украинской, Белорусской и Молдавской Православной церкви икона «Умиление» участвовала во всероссийских и международных Крестных ходах: Курск – Дивеево, Москва — Минск — Киев, Кишинев – Севастополь — Адлер, Санкт – Петербург – Екатеринбург и др., посетила множество епархий Русской Православной церкви. В 2003 году она участвовала в торжествах, посвященных 100-летию прославления Серафима Саровского, по благословению святейшего Патриарха Алексея II ее несли впереди мощей во время крестного хода из Сарова в Дивеево. В 2008 г. по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Викентия икона прибывала в Храме на Крови и совместно с Чудотворной иконой Матери Божией «Феодоровская» участвовала в традиционном крестном ходу в монастырь Царственных Страстотерцев.

Исаакий. В предчуствие нашествия вандалов. Храм Святой Троицы («Кулич и Пасха») вопиет.

Защитникам Исаакия от дедульки kalakazo
махонький совет – проинспектировать
своим «недреманным оком»
храм Святой Троицы («Кулич и Пасха»):

«Добрый вечер, о.Валентин, немного информации про храм Кулич и Пасха-вот на видео в комментариях где митрополит служил в храме на Пасху, говорится что храм Кулич и Пасха не имеет аналогов не только в русской , но и в мировой христианской культуре. Так вот посмотрите во что превратил этот памятник настоятель Виктор Голубев-дубовые рамы из мореного дуба времен Н.Львова заменил на дешевые стеклопакеты, подвал в затопленом состоянии и пол проваливается в храме,можно улететь в подвал-и было что Царские врата не открывались из-за вздыбившегося мокрого паркета; летом , в жару выкрасили храм внутри нитрокраской-представляете чем дышали люди на службе; плесень везде, а ведь ее вывести проще простого. Не согласовав с КГИОП, надстроили второй этаж на новоделе, изменив перспективу архитектурного комплекса. Собрали мы подписи-200 человек, — пришли к митрополиту, а там Миних — это ж просто ужас какой то! как давай швыряться своим портфелем и кричать что мы не будем записаны на прием к митрополиту. Мы к Куксевичу-ну там вообще ор стоял такой что глухой выздоровел бы.
Это все к тому что до чего доведут Исаакиевский собор, вот Вам пример. того во что его превратят!»

Письмо еще одной прихожанки
петербургского храма Кулич и ПасХа:

«У нас был дружный и здоровый приход. Когда в храме возникала проблема, люди реагировали деятельно, принимали посильное участие в жизни храма. Помощь пожилым в уборке жилища, по понедельникам все желающие приходили делать генеральн. уборку в храме, когда швея предлагала обновить храмовое облачение, — с миру по нитке, — и всем было приятно видеть свой небольшой вклад в родной храм. Храм построен в конце 18 века и конечно нужна постоянная забота о нем, но когда настоятель не обращал внимания на возникающие неполадки-проблемы стали большими, и приход начинает принимать активное участие в решении этих проблем. Конечно мы сначала обращались непосредственно к настоятелю Виктору Голубеву, но реакции не было никакой. А они как снежный ком, проблемы то-их ведь если не решать, так и если вспомнить как жители отвоевали в свое время храм от того что на его месте проектировалась станция метро, так и здесь пришло бы время разрухи от бездеятельности настоятеля. Вот посмотрите на храм как входите на территорию-Храм 18 века и справа избушка из сайдинга для торговли. Далее-исторический булыжник заменили на асфальт, потом на плитку, ужасно скользкую зимой. Вот недавно мужчина прямо при входе в храм упал, — песка то при входе хотя бы насыпать или лед убрать, — травма (трещина в пятке). Выломанные окна из мореного дуба! заменили на дешевые пластикпакеты.Это с улицы если смотреть на храм и что видим — это композиция русского классицизма с голубевской прихотью. В залитом горячей водой подвале образовалась разрушающая плесень, пол из за сырости проваливается в некоторых местах. В частности перед городской святыней ,иконой Богородицы «всех скорбящих радосте с грошиками», пол просел значительно и того и гляди можно провалиться в подвал. Окраска стен нитрокраской, надстройка второго этажа на новоделе вопреки разрешению КГИОП. И зачем надо было строить этот новодел, когда церкви принадлежал шести!этажный дом рядом с храмом, который за просто так (так ли)отдали РУВД. Представьте сколько можно было полезного извлечь из этого здания-так не хватает православных школ, а этот дом рядом с метро, детям как было бы удобно в школу. Вот в этом году КГИОП требует снести второй этаж незаконной постройки-статья «век Пасхи не видать»газета КАНОНЕР.

Но ко всем этим проблемам добавилась еще одна немаловажная-настоятель деятельно продвигает на свое место своего сына Юру,который далеко не является для паствы примером высокой нравственности священника-перед тем как он стал священником нашего храма, по непонятным причинам уволили свечницу, мы все считали что это его жена-они не скрывали своих отношений — а тут ее увольняют, а его «женят» на юной уборщице. Многие молодые прихожане отреагировали на подобные события уходом из Церкви.Сын, священник Георгий служит редко, вместо себя приглашает о.Фотия из пригорода, но это отдельный рассказ про этого о.Фотия. Да и другие священники подобраны с наименьшей конкуренцией для Георгия Голубева, который службу знает плохо, был случай, когда после того как одна из уборщиц храма в очередной раз перестала ему подсказывать как дальше продолжать таинство Крещения, он пожаловался отцу, и тот этим же днем ее уволил. А почему мы должны молчать когда в нашем храме такие беззакония..

Вот со всеми этими бедами мы и пошли в епархию. Сначала к митрополиту Владимиру — никакой помощи. Затем когда пришел новый митрополит, мы пошли записаться к нему на прием. Секретарь Миних принимал нас несколько раз-ему то одно не нравилось в нашем письме, то другое. всякий раз придумывал отговорки чтобы не тревожить митрополита нашими мелочами. В последний раз когда мы пришли к нему с очередной просьбой попасть на прием к митрополиту, Миних видимо был не в лучшем расположении духа, и схватив свой портфель, как запульнул его из за стола в кресло, и громким голосом «оставьте меня в покое! идите все к секретарю епархии! к митрополиту я вас не пущу! «Ну мы и пошли. К Куксевичу. А одна из наших прихожанок сделала небольшой плакатик — ПУСТИТЕ НАС К МИТРОПОЛИТУ — и встала у дверей Варсонофьиных. Но там есть такой пузатый с лампасами, он ее потянул за рукав, она запнулась и упала на коленки. Так он ее так на коленках и поволок к выходу по красивым коврам. Но к Куксевичу мы все же зашли — он нас сам позвал к себе в кабинет. Эта прихожанка то зашла с нами , а там иконы на стенах, она стала креститься и заодно перекрестила Куксевича. Ну тут произошло нечто — Куксевич заорал на нее таким ором! и на вопрос того с лампасами- «куда ее ?»- Куксевич орет — «вышвырни ее отсюда!!». И правда , когда мы вышли от Куксевича, она стояла на улице в слезах и с дырками на коленках — в здание ее не пускали. Ну а Куксевич нам тем же ором- «вы на кого покусились! А!? ваш настоятель Виктор Голубев защищал вас во время войны!он жизнь свою ложил за вас! как вы посмели жаловаться на заслуженного священника. » — хотя Вите Голубеву на начало войны было 11 лет, и где он, интересно, нас защищал;. ну и в таком духе прошла наша сиюминутная беседа. А мы то думали что и подвал осушат, и пол отремонтируют, и второй этаж снесут, и остатки нитрокраски выбросят, чтобы в следущее лето опять не намазать ею стены. и многое хотели мы мирно обговорить с нашими властями церковными.. Но что то пошло не так.. Но мы не отчаялись, много добрых планов спасти наш любимый Кулич и Пасху от захвата модернистов. И с нами БОГ!

Обращались мы не только к митрополиту, кстати нам все же удалось передать ему письмо — на Карповке, когда он там служил, к нему подошла наша 14летняя прихожаночка и передала прям в руки письмо. Мы писали М.Пиотровскому, депутатам нашего района А.Мельниковой, Ю.Высоцкому,К.Серову, координатору «живой город» Ю.Минутиной., в КГИОП. И знаете, в епархии была информация, что вряд ли что у нас получится, так как у Виктора Голубева немаленькие погоны, и священников вокруг себя не просто так собирает с не лучшей репутацией, чтобы сыну не составляли конкуренцию на место настоятеля. Он лучших священников то удалял от себя, вот почившему о.Питириму доставалось -мы ж это все видели. Может эта тема поспособствует тому чтобы эти властители хоть немного приструнили свои аппетиты, ведь молчанием предается БОГ. «Лучше весь мир осудить чем одного священника» — так говорят люди и не понимают что эти слова придумали те кто сами себя уже давно осудили, а нам внушили для страха эти слова, и мы как безголовые — все молчим, все чего то боимся.. Люди, не молчите, ошибается тот кто ничего не делает, а умный тот кто сделав ошибку, может быстро и правильно ее исправить. Давайте спасем наш храм от разрушения. О.Валентин,спасибо».

«храм Святой Троицы («Кулич и Пасха»)
(Анонимно): Я являюсь прихожанкой этого храма более десяти лет, читаю и не понимаю о каком храме идет речь. Одна сплошная фантазия , лож и грязь больного воображения, какие уборщицы ? что за бред ? .
Храм Святой Троицы («Кулич и Пасха») на Пролетарской является оазисом света, красоты и спокойствия в нашем районе. Почему в письме нет ни слова об отце Василии? Самом ярком пастыре в нашей церкви, который служит людям уже много лет . «

«Фантазия, говорите? А проверить-то просто: пойти и посмотреть на пол да стены. Попробовать попасть к митрополиту через кордон его слуг. И увидеть и услышать самим описанное хамство лиц, которые не просто христиане…
Люди молчат из страха? Божий ли страх это? Осуждать нельзя? Да, но осуждать ДЕЛА явно не Божии необходимо. Иначе эти люди садятся на шею смиренных христиан. А те молча и везут их по жизни, взращивая хамство и наглость.
Довольно это терпеть.
А то, что есть от. Василий, ну так и расскажите! Вы, видать, не ходили к митрополиту, и Вас не вышвыривали вон. Можно многое не видеть, но это не значит, что этого нет».

Читать еще:  Куличи простой рецепт с фото

Храмы Петербурга: Троицкая церковь (Кулич и Пасха)

Каждый петербуржец знает и любит Троицкую церковь, называемую в народе «Кулич и Пасха». Знает потому, что храм этот был вновь открыт сразу после войны, в 1946-м, и оставался одним из немногих действовавших в Ленинграде – у многих ленинградцев с этим храмом что-то связано. А любит потому, что своей формой этот храм с колокольней, даже в самую стылую зимнюю или промозгло-слякотную осеннюю пору напоминает о Пасхе, о весне, о пробуждении к жизни.
Совсем недавно я оказался по каким-то делам рядом и, глянув через забор на Троицкий храм, почувствовал, как в душу, словно теплый ветер, ворвалась радость и какое-то пасхальное настроение.

Построенная в 1785-1790-х годах, церковь эта расположена по адресу: пр. Обуховской обороны, д. 235.
Идея придать храму форму кулича и пасхи принадлежит заказчику, генерал-прокурору А. Вяземскому, выдающемуся деятелю времен Екатерины II. Некогда храм этот находился не в самом городе, а в пригородном селе Александровское.

Форма храма в самом деле необычная, или как говорили в те времена, когда храм предстал перед публикой, своеобычная. Народ окрестил его просто «Кулич и Пасха» Но мало кто знает, что форма храма и колокольни, по замыслу заказчика, имеет совсем другой смысл, к пасхальным лакомствам не относящийся.
А чтобы разобраться, какой, несколько слов необходимо сказать о генерал-прокуроре Александре Вяземском.

Деятель этот происходил из древнего княжеского рода и был возвышен императрицей Екатериной II.
Герой в армии (начал служить в 12 лет), удачно исполнивший ряд секретных и очень опасных заданий. Гуманный, благоразумный и одновременно твердый и решительный политик, отличным образом зарекомендовавший себя на следующем послушании лично от императрицы: он был послан Екатериной на Урал для урегулирования отношений между бунтующими крестьянами и хозяевами уральских заводов.
И вот следующий пост: Александр Алексеевич был поставлен во главе Сената.

По возведении в чин императрица написала Вяземскому «секретнейшее наставление», в котором четко определила его обязанности. Императрица напоминала А. Вяземскому, что генерал-прокурор должен быть совершенно откровенен с государем, поскольку «по должности своей обязывается сопротивляться наисильнейшим людям», и в этом только власть императорская «одна его подпора». Она подчеркивала, что не требует от него «ласкательства», но «единственно чистосердечного обхождения и твердости в делах». Екатерина II предостерегала генерал-прокурора от ввязывания в интриги при дворе и предлагала иметь только «единственно пользу отечества и справедливость в виду, и твердыми шагами идти кратчайшим путем к истине».

Вяземский придерживался данного ему наставления и пользовался полным доверием императрицы, что позволило ему не только удерживать высший прокурорский пост в течение почти 29 лет, но и значительно расширить свои полномочия. Если в начале карьеры он возглавлял Сенат, а также наблюдал за продажей соли и вина в Империи, то с 1780-х годов уже прочно удерживал в своих руках не только юстицию, но также финансы и внутренние дела. Именно он впервые в России ввел строгую отчетность в финансовых делах, а также стал четко учитывать доходы и расходы за год.
Именно он ведал делами Пугачева, Радищева и др.

Многократно доказывавший преданность императрице и прекрасно справлявшийся со своими многочисленными обязанностями, Вяземский был обласкан наградами и подарками. На деньги императрицы и началось в имении Вяземского возведение храма. Заказчик церкви, князь Вяземский, служивший, напомню, по ведомству юстиции, вложил в храм следующий смысл: ротонда храма символизирует храм правосудия, а «твёрдая призматическая пирамида – неколебимую купность. трех добродетелей: Истины, Человеколюбия и Совести».
В этой пирамидальной колокольне, напоминающей творожную пасху, помещаются: на первом этаже крестильня, на втором – колокольня.

С 1871 года при церкви работало попечительство о бедных со школой и богадельней, а в 1913-м был создан Детский союз для детей 6-14 лет, которые собирались дважды в неделю для молитв и бесед.

В советское время Троицкая церковь была закрыта на рекордно малое количество времени – всего на восемь лет. В 1938-м одной из последних в Ленинграде она была закрыта и в 1946-м, одной из первых, была открыта.
Но и за 8 лет храм подвергся поруганию и разграблению. Все иконы, иконостас, ценности бесследно пропали. Прихожане, уцелевшие во время войны и блокады, плакали, не узнавая свой родной храм, к стенам которого они ходили молиться в суровые блокадные дни. Восемь лет здесь был клуб, устраивались киносеансы, танцы…


Мы подходим к храму.


Несмотря на оригинальную форму, прославившую храм, он оказался для совершения богослужений не слишком удобным.
Для молящихся в храме было мало места (не забываем, что треть круглого храма занимает алтарь). Поэтому в 1858 году к храму пристроили притвор. Прямоугольный притвор, пристроенный к круглой церкви, виден справа.
Над входом – табличка с трогательной надписью: ТВОИ щедроты соорудили. Окончана въ 1787 году.
Как бы и нам научиться благодарить Господа за окончание задуманного дела.


Войдем в храм. Мы в притворе. Том самом, от 1858 года.


Эту фотографию я сделал специально, чтобы показать круглое пространство храма.


А вот тут другой вид, немного сбоку. Более взвешенная композиция. Очень благолепно и уютно.


Синий с золотом иконостас был принесен сюда из Благовещенской церкви (на Васильевском острове). (Сама эта церковь уцелела, сейчас ведутся реставрационные работы, но иконостас туда уже возвращен не будет.)


Здесь много чтимых петербуржцами икон. Икона Всех скорбящих Радосте была перенесена сюда в 1946 году из Спасо-Преображенского собора. Ее мы видим справа (на синем фоне), рядом с иконой св. великомученика и целителя Пантелеимона.


Чтимая икона Божией Матери Скоропослушница.


Икона святителя Николая Чудотворца была принесена в храм в 1947 году жительницами Колпино, сестрами Пискаревыми.


Святитель Николай чуть крупнее.


Преподобный Нил Столобенский. Икона с частицей мощей.
Этот святой очень почитается в Петербурге.


Икона преп. Серафима Саровского с мощами. В Петербурге есть всего несколько частиц мощей преп. Серафима. Это как раз один из тех случаев. Икона маленькая, серая, неказистая. Но святыня великая.


Канун – столик для поминания и Распятие.


Церковная лавка в притворе. Здесь можно заказать поминание, купить свечи, книги.

Исаакий. В предчуствие нашествия вандалов. Храм Святой Троицы («Кулич и Пасха») вопиет.

Защитникам Исаакия от дедульки kalakazo
махонький совет – проинспектировать
своим «недреманным оком»
храм Святой Троицы («Кулич и Пасха»):

«Добрый вечер, о.Валентин, немного информации про храм Кулич и Пасха-вот на видео в комментариях где митрополит служил в храме на Пасху, говорится что храм Кулич и Пасха не имеет аналогов не только в русской , но и в мировой христианской культуре. Так вот посмотрите во что превратил этот памятник настоятель Виктор Голубев-дубовые рамы из мореного дуба времен Н.Львова заменил на дешевые стеклопакеты, подвал в затопленом состоянии и пол проваливается в храме,можно улететь в подвал-и было что Царские врата не открывались из-за вздыбившегося мокрого паркета; летом , в жару выкрасили храм внутри нитрокраской-представляете чем дышали люди на службе; плесень везде, а ведь ее вывести проще простого. Не согласовав с КГИОП, надстроили второй этаж на новоделе, изменив перспективу архитектурного комплекса. Собрали мы подписи-200 человек, — пришли к митрополиту, а там Миних — это ж просто ужас какой то! как давай швыряться своим портфелем и кричать что мы не будем записаны на прием к митрополиту. Мы к Куксевичу-ну там вообще ор стоял такой что глухой выздоровел бы.
Это все к тому что до чего доведут Исаакиевский собор, вот Вам пример. того во что его превратят!»

Письмо еще одной прихожанки
петербургского храма Кулич и ПасХа:

«У нас был дружный и здоровый приход. Когда в храме возникала проблема, люди реагировали деятельно, принимали посильное участие в жизни храма. Помощь пожилым в уборке жилища, по понедельникам все желающие приходили делать генеральн. уборку в храме, когда швея предлагала обновить храмовое облачение, — с миру по нитке, — и всем было приятно видеть свой небольшой вклад в родной храм. Храм построен в конце 18 века и конечно нужна постоянная забота о нем, но когда настоятель не обращал внимания на возникающие неполадки-проблемы стали большими, и приход начинает принимать активное участие в решении этих проблем. Конечно мы сначала обращались непосредственно к настоятелю Виктору Голубеву, но реакции не было никакой. А они как снежный ком, проблемы то-их ведь если не решать, так и если вспомнить как жители отвоевали в свое время храм от того что на его месте проектировалась станция метро, так и здесь пришло бы время разрухи от бездеятельности настоятеля. Вот посмотрите на храм как входите на территорию-Храм 18 века и справа избушка из сайдинга для торговли. Далее-исторический булыжник заменили на асфальт, потом на плитку, ужасно скользкую зимой. Вот недавно мужчина прямо при входе в храм упал, — песка то при входе хотя бы насыпать или лед убрать, — травма (трещина в пятке). Выломанные окна из мореного дуба! заменили на дешевые пластикпакеты.Это с улицы если смотреть на храм и что видим — это композиция русского классицизма с голубевской прихотью. В залитом горячей водой подвале образовалась разрушающая плесень, пол из за сырости проваливается в некоторых местах. В частности перед городской святыней ,иконой Богородицы «всех скорбящих радосте с грошиками», пол просел значительно и того и гляди можно провалиться в подвал. Окраска стен нитрокраской, надстройка второго этажа на новоделе вопреки разрешению КГИОП. И зачем надо было строить этот новодел, когда церкви принадлежал шести!этажный дом рядом с храмом, который за просто так (так ли)отдали РУВД. Представьте сколько можно было полезного извлечь из этого здания-так не хватает православных школ, а этот дом рядом с метро, детям как было бы удобно в школу. Вот в этом году КГИОП требует снести второй этаж незаконной постройки-статья «век Пасхи не видать»газета КАНОНЕР.

Но ко всем этим проблемам добавилась еще одна немаловажная-настоятель деятельно продвигает на свое место своего сына Юру,который далеко не является для паствы примером высокой нравственности священника-перед тем как он стал священником нашего храма, по непонятным причинам уволили свечницу, мы все считали что это его жена-они не скрывали своих отношений — а тут ее увольняют, а его «женят» на юной уборщице. Многие молодые прихожане отреагировали на подобные события уходом из Церкви.Сын, священник Георгий служит редко, вместо себя приглашает о.Фотия из пригорода, но это отдельный рассказ про этого о.Фотия. Да и другие священники подобраны с наименьшей конкуренцией для Георгия Голубева, который службу знает плохо, был случай, когда после того как одна из уборщиц храма в очередной раз перестала ему подсказывать как дальше продолжать таинство Крещения, он пожаловался отцу, и тот этим же днем ее уволил. А почему мы должны молчать когда в нашем храме такие беззакония..

Вот со всеми этими бедами мы и пошли в епархию. Сначала к митрополиту Владимиру — никакой помощи. Затем когда пришел новый митрополит, мы пошли записаться к нему на прием. Секретарь Миних принимал нас несколько раз-ему то одно не нравилось в нашем письме, то другое. всякий раз придумывал отговорки чтобы не тревожить митрополита нашими мелочами. В последний раз когда мы пришли к нему с очередной просьбой попасть на прием к митрополиту, Миних видимо был не в лучшем расположении духа, и схватив свой портфель, как запульнул его из за стола в кресло, и громким голосом «оставьте меня в покое! идите все к секретарю епархии! к митрополиту я вас не пущу! «Ну мы и пошли. К Куксевичу. А одна из наших прихожанок сделала небольшой плакатик — ПУСТИТЕ НАС К МИТРОПОЛИТУ — и встала у дверей Варсонофьиных. Но там есть такой пузатый с лампасами, он ее потянул за рукав, она запнулась и упала на коленки. Так он ее так на коленках и поволок к выходу по красивым коврам. Но к Куксевичу мы все же зашли — он нас сам позвал к себе в кабинет. Эта прихожанка то зашла с нами , а там иконы на стенах, она стала креститься и заодно перекрестила Куксевича. Ну тут произошло нечто — Куксевич заорал на нее таким ором! и на вопрос того с лампасами- «куда ее ?»- Куксевич орет — «вышвырни ее отсюда!!». И правда , когда мы вышли от Куксевича, она стояла на улице в слезах и с дырками на коленках — в здание ее не пускали. Ну а Куксевич нам тем же ором- «вы на кого покусились! А!? ваш настоятель Виктор Голубев защищал вас во время войны!он жизнь свою ложил за вас! как вы посмели жаловаться на заслуженного священника. » — хотя Вите Голубеву на начало войны было 11 лет, и где он, интересно, нас защищал;. ну и в таком духе прошла наша сиюминутная беседа. А мы то думали что и подвал осушат, и пол отремонтируют, и второй этаж снесут, и остатки нитрокраски выбросят, чтобы в следущее лето опять не намазать ею стены. и многое хотели мы мирно обговорить с нашими властями церковными.. Но что то пошло не так.. Но мы не отчаялись, много добрых планов спасти наш любимый Кулич и Пасху от захвата модернистов. И с нами БОГ!

Читать еще:  Пасхальный кулич на кефире

Обращались мы не только к митрополиту, кстати нам все же удалось передать ему письмо — на Карповке, когда он там служил, к нему подошла наша 14летняя прихожаночка и передала прям в руки письмо. Мы писали М.Пиотровскому, депутатам нашего района А.Мельниковой, Ю.Высоцкому,К.Серову, координатору «живой город» Ю.Минутиной., в КГИОП. И знаете, в епархии была информация, что вряд ли что у нас получится, так как у Виктора Голубева немаленькие погоны, и священников вокруг себя не просто так собирает с не лучшей репутацией, чтобы сыну не составляли конкуренцию на место настоятеля. Он лучших священников то удалял от себя, вот почившему о.Питириму доставалось -мы ж это все видели. Может эта тема поспособствует тому чтобы эти властители хоть немного приструнили свои аппетиты, ведь молчанием предается БОГ. «Лучше весь мир осудить чем одного священника» — так говорят люди и не понимают что эти слова придумали те кто сами себя уже давно осудили, а нам внушили для страха эти слова, и мы как безголовые — все молчим, все чего то боимся.. Люди, не молчите, ошибается тот кто ничего не делает, а умный тот кто сделав ошибку, может быстро и правильно ее исправить. Давайте спасем наш храм от разрушения. О.Валентин,спасибо».

«храм Святой Троицы («Кулич и Пасха»)
(Анонимно): Я являюсь прихожанкой этого храма более десяти лет, читаю и не понимаю о каком храме идет речь. Одна сплошная фантазия , лож и грязь больного воображения, какие уборщицы ? что за бред ? .
Храм Святой Троицы («Кулич и Пасха») на Пролетарской является оазисом света, красоты и спокойствия в нашем районе. Почему в письме нет ни слова об отце Василии? Самом ярком пастыре в нашей церкви, который служит людям уже много лет . «

«Фантазия, говорите? А проверить-то просто: пойти и посмотреть на пол да стены. Попробовать попасть к митрополиту через кордон его слуг. И увидеть и услышать самим описанное хамство лиц, которые не просто христиане…
Люди молчат из страха? Божий ли страх это? Осуждать нельзя? Да, но осуждать ДЕЛА явно не Божии необходимо. Иначе эти люди садятся на шею смиренных христиан. А те молча и везут их по жизни, взращивая хамство и наглость.
Довольно это терпеть.
А то, что есть от. Василий, ну так и расскажите! Вы, видать, не ходили к митрополиту, и Вас не вышвыривали вон. Можно многое не видеть, но это не значит, что этого нет».

Богословка. Церковь «Кулич и Пасха»

Богословка
О Богословке Пыляев писал: «На правом же берегу Невы, верстах в трех от [Новосаратовской – А.С.] колонии, лежит прелестнейшая дача Богословка, или Зиновьева, с превосходными большим барским домом и обширнейшми вековым парком, с живописными островками, лужайками, пригорками, мостиками, эрмитажем и другими затеями былого нашего вельможного барства. Имение это когда-то принадлежало духовнику императрицы Дубянскому».
Дубянский был духовником Елизаветы Петровны. Это про него Екатерина Великая писала, что «нашла его менее глупым, чем о нем говорили». В прошлом году я была в Кёрстово, которое принадлежало Дубянскому (писала здесь ). Внучка Дубянского вышла за Зиновьева, жили они Копорье в усадьбе Гревова, о которой писала подробно здесь . Усадьба Богословка сначала принадлежала Дубянскому, а затем перешла Зиновьевым. Поэтому её иногда называли не Богословка, а Зиновьева.
Здесь в 1828-30 годах архитектором В. И. Беретти был построен деревянный усадебный дом в стиле строгого классицизма, открытый в сторону Невы. Спустя некоторое время он же спроектировал ряд парковых построек: парадную лестницу – спуск к Черной речке, павильон Эрмитаж, кухню, «голландский домик», «Новоберезовскую дачу» и арочный деревянный мост.
Беретти строил усадебный дом для Лопухиной в Осиновой Роще, жалкие остатки которого мы видели в самом начале экскурсии . В планировке всех домов архитектор развил один и тот же прием: выделение главного двухэтажного корпуса, который переходами соединялся с одноэтажными флигелями. Возможно, таким же был и дом в усадьбе Гревовой. Любопытно, что во всех трех усадьбах, созданных одновременно, Беретти для господских домов предпочитал дерево, а службы всегда строил каменные.
Когда дом в Богословке был разобран, я не знаю, но 1968 году он ещё стоял, сейчас собираются его построить заново. Это вполне возможно, так как в 1930-е были сделаны фотографии дома и построек в парке, проведена опись деревьев и кустарников.

Благодаря огромному богатству Зиновьевых, парк избежал участи других усадеб и не превратился в «вишневый сад». Было только 15 дачников.
В 1930-е годы планировалось перенести центр города туда, где сейчас находится Московская площадь. Это решило бы две проблемы. Во-первых, это место никогда не затапливается, то есть нет угрозы нападений. Во-вторых, это место дальше от финской границы, которая в то время шла по Сестре, что могло позволить финской артиллерии обстреливать город.
На месте бывшей Богословки планировали устроить рекреационную зону – лесопарк. Это было новое понятие, не было опыта лесопаркового строительства, не существовало даже теоретических основ. Специалисты считали, что пригородные леса по своему назначению и по своей структуре должны отличаться от дикого лесна. Пригородный лес — место отдыха. Как добиться, чтобы он смог вместить десятки тысяч посетителей? Как доставить сюда отдыхающих? Как удовлетворить разнообразие вкусов? Наконец, что нужно сделать, чтобы это был и парк и лес, чтобы дорожки, рощи и искусственные водоемы, беседки, скамейки сочетались с естественными полянами, диким лесом?
Эту задачу начали решать в конце 1930-х, но во время войны в результате артобстрелов лесопарк очень пострадал, погибло 90% деревьев. В 1960-е годы была восстановлена дренажная система, аллеи, дороги, дорожки и тропинки, общая длина которых более 20 км. Площадь лесопарка 600 га. Если идти на север, то можно дойти до Павлова, а если вдоль Невы, то до Икеи.

Лет пятнадцать назад появилась прекрасная идея создать на территории усадьбы этнопарк. Речь идет о том, что если по каким-либо обстоятельствам не удалось сберечь памятник архитектуры, то можно воссоздать его в подлинных формах и конструкциях. Это не строительство новых объектов «под старину», как это сделано, например, в «Русской деревне» под Петергофом. В этнопарке в Богословке планируется воссоздание точных копий утраченных образцов северного деревянного зодчества.

Сейчас начато строительство северного погоста. Территория погоста обнесена оградой, представляющую собой совмещенную копию давно не существующих оград конца XVIII века – Лядинского погоста и располагавшегося неподалеку Спасского (Каргопольского уезда Олонецкой губернии).

Шатровая колокольня копирует сооруженную в XVII веке в Нижнеуфтюгском погосте Вологодской губернии (еще в 1988 году ее обмерял В. В. Суслов).

Храм повторяет сгоревшую в 1963 г. знаменитую 25-главую Покровскую церковь (1709 г.) Вытегорского (Анхимовского) погоста – предшественницу знаменитой церкви Преображения в Кижах. Покровская церковь в Боголовке действующая.

Один из домов, предназначенный для музейной экспозиции, спроектирован как копия-реконструкция дома Костина (1871 г.) из деревни Верховье Великогубской волости Олонецкой губернии.

Еще один дом намечается соорудить в виде копии вепсской постройки. Таковым является дом Манькина (1889 г.) из деревни Каскесручей Петрозаводского уезда Олонецкой губернии.

Планируется постройка ещё нескольких локальных участков. Каргопольская крепость 1664-65 годов. Внутри крепости – церковь Спаса и воеводский дом. Русское селение с общим числом 8-10 дворов. Здесь будут представлены крестьянские усадьбы Кингисеппского, Лужского, Тихвинского и Бокситогорского районов. Будут огороды, бани, амбары и часовни. Карело-вепсское селение, состоящее из 4-5 крестьянских дворов, будет представлять усадьбы Тихвинского района и Межозерья. Историческое селение должно включать как минимум четыре постройки разных эпох, реконструируемые по археологическим и письменным источникам. На первом этапе здесь предлагается построить копии староладожского длинного дома X–XI веков, двора крестьян Неудачки Петрова и Шестачки Андреева второй половины XVI века (ныне село Белое Лужского района Ленинградской области), вологодские хоромы (1684 г.) и двор дьяка в Олонце (1672 г.).

Пыляев: «На другой стороне Невы, за Рыбацкой слободой, находится историческое село Усть-Ижора. По преданиям, в XIII веке на этом месте была битва Александра Невского со шведами. Здесь Александр Невский своим копьем возложил печать на лицо военачальника шведов Биргера. Новгородец Гавриил Алексеич гнал принца, сына Биргера, до самой ладьи и на коне въехал на доски, положенные с берега; доски подломились, Гавриил упал с конем в воду, но, выплыв, вновь сразился с одним из воевод шведских. Новгородец Миша сжигал суда врагов. Новгородец Сбыслав-Якунович с одним топором врубался в толпы неприятелей. Княжеский ловчий, Яков Полочанин, с горстью удальцов ударил на целый полк. Отрок Савва пробился до шатра Биргера, подсек его столб и падение шатра лишило шведов остального мужества. Здесь пал Ратмир, храбрый воин Александра, и много храбрых витязей Новгорода и Ладоги»:

Богословка была последним пунктом нашей поездки. Возвращались в город по вантовому мосту через Неву, который мне очень нравится.

Троицкая церковь «Кулич и Пасха»
Мы вышли у станции метро «Пролетарская» и решили зайти в знаменитую церковь «Кулич и Пасха».

От величественного парка «Каприз» князя А. А. Вяземского осталась лишь Троицкая церковь «Кулич и Пасха». Князь являлся директором Императорского фарфорового завода, стоявшего на Шлиссельбургском тракте (сейчас — проспект Обуховской Обороны). Здесь же, рядом с заводом, он устроил свою резиденцию — имение Александровское.

Вяземский получил от Екатерины II награду в 200 тысяч рублей. Он решил на эти деньги в своём усадебном парке построить храм. На фасаде церкви и сейчас можно увидеть вензель Екатерины и надпись «В память твоих щедрот. Начата в 1785 году».

Церковь строил знаменитый архитектор Н.А. Львов, который был соседом князя и состоял с ним в деловых и приятельских отношениях. Храм имеет вид ротонды, а колокольня – вид четырехгранной пирамиды, с баптистерием на первом и звонницей на втором ярусе.

Столь своеобразную форму храма объясняют следующим. Заказчик, князь Вяземский, был генерал-прокурором и потому, по замыслу архитектора проекта, ротонда символизирует храм правосудия, а «твёрдая призматическая пирамида» — «неколебимую купность. трёх добродетелей»: Истины, Человеколюбия и Совести, т.е. символ Зерцала Петра I. За необычный облик в народе храм прозвали «Кулич и Пасха». Строительство церкви велось в 1785-1787 годах. По желанию Екатерины II церковь освятили на Троицу 13 мая 1790 года.

Церковь была закрыта в 1938 году, затем открыта в 1946 году. Практически все церковные ценности были изъяты и пропали.
В церкви очень красивый старый иконостас, синий с золотом. Мне хотелось рассмотреть известную икону 1713 года свт. Николая Чудотворца, а также знаменитую икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (С.-Петербургская, «с грошиками», 1888 года), но в церкви шла служба, было полно народу.
Об иконе с грошиками на церковном информационном щите написано следующее: «23 июля 1888 года над Санкт-Петербургом разразилась сильная гроза, молния ударила в часовню Тихвинской иконы Божией Матери, начался пожар, который вскоре потушили. Стали выносить иконы и увидели, что икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» дивно обновлена Небесным огнем, потемневший от времени лик Богоматери просветлел, и к нему чудно прилепились одиннадцать грошиков из разбитой молнией кружки для пожертвований. монетки эти не отпадали, а держались на поверхности без всякой видимой причины… С 1947 года и до сего дня чудотворная икона «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками) находится в церкви Святой Троицы «Кулич и Пасха» и поныне совершаются возле нее чудесные исцеления, нуждающимся подаются помощь, скорбящим радование».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector